Бульбарная дизартрия у детей: причины, симптомы, лечение


Дизартрией называют речевые нарушения, обусловленные поражением ЦНС. Для расстройства характерно снижение подвижности речевого аппарата, в результате страдает артикуляция. Дизартрия у детей может стать причиной неправильного произношения слов, нарушений письма и чтения, а также общего недоразвития речи, либо полного ее отсутствия.

Среди различных логопедических патологий дизартрия занимает второе место по распространенности, чаще встречается лишь дислалия. Поэтому сегодня большое внимание специалистов и родителей обращено на это речевое нарушение.

Характеристика бульбарной дизартрии

Бульбарная дизартрия – это патология, появляющаяся, когда нарушается речевая функция из-за поражения нервов, находящихся в мышечных тканях глотки и гортани. В результате нарушения связи между мышцами речевых органов и центральной нервной системой ослабляется функционирование:

  • гортани;
  • глотки;
  • нёба;
  • языка;
  • губ.

Характеристика заболевания следующая: бульбарная дизартрия проявляется утратой возможности произношения звонких звуков, звучание обретает нейтральный тон, искажаются губные звуки. У пациента снижается сила голоса, речь становится нечеткой и непонятной.

При провисании мягкого нёба отмечается гнусавое произношение, так как при выдохах поток воздуха свободно движется через нос. А при атрофии глоточной мускулатуры возникают проблемы с проглатыванием пищи.

С патологией могут столкнуться как взрослые, так и дети любой возрастной категории. Но в детском возрасте заболевание более неблагоприятно. Больной ребенок не может писать с достаточной скоростью, плохо читает, имеет нарушенную дикцию.

Экстрапирамидная дизартрия

Экстрапирамидная дизартрия (или подкорковая) — форма речевого нарушения, возникающая в следствии поражения подкорковых узлов и их нервных связей. Для данной патологии характерны непроизвольные движения лицевой и дыхательной мускулатуре, а также непроизвольные движения языка. Такие движения могут не проявляться какое-то время и усиливаться при попытке ребенка совершить произвольное движение. При этом, может быть сохранено произношение отдельных звуков.

Общая разборчивость речи зависит от управления речевым дыханием и голосом, и зависит от силы голоса. При хорошем звучании голоса речь может быть достаточно понятной. Звонкость голоса непостоянна. Как правило при экстрапирамидной дизартрии характерно затухание голоса к концу фразы. Голос ребенка может быть глухим, напряженным. Отсутствует плавности речи.

Подкорковая дизартрия характеризуется дискоординацией движений дыхательных и артикуляционных мышц. Часто повышен тонус мышц шеи и плечевого пояса. Отсутствует стабильность в построении фразы. При резких спазмах речь невозможна. Кроме того, данная форма дизартрии может сочетаться с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости.

Симптомы бульбарной дизартрии

Отмечается речевая и неречевая симптоматика. Симптомы многочисленные, от их своевременного выявления зависит эффективность последующего лечения.

Речевые признаки развития бульбарной дизартрии:

  • невнятность речи (даже родители не могут понять, о чем говорит ребенок);
  • нарушенная артикуляция языка и губ;
  • низкая подвижность голосовых связок (вследствие чего ребенок не в силах говорить громко);
  • глухость и назальность произношения (звонкие звуки на слух не улавливаются).

Неречевые симптомы бульбарной дизартрии:

  • поверхностное и неравномерное дыхание;
  • слабая мимика;
  • избыточное слюноотделение;
  • полный или частичный паралич мышц туловища или конечностей;
  • искаженное восприятие окружающего пространства;
  • невозможность фокусирования взгляда на выбранном объекте из-за поражения глазодвигательных мышц;
  • нарушения эмоционального и психического характера.

Патология опасна тем, что может развиться в младенческом возрасте. А выявить ее у младенца проблематично. Матери нужно незамедлительно обратиться к педиатру, если при кормлении грудью ребенок давится, все время срыгивает. С 3-месячного возраста младенцы начинают лепетать, и выявить болезнь становится проще. Если лепет звучит искаженно, то нужно нести ребенка к врачу.

