Развитие дыхания и коррекция его нарушений при стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста


Методы коррекции дизартрии, сопровождающейся саливацией у детей с поражением ЦНС

Пенькова Екатерина Петровна логопед ГАУ НПЦ МСР им. Л.И.Швецовой

На данный момент на ряду с основными проблемами детей с ограниченными возможностями можно выделить и проблему дизартрии, сопровождающейся саливацией.

К устранению дизартрии нужно подходить комплексно, сочетая разные виды воздействия: логопедию, физиотерапию, лечебную физкультуру, тренировки артикуляционного аппарата, массаж, медикаментозные средства, влияющие на ЦНС.

Сегодня мы рассмотрим традиционные и нетрадиционные приемы одного из характерных симптомов дизартрии — гиперсаливации, то есть обильного слюнотечения. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.

1. Логопедический массаж.

Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции в полости рта ребенка. При этом надо иметь в виду, что далеко не все дети положительно реагируют на манипуляции во рту, так как зона рта очень чувствительна. Ребенок должен получать в процессе логопедического массажа только приятные ощущения. В противном случае нарастает тонус и гиперсензитивность оральной области. Неумелые активные действия могут привести к оживлению рефлекторной сферы, в частности, кусательного или рвотного рефлексов. Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Можно применять следующие виды массажа: — тонизирующий или расслабляющий (дифференцированный) массаж, который базируется на приемах классического массажа; — массаж биологически активных точек (БАТ) — массаж с использованием специальных приспособлений или «зондовый» массаж по Е. В. Новиковой.

2. Развитие дыхания

Развитие дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей — логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.

Дети имеющие обильную саливацию, не имеют ощущения силы вдоха-выдоха.

Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А.Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у детей Н.А. Рождественской, Е.Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К.П. Бутейко, А.Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову , метод самоконтроля при помощи аппаратов БОС. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

3. Искусственная локальная гипертермия

Метод ИЛК применяется для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры. Метод заключается в контрастнотермальном воздействии низкотемпературных ( ледяная крошка в салфетке или очень холодная вода) и высокотемпературных ( горячая вода или настой трав) агентов. Гипотермию (криомассаж) и гипертермию (тепломассаж) можно применять поочередно или избирательно. При спастической форме дизартрии, назначают для снижения тонуса и уменьшения напряжения мышц речевого аппарата, для снятия гиперкинезов в мимико-артикуляционной мускулатуре .

Данная методика проста в выполнении: — ледяную крошку в хлопчатобумажной упаковке (по размеру лица ребенка) накладывают поочередно на мышцы речедвигательного аппарата, круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, на область подбородка. Продолжительность экспозиции ледяной аппликации от 2 до 7 мин. Одномоментное наложение на каждую зону — 30 сек. Курс воздействия — 15-20 ежедневных сеансов. Сразу после процедуры проводится логопедическое занятие.

4. Миостимуляция представляет собой целенаправленное воздействие электрическими импульсами на определенные группы мышц и нервов.

Итогом процедур становится:

— усиление кровообращения и обменных процессов в соответствующей части тела;

-стимуляция мышц, в результате которого происходит их постепенное укрепление;

-нормализация процессов возбуждения и торможения периферических отделов нервной системы.

Для процедуры используется специальный аппарат для миостимуляции . Он представляет собой генератор электрических импульсов с регулируемой амплитудой и частотой сигнала. В зависимости от сложности и назначения устройство содержит различное количество предустановленных режимов (программ) работы, которые предусматривают изменение: продолжительности сеанса; -силы тока (для мышц лица она составляет 3-5 миллиампер); -частоты импульсов, которая составляет 15-150 герц; -продолжительности импульса ( 1-100 миллисекунд

Не рекомендуется проводить процедуру в следующих случаях: -онкологические заболевания, -злокачественные новообразования, -эпилепсия, -острые гнойные воспалительные процессы, -сердечные заболевания

5. Тейпирование артикуляционной мускулатуры — это новое направление в коррекции таких нарушений как:

— слюнотечение (при различных вариантах гиперсаливации),

— приоткрытый рот (часто сочетается с ослаблением жевания),

— нарушение дикции (затруднено произношение губных звуков).

Тейпы- это хлопковые эластичные ленты, способные пропускать влагу и воздух, приближенные к коже человека по способности к растяжению. На тейпы нанесено акриловое термоактивное покрытие, позволяющее добиваться эффекта прогревания тканей, на которые тейп наклеен.

