Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение

Дисфазия – это стойкое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых зон головного мозга, отвечающих за речевое развитие. В отличие от афазии, при которой происходит утрата уже сформировавшейся речи (вследствие травм, сосудистых заболеваний мозга, опухолей, операций на мозге и т.п.), дисфазия начинает развиваться в пренатальном периоде или на раннем доречевом этапе развития ребёнка. Степень тяжести заболевания зависит от того, в какое именно время произошло поражение головного мозга, наиболее опасный период – 3-4 месяц беременности. В российской классификации болезней это заболевание называется алалия (не путать с дислалией – искажением речи, звукопроизношения, которое до 5 лет не считается грубым нарушением речевого развития), также в разных источниках можно встретить названия: «дисфазия развития» или «ранняя детская афазия».

Что такое дисфазия развития?

Под дисфазией понимают стойкое недоразвитие или полное отсутствие речи у ребенка. Связана такая патология с определенными органическими поражениями в коре головного мозга, который отвечает за развитие речевых навыков. Дисфазию нередко путают с афазией, при которой ребенок перестает говорить в связи с утратой навыков речи. Происходит это в результате тяжелых травм, заканчивающихся сотрясением, заболеваний сосудов или операции на коре головного мозга, а также при его опухолях.

Дисфазия всегда начинает проявляться в перинатальном или раннем периоде развития речевых навыков у младенца. Степень тяжести заболевания при обращении к врачу устанавливается исходя от времени поражения систем головного мозга. Самым опасным периодам считается 3 – 4 месяц беременности. Ребенок при таком заболевании не только не может разговаривать, но и зачастую плохо понимает речь окружающих людей.

СПРАВКА! Дисфазию в российской классификации болезней именуют как алалия. Этот термин нельзя путать с распространенным заболеванием дислалией, при котором речь у ребенка имеется, но сильно искажена. Различные источники также дают однотипные названия для дисфазии – это «ранняя детская дисфазия» или «дисфазия развития».

Область неврологии, которая изучает основы нарушений поведения и когнитивной сферы, может быть обозначена как поведенческая неврология.

В детской поведенческой неврологии эта связь рассматривается не только с клинической точки зрения, но и в аспекте развития, что особенно важно в отношении детей с трудностями общения, обучения, поведения, нарушениями речи, моторики, праксиса. Среди этих расстройств значительное место занимает недоразвитие речи, которое встречается с частотой до 5-10% в возрасте до 6 лет [5]. Многие из таких детей не способны полностью освоить программу школьного обучения и испытывают значительные трудности социальной адаптации.

Среди расстройств развития речи у детей раннего возраста Л.О. Бадалян [1] выделял парциальные (нарушения формирования звукопроизношения) и общие (задержка речевого развития — дисфазия развития, или алалия). По современным международным классификациям «дисфазия», или «дисфазия развития» — это системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Среди ведущих причин нарушений развития речи рассматриваются повреждения ЦНС в периоды пре- и перинатального развития.

При нарушениях развития речи большую роль играет наследственная предрасположенность, что подтверждается высокой частотой таких нарушений в семьях больных [5]. Среди генов, которые могут детерминировать отставание речевого развития, особая роль отводится FOXP2

на хромосоме 7q31. Считается, что
FOXP2
одновременно контролирует как усвоение и применение грамматических языковых правил, так и речевую моторику — движения мышц языка, губ, гортани. Известны семейные и спорадические случаи расстройств экспрессивной речи, вызванные мутацией гена
FOXP2
[10].

Белок, кодируемый FOXP2

, контролирует процесс транскрипции и управляет активностью других генов.
FOXP2
влияет на формирование отростков нейронов и плотность синапсов. Его работа не ограничивается по времени внутриутробным периодом, он продолжает определять синаптическую пластичность и в дальнейшем, в том числе во взрослом состоянии. По-видимому, функции гена
FOXP2
относятся не только к формированию экспрессивной речи, но также включают координацию работы каскада генов и белков, необходимых для развития мозговых функций, в том числе регуляции тонкого двигательного контроля [10].

