Динамика речевого развития воспитанников логопедического пункта

В ДОУ мы много внимания уделяем речевому развитию деток. Ведь речь – основа для обучения и воспитания. Давайте рассмотрим, какие есть этапы развития речи у малышей с самого раннего возраста до окончания детсада. Уверена, многие моменты вас удивят.

Зачем знать об этапах речевого развития? Если наметятся какие-то отклонения, крайне важно их вовремя корректировать. От того, как ребенок разговаривает и понимает сказанное, зависит, в какую он пойдет школу – обычную или для деток с проблемами речи. А это очень влияет на его будущее. Поэтому в ДОУ делаем по максимуму, чтобы скорректировать речь в правильную сторону.

Речь ребенка начинает вырабатываться задолго до того, как он произносит первые звуки. Самое стремительное развитие – с конца 1-го года до 3-х лет. Но обо всем по порядку.

Основные этапы развития речи в первые 3 года жизни

Медики говорят, что совсем маленькие детки разговаривают на языке младенцев. И делают это одинаково во всем мире. Я не шучу. Первые «слова» языка младенцев – это телодвижения, выражения лица и плач. Так кроха сообщает о своих эмоциях и потребностях.

До 3-х лет каждый ребенок проделает колоссальную работу. Первые настоящие слова дети произнесут в разном возрасте. Но есть определенные этапы, которые у всех проходят в одной последовательности. И на отклонения, странности стоит обращать внимание. И не успокаивать себя тем, что «у соседки заговорил после 3-х, а теперь все хорошо». Да, заговорит каждый. Но как – это другой вопрос.

Итак, возрастные этапы становления речи у малышей:

  • 2-3 месяца. Слышит голос, реагирует на звук, сам пытается выдавать первые звуки. Начинается гуление (произносит гласные, иногда вместе с «г»);
  • 6 месяцев. Издает звуки и произносит слоги, начинает откликаться на имя;
  • 7-9 мес. Лепет, иногда настойчивый («ма-ма-ма-ма» и т.д.);
  • 9 месяцев. Понимает простые слова («дай», «нет»), использует много звуков и интонаций;
  • 12-18 мес. Многие детки осознанно произносят слова («мама», «баба», «кака») и понимают простые обращения («Дай, пожалуйста, игрушку»);
  • 18 мес. Произносит много простых слов и пытается повторять последние слоги сложных. Например, говорит «бака» вместо «собака». Это нормально;
  • 24 мес. Связывает по 2-3 слова в простые предложения («Идем туда», «Мама, дай»). Развивается понимание абстрактного: ребенок понимает, что словами могут называться не только предметы, но и понятия;
  • 36 мес. Значительный прогресс словарного запаса. Развивается воображение, благодаря которому малыш может говорить об абстрактных вещах («сейчас, потом»), ориентироваться в пространстве («тут, возле»), выражать эмоции.

Кстати, когда маленький ребенок произносит несколько слов, понимает он в 10 раз больше. Говорит 2-3 слова? Может понять 20-30. Одни делают это в год, другие позже.

Развитие речи у детей

Нередко современные родители много времени уделяют заработку материальных благ, оставляя ребенка один на один с электронным гаджетом. Только чуткое и внимательное отношение к собственному ребенку будет стимулировать его речевое развитие.

Специалисты разработали рекомендации по созданию условий, способствующих успешному формированию речи.

1. Создание благоприятной речевой среды

Речевую среду создают регулярное чтение книг вместе с ребенком, участие в совместных сюжетных играх, заучивание стишков и рифмовок, проговаривание скороговорок, стимулирование ребенка к обозначению различных предметов и совершаемых действий. Большое значение имеет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, когда родители спокойно и весело разговаривают друг с другом.

2. Проговаривание действий на раннем этапе с целью расширения словаря

Занимаясь повседневными делами в доме, совершая прогулки, посещая магазины и другие общественные места, нужно проговаривать (комментировать) совершаемые действия.

