Дисграфия, дизорфография (нарушения почерка и письменной речи)

Детство — это время интенсивного развития, изучения всего нового и неизведанного. Это период, когда приобретаются основные навыки и умения.

Однако не все дети обучаются размеренно в одном темпе. Некоторые имеют различные трудности. Им требуется усилие и время, чтобы с ними справляться.

Эти сложности могут возникать по причине как наследственных заболеваний, так и в связи с условиями окружающей среды.

Серьезным препятствием в обучении может оказаться дизорфография у детей.

Дизорфография – это проблема, с которой в наше время сталкиваются учащиеся в начальной школе (2-4 классы). Из-за нее у детей появляется неуспеваемость, и безграмотность письма с каждым годом все увеличивается.

Поэтому необходимо знать причины дизорфографии, ее виды, симптомы, уметь правильно диагностировать, знать способы профилактики и корректировки.

Что такое дизорфография?

Дизорфография – это нарушение запоминания орфографических знаний, что обусловлено недостаточным развитием речевых и психических функций. Это заболевание проявляется частыми ошибками в орфографии в письменном виде, даже если ребенок в устной форме проговаривает правило.

Дизорфографию может распознать педагог или логопед, проводя анализ работ в тетради учащегося, устные ответы на вопросы, понимая насколько сформированы его формы речи (письменная и устная).

Дизорфография проявляется чаще всего у учащихся 2 классов (80 %) и 3-4 классов (90 %). Их успеваемость по русскому языку снижается, что оказывает плохое влияние на развитие личности, является следствием неудачной адаптации в школе.

Это возникает их-за того, что предыдущий материал плохо усвоен и в программу обучения добавляются грамматические правила, принципы правописания (морфологический и традиционный).

Дизорфография — это неспособность к обучению письменной речи, возникающая при отсутствии нарушений зрения, слуха или интеллекта.

Это проявляется в трудностях распознавания, понимания и воспроизведения письменных символов. Данный диагноз также определяется медленным написанием и частыми ошибками.

Дизорфография затрагивает все сферы правописания: грамматику, спряжения, построение предложений и слов.

Дизорфография полностью усложняет письменную работу. Очень часто возникает совместно с дислексией, т. е. трудностями в обучении чтению хотя бывает и так, что возникает сама по себе.

Ребенок, несмотря на знания правил правописания делает ошибки в записи. Кроме того, допущенные ошибки не возникают из-за отсутствия желания учиться, хотя бывает, что идут рука об руку, так как дизорфография у детей может сопровождаться другими нарушениями.

Что это

Дизорфография – это стойкое сформированное недоразвитие навыка правильного письма. Ребенок теоретически знает, как нужно написать, но применить правило не может. Он делает одни и те же ошибки, но не понимает, как их исправить, не замечает их в написанном тексте. Педагоги в этом случае говорят об отсутствии орфографической зоркости.

Особенностью дизорфографии является нарастание проблем с грамотностью в процессе обучения в школе. В 1-2 классе школьник делает 30-40 ошибок в одном тексте, а к 5 классу более 80. Это связано с устойчивостью речевого нарушения к коррекции, снижением самооценки ребенка из-за осознания собственного недостатка, повышением уровня сложности речевого материала.

Причины дизорфографии

Факторы, влияющие на развитие дизорфографии можно поделить на те, которые выделяются в медицине, психологии и педагогике.

В основном, нарушение орфографических навыков – это комплекс нескольких причин. Самые распространенные из них:

  1. Стертая дизартрия, дислалия.
  2. Общее нарушение речи разной степени.
  3. Поражение ЦНС.
  4. Педагогическая запущенность.
  5. Психосоматическая ослабленность.
  6. Недостаток внимания.
  7. Задержка в психическом развитии.
  8. Общая заторможенность.
  9. Умственная перегруженность.
  10. Низкий иммунитет, от чего частые болезни в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  11. Перевод из одного учебного заведения в другое.
  12. Смена педагога.

Также возможно развитие дизорфорграфии у тех детей, которых родители отдали в школу в раннем возрасте (6-6,5 лет). Они неготовы к обучению, наблюдается незрелость психики и физиологии.

В группе риска находятся дети, у которых есть в анамнезе:

  • дисфагия и дислексия(диагностируется в начальной школе);
  • пренатальная и постродовая патология;
  • минимальная мозговая дисфункция, энцефалопатия, которые сопровождаются неврологическими симптомами.
  • фонетическое нарушение речи и ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие).

К другим факторам, которые могут вызвать дизорфографию у ребенка относятся:

  • болезни матери во время беременности, антисанитария,
  • режим жизни женщины в период беременности,
  • травмы женщины в период беременности,
  • сложные роды, приводящее к ишемии или гипоксии ребенка,
  • генетическая предрасположенность (скорее всего, отвечают за изменения генов шестой хромосомы).

