8 распространенных нарушений письменной речи у школьников


Родителей малышей детсадовского возраста волнует, как говорит ребенок, а вот у мам и пап школьников — другие проблемы. С началом учебы у ребенка могут появиться сложности с письменной речью. И очень часто это отнюдь не означает, что ваше сокровище не слишком усердно грызет гранит науки. Трудности с обучением могут быть связаны с нарушениями речи.

Письменная речь

Специалисты относят к письменной речи как непосредственно сам процесс написания букв, слов и текста, так и их воспроизведение « с листа», то есть чтение. Формирование письменной речи является осознанным процессом, результатом целенаправленного обучения. Соответственно, некоторые сложности могут возникать у детей из-за несовершенства психологической сферы — внимания, усидчивости, концентрации, мотивации к учебе. Однако далеко не всегда методом преодоления проблем являются воспитательные меры. Часто нарушения письменной речи имеют более серьезные причины, не зависящие от прилежания вашего ребенка-школьника.

Для того, чтобы письменная речь формировалась правильно, необходимо несколько составляющих:

  1. Развитая система психических факторов — память, мышление, внимание, воображение, способность к самоконтролю, анализы и синтезу.
  2. Сформированные двигательные навыки, мелкая моторика.
  3. Способность к восприятию — зрительному, фонематическому.
  4. Правильно и хорошо развитая устная речь.

Последний пункт отнюдь не является менее значимым. Именно уровень развития устной речи является базой, на которой будет построен новый навык. По этой причине крайне важно решить все возможные логопедические проблемы у ребенка до начала учебы в школе.

Нарушения письменной речи могут проявляться в разных видах в зависимости от наличия тех или иных проблем. Обращение к логопеду поможет справиться с ними и помочь ребенку успешно учиться в школе.

Три уровня речевого развития

Первый уровень

— «лепетная речь», состоящая из звукоподражаний, аморфных слов, звуковых комплексов. Речь непонятна для окружающих, часто заменяется паралингвистическими средствами общения — жестами, мимикой. Понимание ребёнком обращенной речи затруднено.

Второй

— начатки общеупотребительной фразовой речи. При этом искажается фонетическое и грамматическое оформление фразы. Ребенком используются слова, обозначающие отдельные предметы, действия и признаки, а также отмечаются попытки словоизменения и словообразования. Однако эти попытки чаще всего неудачные, как и воспроизведение слоговой структуры слов. Нарушено произношение и восприятие звуков речи. Обращенная речь в целом воспринимается недифференцированно.

Третий

— элементарная развернутая речь с ошибками использования языковых единиц всех уровней.

Четвертый

— остаточные проявления недоразвития речи, затрагивающие отдельные компоненты языковой системы и проявляющиеся, в первую очередь, в сложных формах речевой деятельности.

При задержке психического развития, интеллектуальных нарушениях, снижении слуха может обнаруживаться внешне сходное состояние языковых средств; в этих случаях используется термин «системное недоразвитие речи», позволяющий отграничить характер нарушения.

Психолого-педагогический подход позволяет выстраивать систему обучения детей, имеющих сходные по проявлениям речевые нарушения. Именно такие заключения формулируются логопедом и используются психолого-медико-педагогической комиссией при выработке образовательного маршрута ребенка.

Однако для определения причин и механизмов нарушений речи, для построения индивидуализированных схем коррекционной работы и прогнозирования ее результатов логопедами и врачами используется клинико-педагогическая классификация, согласно которой выделяются нарушения устной речи (ее внешнего или внутреннего, семантико-смыслового, оформления) и письменной речи.

Дислексия

Если у вашего ребенка есть сложности с обучением чтению, возможно, у него дислексия.

Для нее характерны:

  • Неправильно читаются буквы в словах (слияние с последующими/предыдущими, «проглатывание», замены).
  • Ударения ставятся не в том месте.
  • Слово не дочитывается до конца.
  • В процессе чтения пропускаются или переставляются слова, теряются строки, затруднен переход с одной строчки на другую.

