Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка:
Крики
— возникают с рождения.
Гуление
– протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.
На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками
, которые потом трансформируются в лепет.
Лепет
– многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев.
Слова
— переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев.
Появление слов взрослого лексикона (молоко – моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики – часики) начало с 1 года 7/9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.
Роль родителей в лечении ЗРР в 4 года
Устранение задержки речевого развития у детей 4 лет — дело специалистов с соответствующим образованием и навыками. Но большую роль играют и родители. В первую очередь на состояние ребенка, в том числе и на развитие речи, оказывает обстановка в семье. Конфликты, ссоры, даже если в них малыш не задействован, влияют на психику ребенка. Это чревато замедлением темпов развития.
К тому же, в некоторых семьях детьми никто не занимается. Они предоставлены сами себе. Если есть предпосылки, например, у близких родственников имеется патология речи, значит, можно говорить о наследственном факторе. У такого малыша речь будет отставать.
Следующий момент — наличие в окружении человека с неправильной речью. Малыш будет подражать ему и разговаривать неправильно. Специалисты рекомендуют максимально оградить чадо от людей с патологической речью. Именно поэтому родители всегда должны разговаривать правильно, четко и медленно произнося все звуки. Нельзя сюсюкать малыша, коверкать слова — это правило должны соблюдать все члены семьи.
Гиперопека также способствует задержке речевого развития у детей 4 лет. Не требуйте от малыша сверхъестественного. Каждый человек развивается в своем темпе. Перегружая сына или дочь занятиями, не оставляя ни минуты свободного времени, вы делаете только хуже: это постоянный стресс для детей. Так могут появиться другие дефекты: заикание, энурез, нарушения сна.
Рост словаря ребенка от года и старше
- 1 год — 5-9 слов
- 1,5 года от 20 до 40 (у разных авторов)
- 2 года от 50 до 200 слов
- 3 года от 800 до 1000 слов
- 3,5 года — 1100
- 4 года 1600 — 1900
- 5 лет 1900 — 2200
Развитие фразовой речи
Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до двух лет.
Появление и развитие предложений — с двух лет.
К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы «почему?» «когда?», использует практически все части речи, предлоги и союзы.
Использует единственное и множественное число.
К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.
Коррекционная работа при сенсорной алалии
Логопедическая работа с неговорящими детьми 3-4 лет, страдающими алалией, строится в зависимости от типа данного нарушения. Если был установлен диагноз сенсорной алалии, то расстройство понимания речи будет корректироваться путем работы с сохранными анализаторами, то есть через тактильное, обонятельное, вкусовое и зрительное восприятие. Слуховое при этом не игнорируется, но включается в работу частично и уже на более поздних этапах.
Различают несколько этапов работы по коррекции и устранению речевых расстройств при сенсорном типе. Условно их можно разделить на:
- I этап – подготовительный.
- II этап – формирование коммуникативных навыков (от неречевых к речевым).
- III этап – развитие интереса к окружающим неречевым и речевым звукам.
Первый этап
Прежде чем приступить к коррекционной работе по устранению речевых нарушений, следует понимать, что, хоть за основу и принято брать методические разработки, адаптированные под слабослышащих и глухих детей, тем не менее отсутствие слуха и непонимание речи – два абсолютно разных понятия и требуют кардинально противоположного в некоторых случаях подхода. Это нужно учитывать при выборе приемов и методов обучения детей с сенсорной алалией.
Эти дети слышат, но процесс анализа полученной информации у них нарушен: слуховой анализатор в данный момент может воспринимать сигнал, а спустя некоторое время при тех же условиях – нет. В привычной обстановке родного дома они могут запоминать отдельные речевые конструкции, употребляемые взрослыми. При этом, попадая в незнакомую среду, либо при контакте с новым человеком, не понимают того же самого высказывания. Слуховая система алаликов крайне нестабильна, дети с данным нарушением восприятия тяжело переносят резкие звуки (скрипы, шуршание), шумы высокой частотности, крик или громкую экспрессивную речь. Все это может привести к блокировке акустико-гностического процесса, что только усложнит коррекционную работу. Поэтому с такими детьми во время занятий необходимо использовать спокойную, тихую речь, чтобы не снизить у них восприятие речевых звуков.