Виды дизорфографии

Ученые-логопеды классифицируют по нескольким признакам.

  1. Морфологический. Учащийся допускает ошибки в орфографии (правила знает, но не находит им применение), не может проверить безударную гласную, не может запомнить правила о верном написании непроизносимых звуков, слова с двойными согласными.
  2. Синтаксический. Ребенок неправильно ставит пунктуационные знаки, не может определить какой частью предложения является слово, допускает систематические ошибки в синтаксисе. Также учащийся не может самостоятельно высказаться, составить предложение и текст.
  3. Смешанный. В письменных работах учитель часто фиксирует ошибки синтаксиса и орфографии.

Также дизартрию классифицируют по общему количеству ошибок в одной работе, так:

  • если учащийся допустил до 15 ошибок в работе, в целом задания выполняет на средний и высокий уровень, то это легкая степень.
  • если школьник выполняет задания на средний уровень и допускает менее 30 ошибок, то это средняя степень;
  • если ученик имеет низкий упрвень знаний, и на письме учитель находит в одной работе 50-80 ошибок орфографии и пунктуации, то это тяжелая степень.

Согласно этим классификациям разрабатывается и реализуется коррекционная работа со школьником для эффективного устранения дизорфографии.

Виды дисграфии

Дисграфия может быть следствием разных причин. Признаки и симптомы нарушения могут отличаться. Также от вида отклонения зависит способ реабилитации и длительность лечения.

Оптическая

Ребенку трудно правильно писать буквы, он может их пропускать при написании слов, добавлять не нужные элементы в виде штрихов и палочек. Из-за не до конца сформированным зрительно -пространственным связям ребенок зачастую пропускает буквы, неправильно их пишет, путает с другими.

Акустическая

Характеризуется отсутствием способности к правильному распознаванию звуков. Пациент путает схожие по звучанию буквы, может делать ошибки в степени мягкости произносимых звуков.

Артикуляторно-акустическая

Ребенок неправильно пишет и произносит буквы, заменяет их схожими по звучанию. Просьбы родителей и преподавателей обращать внимание на правильность произношения и написания результатов не приносят. При такой форме нарушения требуется проведение работы, направленной на слуховую дифференциацию ребенка. Только при проведении подобной коррекционной работы возможно полное избавление от проблемы.

Аграмматическая

Этот вид нарушения характеризуется тем, что ребенок при произношении и написании путает падежные окончания, пропускает или заменяет предлоги на другие. Подобное отклонение является следствием речевых нарушений.

Нарушение, вызванное неполноценными процессами анализа и синтеза

Основные симптомы этого нарушения — пропуск или замена букв на другие, добавление лишних слогов, слитное написания нескольких слов подряд. Подобному отклонению предшествуют социальные, психологические, а также воспитательные факторы, которые становятся основной причиной нарушения анализа и синтеза речи.

Признаки заболевания

Дисграфия — диагноз, который должен ставить специалист. Отклонение можно легко спутать с обычным непониманием грамматики, которое встречается у большинства детей. При дисграфии ошибки, которые ребенок допускает во время письма, никак не связаны с уровнем знания русского языка. Учителя в школе, а также родителей ученика должно насторожить, если ребенок делает многократно одинаковые ошибки: пропускает буквы, путает слитное и раздельное написание слов. Кроме того, почерк такого ребенка неразборчивый, а размер букв постоянно меняется от маленьких до больших не только в одном предложении, но и в одном слове. Скорость письма при этом очень медленная. Зачастую детям с дисграфией ставят плохие отметки из-за ошибок и плохого почерка, что сильно сказывается на успеваемости и самооценке ребенка. Именно поэтому очень важно своевременно выявить нарушение письменной речи у ребенка, выяснить причину отклонения, чтобы пройти курс коррекции.

Симптомы дизорфографии

Симптомы проявляются в том, что ученик:

  • делает ошибки в грамматике, анализе орфограммы, различные пунктуационные ошибки;
  • смешивает буквы;
  • не различает слова по семантике;
  • неправильно пишет слова с безударными гласными, глухими согласными, которые можно проверить;
  • имеет скудный словарный запас, поэтому не может подобрать однокоренное слово для проверки верного написания буквы;
  • испытывает трудности с морфемным анализом слов, не может выделить в слове главную морфему слова (корень), и дополнительные (словообразующие) – приставку, суффикс, окончание;
  • не использует заглавные буквы (начало предложения, в собственных именах);
  • делает ошибки в словах с двойными или непроизносимыми согласными;
  • путает употребление твердого и мягкого знаков;
  • не правильно делит слова на слоги и их переносит, ставит ударение;
  • не может запомнить названия частей речи, их морфологические признаки;
  • формирует свои правила (если «жи», «ши» нужно писать с «И», то правильное написание слова «жИлезо»);
  • не может перейти из одного вида деятельности в другой;
  • не в состоянии освоить теоретический материал и не в состоянии самостоятельно найти ошибку, самопроверка не помогает.

