Речевая карта для обследования речи школьников с нарушением интеллекта
Речевая карта
воспитанника ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
школьного подразделения
Фамилия, имя, отчество_______________________________________________________________________________________________
Дата рождения______________________ Класс___________________
Заключение психоневролога___________________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие: без особенностей, с задержкой, фразовая речь с 3-х лет, первые слова после 3-х лет, 4-х, 5-ти лет.
Строение органов артикуляционного аппарата:
Губы (норма, толстые, тонкие, вывернутые, малоподвижные). Небо (норма, готическое, высокое, низкое, широкое).
Зубы (адентия, мелкие крупные, зубной ряд нарушен, отсутствие резцов, норма). Прикус (норма, прогения, прогнатия, передний открытый, боковой открытый). Язык (норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный). Уздечка (норма, утолщена, укороченная, короткая). Саливация (нормальная, повышенная). Строение не препятствует произношению.
Ведущая рука
(правая, левая, амбидекстр)
Состояние компонентов речи
Компоненты | Начало года Дата обследования: | Конец года Дата обследования: |
Общая характеристика речи | речь отсутствует, лепетная речь, пользуется отдельными словами, фразовая речь, звукоподражания; произносит аморфные сочетания звуков | речь отсутствует, лепетная речь, пользуется отдельными словами, фразовая речь, звукоподражания; произносит аморфные сочетания звуков |
Мелкая моторика | норма, нарушена, недостаточно сформирована, моторная неловкость; с трудом овладевает графическими навыками, навыками самообслуживания; неправильно держит карандаш; навыками самообслуживания не владеет; | норма, нарушена, недостаточно сформирована, моторная неловкость, с трудом овладевает графическими навыками, навыками самообслуживания, неправильно держит карандаш; навыками самообслуживания не владеет; |
Артикуляционная моторика | артикуляционную позу удерживает, выполняет точно, не удерживает, выполняет с трудом; переключаемость: норма, нарушена, слабая; синкенизии: отсутствуют, незначительные, ярко выраженные; тремор языка; тонус: норма, повышен, понижен; нарушений нет | артикуляционную позу удерживает, выполняет точно, не удерживает, выполняет с трудом; переключаемость: норма, нарушена, слабая; синкенизии: отсутствуют, незначительные, ярко выраженные; тремор языка; тонус: норма, повышен, понижен; нарушений нет |
Импрессивная речь | понимание фразы в полном объеме; не понимает сложные грамматические конструкции; понимание ограничено обиходно-бытовой лексикой; ситуативное; не понимает | понимание фразы в полном объеме; не понимает сложные грамматические конструкции; понимание ограничено обиходно-бытовой лексикой; ситуативное; не понимает |
Экспрессивная речь: 1. Фонематические функции | ||
Повторение ряда из 3-4 гласных звуков | повторяет верно, затрудняется, уподобляет, нарушает последовательность | повторяет верно, затрудняется, уподобляет, нарушает последовательность |
Воспроизведение слогового ряда | повторяет верно, затрудняется, уподобляет, нарушает последовательность | повторяет верно, затрудняется, уподобляет, нарушает последовательность |
Повторение слов-паронимов | повторяет верно, затрудняется, уподобляет | повторяет верно, затрудняется, уподобляет |
Воспроизведение фраз, содержащих оппозиционные звуки | не воспроизводит; затрудняется; воспроизводит: четко, с запинками; с уподоблением звуков, слогов; с усечением фраз, слов; пропуском звуков, слогов, слов | не воспроизводит; затрудняется; воспроизводит: четко, с запинками; с уподоблением звуков, слогов; с усечением фраз, слов; пропуском звуков, слогов, слов |
Определение наличия звука в слове | справляется, при утрировании звука; не справляется | справляется, при утрировании звука; не справляется |
Подбор слов с заданным звуком | справляется, не справляется, подбор слов ограничен | справляется, не справляется, подбор слов ограничен |
Подбор картинок с заданным звуком | справляется, не справляется, допускает ошибки | справляется, не справляется, допускает ошибки |
