Речевая карта для детей с алалиейучебно-методический материал по логопедии на тему
РЕЧЕАЯ КАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
(Общее недоразвитие речи I – II уровня)
- Анкетные данные:
- Фамилия, имя_____________________________________________________________________________________
- Дата рождения____________________________________________________________________________________
- Домашний адрес__________________________________________________________________________________
- Откуда прибыл ребенок____________________________________________________________________________
- Дата начала занятий_______________________________________________________________________________
- Диагноз ПМПК___________________________________________________________________________________
- Заключение № ________________________ Срок пребывания ____________________________________________
- Состояние слуха и зрения _________________________________________________________________________
- Речевая активность: норма/ ниже нормы / отсутствие речи /_____________________________________________
- Понимание речи окружающих: сохранно / снижено / снижено значительно/______________________________
- Не прерывалось ли речевое развитие
II. Неречевые функции
- Привлекаемость: привлекается/ требуется дополнительная стимуляция/ не привлекается/ _______________
- Контактность: контактен/ избирательно контактен /в контакт не вступает/ _____________________________
- Продуктивность: норма/ ниже нормы / низкая / крайне низкая_______________________________________
- Подражательная деятельность
Начало года | Конец года | |
отсутствие | ||
действию | ||
слову и действию |
5. Восприятие
Начало года | Конец года | ||
Зрительное | «Узнай предмет» в цветном, контурном изображении; наложенные друг на друга предметы, | ||
Слуховое | «Угадай, что звучит?» |
6. Понимание и различение цветов
Начало года | Конец года | |||
показывает | называет | показывает | называет | |
Красный | ||||
Желтый | ||||
Зеленый | ||||
Синий |
7. Понимание различных величин
Начало года | Конец года | |||
показывает | называет | показывает | называет | |
Большой | ||||
Маленький |
8. Различение и называние геометрических фигур
Начало года | Конец года | |||
показывает | называет | показывает | называет | |
Круг | ||||
Квадрат | ||||
Треугольник |
9. Состояние памяти и внимания
Начало года | Конец года | |||
зрительной и зрительного | «Запомни, какой игрушки не стало?» | |||
«Что изменилось?» | ||||
слуховой и слухового: | «Хлопни, как я» | I | ||
II | ||||
III | ||||
I — II | ||||
I — III | ||||
II — I | ||||
II — II | ||||
«Запомни и повтори» (слоговые цепочки) | ма — ма | |||
ма — му | ||||
ма — па | ||||
ма — пу | ||||
ма — му — ми |
10. Конструктивная зрительная память
Начало года | Конец года | |||
по образцу | по памяти | по образцу | по памяти | |
треугольник | ||||
квадрат | ||||
кровать | ||||
стульчик |
- Мышление
Начало года | Конец года | ||
«Доска Сегена» | |||
Пирамидка из 3-4 колец | |||
«Составь целое» (картинки, кубики) | 2 части | ||
(3-4) части |
12. Характер игровой деятельности: вступает /не вступает в игру / манипулирует с предметами/ играет рядом/ игра по возрасту/ __________________________________________________________________________________________
