Когда ребенок должен начать говорить предложениями?
В норме формирование речи у ребенка проходит несколько стадий: крик, гуление, лепет, а уже с 11-12 месяцев жизни малыш начинает произносить первые слова. Он начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом. К этому времени у ребенка уже формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. К 1,5 годам словарный запас увеличивается до 40-70 слов, а в 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов. В среднем, в возрасте 2-х лет ребенок начинает говорить предложениями. Сначала они состоят из двух слов (мама дай, ляля бух и т.д.), а затем — из трех-четырех.
Конечно же, каждый ребенок развивается строго индивидуально, и вполне могут существовать незначительные задержки в развитии речевых функций, которые еще не являются отклонением, а зависят исключительно от самого ребенка, его темперамента или наследственности. Но если вы наблюдаете, что ваш ребенок довольно долго не говорит предложениями, или у него были пропущены предыдущие стадии формирования речи — это может свидетельствовать о задержке психоречевого развития (ЗПРР).
Задержка психоречевого развития
Причин развития ЗПРР довольно много, среди наиболее распространенных:
- Болезни матери во время беременности или тяжелые роды;
- Внутриутробная гипоксия плода, травмы ребенка при родах (травма шейного отдела позвоночника и/или центральной нервной системы);
- Тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
- Психо-эмоциональная травма в раннем возрасте;
- Неблагоприятная обстановка в семье или неправильное воспитание (побои, ссоры, отсутствие любви и заботы со стороны родителей или же, наоборот, чрезмерная опека).
Кроме того, что ваш ребенок старше 2-х лет не говорит предложениями, симптомами попутно указывающими на наличие задержки речевого развития являются:
- ограниченный словарный запас ( до 3-х лет ребенок в норме должен знать 1200-1500 слов);
- неохота идти на речевой контакт, даже с родными;
- ребенок говорит слишком медленно или наоборот быстро, глотая окончания слов;
- не может повторить за взрослым фразу;
К 5-летнему возрасту у ребенка окончательно созревает речевой аппарат, губы, нёбо и язык приспосабливаются к трудным звукам, и возраст ребенка выдает только его звонкий голос. Поэтому, если вы заметили у своего ребенка симптомы ЗПРР, крайне важно чем скорее обратится к невропатологу за консультацией. В этом случае чем раньше вы начнете лечение — тем лучшего результата вы достигните.
Может ли ребенок замолчать из-за прививок?
Многие родители спрашивают, действительно, ли прививки могут привести к резкому откату в психоречевом и речевом развитии. На самом деле современной науке не известно ни одного достоверного исследования, доказывающего, что вакцины наносят развитию ребенку подобный вред. Спровоцировать исчезновение речи может несоблюдение условий вакцинации: прививать можно только здорового ребенка с сильным иммунитетом при отсутствии неврологических патологий. В группе риска находятся дети, пережившие кислородное голодание во время беременности и родов, имеющие органические пороки ЦНС и сердца, тяжелые заболевания дыхательной системы, страдающие атопическим дерматитом, а также часто болеющие простудными заболеваниями, малыши. Перед каждой вакцинацией обязательно обследуйте полностью ребенка у врача, которому вы доверяете.
В любом случае, когда ребенок внезапно замолчал, лучше перестраховаться и показать его хотя бы педиатру, чтобы исключить серьезные патологии и не упустить время. Перед визитом проанализируйте, что могло стать причиной исчезновения речи, это поможет врачу быстрее поставить правильный диагноз и оказать необходимую помощь.
Дата публикации: 17.10.2019. Последнее изменение: 30.08.2020.
Причины речевого регресса
На разных этапах развития малыш может перестать говорить звуки, слова, гулить или лепетать. Влияют на это разные факторы. Если малыш в год перестаёт говорить, то это не всегда повод для волнения. Причина может крыться в перемене обстановки. Поэтому, если ребёнок перестал говорить, то врачебное вмешательство может не потребоваться. Достаточно будет занятий с педагогом и логопедом.