Как правило, дислексия, связана с нарушением речевого слуха. Ребенку трудно различать близкие по произношению звуки. Важными факторами являются также достаточная развитость способности к анализу и синтезу, удержанию внимания и точности восприятия.

Дисграфия

Постоянные, не связанные со знанием орфографических правил, ошибки при письме, являются характерной особенностью дисграфии. Ошибки эти отличаются нелогичностью и даже неожиданностью для учителей и родителей. «Корова» может превратиться в «крову», «апрель» в «атрель», буквы переворачиваются, а слова в отдельном предложении не связываются между собой.

Назидания, традиционные занятия с ребенком и даже наказания не могут привести к результату. Все дело заключается в том, что дисграфия возникает не от непослушания ребенка, а в связи с недостаточной сформированностью высших психических функций, нарушениями различных составляющих речи.

Дисграфия артикуляторно-акустическая

Этот вариант проявляется при имеющихся проблемах со звуковым восприятием и с произношением звуков. То есть, ребенок «пишет то, что слышит».

  • произвольно использует на письме звонкие согласные и глухие, меняя их местами;
  • чередует свистящие и шипящие;
  • пропускает мягкий знак;
  • смешивает аффрикаты и их составляющие;
  • произвольно меняет гласные первого и второго ряда.

Проблему не удастся решить, пока логопедом не будет поставлена правильная артикуляция всех звуков и не освоены навыки фонематического слуха.

Например: «кошка» — «коска», «качели» — «катели».

Связь «матери и ребёнка»

Почему на курсе коррекции дислексии «Успешный Старт» мама является не просто зрителем, а активно вовлечена в коррекционный процесс? Объясняется это тем, что ей на курсе предоставляются рекомендации по гармонизации отношений в семье. Именно она осваивает навыки самопомощи при дислексии, в буквальном смысле учится заново взаимодействовать со своим ребёнком.

Под этим есть научное обоснование.

Так, исследовательской группой Института Клапареда ещё в начале 1990-х гг. было установлено, что в основе дислексии часто лежит отрицательная связь между матерью и ребёнком. В основе их взаимоотношений чаще всего лежит конфликт. Например, мать насильно кормит своего ребёнка, в результате он начинает сопротивляться ей и постепенно переносит эту манеру и на другие сферы жизни. И проявляется это, в первую очередь, в обучении. Более того, ребёнок использует выработанную модель поведения и в отношениях с педагогом, в результате чего педагогические усилия не имеют никакого результата.

Дисграфия аграмматическая

В данном случае во время письма нарушается грамматический строй речи:

  • нарушается связь слов в предложении, словосочетания не согласованы между собой;
  • существительные ставятся в неправильное число, падеж или род;
  • заменяются приставки и суффиксы;
  • изменяется сама конструкция предложения.

Заметной проблема становится к 3 классу, когда владение грамматикой становится необходимым условием для учебы. Родителям следует быть настороже.

Пример: «Красивый машина», «Катя и Лена едет на машине».

Дисграфия оптическая

Буквы состоят из определенного набора элементов — крючочков, палочек, кругов, овалов и пр. При наличии проблем со зрительно-пространственным восприятием, процессом анализа и синтеза у школьников могут возникать типичные ошибки:

  • буквы пишутся в зеркальном отображении;
  • появляются лишние элементы у букв («каша» — «кашшша»);
  • детали букв «отрываются» друг от друга или возникает разрыв между написанными
  • буквами в одном слове;
  • заменяются буквы визуально похожие (в — д, т — п, и — ш).

Логопед для школьников

  • Навык письма имеет большую социальную значимость. В нашей культуре обучение невозможно при несформированном письме. Все мы знаем, что с начальных классов школы и вплоть до вступительных экзаменов в вуз способность грамотно писать имеет очень большое значение. При этом речь идет не о сформированности или несформированности функции, а о достаточно высоком уровне владения навыком письма.

    Проблема и коррекция специфических нарушений письменной речи, т.е. дисграфии всегда была актуальной.

    Материал с сайта

    Основной задачей работы логопеда на школьном логопункте является своевременное выявление и предупреждение нарушений письма и чтения.