Учащиеся, у которых диагностирую дизорфографию, часто действуют вопреки правилам и пишут слова так, как их слышат.

Диагностика

Диагностика учащихся, у которых есть серьезные нарушения в письменной речи делится на 2 этапа:

  • определение симптомов;
  • выбор индивидуального способа корректировки заболевания.

На первом этапе анализируются все виды работ учащегося (диктант, сочинение, изложение, списывание). Учитель высчитывает средний показатель ошибок в одной работе, что устанавливает степень дизорфографии.

Второй этап диагностики заключается в исследовании еще и устных работ проблемного школьника, проводятся подобранные тесты и письменные упражнения. Логопед выясняет есть ли отклонения в знании орфографии, проверяет его знания, умения и навыки, фонематический слух, неречевые процессы.

Во время того, как учащийся выполняет эти тесты, преподаватель за ним внимательно наблюдает и фиксирует насколько ребенок мотивирован к учебе, понимает ли он ошибку, находит ли он алгоритм действия для ее устранения.

Если есть причина дизорфографии лежит в психологическом отклонении (недостаточно сформированы высшие психические функции), то проводятся индивидуальные консультации практическим психологом. Он работает не только с ребенком, но и с родителями, дает им рекомендации того, что можно делать систематически в домашних условиях.

После проведения ряда тестов совместно школьный психолог, учитель и логопед составляют карту на учащегося, в котором расписывается его индивидуальный маршрут, обозначаются цели, даются советы для родителей, расписываются планируемые занятия.

Диагностика дисграфии

Назначить соответствующий курс коррекции дисграфии может только специалист, который предварительно диагностирует нарушение с помощью специальных исследований. Кроме того, для постановки диагноза необходимы консультации таких специалистов, как невролог и логопед.

Обследование пациента включает несколько этапов, первым из которых является оценка состояния центральной нервной системы, зрения, а также слуха пациента. Затем специалисты анализируют артикуляцию и моторику ребенка. Немаловажные этапы — оценка звукопроизношения, лексикона, уровня грамотности. Затем необходима оценка письма, при этом специалисты учитывают, правша или левша пациент.

Ребенку с целью исследования предложат записать слова под диктовку, переписать прописные, а также печатные буквы, выполнить специальные упражнения. После анализы полученной в ходе исследования информации логопед ставит диагноз и дает необходимые рекомендации по способу коррекции нарушения письменной речи при наличии.

Способы коррекции нарушения

Условно коррекция делится на овладение морфологическими и традиционными принципами правописания. Первый, его еще называют морфемным, подразумевает одинаковое написание частей слова как в сильной, так и в слабой позиции (ударное или безударное положение), правильное написание объясняется путем подбора проверочного слова.

В основе традиционного принципа в орфографии лежит запоминание словарных (непроверяемых) слов. Также в основе него стоит опора на проговаривание, внимание и память.

Коррекция дизорфографии проходит ряд этапов:

  1. Развивается звукопроизношение, слоговая структура слова. Учитель-логопед использует повторяющиеся слоги в определенном ритме, необходимо составить слова из слогов, которые предложены. Во время выполнения упражнения формируется также правильное произношение, поэтому нужно использовать те звуки, с которыми у ученика возникли трудности.
  2. Расширяется лексический запас ученика. Это происходит благодаря самостоятельному составлению текста, описание того, что изображено на картине, о чем говорится в мультфильме,
  3. Различаются части речи. Дается ребенку ряд слов, в котором есть слова одной части речи, а есть лишнее, нужно найти и объяснить почему оно лишнее. Также даются упражнения на составление предложений по определенной схеме (постепенно усложняется).
  4. Формируются морфологические признаки. Учащийся учится различать падежные формы, род, число разных частей речи, время глагола и согласование его с подлежащим.
  5. Создание моделей слов, словообразование. Учащийся находит корень в словах и составляет из них одно: пыль сосет – пылесос, пар ходит – пароход и т.д.
  6. Выделение и различение родственных слов – однокоренных.
  7. Развивается орфографический навык. Логопед называет ряд слов, ученик должен определить на слух в каком из них есть возможная проблема написания буквы и почему. Или ребенок записывает несколько слов и вместо проблемного звука ставит многоточие. После количество слов увеличивается до предложений.
  8. Развивается внимание и память. Учащийся произносит слова так, как они написаны, тренируя зрительную и слуховую память. Также развивать кратковременную память могут и новые скороговорки.
  9. Доведение до автоматизации правильного письма. Это длительный процесс. При тяжелой форме заболевания может длиться и несколько лет. Проводится работа как учителем-логопедом, так и в домашних условиях родителем в разной форме: диктант, сочинение, списывание.
  10. Развитие умения самоконтроля и самопроверки. Ребенок учится находить ошибки в своей работе, исправлет их, приводит аргументы.

