Логопедия как наука, предмет, задачи, методы. Понятийно-категориальный аппарат логопедии. Связь логопедии с другими науками

Становление речи – это сложнейший процесс, ребенку необходимо научится правильно формировать и произносить мысли, осуществлять контроль над органами речевого аппарата, понимать обращения в свой адрес и уметь ответить собеседнику.

С некоторыми из перечисленных задач у ребенка могут возникнуть трудности. Именно решением проблем, связанных с речью занимается наука — логопедия, а также предотвращением их возникновения.

Основы логопедии

Логопедия – наука, изучающая дефекты в речевом развитии и причины их возникновения. Занимается нахождением способов устранения и выявления нарушений на ранних и поздних этапах образования с помощью специального обучения и корректирующих методов.

Цель
логопедии – разработка новых способов решения проблем, связанных с неправильной постановкой речи.
Объект
логопедии – лица с отклонениями в речевых способностях. Кроме тех, у которых это связано с физиологическими недостатками.
Предметом логопедии

как науки являются дефекты речи. Сюда входит процесс обучения и разработка программы исправления недостатков для каждого человека индивидуально.

Какие варианты и приемы использует наука

Методы, которые использует эта отрасль науки, позволяют осуществлять основную логопедическую практическую деятельность, подкрепленную теоретическими знаниями. Все методы логопедии, как показала практика, могут быть разделены на группы:

1. Методы организации процессов изучения речевых механизмов (сравнение, комплексное изучение, исследование в динамике).

2. Эмпирические (основанные на приобретенном опыте) методы. В частности, это наблюдение, эксперимент и изучение в психодинамике. Также к ним относится метод биографический, основанный на сборе, систематизации и анализе данных, и праксиметрические примеры по рассмотрению деятельности речи.

3. Методы, связанные с анализом и обработкой посредством ЭВМ данных, полученных в ходе применения количественного и качественного методов.

4. Методы интерпретации, изучающие пути применения теории на практике в отношении изучаемых явлений.

История возникновения

Впервые упоминание о коррекции речевых способностей появилось в XVII веке. В сурдопедагогике того времени не учитывались плохо слышащие или с полным отсутствием слуха лица.

Как самостоятельная дисциплина логопедия сформировалась к концу XIX века. До первой половины XX века наука была в упрощенной форме. Дефекты речи рассматривались, как признаки недостаточного формирования или расстройства в работе артикуляционного аппарата. Диагностические мероприятия проводились с медицинской точки зрения.

После ряда исследовательских работ научное направление логопедии получило более широкий смысл. Ее стали связывать напрямую с педагогикой.

Современная логопедия имеет такие же общие принципы, как и дефектология. Более подробно про дефектологию можно узнать тут. Помимо этого, она тесно связана с другими науками (психология, языкознание, физиология).

Понятия ЗРР и ОНР в логопедии

Задержка речевого развития

, характерна для детей, не достигших 4 летнего возраста. Уровень развития речевых способностей ребенка с таким диагнозом заметно отстает от сверстников. При своевременном обращении к логопеду отклонение успешно устраняется.

Не пропустите: Дислексия — что это за диагноз?

ОНР – общее недоразвитие речи.

Понятие включает в себя разносторонние патологии в речевом развитии ребенка (лексические, грамматические, фонетические и другие ошибки в произношении и формулировке слов и предложений).

ОНР может наблюдаться при алалии, дизартирии и т.д. В логопедии ОНР разделяют на 4 уровня, которые определяются степенью отклонений от нормы. Представлено в таблице:

Уровни ОНР Характеристика
1 уровень
  • словарный запас ограниченный;
  • импрессивная речь нарушена;
  • грамматические нарушения;
  • неправильная слоговая структура слов;
  • нарушения звукопроизношения (сигматизм). Например, замена шипящих звуков свистящими;
2 уровень
  • безграмотная фразовая речь;
  • произношение звуков частично нарушено;
  • фонематическое восприятие на низком уровне;
  • отсутствие навыка составления слов.
3 уровень
  • проблемная фразовая речь;
  • экспрессивная речь плохо развита;
  • ошибочное согласование слов;
  • ошибки в произношении основных звуков;
  • неправильное составление простых предложений.
4 уровень
  • звукопроизношение нарушено;
  • экспрессивная речь на слабом уровне развития;
  • импрессивная речь слабо развита;
  • словарный запас значительно выше, чем в первых трех уровнях.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Представленное разделение необходимо логопеду для правильной постановки диагноза и последующего лечения.

