Понятие «речевая среда» в психолого-педагогической литературе

В данной статье мы рассмотрим ключевые понятии: «среда», «речь», «речевая среда».

Понятие «среда» рассматривается в разных областях наук. Нас, в первую очередь, интересует педагогическая его трактовка. У О.В.Дыбиной мы находим следующее определение — «среда — окружающее пространство или зона непосредственной активности индивида, в условиях которой происходит формирование и развитие личности».

Обратимся к рассмотрению понятия «речь». Л.А.Самусикова дает следующую трактовку: «речью является система используемых звуковых сигналов, письменных знаков и символов, применяемых для передачи, переработки и хранения какой-либо информации».

Понятие речевой среды

Речевая среда – это речь, которую воспринимает человек в естественных условиях: язык семьи, радио, телевидения, язык книг и т.д.

Речевая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевая среда окружает человека повсюду. Как личная, так и общественная жизнь подразумевает активное использование речи

Грамотная организация речевого окружения ребенка позволяет оказывать мощное воздействие воспитательного характера, которое направлено на развитие познавательных отношений, направленных не только на окружающий мир, но и на языковую систему, развивая этим базовые представления о родном языке и о родной речи.

Поэтому считается, что главным направлением повышения результативности подходов к формированию речи дошкольников является организация речевого окружения.

Речевая среда – это понятие, которое включает в себя очень много элементов. Сюда включаются все возможные языковые образцы, которые воспринимаются ребенком: не только общение людей вокруг, но и речь, звучащая по радио и телевидению.

Л.П. Федоренко ввел в научный оборот термин «развивающая речевая среда». Он подразумевал под этим понятием среду, которая активизирует процесс развития речевых коммуникаций. Это среда, которая раскрывает речевой потенциал детей. Она не возникает сама по себе, а является результатом целенаправленного последовательного действия, направленного на коммуникационное воздействие.

Речевая среда в детском саду – это речь, окружающая детей в пределах детского образовательного учреждения. К речевой среде можно отнести и целенаправленное воздействие на развитие речи, которое выражается в разных программных формах, применяемых педагогами.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника.

Особенности развития речи у дошкольников.

В дошкольном детстве ребенок проходит долгий и сложный процесс овладения речью.

Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т. е. формируется импрессивная речь. Прежде всего, малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10–12, а иногда и большего количества слов. Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

Когда ребенок активно использует в своей речи простые слова, начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладение грамматической структурой языка. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно, и основные грамматические закономерности ребенок усваивает к трем-трем с половиной годам. Так, к этому времени он употребляет в своей речи все падежные формы, формы глаголов, сложные предложения с союзами

В младшем дошкольном возрасте дети только начинают осознавать особенности своего произношения, но в то же время они узнают и неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Также у детей на протяжении всего дошкольного развития активно формируется словарный состав речи. Но у каждого ребенка пополнение словаря происходит по-разному: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. В. Штерн приводит следующие цифры: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года – 1000-1100, в 6 лет – 2500-3000 слов.

Ребенок 3-5 лет начинает активно овладевать речью и, конечно же, творчески осваивать языковую действительность. Часто дети сами придумывают новые слова по законам грамматики родного языка. Такую способность к самостоятельному словообразованию называют словотворчеством. Очень много примеров детского словотворчества собраны в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти». Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

Осваивая грамматические формы языка, постоянно пополняя словарный запас, ребенок постепенно переходит к контекстной связной речи. Он может спокойно передать свои впечатления, рассказать о событиях из своей жизни, пересказывать прочитанные сказки или рассказы, описывать картины и т. д. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Но еще одним не менее важным фактором развития речи является полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Конечно же, во многом успех правильного грамотного развития речи зависит от взрослых, в том числе и родителей. И это касается не только речевого этикета и общения, не допускающего грубости и бестактности. Здесь имеется в виду использование грамотного произношения слов.

Почему данная проблема так актуальна на сегодняшний день?

Дошкольное учреждение – это место, где ребенок только начинает получать основы начального образования. И именно на этом этапе ему необходимо заложить основы грамотной литературной речи, потому что в период дошкольного возраста образование проходит без каких-либо правил и норм, а лишь на одном примере взрослых: воспитателей и родителей. Известно, что ребенок дошкольного возраста легко наследует неправильное произношение взрослых, принимает местный говор, диалектизмы, вульгаризмы. Ребенок быстрее научится правильно говорить, если будет слышать вокруг себя правильную литературную речь взрослых.

Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника.

Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь людей в транспорте и магазине, в музее и на улице и т. д. Но для маленького ребенка дошкольного возраста речевая среда – это прежде всего речь тех людей, с которыми он общается постоянно – то есть родителей и педагогов детского сада или детского центра. Подражая им, малыш перенимает все тонкости построения фраз, интонации, темпа и мелодики речи, употребления слов, но он также принимает и все ошибки!