FOXP2

принадлежит к большому семейству транскрипционных факторов
FOX
, включающему более 40 генов. Другие гены данной группы также рассматриваются в качестве кандидатных для речевых расстройств. Среди них — ген
FOXP1
на хромосоме 3p14. Современные исследования указывают на то, что белковый продукт
FOXP1
может участвовать в модификации мотонейронов, нейрональной миграции посредством регуляции (ограничения) на уровне релиновых сигнальных путей, дифференцировке нейронов [10]. Таким образом,
FOXP1
, как и его «партнер»
FOXP2
, может отвечать за формирование комплексов структур головного мозга, которые важны для развития речи.

К числу генов, которые регулирует FOXP2

, относится и находящийся в локусе 7q36
CNTNAP2
— ген, кодирующий трансмембранный контактин-ассоциированный белок. Ген охватывает 1,5% хромосомы 7 и является одним из крупнейших в человеческом геноме. Имеющиеся в этой области исследования [12] показывают, что
CNTNAP2
играет роль в предрасположенности к комплексным формам нарушений речи (экспрессивная и импрессивная речь, фонологическая кратковременная память).
CNTNAP2
выполняет ключевую роль в нейроонтогенезе, в основном в период формирования лобной доли мозга. Кодируемый им белок CASPR отвечает за распределение калиевых каналов в развивающихся нейронах и обеспечивает активацию аксонально-глиальных взаимодействий. В процессе формирования структур мозга он локализован в тех его отделах, которые развиваются более высокими темпами, т.е. областях, ответственных за обучение и развитие речи, а также мышления.

Обнаружена ассоциация расстройств развития речи также с двумя генами хромосомы 16: ATP2C2

в 16q24 и
CMIP
в 16q24. Изменения в обоих генах преимущественно ассоциировались с результатами выполнения теста на фонологическую кратковременную память, что подтверждает значимость процессов памяти в освоении речи [9]. Таким образом, последнее десятилетие положило начало изучению молекулярно-генетических основ речевых расстройств. Обнаружены и исследуются специфические гены, ответственные за мозговые механизмы формирования речи.

Активно развиваются и разработки в области рассматриваемых расстройств.

Цель настоящего исследования — изучение неврологического, нервно-психического статуса и речи у детей с дисфазией развития в процессе лечения церебролизином.

Материал и методы

Обследовали 60 детей в возрасте от 3 лет до 4 лет 11 мес с дисфазией развития — расстройством развития экспрессивной речи (рубрика F80.1 по МКБ-10 [7]) и картиной общего недоразвития речи 1-2-го уровня по отечественной психолого-педагогической классификации [6].

Дети направлялись к неврологу после логопедического обследования, который осуществлял их наблюдение в амбулаторных условиях.

Из изучаемой группы исключались пациенты, у которых отставание в развитии речи обусловливалось снижением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, тяжелой соматической патологией, неполноценным питанием, а также влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточным общением и воспитанием).

В ходе открытого контролируемого исследования пациенты с дисфазией развития были распределены на 2 группы: 1-я группа, основная — 30 детей (23 мальчика, 7 девочек), которым проводилось лечение церебролизином; 2-я группа (контрольная) — 30 детей (23 мальчика, 7 девочек) не получали медикаментозной терапии. Дети наблюдались в течение 2 мес.

Церебролизин назначался в режиме монотерапии, в средней суточной дозе 0,1 мл/кг массы тела (от 1,5 до 2,5 мл), в утренние часы, через день, внутримышечно (30 инъекций на курс). Для снижения вероятности возникновения побочных эффектов в начале курса рекомендовалось постепенное наращивание дозы церебролизина в течение 6-10 дней. Обследование проводилось до начала лечения (день 0) и в его конце (день 60). Все дети консультировались логопедом и их родителям предоставлялись рекомендации, направленные на стимуляцию речевого развития. В период наблюдения специалисты оценивали словарный запас и состояние фразовой речи детей. С этой целью родителей просили вести дневник наблюдений, в котором отмечались все новые слова и фразы, которые начинал произносить ребенок, указывая даты их появления. Одновременно оценивалось состояние речи детей по сравнению с возрастными характеристиками по 10-балльной системе. В этом случае использовались шкалы, направленные на оценку восприятия речи (импрессивная речь), речевое внимание и разговорной (экспрессивная) речи [3].