Пример проговаривания на прогулке

«Смотри, как солнышко светит. Идем гулять». «Вот дерево, смотри, какие красивые листочки». «Слушай, как поют птички». «Вот собачка пришла. Красивая собачка. Как говорит? Правильно, ав-ав». «Зайдем в магазин, купим хлеб и молоко».

Пример проговаривания во время игры

«Давай построим из кубиков дом». «Возьми красный и синий кубики». «А какие кубики нужны для крыши? Давай возьмем коричневые». «Какой будет дом: большой или маленький?» «Я поставила красный кубик, а ты теперь поставь синий».

Другие рекомендации для ускорения формирования речи ребенка:

  • следите за тем, чтобы речевые задания отвечали возрастным особенностям и возможностям малыша;
  • разговаривайте с ребенком спокойно, четко, внятно и неторопливо;
  • указывая ошибки, нельзя смеяться или насмехаться над ними, исправлять неточности нужно максимально тактично;
  • исключайте сюсюкание;
  • объясняйте ребенку значение неизвестных ему слов;
  • задавайте вопросы, даже если малыш еще не может на них ответить;
  • используйте мимику и жесты;
  • рассказывайте истории;
  • разучивайте с ребенком песенки, пение развивает артикуляционный аппарат;
  • предлагайте ребенку речевые игры: «Выбери правильное слово», «Найди по цвету», «Назови ласково».

Речевое развитие – это сложный и длительный процесс, основа которого закладывается на этапе до трех лет. В дальнейшем у ребенка расширяется словарный запас и усложняются грамматические структуры, развиваются навыки монологической и диалогической речи.

Что происходит после 3-х лет

Ребенок идет в детсад. К этому моменту он знает 250-700 слов – колоссальная цифра, правда? Детсадовец строит предложения из 5-8 слов, выполняет задания («надень это на шею»). А еще знает свое имя, понимает короткие рассказики и сказки.

Дальше речь развивается стремительно (хотя в обыденности мы этого не замечаем). Например:

  • 4 года. Ребенок употребляет 1500-2000 слов (больше, чем некоторые из нас знают из английского). Использует предлоги и союзы, начинает правильно произносить шипящие звуки.
  • 5 лет. Словарный запас 2500-3000 слов. Исчезают из слов перестановки слогов. В предложениях употребляются все части речи.
  • 7 лет. Ребенок дошкольного возраста употребляет до 3500 слов, из них много образных. И даже устойчивые выражения употребляет («без задних ног», «в поте лица» – иногда очень смешно слышать).

К подготовительной группе ДОУ у дошкольника развивается память, внимание и логическое мышление. Он может сам, связной речью объяснить значение какого-либо понятия («зима – это когда холодно и рано темнеет»). Ребенок имеет предпосылки для успешного школьного обучения.

Таблица речевого развития для педагогов ДОУ

Воспитателям приходится оценивать более сложные речевые показатели. Их характеристики приведены в таблице. Табличка речевого онтогенеза (развития) составлена по труду известного лингвиста А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи». Таблицу активно используют для оценивания навыков деток в ДОУ.

В этой статье (внизу) приведена табличка «Показатели речевого развития». Это тоже по Гвоздеву, только чуть в видоизмененной и более понятной форме. Позволю себе не повторять ее тут, но обязательно загляните. Там идет разбивка по годам и расписано, что ребенок должен уметь из фонетики, грамматики, лексики и связной речи. Можно вообще распечатать и на стенку повесить.

И еще несколько слов. Развитие речи – признак становления психики ребенка. В первые годы жизни мозг развивается очень интенсивно. Функции нервной системы нужно тренировать, иначе может возникнуть (и остаться) задержка. Самое критическое время – первые три года. В это время не уделили должного внимания речи? Значит, дальше понадобится очень много усилий, чтобы догнать.

Ребенок хорошо воспринимает родную речь и овладевает ею, если у него натренирован артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает речь, если слыша ее слова, повторяет.

