Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте, Ткаченко Т.А., 2000


Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте, Ткаченко Т.А., 2000

Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте, Ткаченко Т.А., 2000. В пособии известного московского логопеда-практика, автора 10 книг, представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми 4-летнего возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. Использование оригинальной авторской символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии и без таковых к усвоению чтения и письма. В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий, которые рекомендуется проводить с дошкольниками в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи. Адресовано воспитателям массовых и коррекционных групп, дефектологам и логопедам, студентам педагогических вузов и колледжей, а также гувернерам и родителям детей дошкольного возраста. Вступление. Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. В 4 года многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста-логопеда, и казалось бы нет препятствий к усвоению ими грамоты. Вместе с тем в процессе обучения чтению и письму таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определенными трудностями. Преодолеть их, превратить обучение звуковому анализу в интересную и в то же время результативную игру, ответить на многие теоретические и практические вопросы педагогов и родителей поможет использование данного пособия. Если у 4-летнего ребенка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дизартрия, ринолалия, алалия, общее недоразвитие речи), то процесс обучения грамоте такого дошкольника серьезно осложняется. Содержание. Вступление. Сведения, которые полезно знать педагогам и родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте. Роль символов в подготовке дошкольников к обучению грамоте. Планирование и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в массовых группах детских образовательных учреждений., Проведение занятий по формированию фонетической стороны речи в логопедических группах. Конспекты занятий. Список литературы. Приложение. Наглядный материал (изображения специальных символов).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Как открыть файл

Правообладателям

— pdf — Яндекс.Диск. — djvu — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 02.07.2019 09:07 UTC

Ткаченко :: 2000 :: ребенок :: подготовка :: грамота

Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

  • Обучение грамоте в детском саду, Старжинская Н.С., 2000
  • Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет, сценарии образовательной деятельности, Журова Л.Е., 2013
  • Слоговая структура слова, Коррекция нарушений, Логопедическая тетрадь, Ткаченко T.A.
  • Воспитание звуком, музыкальные занятия, Рокитянская Т.А., 2005

Следующие учебники и книги:

  • Готовим детей к школе, пособие для родителей, Болсун Н.В., Ревтович Н.М., 2007
  • Воспитательные моменты, как любить ребенка, оставьте меня детям, Корчак Я., Стоцкой Л., 2017
  • Занятия с детьми 2-3 лет, социальное развитие, окружающий мир, Винникова Г.И.
  • Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни, пособие для родителей и специалистов, Ярская-Смирнова Е.Р., 2007

Предыдущие статьи:

  • Главная книга о воспитании, как здорово быть с детьми, Суркова Л., 2018
  • Дети с небес, уроки воспитания, как развивать в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе, Грэй Д., 2013
  • Реализация системного подхода в воспитании молодежи, монография, Ананьин Г.Е., Байбородова Л.В., 2012
  • Постановка звуков.

<< Предыдущая статьяСледующая статья >>

С каждым годом растёт количество детей с речевой патологией, что доказывают результаты обследования детей, поступивших в первый класс. Особую тревогу вызывает тот факт, что среди детей с речевой патологией неуклонно повышается количество детей с общим недоразвитием речи. Не устранённое вовремя системное недоразвитие речи, как правило, приводит к трудностям в овладении навыком письма и чтения, дальнейшему их пере­растанию в дисграфии и дислексии. Это может привести к стойкой неуспеваемости по русскому языку, литературному чтению и другим предметам школьной программы, постепенному падению мотивации к обучению, и, как следствие, к школьной дезадаптации.

Исходя из этого, основной целью логопедических занятий с младшими школьниками является предупреждение и преодоление речевых нарушений, препятствующих успешному обучению детей. Перед логопедом школы стоит задача как можно эффективнее и в наиболее короткие сроки устранить пробелы в речевом развитии ребёнка.

А.В.Ястребова отмечала, что требуется найти «такой подход к планированию и проведению коррекционного обучения, который бы в максимальной степени способствовал устранению речевого дефекта и общему развитию детей при минимальных затратах времени. Это необходимо в целях, как предупреждения возможных вторичных последствий дефекта, так и нарастания педагогической запущенности»

В коррекционно-логопедической работе с первоклассниками основной акцент делается на своевременную и целенаправленную подготовку их к обучению грамоте. Однако свойственная многим младшим школьникам с ОНР несформированность познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков значительно затрудняет достижение этой цели. Это вызывает необходимость построения коррекционно-развивающего обучения на основе формирования и развития у детей полноценных универсальных учебных действий, позволяющих научить ребёнка учиться.