Что делать? Методы лечения расстройства

Ребенок должен проходить дополнительные занятия у логопеда (дома или в специальном учреждении) по:

  • развитию моторики;
  • формированию ри разговора;
  • оттачиванию дикции;
  • исправлению произношения искаженных звуков;
  • расширению словарного запаса;
  • развитию фонетического слуха;
  • запоминанию грамматического строя.

На фоне этого проводится медикаментозная терапия с применением ноотропов. Лекарственные средства этой группы специфически воздействуют на функции мозга: стимулируют умственную активность, когнитивные функции, увеличивают способности к обучению, улучшают память.

В комплекс мер также входит ЛФК – артикуляционная гимнастика для укрепления мышц лица, массаж, упражнения кистями рук и пальцами.

Источники:

  1. Е.Ф. Архипова. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319.
  2. Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова. Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007.
  3. 3. О.Ю. Федосова. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Логопед в детском саду, 2005, №2, с.36-41.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Причины

Связь между двигательными нейронами и ЦНС может нарушиться в результате даже незначительного воздействия негативных факторов. Более всего уязвимы двигательные нервы в период внутриутробного развития. Чтобы плод получил патологию, матери достаточно заболеть или иметь вредные привычки.

Основные причины бульбарной дизартрии:

  1. Черепно-мозговые травмы как открытого, так и закрытого характера. Сюда же относятся повреждения мозга, полученные ребенком при тяжелом родовом процессе.
  2. Нарушенное церебральное кровообращение. Из-за дефицита обеспечения тканей кровью возникает ишемическое повреждение нейронов. Нервные клетки перестают полноценно функционировать. Патологический процесс может развиться вследствие инсульта, гипертонии, атеросклероза, диабетического поражения кровеносной системы.
  3. Инфекционное поражение нервной системы. Под воздействием инфекции нервные волокна воспаляются, сдавливаются отекшими мышечными тканями. Такое явление отмечается при энцефалите, полиомиелите, нейросифилисе, поражении эхинококком, образовании гнойников.
  4. Опухоли головного мозга. Новообразования, разрастаясь в мозговых тканях, захватывают нервные волокна. В результате нарушается функционирование ЦНС.
  5. Дегенеративные заболевания головного мозга. Они приводят к атрофическим изменениям нервных тканей, поражают бульбарные нервы (языкоглоточный, блуждающий, подъязычный). Такие патологии обычно носят наследственный характер.
  6. Аномальное строение черепного основания. Редкая причина речевых нарушений, обусловленная сдавливанием продолговатого мозга деформированным черепом. Бульбарная дизартрия наблюдается при базилярной инвагинации (вдавливании в череп затылочной кости), ассимиляции атланта (сращении шейного позвонка и затылочной кости), мальформации Киари (опущении мозжечковых миндалин в затылочное отверстие).

Бульбарная дизартрия представляет собой не самостоятельную патологию, а лишь признак заболеваний, сопровождающихся поражением бульбарных нервов, обеспечивающих речевую способность. Чаще всего она диагностируется у детей и стариков. В большинстве случаев нарушение речи – первый характерный признак развития в организме тяжелого заболевания, требующего срочного лечения. Поэтому при проявлении речевых дефектов нужно незамедлительно идти к неврологу.

Причины развития

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, хотя часто именно это нарушение речи является основным проявлением различных патологий ЦНС. В большинстве случаев (до 85 %) дизартрия сопровождает детский церебральный паралич. Пороки развития нервной системы могут быть вызваны самыми разными причинами:

  • патологические состояния плода во время внутриутробного развития. К таковым можно отнести тяжелые токсикозы и патологическое течение беременности, хронические заболевания матери и внутриутробные инфекции, гипоксию, асфиксию или ишемию головного мозга плода, резус-конфликт и т.д.;
  • генетическая предрасположенность (наличие тяжелых наследственных патологий);
  • травмы головы и заболевания, перенесенные ребенком в первые несколько лет жизни. Это и гидроцефалия, менингиты и другие нейроинфекции, гнойный отит, а также отравления ядовитыми веществами и интоксикации при инфекционных заболеваниях.

