Алалия речи у детей. Формы и причины речевой алалии. Моторная, сенсорная, сенсомоторная.


Формы заболевания

Условно различают две основные формы этой болезни:

  1. сенсорная алалия: ребенок не понимает речь, хотя может произносить слова;
  2. моторная алалия: у пациента речь отсутствует, однако он может понимать смысл речи.

При наблюдении заболевания смешанного типа присутствуют признаки обоих типов алалии. Это форма считается наиболее тяжелой — сенсомоторной.

Сенсомоторная алалия у ребенка характеризуется изолированными нарушениями в работе трех важных центров головного мозга:

  1. Центра ассоциаций. С его помощью человек может строить предложения и отдельные словосочетания.
  2. Центр Вернике. Отвечает за сенсорную зону.
  3. Центр Брока. Отвечает за речь (моторную зону).

Первые симптомы нарушения обычно видны сразу после рождения и развиваются еще в период внутриутробного созревания плода. Часто диагноз Сенсорная/моторная

или
Сенсомоторная алалия
ставится как основной диагноз при различных степенях задержек речевого и/или психоречевого развития. Это не совсем верно так: отсутствие речи или понимания речи — это всего лишь один из симптомов задержек развития. Заподозрить алалию у ребенка может участковый педиатр или такие профильные специалисты как психолог или невролог. Пациент, имеющий тяжелую сенсомоторную форму этого заболевания, страдает задержкой развития речи. В грудном возрасте такой младенец может не произносить отдельных звуков — полностью отсутствует детский лепет или гуление. По мере взросления наблюдается отсутствие речи: ребенок не говорит отдельных фраз, не пытается произносить слова.

В зависимости от степени выраженности различают разные формы сенсомоторной алалии:

  • легкая — характеризуется наличием проблем в речевом развитии, но они небольшие;
  • тяжелая — при этой форме ребенок может не говорить вплоть до 12-ти лет.

Позднее формирование речи, трудности в говорении, небольшой словарный запас — все эти характеристики в той или иной степени могут свидетельствовать о наличии сенсомоторной алалии. Дети, страдающие смешанной формой этого заболевания, нередко начинают общаться при помощи мимики и жестов. Им тяжело воспринимать звуки на слух и любые шумы извне, поскольку обращенные к ним слова они понять не способны. Однако следует понимать, что слух при алалии не нарушается. А, значит, можно при правильной коррекции избежать снижения интеллекта в перспективе.

Симптомы сенсомоторной алалии могут быть при таких нарушениях, как РАС, аутизм, задержки речевого и психоречевого развития, тогда симптоматика сочетается со следующими симптомами:

  • стремление привязываться к отдельным предметам или вещам;
  • избегание контакта с окружающими людьми;
  • пугливость, боязнь чрезмерно громких звуков;
  • плач без видимых внешних причин;
  • повторение одних и тех же движений в навязчивой форме.

Крайне важно правильно провести диагностику, чтобы не путать симптомокомплекс расстройства аутистического спектра с тяжелой формой смешанной алалии, так как тактика лечения и педагогической коррекции будут отличаться.

В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психологического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии, общего недоразвития речи, дизартрии). Алалия — одна из тяжёлых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются не говорящими или почти не говорящими даже по времени поступления в школу. Таким образом, проблема диагностики и организации коррекционно–воспитательной работы при алалии – одна из наиболее важных и основополагающих научно – педагогических проблем, системы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений в настоящее время.

Свойственный или сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.

Таким образом, все эти факторы говорят о том, что педагогу, дефектологу и логопеду не обходимы разносторонние и глубокие знания об этой форме патологии речевой деятельности, чтобы в будущей практической работе уметь анализировать характер патологии и находить оптимальные пути её преодоления.

Эта проблема решается в основном по пути создания тестов, диагностических методик, различных систем коррекционно– логопедического воздействия как при моторной, так и при сенсорной алалии, с помощью организации специализированных детских садов и школ, целью которых является раннее обучение и воспитание детей с данной патологией речи.

Вместе с тем в теоретической разработке проблемы алалии имеется немало нерешённых вопросов. Всё это создаёт актуальность данной проблемы.

