Методическая разработка «Логопедический массаж»методическая разработка по логопедии


Цели логопедического массажа языка

Подобная процедура выполняет следующие задачи.

  • ✪ Стимуляция речи в случае задержки интеллектуального развития ребенка.
  • ✪ Уменьшение повышенного отделения слюны.
  • ✪ Снижение повышенного тонуса мышц, которые участвуют в артикуляции.
  • ✪ Активизация мышечной ткани, которая имеет недостаточную сократительную способность.
  • ✪ Улучшение кинестетических ощущений.
  • ✪ Создание подходящих условий для развития произвольных движений аппарата артикуляции.
  • ✪ Улучшение эластичности волокон мышц.

Логопедический массаж языка для детей эффективен даже при тяжелых нарушениях речи. С помощью него можно скорректировать произношение звуков, улучшить четкость звучания, нормализовать тонус мышц, отвечающих за речевой аппарат. Даже если у пациента ярко выражены неврологические симптомы, применение грамотного массажа может дать хороший результат.

Техника

Массировать обычно начинают с лица, так снимается общее напряжение организма. Начинают гладить лоб, медленно спускаются к подбородку. Двигают пальцами мягко, по горизонтали от центральной части лица к краям: от центра лба к вискам, от бровей к верхней части ушей, от век к ушным раковинам, от скул к ушным мочкам. Повторяют 2–3 раза.

Далее переходят к основному массажному комплексу. Ниже пошагово описываются процедуры для каждой части артикуляционного аппарата.

Массаж языка логопедический

Движения выполняют от края органа к корневой части.

  1. Обхватывают пальцами кончик, двигают им вверх-вниз, в левую и правую стороны, вдвигают вглубь и вытягивают изо рта.
  2. Поддерживая орган снизу, поглаживают его большим пальцем от центра к краям и круговыми движениями.
  3. Обхватывают орган большим и указательным пальцами, гладят его верхнюю и нижнюю поверхность.
  4. Осуществляют вибрационные движения: покачивают орган, несильно стучат по нему пальцем.
  5. Массируют уздечку, двигая пальцем вверх-вниз.
  6. Гладят поверхность органа тканью, имеющей разную текстуру.
  7. Зубной щёткой с мягкой щетиной рисуют на слизистой поверхности разные буквы.

Если у пациента повышено слюноотделение, то под язычок подкладывают чистую бумажную салфетку, меняют её после намокания.

Массаж губ

Эти процедуры включают также массирование носогубных участков и подбородка.

Логопедический массаж должен приносить малышу только положительные эмоции

  1. Пальцами трут губы.
  2. Делая круговые движения пальцем, перемещаются от правого уголка рта к левому и обратно.
  3. Верхнюю губу массируют вправо, нижнюю – влево, затем меняют направление движения.
  4. Щиплют губы и кожу вокруг рта.
  5. Давят на губы.
  6. Делают несильные удары пальцами.

Массаж рук

Массируют по отдельности пальцы и ладонь. Каждый пальчик прорабатывают от крайней фаланги до основания. Первый – мизинец.

  1. Давят на подушечки с усилением нажима.
  2. Прорабатывают ладонь, применяя стишок «Сорока — белобока».
  3. Рисуют пальцем на ладони спираль.
  4. Водят по ладони шипованным резиновым мячиком су-джок.
  5. Погружают пальцы в ёмкость с разной крупой.

Условия для проведения логопедического массажа языка

Во врачебном кабинете должно быть достаточно тепло и комфортно. Руки специалиста обязательно должны быть теплыми и безукоризненно чистыми, а ногти – коротко остриженными. Оптимальное время для проведения массажа – через два часа после приема пищи. Перед проведением процедуры полость рта ребенка необходимо тщательно очистить.

Примерное количество сеансов – 20. Точное число устанавливает логопед, в зависимости от степени выраженности дефекта речи. Для достижения максимального эффекта процедура проводится каждый день. Продолжительность сеанса варьируется от 5 до 25 минут, в зависимости от тяжести нарушения.

