Формирование и развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста


Речевой слух и фонематический слух

Слух – это способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде.

Принято различать:

  • Неречевой (физический) слух. Позволяет воспринимать природные и бытовые шумы: шаги, езду автомобиля, шуршание листвы, журчание воды и т. д. К нему также относят музыкальный слух.
  • Речевой (фонематический) слух. Отвечает за понимание и воспроизведение человеческой речи. С его помощью ребенок овладевает «кодом» языка.

Речевой слух – сложная способность, которая формируется при жизни. Звучащая речь состоит из фонем (звуков), интонаций, пауз, ударений. Он позволяет улавливать их и различать. Например, с его помощью человек отличает замОк от зАмка, миШку от миСки, коЗу от коСы и т. д.

Какое полушарие отвечает за речевой слух?

Человек воспринимает звуки с помощью кортиева органа – лабиринта, в котором плавают в лимфе звуковые клетки. Отсюда начинается сложный путь звуков от уха в височную часть коры больших полушарий – 41 поле. Эту зону также называют слуховой.

В зависимости от частоты звуковых колебаний в отдельных частях кортиева органа возбуждаются разные клетки. Они воздействуют на нервные окончания, и колебания преобразуются в нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга. Звуки разной высоты направляются в разные области коры.

Вся информация с левого и правого уха сначала попадает в оба полушария мозга. Однако обрабатываются звуки по отдельности в специальных зонах коры. Левое полушарие мозга отвечает за распознавание фонем. Но и правое полушарие в речевом слухе участвует – анализирует разные голоса и интонации.

Понятие речевого слуха

Система человеческого слуха имеет неречевой и речевой слух, как две самостоятельные формы. Первая форма – это способность к ориентированию в неречевых звуках, к которым относятся музыка, мелодии, шумы. Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. При этом происхождение услышанных слов неважно – они могут быть взяты из родного языка или иностранного. Речевой слух может нарушиться вследствие травмы височной области с левой стороны головы. Неречевой же нарушается при травмировании правой височной области.

Речевой слух делят на:

  • фонематический – различие, узнавание фонем в речи;
  • физический – умение воспринимать звуки разного звучания, высоты и громкости;
  • звуковысотный – умение улавливать мелодику речи;
  • тональный – умение слышать и повторять изменения тембра голоса;
  • ритмический – ощущение внутреннего темпа речи и умение воспроизводить его.

Речевой слух позволяет осуществлять контроль над произносимым текстом, приспосабливаться к тону собеседника, контролировать слуховое восприятие речи и звучание собственного голоса. При нарушениях речевого слуха возникают проблемы обучения чтению и письму.

Особенности развития

Речевое восприятие начинает формироваться с первых месяцев жизни ребенка. В 1 месяц малыш уже улавливать речь. В 3–4 месяца он пытается ее повторить, что проявляется гулением. С каждым месяцем у него это получается все лучше.

На развитие способности понимать речь оказывают большое влияние слуховое внимание и слуховая память. В долговременной памяти имеется запоминающее устройство – «фонемная решетка». В ней для каждой фонемы отводится определенный эталон (допускающий отклонения в определенных пределах). Иными словами, при формировании речевого слуха в памяти откладываются значимые признаки звуков. Ребенок накапливает некий «багаж» фонем.

По мере увеличения концентрации внимания и развития других психических функций восприятие речи тоже совершенствуется. Основное развитие речевого слуха приходится на первые 2–3 года жизни человека. И хотя ребенок пока еще не в силах все правильно воспроизвести, при отсутствии нарушений он полностью понимает родной язык.

Что такое фонематический слух?

Как говорилось ранее, фонематическим слухом называют умение человека анализировать и синтезировать речевые звуки, которые обеспечивают восприятие фонем иностранного или родного языка. Фонемами называют минимальные единицы звукового строения языка, за счет которых осуществляется построение и различение морфем, слов и целых предложений.