Данному аспекту работы посвящены многие исследования в историческом прошлом. Так, в 1888 году развёрнутую коррективу “идиопатической алалии” представил Р.Коэн. Он высказал суждение об её этиологии, характере повреждения речевого аппарата, механизме, симптоматике, дифференциальной диагностике и методах воспитания речи у этих детей. Впервые алалия/немота/ в отдельное речевое нарушение была выделена в 1830 году Р. Шультессом и рассматривалась им в связи с артикуляционными расстройствами.

Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутман, А. Либманн, М.В.Богданов- Березовский, Р. А. Белова — Давид, Э. Фретельс, а в более позднее время М. Е. Хватцев, В.К. Орфинская, Р. Е. Левина, Е. Р. Соботович, В. И. Ковтиков, В. К. Воробьёва, Л. С. Волкова и другие исследователи.

В работе разных авторов выявлены особенности речевого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев: физиологических, клинических, психологических, лингвистических и других. Описаны различные формы алалий, разработана методика логопедического воздействия при разных формах недоразвития речи. Так, В. К. Орфинская в книге “Развитие мышления и речи у аномальных детей” предлагает дифференцированные методы, соответствующие особенностям выделенных ею форм алалии. Она также попыталась теоритически обосновать данную проблему и на практике показать пути её реализации.

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Б. М. Гриншпут, Е. Ф. Соботович, и другие представители “языковой” концепции выделяют главную задачу логопедического воздействия- воспитание у детей представлений о закономерностях функционирования языковой системы, о взоимодействии составляющих её компонентов. Они отличают ряд психологических и индивидуальных особенностей, которые не обходимо учитывать при работе с детьми.

Таким образом, успехи в изучении алалии в работах новейшего периода достигнуты благодаря тому что исследователи в своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного подхода к анализу дефекта. И в отличии от предшествующих периодов, когда, по словам В. К. Орфинской , спорных вопросов и рассуждений между исследователями алалии было больше, чем общепринятых положений, на современном этапе развития логопедии имеется больше общего, чем разногласий. Общее проявляется в основных принципиальных установках на понимания дефекта, его механизма, путей преодоления.

Но несмотря на все имеющиеся разработки теории и практики коррекционно-воспитательного обучения детей, имеющих алалию, до сих пор не получили надлежащего решения, такие фундаментальные вопросы как проблемы сенсорной алалии, так как эта проблема на протяжении всей истории её изучения вызывала острые дискуссии. Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная. Существование сенсорной алалии как самостоятельного нарушения и сейчас у отдельных исследователей вызывает сомнения, иногда полагают, что диагноз ставится без необходимых оснований. Недостаточно изучен механизм и симптоматика алалии. В практике работы школ и дошкольных учреждений имеется также ряд сложностей и недостатков. Они сводятся к следующим:

— слабая материальная база учреждений;

  • недостаточная Методико-логопедическая подготовка учителей и воспитателей;
  • недостаточно продуманная система работы учителя, воспитателя и логопеда по данному направлению.

— недостаток методической литературы.

— нет преемственности между дошкольным учреждением и начальным звеном обучения.

Исходя из вышеуказанного, можно сформулировать проблему данной работы. Проблема состоит в том, чтобы выявить и рассмотреть при каких психолого-педагогических условиях наиболее эффективно осуществляется логопедическое воздействие на детей, имеющих алалию. Какие методы, средства и формы наиболее целесообразны.

Практическая значимость.

Данная работа, по-нашему мнению, содержит определенную практическую значимость. Методические рекомендации для родителей, учителей и работников детских садов, данные по наблюдению показывают преимущество и все положительные стороны работы тех воспитателей, учителей и логопедов, у которых занятия направлены не только на коррекцию дефекта, но и главным образом на развитие ребенка в целом.

Работа дает представление об алалии, ее формах, этимологии, механизме, симптоматике и выборе направлений логопедической работы.

На основе теоретических разработок и исследований многих ученых раскрывается современное состояние данной проблемы и выделяются главные вопросы, которые будут рассматриваться и изучаться в дальнейшем.

«Изучение такого тяжелого нарушения речи как алалия — сфера чрезвычайно перспективная и открывающая самые широкие возможности для исследователей. Не случайно изучение тяжелых речевых паталогий привлекает к себе все больше исследователей. Алалия — органическое нарушение, недоразвитие речи центрального характера — одна из самых глобальных проблем современности». Ковтиков В.А., Эльконин Ю.А. — Психические и речевые нарушения у детей. — Л., 1979.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЛАЛИИ.

