Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.
Симптомы заболевания
Симптомы псевдобульбарной дизартрии зависят от степени тяжести, которых существует всего четрые:
- 1-ая степень – отсутствую выраженные дефекты речи, выявить которые может логопед.
- 2-ая степень – речь ребенка понятна, но заметны некоторые речевые расстройства.
- 3-яя степень – речь непонятна окружающим людям, в том числе близким.
- 4-ая степень – речь пациента не понятна абсолютно.
Общая симптоматика этой формы дизартрии имеет некоторые составляющие:
- искаженные слоги, звуки;
- гипертонус лицевых мышц;
- ограниченность подвижности языка, губ;
- повышенное слюнотечение;
- слабый тихий голос;
- аритмичность дыхания.
Поставить диагноз «псевдобульбарная дизартрия» может исключительно специалист логопед или невролог на основании определенных результатов исследований.
Мозжечковая дизартрия
Мозжечковая дизартрия характеризуется нарушениями, связанными с произносительной стороной речи. Данные нарушения вызваны поражением мозжечка. Для данной формы дизартрии характерны следующие проявления:
- потеря плавности речи;
- нарушение ритмичности речи;
- потеря экспрессивности;
- замедленность и прерывистость речи.
Данное речевое расстройство наблюдается на фоне нарушение координации движений различных мышц, которое вызвано патологией мозжечка. Коррекция мозжечковой дизартрии предполагает этиопатогенетическое лечениепричинной патологии, медикаментозную поддержку, а также общие реабилитационные мероприятия: лечебная физкультура, массаж, работа с психологом, занятия с логопедом).
Причины речевого нарушения
Речевые нарушения появляются при поражении путей между бульбарными нервами и корой головного мозга. Это может возникать по ряду причин:
- Цереброваскулярные расстройства. Такими являются инсульты, ишемия мозга, церебральный атеросклероз. Эти заболевания часто приводят к развивающимся псевдобульбарным расстройства, приводящим к расстройству речевого аппарата.
- Травма головы. Эта причина самая частая для детей старше одного года.
- Перинатальная патология. К этой группе относятся гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовая травма. В результате этих процессов происходит функциональные кортико-бульбарные нарушения.
- Нейроинфекции.
По всем этим причинам при псевдобульбарной дизартрии страдает и нарушается структура речевого дефекта.
Дизартрия
Дизартрия – это отклонение, при котором наблюдаются затруднение в произношении отдельных звуков или слов. Дефект развивается из-за нарушения иннервации мышц гортани или вследствие поражения центральной нервной системы.
Виды дизартии
- псевдобульбарная дизартрия
- речевая дизартрия
- стертая дизартрия
- бульбарная дизартрия
- мозжечковая дизартрия
- корковая дизартрия
- фонематическая дизартрия
- моторная дизартрия
- экстрапирамидная дизартрия
При патологии человек искажает речь, отмечается напряжение мимических мышц, укороченный выдох и слабый тон голоса. Эмоциональные люди перестают вести социальный образ жизни и замыкаются в себе.
Причины дизартрии – предшествующая осложненная беременность, различные травмы, органическое поражение головного мозга, инфекции центральной неровной системы. Они вызывают стойкие нарушения, вследствие которых развивается отклонение.
Степени тяжести дизартрии:
- I – выявляется только на осмотре у логопеда, выраженные отклонения отсутствуют;
- II – наблюдаются нарушения, но понятность речи сохранена;
- III – речь могут разобрать только близкие, используется жестикуляция;
- IV – пациент разговаривает с трудом, понять его практически невозможно.
Псевдобульбарная дизартрия
Псевдобульбарная дизартрия – нарушение произношения отдельных звуков и слов в результате перенесенного во время внутриутробного развития или в младенчестве органического поражения головного мозга, инфекции или наличия опухоли. Развивается характерный псевдобульбарный паралич с поражением ряда черепно-мозговых нервов. Дополнительно присоединяется неврологическая симптоматика.