Правило действует не только в детсаду, но и во взрослом возрасте. Например, чтобы хорошо сделать доклад на конференции, надо потренироваться его произносить. Чтобы правильно воспринимать и повторять речь, надо хорошо ее воспринимать на слух. Эти взаимосвязи очень интересны. Проведу аналогии: чтобы усваивалась письменная речь, должны быть отработаны движения глаз и рук.

Динамика речевого развития воспитанников логопедического пункта

Динамика речевого развития воспитанников МДОУ «Детский сад №3» на сентябрь 2015 – 2016 учебный год
Фамилия,
имя

Произношение

Фонематический слух и навыки звукового анализа

Лексико-грамматический строй речи

Результат

Андрей

Сохраняется смешение мягких и твёрдых согласных, смягчение звука [л]. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д]. Не автоматизирован звук [ш], [ж]. Грубо нарушена слоговая структура слова. Наблюдаются неадекватные замены звуков и слогов. Повторяет обратные и прямые открытые слоги без стечения согласных и слова с подобными слогами.

Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Не определяет место звука в слове. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов.

Знает наиболее употребляемые в быту слова. Называет животных, предметы мебели, одежды, названия продуктов. Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».

Андрей

Звук [р] не произносит. Только мягкий

Гласные звуки не ставятся. Речевой выдох слабый и укороченный. Произносит звуки, обрывисто, гласные не тянет.

Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».

Дима

Не автоматизированы звуки [с], [з], [ш], [ж], [щ] в словах. Звук [р] произносит, работа над автоматизацией.

Узнаёт звук и указывает на его. Навыки звуко-буквенного анализа не сформированы. Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».

Алексей

Грубые нарушения мелкой, артикуляционной моторики. В покое тонус мышц низкий, а при попытках речи происходит быстрое и значительное его нарастание. При этом наблюдается непостоянный характер искажений звуков. Изолированные звуки способен произносить более чисто. В спонтанной речи гипертонус нарастает и наблюдаются многочисленные искажения звукопроизношения. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д].

Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Определяет первый гласный звук в начале слова. Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».

Настя

Нарушения динамической координации движений артикуляционного аппарата. Не автоматизирован звук [р]. Дикция нечёткая. Нарушает слоговую структуру многосложных слов.

Начал узнавать звук на фоне ряда звуков.

Навыки звуко-буквенного анализа не сформированы.

Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».

+

Надя

Движения языка нечёткие, неточные. Не автоматизированы звуки [ц], [щ] в связной речи. Смешение звуков [р]-[л’], [с]-[ш], [з]-[ж]. Нарушает слоговую структуру многосложных слов со стечением согласных, в основном уподобляет слоги.

Правильно повторяет слоговые цепочки. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы.

Вадим

Движения языка нечёткие, неточные. Нарушение дифференциации движений губ и языка. Сохраняется смягчение звука [л]. В спонтанной речи межзубное произношение звуков. Слоговая структура в спонтанной речи грубо нарушена. С трудом отражённо проговаривает слова по слогам. Смешения свистящих и шипящих, [р]-[л] звуков.

Узнаёт звук на фоне ряда звуков и слогов. Потеряла за лето умение узнавать звук на фоне слова. Навыки звуко-буквенного анализа слова не сформированы.

Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы. По картинкам составляет простые предложения их 2-3-х слов. Затрудняется при пересказе.

При составлении рассказа искажает смысл и выпускает важные смысловые звенья.

Юра

Нарушения дифференцированных движений губ и языка. Сохраняется смешение звуков [р]-[л]. Нарушена слоговая структура многосложных, особенно малознакомых слов. В спонтанной речи слоговая структура слова грубо нарушена.

Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Словарь ограничен словами из обихода.

Максим

Не автоматизированы звуки [л’], [р] в связной речи. Звук [л] смягчает. Смягчает звук [л]. Звук [ц] произносит, как [с], а [ч], как [т’]. Звук [р] не ставится

Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы.

