Этапы и содержание логопедической работы по устранению дислалии у детей старшего дошкольного возраста

Дислалия — одна из наиболее частых форм нарушения речевой функции у детей всех возрастов. Сопровождается невозможностью произносить те или иные звуки. Отдельные сочетания таковых при формально сохранной способности говорить. Лексический строй не страдает, как и прочие формальные составляющие правильной речи. Ключевой признак расстройства — неправильное произношение букв, редукция звуков. Согласно статистическим данным, основное число случаев приходится на детей от 6 до 12 лет, половых предпочтений расстройство не имеет.

Несмотря на такую статистическую выкладку, отклонение берет свое начало намного раньше. Речь идет только о зафиксированных клинической практикой случаях. На самом же деле многие родители не обращаются к логопеду, полагая, что патология исчезнет сама собой по мере взросления ребенка, что оказывается далеко от истины. Без специфической коррекции под контролем логопеда, нарушение прогрессирует, приводит к проблемам с чтением и воспроизведением информации, полученной на слух.

Дислалия как вид речевого нарушения встречается не только у детей. Сравнительно легкие формы обнаруживаются и у взрослых, которые не прошли специфической коррекции речи. Классическими примерами могут служить так называемая «шепелявость» или «картавость». Устранение во взрослом возрасте также вполне возможно. Изменение постановки звуков проводится быстрее, чем у детей, поскольку вовлечена еще и аналитическая составляющая. Пациент способен осмысливать требования, рефлексировать по поводу успехов и при необходимости корректировать пути достижения цели.

Выявить дислалию довольно сложно, если говорить о детях до 6-7 лет. Потому как в зависимости от индивидуальных особенностей психики, возможно позднее формирование полноценной речи. Как диагностика, так и восстановление требуют работы целой группы специалистов. От логопеда, в качестве ведущего врача до невролога, ортодонта. Потому как существует множество возможных органических причин патологического развития одной из базовых функций человека как социального существа.

Терапия дислалии не предполагает использования медикаментов или прочих фармацевтических способов. Устранение чисто логопедическое, посредством упражнений, также хирургическое, если имеют место дефекты речевого аппарата и проблемы с артикуляцией. Успеха удается достичь в большинстве зафиксированных случаев. Независимо от первопричины.

Причины дислалии

Дислалия развивается, преимущественно, в результате недоразвития речевого аппарата. Это может быть неочевидно на первый взгляд даже врачам. Некоторые дефекты диагностируются постфактум, только при тщательном целенаправленном рассмотрении. Другие же видны невооруженным глазом. Однако это не единственная группа причин. Отдельно можно говорить о социальных предпосылках для отклонения в вербальном развитии ребенка. Среди непосредственных провоцирующих факторов.

Патологии строения речевого аппарата

  • Короткая уздечка языка и другие проблемы с языком

Короткая уздечка встречается почти у 12% пациентов по всему миру. И это только зафиксированные документально случаи. Скорее всего, число много больше. Но не всегда анатомический дефект настолько выраженный, что мешает нормальному формированию артикуляции и дикции. Это скорее крайние случаи. Восстановление хирургическое, потому как в большинстве случаев не удается подстроить артикуляцию под особенности речевого аппарата.

Другие возможные варианты — слишком толстый или недоразвитый язык. Подобные формы отклонений встречаются намного реже. Как правило, они входят в состав комплексных патологий, в том числе хромосомного происхождения. Например, в рамках некоторых синдромов, предполагающих общее физическое и умственное недоразвитие. В такой ситуации патология имеет фундаментальный характер, работать нужно сразу по нескольким направлениям: коррекция когнитивных функций, устранение анатомических дефектов. Даже тогда никто не гарантирует успеха.

  • Проблемы со строением челюсти, зубов

Вариантов множество. От слишком мелких зубов до их неправильного расположения. При эктопии (смещении) клыков относительно верхнего ряда зубов возможны трудноустранимые дефекты речи. Изменение такого положения вещей требует участия ортодонта и стоматолога. Пациент после тренировок, однако, имеет возможность подстроить речевую деятельность под особенности собственного тела.

  • Не столь явные причины — высоко или низко расположенное небо

Отклонение частое, обнаруживается у 20% населения планеты. Но, как правило, анатомические изменения относятся скорее к погрешности и индивидуальным особенностям, потому как проблема мнимая и не доставляет человеку никакого дискомфорта.

  • Встречается в практике врачей-ортодонтов, челюстно-лицевых хирургов и группы патологий более тяжелых. Например, расщелина неба (волчья пасть), раздвоение губы (заячья губа) и некоторые прочие

Эти состояния относятся к спорным, практики до сих пор дискутируют, к какой категории их причислить. Многие специалисты настаивают, что это не дислалия, а ринолалия. Вопрос спорный. Однако суть остается прежней. Нарушения речи, дикции и артикуляции. Без лечения смысла в коррекции нет, потому как она в принципе невозможна. Требуется хирургическое устранение дефекта. Встречаются и комплексные дефекты. Вроде нарушения формирования уха, расщелина губы, интеллектуальный дефицит в системе.

  • Отдельно говорят о проблемах с прикусом

Коррекция проводится под контролем ортодонта. Желательно начать восстановление раньше. Во взрослые годы оно возможно, но представляет трудности ввиду эстетических проблем терапии (ношение скобок), сложностей реабилитационного периода. Потребуется много времени, которого обычно не хватает даже на базовые вещи.

Социальные причины

Социальные причины встречаются так же часто. Как отмечают специалисты, одно идет об руку с другим. Дети, имеющие анатомические дефекты часто встречаются еще и с этой категорией факторов-провокаторов.

  • Умственный дефицит

Пациенты с отставанием в интеллектуальном развитии позднее приобретают навыки грамотной и правильной устной речи. В рамках подобных отклонений это считается нормальным явлением. Не всегда речь идет о стойком дефиците. Многие дети постепенно развиваются и «догоняют» ровесников, сравниваясь в интеллектуально сфере. Некоторые заболевания, вроде олигофрении (особенно в стадии имбецильности или идиотии) не приобретают способности говорить вообще или ограничиваются отдельными словами, звуками, мычанием, нечленораздельным бормотанием. Дебильность предполагает возможность коррекции патологии под контролем группы специалистов, даже в этом случае шансы на восстановление высоки.

  • Сдерживание речевого развития ребенка окружением

В первые годы жизни психика наиболее восприимчива к раздражителям и агентам влияния извне. Такими оказываются родители, бабушки, дедушки, тети и дяди, ближайшие родственники. Проблема в методах воспитания и развития человека. Сюсюканье, подражание детской неграмотной речи приводит к задержке вербальной деятельности. Во многих случаях ребенок так и остается со своими нарушениями до консультации с логопедом. Часто в подобных семьях ребенок предоставлен сам себе, с ним мало говорят, ему не читают книги.