    Что такое дисграфия?

    Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

    Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников:

    • неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;

    • особый характер ошибок на письме:

      — ошибки не на правило;

      — стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;

      — регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка;

      — искажение графических образов букв;

      — пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;

      — смешивание парных согласных в устной и письменной речи;

      — грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.

    Практика работы на школьном логопункте показала, что дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Причинами дисграфии могут быть, как несформированные процессы во время обучения, так и нерезко выраженное недоразвитие речи. При выявлении нарушений речи и организации коррекционного обучения детей, поступающих в школу, часто признаки общего недоразвития речи остаются незамеченными. Обычно дисграфия, обусловленная нерезко выраженным недоразвитием речи распознается лишь в процессе обучения письму. Что является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.

    Письмо детей-дисграфиков можно определить по наличию двух групп специфических ошибок:

    1) ошибки

    ,
    обусловленные несформированностью слухового внимания и фонематических процессов:
    а) пропуск букв и слогов — “прошла” (прощала), “жадые” (жадные), “ишка” (игрушка);

    б) перестановка букв и слогов — “онко” (окно), “звял” (взял), “пеперисал” (переписал), “натуспила” (наступила);

    в) недописывание букв и слогов — “дела” (делала), “лопат” (лопата), “набухл” (набухли);

    г) наращивание слов лишними буквами и слогами — “тарава” (трава), “катораые” (которые), “бабабушка” (бабушка), “клюкиква” (клюква);

    д) искажение слова — “наотух” (на охоту), “хабаб” (храбрый), “щуки” (щеки), “спеки” (с пенька);

    е) слитное написание слов и их произвольное деление — “насто” (на сто), “виситнастне” (висит на стене), “у стала” (устала);

    ж) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений — “Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером”;

    з) замена одной буквы на другую — “трюх” (трех); “у глеста” (у клеста), “тельпан” (тюльпан), “шапаги” (сапоги);

    и) нарушение смягчения согласных — “васелки” (васильки), “смали” (смяли), “кон” (конь).

    2) ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

    а) аграмматизм — “Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки” (пять желтеньких цыплят);

    б) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — “вкармане”, “при летели”, “в зела” (взяла), “подороге”.

    Таким образом, дисграфия по роду образования ошибок делится на следующие виды:

    • Акустическая
    • Артикуляторно-акустическая

  • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
  • Оптическая
  • Аграмматическая
  • Логопеду в практике общеобразовательной школы приходится сталкиваться чаще со смешанными видами. Но преобладают следующие проявления речевых проблем у обучающихся.

      Артикуляторно-акустическая дисграфия,

      Материал с сайта

      которая характеризуется з
      аменой букв, соответствующих, фонетически близким звукам
      т.е. сходство по акустико-артикуляционным признакам:

    • звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
    • свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),
    • аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
    • Неправильное обозначение мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

    Для преодоления этого вида дисграфии существует единственно надежный путь — воспитание четкой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Пока это не достигнуто, ребенок будет продолжать писать наугад. Поэтому необходимо любыми способами довести до его сознания разницу в звучании звуков путем возможно более яркого ее подчеркивания. Для этой цели на первом этапе удобнее всего отождествить эти звуки со звуками окружающей природы или знакомых предметов.

    В дальнейшем ребенку предлагаются самые разнообразные упражнения, направленные на различение названных звуков.

    Например:

    • называние ребенком слов со звуками Ш и С;

    • показ буквы Ш или С в ответ на произносимое взрослым слово с соответствующим звуком;

    • называние ребенком пропущенной в слове буквы Ш или С (кры(ш)а, кры(с)а,) с обязательно подобные упражнения проводятся и в письменной форме. Мишка – миска, крыша – крыса

    • раскладывание под буквами Ш и С картинок, в названиях которых содержатся соответствующие звуки.

    Работая над преодолением артикуляторно-акустической дисграфии, особое внимание надо обратить на воспитание слуховой дифференциации твердых-мягких и звонких-глухих согласных. Отсутствие такой дифференциации не только приводит к буквенным заменам на письме, но и препятствует усвоению целого ряда грамматических правил.