В фонематическом слухе включены 3 речевые операции:

  1. Умение распознавать наличие конкретного звука в слове.
  2. Умение различать слова, где есть одинаковые фонемы, что расположены в разном порядке.
  3. Умение различать слова, разные по значению, но с одинаковым или близким звучанием.

Каждый известный нам язык имеет собственный набор фонематических признаков, что создает их звуковую структуру.

Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи

Развитие речевого восприятия находится в тесной связи с формированием речи. Ощущения, связанные с работой органов артикуляции, совершенствуют преставления о фонемах. По мере развития восприятия ребенок начинает анализировать правильность произношения, выявлять и исправлять ошибки.

Положительное влияние на формирование слуха и речи оказывают игры. Например:

  • «Испорченный телефон». Дети садятся в ряд. Первый игрок придумывает слово и шепчет его на ухо соседу. Тот передает услышанное дальше. Последний в цепочке называет слово вслух. Цель игры – правильно услышать и передать сказанное.
  • «Волшебное зеркало». Ребята выбирают ведущего. Он подходит к одному из игроков на выбор и произносит: «Ну-ка, зеркальце, смотри, все нам верно повтори! Встану я перед тобой, а ты повторяй за мной». Дальше он делает движение и говорит короткую фразу. Игрок должен в точности все повторить. Если ошибается, выбывает из игры, нет – становится ведущим.

Развитие произносительной стороны речи заканчивается к 4–5 годам. В 5 лет органы артикуляции достаточно сформированы, чтобы ясно воспроизводить все звуки, за исключением [р], [р‘]. В норме пятилетний ребенок также способен регулировать громкость речи, правильно произносить слова, строить предложения, использовать разные интонации.

Речевой слух и культура речи

Культура речи – это умение правильно использовать все языковые средства: звуки, интонацию, лексический запас, грамматические формы. Высокая культура речи свойственна ораторам, актерам, поэтам, журналистам. Дети овладевают ею в процессе общения, слушания сказок и стихов. Речевой слух обеспечивает правильное произношение, улавливание интонаций, пауз и т. д.

Для поднятия культуры речи необходимо вырабатывать:

  • правильное речевое дыхание,
  • контроль над силой голоса, скоростью речи, интонацией.

Речевой слух

Попробуйте сказать человеку, мечтающему научиться играть на скрипке или на рояле, что у него нет музыкального слуха, и он будет сильно огорчен.
Но если вы скажете человеку, занимающемуся русским языком: «У вас нет речевого слуха», — то рискуете услышать в ответ: «Подумаешь, важность какая, проживу и без речевого слуха». Однако «прожить», то есть изучить русский язык (как и вообще любой другой язык) без речевого слуха, так же трудно, как и научиться играть на каком-либо инструменте, не имея музыкального слуха.

Можно спросить, что такое речевой слух и каковы его отличительные свойства?

Речевой слух — это способность различать самые разнообразные оттенки в звучании тех или иных слов, сочетаний, предложений и фраз. При помощи речевого слуха человек овладевает умением грамотно читать и говорить. Речевой слух помогает ему легко освоить такой сложный и трудный раздел правописания, как пунктуация.

Мы же завели разговор о речевом слухе, чтобы рассказать об одном ученике, который никак не мог овладеть искусством выразительного чтения, хотя и обладал драматическими способностями.

Подражая любимым артистам, он удачно разыгрывал на школьной сцене роли известных сценических персонажей. Но когда дело доходило до выразительного чтения, где требовалась самостоятельная работа мысли и умение выражать глубокие чувства, он безбожно фальшивил, искажая художественный замысел автора.

Учителя не раз говорили ему: «Петров, вы способный человек, но у вас нет речевого слуха, вы путаете виды интонации: перечислительную с повествовательной, интонацию противопоставления с интонацией сопоставления. Интонации предупреждения, итога для вас вообще не существует. Но самое главное, отсутствие речевого слуха мешает вам правильно ставить логические ударения и паузы в тех местах, где они должны быть поставлены по мысли автора и самого читающего».