Проводя коррекционные работы необходимо наблюдать и диагностировать уровень самооценки учащегося. Если ребенок отстает в успеваемости, не имеет авторитет в коллективе, у него нет товарищей в классе, то необходимо избавиться от проблем в устной и письменной речи. После этого учащийся быстро адаптируется и повышается его самооценка.

Диагностика и устранение дизорфографии у детей с нарушением письменной речи.статья по логопедии

Диагностика и устранение дизорфографии у детей с нарушением письменной речи.

Орфографически-правильное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но в целом приобщения к языковой культуре. Значимость успешного овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками определяется, прежде всего, тем, что оно лежит в основе усвоения учебных программ по различным предметам.

Успешное усвоение орфографических знаний, умений и навыков осуществляется на основе достаточно высокого уровня развития устной речи, языковых обобщений, сформированности когнитивных предпосылок, особенно мыслительных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения

(Н.Н. Алгазина [2], Д.Н. Богоявленский [3], А.Н. Гвоздев [5], С.Ф., Н.С. Рождественский [8] и др.).

Важнейшими предпосылками овладения письменной речью являются достаточный уровень сформированности фонетико-фонематической стороны речи, лексики (объёма словаря, точности понимания и употребления слов, структуры значения слова) и грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, умения правильно употреблять различные модели предложения). В связи с этим многие ученые (Р.Е. Левина [6], Р.И. Лалаева [6] , Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [9], А.В. Ястребова [10] и др.) связывают проблемы неуспеваемости по русскому языку с недоразвитием речи.

За последние десятилетия заметно возросло количество детей, испытывающих трудности в обучении. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в овладении письменной речью (дислексия, дисграфия, дизорфография).

Специфическое нарушение в овладении письмом могут проявляться в двух формах: дисграфии и дизорфографии. Дифференциальная диагностика между этими нарушениями письма определяется, прежде всего, тем, какие принципы правописания нарушаются.

К основным принципам правописания относятся: фонетический (фонематический), морфологический и традиционный (В.Ф. Иванова и др.).

Сущность фонетического (фонематического) принципа заключается в том, что звуковая структура слова устной речи обозначается соответствующей последовательностью букв (дом, мак, рама). Но действие этого принципа ограничивается лишь случаями сильной позиции всех фонем слова.

Морфологический принцип полагает одинаковое написание морфем (корня, приставки, суффикса, флексии) как в сильной, так и в слабой позиции. В слабой позиции (безударное положение гласных, конечное положение согласных и т. д.) морфема пишется так, как она пишется в сильной позиции в соответствии с фонетическим принципом письма (столы — стол, домашний — дом).

Традиционный принцип реализуется в тех случая, когда написание не может быть объяснено ни с точки зрения фонетического, ни с точки зрения морфологического принципа (собака, корова).

Итак, дисграфии представляет собой нарушение преимущественно фонематического принципа правописания (лобата — лопата, сошка — собака, на деревьев — на деревьях).

Дизорфография — это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках (драва, гот, сабока)

В связи с увеличением числа детей с нарушениями письменной речи и усложнением структуры речевого расстройства проблеме изучения и устранения дизорфографии в настоящее время уделяется большое внимание (О.И. Азова [1], Т.Г. Визель, Е.Д. Дмитрова [4], Р.И. Лалаева [6] и др). Однако вопросы симптоматики и механизмов дизорфографии остаются еще малоизученными.

В большинстве научных работ дисграфии и дизорфографии рассматриваются как языковое расстройство, как нарушение, связанное с недоразвитием у детей символической деятельности, процессов кодирования и декодирования, языковой способности.

Во многих случаях у детей с дизорфографией отмечены особенности эмоционально — волевой сферы: отвлекаемость, быстрая истощаемость и рассеянность внимания, возбудимость.

Для детей с речевыми нарушениями работа в течение 20-30 минут утомительна, они нуждались в отдыхе, помощь со стороны учителя для организации их внимания.

Детям характерны трудности и медленный темп действий, фрагментарность зрительного внимания, слабость мнестической деятельности, особенно речеслуховой памяти. Эмоциональные реакции детей в основном адекватны, хотя в некоторых случаях наблюдается робость, неуверенность, застенчивость, негативизм. Слабость воли проявлялась в повышенной внушаемости, отказа от выполнения роботы при возникновении трудностей: при усложнении материала, при выполнении заданий, которые встречались впервые. Формы общения у детей разнообразны, однако у них возникают трудности ситуативного общения в процессе совместной деятельности. Большинство детей стремится к общению со сверстниками, у другой части детей не наблюдается желание общаться с другими детьми.