Применялось также анкетирование родителей с помощью структурированного опросника [4]. Оно предусматривало ответы на перечень вопросов по 63 симптомам, сгруппированным по 10 шкалам: церебрастенические симптомы, психосоматические нарушения, тревожность, моторная неловкость, гипер­активность, нарушения речи, дефицит внимания, эмоциональные нарушения, проблемы поведения, агрессивность и реакции оппозиции. Оценка ответов: симптом отсутствует — 0 баллов, выражен мало — 1 балл, значительно — 2 балла, очень сильно — 3 балла.

При исследовании двигательной сферы оценивалось в баллах качество выполнения соответствующих возрасту заданий [4] с использованием пробы на ходьбу по линии и задания на удерживание равновесия.

Статистический анализ результатов проводился с применением непараметрического критерия Вилкоксона.

Результаты

Динамика показателей состояния экспрессивной речи у детей с дисфазией за 2-месячный период наблюдения представлена в табл. 1 и 2

.
Из них видно, что исходные характеристики экспрессивной речи (словарного запаса и фраз) в двух группах пациентов были близкими. После лечения церебролизином в основной группе, в отличие от контрольной, отмечалось их существенное улучшение. Объем активного словаря вырос в 3,5 раза, число произносимых фраз — в 5 раз, тогда как в контрольной группе они увеличились лишь в 1,5 раза. Практически все показатели экспрессивной речи характеризовались высокодостоверными положительными изменениями (p
<0,001), в том числе в отношении количества произносимых слов, среднего и максимального числа слогов в произносимых словах, количества фраз в разговорной речи, среднего и максимального числа слов во фразах.

При оценке по шкалам речевого развития изначально в обеих группах детей с дисфазией самыми низкими были показатели экспрессивной речи (см. табл. 2)

. В группе пациентов, лечившихся церебролизином, было достигнуто высокодостоверное (
p
<0,001) улучшение не только по шкале экспрессивная речь, но также по шкалам импрессивная речь и речевое внимание. У детей контрольной группы за тот же период оценки по данным шкалам существенно не изменились.

Результаты анкетирования родителей (табл. 3)

показали, что на фоне лечения церебролизином у детей с дисфазией развития отмечалось достоверное уменьшение выраженности церебрастенических явлений, психосоматических нарушений, двигательной неловкости и трудностей мелкой моторики, а также проявлений гиперактивности, дефицита внимания, трудностей эмоционального контроля и поведения.
По сравнению с этим в контрольной группе наблюдалось некоторое уменьшение психосоматических нарушений, моторной неловкости и трудностей эмоционального контроля, что могло отражать естественную возрастную динамику формирования соответствующих функций нервной системы за период наблюдения.
Развитие речи и формирование координации движений, манипулятивной деятельности рук происходят параллельно друг другу. Многие дети с дисфазией развития отстают от сверстников в моторном развитии, отличаются неуклюжестью, неловкостью, плохой координацией движений. Поэтому преодоление отставания в двигательном развитии является важным элементом терапевтической программы при дисфазии. Результаты исследования двигательной сферы с балльной оценкой выполнения заданий на ходьбу по линии и удерживание равновесия представлены на рисунке

.
Рисунок 1. Результаты исследования двигательной сферы в динамике в группах с дисфазией развития. Достоверность различий между группами: * — p
<0,001. Полученные данные совпадают с результатами анкетирования родителей и свидетельствуют о положительном влиянии церебролизина на двигательную сферу детей с дисфазией развития. Баллы в данной методике начислялись за ошибки и трудности в выполнении заданий, при этом на фоне терапии церебролизином суммарная оценка снизилась с 4,1±0,2 до 2,4±0,1 (
p
<0,001), что является объективным подтверждением его благоприятного влияния на двигательную сферу и формирование моторных навыков.