Развитие интеллектуальной составляющей — одна из ключевых форм воспитания. Коррекция в дальнейшем дается с трудом, потому как пациент усваивает аномальную модель речевой деятельности. Она фундаментально закрепляется в сознании и подсознании. Требуется несколько месяцев для достижения положительного результата. Возможно больше.

  • Слабый иммунитет, склонность к инфекционным заболеваниям

Выявлена четкая корреляция между уровнем защитных сил организма и вероятностью дислалии. С чем связано подобное точно сказать нельзя. Врачи предполагают, что причина в недостатке социальных связей и контактов ребенка с окружающим миром. Будучи ослабленным, пациент не ходит в детский сад, не посещает дошкольные учреждения. Потому не воспринимает речевые модели и не создает собственную на их основе. Подобная дислалия сравнительно просто корректируется. Иммунитет можно считать косвенным виновником. На деле речь идет о проблемах ранней социализации.

  • Рождение в семье с родителями, принадлежащими к нескольким этносам, нациям

При попытках обучить пациента нескольким языкам, возникает выраженный диссонанс. Произношение смазывается, в другой язык вплетаются фрагменты из первого. Единственная возможность избежать подобной проблемы, сначала научить ребенка говорить на одном языке, только потом, как только сформируется стойкий навык выражения мыслей грамотным путем, начинать обучение второму языку. Коррекция данного вида дислалии потребует усилий со стороны самих родителей.

  • У детей дошкольного возраста — недостаточная подвижность речевого аппарата

Крайне редко это результат органических патологий. Обычно речь идет о банальном нежелании вырабатывать навык. Это особенность психики и характера пациента. Идеальным вариантом в таком случае станет стимуляция правильной деятельности. Обучать навыкам говорения лучше в игровой форме, чтобы умения лучше усваивались, и не было насильственного элемента. Лучше работать под началом грамотного логопеда и в домашних условиях выполнять все его рекомендации.

  • Педагогическая запущенность

Это частный случай проблем в воспитании. Присуща неблагополучным семьям и не только. Аномалии дикции и артикуляции игнорируются, ребенок предоставлен сам себе и не стремится в силу возраста к изменению положения вещей.

Причины социальные в любом случае требуют участия родителей в первую очередь. Также ближайшего окружения. Потому как усилий логопеда не хватит, если среда упорно стремится вернуть пациента в исходное негативное положение.

Поражения слухового аппарата и ЦНС

  • Проблемы со слухом. Например, тугоухость, преимущественная потеря способности воспринимать звуки с одной стороны

Дислалия подобного рода всегда индуцированная. Пациент просто не улавливает правильного произношения речевых конструкций. Потому повторяет так, как воспринял их. Терапия требует восстановления способности слышать. Возможно использование слухового аппарата. Только потом можно начинать коррекцию речи. Обычно она не представляет больших сложностей.

  • Крайне редко встречаются аномалии со стороны центральной нервной системы в качестве провокатора расстройства

Обычно это обратимые нарушения в коре головного мозга на фоне врожденных или приобретенных патологий. Энцефалопатии, опухолей (редко), перенесенных нейроинфекций. В такой ситуации жертвой дислалии может стать и взрослый человек, который до недавнего времени говорил нормально. Потребуется борьба с органической патологией и только потом можно говорить о лечении самой дислалии.

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ ДИСЛАЛИИ

Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Общий ее ход должны себе представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает ее общую эффективность.

Все содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения условно может быть разделено на три основных этапа, каждый из которых преследует вполне определенную цель:

1. Постановка звука

2. Автоматизация звука

3. Дифференциация вновь воспитанного звука от сходных с ним

Рассмотрим каждый из этих этапов в отдельности.

Под постановкой звука (термин несколько «механистичен» и не вполне отвечает существу дела) понимается сам процесс обучения ребенка правильному произношению этого звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания.

Звук «ставится» заново в случае его полного отсутствия в речи или замены другим звуком, а также при наличии такого дефекта в произношении, который нельзя частично «подправить» и довести до нормы (например, при «картавом» Р или губно-зубном Л). Иногда же ограничиваются так называемой коррекцией звука, заключающейся в уточнении лишь отдельных элементов его артикуляции, которая в целом близка к нормальной. Так, например, при межзубном произношении С для достижения нормальной артикуляции нужно только научить ребенка удерживать кончик языка у нижних резцов, убирать его за зубы (другое дело, что для этого могут потребоваться предварительные артикуляторные упражнения или нормализация прикуса). В дальнейшем речь пойдет только о постановке звука, а не о его коррекции.

Во многих случаях к постановке звука нельзя приступить сразу, поскольку ребенок не может придать своему языку необходимое положение. Допустим, нам нужно воспитать у него правильную артикуляцию звука Р, а ему не удается даже поднять кончик языка кверху, уже не говоря о самой вибрации. При таких обстоятельствах необходимо проведение подготовительной работы. Она заключается преимущественно в так называемой артикуляторной гимнастике, основная цель которой состоит в развитии достаточной подвижности губ и языка. Обычно такую подготовку необходимо проводить при моторной функциональной и механической дислалии и в особенности при дизартрии, для которой характерны парезы артикуляторных мышц.

При полиморфном нарушении звукопроизношения проводится общая артикуляторная гимнастика, включающая в себя все основные движения артикуляторных мышц. «Общность» упражнений диктуется тем, что в этих случаях оказываются нарушенными звуки из разных фонетических групп и поэтому каждое движение «пригодится» если не для одного, то для каких-либо других звуков. К тому же сама по себе полиморфность нарушения звукопроизношения в большинстве случаев свидетельствует о неблагополучном состоянии речевой моторики, а значит и о необходимости ее серьезной «тренировки».

При мономорфных же нарушениях звукопроизношения выбор артикуляторных упражнений определяется двумя основными условиями. Во-первых, он зависит от особенностей нормальной артикуляции вновь воспитываемого звука. Так, например, при воспитании правильной артикуляции звука Р важно научить ребенка поднимать язык кверху и как можно лучше развить подвижность его кончика, однако это совсем не требуется для постановки звука С, при котором кончик языка неподвижно лежит у нижних резцов. Во-вторых, выбор артикуляторных упражнений во многом определяется самим характером дефектного произношения звука. Например, для воспитания правильной артикуляции звука Л нет никакой необходимости в выполнении специальных упражнений для губ, поскольку при произнесении этого звука они занимают нейтральное положение. Но если мы имеем дело с двугубным или губно-зубным Л, то в этом случае упражнения для губ совершенно необходимы: только научив ребенка активно разводить губы в стороны, мы сможем в дальнейшем обеспечить их изоляцию от участия в образовании звука, а следовательно, и устранить «губное» его звучание.