Дети при выполнении заданий часто ориентируются на реакцию учителя, осознанно и неравнодушно относились к оценке результатов своей работы: оправдываются при неправильных ответах, ищут подтверждения правильности своих ответов, восприимчивы к одобрению и поддержке.

Общее недоразвитие речи у детей проявляется преимущественно в нарушениях лексико-грамматической стороны речи (нарушении актуализации и незнании многих слов, смешениях семантически сходных родовых понятий, вербальных парафазиях), в стойком аграмматизме, ошибках при словообразовании (неусвоении словообразовательных моделей, нарушении формирования морфемного анализа, трудностях выделения и дифференциации словообразующих морфем определенного значения), в своеобразии связной речи (нарушении логической последовательности «застревании» на второстепенных деталях, пропусках главных событий, повторении отдельных эпизодов, использовании простых малоинформативных предложений, трудностях при планировании высказываний и отборе соответствующих языковых средств).

В 1-2 классах у детей наблюдаются различные виды дисграфии:

— смешанная дисграфия с ведущей акустической и элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

  • смешанная дисграфия с ведущей акустической и элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфией;
  • смешанная дисграфия с ведущей акустической и элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза аграмматической дисграфией.

Увеличение количества ошибок у учеников 4 класса с ОНР обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего, недостаточно сформированные лексико-семантические и морфологические обобщения при усвоении более сложных орфографических правил вызывают усложнение симптоматики и механизмов дизорфографии. Количество не усвоенных детьми орфографических правил увеличивается в 4 классе, так как овладение орфограммами в 4 классе основывается на орфографических навыках, усвоенных в 3 классе. Количество ошибок возрастает также вследствие усложнения видов письменной речи (изложение, сочинение). Усложнение алгоритма реализации орфографических правил, а также речевого материала и видов письменной речевой деятельности приводит к увеличению трудностей детей с дизорфографии. Возрастание количества ошибок в какой-то мере связано с тем, что логопедические занятия в массовой школе предполагают в основном коррекция нарушений фонематического принципа письма (дисграфию) и недостаточно направлены на формирование лексико-грамматических предпосылок овладение орфографией.

Самое большое количество ошибок учащиеся допускают при написании правил, подчиняющихся морфологическому принципу написания.

Морфологический принцип орфографии опирается не только на теоретические знания, но и на фонематические, морфологические, синтаксические обобщения, речевые умения в области фонетики, грамматики, словообразования, семантики, высокий уровень развития логического мышления, памяти, внимания, орфографической зоркости.

Основные сложности проявляются в следующих случаях:

  • при подборе проверочных слов (а это умение необходимо при всех основных правилах, соответствующих морфологическому принципу письма);
  • при овладении морфемным анализом слов;
  • при дифференциации приставок и предлогов;

• при выделении и дифференциации по значению словообразующих и формообразующих аффиксов.

В процессе овладения орфографическими правилами дети допускают специфические ошибки, свидетельствующие о неусвоении лексических, семантических, морфологических норм языка.

Типичным для школьников с дизорфографией являются следующие нарушения:

  • При правописании проверяемых безударных гласных в корне вместо родственных слов дети подбирают слова, сходные по звуковому образу, но далекие по семантике («читали» — проверочные слово «плачит», «увядать» — проверочное слово «увижу»).
  • Дети с дизорфографией часто смешивают приставки и предлоги, так как не воспринимают предлог как самостоятельное слово, имеющее определенное значение («на писать» — раздельное написание приставки объясняли тем, что это предлог, так как между предлогом и словом можно вставить другие слова «на большом столе писать»).
  • Добавляют лишние согласные в слова со стечением согласных в корне, дети подбирают в качестве проверочных слов искаженные по звуковой структуре слова («словестный» — проверочное слово «словестен», «вкустный» — проверочное слово «вкустен», «громозский» — проверочное слово «громозско»).
  • Часты ошибки на правописание наиболее употребительных приставок («атбежать» «потползти» «падползти» «накормить»).

В письменных работах детей многочисленны и ошибки в орфограммах, подчиняющихся традиционному принципу написания.

Большое количество ошибок в орфограммах, подчиняющихся традиционному принципу, можно объяснить тем, что у детей с дизорфографией, наряду с речевым недоразвитием, имеется и недостаточность мнестических процессов, у них не происходит быстрое запоминание и воспроизведение зрительного образа слова. Дети с ОНР достаточно часто определяют, что слово «словарное», но не могли воспроизвести его написание.

Установлено, что при нормальном онтогенезе у учащихся 3-4 классов происходит качественный скачок в усвоении орфографических навыков, что связано с развитием лексических, грамматических процессов, осознанием морфологических закономерностей при усвоении родного языка, с достаточно высоким уровнем сформированности неречевых психических функций.