Итак, правильно ли мы говорим с детьми? Вот несколько правил, помогающих организовать развивающую речевую среду для успешного формирования речи малыша.

Правило 1. В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной. Л. В. Щерба называл такие слова «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.

Правило 2. Правило употребления глаголов в обращении к ребенку/детям. Очень часто родители и педагоги обращаются к детям в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться!», «Встали, плечи расправили. Делаем зарядку». Это недопустимо – это грубая речевая ошибка. Представьте, что кто-нибудь скажет Вам в автобусе: «Так, встала и уступила место!» — что Вы почувствуете? То же чувствуют и дети, когда им говорят в такой манере. К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давайте встанем. Поднимите руки вверх. Сделаем зарядку». Или: «Встань, пожалуйста, и иди умываться».

Правило 3. Не задавайте ребенку вопросов, в которых изначально заложено отрицание с частицей НЕ, например: «Ты не знаешь, почему птицы улетают на юг?». Вместо этого спрашивайте «Почему птицы улетают на юг осенью?». Не надо сомневаться в способностях ребенка!

Правило 4. Избегайте многословия. Вместо того, чтобы спросить: «Сейчас я задам тебе сложный вопрос, и мне интересно ответишь ли ты на него или не ответишь и как ответишь – почему люди придумали разный транспорт?» Спросите просто: «Как ты думаешь, зачем люди придумали так много разных видов транспорта?»

Правило 5. Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением:

  • сначала простые вопросы (что видит, что знает, что слышит)
  • затем вопросы, требующие размышления анализа
  • в конце вопросы творческие, требующие выхода из проблемной ситуации.

Например, 1) какие ты знаешь виды транспорта – 2) зачем нужен транспорт людям? Зачем люди придумали так много разных видов транспорта: водный, воздушный, подземный, наземный? – 3) Что было бы, если бы транспорт перестал существовать? Какие виды транспорта люди придумают в будущем? Если Вы сразу же зададите сложный, проблемный вопрос, то не сможете получить развернутый ответ от ребенка. Ему нужно «подойти» к высокой планке, «разогнавшись» на простых вопросах.

Правило 6. Грамматическая и орфоэпическая правильность речи, то есть правильное произношение слов и их употреблении.

Немного о произношении и ударении в русском языке.

Правильное произношение и ударение – свидетельство культурной, грамотной речи. Неправильное, нелитературное произношение некоторых слов сразу же обнаруживает низкий уровень речевой и общей культуры говорящего. Это известные «перлы»: звОнит, средствА, дОговор, катАлог, квАртал и другие. Однако, пожалуй, ни одна нормативная сфера не вызывает столь ожесточенных споров и столь огромное множество трудностей, как орфоэпия – наука о правильном произношении и ударении.

Орфоэпические нормы подвижны – развиваются быстро, часто представляют сосуществование нескольких вариантов произношения и ударения. Причины этого различны. Некоторые слова имеют старый и новый варианты произношения и ударения. Кроме того, определенное влияние на устную речь оказывает просторечная стихия. В особом положении находится произношение новых заимствованных слов, еще не устоявшихся.

Русское ударение — самая сложная область русского языка для усвоения. Ударение в русском языке динамическое (силовое, то есть гласные звуки под ударением произносятся с напряжением и отчетливо. Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. Разноместность — это способность ударения падать на любой слог русского слов: на первый — Иконопись, на второй — экспЕрт, на третий — жалюзИ, на четвертый — апартамЕнты. Во многих языках мира ударения прикреплено к определенному слогу. Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водА — вОду, хожУ — хОдишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматические формы одного и того же слова: зАмок – замОк, засЫпать – засыпАть.

Любой образованный человек в случае затруднений обращается к словарю. Классическим орфоэпическим словарём является труд под редакцией Р. И. Аванесова. Но появляется и множество современных словарей. В статье Натальи Лебедевой ( «Российская газета» от 3 сентября 2009 года) рассказывается о том, какие словари в современном языкознании являются авторитетными. Начинается статья с такого замечания: «С 1 сентября 2009 года любой гражданин нашей страны, который обсуждает «дОговоры по срЕдам» и пьёт «вкусное кофе» с «йогУртом», будет считаться вполне образованным и грамотным человеком». Автор статьи также о и «лОжить»?». За разъяснениями автор статьи обратилась к президенту Санкт-Петербургского государственного университета, академику РАН Людмиле Вербицкой. Она объяснила: «Считать, что с 1 сентября то, что написано в этих словарях, вдруг стало нормой – невозможно. Конечно, эти словари можно учитывать, но ограничиваться их рекомендациями категорически нельзя». Поэтому нужно очень внимательно и осторожно относиться к современным словарям.