При механической дислалии до постановки звуков нередко приходится устранять аномалии в строении речевого аппарата. Например, при очень короткой уздечке языка постановка звука Р возможна лишь после ее подрезания, или преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение переднего открытого прикуса.

При сенсорной функциональной дислалии в подготовительный период проводится работа по воспитанию слуховой дифференциации звуков, поскольку в случае ее нарушения ребенок не осознает неправильности своего звукопроизношения и не сможет в дальнейшем его контролировать. Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребенком всех предлагаемых логопедом артикуляторных упражнений, а также упражнений в слуховой дифференциации звуков. Для этого не нужно быть специалистом — достаточно получить лишь его подробную консультацию.

После проведения необходимой подготовительной работы переходят непосредственно к постановке звука. Она может производиться по подражанию, с механической помощью и смешанным способом. Рассмотрим лишь первый из этих способов, так как остальные два требуют специальных знаний.

Способ постановки звука по подражанию является наиболее легким как для логопеда, так и для самого ребенка, поскольку требует минимальной затраты усилий и времени. Он заключается в том, что логопед в присутствии ребенка ясно и четко произносит нужный звук. Ребенок, слыша звук и одновременно видя его артикуляцию, нередко сразу оказывается в состоянии его воспроизвести. Если это произошло, то постановку звука можно считать законченной: ребенок научился произносить его правильно. Этот способ постановки звука могут использовать и сами родители — во многих случаях он «сработает». Постановка звука по подражанию возможна лишь при наличии у ребенка достаточной подвижности артикуляторных органов и правильного их строения.

Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи. На изолированном его произношении долго задерживаться не следует, поскольку наша речь представляет собой поток непрерывных изменений, и движения губ и языка при произнесении согласных не являются стандартными, а зависят от того, в составе какого комплекса движений (то есть в каких звукосочетаниях) они осуществляются. Этим и определяется важность возможно более быстрого включения вновь воспитываемого звука в наиболее типичные для него звукосочетания. Однако здесь нельзя впадать и в другую крайность: переходить к этапу автоматизации преждевременно, то есть до получения правильного изолированного звучания звука. Исключения в этом отношении иногда допускаются лишь в случаях механической дислалии и выраженной дизартрии. В целом же на этапе автоматизации, в отличие от этапа постановки звука, при любой причинной обусловленности дефектов звукопроизношения и любом характере их внешнего проявления работа ведется примерно одинаково и в одной и той же последовательности: произношение слогов, слов, специально подобранных фраз, текстов с вновь воспитываемым звуком. Эта одинаковость подхода объясняется тем, что здесь во всех случаях у ребенка уже имеется правильный звук, какими бы разными путями и в сколь различные сроки он ни был получен.

Необходимость выделения специального этапа автоматизации связана с тем, что и после усвоения нормальной артикуляции звука ребенок в силу сложившейся привычки продолжает неправильно произносить его в речи. Ведь что такое дефектное произношение звука? Это далеко не только произношение именно звука. Если ребенок заменяет в своей речи, например, Ш на С, то у него соответствующим образом сформированы и все стереотипы слов, включающих этот звук (СКАФ вместо ШКАФ, СКОЛА вместо ШКОЛА, СУМ вместо ШУМ и т. п.). Естественно, что сразу после постановки звука он не сможет произносить все слова с данным звуком правильно.

В целях облегчения для ребенка этой сложной задачи автоматизация звука осуществляется постепенно: сначала в самых разных типах слогов и звукосочетаний (СА, АС, АСА, СТО, СКО, СТРУ, КСЫ и т. п.), затем в отдельно взятых словах с разной по своей сложности звуко-слоговой структурой (САНИ, СОК, НОС, СПОР, СТАКАН, СТРАУС, СОСУЛЬКА), потом в специально подобранных фразах, где автоматизируемый звук содержится в каждом слове (СОЛЬ СОЛЕНАЯ, СОЛЬЮ СОЛЯТ), и, наконец, в текстах. Если же правильное произношение вновь поставленного звука удается сразу в словах, то автоматизация в слогах отпадает.

На данном этапе работы из речевого материала исключаются все артикуляторно и акустически близкие звуки. Например, при автоматизации звука С в подобранных для этой цели слогах, словах и фразах не должно содержаться других свистящих, а также шипящих звуков. По этой причине здесь следует брать слова типа СУМКА, СОМ, ВЕСЫ, ВЕСНА и т. п. и исключать слова типа СУШКА, СВЕЧА, ПЕСЕЦ, СТУЖА. Лучше в этих случаях не использовать и слова с артикуляторно сложными (хотя акустически и далекими) звуками типа Р, Л, поскольку эти звуки также могут произноситься дефектно. Такой «облегченный» речевой материал позволяет ребенку все свое внимание сосредоточить только на вновь воспитываемом звуке. Этот звук лучше сразу связать с буквой, чтобы у ребенка сформировалась прочная связь между звуком и буквой, что очень важно для правильного письма (особенно если звук не искажался, а заменялся каким-то другим). Проводятся и упражнения в самом элементарном звуковом анализе.

Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения «нового» звука в обычной разговорной речи. На этот момент приходится обратить особое внимание читателя, поскольку очень многие дети, уже овладевшие правильным произношением звука, не употребляют его в своей самостоятельной речи. Чаще всего это имеет место при преждевременном прекращении логопедических занятий, что случается в основном по вине родителей. Именно по этой причине к логопедам потом нередко обращаются уже взрослые люди, с детских лет умеющие правильно произносить тот или иной звук, но так и не научившиеся пользоваться им в своей речи.

Помощь логопеду со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля над правильностью его звучания. В дальнейшем будет необходим точно такой же постоянный контроль над всей речью ребенка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесенный звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звука, причем сделано это будет в самый короткий срок, что избавит родителей от необходимости «долго водить» ребенка к логопеду.

В случаях искаженного звучания звука (а не его замены) этапом автоматизации обычно и заканчивается работа над коррекцией звукопроизношения. Например, если ребенок произносил звук Р «картаво» или С межзубно и не смешивал эти звуки с другими, то очень мало вероятности, что он вдруг начнет их смешивать после коррекции. Когда же мы имеем дело со звуковыми заменами, то они обычно еще долго дают о себе знать, и для их окончательного преодоления необходима специальная и иногда довольно продолжительная работа. Именно этому и посвящен третий этап работы над коррекцией звукопроизношения.