Советуем к прочтению Отчего и почему?

И действительно, на уроках русского языка и литературы с Петровым случались самые неожиданные казусы. Так, например, предложение:

Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга и Волги радостные воды — все мило мне,

— в котором поэт Языков с помощью четкой перечислительной интонации, паузы и ярко выраженного логического ударения на обобщающем слове передает свое восторженное отношение к родине, Петров умудрился передать в таком изуродованном виде:

«Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга и Волги радостные воды — все мило мне».

В другой раз он вызвал неодобрительные замечания учителя и громкий смех всего класса тем, что спутал восклицательное предложение с вопросительным и вместо того, Чтобы прочитать у Пушкина:

Ура! мы ломим; гнутся шведы. О славный час! О славный вид! Еще напор — и враг бежит…

прочел:

Ура мы ломим? Гнутся шведы. О славный час, о славный вид, Еще напор — и враг бежит?

Его устная речь пестрила множеством фонетических ошибок, связанных с неразличением отдельных звуков, в частности, с неумением различать произношение согласных звуков перед разделительным мягким знаком (ь) и разделительным твердым знаком (ъ).

Все это продолжалось до тех пор, пока он не внял, наконец, советам учителей и не принялся серьезно и настойчиво работать над развитием своего речевого слуха.

Он стал уделять много времени работе над интонацией простых и сложных предложений. Практически (пользуясь слухом) овладевал правилами пунктуации и орфоэпии и через год порадовал своих товарищей и учителей логически правильным, образно-эмоциональным исполнением литературных произведений. А когда товарищи, в его присутствии, вспоминали иногда про ученика, которому «медведь на ухо наступил», Петров отшучивался: «Наступил-то наступил, но я его перехитрил».

Советуем к прочтению В каком или в котором году?

— Как же ты смог?

— А очень просто.

И Петров перечислял наиболее важные и полезные упражнения по развитию речевого слуха:

1. Когда слушаете речь другого человека, старайтесь установить в ней логико-синтаксические отношения и таким образом лучше понять его мысль.

2. Учитесь определять по слуху, какого типа предложения диктуются учителем, и в связи с этим расставляйте в них знаки препинания.

3. Упражняйтесь в произнесении предложений с четко выраженной повествовательной и перечислительной интонацией, интонацией сопоставления и противопоставления, интонацией вопроса в восклицания и др.

4. Учитесь выразительно читать знаки препинания.

5. Упражняйтесь в повышении и понижении голоса; в ускорении и замедлении темпа речи.

6. Учитесь правильно определять главную мысль высказывания, находить слова, на которые падает логическое ударение. Упражняйтесь в постановке логического ударения на любом слове предложения и внимательно следите при этом за изменением смысловых оттенков, например:

В нашем городе много красивых зданий (именно в нашем, а не в другом)…

В нашем городе много красивых зданий (в городе, а не в поселке)…

В нашем городе много красивых зданий (много, а не мало)…

В нашем городе много красивых зданий (именно красивых, а на безобразных)…

В нашем городе много красивых зданий (зданий, а не хибарок).

7. Учитесь выразительно читать.

8. Внимательно прислушивайтесь к речи учителей, дикторов, артистов театра и кино.

9. Слушайте хорошую музыку и отрывки из оперных произведений.

10. Посещайте концерты мастеров художественного слова.

Наталья Васильевна

Учитель русского языка

Задать вопрос

Развитие речевого слуха и дыхания

Правильное речевое дыхание – неотъемлемый компонент выразительной речи. Чтобы свободно говорить фразами, нужно уметь делать короткий вдох и плавный продолжительный выдох. Дети, не владеющие дыханием, «захлебываются» на полуслове, теряют звучность голоса, комкают слова. Страдает произношение, а вместе с ним не развивается речевой слух.