Особую группу среди общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия. Использование знаково-символических средств повышает эффективность логопедических занятий, позволяет представлять информацию с учётом всех форм восприятия. «Чем больше органов чувств принимает участие в восприятии предметов, тем больше впечатлений получает ребенок, тем прочнее они сохраняются в его сознании и потом легче вспоминаются» (К.Д.Ушинский). Привлечение зрительной опоры в виде системы знаков-символов помогает задействовать все каналы восприятия, активизировать речемыслительную активность к языковым явлениям, активизации словарного запаса и развитию детей, развивать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, самоконтроля, повышает мотивацию детей к логопедическим занятиям. Использование знаково-символических средств помогает не только преодолеть речевые нарушения, но и способствует привлечению внимания детей внимания, памяти и способности к переключению (А.В. Ястребова).

Введение наглядных моделей возможно на всех этапах логопедической работы и эффективно как в процессе предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии, дизорфографии), так и их коррекции.

При введении знаково-символических средств необходимо учитывать, что согласно теории формирования умственных действий, разработанной П. Я.Гальпериным, вся­кое умственное действие проходит определенные этапы формирования:

а) с опорой на вспомогательные средства;

б) в речевом плане, исключая зрительные опоры, — только проговаривание;

в) во внутреннем плане.

Виды знаково-символической деятельности:

  • Замещение.
  • Кодирование.
  • Схематизиция.
  • Моделирование.
  1. Замещение — воспроизведение реальности, с помощью замены реальных объектов или предметов разнозначными предметами.
  2. Кодирование (декодирование) — перевод реальности на знаково-символический язык и в последующее декодирование информации. В кодировании могут использоваться любые заместители.

3. Схематизация — ориентировка в реальности (структурирование, выявление связей), осуществляющая одновременно в двух планах с постоянным поэлементным соотнесением символического и реального плана. В схематизации в качестве заместителей выступают схемы. 4. Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).

Рассмотрим особенности использования знаково-символических средств на I этапе коррекционной деятельности, который заключается в восполнении пробелов в развитии звуковой стороны речи (звукопроизношении и формирования полноценных представлений о звуковом составе слова).

Знаково-символические средства и используются на всех направлениях коррекции звуковой стороны речи

— при постановке, автоматизации, дифференциации звуков;

— при формировании фонематических процессов;

— при уточнении первоначальных представлений о звуко-буквенном, слоговом составе слова;

— при введении слов-терминов: ­звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-­глухие согласные, предложение и т.д.

Использование знаково-символических средств в процессе постановки, автоматизации, дифференциации звуков.

Учителями – логопедами используются различные виды моделей звуков, которые посредством опредёлённой символики, позволяют выделить и закрепить представление о существенных характеристиках звуков.

На начальном этапе постановки звуков словесное описание артикуляции опирается на графическую схему с использованием знаков – символов, характеризующих основные моменты артикуляции (положение языка, губ, зубов, работу голосовых связок, силу и характер выдыхаемой струи воздуха).

Например:

В процессе постановки и автоматизации звуков опора на графическую схему позволяет эффективно помочь ребёнку:

— правильно артикулировать звуки;

— научить приёмам вербализации своих действий при усвоении артикуляционных укладов;

— способствует развитию навыков самоконтроля в процессе постановки и автоматизации звука;

Процесс дифференциации смешиваемых фонем значительно облегчается с использованием знаково-символических средств. На основе составленных при активном участии детей и усвоенных ими моделей артикуляции звуков выявляются общие и дифференциальные признаки фонем (артикуляторные и акустические).

Например:

Постепенно изображения становятся всё менее похожими на реальные предметы, более схематичными и абстрактными и замещаются значками — символами. Изображение губ в положении улыбки замещается дугой, положение губ в виде трубочки — кружком. Дети учатся оперировать данными символами, выполняя на их основе разнообразные виды заданий, например:

1).Слушай звуки, которые я буду произносить, и зашифровывай их в тетради с помощью значков;

2). Слушай звуки, которые я буду произносить, и показывай карточку-символ;

3). «Расшифруй» «зашифрованные» значками звуки.