    В частности, ребенок, не дифференцирующий на слух мягкие и твердые согласные, не сможет овладеть правилами обозначения мягкости согласных на письме — для него всегда будет сомнительно, надо ли писать мягкий знак в словах типа ДЕНЬ и ДЕНЬКИ

    и какая буква (А или Я) должна быть написана, например, после Л в слове ЛАМПА.

    Для решения данной проблемы можно проводить следующие упражнения:

    — прочитай слова, запиши их в единственном числе.

    Образец: кони – конь

    Степи –

    Ели –

    Двери –

    Караси –

    — прочитай слова, запиши их ласкательно-уменьшительное значение.

    Образец: день – деньки

    Уголь –

    Окунь –

    — разложи картинки по наличию гласных, написанных на домиках

    То же самое и со звонкими и глухими согласными. Если ребенок не различает их на слух, то он не сможет овладеть правилом правописания “сомнительных согласных” в конце и в середине слов (в словах типа ГРИБ и ГРИБКИ), а также правилом правописания многих приставок (в словах типа РАЗБЕЖАЛСЯ и РАСПИСАЛСЯ).

    Даже изменив слово ГРИБ таким образом, чтобы сомнительная согласная была ясно слышна (ГРИБЫ), ребенок все равно не избавится от сомнений при его написании, поскольку он не сможет уловить никакой разницы в звучаниях ГРИБЫ и ГРИПЫ.

    Вся проводимая с ребенком работа по слуховой дифференциации звуков обязательно должна сопровождаться письменными упражнениями.

    Материал с сайта

    Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза связана с тем, что ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на составляющие их слоги и звуки. А без четкой ориентировки в звуковом составе слов для обозначения каждого конкретного звука не может быть выбрана соответствующая буква и тем более определен их порядок. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной:

      • пропуски букв и слогов;
      • перестановка букв и (или) слогов;
      • не дописывание слов;
      • написание лишних букв в слове
      • повторение букв и (или) слогов;
      • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).

    Прежде всего, нужно научить ребенка делить каждое предложение на отдельные слова и правильно определять их количество. При этом особое внимание должно быть обращено на предлоги и союзы, которые также являются самостоятельными словами и поэтому пишутся отдельно от значимых слов. Для наглядности можно использовать графические схемы предложений, отражающие количество составляющих их слов.

    • придумать предложение по заданной графической схеме;
    • составить графическую схему данного предложения
      (например: Дети играют.);
    • определить место каждого слова в предложении (какое по счету?)

    Особо хочется остановиться на важности деления слов не только на звуки, но и на слоги. Хотя в целом наше письмо буквенно-звуковое, но единицей чтения и письма в русском языке является слог

    . Так, нельзя прочитать согласную букву П, Т, К или любую другую изолированно, без учета следующей за нею гласной, поскольку неизвестно, мягко или твердо она должна произноситься при чтении (ПА или ПЯ?). Соответственно и в процессе письма в этих случаях мы также должны иметь в виду сразу целый слог, так как мягкость или твердость согласного здесь должна быть обозначена при помощи последующей гласной буквы.

    Материал с сайта

    С этой целью хорошо проводить упражнения на деление слов на слоги с подробным анализом, например:

    • произнеси слова по слогам, одновременно хлопая в ладоши,
    • назови первый слог, затем второй, третий;

    покажи слоги на схеме.

    Или

    • назови овощи;
    • раздели слова на слоги;
    • покажи стрелочкой, в какую корзину нужно положить овощи;
    • объясни, почему?

    Когда ребенок освоил деление слов на слоги

    , нужно научить ребенка делению слов на слоги и
    звуки
    .

    Предлагаются следующие задания по звуковому анализу

    • определить количество звуков в слове
      (сколько звуков в словах

      ШАР, ЖУК, КИТ, ПАУК, МУХА и т. п.);

    • дорисовать недостающие клетки;
    • разделить на слоги
    • определить последовательность звуков в слове (какой звук первый
      первый, второй, третий, четвертый в слове ПАУК?);
    • определить место звука в слове.