Побочное действие церебролизина имело место у 3 пациентов и выражалось в виде трудностей при засыпании на 1-й неделе терапии. Эти явления были незначительными, купировались самостоятельно и не потребовали временной отмены или снижения дозы препарата.

Обсуждение

Известно, что возможности психического развития детей с дисфазией, успешность их обучения в школе и социальная адаптация зависят от раннего выявления и коррекции нарушений речевой деятельности. При этом необходимо учитывать, что нарушения формирования речи могут являться не только последствиями перинатальной патологии головного мозга, но также иметь генетические предпосылки. Именно нейробиологическим факторам принадлежит основная роль в возникновении повреждений или недостаточного развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, нарушений формирования связей между ними и другими мозговыми структурами.

Полученные в настоящей работе результаты позволяют сделать вывод о выраженном положительном влиянии церебролизина на состояние речи, показатели моторики и поведения у детей 3-4 лет с дисфазией развития при общем недоразвитии речи 1-2-го уровня. Это может быть связано с тем, что церебролизин содержит аминокислоты и низкомолекулярные биологически активные нейропептиды, которые при периферическом введении способны проникать через гематоэнцефалический барьер и оказывать мультимодальное действие на клетки головного мозга. Препарат обладает доказанной нейротрофической активностью, аналогичной действию естественных нейротрофических факторов [2, 11]. Все больше получает подтверждение концепция об активирующем действии церебролизина на процессы нейрогенеза и механизмы нейропластичности [8, 13], с учетом которой может быть объяснен его выраженный эффект при дисфазии развития у детей.

Терапевтическое действие церебролизина в лечении дисфазии развития у детей характеризовалось достоверным улучшением показателей экспрессивной и импрессивной речи, а также речевого внимания. Объем активного словаря в основной группе вырос в 3,5 раза, количество произносимых фраз — в 5 раз, тогда как в контрольной — лишь в полтора раза. Как показало анкетирование родителей, у детей отмечалось уменьшение церебрастенических, психосоматических нарушений, моторной неловкости, гиперактивности, улучшались внимание, эмоциональный контроль и характеристики поведения.

Показано положительное влияние церебролизина и на двигательную сферу, а также формирование моторных навыков. Положительной стороной действия церебролизина является также низкая частота и незначительная выраженность вызываемых им побочных эффектов.

Еще раз подчеркнем, что речь для ребенка является важнейшим средством связи с окружающим миром, возможностью взаимодействия, источником информации и развития мышления. Дисфазия развития является распространенным и тяжелым нарушением речевого развития на этапе, когда речь уже имеется, но значительно страдает способность говорить; при этом понимание речи может варьировать, но развито значительно лучше. Одновременно у большинства детей с дисфазией отмечаются запаздывание в двигательном развитии, трудности эмоционального контроля и поведения. Поэтому особое значение при организации помощи приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля. Логопедические, психолого-педагогические и медицинские коррекционные мероприятия должны проводиться систематически и длительно.

Чем раньше выявляется неблагополучие в развитии речи ребенка и начинает оказываться комплексная помощь, тем лучше будут результаты. Наиболее эффективным считается лечение, проводимое в сенситивный для формирования речи возрастной период от 2,5 до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции и особенно значительны резервные возможности мозга ребенка. Перспективным направлением дальнейших исследований является изучение роли нейротрофических факторов в патогенезе нарушений развития речи и их лечении.