Основная задача этапа дифференциации звуков заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений. Работу по различению ребенком смешиваемых звуков по сути дела начинают уже в подготовительный период и в период постановки звука. Уже тогда его внимание привлекают к различному положению губ и языка и к различной по своему характеру струе речевого выдоха при артикулировании смешиваемых им звуков (например, С и Ш, З и Ж). Отмечают и разное звучание этих звуков (З — так комар звенит, Ж — так жук жужжит).

Переход к специальному этапу дифференциации звуков может быть начат только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании, то есть когда умение правильно произносить «новый» звук уже достаточно автоматизировано.

Как и на предыдущем этапе, сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно. Сначала смешиваемые ребенком звуки дифференцируются в самых разнообразных типах слогов (СА-ША, АС-АШ, СТО-ШТО и т. п.), которые должны произноситься им без всяких звуковых замен, затем — в словах (САНКИ-ШАПКА, МИСКА-МИШКА), предложениях (типа широко известного ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ) и связных текстах, включающих оба смешиваемых звука. При работе с детьми школьного возраста обязательно используются и письменные упражнения, позволяющие преодолеть буквенные замены на письме. В отношении дошкольников необходима специальная работа по предупреждению таких замен. Оба дифференцируемых звука обязательно сразу связываются с буквами.

Необходимой предпосылкой как для предупреждения, так и для преодоления буквенных замен на письме является развитие у ребенка способности безошибочно определять наличие «нового» звука в слове, находить его конкретное место в нем и отличать от имеющихся в этом же самом (или каком-то другом) слове похожих на него звуков. Иными словами, необходимо воспитание у ребенка способности к фонематическому анализу слов, включающих в свой состав и смешиваемые им звуки. Такая работа начинается уже на этапе автоматизации, но там она направлена на «поиски» только одного вновь поставленного звука.

Детям 6-летнего возраста могут быть предложены задания на выделение интересующего нас звука из начала и конца слова (что сделать наиболее просто), например: «Какой первый звук ты слышишь в слове РЫБА? А какой последний звук слышится в слове СЫР»? Отвечая, что он слышит здесь звук Р, ребенок тем самым выделяет этот звук из общего состава слова и произносит его изолированно. В процессе специального обучения могут практиковаться и более сложные виды звукового анализа слов, связанные с более точным определением места звука в слове. Все приведенные упражнения приучают ребенка внимательно относиться к звуковому составу слов и вместе с тем упрочивают у него навык слуховой дифференциации звуков. Именно это и необходимо для предупреждения (у дошкольников) или полного преодоления (у детей школьного возраста) буквенных замен на письме.

Роль родителей на этапе дифференциации звуков не менее важна, чем на этапе автоматизации, и заключается она, во-первых, в систематическом контроле за правильностью выполнения ребенком логопедических заданий, включая и письменные, и, во-вторых, в постоянном контроле над его речью в обычных жизненных ситуациях — до полного исчезновения в ней звуковых замен. Весь необходимый и расположенный в соответствующей последовательности дидактический материал для автоматизации и дифференциации звуков, начиная со слогов и кончая связными текстами, дан в упомянутом в списке литературы нашем пособии «Говори и пиши правильно».

Такова общая последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения у детей. Соблюдение именно такой последовательности в работе является обязательным, поскольку всякое ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы. Так, например, бесполезно пытаться сразу ставить ребенку звук, если состояние его артикуляторной моторики еще не позволяет этого сделать. Или нельзя начинать автоматизацию звука с ребенком, не научившимся правильно его произносить, и т. п. (Во многих случаях родители еще до обращения к логопеду упражняют своих детей в чтении и заучивании стихотворений на определенный звук с целью его «исправления», что в итоге приводит к еще большему упрочению неправильной артикуляции звука).

Отметим особенности применения рассмотренной здесь схемы работы при разных по своей причинной обусловленности формах нарушения звукопроизношения.

При сенсорной функциональной дислалии такие особенности заключаются в следующем:

1. Преимущественное развитие в подготовительный период функции речеслухового анализатора по сравнению с речедвигательным (работа над слуховой дифференциацией звуков).

2. Уделение должного внимания фонематическому анализу слов.

3. Обязательное наличие этапа дифференциации (в речи ребенка) смешиваемых звуков.

4. Целенаправленная работа над изжитием (или предупреждением) буквенных замен на письме.

Преодоление моторной функциональной дислалии имеет такие особенности:

1. В подготовительный период преимущественное внимание уделяется развитию артикуляторной моторики ребенка, выработке у него достаточно четких и координированных артикуляторных движений. Что касается развития слухового восприятия, то здесь важно научить ребенка отличать правильное звучание звука от дефектного (например, нормальное Р от «картавого»).

2. Обычно отпадает необходимость в специальном выделении 3-го этапа работы — этапа дифференциации смешиваемых звуков.

3. Нет необходимости в специальной работе по преодолению (или профилактике) буквенных замен на письме.

При сенсомоторной функциональной дислалии в зависимости от преобладающей симптоматики в разных вариантах комбинируются приемы работы, применяемые для преодоления моторной и сенсорной функциональных дислалии.

Основная особенность преодоления механической дислалии заключается в том, что здесь в большинстве случаев не удается ограничиться только логопедической помощью, а необходимо комплексное медико-педагогическое воздействие. При этом даже полное устранение анатомического дефекта обычно не приводит к нормализации звукопроизношения. Неправильный способ функционирования становится привычным и сохраняется даже после полного устранения анатомического дефекта, а значит сохраняется и неправильный способ артикулирования звуков. И даже более того. Если после устранения анатомического дефекта старый способ неправильного функционирования языка оставить неизменным, то он может провоцировать возвращение прежней «патологической формы». Нередко именно вторично нарушенная функция здорового органа (в данном случае — языка) препятствует успешному проведению ортодонтического лечения. По этой причине логопедическая работа, и прежде всего активная артикуляторная гимнастика, важна в этих случаях не только для коррекции нарушенного звукопроизношения, но также и для устойчивого исправления самого анатомического дефекта.

Что касается последовательности применения методов медицинского и логопедического воздействия, то ее можно варьировать. Хотя с точки зрения коррекции звукопроизношения было бы целесообразнее сначала устранить анатомический дефект, однако это оказывается не всегда возможным. По этой причине логопедическую работу с ребенком нередко приходится начинать задолго до окончания ортодонтического или хирургического лечения, способствуя тем самым более успешному его завершению.