    Для деления слов на слоги ребенок должен, прежде всего, уметь разграничивать гласные и согласные звуки и выделять гласные звуки в слове. Для этой цели можно предлагать задания:

    • называние в слове одних только гласных звуков (У и А в слове УТКА),
    • придумывание слов с определенным гласным звуком и т. п.

    И только после того, как ребенок научится без затруднений находить гласные звуки, ему можно будет сообщить хорошо известное правило: “сколько в слове гласных, столько и слогов”.

    Для звукобуквенного анализа слов в поле зрения учащихся всегда находится лента звуков и букв

    как в кабинете каждого начального класса,

    так и в кабинете логопедии.

    Своевременное выявление и устранение недостатков устной речи у обучающихся, а также специальное обучение их при подготовке к школе и с первых дней пребывания в школе, будут способствовать предупреждению неуспеваемости по письму у этой категории детей. Поэтому логопед на логопедическом пункте особую роль отводит коррекционной работе в КПП и 1-х классах.

    Материал с сайта

    В нашей школе учащиеся КПП, 1-х и 2-х классов составляют 80 процентов от общего количества детей, зачисленных на логопедические занятия. Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов. Результат итогового обследования за 2010-2011 учебный год показал, что у 56,2% учащихся, посещавших логопедический пункт, повысился уровень овладения компонентами языка.

    Взаимодействие учителей начальных классов и логопеда помогает обучающимся преодолеть проблемы в овладении навыком письма и сделать учебный труд для детей радостным творчеством!

    Список использованной литературы:

    1. Ефименкова Л.Н.
    2. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов” – М., 2001 г.

    Дисграфия, возникающая при нарушении процессов анализа и синтеза

    Данный вариант встречается довольно часто, поэтому родителям нужно обратить внимание, если ребенок регулярно повторяет ошибки такого рода:

    • меняются местами слоги и отдельные или же опускаются вовсе («кукла» — «кулка», «кука» и т.д.;
    • слова не дописываются до конца;
    • в словах появляются дополнительные буквы (« машина» — «маашина»);
    • предлоги написаны слитно со словами, а приставки, наоборот, отдельно;
    • в словах перепутаны отдельные слоги из соседних слов.

    Повторим, здесь дело отнюдь не в том, что ребенок не достаточно старается или недостаточно усердно делает уроки. Проблемы дисграфии имеют более глубокие корни. Ребенку обязательно требуется помощь логопеда.

    Верная диагностика состояния и своевременные коррекционные меры способны исправить ситуацию и добавить положительных оценок в дневник и мотивации к учебе.

    ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    Чтобы коррекционная работа была эффективной, соблюдайте такие рекомендации: • Сделайте обстановку вокруг ребенка спокойной, чтобы он не отвлекался от учебы; • Выбирайте задания с учетом возраста и возможностей школьника; • При затруднении окажите помощь, но не делайте все за ребенка; • Не учите иностранные слова, если дисграфик ее не готов психологически к этому; • Старайтесь в присутствии ребенка говорить правильно, четко выговаривать слова; • Не повторяйте за школьником слова, которые он выговаривает неправильно; • Дисграфики должны использовать для письма ручки с ребристой поверхностью, которые массируют кончики пальцев и повышают мозговую активность; • Поддерживайте ребенка, чтобы он не чувствовал себя «не таким, как все» (в худшем смысле); • Указывайте ему на ошибки, но не ругайте; • Обязательно хвалите школьника за его успехи, даже если они незначительные. Дисграфия накладывает негативный отпечаток на процесс обучения, поэтому важно, как можно раньше обнаружить нарушение и обратиться к специалисту. Помните, что устранить такую проблему в одиночку не получится, поэтому родители, врачи и педагоги должны действовать совместно. Важно назначить лечение, регулярно выполнять упражнения, постоянно повышать самооценку ребенка. Только в таком случае удастся победить дисграфию и сопутствующие нарушения (например, дислексия).

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]