Выделение первого ударного гласного | выделяет, не выделяет, выделяет с помощью взрослого | выделяет, не выделяет, выделяет с помощью взрослого |
Выделение последнего глухого согласного | выделяет, не выделяет, выделяет с помощью образца, наводящих вопросов, утрирования | выделяет, не выделяет, выделяет с помощью образца, наводящих вопросов, утрирования |
Выделение первого согласного | выделяет, не выделяет, выделяет с помощью взрослого | выделяет, не выделяет, выделяет с помощью взрослого |
Определение последовательности звуков в слове | справляется, не справляется, допускает ошибки | справляется, не справляется, допускает ошибки |
2. Состояние дыхательной функции и голоса. | ||
Характеристика дыхания | свободное, ровное, затрудненное, неровное, поверхностное, неглубокое, диафрагмальное, грудное, ключичное; ротовой выдох сформирован, не сформирован, несформированность речевого дыхания; носовое дыхание затруднено, отсутствует; при фонации выдох ротовой, смешанный. | свободное, ровное, затрудненное, неровное, поверхностное, неглубокое, диафрагмальное, грудное, ключичное; ротовой выдох сформирован, не сформирован, несформированность речевого дыхания; носовое дыхание затруднено, отсутствует; при фонации выдох ротовой, смешанный. |
Характеристика голоса | сила: слабый, тихий, громкий, затухающий немодулированный; высота: высокий, низкий; тембр: сиплый, хриплый, назализованный | сила: слабый, тихий, громкий, затухающий немодулированный; высота: высокий, низкий; тембр: сиплый, хриплый, назализованный |
3. Просодическая сторона речи. | ||
Темп, ритм | темп — нормальный, быстрый, медленный, тахилалия, брадилалия; ритм- нормальный, аритмия; деление слов на слоги, скандирование | темп — нормальный, быстрый, медленный, тахилалия, брадилалия; ритм- нормальный, аритмия; деление слов на слоги, скандирование |
Внятность речи | Речь отчетливая, внятная, разборчивость не нарушена; наблюдается смазанность речи, речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих | Речь отчетливая, внятная, разборчивость не нарушена; наблюдается смазанность речи, речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих |
Проявление заикания | Не заикается; повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;формы судорог(тоническая, клоническая,тоно-клоническая, клоно-тоническая); характер судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные). Степень заикания (тяжелая, средняя, легкая) | Не заикается; повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;формы судорог(тоническая, клоническая,тоно-клоническая, клоно-тоническая); характер судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные). Степень заикания (тяжелая, средняя, легкая) |
4. Состояние звуко-слоговой структуры слов | ||
Звукопроизношение | ||
Слоговая структура слова | не нарушена, нарушена; незначительно, грубо; негрубые дефекты; в словах сложной слоговой конструкции, во фразах, со сложными слоговыми конструкциями; допускает сокращение согласных звуков и слогов, усечение слов; виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципации (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены) | не нарушена, нарушена; незначительно, грубо; негрубые дефекты; в словах сложной слоговой конструкции, во фразах, со сложными слоговыми конструкциями; допускает сокращение согласных звуков и слогов, усечение слов; виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципации (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены) |
5. Лексический запас | ||
Словарь существит.: игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь, транспорт, посуда, мебель, домашние и дикие животные | называет предметы, обобщает группы из них, затрудняется в назывании предметов, заменяет название предмета действием, не обобщает; обобщает по второстепенным признакам ; активный словарь меньше пассивного, не сформирован | называет предметы, обобщает группы из них, затрудняется в назывании предметов, заменяет название предмета действием, не обобщает; обобщает по второстепенным признакам активный словарь меньше пассивного, не сформирован |
