Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в старшей группе.
Воспитатель предлагает 2 детям, описать транспорт
, и сказать на каком
транспорте
Незнайка доставит свой груз.
Воспитатель: А теперь дети, попробуйте назвать предмет ласково:
-Самолет (самолетик)
; машина, корабль…
Замечательно, вы опять меня порадовали. А сейчас, мы немного отдохнем и нас ждут новые, интересные игры.
Пальчиковая гимнастика «Шофер»
Приготовили ручки, посмотрите внимательно и повторяйте за мной движения и слова.
Целый день шофер трудился (ребро-ладонь)
Он устал и запылился (имитация стряхивания пыли)
Он возил кирпич и глину (загибать пальцы по одному)
Камни, бревна и песок.
Перевез он все на стройку (круговое движение подушечками пальцев)
И отправился на мойку (движения «мытья ладошек»
)
Воспитатель: Послушайте следующее задание. «Как передвигается транспорт»
. Я начну предложение, вы должны его закончить:
-Пароход плывет, а машина…- едет, Трамвай едет, а самолет…- летит,
Самолет летит, а автобус…— едет, пароход плывет, а поезд…- едет.
Молодцы и с этим заданием вы тоже справились.
Следующее задание на внимательность. Игра «Летает- не летает»
Ребятки, я буду показывать картинки, если воздушный транспорт
— вы должны показать крылья (руки в стороны, а если нет, то топать ногами.
Вертолет – дети выставляют руки в стороны.
Трамвай- топают ногами.
Самолет, автобус.
Воспитатель: Молодцы!
Дети, что мы сегодня изучали. Какие виды транспорта
, вы знаете. На каком
транспорте
Незнайка может доставить грузы на почту.
Вы сегодня хорошо работали на занятии
, поэтому я вам подарю эти картинки с
транспортом для раскрашивания
. Воспитатель раздает раскраски автомобиль
Развивающая задача:
Учить детей обобщать, классифицировать транспортные средства: грузовой, пассажирский, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
Образовательные речевые задачи:
составлять описательный рассказ о данной игрушке-транспорта с помощью вопросов:
— упражнять в практическом употреблении слов с ласкательными и увеличительными оттенками;
— практическом употреблении приставочных глаголов;
— согласовывать существительные с прилагательными в числе, роде, падеже;
— учить составлять целое из частей (разрезные картинки).
Коррекционная задача:
упражнять детей в употреблении существительных женского и мужского рода; расширять словарь по теме “транспорт”.
Воспитательная задача:
учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте.
Материалы:
игрушки транспорт, картинки транспорт, разрезные картинки транспорта, аудиозапись “Автобус”, панорама города с изображением транспорта.
Интегрированное занятие «Транспорт. Виды транспорта» старшая группа
Интегрированное занятие «Транспорт. Виды транспорта»
Образовательная область «Познавательное развитие, коммуникация, художественное творчество, физическое развитие»
Цель:
Продолжать знакомить детей с видами транспорта, их назначением. Задачи: 1.Обучающие -Закреплять знания детей о видах транспорта. -Совершенствовать речь как средство общения. -Обогащать словарный запас детей по теме «Транспорт». -Осуществлять правильный подбор прилагательных к существительным, употреблять множественное число существительных. -Продолжать учить проговаривать и запоминать пальчиковые игры. 2.Развивающие -Развивать интерес детей к нетрадиционным формам рисования (крупой). -Отрабатывать аккуратность при наклеивании крупы. -Развивать познавательный интерес: наблюдательность, внимание,память, мышление. -Развивать мелкую моторику руки у детей посредством пальчиковых игр, имитации видов транспорта, работы с крупой. 3.Воспитательные -Воспитывать интерес к процессу и результату работы, желание довести начатое дело до конца.
ход:I.
Организационный момент. Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала я загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать. Тогда мы узнаем, на чем отправимся в путешествие. Слушайте внимательно. Дом по улице идет, На работу всех везет. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус). 2.Не летает, не жужжит Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль). 3.Этот конь не ест овса, Вместо ног два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (Велосипед). 4.Ходит город- великан На работу в океан. (Корабль). 5.Летит птица-небылица, А внутри народ сидит И меж собою говорит. (Самолет). 6.Железные избушки Прицеплены друг дружке. Одна из них с трубою, Везет всех за собою. (Поезд). Воспитатель. Молодцы ребята! Вы назвали самолет, автомобиль, автобус, корабль. А как можно назвать все эти машины одним словом? Дети. Самолет, корабль, автомобиль- это транспорт.
