Консультация по обучению грамоте «Определение места звука в слове»


Позиции согласных: твердость и мягкость

Пришло время рассмотреть сильные и слабые позиции согласных звуков по такому признаку, как «твердый-мягкий». Здесь нас подстерегает много опасностей. Морфологический принцип не всегда спасает. Например, звуки [ж] и [ш] всегда твердые, но мы знаем: в некоторых случаях после них пишется мягкий знак (рожь, услышь). После твердого [ц] может стоять буква «ы» (цыпленок) или «и» (цирк).

Звуки [ч’] и [щ’] всегда произносятся мягко, но мы с первого класса помним написание слогов «ча-ща» и «чу-щу». Здесь действует другой принцип, называемый традиционным или историческим. От ошибки спасет только четкое знание правил русского языка.

Тем не менее, вернемся к теории. В каком случае согласные, имеющие пару по твердости-мягкости, не меняют своих качественных характеристик? Это положение:

  • перед гласным: [мал] — [м’ал], [вол] — [в’ол], [лук] — [л’ук], [быт’] — [б’ит’];
  • на конце слова: [кон] — [кон’], [брат] — [брат’];
  • абсолютно любое для фонем [л], [л’]: во[лн]а — во[л’н]а, по[л’з]а — по[лз]ать;
  • перед заднеязычными [г], [к], [х], [г’], [к’], [х’] и твердыми губными [б], [м], [п] для переднеязычных звуков: го[рк]а — го[р’к]о, и[зб]а — ре[з’б]а;
  • перед твердыми зубными [с], [з], [ц], [д], [т], [л], [н] для зубных: ко[нс]кий — ию[н’с]кий;
  • перед твердыми переднеязычными [c], [з], [т], [д], [ц], [л], [р], [н], [ш], [ж] для сонорных переднеязычных: янва[рс]кий — сентяб[р’с]кий, ма[нж]ета — де[н’ж]ата.

План фонетического анализа слова

Фонетический анализ каждого слова производится не беспорядочно, а по определенному плану.

  1. Указывается орфографически правильное написание слова.
  2. Словоформа делится на слоги, обозначается ударение.
  3. Определяется место возможного переноса частей слова.
  4. Слово записывается так, как произносится – в транскрипции.
  5. Дается поочередная характеристика всех звуков слова.
  6. Указывается количество букв и фонем, случаи несоответствия букв и звуков.
  7. Создается цветовая схема разобранного слова.

Когда согласные могут озвончаться или оглушаться?

Теперь научимся различать сильные позиции и слабые позиции парных по звонкости-глухости фонем. В каких случаях мы рискуем допустить ошибку на письме? Это положение:

  • в конце слова, где и звонкие, и глухие фонемы совпадают по своему звучанию: глаз — глас, дуб — туп, сук — луг;
  • перед парным звонким звуком, когда рядом стоящий согласный также произносится звонко: сбрить — [зб]рить, отдать — о[дд]ать;
  • перед глухим согласным, когда рядом стоящий звук оглушается: ложка — ло[шк]а, вход — [фх]од.

Чтобы избежать ошибок, мы должны понять, в какой морфеме находится сомнительный звук. Затем найти проверочное слово, где требуемая фонема стоит в сильной позиции. Чтобы это не занимало много времени, нужна тренировка. Подберем проверочные слова к примерам, приведенным выше: глаз — глаза, глас — гласа, дуб — дуба, туп — тупой, сук — суком, луг — луга; сбрить — сложить, отдать — отъехать; ложка — наложить, вход — влево.

Сильные и слабые позиции гласных звуков

Уже в начальной школе дети знают: звук под ударением слышится долго, отчетливо и не нуждается в проверке. Мы можем смело писать в тетрадь слова «сом», «сам». Это — сильная позиция гласного.

Совсем другое дело — безударное положение. Такой гласный находится в слабой позиции, мы произносим его коротко, с меньшей силой, неотчетливо. Сравните слова «сома́» и «сама́». Они звучат практически одинаково. Чтобы не ошибиться при их написании, школьников учат подбирать проверочные слова.

Для русского языка характерны:

  • «аканье», когда безударные [а] и [о] произносятся одинакоко после твердых согласных (например, слова «дома», «дала»);
  • «иканье», при котором безударные [а] и [э] неразличимы после мягких согласных (к примеру, в словах «мячом» и «мечом»).