Указанные выше причины приводят к поражению отделов мозга, контролирующих движение, мозжечка, базальных ганглий, ствола головного мозга, нервных волокон и мест их соединения с мышцами.

Проявления дизартрии бывают различными, и зависят они от того, какая именно часть ЦНС поражена.

Различия бульбарной и псевдобульбарной дизартрии

При характеристике бульбарной дизартрии выделяют псевдобульбарную форму. Две формы заболевания имеют схожую симптоматику. Разница в том, что бульбарная подразумевает поражение периферических нервных клеток, псевдобульбарная – центральных.

Псевдобульбарная дизартрия проявляется:

  • снижением двигательной активности;
  • значительным ослаблением памяти;
  • ухудшением концентрации внимания;
  • нарушенной работой артикуляционного аппарата, но без паралича мышц (в этом симптоме заключается основное отличие от бульбарной формы);
  • искажением произношения звуков;
  • периодическим непроизвольным сокращением лицевой мускулатуры в области рта и подбородка.

Лечение и коррекционные методы

Перед началом лечения пациента отправляют на диагностические мероприятия для определения степени тяжести и стадии развития заболевания, вызвавшего нарушение речи.

При бульбарной дизартрии применяется комплексная терапия, включающая:

  1. Прием медикаментов, стимулирующих работу головного мозга, восстанавливающих умственную способность.
  2. Прием медикаментов, снижающих слюноотделение. Без этих препаратов обойтись невозможно, так как слюна у больных течет очень сильно, в сутки может вытечь количество, превышающее литр.
  3. Хирургическое вмешательство с целью устранения патологии, спровоцировавшей речевое нарушение: гнойника, опухоли, скопления крови после инсульта.
  4. Восстановление функциональности организма. Для этого принимают витаминные комплексы.
  5. Устранение нарушения дыхательной функции. Осуществляется искусственная вентиляция легких.
  6. Логопедические занятия, помогающие восстановить функциональность артикуляционных органов, нормализовать произношение звуков, сделать речь четкой и выразительной. Проводятся массажные процедуры и артикуляционная гимнастика.
  7. Физиотерапевтические мероприятия, лечебные ванны, иглоукалывание.

Важный коррекционный этап комплексной терапии – посещение сеансов у логопеда. Специалист назначает упражнения, помогающие разработать органы артикуляции. Посредством занятий:

  • восстанавливается четкая и внятная речь;
  • ставится голос и речевое дыхание;
  • укрепляется артикуляционная мускулатура;
  • исправляются ошибки в произношении.

Для повышения подвижности мышц лица и языка применяется логопедический массаж для детей в домашних условиях, а также логопедический массаж зондами.

Ниже приводятся примеры простых и действенных упражнений при бульбарной дизартрии:

  1. Ребенок запрокидывает голову, делает ртом движения, будто что-то жует и проглатывает. Рот должен быть закрыт.
  2. Пациент широко раскрывает рот, прижимает язык к верхним зубам, удерживает в таком положении 10 – 15 секунд.
  3. Логопед кладет на губы ребенка небольшие предметы, а тот старается удержать их как можно дольше.
  4. Пациент раздувает и втягивает щеки при закрытом рте.

Описанные упражнения эффективны при своей простоте. Их можно делать дома при невозможности регулярного посещения логопеда. Желательно заниматься с ребенком 2 – 3 раза в день. Только в этом случае удастся быстро добиться нормализации произношения.

