Ринолалия: виды, причины, признаки, симптомы, лечение


Симптомы ринолалии

При органической ринолалии диагноз ставиться еще в младенческом возрасте. Такие дети с первых дней имеют проблемы с питанием и дыханием, подвержены респираторным заболеваниям.

Формирование речи у детей с ринолалией затруднённо и происходит после 2 лет. Больной ребенок поздно произносит звуки, слоги и слова. Они нечеткие и малопонятные.

При открытой форме звуки имеют носовой тембр и неотличимы друг от друга. Закрытая ринолалия проявляется в нарушении произношения носовых звуков и их заменой на другие. Страдает и тембр голоса.

Заболевание вызывает и другие нарушения – дисграфию и дислексию, а также устойчивый психологический дискомфорт. Поэтому так важна диагностика ринолалии и ее лечение.

Коррекционная работа при ринолалии

Алла Богданова

Коррекционная работа при ринолалии

Коррекционная работа при ринолалии

А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами Как отличить парез (паралич)

мягкого нёба от функциональной гнусавости?

Важно отграничить парез (паралич)

мягкого неба от функциональной
(привычной)
гнусавости.Сделать это можно следующими способами:

— Ребенок широко открывает рот. Логопед (родитель)

нажимает шпателем
(черенком ложки)
на корень языка. Если мягкое небо рефлекторно поднимается к задней стенке глотки, можно говорить о функциональной гнусавости, если же нёбо остается неподвижным, не остаётся сомнения, что гнусавость органического происхождения
(парез, либо паралич мягкого неба)
.

— Ребенок лежит на спине и произносит какую-то фразу в этом положении. Если гнусавость исчезает, значит, можно предположить парез (паралич)

мягкого неба (гнусавость исчезает вследствие того, что при положении на спине мягкое небо пассивно припадает к задней стенке глотки).

Устранение носового оттенка голоса с помощью массажа и упражнений

Для устранения носового оттенка голоса придётся немало потрудиться и ребёнку, и логопеду, и, конечно же, любящим родителям.

В первую очередь, надо будет активизировать мягкое нёбо, заставить его двигаться. Для этого понадобится специальный массаж. Если ребёнок слишком мал,массаж делают взрослые:

1) чистым, обработанным спиртом, указательным пальцем (подушечкой)

правой руки, в поперечном направлении, производят поглаживание и растирание слизистой оболочки на границе твёрдого и мягкого нёба (в этом случае происходит рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба);

2) те же движения проделывают при произнесении ребёнком звука «а»

;

3) произвести зигзагообразные движения по границе твёрдого и мягкого нёба слева – направо и в обратном направлении (несколько раз)

;

4) указательным пальцем произвести точечный и толчкообразный массаж мягкого нёба недалеко от границы с твёрдым нёбом.

Если ребёнок уже достаточно большой, то он может проделать все эти приёмы массажа сам: кончик языка прекрасно справится с этой задачей. Важно правильно показать, как всё это выполняется. Поэтому понадобится зеркало и заинтересованное участие взрослого. Сначала массаж с помощью языка ребёнок делает при широко открытом рте, а затем, когда проблем с самомассажем уже не будет, он сможет выполнять его уже с закрытым ртом, и совершенно незаметно для окружающих. Это очень важно, так как чем чаще будет выполняться массаж, тем скорее появится результат.

При выполнении массажа надо помнить, что у ребёнка можно вызвать рвотный рефлекс,поэтому не проводите массаж сразу после еды: между приёмом пищи и массажем должен быть хотя бы часовой перерыв. Будьте крайне осторожны, избегайте грубых прикосновений. Не делайте массаж,если у Вас длинные ногти: они могут поранить нежную слизистую оболочку нёба.