III. Общая и мелкая моторика.
Начало года | Конец года | ||
Общая моторика и ориентация в пространстве | Покажи, как «зайчик прыгает» | ||
Покажи, как «медведь ходит» | |||
Подними руки вверх | |||
Опусти руки вниз | |||
Спрячь руки за спину | |||
Покажи правую руку | |||
Покажи левую руку | |||
Подпрыгни | |||
Постой на одной ноге | |||
Мелкая моторика | «Птички клюют зерно» | ||
«Заяц» | |||
«Кольцо» | |||
Сжать и разжать кулачок | |||
Переключение с одной позы на другую | «Кулак – ладонь» |
IV. Строение артикуляционного аппарата, артикуляционная моторика, речевое дыхание.
1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата:
- Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)___________________________________________________________
- Зубы (редкие, кривые, мелкие, отсутствие, вне челюстной дуги) _________________________________________
- Челюсти, прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)_______________
- Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субкумозная щель)__________________________
- Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького языка)____________________________________
- Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)_______________________________________
- Состояние дыхательной и голосовой функции:
- Тип дыхания: верхнее-ключичное/ диафрагмальное/ брюшное/ смешанное/ _____________________________
- Объем дыхания: достаточный/ недостаточный/_____________________________________________________
- Направление воздушной струи при речи: через рот/ через нос/ ______________________________________
- Громкость голоса: чрезмерно громкий или тихий/ глухой/ монотонный/ с назальным оттенком/ ___________
3. Невербальные виды общения
Начало года | Конец года | |
использование мимики | ||
жестов |
- полностью заменяет вербальное общение
- активно использует
- как вспомогательное средство общения
- не использует
- Состояние артикуляционной моторики:
Начало года | Конец года | |
Широко открыть рот | ||
«Улыбка» | ||
«Трубочки» | ||
«Лопаточка» | ||
«Жало» | ||
«Качели» | ||
«Маятник» |
Особенности: синкинезии, повышенная саливация, девиация кончика языка вправо/влево, тремор, гипертонус мушц / гипотонус мышц, трудности нахождения артикуляционной позы, трудности удержания артикуляционной позы, цианоз языка __________________________________________________________________________________
V. Речевая функция
1. Исследование импрессивной стороны речи.
1. Понимание речи на уровне диалога:
Как тебя зовут? ________________________________________________________________
Какая игрушка тебе понравилась? _________________________________________________
Покажи, как можно играть с куклой (машинкой)? ____________________________________
2. Понимание инструкций:
Начало года | Конец года | |
Возьми мяч | ||
Дай куклу | ||
Брось мяч на пол | ||
Возьми мяч и дай мне |
3. Понимание слов обозначающих:
Начало года | Конец года | ||
предметы | кукла | ||
машина | |||
дядя | |||
тетя | |||
чашка | |||
ложка | |||
хлеб | |||
кошка | |||
собака | |||
сапоги | |||
платье | |||
куртка | |||
шапка | |||
действия | покажи, кто рисует | ||
читает | |||
стоит | |||
идет | |||
сидит | |||
бежит | |||
лежит | |||
спит | |||
ест | |||
пьет | |||
признаки | большой | ||
маленький | |||
горячий | |||
холодный | |||
сладкий | |||
кислый |
4. Понимание фраз (с опорой на картинки):
Начало года | Середина года | Конец года | |
Мальчик идет | |||
Дети играют | |||
Мама купает малыша |
5. Различение значений единственного и множественного числа.
Начало года | Конец года | ||
Имена существительные | дом — дома | ||
стол — столы | |||
чашка — чашки | |||
птица — птицы | |||
машина — машины | |||
Глаголы | стоит — стоят | ||
бежит — бегут |
6. Понимание значений существительных с суффиксами уменьшительности:
Начало года | Конец года | |
дом – домик | ||
стул — стульчик | ||
мяч – мячик | ||
чашка — чашечка | ||
шар – шарик | ||
кукла — куколка |
7. Состояние фонематического восприятия:
Начало года | Конец года | |
Кот – кит | ||
Дом – дым | ||
Мишка — мышка |
2. Обследование экспрессивной стороны речи:
- Общая характеристика речи
Начало года | Конец года | |
Отсутствие | ||
Лепетная речь | ||
Начатки фразы |
:
- Изучение активного словаря:
Начало года | Конец года | |||
