Буква В. Согласные звуки в, в’план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме


Конспект занятия «Буква в и звук [В]»

АЛЁНА Болтенко

Конспект занятия «Буква в и звук [В]»

Тема занятия : «Буквы В в и звуки в-в»

.

Цель занятия:

Познакомить детей с буквой В в и звуками, которые она обозначает;

Выделять гласные звуки в схеме слова;

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

Формировать уважительное отношение к иному мнению,

умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развивать умение организовывать своё рабочее место, умение отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу; слушать и понимать речь других;

Развивать речь, память, внимание, логическое мышление;

Воспитывать любовь к чтению;

Логопедическое занятие «НОД. Звуки В, Вь, буква В»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Солнышко» комбинированного вида

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе по образовательной области «Коммуникация»

Тема. Звуки В, Вь, буква В.

Автор

учитель – логопед

Козловская Галина Дмитриевна

Прокопьевск 2013

Тема НОД. Звуки В, Вь, буква В.

Интеграция (НОД):

(«Коммуникация»), («Здоровье»), («Социализация»)

Задачи:

  • закрепить приемы работы по развитию фонематического восприятия на основе использования элементарных и сложных форм фонематического анализа в ходе различных видов деятельности со звуками В, Вь; («Коммуникация»)
  • способствовать развитию и нормализации эмоционально – волевой сферы через активизацию двигательных кинестезий, упражнений на развитие просодических компонентов речи; («Здоровье»)
  • стремиться к формированию коммуникативных качеств личности через использование различных способов деятельности детей; («Социализация»)
  • продемонстрировать результаты совместной работы с родителями по подготовке детей к школе. («Социализация»)

Материалы и оборудование:

панно с изображением солнышка и солнечных зайчиков, внеречевая опора «Согласные звуки», картинки – символы для произнесения изолированных звуков В, Вь, звуковички В, Вь, звуковые пеналы, султанчики, ветродуйчики, мини – бассейны с песком, картинки в контурном изображении в зашумленном виде, цветные карандаши(красный, зеленый, синий), ребусы, ключик с буквой В, звездочки, символы умников и умниц.

Методические приемы:

ритуал начала занятий, дид.упражнения, руководство рассматриванием и анализ предметных и картинок, рассказ – рассуждение с использованием наглядной внеречевой опоры, работа со звуковыми схемами, игровая мотивация, дид. игры, динамическая пауза, разгадывание ребусов, объяснение логопеда.

Предварительная работа:

заучивание заклички, игры на формирование направленной воздушной струи, игры с песком, разгадывание ребусов.

Логика непосредственно – образовательной деятельности.

I

.
Организационный момент
.

1.Закличка с элементами психогимнастики
( В кругу).
Логопед.

С наступлением весны в старину люди часто закликали солнышко в гости.

  • Что значит «закликать»?

    (
    звать, приглашать
    )

Давайте мы позовем солнышко в гости.

Дети.

«Здравствуй, солнышко — колоколышко!

Приходи к нам в гости!

Нам рано вставать,

Нам весну встречать!»

Открывается панно, на котором изображено солнышко с солнечными зайчиками. (Количество солнечных зайчиков соответствует количеству воспитанников, участвующих в НОД. Их можно снимать с картины.) На солнечных зайчиках с обратной стороны приклеены предметные картинки (1 группа: вата, вода, сова, диван корова, водолаз; 2 группа: пуговица, вилка, виноград) и напечатаны слова(похитил, ветер, звуки). (Приложение 1.)

Логопед.

Солнышко хочет нам о чем-то сообщить. Каждому оставило свой

приветик – солнечный зайчик. Рассмотрите его.

2.Дид. упражнение «Узнай, о чем хочет сообщить солнечный зайчик ?»

Логопед. Чтобы узнать, о чем солнышко хочет сообщить, сначала нужно

разделиться на три группы.

(Деление на группы можно провести на основе дифференцированного подхода: воспитанники, умеющие читать; по социальному принципу: мальчики – девочки; по интересам).

Каждая группа должна выполнить задание:

  • прочитать слова на обратной стороне картинок и составить предложение из этих слов;
    ( Ветер похитил звуки.)
  • назвать слова по картинкам, подумать, какой одинаковый звук спрятался в словах:
    вата, вода, сова, диван корова, водолаз? (Звук В)
  • назвать слова по картинкам, определить, какой одинаковый звук спрятался в словах:
    пуговица, вилка, виноград? (Звук Вь)

II. Знакомство со звуками В, Вь.

Логопед. Ветер похитил звуки В и Вь из страны красивой и правильной речи

Златоустии и букву В из Азбуки. Он обиделся, что не позвали его в

гости. Ведь он помогает произносить нам звуки.

Участвуя в поединке знатоков «Умницы и умники», мы сможем вернуть звуки и букву.

Каждый правильный, оригинальный и умный ответ оценивается красной звездочкой, за хороший ответ – синяя звездочка, серая звездочка означает, что надо постараться.