Виды дисфазии

Выделяют несколько видов дисфазии:

  • Моторная. При этом заболевании в головной коре происходят изменения, приводящие к невозможности выражать свои мысли словами. При тяжелых формах дети не в состоянии начать говорить, а могут только издавать отдельные не членораздельные звуки. При этом они сохраняют способность выражать свои эмоции и чувства через жесты и интонацию. Многие дети с диагностированной моторной дисфазией могут говорить до 7 лет, но у них наблюдается неправильная постановка речи, сбивчивость в выражении чувств, путаница в словах. Трудности устной речи, как правило, сопровождаются с проблемами в чтении и в написании букв. Мысленные образы у больного ребенка формируются четко, но выразить их языком или в письменном виде ему не удается.
  • Сенсорная. Больной малыш с трудом понимает чужую речь и не до конца осознает смысл отдельных слов и фраз. Процесс восприятия похож на то, как будто бы с ним говорит иностранец. Информацию донести до ребенка возможно лишь обрывками отдельных фраз, состоящих не более из 2-3 слов. При этом, чем спокойнее и монотоннее голос, тем больше шансов усвоить смысл сказанного. Вместе с трудностью восприятия и понимания речевой информации у ребенка наблюдается забывчивость. Он не способен разборчиво прочитать текст, даже если сам его написал.
  • Сенсомоторная. Нарушение речи затрагивает моторные и сенсорные нарушения. Дети с таким диагнозом не в состоянии ни понять слова и выражения, ни выразить свои эмоции внятной речью. Патология не дает полноценно развиваться вербальным и невербальным навыкам коммуникабельности.

Симптомы

Симптоматика детской дисфазии различна и зависит от возраста и индивидуальности конкретной личности. Первыми признаками проявления заболевания служит тот факт, что малышу сложно дается высказать свою мысль, он долго подбирает нужные слова, чтобы выразить эмоцию или желание.

Речь при этом медленная, тягучая и отрывистая одновременно. Ребенок не способен говорить длинный монолог. Чтобы произнести отдельную фразу из 3 – 5 слов, ему требуется чуть ли не полминуты времени. Уловить смысл монолога ребенка удается с трудом.

ВНИМАНИЕ! Характерным признаком моторной дисфазии является пропуск коротких слов и предлогов. В его речи присутствуют лишние звуки и бессмысленные словосочетания. В письменном виде больной ребенок допускает массу грамматических ошибок в элементарных словах, не говоря уже о знаках препинания. При этом может менять хаотично порядок слов.

Со стороны восприятия речи и эмоций других людей у ребенка наблюдаются следующие симптомы:

  • тщетно пытается воспринять смысл слов, делая при этом соответствующую гримасу;
  • иногда кажется, что малыш понял сказанное, но в итоге он просто отстраняется от непонятной информации и уходит глубоко в себя;
  • прежде чем что-то ответить, он очень долго думает, а при просьбе медленно ее выполняет;
  • может невпопад что-то резко ответить на элементарную просьбу;
  • совершенно не воспринимает быструю речь, а еще больше не любит активной жестикуляции при этом;
  • грамматика дается очень непросто, ошибки в письме неизбежны.

На раннем этапе проявления у младенца симптомы заболевания проявляются в виде несвязного лепета и отсутствия привычки подражать произносимым извне звукам. Такое поведение наблюдается, как правило, на первом или втором году жизни. После 2,5 лет развитие затормаживается. Словарный запас не пополняется и, в итоге, скуднеет. После трех лет такого ребенка невозможно научить обобщать слова в фразы и различать такие понятия, как синонимы и антонимы.

Причины

Причинами развития моторной дисфлазии являются:

  • Воздействующие факторы на плод у беременной женщины. Частые ионизирующие излучения, такие как рентген, могут негативным образом сказаться на правильном формировании головного мозга малыша. Если мать во время вынашивания плода женщина пила алкоголь, была подвержена воздействию бытовых токсинов или наркотических веществ, то вероятность патологии увеличивается. При наличии у будущей матери таких инфекционных заболеваний, как сифилис, краснуха, токсоплазмоз или цитомегаловирусная инфекция, нарушается развитие плода.
  • Травмы головного мозга ребенка в результате родовой деятельности. Например, удушье, сдавливание головы малыша акушерскими щипцами и, как следствие, внутричерепное кровоизлияние.
  • Недостаток йода в рационе ребенка в раннем возрасте (в утробе и на стадии роста до 2 – 3 лет).
  • Аутизм.