Исторически сложилось так, что логопедия развивалась с опорой на знания, накопленные педагогикой и медициной. С 17 века серьёзно задумывались над проблемой речевых нарушений, но считали, что исправить недостатки речи могут только врачи. Научное изучение речевой патологии и ее коррекции началось сравнительно недавно, с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, т.е. примерно с середины XIX в. Пионерами науки о речевых расстройствах являются невропатологи П.Брока (1861) и К.Вернике (1873), первый из которых показал, что моторные функции речи локализуются в заднем отделе третьей лобной извилины левого полушария (у правшей) головного мозга, а второй описал центр сенсорной стороны речи — в задней трети левой височной извилины. Эти открытия положили начало дискуссии о том, с какими отделами мозга связана работа речевой системы. Эта дискуссия длилась несколько десятилетий. Одни ученые настаивали на строгой привязке этих функций к определенным центрам, другие утверждали, что за эти функции отвечает весь мозг.

Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. Открываются правительственные учреждения, в которых оказывается помощь аномальным детям – только для глухих (училища, дома презрения).

Уже в 1900 г. Наталия Александровна Рау, Федор Федорович Рау, Федор Андреевич Рау, Елена Юрьевна Рау организовали детский сад для глухих детей дошкольного возраста. А в 1915 г. директором Московского Арнольдо-Третьяковского училища для глухих стал Федор Андреевич Рау, и он же организовал краткосрочные курсы по подготовке логопедов.

В 1920 г. в Петрограде при институте дошкольного образования открывается институт детской дефективности. Его руководитель — Фельдберг Давид Владимирович (по его инициативевозникли классы для приходящих глухих детей, логопедические пункты при школах для детей с лёгкими расстройствами речи, а при поликлиниках — для детей с более серьёзными речевыми нарушениями. Под руководством Д. В. Фельдберга разрабатывались новые средства и методы дифференцированного обучения глухих, позднооглохших, слабослышащих детей, а также детей с различными нарушениями речи).

В 1927 г. Наркомпросом РСФСР был издан приказ «О мерах по борьбе с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста».

В 1929 г. в Харьковском институте оториноларингологии Л.А. Квинтом и М.О. Пайкиным был создан первый отдел по логопедии, в котором проводилась большая научно-исследовательская и практическая работа, связанная с патологией речи.

В тридцатых годах организован сектор логопедии и специальная школа для детей с нарушениями речи и слуха. Первой заведующей стала Роза Евгеньевна Левина. Самым масштабным достижением Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Ею разработана классификация общего недоразвития речи. Под руководством Р.Е. Левиной проведены фундаментальные исследования, которые определили дальнейшее развитие отечественной логопедии. Ею разработаны методы своевременного распознавания возможных проблем в готовности ребёнка к обучению и пути их устранения. Она отмечала, что для построения педагогической классификации нарушений речи необходимо учитывать как состояние речевых средств, так и свойства речевого поведения. В результате исследований Р.Е. Левиной и её сотрудников в логопедии появилось понимание речевой деятельности как сложного единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Были разработаны методики преодоления речевых нарушений, составляющие главное содержание логопедии. В 1951 г. опубликовала книгу «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», где впервые в логопедии были последовательно изложены принципы системного анализа речевой и психической недостаточности алаликов. В 1968 г. опубликовала широко известную логопедам книгу «Основы теории и практики логопедии».

В апреле 1939 г. Для решения ряда неотложных вопросов дефектологии была созвана первая Всесоюзная дефектологическая конференция. Основная ее мысль – логопед должен заниматься не столько самой болезнью, сколько преодолением ее последствий для гармоничного развития личности. Подчеркивается важность совместной работы для диагностики и комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи. По итогам конференции устанавливалась связь между различными специальными учреждениями.

В 1940 г. Наркомздравом в штаты детских поли­клиник были введены ставки логопедов.