Часть и целое | (не) показывает и называет части предмета, затрудняется | (не) показывает и называет части предмета, затрудняется |
Номинативная функция | объясняет значение слов, затрудняется, не объясняет; не сформирована | объясняет значение слов, затрудняется, не объясняет |
Словарь глаголов | норма, беден, ограничен, неточен, с лексич-ми заменами; не сформирован | норма, беден, ограничен, неточен, с лексич-ми заменами; не сформирован |
Прилагательные | норма, беден, ограничен; не сформирован | норма, беден, ограничен; не сформирован |
6. Грамматический строй речи | ||
Словоизменение | ||
Мн.ч. сущ. в им. п. | (не-) справляется, частично | (не-) справляется, частично |
Мн.ч. сущ. в род. п | (не-) справляется, частично | (не-) справляется, частично |
Согласование сущ. и прилагательных | (не-) справляется, с обучающей помощью; затрудняется | (не-) справляется, с обучающей помощью; затрудняется |
Согласование сущ. и числительных | (не-) справляется, с обучающей помощью; затрудняется | (не-) справляется, с обучающей помощью; затрудняется |
Изменение сущ. по падежам | (не-) справляется, частично, по образцу; затрудняется | (не-) справляется, частично, по образцу; затрудняется |
Употребление предлогов | употребляет (не-) верно; искажает (заменяет) лексическое значение; затрудняется в использовании сложных предлогов; не использует | употребляет (не-) верно; искажает (заменяет) лексическое значение; затрудняется в использовании сложных предлогов; не использует |
Словообразование | ||
Сущ. с ум.- ласкат. значением | (не-) справляется, затрудняется, допускает ошибки | (не-) справляется, затрудняется, допускает ошибки |
Антонимы | (не-) справляется, затрудняется | (не-) справляется, затрудняется |
Относит. прилагат. | (не-) справляется, затрудняется | (не-) справляется, затрудняется |
Притяжат. прилагат. | (не-) справляется, затрудняется | (не-) справляется, затрудняется |
7. Связная речь | ||
Пересказ | отсутствует; самостоятельный; по вопросам, с упрощением синтаксической структуры | отсутствует; самостоятельный; по вопросам, с упрощением синтаксической структуры |
Рассказ по серии сюжетных картин | отсутствует; наполнен содержанием в соответствии с возрастом (н/границей N); сюжет (не-) понимает, (не-) объясняет, (не-) выделяет главное; понимает сюжет искаженно, пропускает смысл-ые звенья, связующие элементы | отсутствует; наполнен содержанием в соответствии с возрастом (н/границей N); сюжет (не-) понимает, (не-) объясняет, (не-) выделяет главное; понимает сюжет искаженно, пропускает смысл-ые звенья, связующие элементы |
Рассказ по картине | отсутствует; (не-) достаточно полный, развернутый, логичный, последовательный; состоит из простых (не-) распространен., предложений; рассказы составлены по наводящим вопросам; пропуск смысловых частей; смысловые несоответствия; рассказ подменяется перечислением действий; фраза развернутая, без ошибок; отмечается нарушения порядка слов в предложении; аграмматизмы; предложения из 2-3 слов; бедность и однообразие языковых средств, монологическая связная речь не сформирована | отсутствует; (не-) достаточно полный, развернутый, логичный, последовательный; состоит из простых (не-) распространен. предложений; рассказы составлены по наводящим вопросам; пропуск смысловых частей; смысловые несоответствия; рассказ подменяется перечислением действий; фраза развернутая, без ошибок; отмечается нарушения порядка слов в предложении; аграмматизмы; предложения из 2-3 слов; бедность и однообразие языковых средств, монологическая связная речь не сформирована |
8. Письменная речь | ||
Чтение | ||
Техника чтения | не читает, буквы не знает; знает некоторые буквы; слоги не сливает; чтение побуквенное, читает слоги; послоговое, с переходом на слова; целыми словами; с переходом на слоговое при чтении трудных по звуко-слоговой структуре или незнакомых слов ; целыми словами с паузами (двойное чтение с использованием скрытого побуквенного чтения); медленное, быстрое, плавное, угадывающее, с перестановкой букв, слогов, слов, монотонное, выразительное, с искажениями слов | не читает, буквы не знает; знает некоторые буквы; слоги не сливает; чтение побуквенное, читает слоги; послоговое, с переходом на слова ; целыми словами; с переходом на слоговое при чтении трудных по звуко-слоговой структуре или незнакомых слов ; целыми словами с паузами (двойное чтение с использованием скрытого побуквенного чтения); медленное, быстрое, плавное, угадывающее, с перестановкой букв, слогов, слов, монотонное, выразительное, с искажениями слов |