При наличии псевдобульбарной дизартрии пациента ведет невролог, проводится работа с логопедом-дефектологом. Программу для восстановления речи подбирают в зависимости от тяжести состояния.
Речевая дизартрия
Данная форма дизартрии протекает с наличием выраженных речевых нарушений, часто присоединяются выраженные трудности при произношении определенных звуков. При этом написание и восприятие слов сохранено, ребенок нормально обучается. Причиной могут быть как органические поражения центральной нервной системы, так и социально-психологические факторы.
Лечение речевой дизартрии во многом зависит от квалификации логопеда-дефектолога – программа подбирается индивидуально в зависимости от выраженности расстройств речи. Проводятся различные тренинги в группах, назначаются домашние задания.
Стертая дизартрия
Стертая дизартрия протекает со слабовыраженными расстройствами, ее причиной являются небольшие нарушения иннервации голосовых мышц. Страдает как произношение определенных звуков, так и интонация голоса, тембр, тон и выразительность. Отмечается нечеткая разговорная речь, искажение некоторых звуков.
Клиническая картина стертой дизартрии может отличаться у каждого пациента и проявляться индивидуально. Корректирующую программу подбирают с учетом выраженности нарушений и наличия неврологических расстройств. Пациенты наблюдаются у логопеда-дефектолога и невролога.
Бульбарная дизартрия
Эта форма дизартрии характеризуется поражением продолговатого мозга, в результате чего присоединяется неврологическая симптоматика. Самым наглядным признаком является паралич мышц глотки и гортани, в результате чего и нарушается воспроизведение определенных звуков. В зависимости от степени поражения речь может быть сохранена частично или утрачена полностью.
При бульбарной дизартрии нарушается глотательный рефлекс, поражается часть черепно-мозговых нервов. Точный диагноз поставит невролог, этот же специалист наблюдает больного вместе с логопедом-дефектологом.
Мозжечковая дизартрия
Мозжечковая дизартрия – тяжелое расстройство, которое сопровождается поражением мозжечка. Этот отдел отвечает за координацию движений, поэтому могут отмечаться нарушения равновесия, проблемы при ходьбе и при выполнении самообслуживания. Наблюдаются нарушения интонации, речь «рубленная», пациент может выкрикивать некоторых звуки.
У детей мозжечковая дизартрия встречается редко, самой частой причиной являются травмы головного мозга. Требуется обязательная консультация невролога, специалист проводит клинический осмотр и выставляет тяжесть состояния.
Корковая дизартрия
При корковой форме дизартрии отмечаются нарушения на уровне коры головного мозга, в частности – речевого аппарата. Возникают трудности с произношением сложных звуков, с переключением с одного слова на другое. Пациент пытается заменить его более привычным или пропускает. Звуки могут искажаться, в результате чего речь становится непонятной и неразборчивой.
Перед лечением корковой дизартрии проводится консультация и обследование под контролем невролога, определяется степень поражения нервной системы. Лечение назначается комплексное, включая тренинги для восстановления нормальной речи.
Фонематическая дизартрия
Фонематическая дизартрия характеризуется нарушением восприятия определенных звуков (фонем) на слух, из-за чего страдает их произношение. Чаще всего встречается у детей. Обычно трудности возникают со сложными словами, в которых не удается разобрать отдельные звуки. Компенсаторно они могут меняться на схожие, искажаться, пациент может пропускать эти слова. В результате ухудшается качество речи, она становится непонятной.
Для коррекции фонематической дизартрии проводится работа с логопедом-дефектологом, может потребоваться консультация невролога и психолога в зависимости от причины.
Моторная дизартрия
Моторная дизартрия нередко сопровождается неврологическими нарушениями, при которой помимо расстройства звукопроизношения страдает и моторика. Эта форма требует уточнения и обязательного обследования у невролога. Часто ее причиной являются органические поражения головного мозга или индивидуальное психическое развитие ребенка. В последнем случае она со временем проходит, но при своевременном обращении к специалисту шансы на благоприятный исход выше.