Любой процесс или явление, которое непосредственно изучается или исследуется, имеет свои позитивные и наиболее характерные , типичные признаки, которые отличают тот или иной процесс или явление от сходных с ним.

При определении алалии , основываясь на работе В.А.Ковшилова, можно исходить из разделения всех расстройств речевой деятельности на 4 большие группы, а именно:

  • на группу автомоторных расстройств /при которых первично нарушатся восприятия или артикуляция/;
  • на группу психологических расстройств /при которых дезорганизуются разные компоненты речевого процесса/;
  • на группу семантических /смысловых/ расстройств /при которых нарушаются смысловая сторона речи/;
  • на группу языковых расстройств /при которых нарушается структурно-функциональная сторона языка — фонематические, грамматические и лексические операции в процессе поражения речи/.

С учетом этого и других условий можно дать следующее определение интересующей нас патологии речевой деятельности.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутри-утробном или раннем периоде развитая ребенка.

Существует мнение, что у большинства детей с алалией имеются /или имелись на ранних этапах их развития/ нередко выраженные, но множественные повреждения в обоих полушариях головного мозга.

Механизм алалии плохо изучен. Существуют различные точки зрения в изучения алалии. Одни исследователи расстройство функционирования. языкового механизма связывают с патологией моторики, другие — с патологией некоторых сторон психической деятельности, третьи — с избирательной недостаточностью в овладении языком как своеобразной знаковой системой. Но несмотря на такие расхождения представители разных направлений сходятся в том, что в основе расстройства языкового механизма лежит органическая недостаточность мозга.

В ходе своего развития алалия претерпевает ряд количественных и качественных изменений. Дети, усвоив относительно простые единицы языка и правила их функционирования, длительное время испытывают трудности при усвоении сложных единиц и правил. Овладевая устной речью, они долго не могут полноценно овладеть речью письменной.

При определении алалии необходимыми критериями являются:

1. Задержка темпа нормального усвоения языка.

  1. Патологическое развитие языка.

3. Наличие на определенных этапах онтогенеза, в той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка.

4. Сохранность слуха.

5. Удовлетворительное понимание для определенного возраста обращенной речи.

Для обозначения алалии применяется очень большое количество разнообразных терминов, что отражает разные представления о ней и недостаточную изученность ее этиологии, механизма и динамики. Наиболее распространенные термины — «идиопатическая алалия» /врожденная/, «слухонемота», «афазия развития» и «конституциональная задержка», «общее недоразвитие речи», «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность». Примеры редко употребляемых и малоинформативных терминов: «немота», «неговорящие дети», «дети с тяжелыми /глубокими/ нарушениями речи», Эти термины несут неопределенный смысл и к ним можно отнести многие принципиально различающиеся формы расстройства речи.

В связи с тем. что многие авторы по-разному определяют границы алалии /т.е. считают алалией разнообразные варианты языкового развития/, в последнее время нет убедительных данных о ее распространении. Вместе с тем имеющиеся данные очень малочисленны и противоречивы.

Было также выявлено, что алалия чаще встречается у лиц мужского пола, соотношение частоты у полов равно 2 : 1.

Согласно клиническим наблюдениям, проведенным многими исследователями, отмечается, что по сравнению с импрессивной /сенсорной/ экспрессивная алалия встречается значительно чаще.

Представленные результаты исследования и экспериментальные данные доказывают следующие основные суждения об алалии:

  1. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико–фонематическая сторона, лексико–грамматический строй.
  2. Для детей с алалией типична не только задержка в сроках развития механизма экспрессивной речи, но главным образом – его патологическое развитие.
  3. Нарушение механизма экспрессивной речи характеризуется дезорганизацией всех систем языка и системы языка в целом.

II. ПРИЧИНЫ АЛАЛИИ.

Основываясь на данных, приведенных Л.С. Волковой и др. в учебн. пособии «Логопедия» для студентов дефектол. фак. пед. Ин-тов, отметим, что различные авторы выделяли причины алалии. Так А. Либман (1901) связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью. А. Трейтель считал алалию следствием недостатка внимания и памяти, М. Зееман (1962) подчеркивал, что речь не развивается из-за нарушений мозговых центров речи (мозговых зон речи). Многие другие ученые, среди которых были М. Бери (1957), М. Байдинова (1961), Г. Лухзингер (1970), В.А. Ковтиков (1985) отмечали ведущую роль в возникновении алалии природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных. Родовые травмы и асфиксии могут быть в ряде случаев следствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание и приводит к снижению функции дыхательного центра, что ведет к нарушению ассоциативных связей, обеспечивающих формирование высших корковых функций человека, в первую очередь – речи и психики.