В 1944 г. на Всесоюзном совещании обсуждались вопросы восстановления речи при травматической афазии и заикании у инвалидов Великой Отечественной войны. Широкую известность получили работы А.Р. Лурия «Травматическая афазия» (1947 г.).

В 1956 г. Трауготт Наталия Николаевна возглавляет лабораторию патологии высшей нервной деятельности Института эволюционной физиологии им. И. М. Сеченова. В 1964 г. Наталия Николаевна защищает диссертацию на степень доктора медицинских наук по теме: «О сенсорной афазии и алалии». В сферу ее научных интересов входило изучение межполушарного взаимодействия. Впервые в истории науки она экспериментально изучала работу анализаторов человека при локальных поражениях головного мозга, изучила работу слухового анализатора при детской тугоухости, алалии и афазии. Ей удалось дифференцировать сенсорную алалию от тугоухости по специфике нарушений слуховой функции.

В 1958 г. на совместной конференции НИИ психиатрии Украинского научно-исследовательского психоневрологического института решались вопросы практической помощи детям с нарушениями речи. Расширилась сеть дошкольных и школьных учреждений. Создаются сады с 5-дневным пребыванием.

В 1963 г. Филичева Татьяна Борисовна под руководством профессора Р.Е. Левиной и кандидата педагогических наук Г.А. Каше проводит экспериментальное исследование по разработке содержания коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. При ее участии открываются первые логопедические группы в детских садах общего типа. В 1983 г. опубликовала книгу «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада».

С 1972 г. неуклонно растет число дипломных (выпускных) работ по логопедии.

Начиная с 1975 г. в связи с Постановлением пра­вительства «О мерах по дальнейшему улучшению обу­чения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития» про­исходит интенсивное развитие сети дошкольных уч­реждений в системе просвещения — организуются логопедические детские сады и группы в массовых детсадах, в которые направляются через отборочные медико-педагогические комиссии дети с различными нарушениями речи, в том числе заикающиеся. В систе­ме здравоохранения также начинает активизироваться эта работа, продолжается организация логопедических кабинетов в детских поликлиниках, вводятся ставки логопедов в домах ребенка, организуются специализи­рованные санатории.

В восьмидесятых годах Хватцев Михаил Ефимович впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины. Михаил Ефимович разрабатывал классификацию речевых нарушений. Много сделал для создания системы коррекции нарушений звукопроизношения.

В 1989 г. По поручению Министерства просвещения СССР Лариса Степановна Вол­кова (разработала новое направление в логопедии: изучение и коррекция системных речевых расстройств у детей с нарушениями зрения) стала автором и научным редактором учебника «Лого­педия».

В 1989 г. Лалаева Раиса Ивановна защитила докторскую дис­сертацию «Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе». Ею была разработана классификация дислексии и дисграфий.

В истории формирования научной школы логопедии прослеживаются три основных этапа:

— поиск и становление педагогических основ логопедии;

— обоснование и развитие комплексного медико-педагогического подхода к изучению и преодолению разных речевых расстройств;

— выделение и совершенствование психолого-педагогических основ логопедии, поиск путей оптимизации психолого-педагогического изучения и коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Еще пятьдесят лет назад профессия логопеда считалась редкой.

(В.Н. Селиверстов, Ю.Т. Гаубах. Педагогические истоки логопедии. Методические разработки. М., 1984.)

Упражнения для коррекции дефектов в логопедии

Занятия с логопедом направлены на разработку артикуляционного аппарата и дыхательной системы ребенка.

Гимнастика дыхательных путей учит правильно дышать через нос и рот, а также тренирует задерживать дыхание на несколько секунд.

Чтобы занятия не утомляли детей их выполняют в игровой форме. Например, игра «Кораблики». Ее суть в том, что ребенок дует на кораблик, находящийся в воде воздухом пододвигая его к краю емкости. Таких игр в логопедии огромное количество.

Гимнастика артикуляционного аппарата состоит в следующем:

  • разминка нижней челюсти;
  • разминка щек;
  • разминка губ;
  • зарядка для языка
    ;
  • зарядка для неба.

Не пропустите: Основные причины обращения к дефектологу

Упражнения проводят в стихотворной форме с задействованием мимики лица. Делая акцент на том, какие звуки ставятся первыми и на правильное ударение в словах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]