Перед тем как начать сеанс, пациенту важно занять правильное и максимально комфортное положение. Вот наиболее оптимальные позиции для проведения процедуры.

  • ✪ Ребенок ложится на спину, под шею подкладывается специальный валик или небольшая подушка. При этом голова должна быть зафиксирована и слегка откинута назад.
  • ✪ Есть и другой вариант – ребенок просто садится в кресло, которое имеет высокий подголовник (это отличный способ для тех детей, которые испытывают волнение при предложении лечь на кушетку).
  • ✪ Маленькие дети в процессе логопедического массажа могут находиться в коляске в положении полусидя, при этом их голова также должна быть немного откинута.
  • ✪ Если ребенок сильно боится различных врачебных процедур, можно усадить его на колени к родителю.

В ходе проведения массажа пациент должен находиться в спокойном состоянии, болезненные ощущения и дискомфорт не допускаются. Если маленький пациент не настроен на процедуру, в первый сеанс можно ограничиться легкими массирующими движениями в области лицевой части. Допустимо проводить сеансы в присутствии родителей, если ребенок чувствует себя более спокойно, когда рядом находятся близкие.

Сразу после процедуры рекомендуется обеспечить ребенку полный покой на протяжении 15-20 минут, после чего он может отправляться домой и заниматься повседневными делами. Стоит отметить, что даже с помощью самого профессионального массажа нельзя добиться мгновенного эффекта: первые результаты можно заметить только спустя несколько недель.

Показания

Массаж помогает справиться со многими проблемами формирования произношения
Отклики многих родителей подтверждают, что логопедический массаж для детей в домашних условиях высокоэффективен, помогает справиться со многими проблемами формирования произношения. Назначают процедуры при наличии конкретных патологий:

  • нарушений голоса, имеющих физиологическое или психологическое происхождение (ослабление голоса, першение, быстрое утомление при разговоре, дискомфорт при произношении, комок в глотке);
  • дизартрии – нарушения произношения из-за неврологических патологий;
  • заикания – нарушения звукопроизношения, при котором растягиваются или в быстром темпе повторяются определённые звуки, слоги, слова;
  • слюнотечения;
  • слабого или высокого тонуса артикуляционной мускулатуры.

А также массажные процедуры проводятся для ускорения результатов работы логопеда, когда маленький пациент должен скоро пойти в школу, а родители поздно обратились за помощью к специалисту.

Действия при повышенном и пониженном мышечном тонусе

Логопедический массаж при пониженном тонусе мышц начинается с легких массирующих движений плечевого пояса. После этого специалист затрагивает те артикуляционные области, которые у ребенка наименее активны. К примеру, нарушение движения может возникать при недостаточной развитости жевательных мышц или мышц скулы. В этом случае на эту область нужно воздействовать особенно активно.

Сила давления должна увеличиваться постепенно, с каждым сеансом, при этом давление, несмотря на его интенсивность, не должно вызывать болезненных ощущений у пациента.

При гипертонусе назначается массаж с расслабляющим эффектом. Все движения делаются в направлении от периферии к центральной части, при этом сила давления должна быть небольшой, в противном случае состояние артикуляционного аппарата может ухудшиться. Движения должны быть скользящими и слегка прижимающими. Каждое движение следует повторить примерно по 8 раз. Темп массажа – медленный (именно небольшой темп снижает степень возбудимости тканей). Одновременно с воздействием на мышечные ткани специалист просит ребенка выполнять пассивные движения головой. Это означает, что пациент должен медленно поворачивать голову по часовой стрелке, а затем – против нее. Благодаря этому приему удается расслабить мышцы шеи, что способствует уменьшению повышенного тонуса языка.

В ходе различных приемов выполняется не только массаж мышц языка. Врач совершает поглаживающие движения (продольные и поперечные) в области лба и переносицы, надавливает на зону роста волос, совершает постукивающие движения в области мышц губ для их полноценного расслабления.

Обратите внимание: у некоторых детей диагностируется повышенный и пониженный тонус различных мышц. В этом случае проводят дифференцированный массаж: на одни части специалист воздействует более активно, другие массирует расслабляющими движениями. Такой подход требует высокой квалификации и большой практики.