1.Характеристика звуков В и ВЬ по акустико- артикуляторным признакам.

а. Расскажем о звуках В и Вь.

Нам поможет «Помогалочка».(Приложение 2)

Слегка дотроньтесь верхними зубами до нижней губы. Произнесите звук В.

  • Как его фамилия?

(Звук В – мешалка, он не может петь. Петь ему мешают верхние зубы, поэтому он – согласный. Его фамилия Согласный.)

Приложите тыльную сторону ладони к горлышку.

  • Спит или звенит голосок?(Звенит звоночек.)
  • Звонкий или глухой звук?
    (Звонкий)
  • Как вы думаете, какой характер у звука В? Мягкий или твердый?
    (Твердый)
    Какой костюмчик носит?
    (Синий)

Назовите Ф. И. О. звука В.(Согласный, звонкий, твердый)

Произнесите на ушко друг другу его братца. (Звук Вь)

  • Какой он носит костюмчик?
    (Звук Вь носит костюмчик зеленого цвета.)

б. Игра «Раз, два! Повернись и в звук превратись!»

Девочки превращаются в звук Вь, а мальчики – в звук В.

На столе у детей костюмчики гласных и согласных твердых – мягких, звонких — глухих звуков. Каждому отыскать свой костюмчик и положить в зеленый или синий обруч.

2. Игра «Ветрилки – вопилки».

Играют две команды.

Взять в руки султанчики (1 команда) и ветродуйчики (2 команда), под счет 1-2 начать дуть. Следить, чтобы плечи не поднимались.

Затем четко, без ошибок повторить вопилку и ветрилку. Сначала произносит вся команда, а потом представитель от команды.

1команда мальчиков
(Произнести тихо.)
Ву – ву – ву, ву – ву – ву,

— Васильков букет нарву.

2 команда
девочек(Сообщить так, чтобы все услышали.)
Ви – ви – ви, ви – ви – ви,

— Только много их не рви.

3. Игра «Прятки».

Ветерок хочет поиграть с вами в прятки.

а. Пассивно-активная гимнастика «Пальчиковый бассейн».

Вносятся мини – бассейны с песком. Играют 2 команды.

Там что-то спрятано.

Нужно отыскать, выполнив задания:

  • изобразить щепотью на песке наматывание ниточки на клубок;
  • написать гласные буквы А, У, О, И, Ы, Э разными пальцами.

На дне бассейнов обнаруживается пакет с картинками в контурном изображении предметов .(Количество картинок соответствует количеству воспитанников)

б. Дидактическое упражнение «Узнай, какой звук В или Вь спрятался в слове?»

  • Узнать предмет в контурном изображении в зашумленном виде. Определить, какой названный звук спрятался в слове. Закрасить костюмчик соответствующим цветом в нужной клеточке (начало, середина, конец слова).

Слова: корова, ваза, вилка, дерево, телевизор, звезда;

вилка, пуговица, буквы, волк, ваза, корова.

(Внизу картинок – полоска, разделенная на три части (начало, середина, конец.

4.Динамическая пауза
(Под музыку)

  • Изобразить, как ветер качает деревья в лесу и они стонут;

как птицы летят и машут крыльями, чувствуя, как ветерок пробегает по их крыльям.
(Дети при этом произносят звуки В и Вь).
Давайте превратимся в птиц и полетаем.

  • Вспомнить птиц, в названии которых есть звуки В или Вь.

    (
    Воробей, ворона, сова)

5. Звуковой анализ слова «Сова».

  • Открыть звуковые пеналы и выложить схему слова. В названии этой птицы звук В находится в середине.

(Звуковые пеналы – это пеналы, в которых есть фишки красного цвета для обозначения гласных звуков, синие со звоночком – для твердых звонких согласных звуков, синие без звоночка – для обозначения твердых глухих, зеленые со звоночком – для мягких звонких согласных, зеленые без звоночка – для обозначения мягких глухих согласных. При проведении фонемного анализа схема звукового состава слова заполняется цветными фишками

.

Сильные дети работают на конторках, один — у мольберта, остальные — на местах.)

Дети должны разделить слово на слоги, выложить слоги звуками, произнести слово по звукам, назвать гласные и согласные звуки).

7. Работа с ребусами.

Расшифровать ребусы.

  • Что это?
    (Буква О)
  • Узнать, какие слова спрятались в О?

Обратите внимание, как я спросила: « Спрятались в
О
»? Так и будете отвечать: «
В О и далее называете буквы
».

Выставляются картинки вола и волка.

  • Чем отличается вол от волка?

( Волк – дикое животное, а вол – домашнее).

Составить предложения со словами вол и волк по схемам.

1 ______ _______ . 2 ______ ________ _______.

  • Разгадать следующие ребусы

    .

III. Знакомство с буквой В.

Разгадывая ребусы, вы произносили заклинание, чтобы появилась буква –ключ В.

  • Про
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]