Самое большое количество ошибок дети с ОНР допускают при написании правил, подчиняющихся морфологическому принципу написания. Основные трудности детей с ОНР проявлялись в следующих случаях: при подборе проверочных слов; при овладении морфемным анализом слов; при дифференциации приставок предлогов; при выделении и дифференциации по значению словообразующих и формообразующих морфем.

Многие младшие школьники с ОНР не умеют формулировать орфографические правила, использовать лингвистические термины. Особую сложность у детей с ОНР вызвали однокоренные слова. При выполнении заданий на усвоении способов проверки орфограмм дети с дизорфографией допускают широкий спектр ошибок, обусловленных неумением актуализировать полученные знания, применить правило на письме.

У детей с ОНР выявлены трудности поиска орфограммы по всем трем опознавательным признакам: неумение соотносить написание и произношение слов; затруднение в нахождении определенных букв и сочетаний букв, необходимых для проверки орфограммы; неумение правильно анализировать морфемную структуру слова. Особенно большие трудности наблюдается у детей с ОНР при определении родственных слов и нахождении общей морфемы в словах. При образовании различных частей с заданным корнем дети с дизорфографией испытывают большие трудности при образовании причастий, деепричастий, наречий, почти не пользуются приставками. Некоторые дети с ОНР допускают ошибки и при образовании основных частей речи.

У детей с дизорфографией выявлены трудности выделения морфемы в словах, особенно приставки и суффиксы. Неумение найти морфему в словах приводит к невозможности целенаправленно искать орфограмму, так как школьник не знает, в какой части слова ее искать. В связи с этим учащийся затрудняется в решении грамматико-орфографических задач.

Исследование механизмов дизорфографии показывает, что у младших школьников с ОНР в основе трудностей усвоения орфографических знаний, умений и навыков лежат следующие факторы: низкий уровень развития лексико-семантического, морфологического, словообразовательного синтаксического компонентов языковой способности, а также недостаточная сформированность многих неречевых психических функций. В основе невыполнения многих заданий лежат также когнитивные трудности, неумение актуализировать знания, низкий уровень логических и языковых обобщений.

Библиографические ссылки.

  1. Азова О.И. Дизорфография у младших школьников общеобразовательной школы // V Царскосельские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции. -СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2001.
  2. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. — М.,1987.
  3. Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии. — М.-Л.Д948.
  4. Визель Т.Г., Дмитрова Е.Д. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1 Международной конференции Российской ассоциации дислексии. — М.,2004.
  5. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. — М., 1951.
  6. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1 Международной конференции Российской ассоциации дислексии. — М.,2004.
  7. Левина Р.Е. нарушение письма с недоразвитием речи. — М.,1961.
  8. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. — М., 1960.
  9. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. -М., 1991.

Ю.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.-М., 1984.

Лечение

Наличие дизорфографии у ребенка не должно быть расценено как оправдание для допущения ошибок при письме.

Это расстройство обучения можно исправить путем тренировки правильного письма и чтения. Ребенку под силу усвоить нормы правописания слов.

Необходимым для этого является контроль со стороны взрослого, который должен мотивировать ребенка к работе, и исправлять возможные ошибки, чтобы избежать их закрепления. Очень важно частое чтение книг. Таким образом, ребенок визуально усваивает новые слова, запоминает их написание.

Работа на дому с ребенком требует терпения и понимания его ситуации. Часто или иногда его ошибки вызывают смех, что вызывает в нем чувство разочарования и отказа.

Упражнения должны стимулировать как интеллект, так и эмоции. Хорошие упражнения для ребенка с дизорфографией — ребусы, кроссворды и забавные рисунки, которые позволяют отличить правильное написание слов от неправильного.

Применяются дидактические игры, которые были созданы на основе многолетней работы специально для предотвращения дизорфографии. Также стихи и песни, содержание которых сосредоточено вокруг грамматических правил, приносят пользу. Мелодии легко укрепляются в памяти, благодаря чему ребенок вспомнит их фрагмент в случае дилеммы орфографии, что поможет облегчить ему принятие решения.

Для каждого типа дизорфографии значительную пользу приносит чтение книг. Специалисты сходятся во мнении, что постоянное чтение снижает степень всех нарушений письма.

Эффективность лечения дизорфографии зависит, прежде всего, от систематической коррекционной работы, индивидуального подхода и формирования у ребенка способности к концентрации внимания и запоминанию новых правил.

Советы родителям

Главное, что могут сделать для своего ребёнка родители — создать для него благоприятный психологический климат на время коррекционной работы. Школьник и так находится под прессом ситуации, и настроение у него зачастую не самое радужное, а тут ещё взрослые травмируют ребёнка, постоянно указывая ему на речевые ошибки.