II
. Воспитатель. Правильно! Садитесь за столы на свои места. Воспитатель. Транспорт бывает нескольких видов: наземный, воздушный, водный. Прежде чем отправиться в путешествие, выполним задание «Расположи картинки правильно». На картинках изображено несколько видов транспорта. Нужно эти картинки с транспортом расположить правильно на небе, на воде и на дороге (на земле). Ребенок работает у доски. Воспитатель. Почему автобус и автомобиль расположили на дороге? Дети. Автобус и автомобиль-это наземный вид транспорта. Воспитатель. Теплоход и катер расположили на воде (т,е, на картинке). Почему? Ответы детей. Теплоход и катер относятся к водному транспорту. Воспитатель. Почему самолет и вертолет расположили на небе? Дети. Самолет и вертолет летают высоко в небе по воздуху. Воспитатель. Молодцы, правильно! Воспитатель. Представьте, что альбомный лист –это пространство. –дорога на суше, река и небо. Сначала мы поедем не наземном транспорте. Каждый может выбрать и нарисовать – машину, автобус, велосипед, мотоцикл –по своему желанию. Я, например поеду на автобусе(рисует контур простым карандашом в левом нижнем углу). Дальше путь будет лежать по реке –надо нарисовать водный транспорт –катер или лодку на которой мы продолжим путь (рисует в центре справа от авто) и наконец, Полетим на самолете (или вертолете)(рисует в верхнем правом углу). И вернулись на нем в свой любимый детский сад. Вот такое получилось у нас кругосветное путешествие. Осталось только раскрасить рисунок красками, но сначала поиграем в игру «Один – 3,5». Я называю транспорт и считаю- 1, а вы будете считать 3 и 5. Например:
Одна машина – 3 машины, 5 машин. По цепочки дети считают, правильно образовывая нужное слово. Корабль- Лодка- Самолет- Автобус- Вертолет- Теплоход- Трамвай — Катер – Велосипед — Мотоцикл –Такси- Поезд.
А теперь отдохнем немного. Потихонечку встаем. Физкультминутка От зеленого причала оттолкнулся теплоход.(руки вперед) Он назад шагнул сначала,(шаг назад) А потом шагнул вперед.(шаг вперед) И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход(вращательные движения руками –«моторчик») Пальчиковая гимнастика. Будем пальчики сгибать, Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолет, Трамвай, метро и самолет. Все пальцы в кулачки зажали, Пять видов транспорта назвали. III.
Воспитатель. А сейчас приступайте к рисованию. Сначала простым карандашом намечаем в левом нижнем углу наземное транспортное средство, потом в центре — водное транспортное средство, а наверху справа — воздушное. Затем раскрашиваем свои рисунок красками. ( в случае затруднений воспитатель оказывает индивидуальную помощь)
IV.
Какие замечательные рисунки у вас получились! Оля, расскажи, на каком виде транспорта ты путешествовала, Максим, а ты? Кто запомнил, к какому виду транспорта относится катер? А самолет? Что больше всего вам понравилось в сегодняшних заданиях? Молодцы. Наводим порядок на своих местах и идем играть.
Слайд №1 Тема: «Транспорт»
Цель: Уточнить представление детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный).
Задачи: — расширить словарный запас детей, разговорную речь по теме; — развитие слухового восприятия, внимания, зрительную память; — развитие графических умений и навыков; — умение обосновывать свои суждения, внимательно слушать ответы друг друга до конца; – развивать дружеские взаимоотношения между детьми.
Ход занятия
Под музыку дети входят паровозиком в зал, встают полукругом. В. Ребята давайте поприветствуем наших гостей. Д. Дети здороваются. В. Ровно в 9 по режиму Есть занятие у нас, Чем мы будем заниматься, Кто ответит мне сейчас? Д. Каждый четверг у нас развитие речи. На развитии речи мы разговариваем, беседуем друг с другом, загадываем и отгадываем загадки. В. И мы сейчас будем отгадывать загадки и если вы будете называть правильный ответ, то на слайде появится картинка. Слайд №2
Р. Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус)
Р. Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет, Человек им управляет. Что такое? (Самолет)
Р. Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились, И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок. (Поезд)
Р. Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землей. (Метро)
По морям и по волнам Его водит капитан. Он не плавает, а ходит Якоря бросает в воду. Он с волною дружбу водит. И не любит непогоду. (Корабль)
В. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Д. О транспорте. В. Ребята скажите, на какие виды делится транспорт? Д. Водный, воздушный, наземный, подземный. Слайд №3.
(появляется город). В. Ребята, я предлагаю вам отправиться в город, где есть много транспорта. Приготовьте свои ушки. Вам нужно отгадать какой вид транспорта издает звук. Д. ответы детей. В.Молодцы ребята. Сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите на слайд и скажите, какого вида транспорта не стало?