4). Опусти картинку в почтовый ящик (распределить картинки в соответствии с наличием звуков [c] или [ш] с опорой на нарисованные символы звуков).

После проведённой дифференциации оппозиционных звуков с опорой на символы – заместители и в речевом плане работа проводится только во внутреннем плане. Аналогично строится работа по дифференциации и других смешиваемых фонем. Систематическое применение данных приёмов работы поможет предупредить ошибки письма, вызванные акустико – артикуляционной дисграфией.

Использование знаково-символических средств при формировании фонематических процессов и при уточнении первоначальных представлений о звуко-буквенном, слоговом составе слова.

В период обучения грамоте детей с ОНР введение знаково-символической деятельности поможет детям овладеть такими сложными для понимания детей с речевой патологией абстрактными понятиями как «звук», «слог», «слово» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.), поскольку, как известно, наглядный материал усваивается ими лучше вербального.

Зрительные символы звуков (знаки)

Многие первоклассники с ОНР недостаточно чётко произносят даже гласные звуки, слабо чувствуют артикуляционные движения. Это затрудняет формирование фонематических процессов и навыков языкового анализа синтеза. В данном случае целесообразно использование зрительных символов звуков (знаков), разработанных Т.А.Ткаченко. Данные символы полезны при выявлении характерных особенностей произношения гласных и помогают предупредить частые у детей – дисграфиков замены гласных букв.

Первоначально целесообразно использовать гласные с контрастными изменениями артикуляционных укладов. Регулярное использование этих упражнений позволит закрепить чувственный и кинестетический образ звуков (не только гласных, но и согласных), обратит внимание детей на изменение их артикуляционных укладов.

Плоскостные и объёмные модели звуков.

Применение зрительных опор-символов позволяет подготовить детей к овладению звуковым анализом: закрепляет представление о звуках речи и умение осуществлять последовательный (сукцессивный) анализ звукового состава слова, дифференцировать гласные/согласные звуки: твердые/мягкие, глухие/звонкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. В качестве заместителей звуков используются плоскостные и объёмные модели звуков. вспомогательные средства: квадратики либо кружки красного цвета, для обозначения согласных звуков – синие и зелёные квадратики (твёрдые/мягкие) с колокольчиками или без колокольчиков (звонкие/глухие).

Однако следует заметить, что в начале обучения удобнее пользоваться объёмной моделью, нежели плоскостной, В качестве объёмной модели звука можно использовать пластмассовые крышечки либо деревянные (пластмассовые) кубики соответствующего цвета. Объёмными моделями звуков удобно манипулировать, двигать, переставлять местами, добиваясь правильности выкладываемой схемы слова, выполняя задания учителя-логопеда:

— назови каждый звук, поочерёдно дотрагиваясь до каждой крышечки;

— назови и покажи крышечки, которые обозначают гласные (согласные) звуки;

— сколько всего в слове звуков?; сколько гласных?; сколько согласных?

— назови твёрдые (мягкие) согласные звуки в слове;

— раздели слово на слоги; сколько в слове слогов? почему? вспомни правило;

— выдели слоги-слияния;

— преобразуй слово, добавив (убавив) только один звук так, чтобы получилось новое слово (шар – шары, шарик – шарики, крот — рот; волк-вол и др.).

Работа с плоскостными и объёмными моделями звуков помогает учащимся легче воссоздать линейную последовательность звуков и слоговых структур. Модели – заместители звуков служат зрительной и тактильной опорой для осуществления звукового анализа слова. Начав с анализа слогов, ребёнок постепенно начинает справляться с анализом достаточно сложных по звуковому и слоговому составу слов. Регулярное и многократное применение приёма позволит перевести операцию звукового анализа и синтеза из внешнего во внутренний план и тем самым предупредить пропуски и перестановки букв на письме. Данный вид работы особенно эффективен при предупреждении и коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.

Использование знаково-символических средств «звук», «гласные и согласные звуки».

У многих детей с ОНР вызывает трудность овладение такими абстрактными понятиями, как «звук», «гласные и согласные звуки». Трудности начинаются уже с овладения самим понятием «звук». Зачастую достаточно абстрактное понятие «звук» подменяется более конкретным, понятным и зримым «буква». Использование приёма схематизации позволяет облегчить эту задачу, сделав усвоение этих понятий более доступным и прочным.