Для формирования фонематического слуха проводятся занятия, в том числе на развитие речевого дыхания. Пример упражнения:

«Пузыри». Дети повторяют за взрослым стихотворение и одновременно машут кистями к себе: «Эй, мышонок, посмотри, мы пускаем пузыри». В следующей части стишка, перед тем как назвать цвет, нужно сильно надуть щеки и быстро выдохнуть: «Синий, красный, голубой, – выбирай себе любой!»

В норме ребенок 2–3 лет может на выдохе произнести 2–3 слова, 3–4 лет – 3–5 слов, 4–6 лет – 5–6 слов.

Нарушение речевого слуха

В раннем детстве ребенок слышит слова нечетко и с искажением. До 2–3 лет он еще не полностью понимает обращенную речь. Поэтому говорить о нарушении речевого слуха можно только по достижении 3 лет. Устанавливает его специалист – логопед. В столь раннем возрасте на отклонение главным образом указывает неправильное толкование отдельных слов. Например, взрослый просит показать на картинке мошку, а ребенок показывает кошку.

Явные признаки нарушения речевого слуха обнаруживаются после окончательного формирования артикуляционного аппарата. В 5 лет ребенок уже физиологически способен воспроизводить фонемы. Если он допускает грубые ошибки, это может быть признаком нарушенного фонематического слуха. Примеры таких ошибок:

  • замена и смешивание звуков;
  • перестановка букв, слогов;
  • пропуск или вставка лишних букв;
  • неверное ударение в словах.

Причиной нарушенного речевого восприятия может быть как педагогическая запущенность, так и всевозможные патологии: тугоухость, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), травмы головы и заболевания, связанные с воспалением головного мозга.

Особенности речевого развития детей с нарушением слуха

Преодоление нарушения фонематического восприятия – одно из основных направлений логопедической работы. Правильно составленный комплекс занятий помогает полностью решить проблему за 3–12 месяцев. При наличии показаний коррекция проводится на фоне медикаментозного лечения или после такового.

Логопедическая работа включает 3 этапа:

  1. Развитие способности выделять звук на фоне слова.
  2. Вырабатывание навыка на вычленение звука в начале, конце и середине слова.
  3. Формирование сложного фонематического анализа: количество, последовательность звуков, местоположение и т. д.

Все упражнения завуалированы – они проводятся в виде интересных игр. Комплекс разрабатывается для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от выраженности и характера нарушений. Основную работу проводит специалист. В домашних условиях с ребенком также полезно играть в игры, развивающие физиологическое дыхание, фонематический слух, анализ, слуховое внимание и память.

Если вовремя не вмешаться, проблема будет усугубляться. Особенности развития детей с нарушением речевого слуха отчетливо проявляются в школе. Уже с первого года обучения они оказываются в категории отстающих учеников. Нарушенное восприятие речи влечет за собой грубейшие ошибки в письме: «бретлошение» вместо «предложение», «лесте» вместо «листья».

Речевой слух – способность, которая развивается самостоятельно при отсутствии заболеваний и в благоприятной социальной среде. Принимая звуки речи, мозг запоминает их и создает некие «эталоны». Позже он ориентируется на них, корректируя правильность произношения. Именно поэтому так важно в первые годы жизни часто разговаривать с ребенком, не прибегая к «сюсюканью», много читать, учить стихи, скороговорки. Но даже если время упущено или восприятие было нарушено в результате болезни, отчаиваться не следует. Речевой слух, как и музыкальный, можно развивать на протяжении всей жизни. Главное не пускать проблему на самотек!

Формирование и развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста

Формирование и развитие речевого слуха.

  1. Формирование и развитие речевого слуха

Речевой слух — понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр (Узнай по голосу, кто тебя позвал?), выразительность (Послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка?).

Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т. е. умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка — различать смысл слов, близких по звучанию (уточка — удочка, дом — дым).

