Конспект занятия по основам грамоты и письма в старшей группе ДОУ с использованием ИКТ
(Слайд 5) Ди «Магазин» (воспитатель сообщает, что сейчас все отправятся в магазин за покупками. Покупать можно только те товары, в названии которых есть звук К). Полиязычный копонент Молоко – сүт – milk Лук – пияз – onion Морковь – сәбіз – carrot Картофель – картоп – potato Воспитатель: Все заняли свои места? Ремни пристегнули? Антенны настроили? Иллюминаторы протерли? Наша ракета начинает взлетать. (Слайд 6 «Полет ракеты») (2 – 3 секунды звучит звук ракеты, затем звук отключить, но ракета летит) Воспитатель: Давайте вспомним – Что такое звуки? (звуки мы слышим и произносим). – Какие звуки вы знаете? (гласные и согласные). – Какие звуки мы называем гласными? (поются, летят, им ничего не мешает, нет во рту преграды, когда их произносишь) – Сколько гласных звуков вы знаете? – Назовите их. – Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? – А какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие). – Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? – Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
Воспитатель: Ребята, посмотрите в иллюминатор нашего звездолета, что вы видите? (Слайд 7) Дети: Космический корабль. Воспитатель: Кто же летит в космическом корабле? Вы поймете если отгадаете загадку: «Отворилась тихо дверь, И вошел усатый зверь. Сел у печки, хмурясь сладко, И умылся серой лапкой. Берегись, мышиный род! На охоту вышел … КОТ (слайд 7, щелчок второй раз) Воспитатель: Кот спрашивает, умеете ли вы проводить звуковой анализ слов? Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки: В некотором царстве, Звуко–государстве, Жили – не тужили, С Язычком дружили: Вопелочка: ААААА, Ревелочка: УУУУУ, Пищалочка: ИИИИИ, Свистелочка: ССССС, Звенелочка: ЗЗЗЗЗ, Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ, Шипелочка: ШШШШШ.
Проведем звуковой анализ слова –КОТ-, по алгоритму.
(Слайд Ребята, наш звездолет пролетает мимо неизвестной планеты, а кто же это вас приветствует? Загадка про инопланетянина. У пилота звездолета Очень важная работа – Передать всем вам привет От галактик и планет! Я иных миров селянин –Добрый…………. инопланетянин. (Слайд 8, щелчок второй раз) Воспитатель: Ребята, оказывается инопланетянин изучает наш язык и просит вас помочь ему выполнить некоторые задания, он с ними не может справиться. Все мы знаем, что слова начинаются с разных звуков (гласных, мягких согласных и твердых согласных). Д/и «Кто в домике живёт?», вам нужно расселить слова по своим домикам, а с какого звука начинается слово, вы увидите на крыше домика. Воспитатель: ребята, мы выполнили все задания, помогли нашему другу и он хочет нас поблагодарить и дарит вам «Космическую разминку» (Слайд 9, видеоролик с разминкой) Воспитатель: Вот, наконец-то, мы прибыли на планету звуков Чтобы дверь нашего корабля открылась и мы спустились на планету нужно снова выполнить задание: Игра «Поймай звук» Ребята в этом задании вы должны поймать звук, т.е. когда услышите звук “р”, хлопайте в ладоши. – ракета, корова, лошадь, сыр, мак, рак, лыжи, мир. Воспитатель: молодцы, ребята вы справились со всеми заданиями (Слайд 10) На слайде появляется фея и грустные звуки. Как же мы сможем помирить звуки? (Слайд 11) Мирилочка для звуков: дети проговаривают мирилочку. (Слайд 12) После того, как дети произнесут мирилочку, звуки мирятся (изображение веселых звуков). Воспитатель: Ребята, а звуки хотят с вами поиграть. Они предлагают вам выполнить графическое задание, которое так и называются «Дорожки – мирилки», но вначале подготовим для работы наши пальчики (Слайд 13) Пальчиковая разминка (Слайд 14) Графическое задание Образец воспитателя, обращает внимание на положение тетради на столе, на осанку, как правильно держать ручку, особое внимание детям – левшам. Воспитатель: Ребята, звуки мы помирили, теперь на планете звуков не будет больше грусти, а нам пора в дорогу, (Прощаются с феей и звуками) (Слайд 15) Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Феи: В чёрном небе до зари Тускло светят фонари. Фонари – фонарики Меньше, чем комарики. (Звезды) Звезды – жұлдыздар – star (стёэ) (Слайд 15, 9 щелчков, чтобы появились звезды) (Раздает звездочки от Феи) Воспитатель: Проводит рефлексию. – Ребята, вам понравилось наше космическое путешествие? – Что было интересного? – Какие задания для вас оказались легкими? – А какие показались трудными? – Если вам понравилось занятие, то прикрепите желтую звездочку к ракете. – Если нет, синюю звездочку.