При подозрении на моторную дизартрию требуется срочная консультация специалиста. Диагноз ставится после клинического обследования и проведения специальных тестов.
Экстрапирамидная дизартрия
Данная форма дизартрии сопровождается экстрапирамидными нарушениями с изменением мышечного тонуса и ряда двигательных расстройств. Нарушается координация и точность движений даже при выполнении повседневных действий. Точный диагноз сможет поставить невролог.
При экстрапирамидной дизартрии нарушается воспроизведение отдельных звуков или слов с сопутствующими неврологическими симптомами вплоть до судорог. Могут отмечаться психические нарушения, при таком состоянии назначается консультация психиатра. При подозрении на данную форму патологии требуется срочное обследование и лечение.
Предлагаем эффективное лечение дизартрии – работаем даже с тяжелыми пациентами, занимаемся лечением без медикаментов и гипноза. Запишитесь в наш центр на удобное время по контактам, которые представлены на сайте.
Формы псевдобульбарной дизартрии
Существует три формы этого типа дизартрии:
- спастическая (спазматическая);
- паретическая;
- смешанная (то есть спастико-паратическая).
Каждая из этих форм имеет свою симптоматику, особенности лечения.
Спастическая форма псевдобульбарной дизартрии
Такая форма псевдобульбарной дизартрии характеризуется напряженностью дыхательных мышц или гиперкинезией гортани, спастическим парезом языковой мышцы, напряженностью губных мышц и нарушенным тонусом нёба.
Такие проявления делают речь более монотонной, с наличием назализованного оттенка. Ребенку сложно удерживать артикуляционную позу, есть сложности с их переключением, может наблюдаться длительное время в дыхательном процессе, что приводит к проблемам в голосообразовании (артикуляции). При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются следующие характерные явления:
- беззвучная артикуляция;
- нет продолжительного покоя речевой мускулатуры;
- спазмы губных мышц;
- напряжение при улыбке;
- ограниченность в движениях языка;
- наблюдаются нарушения сосущих и глотательных движений;
Часто у детей с таким нарушением отсутствует первый крик, а дыхание выраженно слабо и аритмичное, наблюдается слабый короткий выдох, речь происходит на вдохе. Также для этого вида характерно наличие речевых фонаций, слабый тихий голос, темп речи быстрый, но не выдерживается ее ритм. Другими словам, у которого обнаружена спастическая форма псевдобульбарной дизартрии, разговаривает от спазма до спазма, что приводит к употреблению коротких фраз с плохой разборчивостью, зависящей от силы голоса. При этом смысл произнесенного не страдает.
Паретическая форма псевдобульбарной дизартрии
Такая форма наблюдается при гипотонии речевой и скелетной мускулатур. У ребенка наблюдается паретичность языка, губ, нёба. Наблюдается трудность в переключении артикуляционных поз, асинхронность в дыхании и артикуляционных движений. Часто у такого ребенка может быть повышенное слюнотечение (саливация).
Вдох при разговоре короткий и неполноценный, выдох при этом также слабый. Сам голос громкий, звонкий, но быстрозатухающий. Речь при этом имеет носовое произношение, слабая и тихая. Некоторые изолированные звуки полностью сохранны, но в речевом потоке они смазаны. Прием пищи имеет нарушенный темп, имеются затруднения в координации жевательных движений.
Смешанная форма
Такая форма является самой распространенной. В научной литературе она называется спастико-паретическим синдромом. При ней наблюдается гипертонус одной группы мышц, например, мышц губ и щек, а язык при этом имеет пониженный тонус.
Прогноз и профилактика дизартрии
Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.
При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.
При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.
Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.
Диагностика псевдобульбарной дизартрии
Пациента должны вести логопед, невролог и другие узкие медицинские специалисты. Для точной диагностики используются следующие методы исследований:
- логопедическое исследование речи;
- электроэнцефалография;
- электромиография;
- МРТ головы.