Понимание прочитанного | смысл прочитанного (не-) понимает, на вопросы (не-) отвечает, отвечает по наводящим вопросам; (не-) пересказывает | смысл прочитанного (не-) понимает, на вопросы (не-) отвечает, отвечает по наводящим вопросам; (не-) пересказывает |
Ошибки при чтении | не нарушено; нарушено: ошибки языкового анализа (на уровне предложения, слова), фонематические (артикуляторно-акустические: замены букв, пропуски букв, слогов, перестановки букв, слогов, добавления, повторы слогов, слов), семантические, грамматические, оптические (замены букв) ; ошибки ударения; повторы и добавления слогов, слов | не нарушено; нарушено: ошибки языкового анализа (на уровне предложения, слова), фонематические (артикуляторно-акустические: замены букв, пропуски букв, слогов, перестановки букв, слогов, добавления, повторы слогов, слов), семантические, грамматические, оптические (замены букв) ; ошибки ударения; повторы и добавления слогов, слов |
Письмо | ||
Характер письма | самостоятельно не обводит, не пишет; обводит буквы по контуру; копирует буквы по образцу; (не) пишет под диктовку, списывает с рукописного, печатного текста | самостоятельно не обводит, не пишет; обводит буквы по контуру; копирует буквы по образцу; (не) пишет под диктовку, списывает с рукописного, печатного текста |
Ошибки письма | не нарушено; нарушено: ошибки звуко-слогового анализа; фонематического восприятия, лексические, грамматического оформления, оптические, орфографические; замены, пропуски букв: гласных, согласных; пропуски слогов и частей слова; перестановки букв и слогов; добавления букв, слогов; недописывание букв,слогов; искажения слов; раздельное написание частей слова; слитное написание слов и их произвольное деление; неумение определять границы предложения в тексте; аграмматизмы на письме; слитное написание предлогов и раздельное написание приставок; графические замены букв, ошибки по начертанию, зеркальное письмо | не нарушено; нарушено: ошибки звуко- слогового анализа; фонематического восприятия, лексические, грамматического оформления, оптические, орфографические; замены, пропуски букв: гласных,согласных; пропуски слогов и частей слова; перестановки букв и слогов; добавления букв, слогов; недописывание букв,слогов; искажения слов; раздельное написание частей слова; слитное написание слов и их произвольное деление; неумение определять границы предложения в тексте; аграмматизмы на письме; слитное написание предлогов и раздельное написание приставок; графические замены букв, ошибки по начертанию, зеркальное письмо |
Логопедическое заключение:______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-логопед _____________________
Перспективное планирование индивидуальной логопедической работы на _________
1.Обогащение словарного запаса.
а) Формирование обобщающих понятий по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Дикие животные», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Игрушки», «Зимующие и перелетные птицы», «Зима», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Инструменты», «Весна», «Насекомые», «Лето».
б) Подбор слов-антонимов к прилагательным, глаголам, существительным.
в) Подбор слов-синонимов к прилагательным, глаголам, существительным.
г) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:-ик-;-чик-;-к-;-очк-;-ечк-;-оньк-;еньк-;-ушк-;-ышк-;-иц-;-ец-;-ц-.
д) Образование имен существительных с суффиксом –ниц- в значении вместилища: суп-супница, салат-салатница.
е) Образование названий детенышей.
ж) Образование имен существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия с суффиксами –щик-,-чик-, -ниц-,-иц-.
з) Образование относительных имен прилагательных с суффиксами –ое-,-ев-,-н-,-янн-,-ск-,-енн-.