Механизм воздействия тейпирования на речевую мускулатуру:

-эффект «лифтинга». Тейп приподнимает кожу, фасции паретичнымх мышц и этим улучшает микроциркуляцию и лимфооток в них — необходимое условие для нормального функционирования мышечных волокон.

-эффект «раздражения рецепторов». Тейп воздействует на различные рецепторы в коже и мышцах , над которыми он был наклеен, заставляя мозг обратить внимание на неработающие мышцы.

-эффект «дискомфортного натяжения». Тейп формирует непривычное расположение органов артикуляции (губ, нижней челюсти и т.д.). Это приводит к желанию подвигать ими, «вернуть» их на место и создает новый физиологичный стереотип движения.

Тейпы наклеиваются на шею специальным образом, в том числе в проекции подъязычной кости, к которой крепятся мышцы, участвующие в акте глотания. Это вызывает рефлекс автоматического сглатывания и все то время, пока тейп наклеен, ребенок будет периодически сглатывать слюни — то есть тренировать мышцы участвующие в глотании. Тейпирование нужно проводить, если ребенок не умеет произносить губные звуки (Б, П, В, Ф, М ) за счет нарушения иннервации круговой мышцы рта.

6. Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации.

1.Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).

2.«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.

3.«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.

4.«Толстячок — худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.

5.«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз. 6.«Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.

Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.

1. Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.

2. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.

Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.

  • а а а; э э э; и и и;
  • аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
  • аэи, аэи, аэи.

Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.

Важно сформировать у ребенка дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.

Эффективно применять полоскание горла ,рта , минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём, имитировать жевание, с усилием глотать слюну.

Практический опыт показывает, что грамотное сочетание специальных методик для детей имеющих саливацию, позволяет нормализовать мышцы артикуляционного аппарата, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произношения звуков речи, и что самое главное сократить сроки постановки звуков.

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

 В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Ключевые слова: образовательная среда,нарушение, дизартрия, логопедия, дыхание, коррекция, диагностика.

На сегодняшний день одной из проблем современной логопедии является проблема дизартрии у дошкольников. Подобное нарушение речи у дошкольников является актуальной проблемой по причине того, что коррекция данного нарушения представляет собой сложность. Это обусловлено тем, что дыхание представляет собой важную функцию жизнеобеспечения человека. По причине этого у детей с подобным нарушением речи необходимо проводить коррекцию дыхания.

Дизартрия — нарушение речи, вызванное органическим поражением нервной системы. Дизартрия у ребёнка формируется из-за недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата. Связь органов речи с центральной нервной системой ухудшается, и ребенок испытывает трудности в правильном произношении звуков.

Чаще всего у детей с нарушениями речи существуют различные нарушения дыхание. Многие авторы в своих методиках отводят важное значение именно развитию данного показателя. Речевое дыхание — это процесс дыхания во время речи. А именно умение в процессе высказывания осуществлять короткий глубокий вдох и постепенно использовать воздух для логичного завершения предложения или фразы. Правильно организованное речевое дыхание позволяет голосовому аппарату работать без излишнего напряжения, используя логические остановки для расслабления связок, сохраняет плавность речи, позволяет использовать всё многообразие интонационных средств выразительности, соблюдать паузы и т. д. При дизартрии за счёт патологии иннервации дыхательной мускулатуры происходит нарушение речевого дыхания [3].

Изучением особенностей речевого дыхания в качестве особой системы психомоторных реакций занимались Д.К.Вильсон, А.П. Зильбер, А.Г. Хрипкова. Вопросами речевого выдоха занимались М.Ф. Фомичева, А.Е. Хватцев, О.В. Правдина. Ведущую роль речевого дыхания для формирования полноценного звукопроизношения отмечает А.Г. Ипполитова [1].

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Это обуславливает актуальность того, что в логопедической практике важное значение отводится постановке звукопроизношения. При разработке различных методик авторы важное значение отводят голосоподаче и голосоведению.

Для проведения практической части исследования было выбрано дошкольное учреждение МБДОУ детский сад № 45 г. Орла. Исследование проводилось в группе дошкольников 5-6 лет. Испытуемыми были дети старшего дошкольного возраста с дизартрией в количестве 10 человек.

При проведении исследования были использованы элементы методики А.И. Максакова.

Цель методики: определить тип дыхания, целенаправленность и силу воздушной струи, длительность внеречевого выдоха, особенностей фонационного дыхания, методы исследования внешнего дыхания.

Выбранная методика позволяет определить у детей важные характеристики речевого дыхания: силу внеречевого выдоха, тип дыхания, ритмичность вдоха и выдоха, объем речевого дыхания. Также положительными сторонами данной методики является ее простота, относительно небольшое затрачиваемое время на проведение, удобная игровая форма, которая заинтересовывает детей.