Слайд №4. Слайд №5. Слайд №6.
В. Ребята вы, наверное, устали? Я предлагаю Дарьи провести физкульт минутку. Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками) Самолёты полетели, (руки в стороны, поочередно наклоны в стороны) На поляну тихо сели, (присесть, руки к коленям) Да и снова полетели, (руки в стороны с наклонами в стороны).
Слайд №7. (Схема).
В.Молодцы, присаживайтесь. Ребята, так как у нас занятие по развитию речи, я предлагаю вам рассказать о любом представленном вам виде транспорте по схеме. Д. Ответы детей. В. В заключение нашего занятия я предлагаю вам пройти за столы и написать графический диктант. Все знаете, что это такое. Я попрошу Еву провести гимнастику для наших пальчиков. Раз, два, три, четыре, пять — Будем транспорт мы считать. Автобус, лодка и мопед, Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолет, Корабль, поезд, вертолет. (Сжимают и разжимают пальчики, начиная с левого мизинца). Дети выполняют графический диктант. В конце демонстрируется
слайд №8. (изображение машины)
Итог. В
. О чем мы с вами сегодня говорили? Какое задание вам понравилось больше? Какое задание вызвало у вас затруднение? Ребята вы поделитесь своими впечатлениями с друзьями, родителями? Так как вы были молодцы, я приготовила для вас сюрприз. Медали получают только лучшие, а вы ими сегодня были.
Слайд №9
Конспект НОД в старшей группе «Виды транспорта»
Конспект НОД в старшей группе.
Тема: «Виды транспорта. Профессии людей, работающих на транспорте».
Программное содержание
: — расширять представления детей о классификации видов транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения;
-продолжать формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный;
-закреплять знания о профессиях людей, управляющих транспортными средствами; -развивать мыслительную и речевую активность детей, используя технологию наглядного моделирования.
Активизация словаря:
Добросовестный, трудолюбивый, старательный, вежливый, ответственный, смелый, умелый, зоркий, дисциплинированный; водный, воздушный, наземный, подземный, пассажирский, грузовой, специальный, названия транспортных профессий.
Оборудование:
— Раздаточные предметные картинки с изображением разнообразных транспортных средств. -Полотно «Небо – земля – вода». -Для моделирования: кружки, символизирующие виды транспорта (голубой – воздушный; черный – наземный, подземный; синий – водный) – диаметром 15-17см; кружки- символы видов транспорта в зависимости от назначения (желтые – пассажирский, коричневые – грузовой, красные – специальный, спасательный) – диаметром 5-6см.
Предварительная работа:
-Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», беседы по ним. -Наблюдение за транспортом на прогулке. — Экскурсии «Путешествие в страну дорожных знаков», «Машины на улицах нашего города». -НОД «Правила дорожные – правила надежные». — Подбор библиотечки и создание картотеки стихов и загадок о транспорте. — Создание уголка развивающих игр на тему «Транспорт»: пазлы, настольные игры («Собери машину или самолет», «Почини технику», «Что лишнее», разрезные картинки «Транспорт») — Режиссерская игра «Диспетчер» с использованием наборов картинок разных видов транспорта. — Раскрашивание картинок-раскрасок с изображением транспортных средств. — Выставка детских поделок из природного и бросового материала совместно с родителями на тему «Транспорт».
Ход НОД:
Воспитатель
читает стихотворение: — Поезд едет, поезд мчит, он колесами стучит. Под горой река течет, а на речке пароход. Едет по шоссе машина, у нее большие шины. В небо рвется самолет, всех друзей зовет в полет. Он возит грузы и людей, что это – скажи скорей?
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Да, правильно, о транспорте. А что же такое транспорт? (Это то, на чем можно передвигаться, перевозить грузы). Игра
«Летает, плавает, едет».(
Игровая задача: закреплять в сознании детей представление о видах транспорта по среде передвижения.)
— Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Отгадки-картинки у вас на столах, отгадку надо прикрепить на полотно «Небо, земля, вода» ( Загадки про
автобус, поезд, грузовик, метро, самолет, вертолет, ракета, лодка, теплоход, подводная лодка
) — Есть разные виды транспорта: — Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль. — Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл. — Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.
Воспитатель:
— Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт). Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт) — Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт), под землей?(подземный)
Каждый вид транспорта будем обозначать разными цветами (воспитатель прикрепляет большие кружки на доску): голубой – воздушный, черный – наземный, подземный, синий – водный.