звукоподражания | У девочки болит зуб. | а-а-а | ||
Как девочка (ляля) плачет? | уа | |||
Девочка заблудилась. | ау | |||
Как кошка кричит? | мяу | |||
Как собака лает? | ав-ав | |||
Аморфные и лепетные слова (наличие) | ||||
Существительные | Логические группы | Игрушки | ||
Одежда | ||||
Посуда | ||||
Домашние животные | ||||
Части тела | руки | |||
ноги | ||||
голова | ||||
глаза | ||||
рот | ||||
нос | ||||
уши | ||||
Части машины | колеса | |||
фары | ||||
руль | ||||
двери | ||||
Глаголы | идет | |||
ест | ||||
спит | ||||
лежит |
- Грамматический строй речи:
1) множественное число существительных:
Начало года | Конец года | |
кот — коты | ||
глаз — глаза | ||
дом — дома | ||
машина — машины |
2) уменьшительно-ласкательная форма существительных:
Начало года | Конец года | |
дом — домик | ||
стол — столик | ||
нож — ножик | ||
рука — ручка | ||
машина — машинка |
3) Согласование существительных с местоимениям «МОЙ, МОЯ, МОЕ»:
Начало года | Конец года | |
шапка | ||
кровать | ||
кубик | ||
платье | ||
стул | ||
мяч |
4) Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»):
Начало года | Конец года | |
стой | ||
иди | ||
лежи | ||
спи | ||
ешь | ||
играй |
- Слоговая структура слов:
Начало года | Конец года | |
мама | ||
папа | ||
баба | ||
тата | ||
Катя | ||
Ваня | ||
тени | ||
кони | ||
дети | ||
панама | ||
кубики | ||
мак | ||
сок | ||
дом | ||
петух | ||
диван | ||
банан | ||
сидит | ||
ходит | ||
кошка | ||
банка | ||
мишка |
5. Звукопроизношение
ГЛАСНЫЕ | СОГЛАСНЫЕ | |||||||||||||||||||
А | У | О | И | Э | Ы | П | Б | М | Н | В | Ф | Т | Д | К | Г | Х | С | Й | Ль | |
Н.г | ||||||||||||||||||||
К.г |
Заключение:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое алалия
Алалиями принято называть группу речевых расстройств, при которых у ребенка с нормальным слухом и интеллектом не формируется речь, или же она возникает с очень большим опозданием.
При алалии речь может отсутствовать полностью – ребенок просто молчит, или же почти полностью, – то есть, он произносит отдельные нечленораздельные слова, непонятные для окружающих.
Кратко остановимся на том, как формируется речь при нормальном варианте развития.
— Первые слова появляются около года. — К двум годам дети должны общаться короткими простыми предложениями. Предложения эти, конечно, еще очень несовершенны – могут быть пропуски слов, которых ребенок пока не знает. Многие слова произносятся искаженно и звучат очень забавно. В этом возрасте дети осваивают звуковой состав слов и учатся грамматически правильно оформлять свои высказывания. Речь окружающих, когда она касается знакомых предметов и тем, они понимают хорошо. — В три года ребенок должен говорить вполне грамотно, полноценными предложениями, почти как взрослый. С той лишь разницей, что его речь будет выражать его пока еще небогатый жизненный опыт. Неправильное произношение отдельных звуков в этом возрасте естественно и не считается отклонением от нормы.
Развитие речи при алалии— Речь может не возникать вовсе (ребенок остается немым) или формироваться чрезвычайно медленно. Так что к возрасту десяти (а то и двенадцати лет) ребенок будет говорить, почти как двухлетний или трехлетний, очень неразборчиво – неполноценной, грамматически неоформленной фразой с многочисленными нарушениями произношения звуков. — Речь может начать, более или менее активно, развиваться после пяти-шести лет. Но к моменту поступления ребенка в школу все равно не достигнет нормальных показателей, так что обучение в обычной школе окажется для него недоступным.
В любом случае у детей с алалией будет возникать отставание в интеллектуальном развитии, обусловленное речевой недостаточностью. Говорить о наличии у ребенка алалии можно, начиная с трех лет. До этого времени принято считать, что у него задержка речевого развития.
Задержка речевого развития обычно преодолевается ребенком самостоятельно (чаще всего оставляя после себя следы в виде неполноценного произношения звуков и предрасположенности к нарушениям письменной речи).
Бывают случаи (практически только у одних мальчиков, чаще всего наследственно обусловленные), когда до того молчавший ребенок примерно в три года вдруг начинает говорить совершенно полноценной, развернутой фразой, выговаривая все или почти все звуки.