Наибольшую сложность и своеобразие при механической дислалии имеет этап постановки звука. В зависимости от достигнутых результатов коррекции анатомического дефекта здесь могут иметь место следующие два варианта постановки:

1. В случае полного устранения аномалий в строении артикуляторного аппарата постановка звука проводится обычным путем, через обучение ребенка придавать своим артикуляторным органам то положение, которое необходимо для нормальной артикуляции звука.

2. При невозможности устранения анатомического дефекта или достижении лишь некоторого его уменьшения перед логопедом стоит сложная задача воспитания правильной артикуляции звука при необычном строении артикуляторного аппарата ребенка. Речь здесь может идти лишь о воспитании так называемой компенсаторной артикуляции, при которой дефект в строении одного органа компенсируется за счет своеобразного, необычного расположения других артикуляторных органов. Основным ориентиром здесь должна служить правильность звучания звука — приходится добиваться нормального (или возможно более близкого к норме) звучания, сознательно идя при этом на необычное расположение артикуляторных органов при произнесении звука.

Автоматизация поставленного звука осуществляется обычным путем. Что касается специальной работы над дифференциацией звуков, то при механической дислалии ее во многих случаях не требуется, поскольку здесь чаще наблюдается искаженное звучание звуков, чем их полные замены другими звуками.

Отличия дислалии и прочих схожих расстройств

Дислалию нужно отграничивать от дизартрии и афазии.

Дизартрия

Это всегда результат поражения церебральных структур. Итогом оказывается нарушение иннервации органов речи. Проблема кроется в недостаточной подвижности языка, губ, проблеме с координацией их микродвижений. Дислалия же имеет функциональную природу. Корректируется логопедическими методами. Реже имеется местное расстройство. Анатомические проблемы, недоразвитие речевого аппарата. Отличия дислалии и дизартрии очевидны после неврологического обследования. На глаз сказать что-либо конкретное не выйдет.

Афазия

Становится итогом генерализованного поражения головного мозга или же дисфункции височной, лобной долей. Встречается при фундаментальных патологических процессах вроде инсульта, разрушающего нервные ткани и связи, нейроинфекций и прочих. Пациент утрачивает приобретенные ранее навыки устной речи. Как правило, патология присуща людям старшего поколения, а не детям. Если при дислалии человек способен понимать сущность проблемы, часто и сам признает ее наличие, афазия делает это практически невозможным. Отклонение заметно только окружающим. Афазия — результат перенесенной патологии и форма неврологического дефицита. Это ключевая особенность. К тому же практически всегда сопровождается прочими симптомами.

Подобный метод разграничения играет одну из ключевых ролей в диагностике. Потому как нужно выяснить непосредственную причину проблемы и форму отклонения. Без этого не может быть эффективного восстановления.

Формы дислалии, классификация патологических изменений

Классификация патологического процесса (говоря условно) проводится по нескольким основаниям. Каждый метод подразделения используется в клинической практике одинаково часто.

Исходя из масштаба речевой дисфункции:

  • Простая форма дислалии. Сопровождается нарушением произношения одного звука или одной группы звуков. Например, шипящих, буквы «р» и прочих. Встречается наиболее часто. Нередко пациенты проносят проблему до взрослых лет и не спешат с ней расставаться.
  • Сложная дислалия. Как и следует из названия, приводит к редукции сразу нескольких групп звуков при говорении. Встречается на фоне педагогической запущенности, выраженных проблем речевым аппаратом и недостаточном развитии ребенка в интеллектуальной сфере. Этиология процесса сложнее и не всегда удается с первого взгляда понять, в чем дело.

Основываясь на происхождении патологического процесса, выделяют следующие формы дислалии:

  • Органическая. Она же механическая. Является результатом анатомических дефектов в структуре речевого аппарата. Реже головного мозга, при нейроинфекциях, опухолях и прочих аномалиях. Механическая дислалия обусловлена проблемами органического характера, они требуют хирургической коррекции. Хотя и не всегда. Сначала в ход идут консервативные, логопедические методы. Врач стремится понять, возможно ли адаптировать пациента к особенностям его артикуляции.
  • Функциональная. Становится результатом социальных причин и обратимых проблем с головным мозгом. Причины функциональной дислалии кроются в окружении ребенка. Реже в перенесенных патологиях, которые вызывают дисфункцию со стороны центральной нервной системы. Работа с логопедом позволяет изменить ситуацию кардинально. Требуется от 2 месяцев до полугода или более. Вопрос индивидуальный.

Если говорить о патологиях головного мозга, функциональный тип подразделяется еще на два подтипа:

  • Сенсорная дислалия. Результат нарушения работы речеслуховой области. Сопровождается невозможностью адекватно воспринимать произносимые звуки и повторять их самостоятельно. Встречается в 45% от общего числа зафиксированных случаев.
  • Моторная дислалия. Сопровождается поражением речедвигательного центра. Нарушается координация движений губ, языка, органов речи в целом.

Обе разновидности предполагают борьбу с первопричиной и работу с логопедом.

Если говорить о функциональных формах более подробно, можно выделить еще три подтипа расстройства:

  • Акустико-фонематическая дислалия. Восприятия схожих звуков как идентичных. Приводит к замене одних другими без понимания разницы. Нарушение приводит к общим проблемам с речью. Она становится малопонятной окружающим.
  • Артикуляционно-фонетическая форма. Встречается особенно часто. Суть заключается в искажении произнесения одной или сразу нескольких групп звуков.
  • Фонетическая форма. Суть заключается в невозможности воспринять на слух правильную структуру сказанного. В рамках отдельных слов. Возможно формирование собственного словаря, который используется ребенком в повседневной жизни. Поэтому логическая составляющая не страдает. Каждый раз ребенок слышит одно и то же слово, но по-своему, вплетая его в канву общих высказываний. Чем дольше продолжается подобное аномальное развитие речевого аппарата и психического восприятия вербальной деятельности, тем сложнее восстановление.

Если брать за основу группы звуков, с которыми у пациента проблемы, можно назвать следующую группу конкретных форм:

  • Ротацизм (картавость, в просторечии).
  • Сигматизм (шепелявость, невозможность нормально произносить шипящие звуки).
  • Ламбдацизм (проблемы с произнесением звуков и сочетаний в основном «л» или «ль»).

Прочие встречаются несколько реже. Перечень не исчерпывающий.