Гласные [и], [у] и [ы] в слабой позиции произносятся короче, но своего качественного звучания не меняют. Тем не менее, здесь тоже лучше проявить осторожность. Безударную [и], например, легко спутать с фонемами [а] и [э], стоящими после мягких согласных.

Слабые позиции по характеристике «мягкость — твердость»

Существуют позиции, в которых твердые согласные под влиянием соседних звуков смягчаются. Их относят к слабым. Это положение:

  • Перед [й’]: ворон — воро[н’й’о]. Исключение составляют согласные на конце приставки перед [й’]: [вй’эст] — въезд.
  • Перед мягкими зубными для звуков [c], [н], [з]: вме[с’т’]е, [з’д’]есь.
  • Перед фонемами [ч’] и [щ’] для звука [н]: бараба[н’щ’]ик, руло[н’ч’]ик.

Вообще очень сложно разграничить сильные позиции и слабые позиции по признаку «твердый-мягкий согласный». Дело в том, что не для всех случаев можно подобрать примеры. Так, в русском языке перед [п] мы встречаем только твердый [м]: компот, шампунь и др. Ни в одном слове нет звука [м’] в этой позиции. Следовательно, мы не можем быть уверены до конца, реализуется ли здесь фонема [м] или [м’].

Абсолютные позиции для согласных

Подведем итоги. С гласными звуками все понятно. Если они стоят под ударением, позиция считается сильной. Если ударение падает на другую фонему в слове, то позиция слабая. С согласными все сложнее.

Например, в слове «зуб» звук на конце оглушается. Позиция по признаку «звонкость-глухость» будет слабой. Но она же является сильной по шкале «мягкий-твердый». Когда слабые позиции по обеим характеристикам совпадают, фонема считается абсолютно слабой. Она реализует себя в различных вариациях и требует применения орфографических правил.

Случается, что согласный находится в сильной позиции как по признаку «звонкий-глухой», так и по характеристике «мягкий — твердый». Часто такое наблюдается в положении перед гласным звуком. Эта позиция называется абсолютно сильной.

Знать сильные позиции и слабые позиции фонем необходимо каждому человеку, желающему писать грамотно. Это позволит вовремя определить «ошибкоопасное» место в слове и вспомнить соответствующее правило.

Позиции согласных: глухость и звонкость

Согласные звуки образуют пары по таким признакам, как «глухой-звонкий» и «твердый-мягкий». Соответственно, сильные и слабые позиции согласных также определяются по этим двум характеристикам.

Сильной позицией по признаку «глухой-звонкий» для согласных является положение:

  • перед гласным: том-дом, забор- собор;
  • перед сонорными: дрова — трава, слой — злой;
  • перед буквой «в»: творец — дворец.

В перечисленных случаях согласные слышатся отчетливо и не требуют проверки. Вряд ли можно допустить ошибку и в написании сонорных звуков, которые не имеют пары по глухости. К ним относятся [л], [л’], [н], [н’], [р], [р’], [м], [м’], [й’]. Фонемы [х], [ц], [х’], [щ’] и [ч’], наоборот, не имеют звонкого парного звука. Они могут занимать различное положение в словах, сохраняя свои основные характеристики и не совпадая с другими согласными при произношении.

Морфологический принцип орфографии

Зачем обычному человеку, далекому от языкознания, знать сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем? Дело в том, что написание 90% русских слов регулируется так называемым морфологическим принципом. Согласно нему, мы не должны учитывать фонетические чередования, когда берем в руки ручку или набираем текст на клавиатуре. Корни, суффиксы, приставки, окончания пишутся всегда одинаково. Редукция гласных, смягчение согласных перед некоторыми звуками, их озвончение или оглушение не принимаются во внимание.

Отсюда следует вывод: при письме нельзя полагаться на слух. Только звуки в сильных позициях пишутся так, как слышатся. Все остальные нуждаются в проверке. Определив, что фонема находится в слабой позиции, мы начинаем подбирать проверочное слово с той же морфемой. Например, зуб — зубной, липовый — сосновый, поход — поезд, к лампе — к воде. В проверочном слове фонема должна находиться в сильной позиции, причем стоять в той же самой морфеме. Иначе можно ошибиться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]