Выделяется три группы причин, по которым ребёнок может перестать разговаривать:
- Психологические. Часто родители замечают такое, что ребёнок знал много слов, а потом совсем перестал разговаривать. Это может произойти из-за:
- из-за сильного стресса, например, потери одного из родителей;
- также дети говорят, а потом замолкают из-за ссор в семье, эмоциональных потрясений вследствие аварий и других негативных ситуаций;
- после испуга. Часто такое незначительное событие, как резкое торможение автомобиля или громкий звуки приводят к тому, что малыш перестаёт совсем говорить. В этих случаях требуется помощь психолога и логопеда.
- сильного давления родителей. Многие мамы и папы хотят ускорить речевое развитие малыша. Однако чрезмерные нагрузки могут возыметь обратный эффект. Развитый ребёнок может в год совсем замолчать после того, как говорил абсолютно нормально;
- смены обстановки. Если малыш перестал говорить при переходе в новый детский сад, то проблема кроется в стрессе. Её решит психолог или грамотный педагог.
- Физиологические. Афазия – это частичный или полный распад начавшей формироваться речи. Она проявляется при поражении речевых отделов мозга или проводящих путей. Малыш может говорить, а потом перестать из-за:
- ишемического или геморрагического инсульта;
- черепно-мозговой травмы;
- воспаления головного мозга (энцефалита, абсцесса и пр.);
- заболевания ЦНС;
- опухоли головного мозга;
- психического заболевания;
- операции на мозге.
Если ребёнок перестал говорить слова без видимых причин, то необходимо исключить или подтвердить афазию. Для выбора эффективного метода коррекции следует установить тип патологии.
Типы афазии
- Амнестическая афазия. Ребёнок забывает или путает разные слова. При этом он может описать предмет. Например, дети говорят не «машина», а «на этом можно ездить». Если напомнить ребёнку слово, то он произнесёт его, но потом опять забудет.
- Моторная афазия. Ребёнок, которому год или старше, может прекрасно понимать речь. Но при этом в зависимости от стадии он отвечает невнятно или попросту молчит.
- Сенсорная афазия. У ребёнка затрудняется понимание речи. Он не реагирует на просьбы окружающих. Такие дети при этом говорить не перестают, а начинают бессмысленно произносить разные фразы.
- Тотальная афазия. Дети ничего не говорят и не понимают речи. Это самая серьёзная форма патологии.
Что делать
- Если причиной послужили повышенные требования мамы и папы малыша, то ваша задача оставить ребенка в покое. Не вмешиваться в сложившуюся ситуацию. Карапуз снова заговорит, когда придет время. И вот тогда не нужно повторять совершенных ошибок и снова оказывать давление. Всему свое время. Стоит быть готовым к тому, что данный процесс восстановления речи может затянуться, пройдет неделя или месяц никто не знает. В подобной ситуации все-таки рекомендуется консультация специалиста. К тому же, вы можете ошибиться в предположительной причине.
- Если всему виной смена обстановки, повремените, скорее всего, ребенок адаптируется, и проблемы с речью исчезнут сами с собой.
- Когда потерю речи сопровождает болезнь, особого лечения данная проблема не требует. Достаточно провести основные процедуры по исцелению от заболевания, речевая функция сразу и восстановится.
- Если ребенок молчит после вашего общения с незнакомым для малыша человеком, то не пугайтесь, скорее всего, карапуз заговорит еще до конца дня. Особых способов применять не стоит. Единственное, что вы можете сделать, это уже после расставания с незнакомцем поговорить со своим карапузом, рассказать ему, что этот человек очень хороший, он вам помогает, что маме нравится с ним дружить. Главное, чтоб малыш почувствовал ваш положительный настрой и понял, что опасности для него или для мамы нет.