Отличить задержку речевого развития от алалии сложно (здесь есть только один надежный критерий – время, за которое задержка сама преодолевается, а алалия – нет). Поэтому неговорящего ребенка уже в два года нужно проконсультировать у логопеда. Занятия, по-возможности, нужно начать, как можно раньше.
Если у ребенка задержка речевого развития, логопедические занятия подтолкнут у него развитие речи и помогут предупредить неизбежные при этом дефекте осложнения. Для ребенка с алалией вовремя предпринятые логопедические занятия – единственная возможность обрести полноценную речь. Длительность курса коррекции зависит от формы и тяжести нарушения, но даже при самом «благоприятном» течении алалии вряд ли может быть меньше полгода.
Алалия бывает трех видов, и, проверив речь своего ребенка, родители могут предположительно определить, с какой формой алалии ему предется «бороться».
Сенсорная алалия
Ребенок не может научиться говорить из-за того, что не различает между собой звуки речи, он их как бы «не слышит». При этом любые другие «неречевые» звуки он слышит очень даже хорошо и реагирует на них.
Собственная речь у такого ребенка обычно отсутствует полностью, или могут быть отдельные лепетные слова, могут быть эхолалии (когда он повторяет только что услышанное слово, если на короткий период способен его запомнить).
Поскольку ребенок не воспринимает звуков речи, он не понимает речь окружающих.
Сенсорная алалия может быть выражена в разной степени.
— Ребенок может полностью не воспринимать речевые звуки – не обращать на них внимания. Тогда он совершенно не реагирует на речь и производит впечатление глухонемого.
— У ребенка может, вообще, отсутствовать реакция на человеческий голос. Он не слышит и не различает голоса людей.
— Ребенок может воспринимать некоторые звуки речи и их сочетания, но очень плохо различать их между собой. Тогда он откликается на словесные обращения, но смысла их все равно не понимает или понимает очень отдаленно.
В основном, он ориентируется, исходя из ситуации, реагируя на жесты окружающих людей, выражения лиц, повороты головы и примерно догадывается, о чем идет речь, и что происходит. В этом случае родители могут считать, что у ребенка – вполне удовлетворительное понимание речи.
Чтобы ориентировочно определить, есть ли у ребенка сенсорная алалия, родителям нужно проверить, понимает ли он простые инструкции и значения слов. Предлагайте ему совершать хорошо знакомые действия (подойти к чему-либо, принести что-то и т. п.). Просите показать ту или иную вещь (окно, стол), совершить то или иное движение (сесть, лечь, идти). Все инструкции должны быть в исключительно словесной форме, полностью избегайте, какой бы то ни было, жестикуляции: указательных жестов, поворотов головы, взглядов на предмет. Проверьте также, как ребенок реагирует на звуки речи и человеческие голоса. Окликайте его за спиной (эй, ау), произносите гласные и согласные звуки и наблюдайте, привлекают ли они его внимание. У ребенка, не понимающего речи, нужно обязательно проверить физический слух. Моторная алалия
Ребенок не может научиться говорить из-за того, что плохо управляет своими речевыми органами (языком, губами, нижней челюстью).
При этом его мышцы абсолютно здоровы, он просто не может ими действовать по своему усмотрению (произвольно). Причем, ему не удаются, или плохо удаются только речевые движения (он не может произносить звуки речи, а значит, слова), однако неречевые движения находятся в полном порядке (он открывает рот во время еды, жует, облизывается, улыбается и т. п.).
Понимание речи при этой форме алалии сохранно.
Моторная алалия может быть выражена в разной степени.
— Ребенок может быть неспособен совершать любые произвольные движения органами речи, – даже просто по заданию открыть рот. Однако те же самые непроизвольные действия не страдают (то есть, он прекрасно открывает и закрывает рот во время еды). При такой выраженности нарушения ребенок, как правило, вообще не говорит или издает нечленораздельные звуки.