Лечение дизартрии

Поскольку дизартрия может являться проявление самых разных расстройств нервной системы, то и единой схемы лечения этой патологии не существует. Ребенка, прежде всего, должен обследовать врач невропатолог. Он же и осуществляет лечение. Занятия с логопедом являются в этом случае вспомогательными, они входят в комплекс лечебных мероприятий, куда также включается:

  • медикаментозное лечение. После постановки клинического диагноза врач-невропатолог определяет очередность лечебных мер, назначает медицинские препараты и т.д. Все это осуществляется с учетом тяжести основного неврологического заболевания, а также возраста ребенка. Следует помнить, что таблетки от дизартрии не существует. Лекарственные препараты, используемые при терапии, устраняют основные симптомы патологии и облегчают состояние маленького пациента, делая его более восприимчивым к другим методам коррекции;
  • массаж. Мануальные процедуры позволяют снизить выраженность мышечного паралича;
  • дыхательная гимнастика. Дети-дизартрики часто испытывают трудности с речевым дыханием. Специальные упражнения помогают им научиться контролировать выдыхаемый поток, что позволяет нормализовать темп и ритм речи;
  • лечебная физкультура.

При обнаружении симптомов дизартрии у своего ребенка необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам. Чем раньше врачи и логопеды начнут заниматься с дизартриком, тем выше шанс нормализовать речь и избежать трудностей с обучением в школе.

Даже легкая форма дизартрии требует коррекции, прежде всего это связано с тем, что сам ребенок чувствует стеснение. Он осознает ошибки своей речи и обижается, когда его не понимают окружающие. Все это приводит к тому, что ребенок-дизартрик замыкается в себе и вовсе перестает общаться с окружающими его людьми.

Работа по нормализации речи должна вестись не просто логопедом, а специалистом-дефектологом с достаточной квалификацией и опытом. При коррекции дизартрии используются особые логопедические методики, без знания которых невозможно оказать помощь ребенку-дизартрику. Ну и, конечно, логопед-дефектолог должен иметь большое терпение и выдержку, потому что коррекция дизартрии обычно протекает трудно и занимает много времени. Ребенок может не идти на контакт, отказываться выполнять предложенные задания или выполнять их неправильно.


Несмотря на все старания специалистов, в некоторых случаях коррекция не приносит желаемых результатов. Причиной этого могут быть проблемы в семье. Чтобы ребенок заговорил, его необходимо окружить любовью и заботой. Поддержка родителей имеет огромное значение.

Прогноз и профилактика

Прогноз неоднозначный. Все зависит от конкретного заболевания, вызвавшего нарушение речи. При некоторых патологиях изменения в головном мозге и тканях нервной системы являются необратимыми.

Поскольку бульбарная дизартрия вызывается большим перечнем заболеваний, предупредить ее сложно. При появлении подозрительных симптомов взрослому человеку необходимо незамедлительно обратиться к медицинскому специалисту.

Женщине, в период беременности перенесшей инфекционную болезнь, следует проконсультироваться с наблюдающим врачом насчет вероятности появления патологии у развивающегося в утробе плода.

Ребенка рекомендуется периодически показывать педиатру и логопеду для подтверждения отсутствия патологических изменений нервной системы и нарушений речи.

Симптомы и классификация

Дизартрия может проявляться как в стертой, так и в ярко выраженной формах. Это зависит от степени нарушения иннервации и от локализации поврежденного участка центральной либо периферической нервной системы. Все расстройства могут протекать с повышением либо снижением тонуса мышц речевого аппарата. Выраженные случаи характеризуются следующими признаками:

  • гипертонус мышц — постоянное напряжение языка, лица и шеи, плотное смыкание губ, что ограничивает подвижность речевого аппарата;
  • гипотонус мышц — у таких пациентов постоянно приоткрыт рот, язык расслаблен и не может выполнять необходимые для произношения звуков движения, может происходить непроизвольное слюноотделение;
  • дистония — в состоянии покоя мышцы остаются полностью расслабленными, но при попытках воспроизведения звуков происходит их спастическое сокращение и резкое повышение тонуса.