ВАЖНО! Сосудистые поражения головного мозга в результате травм могут возникнуть из-за проблем с полноценным кровоснабжением. Травмирование может иметь открытый или закрытый вид. Все они приводят к нарушению речевых центров. Область поражения головного мозга при моторной дисфазии обширна и поддается только длительному лечению.

Лечение

В качестве терапии больному моторной дисфазией ребенку необходимо наблюдаться у логопеда. Специальные техники помогут малышу сформировать и развить речь, установить правильное произношение отдельных слогов и фраз. Помимо этого, малышу назначаются ноотропные препараты, которые улучшают питание клеток головного мозга.

Обязательным этапом лечения служит проработка речевых и смежных навыков. Специально подобранные алгоритмы помогут скомпенсировать имеющиеся нарушения. В начальных и средних классах с детьми, имеющим диагноз моторная дисфазия, проводят занятия с репетиторами. Такие детки также нуждаются в помощи психолога, психотерапевта и трудотерапевта.

Лечение необходимо проводить на ранней стадии диагностирования заболевания, сразу же после обнаружения соответствующей симптоматики. Родители должны использовать максимально корректный подход для лечения своего ребенка, применяя техники, которые назначит логопед и лечащий врач.

Диагностика дисфазии

Ребёнок с любой формой дисфазии нуждается в обследовании психолога, нейропсихолога, логопеда и невролога. Обращаться за помощью к специалистам нужно, если речь ребёнка развивается с выраженным отставанием от нормы. Однако не стоит бить тревогу раньше времени, развитие речи – процесс индивидуальный. Диагностику дисфазии рекомендуется проводить у детей не младше 2,5-3 лет. Неврологическое обследование позволяет определить степень поражения мозга. Для верной постановки диагноза специалистам необходимо исключить сходные по симптоматике патологии: задержку речевого развития, дизартрию, мутизм, тугоухость, аутизм, детскую депрессию, умственную отсталость. Логопед оценивает состояние речи, объём словарного запаса, состояние артикуляционного аппарата, уровень понимания обращённой речи. Нейропсихолог определяет дисфункциональные зоны головного мозга, участвует в постановке диагноза и выявлении сопутствующих нарушений, планировании коррекционной работы; при необходимости – в проведении занятий с ребёнком.

Ожидаемый прогноз на будущее

При разрушительных процессах на мозговую активность ребенка, при моторной дисфазии все же сохраняется интеллект. У некоторых ребятишек он даже имеет очень высокий показатель, но когнитивных нарушений избежать все-равно непросто. Маленькие дети практически всегда отличаются нарушенным абстрактным мышлением и восприятием действительности такого плана. Обобщение информации им дается тяжело, поэтому даже при полноценном лечении они отстают от своих сверстников по скорости усвоения школьного материала.

СПРАВКА! Моторная дисфазия всегда несет в себе последствия нарушения концентрации и внимания. Ребенок практически никогда не может выделяться среди сверстников, так как постоянно отстает от них в развитии и речевом и умственном.

Если моторная дисфазия не будет компенсирована к школьному возрасту, то могут возникнуть такие поведенческие проблемы, как самоизоляция в обществе и семье, отчуждение от сверстников, враждебное отношение к окружению, вспыльчивость и неконтролируемая тревога.

Моторная дисфазия развивается у детей с нарушенным мозговым кровообращением. Это может произойти во время вынашивания мамой плода, либо в более поздний срок (в 1,5 -2 года). Своевременная диагностика и лечения приносят хороший результат, позволяют ребенку хоть немного адаптироваться в окружающем мире.

Материал и методы исследования

Проведено комплексное обследование 50 пациентов в возрасте от 3 до 5 лет с расстройством развития экспрессивной речи (F 80.1 по Международной классификации болезней 10-го пересмотра) и картиной ОНР 1–2-го уровней [6]. Все дети направлялись к неврологу после логопедического обследования, динамическое наблюдение проводили в амбулаторных условиях. Из изучаемой группы исключили детей, у которых отставание в развитии речи обусловливалось снижением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, тяжелой соматической патологией, неполноценным питанием, а также влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточным общением и воспитанием).