Среди этиологических факторов выделяются также менингиты, внутриутробные энцефалиты, неблагоприятные условия развития внутриутробные или ранние приобретенные травмы мозга, интоксикация плода, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т.д.

Родовые черепно-мозговые травмы, асфиксия новорожденных вызывают локальные нарушения, внутриутробная же паталогия приводит к диффузному поражению вещества мозга. Таким образом, любые поражения различных зон коры головного мозга приводит к нарушениям развития функционирования речевых и неречевых систем.

Наблюдаются различные степени тяжести алалии: от сравнительно легких нарушений, при которых речь хотя медленно искажается, но самостоятельно развивается с 3-4 лет, до тяжелых, когда ребенок не пользуется речью и в 10-12 лет. Позднее, при систематической помощи, он овладевает неполноценной и бедной речью.

В данном параграфе необходимо подробнее рассмотреть причины алалии. Вследствие этого, необходимо отметить, как таковые причины изучаются по отдельным этапам процесса коммуникации (общения). Важным являются в этиологии биологические и социальные факторы, их диалектическая взаимосвязь.

Итак, социальные причины – это стимуляция и речевой образец. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи, особенно на первых этапах. Стимуляцией называется воздействие на ребенка соответствующими речевыми раздражителями /словами/ с целью стимулировать рефлекс, подражания речевой деятельности.

Неправильный речевой образец также может быть причиной речевого недоразвития /например, подражание неправильному произношению/.

Часто это сочетается с другими причинами алалии.

Кроме социальных факторов, в качестве возможных причин нужно отметить нарушения функций анализаторов, в основном, зрительного и слухового. Нарушения зрительного анализатора может быть причиной задержки речевого развития, это следует учитывать при обучении. Однако, ведущее значение в развитии речи имеет слуховой анализатор.

Частичное нарушение слуха — большая или меньшая деформация восприятия — отрицательно действует на развитие речи и психики. Отсутствие или ранняя потеря слуха тормозит прием информации. Спонтанная речь не развивается, отсюда следует, что задерживается формирование психических функций, которые зависят от развития речи, возникшие вследствие нарушений слуха, могут быть установлены в раннем возрасте и относятся к самостоятельной группе нарушений, они не включаются в понятие алалия.

Изучая этиологию алалии, необходимо рассмотреть причины, находящиеся в центральной, экспрессивной части и более подробно причины социального окружения,

П Р И Ч И Н Ы В Ц Е Н Т Р А Л Ь Н О Й Ч А С Т И:

Вход /поступление информации/.

Нарушения на входе касаются познавательной деятельности — узнавания воспринятых форм речи. При звукоречевой коммуникации познавательная деятельность представляет собой узнавание или идентификацию структуры звукоречевого знака, который раньше уже был воспринят на слух и сохранился в памяти. По теории информации вербально-познавательный процесс можно рассматривать как декодирование звуков речи, где под декодированием понимается узнавание знака, но еще не понимание содержания слов.

В устной речи познавательная деятельность соответствует я выражается в неспособности узнавать и запоминать структуры слов. Если это нарушение касается области слуха, то говорят о слуховой словесной агнозии /словесная глухота/, если оно поражает зрение, то о зрительной словесной агнозии /словесная слепота/. Речь не может развиваться спонтанно, поэтому следствием слуховой словесной агнозии является задержка речевого развития. Функциональный интегрирующий центр осуществляет связь услышанного или увиденного и узнанного знака с его содержанием. Узнавание содержания информации — это основа познавательного процесса, с которым связано программирование речевой деятельности. В интегрирующем центре осуществляются самые сложные компоненты процесса общения.

П Р И Ч И Н Ы В Э К С П Р Е С С И В Н О Й Ч А С Т И

Процесс реализации речи координируется моторными системами. Нарушение деятельности этих систем в раннем возрасте могут быть следствием перинатальной энцефалопатии. При ее тяжелых формах могут возникать параличи разных типов и степеней.