Дидактическая игра
«Путаница»
1)Транспорт воздушный мы полюбили, 2)Птиц всех быстрее летят автомобили. 3)На работу всех с утра нас развозят доктора. 4)К морю Черному мы в мае полетели на трамвае. 5)В детский сад сегодня нас привезли в автомобиле – просто класс! ( Дети руками показывают и хором отвечают: да-да……нет – нет)
Воспитатель:
— Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей). — Машины придумали и делают люди для облегчения своего труда, передвигаться самим на большое расстояние и перевозить тяжелые грузы. Чтобы работать на машине, нужно много знать. — Как вы думаете, за счет чего могут работать и двигаться машины? ( Дети вспоминают детали самолета, машины, вертолета, поезда). (
выставляются:самолет,вертолет,грузовик,поезд,троллейбус,теплоход)
Дидактическая игра
«Что было бы?»
Что было бы, если бы …у машины пропали дверцы, (машина мчится на большой скорости). …пропал бензобак? …пропали фары? (ночью, в туман.) … у велосипеда пропали бы педали? … у самолета пропали крылья …пропали сиденья в салоне? … у экскаватора пропал ковш? … у грузовика пропал кузов? … у лодки пропали весла, а лодка находится на середине озера?
Воспитатель.: —
Мы выяснили: машине, чтобы она двигалась необходим мотор, бензин… а что еще? Ведь она сама не поедет! (Ответы детей….) — Конечно, нужен человек, который бы управлял машиной, а как называется этот человек?….Водитель. Вспомним профессии, которые связаны с управлением средств транспорта?
(Предполагаемые ответы детей: Водитель – водит машину, кондуктор – распространяет билеты за проезд, автомеханик — ремонтирует машины, таксист водит такси, тракторист работает на тракторе, крановщик на подъёмном кране и т.д.). — Какими должны быть эти люди? (внимательными, смелыми, ит.д.)
Все дороги мне знакомы,Я в кабине словно дома. Мне мигает светофор, Знает он, что я — … (Ответы детей).
-Да, это шофёр. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей) Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Это очень важно!
-Как называется человек, который управляет самолетом?: Человек, который управляет самолетом, называется летчиком. -Летчик, или пилот. Пилот, управляющий самолетом, какой он? Он должен быть смелым, отважным, умелым. По аналогии выясняем, кто управляет разными видами транспорта: поезд, корабль, ракета, велосипед .
Игра
«Назови профессию»
Кто водит автобус, автомобиль? (внимательный шофер) Кто летает на самолете? (смелый летчик) Кто управляет поездом? (зоркий машинист) Кто летает на ракете? (умелый космонавт) Кто управляет кораблем? (добросовестный капитан) Кто ездит на мотоцикле, велосипеде? (храбрый мотоциклист, дисциплинированный велосипедист) Кто летает на вертолете? (ответственный летчик).
Физкультминутка:
—
Представите, ребята, что мы едем на различном транспорте, сейчас мы его изобразим.
Мы с пилотом полетаем. Руки в стороны, в полет отправляем самолет. Левое крыло вперед, правое крыло вперед, Раз, два, три, четыре — полетел наш самолет. На машине едем быстро, быстро, (руки держат руль, крутим руль) Поезд мчится во весь дух (руки согнуты в локте, движение поезда) Чух-чух-чух-чух! Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка Мы на берег спрыгнем ловко. И поскачем по лужайке Будто зайки, будто зайки.
Воспитатель
: — Транспорт служит для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров, грузов. Можем ли мы поделить на группы наземный транспорт в зависимости от его назначения? (Ответы детей…)
Воспитатель
(подводит итог ответам детей): — Да! Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный. Дети по предложению воспитателя самостоятельно раскрывают назначение каждого из этих видов транспорта и называют транспортные средства (одновременно ответы детей воспитателем переводятся в схему):
-Пассажирский транспорт занят перевозкой пассажиров, т.е. людей: автобусы, трамваи, троллейбусы, такси, поезда, самолеты, морские лайнеры и т.д. -Грузовой – перевозит груз: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли и т.д.(объяснение сопровождаются показом иллюстраций, фотографий транспорта). — Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина. Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если что-то случилось?
Так же делится на виды по назначению воздушный и водный транспорт. Схема составляется так: на каждый большой кружок, обозначающий вид транспорта в зависимости от среды передвижения (черный – наземный, подземный; голубой – воздушный; синий – водный), прикрепляются меньшие кружки (желтые – пассажирский, коричневые – грузовой, красные – специальный, спасательный)
Дидактическая игра
«4-й лишний»
(Работа по картам — взаимопроверка в парах): закрепление и проверка знаний детей по теме).
Подведение итогов занятия с использованием составленной схемы.