Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения звука «Й»:
- отсутствие — ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, «ча» и «воробе», вместо «чай» и «воробей»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Й» на «Ль», например, произносит «чалька», вместо «чайка».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Артикуляция гласных в норме
В категорию гласных входят 6 фонем: А, И, У, О, Э, Ы. При их произношении воздух выдыхается со звуком, в надставной трубе или резонаторной камере он обретает определенный тембр, который зависит от очертаний полости рта и глотки, направленности воздушного потока.
Помимо вышеуказанных, вот какие бывают гласные звуки в русском языке: Ё, Е, Я, Ю. Это йотированные фонемы, то есть образовавшиеся от О, Э, А, У с добавлением звука Й. Каждая из перечисленных фонем нуждается в четкой наружной и глоточной артикуляции, иначе речь будет невыразительной, некрасивой.
Артикуляция гласных имеет общую особенность: поднятое мягкое нёбо прижимается к задней поверхности глотки, воздушный ток через полость носа перекрывается, в результате воздух идет через ротовое отверстие. Голосовые складки напрягаются, формируя звучание.
Вот какая артикуляция конкретных гласных:
- А – челюсти раскрыты, расстояние между зубными рядами около 1,5 см, губы не полностью закрывают резцы и клыки, язык расслабленно лежит, передним краем касаясь нижних зубов;
- О – губы округлены и незначительно вытянуты, закрывают зубы, язык сдвинут вглубь ротовой полости, напряжен, в задней части приподнят к мягкому нёбу;
- У – губы сжаты и вытянуты дудочкой, верхние зубы не касаются нижних, язык поднят к нёбу, а его основание задвинуто вглубь полости рта;
- И – губы слегка улыбаются, чуть обнажив зубы, язык сдвинут вперед, приподнят;
- Э – губы улыбаются, рот раскрыт так, что видны зубы, кончик расслабленного языка касается резцов нижнего ряда, а боковины – верхних моляров;
- Ы – рот приоткрыт, губы растянуты, между резцами есть небольшое расстояние, напряженный язык отодвинут назад, в задней части приподнят, но не прикасается к нёбу.
Постановка гласных звуков у детей
Рассмотрим по очереди принципы постановки гласных. В начале занятий для улучшения моторики органов артикуляции применяются артикуляционная гимнастика, массаж языка и щек.
Постановка А
Для развития дыхания применяются логопедические упражнения «Ныряем» – вдыхать ртом, а выдыхать носом, и «Понюхай цветок» – медленно и плавно вдохнуть, не поднимая плечи, на выдохе произнести «Ах!», а также вызов бурления воды в стакане посредством выдувания воздуха через соломинку большого диаметра.
Для постановки звука А применяется логопедическая игра «Греем ладошки», направленная на формирование долгой, равномерной и сильной струи воздуха. Ребенок округляет губы, ровно выдыхает теплый воздух на свои руки, как делал бы в морозную погоду, произнося «А-а-а-а-а».
Постановка О
Для совершенствования фонематического слуха применяется игра «На чем я играю?». Педагог играет на музыкальных инструментах, не показывая их детям, а те пытаются угадать, какой предмет издает звук.
Для развития дыхательной способности применяются игры «Ныряем» и «Задувание свечи». Во втором случае ребенок делает глубокий носовой вдох, медленно и тихо выдыхает воздух на свечное пламя, чтобы оно не погасло, затем делает сильный и продолжительный выдох, чтобы огонь погас. Также применяется вызов бурления воды, только через соломинку малого диаметра.
Звук О ставится по подражанию с помощью игры «Как охает больной?». Ребенок глубоко вдыхает через нос. Сжав губы в трубочку и открыв рот, выдыхает, при этом тихо произносит: «О-о-о-о-ох».
Постановка И
Для совершенствования дыхания педагог просит ребенка дуть, словно легкий ветерок, а также создавать бурление воды, используя соломинку большого диаметра.
Ставится звук И по подражанию: произносится медленно, с постепенным удлинением выдоха. Педагог предлагает покричать, как осел. Воспитанник произносит: «Иа-иа-иа!».
Второй метод – механический. Логопед чуть надавливает на конец языка, пододвигая его к резцам нижнего зубного ряда.
Постановка Э
Для улучшения слухового восприятия применяется упражнение «Кто как кричит?». Педагог включает записи звуков, издаваемых разными животными, а воспитанник должен узнать, кто так кричит. Затем дошкольник рассматривает изображения животных, указывает пальчиком, чьи голоса слышал.
Дыхательные упражнения все те же: «Ныряем», дуть, как легкий ветерок, и делать бурление воды посредством соломинки большого диаметра.
Для постановки звука Э практикуется игра «Вздохи». Ребенок представляет, что хочет вздохнуть после тяжелой работы. Он глубоко втягивает воздух носом, подводит кончик языка к нижним резцам и, открыв рот, растянув губы в легкой улыбке, тихо проговаривает: «Э-э-э-э-эх». Когда дошкольник научится тихо выговаривать фонему, можно перейти к произношению во весь голос.
Постановка Ы
Для совершенствования слухового восприятия применяется игра «На чем я играю?». Для развития дыхательной способности практикуется напевное проговаривание гласных.
Звук Ы ставится по подражанию и механическим методом. Во втором случае логопед слегка давит на кончик языка шпателем, отодвигает язык назад.
Постановка У
Для совершенствования дыхательной способности применяются задания «Задувание свечи» и создание бурления в стакане посредством соломинки большого диаметра.
Ставится звук У по подражанию. Педагог спрашивает, как воют волки на луну. Воспитанник произносит: «У-у-у-у!». Как кричит в лесу заблудившийся грибник: «Ау-у-у-у!». Какие звуки издает корова: «Му-у-у-у-у!».
Второй метод постановки – механический. Логопед посредством шпателя сдвигает язык назад, а пальцами вытягивает губы ребенка.
Артикуляционная гимнастика для гласных звуков
Четкое произношение в значительной степени определяется развитием речевых органов. Для совершенствования функциональности речевого аппарата применяется артикуляционная гимнастика:
- Гараж. Ребенок широко раскрывает рот, представляя, что это гараж, в который въезжают машины, при этом язык расслаблен. Через 5 секунд закрывает. И так еще 2 раза.
- Собачка. Логопед демонстрирует изображение собаки, как она скалится, таким образом животное улыбается. Затем предлагает ребенку улыбнуться, как собачка, показав зубы. В ходе упражнения дошкольник смотрит на себя в зеркало.
- Хомяк. Ребенок рассматривает изображение зверька, надувшего щеки. Логопед предлагает дошкольнику раздуть щеки, как хомяк, держать воздух 5 секунд, не раскрывая рот.
Желательно проводить артикуляционную гимнастику в форме игры, чтобы у дошкольника не пропадал интерес. Можно придумать объединяющий игровой сюжет для упражнений.