Легкие формы перинатальной энцефалопатии вследствие незначительных диффузных изменений в моторных системах проявляются или в моторной лабильности, или в недостаточном моторном развитии, иногда в сочетании того и другого. Моторное недоразвитие или отставание затрудняет координацию речевых движений, что приводит к задержке речевого развития при моторкой алалии.

Последствием тяжелой задержки речевого развития является алалия.

Особой формой с возможным нарушением речевого развития является переучивание леворукости. У леворуких детей, которые уже в раннем возрасте переучивались на правую руку, часто бывает в некоторых случаях задержка развития. Если переучивают неумело к насильственно, то наряду с задержкой и искажением речевого развития могут возникнуть расстройства*

Причины социального окружения — социальная обратная связь. Речь ребенка обращена к его окружению. Реакция окружающих действует как обратная связь. Для ребенка важно, встретило ли его высказывание одобрение или отказ, сопровождалось ли оно успехами или неудачей. Часто этим психологическим моментом, столь важным для развития речи, не придают должного значения. Отрицательное социальное воздействие, когда ребенок находит удовлетворяющего его отклика на свои высказывания, тормозит развитие речи.

Воспитание с завышенными требованиями может привести к невротическим реакциям, например, негативизму, которое отрицательно влияет на развитие речи. Ребенок не хочет говорить и развитие речи задерживается.

С точки зрения понимания алалии, встречающиеся в старой литературе понятие «слухонемота», можно разделить на определенные компоненты в зависимости от преобладания биологических, социальных причин или их комбинаций.

Итак, причины, вызывающие алалию, разнообразны и многие исследования различных ученных и данные, приведенные в этой главе, также подтверждают, что безречие детей может иметь в своей основе различную этиологию.

Отсюда первичный диагноз алалии в ряде случаев не подтверждается, т.к. причиной недоразвития речи может быть снижение слуха или выраженная интеллектуальная недостаточность. Только комплексное обследование таких детей с участие врачей – невропатологов может раскрыть подлинную структуру дефекта. Лишь изучение возможных причин безречия детей позволит специалистам выбрать необходимые эффективные формы коррекционно-воспитательной работы.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга различают две формы алалии: моторную и сенсорную.

Причины развития сенсомоторной алалии у детей

Нарушения, которые могут привести к развитию этого заболевания, нередко возникают еще в период внутриутробного развития плода. Это происходит на этапах формирования мозга. Неверное развитие речевых центров у маленьких детей происходит в результате влияния многих факторов. Вот только некоторые из них:

  1. Между ребенком и матерью есть резус-конфликт.
  2. Преждевременные роды, появление глубоко недоношенного ребенка.
  3. Влияние различных внутриутробных инфекций.
  4. Получение грудничком родовой травмы.
  5. Гипоксия плода, асфиксия в результате обматывания шеи пуповиной.
  6. Недостаточность развития плаценты.
  7. Всевозможные угрозы в процессе вынашивания ребенка матерью.

Повлиять на появление проблемы еще в период беременности могут:

  • вредные привычки у матери;
  • ведение неправильного образа жизни (особенно в первом триместре);
  • сильный токсикоз;
  • гестоз;
  • получение физических травм матерью в результате падения и не только.

В раннем детстве алалия может развиться по причине перенесения малышом гнойного менингита, краснухи, энцефалита и ряда других сложных болезней. Также проблемы с развитием речи могут стать следствием черепно-мозговой травмы. Спровоцировать болезнь способны наследственный фактор или перенесенный общий наркоз.

Дети, у которых диагностирована сенсомоторная алалия, постоянно пребывают в зоне риска. Это связано с тем, что у таких малышей чаще развиваются эндокринные заболевания, рахит, различные пневмонии, они больше подвержены острым респираторно-вирусным инфекциям.

В отдельных случаях смешанные формы алалии становятся следствием серьезной педагогической запущенности. Такое нередко происходит в семьях, где со стороны родителей и других членов семьи к ребенку не проявляется внимание: с ним практически не общаются и никак не занимаются. Дефект редко появляется у детей в проблемных семьях, где подрастают старшие братики и сестрички.

Диагноз сенсомоторной алалии можно поставить ребенку в возрасте от 2-х лет. В этот период дети, как правило, уже достаточно хорошо понимают, что им говорят окружающие, могут самостоятельно произносить отдельные несложные слова.