В отдельных случаях может быть назначено исследование цереброспинальной жидкости путем люмбальной пункции. Такой анализ выявляет нейроинфекционные причины. В диагностике должен принимать участие невролог. Им должны быть проведены осмотр, специальные тести, изучение моторики и мимики ребенка. Эти методы дают возможность оценить степень, вид, причины расстройства, а также на основании полученных данных сформулировать эффективную программу лечения.
Стертая дизартрия у детей
Стертая дизартрия, как говорилось ранее, — первая степень тяжести дизартрии. При данном нарушении наблюдаются легкие расстройства фонетического и просодического (сила голоса, темп, ритм, интонация) компонентов речи. Данные расстройства обусловлены недостаточной обеспеченностью (иннервацией) артикуляторных органов нервными клетками.
Отмечаются следующие характеристики данного речевого дефекта:
- нечеткая артикуляция;
- искажение звуков нескольких фонетических групп;
- сложность автоматизации;
- маловыразительная речь.
Коррекция стертой дизартрии речи предполагает использование артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, а также логопедического массажа. Особый упор делается на автоматизацию вызванных звуков и нормализацию просодики. Занятия с логопедом проводятся параллельно с лечением у невролога. При лечении необходимо учитывать особенности дизартрии — форму тяжести патологии, ее вид, а также уровень речевого развития ребенка.
Лечение псевдобульбарной дизартрии
Коррекционная работа строится на логопедических занятиях и упражнениях. Они проводятся обязательно под контролем специалиста и направлены на развитие мелкой и речевой моторики. В некоторых случаях может применяться медикаментозное лечение. Общая коррекция этой формы дизартрии состоит из:
- физиотерапии;
- лечебной физической культуры;
- приема ванн;
- рефлексотерапии и других.
Для медикаментозного лечения используются ноотропы. Важно понимать, что в этом вопросе крайне важна ранняя диагностика. Все лечебные мероприятия коррекционной программы должен назначать исключительно специалист, заниматься самолечением может быть опасно.
Для коррекции используется этиопатогенетическое лечение. Оно устраняет этиологические факторы речевого развития. Если дизартрия вызвана нейроинфекциями, необходимо назначать противовирусную и антибактериальную терапии. Методы лечения зависят от причин появления этого речевого нарушения.
Важную часть составляют специальные логопедические занятия. При гипертонусе может использоваться логопедический массаж, дыхательная гимнастика и другие упражнения. Эта часть коррекции направлена на получение плавности речи, ее эмоциональности и выразительности.
Причины дизартрии
Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.
В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.
Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом, сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.
Отличие бульбарной дизартрии от псевдобульбарной таблица
Основные отличия бульбарной дизартрии от псевдобульбарной состоят в следующем:
- Они отличаются особенностями паралича речевой мускулатуры. При бульбарном типе наблюдается периферической, а при псевдобульбарной парез имеет центральный характер.
- При бульбарной нарушаются произвольные и непроизвольные движения речевой моторики. При псевдобульбарной страдают только произвольные звуки.
- При бульбарной дизартрии происходит поражение диффузной артикуляционной моторики, а при втором типе наблюдается избирательный характер нарушения артикуляционных движений.
Также отличаются нарушения в звукопроизношении. Бульбарный тип делает произношение гласных букв нейтральным.
Корковая дизартрия
Корковая дизартрия
проявляется как моторное расстройство речи разного патогенеза. Существует несколько вариантов корковой дизартрии:
1. Дизартрия обусловленная односторонним, но чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины
. Выборочное центральное повреждение мышц артикуляционного аппарата затрагивает чаще всего язык, что приводит к снижению объема тонких целенаправленных движений. Обычно поражен кончик языка, поэтому нарушается произношение переднеязычных звуков (Ш, Ж, Р, Л), при тяжелых формах эти звуки в речи отсутствуют, в легких – заменяются мягкими или твердыми свистящими или переднеязычными (вместо Т –Ть, вместо Д-Дь). Возникает трудность в постановке Л-Ль, может нарушаться темп и плавность речи.