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «О».
2. Развивать слуховое внимание.
3. Познакомить с буквой «О».
4. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.
5. Формировать умение образовывать множественное число существительных от единственного.
Материалы:
красный круг, карточка с буквой «О» (из азбуки), палочки, фишки, рабочие тетради, картинки на звук «О», цветные карандаши, мяч.
I. Организационный момент
— Сядет тот, кто назовет слова на звук «А», «У», «И».
1. – Молодцы. Посмотрите на картинки. Назовите их:
Окна, осы, облако, овощи.
— Какой звук слышится в этих словах в начале слова?
— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «О».
II. Основная часть
2. Артикуляция звука.
— Давайте вместе произнесем звук «О», губы вытянуты вперед и округлены.
Это какой звук?
— Почему?
— А какие еще звуки вы уже знаете?
— Какие они?
— Почему их называют гласными?
Звук «О» гласный и, обозначать мы его будем (каким?) красным цветом.
3. «Определи место звука в слове»
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «О»:
Окна, осень, дом, овощи, кошка, облако, перо.
4. Пальчиковая гимнастика «Ягоды»:
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными
За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого. Землянику мы найдем, И братишке отнесем. 5. Игра «Запомни и назови»
Логопед выставляет на наборное полотно 4 картинки с изображением ягод.
— Ребята, посмотрите на картинки. Что это? Давайте назовем каждую картинку. А теперь я убираю картинки, а вы мне скажете какие картинки мы только что рассматривали и называли.
6. Знакомство с буквой «О»
Работа в тетрадях Коноваленко.
— Посмотрите, вот буква «О». (Выставляется карточка с изображением буквы «О»).
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
— Найдите букву «О» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом.
— На какую геометрическую фигуру она похожа?
7. Упражнение «Сосчитай и назови»
— Сосчитайте и назовите звуки в слогах:
ОМ МО УМ ИМ
— Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.
8. Чтение слогов в тетрадях.
9. Игра «Один – много» (с мячом)
Гриб – грибы, ягода – ягоды
Мухомор – мухоморы, корзина – корзины,
Сыроежка – сыроежки, боровик – боровики.
10. – Вы потрудились, и пальчики устали, давайте их разомнем.
Нарисуйте в воздухе букву «О».
11. Игра «Четвертый лишний»
— Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.
Земляника, боровик, черника, клюква.
Клюква, береза, малина, брусника.
Дуб, осина, ель, тополь.
12. Напечатайте букву «О» в своих тетрадях.
Ш. Итог занятия, оценка детей.
— Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
-Какой это звук?
— Каким цветом обозначаем?
— Что понравилось больше всего?
— Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Использование ИКТ на занятиях по обучению грамоте
конспект занятия в старшей группе. Занятие предусматривает использование ИКТ
Просмотр содержимого документа «Использование ИКТ на занятиях по обучению грамоте»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №14 «Солнышко» Арсеньевского округа
Непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте (речевое развитие) с использованием ИКТ
На тему: «Путешествие на Планету Звуков» для детей старшей группы №10 «Солнышко».