Речевой слух начинает развиваться рано. У ребенка в возрасте двух-трех недель отмечается выборочная реакция на речь, на голос; в 5—6 месяцев он реагирует на интонации, несколько позднее — на ритм речи; примерно к двум годам малыш уже слышит и различает все звуки родного языка. Можно считать, что к двум годам у ребенка бывает сформирован фонематический слух, хотя в это время еще существует разрыв между усвоением звуков на слух и их произнесением.

Наличия фонематического слуха достаточно для практического речевого общения, но этого мало для овладения чтением и письмом. При овладении грамотой у ребенка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха — звуковой анализ или фонематическое восприятие: способность установить, какие звуки слышен в слове, определить порядок их следования и количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук.

Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. В младших группах в играх, которые проводят на речевых занятиях, используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучались различать силу и характер звука. Например, в игре «Солнце или дождик?» дети спокойно гуляют, когда воспитатель звенит тамбурином, и убегают в дом, когда он стучит в тамбурин, имитируя гром; в игре «Угадай, что делать?» при громких звуках тамбурина или погремушки дети машут флажками, при слабых звуках — опускают флажки на колени. Широко распространены игры «Где позвонили?», «Угадай, на чем играют?», «Что делает за ширмой Петрушка?

В старших группах слуховые восприятия у детей развивают не только в процессе игр, аналогичных описанным выше, но и путем прослушивания радиопередач, магнитофонных записей и т. д. Следует чаще практиковать кратковременные «минуты тишины», превращая их в упражнения «Кто больше услышит?», «О чем говорит комната?». По ходу этих упражнений можно предлагать отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали (капает вода из крана, жужжит беличье колесо и т. д.).

Другую категорию составляют игры на развитие собственно речевого слуха (для восприятия и осознания звуков речи, слов). В настоящее время для воспитателей выпущен сборник игр, посвященных работе с детьми над звуковой стороной слова, развитию речевого слуха. В сборнике предлагаются игры для каждой возрастной группы (продолжительностью 3—7 мин), которые желательно проводить с детьми 1—2 раза в неделю на занятиях и вне их. Методист, рекомендуя воспитателям данное пособие, должен подчеркнуть новизну замысла этих игр,— ведь это ознакомление детей не со смысловой, а со звуковой (произносительной) стороной слов.

Уже в младшей группе детям предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух ее разнообразные качества, «отгадывать» их (слово говорят шепотом или громко, медленно или быстро). Так, например, игра «Угадай, что я сказала?» побуждает ребенка вслушиваться в речь педагога и сверстников. Этому способствует игровое правило, которое сообщает воспитатель: «Я буду говорить тихо, вы внимательно прислушивайтесь и угадывайте, что я сказала. Тот, кого я вызову, громко и четко скажет, что он услышал». Содержание игры можно сделать более насыщенным, есля включать в нее для отгадывания трудный для детей материал, например в средней группе — слова с шипящими и сонорными звуками, в старших — многосложные слова или слова, трудные в орфоэпическом отношении, близкие друг другу по звучанию (сок-сук), а также звуки.

Средний возраст — пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. Это своеобразная подготовка ребенка к предстоящему затем овладению звуковым анализом слов. В ряде игр, которые проводят в этой возрастной группе, ставится задача повышенной сложности — из слов, называемых педагогом, на слух выделять те, в которых есть заданный звук (например, з — песенка комара), отмечая их хлопком в ладоши, фишкой. Слуховое восприятие облегчает замедленное произнесение слова или протяжное произнесение звука в слове.

В старших группах, естественно, продолжают совершенствование речевого слуха; дети учатся выделять и определять различные компоненты речи (интонацию, высоту и силу голоса и др.). Но основная, наиболее серьезная задача — подведение ребенка к осознанию звукового строения слова и словесного состава предложения. Воспитатель учит детей понимать термины «слово», «звук», «слог» (или часть слова), устанавливать последовательность звуков и слогов в слове.