Часто сопутствующими расстройствами у детей с сенсорной или сенсомоторной алалией являются нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения, поэтому на первых порах занятия с ребенком будут, скорее всего, носить хаотичный, спонтанный характер. Ни в коем случае нельзя пытаться заставлять алалика «высиживать» на одном месте энное количество минут. Одна из главных первоначальных задач – наладить контакт с ребенком на уровне тактильного, зрительного восприятия. Только после того, как будет установлен контакт, можно начинать работу, в противном случае, все старания пойдут насмарку.
Второй этап
Дети посредством совместной игровой деятельности с педагогом учатся использовать неречевые коммуникативные умения – жест, мимику. Позже добавляется смысловая интонация. Происходит это во время проигрывания партнерских игр с ребенком, например:
«Покорми куклу». Логопед проговаривает и показывает, что необходимо сделать: усаживает куклу на стульчик (за стол), протягивает ко рту игрушки ложечку, имитируя «кормление» и т. д. Ребенок, в свою очередь, проделывает те же действия, дублируя жесты и мимику. Здесь в работе активно участвуют двигательные и зрительные анализаторы, используется прием «глаза в глаза», что позволяет малышу лучше понять, чего от него хочет взрослый. Однако этот метод не подойдет детям с аутизмом, так как зачастую для них характерно избегать зрительного контакта с другими людьми.
Также будут полезны игры с конструктором или кубиками. Такой вариант «параллельной игры» подойдет и для аутистов. Задействуется тактильное и зрительное восприятие и ощущение. Педагог строит совместно (если это не вызывает отрицательные эмоции) либо рядом с малышом башню или другую постройку, использует мимику и жесты. Речь минимальная, простая, односложная, в употреблении не должно быть слишком много слов, лучше с опорой на те, которые ребенок воспринимает, либо часто может слышать.
Работать можно также с различными пособиями на развитие сенсорики (цвета, вкуса, тактильных особенностей предметов) и мелкой моторики: музыкальные игрушки, мягкие и деревянные кубики. Целью второго этапа является формирование непосредственно самой потребности в речевом общении. Развивать ее можно при помощи искусственно созданного «информационного голода».
Третий этап
На этом этапе начинается постепенное развитие фонематического слуха и восприятия. Сначала с помощью неречевых звуков, затем с включением речи взрослого. При этом необходимо избегать резких стуков, хлопков в ладоши, топота. Происходит сопоставление звукового сопровождения показываемому изображению. Например, логопед предлагает воспитаннику ряд иллюстраций для развития предметного словаря. Далее разбирает каждую картинку с соответствующими ей одним или несколькими звуками (уу – паравоз, ыы – медведь, му – корова и т. д.). То же самое происходит при активизации обозначений действий: подборка сюжетных картинок позволяет расширить глагольный словарь (аа – плачет, ай – болит и т. д.).
Можно применить уже готовый материал «Мои первые слова» Н. А. Шишкиной, разработанный в соответствии с современным психолингвистическим подходом, и систематизированный по блокам для более удобного изучения информации. Это пособие подойдет как для работы с сенсорными, так и с моторными алаликами.
Перед началом работы рекомендуют установить режим, четко определить время для занятий, отдыха. Нужно стараться лишний раз не перегружать слуховое внимание и восприятие речевыми заданиями.
Этот этап будет являться основополагающим в развитии понимания речи, так как позволит:
- активизировать использование слов согласно их назначению;
- сформировать умение анализировать собственную речь;
- пополнить пассивный словарный запас, который при условии эффективной деятельности логопеда перейдет со временем в активный;
- развить фонетико-фонематическое восприятие: различать близкие по звучанию слова.
Методика запуска речи.
Данная методика запуска речи подходит для нормотипичного ребёнка (нет диагноза, понимает обращённую речь; слух, зрение, интеллектуальные способности в норме).
Почему следует отказаться от гаджетов?