Основываясь на количественной характеристике расстройства, выделяют еще две формы дислалии, как патологического процесса:

  • Полиморфная. Сопровождается комбинированным отклонением в речевой деятельности. Например, ротацизм + йотизм (проблемы с произношением «й» + сигматизм). Вариантов множество.
  • Мономорфная. Как и следует из названия, наблюдается редукция только одной группы звуков. Это классическая форма, встречается, в том числе и у взрослых пациентов.

Также можно говорить о видах, в зависимости от их условной нормальности:

  • Возрастная дислалия. Встречается у детей до 3-6 лет. Сопровождается несовершенством процессов говорения ввиду малого возраста. Проблема сходит на нет сама, спустя некоторое время.
  • Аномальная или патологическая разновидность. Если отклонение не исчезло само или, что хуже, усугубилось.

Дислалия у детей встречается наиболее часто. Взрослые же страдают ей сравнительно редко, потому как речевой аппарат, как и кора головного мозга уже сформированы. В то же время, если не проведена коррекция в нужный момент, взрослый сохранит патологические вербальные привычки на всю жизнь. При условии, что не проводится коррекция. В некоторых случая нарушение возникает после перенесенной травмы, инфекции головного мозга, инсульта. Дислалия может быть и приобретенным дефектом. Терапия зависит от разновидности и происхождения дефицитарного явления.

Структура занятия при коррекции

Формирование речевой моторики состоит из комплекса последовательных мер, выбор которых зависит от каждого отдельного случая речевого нарушения.

Первичная задача состоит в улучшении функционирования органов речеобразования, затем происходит последовательная настройка фонематического слуха и внимательности.

Работа над коррекцией изолированных звуков может проводиться одновременно с записыванием фонем на слух.

После успешного усвоения первого этапа занятий, можно переходить к автоматизации произношения слогов и коротких слов. Позже, базируясь на усвоенном материале, тренировать говорение сложных звуковых комбинаций в предложениях.

Появление и доработка изъянов спонтанной диалоговой речи — завершающий этап лингвистических тренингов.

Дыхательная гимнастика

Основные принципы логопедической работы при дислалии предполагают обучению дыхательным упражнениям, направленным на углубление дыхания и увеличение объема легких.

Продленная фаза выдоха необходима для беспрепятственного произношения длинных предложений, сохранения нормального дыхательного ритма.

Примеры эффективных тренировок:

  • дуть на нитку или перо, соблюдая правильную технику — щеки надувать нельзя, губы не должны быть излишне напряжены, следить, чтобы выдох не был форсирован;
  • выдувать мыльные пузыри, стараясь выпускать воздух из легких как можно дольше;
  • остужение горячего напитка, надувание воздушных шаров;
  • по возможности — игра на губной гармошке, выпускание воздуха через соломинку в стакан, наполненный водой.

Техники, развивающие работу дыхательной системы помогают предотвратить неправильное функционирование органов артикуляции. Приобретенные навыки нужно закрепляться в домашних условиях, обычно, по рекомендации логопеда, самостоятельные занятия длятся 5-15 минут трижды в день или чаще, но с короткими интервалами в 2-3 минуты.

Артикуляционная гимнастика при лечении

На звуковом анализе основывается способность узнавать и распознавать фонемы, поэтому вначале выполняются операции со словами, которые ребенок научился произносить правильно.

После стойкого закрепления способности распознавать фонетические единицы, можно переходить к методикам, развивающим корректное произношение.

Процесс обретения навыков должен происходить без принуждения и осознанно.

Его суть заключается в подробном объяснении и демонстрации логопеда, каким образом использовать артикуляционный аппарат для получения различных звуков и их сочетаний.

При сложности повторения, применяют логопедические зонды или шпатели, подкладываемые под язык до тех пор, пока не будет достигнута необходимая форма звучания.

Большое значение придается возрасту — терапия дошкольников происходит проще, чем детей школьного, подросткового возраста.

Методика логопедического воздействия при дислалии предполагает 2 направления воздействия: использование общедидактических принципов и разработку особенного подхода к маленькому пациенту.

Пальчиковая гимнастика при коррекции и лечении

Тренинги мелкой моторики развивают область мозга, отвечающую за четкость дикции.

Поэтому методы логопедического воздействия при дислалии, в особенности моторной формы, требуют тренировки мелких движений пальцев рук.

У детей с нарушенной речью есть прямая взаимосвязь с невозможностью выполнения прицельных манипуляций кончиками пальцев: трудно удерживается ручка, движения письма и разукрашивания по контуру неточные, размашистые.

Занятия могут носить развлекательный характер, быть приятными, увлекательными для детей:

  • раскраски с большим количеством мелких деталей;
  • лепка фигур из полимерной глины, пластилина;
  • вырезание деталей, склеивание аппликаций;
  • рисование на бумаге несложных геометрических форм.

Ежедневное повторение подобных практик подготовит кисти рук к удержанию ручки, поможет выработать каллиграфичный почерк. Появление ритмичности движений также способствует повышению четкости произношения.

Постановка звука при устранении нарушения

Необходимое звучание достигается при помощи различных технических методов. Они включают подражание речи логопеда, применение вспомогательных механических приборов, а также объединение этих способов.

В основе звукоподражания лежат сознательные пробы детей выполнять последовательные атрикуляционные движения, позволяющих достичь звучание, идентичное доктору.В комплексе с акустическим опытом, используются визуальное подкрепление, упражнения для тактильных мышц.

Логопедический зонд применятся для формирования правильного размещения органа артикуляции во время воспроизведения шипящих, твердых, звонких согласных. Длительные тренировки приводят к самостоятельному правильному произношению без инструментов.

Автоматизация фонема при коррекции

Планомерная отработка всех групп звуков нужна для постановки четкой, внятной речи, предупреждения появления ошибочного написания слов под диктовку.

Разработка правильного лексического стереотипа начинается с изолированных фонем, которые дети произносят без ошибок. Позже автоматизм тренируется на кратких словах, словосочетаниях.

Переход к сложным речевым формам — срединный этап упражнений на автоматизм.

Для устного пересказа предлагаются короткие фразы с четко сформулированной идеей.

Заучивание стихов и самостоятельное повествование свидетельствуют об успешно проведенной работе. Для получения высокого качества дикции можно разучивать скороговорки на определенные звуковые группы.

Стойкий результат коррекционной работы при дислалии достигается точным выполнением инструкций пациентами и родителями, которым желательно мотивировать детей на частые кратковременные повторения нового материала.

Упражнения на дифференциацию при коррекции

Развитие фонематического слуха необходимо начинать, когда проделан блок работы на изоляцию и автоматизацию артикуляции. Если ребенком успешно усвоены навыки произношения буквосочетаний и словосочетаний, можно начинать занятия, нацеленные на распознавание похожих форм гласных и согласных звуков.

