Симптомы ринолалии
При органической ринолалии диагноз ставиться еще в младенческом возрасте. Такие дети с первых дней имеют проблемы с питанием и дыханием, подвержены респираторным заболеваниям.
Формирование речи у детей с ринолалией затруднённо и происходит после 2 лет. Больной ребенок поздно произносит звуки, слоги и слова. Они нечеткие и малопонятные.
При открытой форме звуки имеют носовой тембр и неотличимы друг от друга. Закрытая ринолалия проявляется в нарушении произношения носовых звуков и их заменой на другие. Страдает и тембр голоса.
Заболевание вызывает и другие нарушения – дисграфию и дислексию, а также устойчивый психологический дискомфорт. Поэтому так важна диагностика ринолалии и ее лечение.
Коррекционная работа при ринолалии
Алла Богданова
Коррекционная работа при ринолалии
Коррекционная работа при ринолалии
А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами Как отличить парез (паралич)
мягкого нёба от функциональной гнусавости?
Важно отграничить парез (паралич)
мягкого неба от функциональной
(привычной)
гнусавости.Сделать это можно следующими способами:
— Ребенок широко открывает рот. Логопед (родитель)
нажимает шпателем
(черенком ложки)
на корень языка. Если мягкое небо рефлекторно поднимается к задней стенке глотки, можно говорить о функциональной гнусавости, если же нёбо остается неподвижным, не остаётся сомнения, что гнусавость органического происхождения
(парез, либо паралич мягкого неба)
.
— Ребенок лежит на спине и произносит какую-то фразу в этом положении. Если гнусавость исчезает, значит, можно предположить парез (паралич)
мягкого неба (гнусавость исчезает вследствие того, что при положении на спине мягкое небо пассивно припадает к задней стенке глотки).
Устранение носового оттенка голоса с помощью массажа и упражнений
Для устранения носового оттенка голоса придётся немало потрудиться и ребёнку, и логопеду, и, конечно же, любящим родителям.
В первую очередь, надо будет активизировать мягкое нёбо, заставить его двигаться. Для этого понадобится специальный массаж. Если ребёнок слишком мал,массаж делают взрослые:
1) чистым, обработанным спиртом, указательным пальцем (подушечкой)
правой руки, в поперечном направлении, производят поглаживание и растирание слизистой оболочки на границе твёрдого и мягкого нёба (в этом случае происходит рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба);
2) те же движения проделывают при произнесении ребёнком звука «а»
;
3) произвести зигзагообразные движения по границе твёрдого и мягкого нёба слева – направо и в обратном направлении (несколько раз)
;
4) указательным пальцем произвести точечный и толчкообразный массаж мягкого нёба недалеко от границы с твёрдым нёбом.
Если ребёнок уже достаточно большой, то он может проделать все эти приёмы массажа сам: кончик языка прекрасно справится с этой задачей. Важно правильно показать, как всё это выполняется. Поэтому понадобится зеркало и заинтересованное участие взрослого. Сначала массаж с помощью языка ребёнок делает при широко открытом рте, а затем, когда проблем с самомассажем уже не будет, он сможет выполнять его уже с закрытым ртом, и совершенно незаметно для окружающих. Это очень важно, так как чем чаще будет выполняться массаж, тем скорее появится результат.
При выполнении массажа надо помнить, что у ребёнка можно вызвать рвотный рефлекс,поэтому не проводите массаж сразу после еды: между приёмом пищи и массажем должен быть хотя бы часовой перерыв. Будьте крайне осторожны, избегайте грубых прикосновений. Не делайте массаж,если у Вас длинные ногти: они могут поранить нежную слизистую оболочку нёба.
Кроме массажа, мягкому нёбу понадобится и специальная гимнастика.Вот несколько упражнений:
1) ребёнку даётся стакан с тёплой кипяченой водой и предлагается выпить её маленькими глоточками;
2) ребёнок полощет горло тёплой кипячёной водой маленькими порциями;
3)утрированное покашливание при широко открытом рте: на одном выдохе не менее 2-3-х покашливаний;
4) позёвывание и имитация позёвывания при широко открытом рте;
5)произнесение гласных звуков: «а»
,
«у»
,
«о»
,
«э»
,
«и»
,
«ы»
энергично и несколько утрированно, на так называемой
«твёрдой атаке»
.
Восстановление дыхания
В первую очередь,необходимо устранить причины: провести соответствующие операции, избавиться от аденоидов, полипов, фибром, искривления носовой перегородки, воспалительного отёка слизистой носа при насморке и аллергическом рините, а уже потом, — восстановить правильное физиологическое и речевое дыхание.
Маленькому ребёнку бывает трудно, а порой и неинтересно выполнять упражнения просто по показу. Поэтому используйте игровые приемы, придумывайте сказочные истории,например такие:
«Проветриваем пещеру»
Язычок живёт в пещере. Как и любое помещение, её необходимо часто проветривать, ведь воздух для дыхания должен быть чистым!Есть несколько способов проветривания:
-вдохнуть воздух носом и медленно выдохнуть через широко открытый рот (и так не менее 5 раз)
;
-вдох ртом и медленный выдох через открытый рот (не менее 5 раз)
;
-вдох и выдох носом (не менее 5 раз)
;
-вдох носом, выдох ртом (не менее 5 раз)
.