- Если причиной подобного состояния стал сильный стресс или испуг, без консультации психолога вам не обойтись. Врач сможет провести особые сеансы, скажет вам, какие упражнения делать дома с ребенком. И в скором времени все наладится.
- Если молчание ребенка спровоцировано повышенной опекой со стороны родителей, то следует задуматься над своим поведением. В такой ситуации будет не лишним семейное посещение психолога, хоть первоначально на сеанс может прийти только мама. Зачастую своей надменной опекой и любовью мы буквально «перекрываем ребенку кислород», то в такой ситуации нужно начинать решение проблемы именно с родителей, а только потом заниматься малышом, если в этом еще будет сохраняться потребность.
- Если молчание ребенка сопровождается дополнительными симптомами, у вас возникает подозрение на проблемы в функционировании головного мозга, особенно если накануне ребенок ударился головой, то необходимо экстренно вызывать скорую помощь и начинать курс приема медикаментов и сопутствующих процедур.
- Не стоит забывать о вероятности того, что подобное состояние может являться симптомов психологического отклонения. Именно поэтому самые бдительные родители спешат показать малыша специалисту, особенно, если в роду имелись случаи психических заболеваний.
Зная вероятные причины, родители способны предупредить подобное состояние. Если ребенок перестал говорить, не стоит сразу отчаиваться и думать, что это признак серьезного недуга. Ваша задача во всем разобраться, подумать, что предшествовало такому состоянию. При необходимости обратитесь за консультацией к педиатру или психологу, неврологу. Порой лучше перестраховаться, чем упустить время и не начать во время специфическое лечение.
Про понимание речи
Понимание речи – это один из критериев оценки речи ребёнка, не менее важный. Ребёнок может не говорить, но может полностью понимать речь.
Понимание речи также должно соответствовать возрасту.
Как определить, что ребёнок понимает речь?
Оценка критерия понимания речи происходит в 1 месяц жизни ребёнка.
- В 1 месяц ребёнок вздрагивает от голоса или звука.
- В 2 месяца выражает беспокойство на звук или голос.
- В 3 месяца смотрит на говорящего.
- В 4 месяца поворачивает голову в сторону говорящего и перестаёт плакать, когда его успокаивают речью.
- В 5 месяцев начинает откликаться на имя, но это в том случае, если к нему обращались до этого по имени, а не просто «малыш», «зайчик» и так далее, иначе откликаться он будет на малыша и на зайчика.
- В 6 месяцев останавливается, услышав слово «нет», начинает использовать жесты. Это не значит, что ребёнок понимает, что вы имеете в виду под «нет». Жесты – это один из способов говорения, например, когда малыш тянет ручки, чтобы его подняли.
- В 7 месяцев смотрит на знакомый объект, когда его называют. Используйте такие конструкции вопросов типа: «А где птичка? А где папа?». Так же обучаем понятию нет: «А где птичка?» — ребёнок смотрит в небо – «нет птички». И показываем головой нет. В 7 месяцев ребёнок осознаёт, где он сам, для этого подносим его к зеркалу, смотрим и показываем, называя по имени.
К году словарный запас ребёнка составляет 5-9 слов, конечно, может быть и больше. Появляются эти слова не сразу в 12 месяцев, а постепенно. Первые слова могут появиться и в 6-7 месяцев, типа «кых — кот», «бах — упал», «сьсь — грудь» и подобные. Если всего этого нет, в год рано говорить о задержке развития речи, проверьте слух и продолжайте развивать и обучать малыша.
Может и вовсе быть ни одного слова и это тоже будет вариант нормы, так как оценка определяется и пониманием речи.
Не норма, если в год:
- нет лепета,
- не показывает на предмет,
- не использует жесты.
Нельзя говорить ребёнку
- я тебя не понимаю,
- что ты там шепчешь?
- говори громче и чётче!
Ребёнок должен знать, что вы его понимаете всегда и даже без слов.
Если уровень речи ребёнка не соответствует норме, скорее всего его не обучали и это тоже вариант нормы. Обучить можно.