Массаж рта при нарушении сосания и глотания у новорожденных

Неправильный захват груди младенцем при грудном вскармливании и нарушения глотания у грудничков могут приводить к отказам малыша от еды, застою пищи в глотке, постоянным срыгиваниям, плохому набору веса. Логопед, используя приемы логопедического орофациального массажа (массаж рта, губ, щек), может помочь в этом случае.

Исследуя полость рта грудничка с помощью пальца в перчатке, специалист может оценить функции сосания, втягивания, положение языка, позиционирование гортани во время кормления. Корректирующие логопедического сеанса массажа для грудничков проводятся до кормления, чтобы ребенок не устал и длятся всего 2-5 минут. Массаж может сочетаться с процедурой «пальцевого кормления», когда грудное молоко поступает из бутылочки по трубочке к пальцу, который сосет малыш.

Противопоказания к логопедическому массажу

Есть некоторые ограничения к проведению такой процедуры. Так, массаж не назначается при следующих состояниях:

  • ✪ ОРВИ и другие вирусные инфекции;
  • ✪ герпетические высыпания на лице и губах;
  • ✪ заболевания глаз воспалительного характера;
  • ✪ воспалительные процессы в области ротовой полости;
  • ✪ повышенная температура тела (в этом случае процедура откладывается до полного выздоровления).

С осторожностью массаж назначается детям, которые страдают судорожным синдромом. Если ребенок ведет себя во время процедуры неспокойно, проявляет страх и агрессию, массаж следует прекратить и постараться успокоить пациента. При сильном волнении могут быть назначены легкие успокаивающие препараты.

Массаж зубной щеткой

Такие процедуры осуществляются при ослаблении или утрате голоса, слюнотечении, заикании. Помогают укрепить артикуляционную мускулатуру, устраняют речевые нарушения.

Массажные процедуры лучше проводить перед приёмом пищи

Начальный логопедический массаж для детей в домашних условиях зубной щёткой проводится 5 минут, для младенцев – 2. Время процедур постепенно увеличивают, спустя неделю занятие уже должно занимать около 20 минут. Процедуру завершают раньше, если возникает дискомфорт в ротовой полости.

Берут гигиеническое приспособление с мягкой щетиной. Под язычок подкладывают для впитывания слюны марлю или бумажную салфетку. Делают круговые и продольные движения, не давя на слизистую поверхность органа.

Важно правильно не только проводить, но и завершать массажные процедуры. После занятий маленького пациента хвалят за терпеливое и послушное поведение. Так у него не будет капризов перед следующими процедурами.

Противопоказания для логомассажа:

  • острые воспалительные процессы;
  • инфекционные, грибковые заболевания кожи;
  • грибковые или аллергические болезни кожи;
  • поражения слизистых ротовой полости;
  • высыпания герпеса на губах;
  • фурункулез;
  • конъюнктивит;
  • заболевания ротовой полости: гингивит, стоматит;
  • кровотечения из носа;
  • разные формы аллергических реакций: диатезы, крапивница и другие;
  • отек Квинке;
  • увеличение лимфоузлов;
  • эпилепсия;
  • онкология.

Надеюсь, статья оказалась полезной.

Общее представление

Жевательные мышцы находятся на боковых участках черепа, и располагаются попарно, по четыре на каждой из сторон. Непосредственно жевательная, а также височная мышца, характеризуются поверхностным размещением, тогда как крыловидные (медиальная и латеральная) – находятся в подвисочной впадине. Начинаясь на черепных костях, они соединяются с нижнечелюстным отделом, и приводят челюсть в движение за счет сокращения и расслабления.

Функциональность рассматриваемых анатомических элементов сложно переоценить, поскольку они задействованы не только в процессах переработки пищи, но и в дыхании, а также в реализации речевой функции. Массаж жевательных мышц при дисфункции ВНЧС позволяет снять перенапряжение, купировать болевой синдром и восстановить подвижность челюстного отдела.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]