Следствием этого может быть то, что ребёнок замкнётся, и вместо так необходимого ему общения речь замедлит своё развитие, не будет совершенствоваться и обогащаться, что приведёт к проблемам социальной адаптации в коллективе. Поэтому важно проявлять терпение и снисходительность для благополучного разрешения ситуации.

Профилактика

Работа по профилактике развития заболевания делится на несколько этапов:

  • сформировать у ребенка морфологические признаки, научить его делать морфологический анализ слов;
  • отрабатывания правил орфографии, постепенно усложняя задания (вставить пропущенную букву, выделить орфограмму, написание словарного диктанта, выбрать правильное написание из нескольких);
  • для формирования орфографических навыков использовать не только стандартную форму изложения правила, но и альтернативные (стихотворная форма, чтение вслух слова, как оно написано);
  • пополнение словарного запаса путем чтения книг, описания того, что изображено на картинке и понимание семантического значения слова;
  • вырабатывание навыка словообразования;
  • формирование правильной устной речи. Если она не будет должным образом сформирована, то письменная форма будет неполноценной и безграмотной.
  • развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, игры с мелкими предметами, штриховка разного вида, работа с ножницами, пластелином);
  • формирование правильной артикуляции, четкости дикции;
  • развитие внимание (нахождение мест в слове, где есть орфограмма);
  • развитие памяти, мышления;
  • развитие способности концентрировать внимание, распределять и переключать внимание.

Дизорфография – заболевание, которое диагностируют у школьников начальной школы. Но его развитие можно избежать, если у дошкольника сформирован достаточный словарный запас и он правильно произносит слова без знания правил (в школе он узнает их, усваивает название того, чем он практически уже владеет).

Родителям необходимо обеспечить комфортную атмосферу для развития психики, заниматься воспитанием и физическим здоровьем ребенка, не перекладывать ответственность на работников дошкольного учебного заведения. Если все же возникла дизорфорграфия, то необходимо ее правильно и вовремя диагностировать, найти пути коррекции.

Работа по устранению заболевания проводится комплексно: педагогом, логопедом, психологом и родителями. От своевременно начатой, систематической и хорошо спланированной коррекции зависит результативность работы по преодолению дизорфографии и успешное освоение школьной программы.

Методы коррекции

Логопед Азова Ольга Ивановна выделяет следующие направления логопедической работы по устранению дизорфографии:

  • Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. На данном этапе ребенку необходимо усовершенствовать звукопроизношение и звукослоговую структуру слова, развить слоговой анализ и синтез, работать над ударением, развить фонематическое восприятие (слуховая дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных).
  • Формирование лексического компонента. В этом направлении цель занятий – обогатить словарь учащегося школы, подробно выяснить значение выученных слов, провести работу над антонимами, синонимами, паронимами и многозначными словами.
  • Дифференциация значений различных частей речи. Ребенок учит различать части речи (также по картинкам, окончанию слова), затем – преобразовывать слова из одной части речи в другую.
  • Уточнение грамматического значения слов. Направление включает изучение числа существительных, прилагательных, их род и падеж, одушевленность.
  • Формирование морфологических обобщений и словоизменения.
  • Дифференциация родственных слов.
  • Формирование словообразовательных моделей.
  • Развитие морфемного анализа.
  • Формирование синтаксической структуры простого и сложного предложений.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.
  • Формирование орфографической зоркости.
  • Усвоение взаимосвязи фонематической, морфологической, синтаксической, словообразовательной компетенции и орфографических знаний, умений и навыков.

Данный автор использует принцип «квантования» орфографического правила. Суть принципа в том, что ребенок изучает несколько операций (квантов), которые должны войти в навык перед тем, как он приступит к изучению того или иного правила.

Пример правила «разделительный мягкий знак (ь)»:

  • I квант – учим ребенка быстро проводить морфемный анализ;
  • II квант – дифференцируем гласные и согласные буквы;
  • III квант – учимся отличать оппозиционные звуки по твердости-мягкости.

На занятии логопеда с ребенком это может выглядеть следующим образом: дитю дают ручки трех цветов – синего, красного и зеленого. Первая необходима для написания целого слова, а другие две – выделения нужных нам частей. Зеленым цветом просим ребенка выделять мягкий знак, а гласную, отделяющую его, – красным.