Эта работа сочетается с воспитанием интереса, любопытства к слову и речи вообще. Она включает в себя самостоятельную творческую работу ребенка со словом, требующую речевого и поэтического слуха: придумывание слов с заданным звуком или с заданным количеством слогов, близких по звучанию (пушка — мушка — сушка), договаривание или придумывание рифмующегося слова в стихотворных строчках. В старших группах в процессе упражнений и игр детей сначала знакомят с выделением в речи предложений, а также слов в предложениях. Они составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну законченную фразу и т. д.

Затем приступают к звуковому анализу слова. Упражнения и игры для этой цели можно расположить примерно в такой последовательности:

1. «Вспомним разные слова, поищем похожие слова» (по смыслу и звучанию: птичка — синичка — певичка — невеличка).

2. «В слове есть звуки, они идут один за другим. Придумаем слова с определенными звуками».

3. «В слове есть части — слоги, они, как и звуки, следуют один за другим, но звучат по-разному (ударение). Из каких частей состоит заданное слово?»

Часто такие упражнения носят игровой характер (перепрыгнуть через скакалку столько раз, сколько звуков в названном слове; найти и опустить в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук — у (кукла, Буратино); «купить в магазине» игрушку, название которой начинается со звука м).

Так, в процессе обучения звуковому анализу слова речь впервые становится для ребенка предметом изучения, предметом осознания.

  1. Инновационные технологии в развитии фонематического восприятия у детей 4-5 лет

Среди детей, имеющих отклонения в речевом развитии значительную часть составляют дети пятилетнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к освоению грамоты, школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для развития особой (высшей) формы фонематического слуха – фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Исследование фонематической системы ребенка является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности. Опираясь на данные таких авторов как Р.Е.Левина, Н.Х. Швачкин, Д.Б.Эльконин, В.И.Бельтюков и других, можно утверждать, что роль фонематических процессов в формировании произносительной стороны речи ребенка очень велика. Кроме того, изучение состояния сформированности фонетико-фонематической системы является одним из центральных моментов в установлении логопедического заключения, поскольку нарушения звуковой стороны детской речи при различных формах речевой патологии часто сходны [31].

И если у детей затруднено образование фонематических представлений, то у них медленно формируются и представления о графеме.

Таким образом, проблема развития фонематического восприятия, является актуальной, так как решение этой проблемы является одним из условий успешной подготовки детей к школе. Необходимо искать такие средства, которые позволят не только эффективно провести коррекционно — развивающую работу, но и сократить её сроки.

Цель: развитие фонематического восприятия у детей 4-5 лет с нарушениями речи: подготовка их к полноценному овладению грамотой.

Задачи:

Развивать у детей умения:

• узнавать и различать неречевые звуки;

• различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз;

• выделять звук в звуковом ряду;

• выделять слог и слово в ряду слогов и слов;

• выделять начальный гласный звук в слове;

• подбирать и называть слова, начинающиеся с заданного звука;

• различать фонетически сходные слова по их лексическому значению;

• к 5 годам дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости.

Для решения поставленных задач, наряду с традиционными методами и технологиями, в работе с детьми 4 – 5 лет по развитию фонематического восприятия необходимо использовать такие инновационные технологии, как: здоровьесберегающие, компьютерные и мультимедийные, включать их в индивидуальные занятия, а именно – в раздел по формированию фонематических процессов.

2. 1. Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии — это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя коррекционно-развивающая функция по-прежнему остается ведущим аспектом в деятельности логопедов, важным фактором в оценке степени и качества коррекционно-развивающей работы становится состояние здоровья ребенка.

Использование эффективных мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для современной коррекционно-развивающей работы. Установление гармоничной связи между коррекцией и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса. Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка на занятии, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения: обеспечить детям возможность сохранения здоровья во время периода коррекционно-развивающей работы. С их помощью развивается фонематическое восприятие. Используются следующие средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий:

 средства двигательной направленности (элементы движений (ходьба, бег, прыжки), физкультминутки,

 методы: игра, метод индивидуальных заданий;

 приёмы: компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, различные виды гимнастики (пальчиковой, зрительной, самомассаж ).