— Ребенок способен совершать простые произвольные движения речевыми органами (копировать их). В этом случае у него может сложиться кое-какая речь. Он может очень несовершенно произносить ограниченное количество слов, состоящих из отдельных слогов и звукосочетаний. Одно и то же слово каждый раз может произноситься по-разному, поскольку он не запоминает составляющих его речевых движений.
Чтобы приблизительно понять, есть ли у ребенка моторная алалия, родителям нужно определить, насколько хорошо он управляет своими речевыми органами. Проверьте, может ли он совершать по подражанию (вслед за вами по вашему показу) определенные движения органами речи: открывать и закрывать рот, высовывать язык изо рта и убирать обратно, улыбаться и вытягивать губы в трубочку, поднимать язык вверх к зубам и опускать вниз. Движения нужно выполнять, глядя в зеркало. Если ребенок не справляется с этими действиями, проверьте, способен ли он, вообще, по заданию совершать хотя бы какие-нибудь движения органами речи. Например: попросите его открыть рот, несколько раз покажите это действие, скажите, чтобы он представил себе, как он ест, поднесите ему ко рту ложку. Или: улыбнитесь, изобразите смех, предложите ребенку посмеяться вместе.
Сенсомоторная алалия
Она представляет собой комбинацию описанных выше слуховых и двигательных нарушений, выраженных в разной степени, поэтому является самым тяжелым речевым дефектом.
Полякова Марина Анатольевна
Нужен детский логопед? Запишитесь на консультацию в по телефону или через форму обратной связи в разделе «Контакты».
Логопедическая карта для диагностики дизартрии
Лариса Ермакова
Логопедическая карта для диагностики дизартрии
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИИ
Фамилия, имя, отчество ___
Возраст ___
Произносительная сторона речи
1.Степень разборчивости речи: (речь невнятная, малопонятная для окружающих • разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная • разборчивость речи не нарушена) ___
2. Темп речи (норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)
___
3. Ритм речи (норма, растянутый, скандированный,зависит от проявления: гиперкинезов)___
Дыхание (свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)
• Физиологический вдох (глубокий, недостаточный, короткий, прерывистый)
• физиологический выдох
(продолжительный, укороченный,наличие гиперкинезов: ригидность)
• Дифференциация носового и ротового выдоха • Наличие нижне-диафрагмального дыхания • Речевой выдох
(короткий, прерывистый, достаточный, наличие гиперкинезов, ригидность)
___
___
Голос
• N (сильный, звонкий)
• Недостаточная сила голоса, слабый, тихий, истощающийся по мере говорения • Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия)_ • Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций
(голос маломодулированный или немодулированный, монотонный)
___
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции (N, нарушение)
___
Строение и подвижность органов артикуляции
Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический пар, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия)
___
Лицевая мускулатура
• Гипомимия • Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония, N)
• Сглаженность носогубных складок • Оральные синкинезии • Тремор подбородка • Асимметрии • Гиперкинезы • Ригидность ___
Губы (толстые, тонкие, М)
___• Тонус
(гипертонус, гипотонус, дистония, N)
___• Подвижность
(малоподвижные, подвижные)
___• Наличие расщелин или послеоперационных рубцов___
Зубы
• Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы, N ___
• Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный)
___
Твердое небо (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N)
___
Мягкое небо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы, субмикозная щель, увуля)___
Язык (толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная подъязычная связка)___• Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N)
___• Гиперкинезы, тремор___• Девиация
(отклонение)
языка вправо/влево___• Посинение кончика языка___
Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный)
___• Язык не выводится из полости рта___• Верхний подъем___• Боковые отведения
(повороты вправо/влево)
___
• Пощелкивание ___• Облизывание губ___• Умение удержать артикуляционную позу___• Способность к переключению___
Гиперсаливация___
Жевание (не жует твердую пищу, затруднено, N)
___
Глотание (поперхивается, не нарушено)
___
Нарушение звукопроизношения (Не нарушено. Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи)___
Заключение___
Рекомендации ___
Дневник логокоррекции: ___