Моторная алалия

Моторная алалия характеризуется наличием очага поражения в головном мозге. При данной форме заболевания присутствуют проблемы с речью, но сохранен интеллект. Поражена часть коры полушарий, которая отвечает за воспроизведение речи. Данная форма патологии обычно развивается в возрасте до 3-х лет, по мере взросления ребенок начинает комплексовать по поводу своего состояния, использует в разговоре мимику и жесты.

Главное отличие моторной алалии – ребенку с трудом дается речь без зрительного восприятия. Если он не видит конкретного образа, он не может его назвать. Только при восприятии формируются нейронные связи между центрами коры полушарий головного мозга. Остаются в зачатом состоянии простые фразовые предложения, например:

  • «Я тут»;
  • «Иди сюда»;
  • «Дай поиграть»;
  • «Пошли домой» и т.д.

Родителям не всегда удается обнаружить моторную алалию на первых этапах, из-за чего к специалистам обращаются не сразу. Для полноценного лечения требуется постоянное наблюдение у невролога. Логопед подбирает программу в зависимости от конкретной клинической ситуации. Легкая форма проще поддается коррекции, при своевременном обращении к специалистам прогноз благоприятный.

Симптомы

Ребенка с проблемой речевого развития видно сразу. Алалию определить можно, если ребенок не реагирует, когда к нему обращаются по имени, не произносить слов и отдельных фраз, не способен выполнить элементарные просьбы. В этом случае специалист составляет план комплексного лечения, в процессе которого крайне важно, чтобы родители прикладывали много собственных усилий. Симптомы нарушений помогут определить психологи и неврологи, а также педиатр.

Психолог может выделить такие признаки заболевания как:

  • проблемы с памятью;
  • неспособность задерживать внимание;
  • гиперактивность (но может быть и прямо противоположное явление — малая подвижность);
  • высокая скорость утомления;
  • агрессия без причины;
  • нервная возбудимость.

Ребенку, который не понимает, что ему говорят, довольно сложно адаптироваться в социуме. Это вызывает ряд сопутствующих проблем (со здоровьем, адекватными реакциями, поведением).

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия характеризуется расстройством восприятия речи через сенсорные органы. Ее часто путают с глухотой, поскольку внешне симптомы и поведенческие реакции похожи на потерю слуха. На самом деле ребенок не дифференцирует и не понимает звуки, для него любая речь звучит как набор непонятных иностранных слов. При данной патологии речь слышится монотонной и не понятно, где заканчивается одно слово и начинается другое.

Типичные симптомы сенсорной алалии:

  • речь присутствует, насыщенная большим количеством непонятных монотонных слов;
  • ребенок длительно повторяет одни и те же слова, которые услышит у взрослых;
  • присутствуют грубые переделки слов, в них слоги и приставки меняются местами;
  • словарный запас небольшой, состоит и простых слов или коротких фраз.

Дети с сенсорной алалией испытывают много трудностей в жизни, им сложно общаться со сверстниками и учиться, они отстают в развитии. Для решения этой проблемы нужно как можно раньше начать заниматься со специалистом и подобрать корректирующую программу. Пациента наблюдают несколько докторов, каждый назначает терапию по своему профилю. Только при совместном и согласованном лечении удается получить оптимальный результат.

Диагностика

Для постановки диагноза может потребоваться проведение дополнительных обследований:

  1. МРТ головного мозга.
  2. Рентген головы. Электроэнцефалография.
  3. Нейросонография

Диагностические исследования позволяют понять, насколько поражен мозг. Только так можно определить ход лечения и его основные этапы. Также родителям придется посетить отоларинголога и логопеда. На основе комплекса исследований устанавливается диагноз.

Помните, что алалия не способствует снижению слуха и интеллекта. Однако посещение отоларинголога, проведение отоскопии и аудиометрии поможет исключить другие возможные нарушения, которые также могут повлиять на нарушение речи.

Специалисты проводят дополнительно дифференциальную диагностику, которая помогает оценить ряд значимых критериев и точно установить форму алалии. Оцениваются такие навыки:

  • понимание речи и ее восприятие на слух;
  • способность повторять звуки и отдельные слова;
  • реакции ребенка в виде жестов и мимики на обращенную речь;
  • развитие других коммуникативных навыков;
  • динамика развития речи с течением времени.

Важно пройти полное обследование, чтобы более точно подобрать коррекционную программу для ребенка и формат лечения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]