В работе по формированию фонематического восприятия используются разнообразные здоровьесберегающие технологии:

биоэнергопластику (совмещение движений руки и артикуляционного аппарата). Эти упражнения благотворно влияют на активацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику.

кинезеологические упражнения (сочетания речи с движениями рук). Эти упражнения развивают межполушарные связи, улучшают память и концентрацию внимания. Они направлены на развитие точности движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое.

физминутки. Основные задачи :

— снять усталость и напряжение;

— внести эмоциональный заряд;

— совершенствовать общую моторику;

— выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

самомассаж пальцев рук с помощью тренажера «Су – Джок». Стимулирует речевые зоны коры головного мозга. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

зрительная гимнастика. Главной ее целью является профилактика расстройств, при нагрузке на глаза. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. А однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

психогимнастические упражнения снимают напряжение, позволяют участникам раскрепоститься, дают возможность переключиться с одной темы на другую, не уставать, поддерживать хорошее рабочее состояние в течение всего занятия:

сказкотерапия, куклотерапия создают благоприятный психологический фон на занятии.

песочная терапия. Игра с природным материалом успокаивает детей, расслабляет (снижает мышечный тонус).

пальчиковый театр. Развитие воображения, мелкой моторики, речи.

мимические упражнения, улыбкотерапия. Эти упражнения способствуют созданию благоприятного психологического климата на занятиях, устранению отрицательных эмоций и снятия невротических состояний. Дети обучаются приемам мышечного расслабления. При мимических упражнениях у детей улучшается работа лицевых мышц.

Преимущества использования здоровьесберегающих технологий: прослеживается повышение качества знаний и умений детей, быстрее развивается фонематическое восприятие, так как многие упражнения активизируют несозревшие клетки коры головного мозга. Так же у детей начинают формироваться необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда, особенно с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Логопедические занятия должны быть основаны на использовании здоровьесберегающих технологий, и это не только применение элементов двигательной активности. Каждый этап логопедического занятия строится с учётом здоровьесберегающих технологий.

2.2.Компьютерные и мультимедийные технологии

Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Большие перспективы у компьютерных технологий в специальном образовании. В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Мультимедиа средства — это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.

Компьютерные и мультимедийные игры и презентации используются с целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей и роста мотивации.

В работе используются не только диски с играми и мультимедийные презентации, но и прямой выход в интернет.

Существует также программа «Игры для Тигры». В ней представлены все разделы с играми, необходимыми для развития общего недоразвития речи (в том числе и для развития фонематического восприятия).

Применение компьютерных и мультимедийных технологий в работе по развитию фонематического восриятия имеет ряд преимуществ, которые позволяют:

— сократить сроки коррекционной работы;

— повысить качество работы;

— значительно сократить трудозатраты и время при подготовке к занятиям;

— повышают мотивацию детей к обучению;

-позволяют наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей;

Для успешного применения компьютерных игр, мультимедийных презентаций в образовательном процессе необходимо создать определенные условия:

— компетентность учителя в области компьютерной грамотности;

-соблюдение санитарно-гигиенических, технических, эргономических и эстетических требований к использованию ИКТ в образовательном процессе;

-наличие необходимой материально-технической базы;

-создание методического банка мультимедийных презентаций и конспектов занятий с использованием ИКТ.

Библиографический список

1. Александрова, Т.Б. Живые звуки или фонетика для дошкольников.- Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей/ Т.Б. Александрова; СПб.: Детство-Пресс, 2005.

2. Бородич А.М. «Методика развития речи детей», М., 1981 г.

3. Жильцова, О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи / О.Л. Жильцова; М.: Педагогика, 1965.

4. Лалаева, Р.И.Формирование правильной разговорной речи у дошкольников.- Ростов н/ Р.И. Лалаева, Н.В.Серебрякова; Дону: Феникс, 2004.

5. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Хрестоматия по логопедии. Т.2 — М.: ВЛАДОС,1997.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]