Кроме массажа, мягкому нёбу понадобится и специальная гимнастика.Вот несколько упражнений:

1) ребёнку даётся стакан с тёплой кипяченой водой и предлагается выпить её маленькими глоточками;

2) ребёнок полощет горло тёплой кипячёной водой маленькими порциями;

3)утрированное покашливание при широко открытом рте: на одном выдохе не менее 2-3-х покашливаний;

4) позёвывание и имитация позёвывания при широко открытом рте;

5)произнесение гласных звуков: «а»

,
«у»
,
«о»
,
«э»
,
«и»
,
«ы»
энергично и несколько утрированно, на так называемой
«твёрдой атаке»
.

Восстановление дыхания

В первую очередь,необходимо устранить причины: провести соответствующие операции, избавиться от аденоидов, полипов, фибром, искривления носовой перегородки, воспалительного отёка слизистой носа при насморке и аллергическом рините, а уже потом, — восстановить правильное физиологическое и речевое дыхание.

Маленькому ребёнку бывает трудно, а порой и неинтересно выполнять упражнения просто по показу. Поэтому используйте игровые приемы, придумывайте сказочные истории,например такие:

«Проветриваем пещеру»

Язычок живёт в пещере. Как и любое помещение, её необходимо часто проветривать, ведь воздух для дыхания должен быть чистым!Есть несколько способов проветривания:

-вдохнуть воздух носом и медленно выдохнуть через широко открытый рот (и так не менее 5 раз)

;

-вдох ртом и медленный выдох через открытый рот (не менее 5 раз)

;

-вдох и выдох носом (не менее 5 раз)

;

-вдох носом, выдох ртом (не менее 5 раз)

.

«Вьюга»

Взрослый привязывает на ниточки кусочки ватки, свободные кончики ниток закрепляет на своих пальцах, таким образом, получается пять ниточек с ватными шариками на концах. Рука держится на уровне лица ребёнка на расстоянии 20 – 30 сантиметров. Малыш дует на шарики, они кружатся и отклоняются. Чем сильнее будут кружиться эти импровизированные снежинки, тем лучше.

«Ветер»

Проделывается аналогично предыдущему упражнению, но вместо ниточек с ваткой используется лист бумаги, нарезанный снизу бахромой (помните, когда-то такую бумагу прикрепляли на форточки, чтобы отпугивать мух). Ребёнок дует на бахрому, она отклоняется. Чем более горизонтальное положение примут при этом полоски бумаги, тем лучше.

«Мячик»

У Язычка самая любимая игрушка- мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть! (Ребёнок как можно сильнее «надувает»

щёки. Следите, чтобы обе щеки раздувались равномерно)

«Мячик сдулся!»

После продолжительных игр,мячик у Язычка теряет свою округлость: из него выходит воздух. (Ребёнок сначала сильно раздувает щёки, а затем медленно выдыхает воздух через округлённые и вытянутые трубочкой губы.)

«Насос»

Мячик приходится надувать с помощью насоса. (Руки ребёнка выполняют соответствующие движения. Сам он при этом произносит часто и отрывисто звук «с-с-с-…»

: губы растянуты в улыбке, зубы почти сжаты, а кончик языка упирается в основание нижних передних зубов. Воздух выходит изо рта сильными толчками).

«Язычок играет в футбол»

.

Язычок любит играть в футбол. Особенно ему нравится забивать голы с пенальти. (Поставить на противоположной от ребёнка стороне стола два кубика. Это — импровизированные ворота. Перед ребёнком на стол положить кусочек ватки. Малыш «забивает голы»

, дуя с широкого языка, просунутого между губами на ватный тампон, стараясь
«довести»
его до ворот и попасть в них. Следите, чтобы щёки при этом не раздувались, а воздух струйкой стекал посередине языка.)

При выполнении этого упражнения надо следить, чтобы ребёнок нечаянно не вдохнул в себя ватку и не подавился.

«Язычок играет на свирели»

А ещё Язычок умеет играть на свирели. Мелодия при этом почти не слышна, зато ощутима сильная струя воздуха, которая вырывается из отверстия свирели. (Ребёнок сворачивает из языка трубочку и дует в неё. Наличие струйки воздуха малыш проверяет на своей ладошке).