Воспитатель: Васильева Оксана Сергеевна,
высшая квалификационная категория
Цель
: обобщение и закрепление пройденного материала.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;
учить детей проводить звуковой анализ слова, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (гласные, согласные);
совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове;
формировать умение делить слова на слоги;
развивать и укреплять мелкие мышцы рук;
развивать самостоятельность, инициативу.
воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя;
продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения;
формировать чувства товарищества.
Приемы:
1. Наводящие вопросы. 2. Коллективный разговор. 3. Высказываться и быть услышанным. 4. Тихий опрос. 5. Игровые приёмы (космический корабль, шапочки с изображением звуков). 6. Деление на подгруппы и работа в подгруппах. 7. Изменение громкости и темпа голоса.
8. Использование наглядности с помощью мультимедийной установки, раздаточного материала.
Мультимедийная система с презентациями на тему: «Путешествие на Планету Звуков», «Завораживающий космос».
Предметные картинки, игрушки, продукты, в названии которых есть звук «__к___»; магнитная доска..
Раздаточный материал: прищепки (синие и красные) , карточки «Кот» с картинкой и схемой, фишки для звукового анализа
Воспитатель
: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети:
хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель:
Хорошо. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Встают в круг)
Собрались все дети вкруг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Слайд1,2) Воспитатель
: Ребята, нам сегодня пришло электронное письмо от Феи Планеты Звуков. Она просит от вас помощи.
Дорогие ребята! На моей планете произошла большая неприятность. Мои друзья – звуки поссорились и не разговаривают друг с другом. Помогите мне их помирить . Прилетайте поскорее, я без вас не справлюсь. Путь на планету звуков долгий и очень трудный, но я думаю, что вы не испугаетесь трудностей и преодолеете все препятствия на пути. Буду ждать вас.
Воспитатель
: Поможем ей? (ответы детей)
А на чем мы можем отправиться на помощь? (ответы детей: на самолете, ракете, и т.п.)
Воспитатель
: Собираемся в полет. Строим новый звездолет
(Строят космический корабль). Воспитатель
: Ребята , а давайте с собой возьмем гостинцы для жителей планеты звуков.:
Ди «Магазин»
(вос-ль сообщает, что сейчас все отправятся в магазин за покупками. Покупать можно только те товары, в названии которых есть звук К. По возвращении из магазина, ребенок называет, что он купил, остальные проверяют его). Все покупки дети складывают в корзинки, в грузовом отсеке корабля.
Воспитатель
: Ребята космический корабль закрыт на замок. Давайте его откроем
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали , покрутили, потянули…
Воспитатель:
Чтобы пройти на корабль нужно произнести свое имя так, чтобы было понятно, сколько в вашем имени слогов (частей).
Что нам может помочь правильно определить, сколько частей (слогов) в слове? (прохлопать, прошагать и т.п.) Проводится игра «Подели слова на слоги»
Дети называют свои имена и делят его на части. Затем проходят на посадку в ракету,
( Слайд 3 «Полет ракеты») Воспитатель:
Все заняли свои места? Наша ракета начинает взлетать
Воспитатель:
Давайте вспомним
– Что такое звуки? (звуки мы слышим и произносим).
– Какие звуки вы знаете? (гласные и согласные).
– А почему гласные звуки так назвали? (поются, летят, им ничего не мешает, нет во рту преграды, когда их произносишь)
– А согласные звуки почему так назвали? (они не поются, не могут лететь, им мешает преграда: язык, губы, зубы)
– А какие бывают согласные звуки? ( твердые и мягкие).
Твердые – это старшие братья, а мягкие-это младшие братья.