Тренировочные таблицы для чтения содержат комплексы чередуемых пар слогов, цель чтения — проработка звукосочетаний вслух.

Во время обучения аудиальной дифференциации, зачитываются сочетания букв или слова, которые нужно отыскать среди нескольких подобных словоформ.

Если ребенок маленький и читать не умеет, предлагается на слух отыскать карточки с изображениями предметов, животных. В их названии обязательно должны находиться дифференцируемые пары букв.

Желательно, чтобы на занятиях с логопедом присутствовал взрослый, который будет повторять похожие тренировки дома.

Упражнения на развитие слуха

Комплексные тренинги улучшают слух, усиливают концентрацию внимания, помогают удерживать его на протяжении длительного периода. Детям 2-3 лет можно предлагать отгадывать звучание известных им предметов на слух, что позволяет проявить родителям собственную фантазию.

Для улучшения ориентации в пространстве используются методы отгадывания источника звука с закрытыми глазами.Игры направлены на повышение качества физического восприятия, развития чувствительности к темпу, ритмике, интенсивности звуковых колебаний. Проводимые в раннем дошкольном возрасте, они подготавливают детей к корректному восприятию речи.

При лечении простого случая логопедия продолжается 2-4 месяца, а комбинированные дефекты устраняются через 6-12 месяцев регулярных тренировок, посещаемых минимум 2 раза в неделю.

Благодаря систематическим повторениям обучающих развлекательных упражнений в домашних условиях, исправление дефектов заканчивается раньше.

Симптоматика и клиническая картина в зависимости от типа нарушения

Клиника дислалии представлена идентичными в основе проявлениями, независимо от случая:

  1. Искажение при произнесении букв и звуков. Формально структура слова сохранена. Окружающие в большинстве случаев понимают, о чем говорит пациент.
  2. Замена букв и звуков на похожие. Звонкие на глухие («б» на «п») и так далее. Это существенно осложняет говорение и понимание речи человека с дислалией. В тяжелых случаях процесс коммуникации невозможен вообще.
  3. Наконец, встречается пропуск отдельных букв или звуков, там, где они не должны редуцироваться.

Наблюдается один из приведенных признаков или сразу несколько. Зависит от типа процесса.

Нарушения процесса говорения приводят к целой массе проблем в социально-психической сфере:

  1. Неуверенность в себе, как у детей, так и тем более у взрослых. Человек старается меньше говорить, не участвовать в играх, обсуждениях вопросов, беседе. А затем и вовсе замыкается в себе. Старается меньше выходить из дома. Социальная изоляция и недостаток контактов, вербальной деятельности приводит к усугублению ситуации. Потому одно из основных направлений лечения строится на постоянной коммуникации человека с окружающими.
  2. Формирование фобий. Классический вариант — социофобия. Боязнь общества в разных его ипостасях. От минимальных групп по интересам до группы в детском саду, классе в школе, коллективе на работе и пр.
  3. Раздражительность, апатичность и пр. признаки эмоциональной неудовлетворенности и постоянного стресса. Восстановление без взаимодействия с логопедом не приносит эффекта.

Если своевременно не помочь человеку с дислалией, возникают осложнения в прочих сферах речевой деятельности.

Возникают проблемы с употреблением падежей, числительных. Эти конструкции основываются на изменчивости окончаний и самой структуры произносимого слова. Также страдает письменная речь. Хотя и не всегда. Грамматический строй, словарный запас человека может быть в норме или даже за пределами средней нормы. Что указывает на сохранность интеллекта и прочих высших нервных функций.

Диагностика дислалии

Обследование проводится под контролем группы специалистов. В первую очередь рекомендуется обратиться к логопеду. В рамках первичной диагностики назначаются базовые исследования.

Логопед опрашивает родителей ребенка. Важно собрать полный анамнез жизни с рождения до текущего дня. Факторы, подлежащие установлению: интеллектуальное развитие, следование развития установленным нормам, характер питания. Если в семье есть другие дети, присутствуют ли проблемы с говорением у них. Также перенесенные и текущие заболевания. Все максимально подробно. Это необходимо для выявления предполагаемой причины патологического процесса.

Устный опрос самого ребенка. Нужно провести серию специфических тестов. Обычно пациенту предлагаются короткие слова, нужно их повторить. Если ребенок нормально справляется с этими задачами, они усложняются. Предлагаются более длинные слова, затем целые сочетания или предложения. Постепенное усложнение позволяет выявить на каком этапе начинается нарушение, насколько оно выраженное. Градация варьируется в широких пределах. Подобная методика наиболее точна. Когда обследуется пациент старшего возраста, проверяют еще и навыки чтения.

Обнаружение проблем с дикцией и артикуляцией позволяет лишь констатировать факт таковых. Изначально предполагается органический характер патологии. Потом необходимо обследовать ребенка или взрослого под контролем профильных специалистов. К таковым относят отоларинголога (ЛОРа), стоматолога, ортодонта, при необходимости еще и невролога. Базовые фундаментальные исследования:

  1. Визуальная оценка ротовой полости, прикуса, зубов и их состояния.
  2. Исследование состояния ротоглотки и носоглотки на предмет органических врожденных или обусловленных болезнями дефектов.
  3. Рутинное неврологическое обследование. Проверка рефлексов при дислалии позволяет выявить дополнительные симптомы, которые при нарушении работы коры присутствуют в большинстве случаев.

Что не относится к причинам развития функциональной дислалии, предположительно относится к органическим факторам. На помощь может прийти инструментальная диагностика:

  1. Электроэнцефалография. Используется для оценки функциональной активности головного мозга. Отдельных его участков. По характеру электрической активности можно говорить о том или ином поражении, но без конкретики.
  2. Когда есть подозрения на анатомические дефекты, проводится обзорная томография головного мозга. Далее, по мере надобности, прицельное МРТ церебральных структур, отдельного участка.

В отсутствии органических причин изучают социальные условия. Здесь на помощь может прийти детский психолог. Педагогическая запущенность, погрешности воспитания оказываются частой причиной расстройства речи.

Дифференциальная диагностика также проводится инструментальными методами. Посредством электроэнцефалографии, МРТ, КТ, ангиографии (у взрослых), УЗИ сосудов головного мозга и дуплексного сканирования артерий шеи.

Обследование детей и взрослых может потребовать много времени. От нескольких дней до месяца. Не всегда причина очевидна, возможно повторное проведение диагностики полностью или в части.