«Вьюга»
Взрослый привязывает на ниточки кусочки ватки, свободные кончики ниток закрепляет на своих пальцах, таким образом, получается пять ниточек с ватными шариками на концах. Рука держится на уровне лица ребёнка на расстоянии 20 – 30 сантиметров. Малыш дует на шарики, они кружатся и отклоняются. Чем сильнее будут кружиться эти импровизированные снежинки, тем лучше.
«Ветер»
Проделывается аналогично предыдущему упражнению, но вместо ниточек с ваткой используется лист бумаги, нарезанный снизу бахромой (помните, когда-то такую бумагу прикрепляли на форточки, чтобы отпугивать мух). Ребёнок дует на бахрому, она отклоняется. Чем более горизонтальное положение примут при этом полоски бумаги, тем лучше.
«Мячик»
У Язычка самая любимая игрушка- мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть! (Ребёнок как можно сильнее «надувает»
щёки. Следите, чтобы обе щеки раздувались равномерно)
«Мячик сдулся!»
После продолжительных игр,мячик у Язычка теряет свою округлость: из него выходит воздух. (Ребёнок сначала сильно раздувает щёки, а затем медленно выдыхает воздух через округлённые и вытянутые трубочкой губы.)
«Насос»
Мячик приходится надувать с помощью насоса. (Руки ребёнка выполняют соответствующие движения. Сам он при этом произносит часто и отрывисто звук «с-с-с-…»
: губы растянуты в улыбке, зубы почти сжаты, а кончик языка упирается в основание нижних передних зубов. Воздух выходит изо рта сильными толчками).
«Язычок играет в футбол»
.
Язычок любит играть в футбол. Особенно ему нравится забивать голы с пенальти. (Поставить на противоположной от ребёнка стороне стола два кубика. Это — импровизированные ворота. Перед ребёнком на стол положить кусочек ватки. Малыш «забивает голы»
, дуя с широкого языка, просунутого между губами на ватный тампон, стараясь
«довести»
его до ворот и попасть в них. Следите, чтобы щёки при этом не раздувались, а воздух струйкой стекал посередине языка.)
При выполнении этого упражнения надо следить, чтобы ребёнок нечаянно не вдохнул в себя ватку и не подавился.
«Язычок играет на свирели»
А ещё Язычок умеет играть на свирели. Мелодия при этом почти не слышна, зато ощутима сильная струя воздуха, которая вырывается из отверстия свирели. (Ребёнок сворачивает из языка трубочку и дует в неё. Наличие струйки воздуха малыш проверяет на своей ладошке).
«Суок и ключик»
Ребёнок знает сказку «Три толстяка»
? Если да, то он наверняка помнит, как девочка-гимнастка Суок играла на ключике замечательную мелодию. Ребёнок пробует это повторить.
(Взрослый показывает, как можно свистеть в полый ключик)
.
Если ключика под рукой не окажется, можно использовать чистый пустой пузырёк (аптечный или из-под духов)
с узким горлышком. При
работесо стеклянными пузырьками надо быть крайне осторожными: края пузырька не должны быть отколотыми и острыми. И ещё: внимательно смотрите, чтобы ребёнок случайно не разбил пузырёк и не поранился.
В качестве дыхательных упражнений можно использовать и игру на детских музыкальных духовых инструментах: дудочке, губной гармошке, горне, трубе. А также надувание воздушных шариков, резиновых игрушек, мячей.
Все приведённые выше дыхательные упражнения должны выполняться только в присутствии взрослых! Помните, что при выполнении упражнений у ребёнка может закружиться голова, поэтому внимательно следите за его состоянием, и при малейших признаках усталости прекращайте занятие.
Артикуляционные упражнения при ринолалии
При открытой и закрытой ринолалии бывает очень полезно выполнять артикуляционные упражнения для языка, губ и щёк. Часть этих упражнений вы можете найти на страницах нашего сайта в разделах «Классическая артикуляционная гимнастика»
,
«Сказочные истории из жизни Язычка»
.
Вот ещё несколько.Они призваны активизировать кончик языка:
1) «Лиана»
: свесить длинный узкий язык вниз, к подбородку, удерживать в таком положении не менее 5 секунд
(повторить упражнение несколько раз)
.
2) «Удав»
: медленно высунуть длинный и узкий язык изо рта
(проделать упражнение несколько раз)
.
3) «Язык удава»
: длинным и узким языком, высунутым как можно больше изо рта, проделать несколько быстрых колебательных движений из стороны в сторону
(от одного угла рта до другого)
.
4) «Часики»
: рот широко открыт, узкий язык совершает круговые движения, как стрелка часов, касаясь при этом губ
(сначала в одну, а потом в другую сторону)
.