В данном пособии представлены некоторые примеры литературного произношения, которые наиболее часто употребляются в повседневной речи, в том числе и в работе с детьми.

Культура речи воспитателя и родителя. А Вы допускаете эти ошибки?

Так все-таки: звОнит или звонИт? Ударение. Типичные ошибки.

1) Правильно говорить «звонЯт», «звонИт», «перезвонИт», «созвонИмся» и т. д.

— Сейчас позвонИм маме и все ей расскажем.

2) ТвОрог или творОг? Более корректным и традиционным считается ударение на втором слоге: «творОг». Правда, вполне допустимо и употребление в речи этого слова с ударением на первом слоге.

— Сегодня на завтрак у нас творОг со сметаной.

3) СвЁкла или свеклА? Здесь ответ однозначный: свЁкла. Чтобы научить этому правилу детей, придумали даже оригинальную «запоминалку»:

«Не ФеклА, а ФЁкла, на свеклА, а свЁкла».

4) ТортЫ или тОрты? В этом случае тоже раздумывать не приходится – конечно, тОрты! Для проверки используйте уменьшительно-ласкательное «тОртики». Это же правило относится и к слову бАнты, а не бантЫ.

— К празднику мамы испекли вкусные тОрты.

5) БаловАть или бАловать? В соответствии с правилами русского языка в слове «баловать» ударение должно ставиться на последний слог – «баловАть». Именно этот вариант произношения фиксируется словарями, как нормативный, литературный, единственно правильный. Произношение же «бАловать» с ударением на «а» в первом слоге помечается как не рекомендованное, ошибочное.

— Совсем мы тебя избаловАли!

6) КрасивЕе или красИвее? По версии орфографического словаря ударение в слове красИвее ставится на букву «И»

— Какое платье для куклы красИвее: красное или белое?

7) ПонялА или пОняла? Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании:

отнЯть — Отнял — отнялА — Отняли;

понЯть — пОнял — понялА — пОняли;

начАть — нАчал — началА — нАчали.

— Я так и не понялА, что он хотел мне этим сказать.

8) По срЕдам или по средАм? Правильно: по средАм, если речь идет о дне недели; срЕдам, если среда — это окружение, обитание, присутствие или средой называется вещество, которое заполняет собой какое-либо пространство, например окружающая среда, социальная, воздушная, жидкая и т. д.

-По средАм у нас занятия по развитию речи.

9) КвартАл или квАртал? Не зависимо от того, будь это 14 года или 14 города, ударение ставить на последний слог: квартАл.

— Перспективное планирование на первый квартАл.

10) ОбеспечЕние или обеспЕчение? Безусловно, нормативным является вариант с ударением на третьем слоге – «обеспЕчение». Однако ряд словарей, изданных в последние годы, приводит в качестве правильных оба варианта – и «обеспЕчение» и «обеспечЕние».

11) ЧерпАть или чЕрпать? В данном слове ударение ставится на слог с буквой Е — чЕрпать.

— Мы чЕрпаем знания из книг.

12) ВключИт или вклЮчит? Правильно будет включИт. То есть ударение падает на окончание не только в данной форме, но и в других формах глагола включить.

— Сейчас Мария Ивановна включИт нам мультфильм.

«Одеть» или «надеть»? Вот в чём вопрос… Типичные ошибки в произношении.

1) Одеть можно кого-то, надеть — что-то (на что-то):

— Одевать капризного ребёнка довольно сложно; В холода надеваю на него комбинезон.

2) «Ложат» или «кладут»? Здесь важно понимать, что выбирая, как правильно говорить – «ложат» или «кладут», надо отталкиваться от конкретного действия и слова, которое необходимо будет получить в результате. «Класть» используется только без приставки. Во всех остальных ситуациях корректнее будет взять корень -лож- и «собрать» слово

— Я кладу книгу на колени, но Я положил книгу на колени.

3) «Лягте» или «ляжьте»? Единственно правильной формой повелительного наклонения глагола «лежать» является «ляг» или «лягте».

— Лягте на кровать.

4) «Их» или «ихний». В русском литературном языке для обозначения принадлежности 3-му лицу во мн. числе используется личное местоимение в притяжательном значении в форме род. падежа — их:

— их книга, их обязанности.

5) Щербет или шербет? написание и произношение «щербет» ошибочно, несмотря на популярность.

-Шербет с арахисом и миндалем.

Советы родителям!

  • Следите за речью детей, своевременно исправляйте недостатки.
  • Помните, что именно ваша речь является образцом для подражания, поэтому она должна быть всегда правильной.
  • Правильная речь — залог успешного обучения в школе.