Лечение дислалии

Терапия представляет сложности даже для опытных специалистов. Есть примерный алгоритм коррекции аномального состояния, независимо от возраста пациента.

Сколько этапов коррекционной работы выделяется при дислалии?

Всего их три:

  1. Подготовительный. Заключается в устранении фундаментальных причин нарушения, это основа, которая позволит добиться качественного результата.
  2. Формирование базовых навыков речи. Проводится ревизия имеющихся умений, затем внедряются новые навыки или изменяются те, что сформированы неправильно.
  3. Этап коммуникативный. Привитие навыков нормального общения, с учетом достигнутых результатов.

Лечение расстройства и логопедии предполагает дробное деление каждой фазы терапии.

Подготовка

Устранение органической причины. Если таковая есть. Обычно оперативными методами. Затем назначается специализированная гимнастика и массаж. Комплекс упражнений зависит от того, какая функция нарушена. При сигматизме отрабатывается произношение шипящих звуков и т. д. Упражнения для коррекции должны быть щадящими, усложнение проводится по мере достижения успехов. Это мотивирует пациента на дальнейшую кропотливую работу.

Отдельным пунктом идет логопедический массаж. Он позволяет нормализовать кровоток, восстановить подвижность структур речевого аппарата.

Осваивается технология формирования речевого дыхания. Легкий вдох через нос и использование большей части воздуха для формирования звука.

Этап занимает больше времени, чем прочие. Это основа, которая и позволяет добиться эффективного результата.

Формирование навыков

Предполагает ежедневное многократное повторение упражнений. Форсировать процесс не нужно. Для начала берут один сложный для пациента звук. С учетом правильного дыхания начинают его отрабатывать. Способы постановки звуков зависят от конкретной методики, возможно применение нескольких, если предыдущий не возымел успеха прибегают к новому. Но речевые позиции всегда примерно одни. Как только достигнут успех, результат нужно закрепить. Обычно задачу усложняют. Предлагают произнести слово с указанным звуком в разных позициях: в начале, середине, в конце. А затем с несколькими такими звуками в рамках одного слова. Далее идут словосочетания и предложения.

Потом переходят к новому звуку. Таким путем прорабатывается проблемная вербальная область. Пациент параллельно учится разграничивать отдельные звуки, схожие на слух. У детей наибольшей эффективностью обладают игровые приемы по коррекции звукопроизношения. Используется наглядный иллюстрированный материал, рассказываются истории, предлагаются необременительные способы тренировки. Это исключает психическое насильственное внедрение знаний. Процесс протекает гораздо быстрее и дает лучшие результаты.

Также нужно как можно больше слушать. Навык разграничение схожих конструкций и отдельных фонетических единиц приобретается по мере практики.

Формирование коммуникативных навыков

Конечная фаза коррекции. Ребенок или взрослый начинают активное взаимодействие с логопедом, родными. Нужно больше общаться, чтобы закрепить полученные навыки в практических речевых ситуациях. Тренировка приводит к формированию автоматизма. Пациент перестает думать, как и что произносится, концентрируется на содержании, а не на форме.

Этапы логопедического воздействия практикуются постепенно. Нужно усложнять задачи по мере выполнения предыдущих. Форсирование приводит к обратному эффекту.

Эффективность работы по коррекции дислалии зависит от мотивации и готовности работать. Потому при восстановлении вербальных функций у детей практикуются игровые формы. Крайне редко имеет место необратимое или труднообратимое нарушение.

Особенности устранения различных форм дислалии

Тренировка правильного понимания устной и письменной речи происходит поочередно: вначале детей учат осознанному анализу фонем, затем контролю собственного произношения.

При тяжелых нарушениях фонематического восприятия, дефектологами рекомендуется устранять речевые дефекты во время приобретения навыков артикуляции.

Успешность устранения патологии зависит от нескольких факторов:

  • сложности — сочетания двух или нескольких речевых нарушений;
  • индивидуальных особенностей детской психики, способности воспринимать и обрабатывать новую информацию;
  • регулярность и правильность подобранных способов коррекции;
  • осознанное желание ребенка сотрудничать с логопедом, адекватная поддержка родителей, основанная на рекомендациях врача.

Зависимо от формы нарушения, коррекционная работа при дислалии бывает поэтапной и параллельной. Неправильное произношение, сочетанное с проблемами восприятия на слух можно исправлять одновременно.

В сложном случае с множественными симптомами, формировка рецептивных умений начинается с создания артикуляторной базы.

Профилактика

Достаточно придерживаться простых рекомендаций:

  1. С ребенком с первых же дней жизни нужно разговаривать правильно и четко. Пока вербальной функции нет, она в зачаточном состоянии. Но доказано, чем больше общаются с ребенком, тем быстрее он начинает говорить сам. Потому как зачаточная функция быстрее переходит в разряд актуальных, созревает в психике.
  2. Важно говорить и после того, как ребенок начал разговаривать сам. Это еще важнее. В то же время, нужно следить за качеством и чистотой речи в плане формы и содержания. Не лишним будет читать книги, чтобы развивающийся человек усваивал отдельные речевые конструкции, их многообразие, интонационную окраску.
  3. Ни в коем случае нельзя сюсюкаться, намеренно искажать речь, подражая способам произношения несформировавшегося человека. Это губительно для психического развития и замедляет процесс формирования навыков устной речи.
  4. В мультиязычной семье изучается сначала один язык, потом спустя 6-7 лет, как только сформированы крепкие навыки речи, можно начать изучать второй язык. Но не вместе и не сразу.

Дислалия встречается у детей и у взрослых. Необходимость устранения дислалии в дошкольном возрасте позволяет предотвратить сразу несколько проблем: недостаточная успеваемость, проблемы с письменной речью, чтением, дефекты речи во взрослом возрасте. К тому же речь напрямую связана с интеллектом, что также обуславливает важность работы над говорением. Коррекция проводится под контролем логопеда и при необходимости других врачей. Прогнозы в большинстве случаев благоприятны.

Обследование дислалии

Диагностика речи при дислалии у детей начинается со сбора следующих данных:

  • особенности течения беременности и родов у матери;
  • перечень перенесенных ребенком заболеваний;
  • имеет ли место быть раннее психомоторное и речевое развитие;
  • состояние слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата ребенка.

После сбора необходимых сведений, логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата (визуальный осмотр и оценка выполнения серии упражнений по подражанию).

Диагностика устной речи в Первом детском медицинском центре включает в себя обследование состояния звукопроизношения и выявление неправильно произносимых звуков. Логопедическое обследование при данной речевой патологии позволяет выявить характер нарушения в различных позициях, словах, фразах, текстах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]