и) Образование притяжательных имен прилагательных с суффиксами –ин-,-ое-;
с суффиксом –j- без изменения звуковой структуры корня произносимого слова;
с суффиксом –j- и с чередованием в корне.
к) Образование глаголов приставочным способом.
2. Развитие грамматического строя речи.
а) Преодоление конструктивного аграмматизма.
б) Формирование и закрепление навыка практического построения простого предложения по модели:
S-P Мальчик рисует. S-P-L Дети играют в саду.
S-P-O Мальчик рисует дом. S-P-O-L Девочка рвет цветы в саду.
S-P-O-O Мальчик рисует дом карандашом. S-P-O-A Бабушка вяжет красный шарф.
в) Распространение предложений путем введения однородных определений
г) Формирование и закрепление навыка практического построения сложносочиненного предложения с союзами а. и. но.
д) Формирование и закрепление навыка практического построения сложноподчиненного предложения с союзами потому что; чтобы; так как; если, то.
е) Употребление существительных в различных падежах:
в винительном с окончанием – нулевым, -у, -ю; -а; -я; в творительном с окончанием – -ом, ем; -ой, -ей, -ью.
в родительном с окончанием – -а, -я; -у; -ю; в предложном; в дательном с окончанием – -у, ю; -е;
ж) Образование существительных множественного числа в именительном падеже с окончаниями -ы; -а; -jа.
з) Образование множественного числа имен существительных в родительном падеже с окончаниями: -ов;
-ев; нулевым; -ей.
и) Согласование имен прилагательных с именем существительным в роде и числе.
к) Употребление числа и рода при согласовании существительного с глаголом прошедшего времени
л) Согласование количественных числительных «один-одна», «два-две» с именами существительными.
м) Согласование имен существительных с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «моё», «мои» в роде и числе.
н) Употребление числа и лица при согласовании существительного и местоимения с глаголом настоящего времени: Мальчик поет – Мальчики поют.
о) Понимание и употребление предлогов:
простых – на, с(со), в, из, к, от, под, над, за, у, около, между; сложных – из – под, из – за.
3. Развитие связной речи.
а) Пересказ.
б) Составление повествовательных рассказов по серии картинок и по сюжетной картинке.
в) Составление описательных рассказов по предметным картинкам.
г) Составление рассказов по представлению (из личного опыта).
4. Развитие зрительного восприятия.
а) Узнавание контурных изображений предметов;
б) Силуэтов предметов;
в) Силуэтов предметов в зашумлении
г) Контурных изображений предметов, наложенных друг на друга
д) Собирание разрезных картинок из 3, 4, 5, 6, …….9… предметов
5. Развитие темпо – ритмической стороны речи.
6. Преодоление нарушений слоговой структуры слова.
7. Постановка и автоматизация звуков:
[с], [з], [с`], [з`], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [р], [р`], [л], [л`], [j].
8. Дифференциация звуков:
[с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш], [з] – [ж], [ч] – [ц], [с`] – [щ], [р] – [р`],
[р] – [л], [л] – [л`], [л`] – [j]
тв. – мягк.,________________________________звонк. – глух. ___________________________
9. Развитие звуко- буквенного анализа и синтеза.
10. Развитие слогового анализа и синтеза.
11. Работа над техникой чтения.
12. Развитие мелкой моторики.
13. Развитие слуховой и зрительной памяти на линейный ряд из 5 -7 слов (предметов).
14. Развитие зрительного восприятия:
15. Развитие мышления:
формирование обобщений, исключение «4 – го лишнего», установление последовательности событий в серии сюжетных картинок.
16. Развитие пространственных представлений.
17. Развитие временных представлений.
18. Развитие речи на звукоподражаниях и имеющемся словаре ребенка.
19. Развитие подвижности арт. аппарата. Массаж, развитие артикуляционной моторики.
20. Формирование первичных произносительных навыков.
21. Развитие слухового восприятия. Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания.
22.Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности.
23. Дифференциация звуков, сходных артикуляционно и акустически, на письме.