«Методы логопедии и принципы логопедического воздействия»
Методы логопедии и принципы логопедического воздействия. Принципы анализа речевых нарушений.
Принципы логопедической работы
— это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.
В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам:
воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.
Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы:
Этиопатогенетический принцип
. (При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение.Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы).
Принцип системного подхода.
(
Предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов)
Принцип учёта структуры речевого нарушения
. (Расстройства речи в большинстве случаев представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами)
Принцип комплексности
. (Поскольку большинство нарушений представляет собой совокупность речевых и неречевых симптомов, следовательно необходимо комплексное (психолого-медико-педагогическое) воздействие оно очень важно при устранении всех сложных речевых расстройств, но особо значимым оно является при устранении дизартрии, заикания, алалии и афазии.)
Принцип дифференцированного подхода.(
Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей)
В процессе логопедического воздействия необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребенка.
Принцип поэтапности. (
Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматизация, дифференциация звуков.
Принцип развития.(
Во время логопедического воздействия нельзя забывать о развитии личности)
Онтогенетический принцип
.(Логопедическое воздействие строится с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи)
Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется и в онтогенезе, от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений к усвоению формальных признаков речевых (языковых) единиц.
Принцип учёта личностных особенностей
. (Большое место в логопедической работе занимает коррекция и воспитание личности в целом, учитываются особенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности.)
Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторичных наслоений.
Воздействие на ребенка с речевым нарушением связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.
Принцип деятельностного подхода. (
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности.У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.)
В школьном возрасте ведущей деятельности является учебная, которая становится основой коррекционно-логопедической работы при устранении нарушений речи у детей этого возраста.
Принцип использования обходного пути.(
В процессе преодоления алалии, афазии большое значение имеет создание новых функциональных систем на базе сохранных звеньев.)
В логопедической работе при нарушении слуховой дифференциации осуществляется опора на сохранные звенья.
Принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения. (
Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.
Методы логопедического воздействия
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.
В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные
. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.
IПрактические методы (упражнения игры и моделирование
).
А) Упражнение
— это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, при постановке звука и т.д.
1.Подражательно-исполнительские методы
. Выполняются детьми в соответствии с образцом (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику).
2.Конструирование.
Используется при устранении оптическойдисграфии. Детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.
3.Упражнения творческого характера
. Ииспользование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:
— осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психических особенностей ребенка;
-систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуации речевого общения);
— постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; осознанное выполнение практических и речевых действий;
— самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.);
— дифференцированный анализ и оценка выполнения.
Б) Игровой метод
предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).
С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.
В) Моделирование
— это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
Эффективность их использования зависит от следующих условий:
-модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;
— быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
— должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.
Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.
II Наглядные методы
— формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
А) Наблюдение
— применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.
Наглядные средства должны:
-быть хорошо видны всем;
-подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
-соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;
-сопровождаться точной и конкретной речью;
— словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.
Использование пособий может преследовать различные цели:
— коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.),
— развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук),
— развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков),
-закрепление правильного произношения звука,
— развитие лексического запаса слов,
-развитие грамматического строя,
— развитие связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).
Б) Воспроизведение магнитофонных
записей, записей на пластинках сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.
В) Диафильмы,
кинофильмы используются при автоматизации звуков речи по время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.
III Словесные методы
определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.
В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими наглядными.
В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими.
А) Рассказ
— это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.
Б)Предварительная
беседа. Логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.
В) Итоговые
, обобщающие беседы. Проводятся для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.
Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:
-опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;
— соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;
-активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;
— вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;
-характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.
Задачи беседы:
— развитие познавательной деятельности,
-закрепление правильного произношения,
— уточнения грамматической структуры предложений,
-закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.
IV Словесные приемы
: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
А) Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.
Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.
Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения:
— фронтальное,
— подгрупповое,
— индивидуальное занятие,
— урок.
Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»
Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).
Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)
Первое основоположение гласит:
- Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
- Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
- Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) – в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент
Второе основоположение гласит:
- Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
- Ум должен развиваться раньше и быстрее, чем язык
- Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
- Примеры должны служить основой правил
Четвёртое основоположение гласит:
- Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет
Шестое основоположение гласит:
- Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы – учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
- Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом
Седьмое основоположение гласит:
- Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
- Учебное время необходимо распределять точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа
Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)
Первое основоположение гласит:
- Юношеское образование следует начинать рано
- Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
- Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы
Второе основоположение гласит:
- В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
- Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению
Третье основоположение гласит:
- Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
- Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
- Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения
Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)
Основные положения главы таковы:
- Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
- Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
- Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
- Любая информация должна изучаться последовательно, а внимание должно сосредотачиваться на чём-либо одном
- Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен
Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.
В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.