Воспитатель
: А сейчас я предлагаю вам сыграть в
игру «Назови братца»
Вы становитесь в круг. Я буду бросать вам мяч и называть «большого братца» – твердый звук, а вы, поймав мяч называете «маленького братца» – мягкий согласный звук и возвращаете мяч назад. Воспитатель называет звуки (б, в, г, д, ш, з, м, л, п,с,к,р,з,н) Дети называют маленьких братцев.
(Слайд 4)
Встречают котят-космонавтов
Воспитатель: Ребята, посмотрите в иллюминаторе нашего корабля показались котята-космонавты. Давайте с ними поиграем.
Д/игра «Один – много»
(один…кот, два…кота, много…котов)
– Как назвать кота ласково?
(один…котик, два…котика, много…котиков)
Проведем звуковой анализ слова КОТ.
Составление модели слова с помощью прищепок, фишек
Звучит музыка «Завораживающий космос, слайд 6, слайды космоса)
Гимнастика для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрываем оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжаем сидеть с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открываем глаза, взглядом рисуем мост)
Вверх поднимем, глянем вниз. (Глаза поднимаем вверх, опускаем вниз)
Вправо, влево повернем. (Глаза смотрят вправо- влево)
И полет опять начнем.
( Слайд 7) Загадка про инопланетянина
Я знаю: я с другой планеты. Так странно мне смотреть вокруг: Земляне так смешно одеты, У них так мало глаз и рук!
(Слайд 8). Встречаем инопланетянина
Воспитатель:
Ребята, наш друг – инопланетянин изучает наш язык и просит вас помочь ему выполнить некоторые задания, он с ними не может справиться.
(Слайд 9)№1.Все мы знаем, что слова бывают длинные и короткие, давайте заселим животных в их домики
(Слайд 10,11) №2: «Выбери лишнее слово»
(Слайд 12,13) №3 «Назови общий звук в словах»
(Слайд 14) №4 «Название каких домашних животных начинается со звука к»
(Слайд 15, видеоролик с разминкой):
Воспитатель:
ребята, мы выполнили все задания, помогли нашему дугу и он хочет нас поблагодарить и дарит вам
Космическую разминкуВоспитатель:
Вот, наконец-то, мы прибыли на планету звуков
Чтобы дверь нашего корабля открылась и мы спустились на планету нужно снова выполнить задание: Игра «Поймай звук»
Ребята в этом задании вы должны поймать звук, т.е. когда услышите звук “р”, хлопайте в ладоши.
– в звуковом ряду: а, у, л, р, и, я, е;
– в слоговом ряду: ра, ти, ур, ко, ри, ух, ро;
– в словах: тигр, утка, рысь, игрушка, кит, книга, ракета, лодка, руль.
(Слайд16) Воспитатель:
молодцы, ребята вы справились со всеми заданиями выходим из корабля.
На слайде появляется фея и грустные звуки .
Здоровается и спрашивает. Как же мы сможем помирить звуки?
(Слайд 17)
Мирилочка для звуков: дети учат со звуками мирилочку.
После того, как дети произнесут мирилочку, звуки мирятся (изображение веселых звуков).
(Слайд 18)
Воспитатель: Ребята, а звуки хотят с вами поиграть.
Ди «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в .
(Слайд 20). Воспитатель
: Ребята, нам пора в дорогу, звуки мы помирили, теперь на планете звуков не будет больше грусти. (Прощаются с феей и звуками)
Дети заходят на космический корабль.
(Слайд 21). Воспитатель:
Вот ещё одна загадка от Феи:
(Раздает звездочки от Феи)
Слайд 22. (звездный космос)
Слайд 23. Воспитатель: ребята, пока наш звездолет летит к нашей планете, давайте отдохнем и полюбуемся на звездное небо. Видеоролик «Электронная гимнастика для глаз)
Слайд 24.
(приближение к планете Земля).
– Ребята, вам понравилось наше космическое путешествие?
– Что было интересного?
– Какие задания для вас оказались легкими?
– А какие показались трудными?
– Если вам понравилось занятие, то прикрепите красную прищепку к ракете.