Михаил

Не автоматизированы звуки [л], [ц], [ч], [щ] в связной речи. Нечёткая дикция. Движения языка неточные и нечёткие. Назальный оттенок в голосе.

Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы. Смысл картинки при составлении рассказа передаёт правильно. В речи, в основном, пользуется односложными и двусложными предложениями.

Егор

Под контролем, отражённо произносит слова чётко.

Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый гласный звук в слове.

Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».

+

Дима

Звук [р] не произносит. Приблизительно поставлены звуки [л], [л’]. Гласные звуки не ставятся. Речевой выдох слабый и укороченный. Произносит звуки, слоги и слова кратко, обрывисто, гласные не тянет.

Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».

Чуприна

Кирилл

Движения органов артикуляции вялые, замедленные, выражен длительный поиск позы. Не автоматизированы в связной речи звуки [р], [л’]. Звук [л] за лето начала смягчать. Речь несколько замедленная. В спонтанной речи единичные нарушения слоговой структуры многосложных слов.

Фонематический слух развит. Навык простых форм звукобуквенного анализа сформирован. Не может придумать слово на заданный звук.

Словарь пополнился словами по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы», «Деревья», «Времена года». В речи различные аграммтизмы, чаще нарушено согласование слов. Составляет простые распространённые предложения из 3-х слов и рассказ по серии сюжетных картинок.

Дима

Кончик языка не выражен, язык толстый, движется всей массой. Наблюдается спастичность в мышцах языка.

Смешения свистящих и шипящих звуков. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д].

Не различает на слух твёрдые и мягкие согласные. Не слышит нарушения собственного звукопроизношения. Некритичен к собственной речи. Не стремится исправить недостатки речи. Определяет первый и последний звук в слове. Не определяет место звука в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов.

Не знает некоторые обобщающие слова. Словарь пополнился словами по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы», «Деревья», «Времена года». В речи множественные аграмматизмы, в основном нарушено управление и согласование слов.

Егор

Движения органов артикуляции вялые, замедленные, неточные, выражен длительный поиск позы. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д]. Не автоматизированы звуки [ц], [л] в словах и предложениях.

Правильно повторяет слоговые цепочки. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый звук в слове. Сложные формы звуко-буквенного анализа не сформированы.

В речи аграмматизмы, нарушения согласования слов, образование существительных мн. ч. Пользуется простой неразвёрнутой фразой.

Лера

Смягчает звук [л]. Не автоматизирован звук [ц]. Звук [р] не ставится. Многочисленные смешения свистящих и шипящих звуков.

Не различает на слух твёрдые и мягкие согласные. Не слышит нарушения собственного звукопроизношения. Не стремится исправить недостатки речи. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Владеет простыми формами звуко-буквенного анализа.

В речи аграмматизмы, в основном нарушения согласования

При составлении рассказа по картинкам правильно передаёт смысл.

До скорой встречи в статьях о развитии речи!

Речевое развитие – одна из моих любимых тем. Иногда приходится останавливать себя, чтобы не написать 80 страниц. Сделаю вывод сегодняшней статьи: чем лучше у ребенка развиты все виды речи, тем лучше он будет воспринимать информацию при обучении. А виды речи – это разговорная, монологическая, диалогическая, внутренняя, пассивная и т.д.

Поэтому что делаем? Не ленимся и целенаправленно болтаем! С целью и расстановкой. Конечно, и дети-молчуны тоже могут хорошо учиться. У многих молчаливых стесняшек главные диалоги идут внутри.

Диагностика

Работу, направленную на развитие речи ребенка, лучше всего начинать с диагностики актуального уровня ее развития. Проводит такую диагностику логопед в тесном сотрудничестве с детским-психологом и неврологом. Специалисты оценивают уровень речевого развития ребенка, мелкую моторику, слух. При оценке уровня речевого развития учитываются следующие критерии:

  • понимание речи;
  • уровень активного словаря;
  • речевое подражание;
  • произношение звуков, артикуляция;
  • потенциальная способность составлять фразы и предложения их двух слов.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]