В домашних условиях отследить патологические изменения сложно, особенно если болезнь протекает в стертой форме. Однако, лечение наиболее эффективно именно на ранних этапах, поэтому врачи Клинического Института Мозга рекомендуют проходить профилактические обследования у логопеда для детей дошкольного возраста. Если вовремя не отследить дефекты речи — состояние может постепенно прогрессировать.

Клиническая картина

При дизартрии характерны любые дефекты речи. Их выраженность зависит от формы и степени нарушения иннервации определенных групп мышц. На начальных стадиях эти изменения сможет диагностировать только логопед, а выраженные формы сопровождаются стойкими изменениями речи и дикции. К ним относятся:

  • нарушения произношения отдельных звуков, невнятная и смазанная речь;
  • замена отдельных звуков либо их пропуски, замедленный темп речи;
  • характерные нарушения — смягчение согласных звуков, невозможность правильного произношения шипящих и свистящих, неправильное воспроизведение глухих и звонких звуков;
  • затруднение дыхания во время речи — вдохи и выдохи становятся быстрыми, прерывистыми, поверхностными;
  • недостаточная сила голоса — пациенты часто разговаривают тихо.

Если дизартрия проявляется в детском возрасте, она может сказываться на общем развитии ребенка. Сложности с коммуникацией приводят к ограничению словарного запаса, невозможности полноценного развития интеллектуальных способностей. Также болезнь часто сопровождается дисграфией — недостаточным развитием психических способностей, которые участвуют в контроле письменной речи.

Формы дизартрии

При диагностике дизартрии обязательно учитывается ее неврологическая классификация. Ее основные принципы — это локализация поврежденного участка нервной системы и комплекс симптомов, которые можно заметить на первичном обследовании. Диагноз обязательно подтверждается в ходе исследования функции головного мозга и периферических нервов. В Клиническом Институте мозга есть все условия для полноценной диагностики нарушений речи, в том числе связанных с недостаточностью нервной системы.

Бульбарная дизартрия

Бульбарная форма дизартрии связана с нарушением прохождения нервного импульса в ядрах черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Это могут быть подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы, реже — лицевой либо тройничный, а также различные комбинации. Эта форма проявляется характерными расстройствами речевой активности:

  • нарушение артикуляции;
  • изменение тембра голоса;
  • неспособность дифференцировать согласные звуки — они все воспроизводятся схожим образом.

Бульбарная дизартрия часто диагностируется в раннем детстве. У таких пациентов проявляется нарушение не только речевой активности, но и других функций, в том числе сосательного и глотательного рефлексов. Вследствие расстройства работы лицевой группы мышц, могут наблюдаться затруднения приема как твердой, так и жидкой пищи. Однако, выраженность симптомов отличается, и болезнь может не сказываться на способности к самообслуживанию и социальной активности.

Псевдобульбарная форма

Псевдобульбарная дизартрия возникает при нарушении работы проводящих корково-ядерных путей. Клиническая картина обусловлена повышением тонуса мышц речевого аппарата, что проявляется комплексом типичных симптомов:

  • сложности с движением языка во время устной речи, невозможность зафиксировать его в определенном положении (поднять к небу либо отвести в сторону);
  • смазанная речь с характерным носовым оттенком;
  • нарушение воспроизведения согласных звуков, особенно шипящих и свистящих.

Псевдобульбарная форма также может проявляться дополнительными симптомами. Из-за повышенного тонуса лицевых мышц, могут затрудняться глотательные движения, у пациента наблюдается риск поперхнуться твердой или жидкой пищей. Также характерны непроизвольные движения мимических мышц.

Подкорковая форма

Подкорковая дизартрия еще называется экстрапирамидной и развивается при нарушении прохождения нервного импульса в области подкорковых ядер центральной нервной системы. Основной механизм патологических изменений — это гиперкинезы, неконтролируемые движения мышц или их групп, в том числе лицевых или мимических. Этот синдром может проявляться и в спокойном состоянии, но часто обостряется при попытке устной речи. Тембр голоса у таких пациентов часто меняется, может внезапно становиться слишком громким либо тихим. Речь быстрая либо медленная, но ее темп может меняться, также для подкорковой дизартрии характерно заикание.