Примеры упражнений

При работе с ребенком логопеды могут использовать следующие упражнения:

  • Составь и произнеси слова. Не менее важный элемент в коррекции дизорфографии – развитие звукопроизношения и понимания слоговой структуры слова. Ребенку даем карточки с надписями: КО, ВА, ЗА, РО. Задача школьника – составить из них как можно больше слов (коза, корова, и т. п.). Упражнение помогает детям сформировать правильную артикуляцию.
  • Подбор прилагательных к существительным (машина красная, быстрая, яркая).
  • Поиск всех однокоренных слов на картинке (белый, побелка, белобрысый, белок, белизна).
  • Отгадать, что изображено на картинке, и объяснить, что значит угаданное выражение («клевать носом»).
  • Подбор существительных к глаголу (собирать пазл, листья, конструктор, игрушки) и наоборот (созрел апельсин, созрела груша, созрели фрукты).
  • Объединение слов в словосочетания.
  • Объединение предметов в пары, подбор к ним обобщающих слов (верблюд, скорпион – животные пустыни).
  • Назвать место работы (учитель – школа, врач – больница) либо инструмент (ножницы – парикмахер).
  • Написание как можно большего количества слов с одинаковыми гласными (банан, баран, кабан).

  • Назвать предмет, зная его части (кухня, ванная, спальня – дом, ноги, руки, туловище, шея, голова – человек).
  • Разложить картинки под символами рода (кот, жираф – мужской род, черепаха, собака – женский, море, небо – средний).
  • Образование прилагательных из существительных (варенье из сливы – сливовое, а не сливное или сливочное).
  • Найди лишнее слово – упражнение на дифференциацию частей речи. Ребенку предлагают набор из слов одной части речи и лишнего слова. Задача ребенка – найти последнее и объяснить свой выбор (молоко, творог, сметана, хлеб или ложка, тарелка, кастрюля, сумка).
  • Один-много. Школьнику показывают картинки с изображением одного карандаша и пяти. Ребенку необходимо показать, где много предметов, а где он один и почему.
  • Составь предложение по схеме. Даем ребенку листик либо карточку, на которой будет написано, из каких компонентов необходимо построить фразу. К примеру: Существительное, глагол, прилагательное и существительное – мама купила большие яблоки. И так можно добавлять все больше членов предложения, чтобы ребенок продолжал эффективно работать.
  • Проверю себя. Учащемуся даем диктант с условием, чтобы тот пропускал непонятные для него орфограммы (можно начинать упражнение из нескольких слов, переходя к небольшим фразам, предложениям).
  • Орфографическое чтение. Ребенку предлагается читать слова так же, как он будет их писать, четко произнося все безударные, глухие звуки и т. п. Упражнение также поможет развить зрительную и слуховую память.
  • Найди опасное место. Логопед произносит слова, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит звук, которому при письме доверять нельзя. Аналогичной считается игра «Светофор», когда школьнику необходимо показать красный сигнал светофора, когда слышно опасное место в предложении.

Процесс закрепления навыков, умений очень длительный. Занимает несколько лет при тяжелой форме дизорфографии. Автоматизация грамотного письма происходит в любом виде работы с логопедом, родителями.

Обратите особое внимание на письменные работы учащихся начальных классов школы, особенно списывание.

Эффективной считается работа со словообразовательными моделями:

  1. Зрительное восприятие структуры слова по модели рисунка. Особенность заданий – графическая подача словообразовательной модели, корневая пустота при этом заполняется рисунком, дающим информацию о значении данной морфемы в слове. При этом учащиеся зрительно воспринимают морфемную структуру слова в целом.
  2. Накопление групп одноструктурных слов. Постепенно дети накапливают определенное количество словообразовательных моделей и соотносящихся с ними перечней корней.
  3. Поиск заданного слова по модели-отгадке. Детям предлагается загадка, в качестве подсказки может служить словообразовательная модель. Можно предложить ребенку найти «спрятанное» слово по указанной модели и по выбранному однокоренному слову, подсказывающему ребенку, какой корень нужно «вставить» в графическую модель, чтобы получилось загаданное слово.
  4. Сопоставительный анализ слов, внешне сходных по составу. В процессе занятия формируется умение разбора по составу слов одной модели, а также слов, имеющих внешнее сходство в строении.
  5. Графическое изображение гнезд однокоренных слов с помощью словообразовательных моделей. Может иметь вид различных заданий: предлагаем ребенку внимательно рассмотреть запись и найти спрятанные в ней слова, записав их буквами, обращая внимание на правильное написание корней. Также можем предложить ребенку выписать зашифрованные слова и объяснить, что их объединяет, и в чем состоит их различие.

Чтобы у ребенка увеличился словарный запас, учителя-логопеды рекомендуют писать собственные тексты, читать чужие сочинения, рассматривать и описывать картины, изображения, подбирать к известным словам синонимы, антонимы, паронимы.

Советы родителям

Благоприятный психологический климат даст ребенку все необходимое для освоения письменной речи. Следует исключить ссоры с ребенком, между взрослыми, так как это негативно влияет на его развитие, усугубляя факт того, что на ребенка оказывает давление наличие нарушений усвоения орфографических правил, другого материала.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]