Исследование показало тот факт, что в случае, если у детей в случае недостаточного речевого дыхания страдает громкость речи, ее четкость. Недостаточное речевое дыхание отражается на объеме и силе выдоха. Также у детей с дизартрией наблюдается недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха, нечеткая дикция.

По результатам проведенного эксперимента были подведены основные итоги наблюдений:

  1. Физиологическое дыхание. У детей, принимающих в процессе проведения эксперимента наблюдалась спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанная с этим судорожность вдоха и выдоха. Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха у наблюдаемых детей довольно слабая.
  2. Начало выдоха у наблюдаемых детей проходит в ускоренном режиме. То есть можно сказать, что начало фазы выдоха форсируется данными детьми, что приводит к появлению судорожности вдоха и выдоха и ослаблению речевого выдоха. В итоге у данных детей наблюдается слабая целенаправленность воздушной струи.
  3. В процессе произнесения фраз данными детьми у них наблюдается фонационный (озвученный) выдох, что приводит к разрыву фраз и их неравномерности во время произношения. Тем самым снижается длительность фразы.
  4. Исследование показало, что у данных детей наблюдается расстройство координации между дыханием, артикуляцией и фонацией, чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха. Дополнительно к этому стоит отметить, что при осуществлении произношения фраз данными детьми, произношение осуществляется на выдохе и речевой выдох ослабленный в данном случае.

Дети, у которых было диагностировано нарушение речи, нуждаются в дыхательной тренировке. Необходимо развивать их дыхательные функции. Все упражнения по тренировке и коррекции дыхания у детей с дизартрией направлены на то, чтобы нормализовать ритм дыхания и повысить силу дыхательных мышц. Авторские методики по коррекции дыхания и его тренировке направлены на то, чтобы улучшить функции дыхания у детей. За счет улучшения функции дыхания происходит оздоровление дыхательной системы. Благодаря этому повышается общий уровень здоровья ребенка, что впоследствии, конечно же, отражается и на речевом дыхании.

Подобные занятия по коррекции дыхания необходимо проводить систематически. Данный период будет длиться достаточно долгое время. Впоследствии это позволит улучшить моторику артикулярного аппарата и развить артикуляционные движения. Работа логопеда состоит в том, чтобы преодолеть монотонность и нарушения темпа речи у ребенка с дизартрией. При условии успешной работы развивается полноценное фонематическое восприятие.

Существует достаточно большое количество методик, направленных на коррекцию речевого дыхания при дизартрии. В процессе их применения решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, повышение выносливости и силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости легочной системы. Во время выполнения специально отобранных упражнений происходит оптимизация дыхания в целом, растет общий уровень здоровья ребенка, что положительно сказывается и на развитии речи [2].

Чаще всего в логопедической работе с целью коррекции дыхания у детей с дизартрией используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Данная методика была сформирована еще в прошлом веке. Подобная методика автором была разработана для того, чтобы восстановить певческий голос, так как Стрельникова была певицей. Но учитывая практическую значимость данной методики и ее эффективность, ее стали очень часто применять при коррекции различных нарушений дыхания. В частности, данная методика очень эффективна при коррекции дыхания у детей с дизартрией.

Осуществляя свою деятельность по коррекции дыхания у детей с дизартрией, логопед подбирает индивидуальные программы коррекции и развития дыхания. Работа может осуществляться как индивидуально, так и посредством индивидуально-групповых занятий. Логопед использует общепризнанные методики, вносит какие-либо изменения в существующие упражнения, подбирает индивидуальные методики развития. Осуществление деятельности по коррекции дыхания проводится через организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.

В случае, если деятельность по коррекции дыхания у детей с дизартрией проходит успешно, в последствии необходимо постоянно контролировать и наблюдать за правильностью дыхания этих детей.

Именно поэтому необходимо осуществлять периодически повторяющиеся упражнения, с целью закрепления полученного результата. Работа по коррекции дыхания у детей с дизартрией должна проводиться на базе дошкольного учреждения совместно с педагогами, которые осуществляют воспитательную функцию этих детей.

Литература:

  1. Ворошнина Л.В. Развитие речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для академического бакалавриата [Текст]. / Л.В. Ворошнина. // 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 158 с.
  2. Галасюк И.Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО [Текст]. / И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 179 с.
  3. Колесникова Г.И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО [Текст]. / Г.И. Колесникова. // 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 176 с.
  4. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. [Текст] / В.И. Яшина. — М.: Издательский , 2007. — 149 с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]