Экстрапирамидная форма может возникать отдельно либо в комплексе с сопутствующими нарушениями. Она часто диагностируется в сочетании с другими формами дизартрии, в том числе бульбарной, псевдобульбарной либо мозжечковой.

Мозжечковая дизартрия

Мозжечковая форма связана непосредственно с нарушением прохождения нервного импульса по проводящим путям мозжечка. У пациентов наблюдаются сложности с контролем речевой активности, воспроизведением слов и отдельных звуков. Общая картина может включать следующие характерные проявления:

  • дрожание языка;
  • нарушение четкости речи — пациент концентрируется на точном воспроизведении слов, но могут присутствовать отдельные повышения либо снижения тембра и силы звука, выкрики;
  • сложности с воспроизведением звуков, которые требуют точности работы мышц языка и губ.

Поражение мозжечка влияет не только на речевую функцию. У таких пациентов часто наблюдается нарушение координации движений, шаткость походки и расстройства двигательной функции конечностей. При легкой форме болезни, пациент испытывает трудности с удержанием равновесия, особенно в движении.

Корковая дизартрия

Корковая форма дизартрии — это следствие поражения отдельных участков коры головного мозга. Болезнь может возникать как в раннем детстве, так и во взрослом возрасте. Основной механизм развития — это артикуляционная апраксия. Синдром заключается в невозможности выполнять сложные последовательные процессы, связанные между собой. Речь таких пациентов невнятная, но нарушения дыхания и изменения тембра голоса отсутствуют. В процессе обследования важно провести дифференциальную диагностику от моторной афазии — заболевания, которое характеризуется идентичными нарушениями, но также включает нарушение понимания разговоров, неспособность к письменной речи.

Степени дизартрии

От степени дизартрии зависит прогноз для пациента и возможность его нормальной социализации. Диагностика болезни обязательно проводится логопедом, который специализируется на коррекции речевых нарушений, связанных с расстройствами работы нервной системы. Всего выделяют 4 основные стадии, первая из которых — наиболее безопасная и не влияет на качество жизни пациента.

  1. Первая стадия дизартрии — скрытая. Дефекты могут быть незаметны даже близким родственникам, поскольку речь остается максимально внятной и понятной. Диагностировать расстройство можно только на обследовании у логопеда.
  2. Вторая степень также не влияет на развитие ребенка. Дефекты речи заметны посторонним людям, но она остается понятной. У пациента не возникает сложностей с коммуникацией, что обеспечивает возможность полноценного развития интеллектуальных способностей и посещения общеобразовательных заведений.
  3. При третьей стадии дизартрии у пациента уже наблюдаются трудности в коммуникациях с посторонними людьми. Речь невнятная, ее бывает сложно понимать даже близким людям. Однако, при грамотной реабилитации сохраняется возможность озвучить простые мысли и обеспечить базовые потребности. Интеллектуальное развитие затруднено, в результате неспособности к нормальной коммуникации.
  4. Последняя стадия дизартрии — анартрия. Речь у таких пациентов полностью отсутствует, что прямо связно с нарушением интеллектуального развития. Характерно непроизвольное воспроизведение отдельных звуков и сочетаний, которые не несут смысловой нагрузки, а также неконтролируемые движения лицевой мускулатуры либо значительное снижение ее тонуса.

Врачи Клинического Института Мозга настоятельно рекомендуют проходить плановые обследования у логопеда, начиная с раннего детства. Нарушения дикции в дошкольном возрасте — это нормальное явление, и большинство случаев проходят без применения специфической терапии. Однако, дизартрия требует длительного лечения, которое позволит избежать осложнений и прогрессирования болезни, а также обеспечить максимальную социализацию пациента.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]