Методика запуска речи начинается с самого простого, а для некоторых «сложного». Максимально убираем гаджеты и музыкальные игрушки. Почему?
- Во-первых, ребёнок не видит правильной артикуляции речевого аппарата. Герои мультфильмов открывают рот автоматически.
- Во-вторых, постоянная смена картинки снижает концентрацию внимания ребёнка. Ему будет сложно заниматься. Телевизор для ребёнка становится дофамином.
- В-третьих, теряется навык вслушивания. Мы можем этого не замечать, (но на детях это особенно сказывается) речь, транслируемая из телевизора и живая, очень отличается по восприятию. Речь из гаджетов имеет усечённый звук. Мы сами не можем это уловить. В результате, мозг получает искажённую, урезанную информацию.
Подождите. Пусть ребёнок заговорит, а потом будут мультфильмы.
На что обратить внимание при запуске речи?
- Развитие крупной моторики. Именно крупная моторика даёт толчок и запускает речь. За крупную моторику отвечает ствол головного мозга и проработать его гораздо сложнее. Тут не помогут «развивашки». Важно: режим, полноценный сон, питание, движения, прогулки. В ходе развития крупной моторики изучите с малышом карту тела. Ребёнок должен знать, где у него руки, ноги, колени и так далее. Предложите поднять руки-ноги в сторону, попрыгайте, купите беговел, самокат, велосипед, играйте с мячом, плавайте.
- Развитие мелкой моторики — работает на понимание речи, слоговую структуру, дикцию. Вариантов развития мелкой моторики множество. Игры с песком, лепка с тестом или пластилином, нанизывание бусин, игры с камнями, су-джок, массажи, пальчиковые игры, сенсорные коробки, рисование на манке.
- Артикуляция и дыхательная гимнастика. Задание выбирайте исходя из возможностей и интересов Вашего ребёнка. Отличной тренировкой артикуляции речевого аппарата будет пережёвывание твёрдой пищи (яблоко, морковь). Так как все звуки и слова человек произносит на выдохе, поэтому развитие речевого дыхания также имеет колоссальное значение.
- Речевые упражнения. Например: визуально-ритмические ряды. Ребёнку предлагается продолжить заданную последовательность, озвучивая её.
- Интеллектуальные упражнения. Без новых знаний невозможно запустить в работу левое полушарие, что необходимо для связной речи.
Понаблюдайте. Какие из этих пяти направлений имеют просадку. Отстающему направлению уделите особое внимание.
Не начинайте разговор с ребёнком со слов «скажи» или «повтори». Это может вызвать речевой негативизм и полный отказ от общения.
Ваша задача, как взрослого, выстроить с ребёнком диалог. Как мы это делаем? Начинаем задавать вопросы.
- Хочешь на улицу? (а не — мы идём на улицу)
- Ты будешь есть суп?
- Ты будешь есть суп или кашу? (на первое место ставят желаемое).
Дайте ребёнку подумать, помолчать, предположить, дать реакцию. Не торопите его, не отвечайте за него. несколько раз. Он должен прочувствовать, что является участником разговора.
Методика запуска речи — вызываем первые слова.
- Речевые автоматизмы: да — нет. Найдите то, на что ребёнок эмоционально откликается. Пусть эта вещь, игрушка будет основой «диалога».
- Звукоподражание (до 2,5 лет) и звуковой жест (после 2,5 лет). При звуковом жесте мы оречевляем действие. Например: мяч упал бах. Берём мяч и при каждом соприкосновении с полом, столом говорим «бах». Таким образом, речь подчиняется действию.
- Глагольные составляющие. (Дай, на).
- Существительные. (Это кто? Это что?)
- Прилагательные (описание). Самые простые большой — маленький.
Запуск этих нескольких слов даст основу для дальнейшей работы, расширения словарного запаса.
Не форсируйте события. Не надо за 5 минут занятия вызывать и речевые автоматизмы, и глаголы с существительным. Выбирается одно направление работы. Ребёнок должен прожить этот речевой момент, осознать его. Только тогда будет результат. Слова «да — нет» можно отрабатывать в течение нескольких дней, а можно в течение месяца. Всё индивидуально.