5) «Маятник»
: рот открыт, узкий длинный язык высунут изо рта, и двигается из стороны в сторону
(от одного угла рта до другого)
под счёт
«раз – два»
.
6) «Качели»
: рот открыт, длинный узкий язык то поднимается вверх, к носу, то опускается вниз, к подбородку, под счёт
«раз – два»
.
7) «Укол»
: узкий длинный язык изнутри надавливает то на одну, то на другую щёку.
Так же можно разнообразить артикуляционную гимнастику
ГАСТРОНОМИЧЕСКИ-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!
Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше
Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы
Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя
Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка
А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами
Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком.Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком
Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков)
в языке, как в чашке. Удержи шарик-конфетку
(или из сухих завтраков)
в языке, как в чашке
Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.
Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу
Коррекция ринолалии в логопедическом центре в Москве
Коррекционные работы с детьми при ринолалии нужно начинать при обнаружении проблемы, чтобы к подростковому возрасту добиться положительных результатов. В зависимости от формы логопедическая работа может быть основной или дополнением работы других специалистов.
Роль логопеда при ринолалии заключается в закреплении навыков звукопроизношения. Используется массаж, развитие нёбно-глоточного смыкания, выработка выдоха и звукопроизношения, устранение гнусавости, наработка словарного запаса и работа над лексической грамотностью.
- Коррекция при функциональной ринолалии. Положительного эффекта можно добиться благодаря занятиям с логопедом. Они включают массаж, дыхательную гимнастику, работу над выработкой правильного произношения звуков и слухового внимания.
- Коррекция при органической форме. Эффективность зависит от хирургического вмешательства, своевременностью операции и полнотой работы логопеда с ребёнком.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Формы и причины связаны между собой. Все 3 формы имеют собственные источники происхождения.
Открытая форма ринолалии |
|
Закрытая форма ринолалии |
|
Смешанная форма ринолалии | Пересечение некоторых расстройств и нарушений закрытой и открытой форм. |
ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ
Такой метод исправления ринолалии используется всеми логопедами. В стандартный список упражнений входит:
1. Упражнение “Парус”. Кончик языка ставится на верхний зубной ряд, а спинка прогибается вперед.
2. Упражнение “Чашечка”. Широкий язык кладется на нижнюю губу, а края начинают загибаться в форму чашки.
3. Упражнение “Бегемотик”. Малыш спокойно и без напряжения открывает и закрывает рот.
4. Упражнение “Улыбка”. Ребенок широко улыбается, разводя как можно дальше уголки губ, а затем возвращает на место.
Такие несложные упражнения будут полезны даже детям без речевых нарушений, поэтому рекомендую тренироваться в целях профилактики.
Артикуляционные упражнения
Для коррекции артикуляционных нарушений, вызванных ринолалией, необходимы специальные упражнения:
- «Змейка или лопата» — нужно научится высовывать язык с заостренным кончиком, а потом широко расплющенным. Следующий этап — чередовать «змею» и «лопату».
- «Выгни спинку» — кончик языка упирается в нижние десны, а спинка языка выгибается то вверх, то вниз.
- «Надуй и сдуй» — щеки нужно надувать и сдувать, втягивая их между зубов. Как вариант — научиться надувать не обе щеки сразу, а попеременно. Взрослый может помогать «сдувать» надутую щеку, легко прикасаясь к ней пальцем.
- «Полощем зубы» — имитировать полоскание зубов без воды (воздух должен давить на губы).
- «Зарядка слоника» — ребенок должен научиться удерживать сомкнутые и вытянутые вперед губы «хоботком», а потом двигать им вправо-влево и даже вращать.
Дыхательные упражнения
Для ринолаликов характерно дыхание с выдохом как через рот, так и через нос. Поэтому научить ребенка контролировать вдох и выдох очень важно. Для контроля можно использовать кусочек ваты или салфетки, приложенные к носу. Цель упражнений — научить «дуть» только через рот.
Вдох — выдох
Это упражнение поможет научиться контролировать дыхание. Вдох и выдох ребенок производит строго определенным образом. Например, вдох-выдох носом, в следующий раз и вдох, и выдох только ртом. Усложняем задание — вдохнуть носом, выдохнуть ртом, следующий вдох-выдох носом, затем — только через рот. И так далее.
Буря в стакане воды
Наглядный контроль за ротовым дыханием помогут осуществить игры с водой. Дети с удовольствием дуют в воду через трубочку, создавая настоящие бури и шторма. Чтобы вода не расплескалась, удобнее взять не широкий стакан, а бутылку. Только обязательно прозрачную, чтобы бурление было хорошо видно. Когда ребенок научится дуть в трубочку, создавая бульканье, нужно постараться удлинить выдох. Чтобы буря была «настоящей», выдох должен быть равномерным и длительным.
Игры на задувание свечи, забивание «футбольных мячей», сделанных из ватных шариков, различные игрушечных духовых инструментов и надувание воздушных шаров также очень полезны. Однако здесь важны постепенность усложнения задачи и отсутствие перегрузок. Дыхательные упражнения не должны быть длительными, чтобы у ребенка не закружилась голова.