«Суок и ключик»

Ребёнок знает сказку «Три толстяка»

? Если да, то он наверняка помнит, как девочка-гимнастка Суок играла на ключике замечательную мелодию. Ребёнок пробует это повторить.
(Взрослый показывает, как можно свистеть в полый ключик)
.

Если ключика под рукой не окажется, можно использовать чистый пустой пузырёк (аптечный или из-под духов)

с узким горлышком. При
работесо стеклянными пузырьками надо быть крайне осторожными: края пузырька не должны быть отколотыми и острыми. И ещё: внимательно смотрите, чтобы ребёнок случайно не разбил пузырёк и не поранился.
В качестве дыхательных упражнений можно использовать и игру на детских музыкальных духовых инструментах: дудочке, губной гармошке, горне, трубе. А также надувание воздушных шариков, резиновых игрушек, мячей.

Все приведённые выше дыхательные упражнения должны выполняться только в присутствии взрослых! Помните, что при выполнении упражнений у ребёнка может закружиться голова, поэтому внимательно следите за его состоянием, и при малейших признаках усталости прекращайте занятие.

Артикуляционные упражнения при ринолалии

При открытой и закрытой ринолалии бывает очень полезно выполнять артикуляционные упражнения для языка, губ и щёк. Часть этих упражнений вы можете найти на страницах нашего сайта в разделах «Классическая артикуляционная гимнастика»

,
«Сказочные истории из жизни Язычка»
.

Вот ещё несколько.Они призваны активизировать кончик языка:

1) «Лиана»

: свесить длинный узкий язык вниз, к подбородку, удерживать в таком положении не менее 5 секунд
(повторить упражнение несколько раз)
.

2) «Удав»

: медленно высунуть длинный и узкий язык изо рта
(проделать упражнение несколько раз)
.

3) «Язык удава»

: длинным и узким языком, высунутым как можно больше изо рта, проделать несколько быстрых колебательных движений из стороны в сторону
(от одного угла рта до другого)
.

4) «Часики»

: рот широко открыт, узкий язык совершает круговые движения, как стрелка часов, касаясь при этом губ
(сначала в одну, а потом в другую сторону)
.

5) «Маятник»

: рот открыт, узкий длинный язык высунут изо рта, и двигается из стороны в сторону
(от одного угла рта до другого)
под счёт
«раз – два»
.

6) «Качели»

: рот открыт, длинный узкий язык то поднимается вверх, к носу, то опускается вниз, к подбородку, под счёт
«раз – два»
.

7) «Укол»

: узкий длинный язык изнутри надавливает то на одну, то на другую щёку.

Так же можно разнообразить артикуляционную гимнастику

ГАСТРОНОМИЧЕСКИ-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше

Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы

Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!

Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя

Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка

А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами

Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком.Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком

Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков)

в языке, как в чашке. Удержи шарик-конфетку
(или из сухих завтраков)
в языке, как в чашке

Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.

Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу

Коррекция ринолалии в логопедическом центре в Москве

Коррекционные работы с детьми при ринолалии нужно начинать при обнаружении проблемы, чтобы к подростковому возрасту добиться положительных результатов. В зависимости от формы логопедическая работа может быть основной или дополнением работы других специалистов.

Роль логопеда при ринолалии заключается в закреплении навыков звукопроизношения. Используется массаж, развитие нёбно-глоточного смыкания, выработка выдоха и звукопроизношения, устранение гнусавости, наработка словарного запаса и работа над лексической грамотностью.

  1. Коррекция при функциональной ринолалии. Положительного эффекта можно добиться благодаря занятиям с логопедом. Они включают массаж, дыхательную гимнастику, работу над выработкой правильного произношения звуков и слухового внимания.
  2. Коррекция при органической форме. Эффективность зависит от хирургического вмешательства, своевременностью операции и полнотой работы логопеда с ребёнком.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Формы и причины связаны между собой. Все 3 формы имеют собственные источники происхождения.