Список литературы:

  1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение / И. Л. Резниченко. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 1182 с.
  2. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. Москва. Ай- рис и пресс 2009
  3. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010 – 448
Следующая >

Роль воспитателя в формировании речевой среды

Речь воспитателя – главное средство обучения и формирования дошкольников. Дидактические коммуникации являются основой речевой среды, которая может обладать большим потенциалом для развития речи детей.

Л.П. Федоренко разделяет речевую среду на две составляющие: это естественная коммуникативная среда, это свободные разговоры с ровесниками и это искусственная речевая среда. Рассмотрим все эти типы более подробно.

Естественная коммуникационная среда возникает без усилий педагога, сама по себе. Но при этом она оказывает воздействие на формирование способностей ребенка. Она оказывает положительное влияние на психическое развитие и на формирование речевых способностей.

Это происходит, если с ребенком общаются те, у кого правильно поставлена речь, кто реагирует на высказывания дошкольника и отвечает на детские вопросы. Но эта среда может быть и негативной, если взрослые не обращают внимания на высказывания ребенка, не общаются с ним. Часто у таких детей появляются речевые дефекты.

Сюда можно отнести не только общение с воспитателями и родителями, но и любое общение ребенка с людьми разного возраста.

Новорожденному необходимо общение

Может показаться странным, но речь начинает развиваться до рождения ребенка: ему слышен внутренний и наружный голос матери. Поэтому очень важно, чтобы этот голос нес только положительное начало — был спокойным и радостным.
В первые недели жизни малыш, никак не отвечая, внимательно прислушивается к речи. Затем начинает гулить, издавать короткие звуки, которые являются следствием взаимодействия с окружающим миром и людьми, позднее появляются эмоционально насыщенные звуки и лепетное говорение. Внимательное отношение со стороны взрослых к голосовым упражнениям новорожденного помогает формировать будущую коммуникабельность и потребность выражать свои мысли. Для родителей важно постоянно разговаривать с малышом, таким образом подготавливая его словарный запас.

Свободная и искусственная речевая среда

Свободная речевая среда – это среда общения с ровесниками и педагогами. Коммуникации неизбежно возникают в режимные моменты детского сада. Во время прогулки, при бытовых занятиях, во время труда или игры – дети неизбежно общаются друг с другом.

Важно использовать весь игровой потенциал для формирования речи дошкольников.

Искусственная среда – это среда, которая организуется педагогом для достижения конкретных задач и с использованием определенных методик, методических средств. Это позволяет раскрыть весь формирующий потенциал и направить его в нужное русло.

Методические средства – это обучение. Под обучением подразумевается специально организованный процесс, протекающий систематически, чтобы дети могли приобрести определенные навыки речи.

Обучение подразумевает использование различных педагогических средств, таких как совместное чтение литературных произведений, знакомство с иллюстрациями в книгах, проведение бесед или занятий, совместные развлечения и праздники.

Среда, которая формирует речь ребенка – это то окружение, которое специально организовано для воздействия на разные речевые стороны развития дошкольника.

Эта среда организуется с определенной целью: наполнить окружающее предметное пространство теми компонентами, которые бы позитивно воздействовали на формирование детской речи.

Задачи речевой среды

Существуют следующие задачи организации речевой среды:

  • дать возможность детям воспринимать чужую грамотную речь и наблюдать за ней;
  • развитие представлений сенсорного характера;
  • самостоятельная речевая активность дошкольника;
  • комфортное эмоциональное состояние детей в процессе речевых коммуникаций;
  • возможность у ребенка экспериментировать и наблюдать за языковой системой.

Существуют следующие компоненты, из которых состоит РРС: специальное оборудование, методика работы и речь воспитателя.

Таким образом, вслед за Л.П.Федоренко будем рассматривать речевую среду как среду, стимулирующую речевые коммуникации, среду, в которой развивающий потенциал не складывается стихийно, а носит планомерный и последовательный характер, направляет коммуникативную деятельность.

Похожие записи:

  1. Особенности создания речевой среды в дошкольной образовательной деятельности Создание речевой среды — особенности организации, почему важна хорошо организованная…
  2. Реализация условий проектирования развивающего образовательного пространства средствами современных игровых технологий Условия проектирования образовательного пространства в детском саду посредством игровых технологий….
  3. Педагогические условия создания речевой среды в подготовительной группе детского сада Условия создания речевой среды в ДОУ. Приемы и методы организации…
  4. Обучение детей грамоте — методы и приемы Обучение грамоте в процессе игровой деятельности — игровые ситуации, дидактические…

Мотивированная речевая активность ребёнка

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова подчеркивает, что исследования последних лет (Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности: чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать).

При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей [2]. Чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, необходимо «ввести детей в роль увлекательного рассказчика» [3]. В частности, в работе В.В. Гербовой было зафиксировано повышение у детей уровня связности речи, ее развернутости, когда они понимали важность задания, чувствовали потребность в связном высказывании [3].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]