2. Дизартрия связана с двусторонним поражением коры доминантного полушария
в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. Затруднено произношение шипящих и аффрикатов. Нарушения артикуляции имеют непостоянный и неоднозначный характер. Ребенок в одних случаях говорит, в других – сказать не может, поскольку долго идет поиск нужного уклада, поэтому замедляется темп и плавность речи. Наблюдается недостаточная чувствительность лица. Ребенок затрудняется в точечной локализации прикосновения.
3. Дизартрия вызвана односторонним поражением коры доминантного полушария
в нижних отделах премоторных областей. Наблюдается недостаточность динамического праксиса, неспособность переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Затруднено производство аффрикатов (распадаются на составные части). Замена щелевых звуков на смычные (З на Д, С на Т). Пропуски звуков при стечении согласных, избирательное оглушение звонких смычных согласных. Речь замедленная, неестественная.
Вверх
Возможные осложнения
Речевые нарушения затрудняют, а в некоторые случаях вовсе сводят на нет коммуникации с другими людьми. Понимание наличия проблемы с артикуляцией, неспособность донести информацию окружающим негативно влияют на общее психическое здоровье, а также способны привести к невротическим расстройствам, таким как неврастения, депрессия и другие. При дизартрии часто наблюдаются трудности с приемом пищи. Человек часто давится едой и водой, что опасно асфиксией или аспирационной пневмонией.
У детей страдающих псевдобульбарной дизартрией часто наблюдается общее недоразвитие речи (ОНР), что в свою очередь опасно дислексией и дисграфией. Дети с легкой формой могут сталкиваться с проблемами в школе (общение с учителями и одноклассниками). Дети со средней и тяжелой формой проходят обучение в специализированных школах. Если не проводит коррекционную работу с ребенком вовремя, вероятен риск развития интеллектуальной недостаточности и общей задержкой психического развития.
Методы диагностики и лечения
Клинический Институт Мозга специализируется на диагностике и лечении расстройств речевой активности, в том числе обусловленных нарушениями нервной деятельности. Важный этап — это обследование у логопеда, в ходе которого выявляются даже скрытые формы дизартрии. Процедура состоит из нескольких этапов, при которых дается оценка правильности дыхания и равномерности речи, воспроизведения отдельных звуков и осознанных словосочетаний. Также пациенту предлагается пройти определенные тесты, которые выявляют степень развития письменной речи. Это может быть как переписывание фрагментов текста, так и письмо под диктовку, а также осознание письменной речи.
Дополнительные этапы диагностики направлены на выявление участка нервной системы, в котором находится очаг поражения. Это возможно, благодаря специфическим методикам:
- электрофизиологические исследования, в том числе электроэнцефалография и оценка активности лицевых мышц;
- исследование головного мозга путем транскраниального магнитного излучения;
- МРТ головного мозга.
Лечение дизартрии — это длительный процесс, который полностью проходит под контролем врачей Клинического Института Мозга. Терапия направлена на укрепление нейронных связей и стимуляцию проведения нервных импульсов, а также на улучшение речевой активности. Главное условие положительной динамики — работа грамотного логопеда и невролога, а также систематичность занятий. Хороший терапевтический эффект достигается благодаря физиотерапии, лечебной физкультуре, специальным техникам массажа (рефлекторному, точечному). Кроме того, рекомендуется санаторно-курортное лечение, в том числе направленное на улучшение коммуникационных способностей пациента. Полезно времяпровождение с животными — большинство специалистов рекомендуют иппотерапию. Прогноз зависит от стадии болезни, а также от своевременности ее диагностики и систематичности лечения. При легкой степени дизартрии возможно полное восстановление речевой функции, при тяжелых — ее частичное улучшение.