В ходе открытого контролируемого исследования пациенты с дисфазией развития были распределены в две группы, которые наблюдали в динамике в течение двух месяцев: 1-я группа – 30 детей (25 мальчиков, 5 девочек), которым проводился курс лечения Пантогамом; 2-я (контрольная) группа – 20 детей (15 мальчиков, 5 девочек), не получала медикаментозной терапии. Все дети консультировались логопедом, и их родителям предоставлялись рекомендации, направленные на стимуляцию речевого развития.

Пантогам (гомопантотеновая кислота) по химической структуре близок к природным соединениям, представляет собой кальциевую соль D(+)-пантоил-γ-аминомасляной кислоты и является высшим гомологом D(+)-пантотеновой кислоты (витамина В5), в которой β-аланин замещен на γ-амино-масляную кислоту (ГАМК). Гомопантотеновая кислота является естественным метаболитом ГАМК в нервной ткани. В отличие от ГАМК проникает через гематоэнцефалический барьер, практически не метаболизируется организмом, а ее фармакологические эффекты обусловлены действием целой молекулы, а не отдельных фрагментов.

Ноотропные эффекты гомопантотеновой кислоты полимодальны, связаны с ее стимулирующим влиянием на процессы тканевого метаболизма в нейронах, влиянием на нейромедиаторные системы и способствуют нормализации функционирования головного мозга на уровне отдельных нейронов и их синаптических соединений [7].

Пантогам назначали в форме 10 %-ного сиропа в суточной дозе 500–600 мг (30–35 мг/кг) в течение двух месяцев в режиме монотерапии в 2 приема – утром (после завтрака) и днем (после дневного сна и полдника). Для снижения вероятности возникновения побочных эффектов проводили постепенное наращивание дозы в первые 7–10 дней приема.

Накануне начала курса лечения (день 0) и в конце его (день 60) дети с дисфазией проходили неврологическое и психолого-логопедическое обследования. Показатели состояния речи у детей анализировали по специальной методике [8]. При первом обследовании родителей просили заполнить специальные формы, в которых указывались все слова, которые произносит на данный момент ребенок, как именно они произносятся и что обозначают (принимая во внимания многочисленные искажения при произнесении слов у детей с дисфазией); все фразы, произносимые ребенком, как они звучат и что означают. Затем от родителей требовалось в течение двух месяцев вести подробный дневник наблюдений, в котором следовало отмечать все новые слова и фразы, которые начинал произносить ребенок, указывая даты появления этих слов и фраз. Так, в обеих группах оценивали словарный запас и состояние фразовой речи детей в динамике за 2-месячный период.

Кроме того, при первом обследовании и через 2-месячный срок родителей просили оценивать общее состояние речи детей с алалией по следующим шкалам: восприятие речи (импрессивная речь), речевое внимание и разговорная (экспрессивная) речь [8]. Каждый из показателей оценивали по 10-балльной системе.

До и после лечения проводили анкетирование родителей для выявления проявлений минимальных мозговых дисфункций [9]. Заполнение опросника предусматривает не только фиксацию тех или иных симптомов, но и условную оценку степени их выраженности в баллах. Ответы оцениваются следующим образом: симптом отсутствует – 0 баллов, выражен мало – 1 балл, выражен значительно – 2 балла, выражен очень сильно – 3 балла. Для дошкольников методика включает перечень вопросов по 63 симптомам, сгруппированным по 10 шкалам: церебрастенические симптомы; психосоматические нарушения; тревожность, страхи и навязчивости; моторная неловкость; гиперактивность; нарушения устной речи; дефицит внимания; эмоциональные нарушения; проблемы поведения; агрессивность и реакции оппозиции.

С целью исследования двигательной сферы дополнительно оценивали качество выполнения следующих заданий с начислением баллов [9]:

1. Пробы на ходьбу по линии.

2. Задания на удерживание равновесия.

3. Уровень формирования моторных навыков (прыжки, игра с мячом).

Статистический анализ результатов проводили с применением непараметрического критерия Вилкоксона.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]