Открытая форма ринолалии
  • Травмы ротовой и носовой пазух.
  • Расщепление неба.
  • Образования инородного происхождения, которые оказывают давление на нервную систему, не позволяя воздуху циркулировать правильно.
  • Паралич и парез (на фоне дифтерии) мыщц полости рта.
  • Наличие рубцов и шрамов неба.
  • Оперативное вмешательство по устранению аденоидов.
  • Вялая деятельность речевого аппарата .
Закрытая форма ринолалии
  • Неврологические расстройства.
  • Полипы и аденоиды.
  • Наличие кривой перегородки носа.
  • Увеличение слизистой носа.
  • Образование одиночной миндалины.
  • Доброкачественные и злокачественные опухоли.
  • Копирование гнусавой речи.
Смешанная форма ринолалииПересечение некоторых расстройств и нарушений закрытой и открытой форм.

ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ

Такой метод исправления ринолалии используется всеми логопедами. В стандартный список упражнений входит:

1. Упражнение “Парус”. Кончик языка ставится на верхний зубной ряд, а спинка прогибается вперед.

2. Упражнение “Чашечка”. Широкий язык кладется на нижнюю губу, а края начинают загибаться в форму чашки.

3. Упражнение “Бегемотик”. Малыш спокойно и без напряжения открывает и закрывает рот.

4. Упражнение “Улыбка”. Ребенок широко улыбается, разводя как можно дальше уголки губ, а затем возвращает на место.

Такие несложные упражнения будут полезны даже детям без речевых нарушений, поэтому рекомендую тренироваться в целях профилактики.

Артикуляционные упражнения

Для коррекции артикуляционных нарушений, вызванных ринолалией, необходимы специальные упражнения:

  1. «Змейка или лопата» — нужно научится высовывать язык с заостренным кончиком, а потом широко расплющенным. Следующий этап — чередовать «змею» и «лопату».
  2. «Выгни спинку» — кончик языка упирается в нижние десны, а спинка языка выгибается то вверх, то вниз.
  3. «Надуй и сдуй» — щеки нужно надувать и сдувать, втягивая их между зубов. Как вариант — научиться надувать не обе щеки сразу, а попеременно. Взрослый может помогать «сдувать» надутую щеку, легко прикасаясь к ней пальцем.
  4. «Полощем зубы» — имитировать полоскание зубов без воды (воздух должен давить на губы).
  5. «Зарядка слоника» — ребенок должен научиться удерживать сомкнутые и вытянутые вперед губы «хоботком», а потом двигать им вправо-влево и даже вращать.

Дыхательные упражнения

Для ринолаликов характерно дыхание с выдохом как через рот, так и через нос. Поэтому научить ребенка контролировать вдох и выдох очень важно. Для контроля можно использовать кусочек ваты или салфетки, приложенные к носу. Цель упражнений — научить «дуть» только через рот.

Вдох — выдох

Это упражнение поможет научиться контролировать дыхание. Вдох и выдох ребенок производит строго определенным образом. Например, вдох-выдох носом, в следующий раз и вдох, и выдох только ртом. Усложняем задание — вдохнуть носом, выдохнуть ртом, следующий вдох-выдох носом, затем — только через рот. И так далее.

Буря в стакане воды

Наглядный контроль за ротовым дыханием помогут осуществить игры с водой. Дети с удовольствием дуют в воду через трубочку, создавая настоящие бури и шторма. Чтобы вода не расплескалась, удобнее взять не широкий стакан, а бутылку. Только обязательно прозрачную, чтобы бурление было хорошо видно. Когда ребенок научится дуть в трубочку, создавая бульканье, нужно постараться удлинить выдох. Чтобы буря была «настоящей», выдох должен быть равномерным и длительным.

Игры на задувание свечи, забивание «футбольных мячей», сделанных из ватных шариков, различные игрушечных духовых инструментов и надувание воздушных шаров также очень полезны. Однако здесь важны постепенность усложнения задачи и отсутствие перегрузок. Дыхательные упражнения не должны быть длительными, чтобы у ребенка не закружилась голова.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]