Так, отличительные особенности этих звуков (наличие или отсутствие преграды у выдыхаемого воздуха) более наглядными, осязаемыми и менее абстрактными. На основании наблюдений за работой органов артикуляции и с постоянным поэлементным соотнесением символического и реального плана дети составляют под руководством учителя-логопеда следующие схемы:

1. 2.

Использование схем благодаря опоре на зрительный канал восприятия делает процесс усвоения таких сложных для детей с ОНР понятий, как «гласные» и «согласные», более быстрым и прочным.

Ручные и графические модели звуков

Усвоение понятий «гласные и согласные звуки» становится ещё более прочным с привлечением кинестетических ощущений и использованием ручных и графических моделей звуков. Оба вида моделей основываются на таком признаке гласных и согласных звуков как степень открывания рта в момент прохождения воздушной струи во время артикуляции звука. Используемые знаки-символы: гласные звуки обозначаются как кружок (что соотносится с особенностью гласных как «рторазмыкателей»); согласные звуки − черта (участие органов речи в качестве «ртосмыкателей»). Активное участие детей в «создании» моделей усилит эффект использования приёма.

1.Ручные модели гласных и согласных звуков

Ручная модель гласного звука Ручная модель согласного звука

2. Графические модели гласных и согласных звуков

— Графическая модель гласного звука O

— Графическая модель согласного _ звука

Порядок работы с ручными и графическими моделями может быть следующим:

  1. Выявление детьми под руководством учителя-логопеда особенностей артикуляции гласных и согласных звуков с опорой на зрительный и тактильный контроль и соотнесение с подходящей моделью-символом.
  2. «Диктант» звуков. Учащиеся «зашифровывают» воспринимаемые гласные или согласные звуки с помощью ручной (графической) модели .
  3. Кодирование слова в процессе последовательного звукового анализа слова с опорой на ручную (графическую) модель; Например, слова «сок» и «капуста» зашифровывается следующим образом:

− ⃝ −, «капуста» − ⃝ − ⃝ − − ..⃝.

4. Запись слова без опоры на ручную модель (кодирование происходит во внутреннем плане).

5. Дешифровка (озвучивание) модели слова.

Использование упражнений, в процессе которых используются различные виды символики, шифровок, моделирование слов с помощью ручной модели и знаков-символов будет способствовать развитию сукцессивных функций и навыков звукового анализа.

На основе знаков- символов звуков разрабатываются схемы звукового анализа.

С введением знаково-символического моделирования звукового состава слова вырабатывается алгоритм звуко-буквенного анализа слова.

Действуя первоначально по алгоритму и с опорой на вспомогательные средства, в дальнейшем дети самостоятельно делают звуко-буквенный анализ слов, планируя действия и совершая их в плане внутренней речи.

Постепенно использование словесных инструкций, кинестетического и слухового контроля становится ведущим и осуществляется без материальной опоры.

Таким образом, использование знаков-символов позволяет детям с речевой патологией эффективно и при минимальных затратах времени и сил не только упорядочить представления о звуковой стороне речи, овладеть навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова, помогает зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться не только работать с ними;

но и

— повышает мотивацию к обучению, развивает интерес к языковым явлениям, общению;

— совершенствует речемыслительную деятельность ребенка, способствует овладению операциями анализа и синтеза и постепенному преобразованию наглядно-образного мышления детей в словесно-логическое;

— активизирует работу зрительного, слухового, кинестетического анализаторов;

— способствует развитию зрительной, двигательной, ассоциативной памяти

Тем самым создаются необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, формируются универсальные учебные действия.

Список литературы:

  1. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.: Знания, 1994.
  2. Горецкий В.Г. Азбука, 1 класс, в 2 ч., — М., Просвещение, 2012.
  3. Мисаренко Г.Г. Обучение фонемному анализу в 1 классе : Методическое пособие.- М. : Сфера ТЦ, 2008.- 120 с.
  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Гиц Владос», 1997.
  5. Ястребова А.В . Бессонова Т.П . Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению про­граммы обучения родному языку у детей с речевой патологией). — М.: «Когито-Центр», 1996 — 47 с.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]