Авторская дидактическая игра «Громозека»
Цель: при помощи многофункциональной авторской игры повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям по формированию грамматического строя речи, создать положительную мотивацию у детей.
Задачи:
- формирование и закрепление навыка образования уменьшительно ласкательных суффиксов;
- закрепление употребления предлогов «НА», «С», « ПОД», «ОКОЛО», «В», «ИЗ», «ЗА», «ПЕРЕД» и т.д.;
- расширение активного словаря;
- автоматизация звуков «Р» «Л» в словах;
- дифференциация звуков «Р» и «Л»;
- формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с числительными;
- формирование и закрепления навыка согласования местоимений с существительными в числе и роде;
- отработка количественного и порядкового пересчета предметов;
- развитие зрительного восприятия и памяти;
- формирование пространственных представлений и ориентации на листе бумаги;
- формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с прилагательными;
- отработка навыка употребления существительных во множественном числе;
- развитие связной речи, составление предложений;
Игра многофункциональная, её использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Ее можно использовать на фронтальных занятиях, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Оборудование: два плаката с изображением «Громозеки» и его комнаты, маленькие карточки с изображением тех же предметов, которые есть в комнате.
Предварительная работа: просмотр с детьми мультфильма «Тайна третьей планеты», обсуждение героя «Громозеки» (Объяснение детям, что герой вымышленный, не существующий, чтобы дети усвоили, что в реальной жизни не существует лиц с таким количеством глаз, ушей и т.д.).
Примерные возможные игры:
1. Игра «Пересчет предметов»
Цель: формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с числительными; отработка количественного счета,
расширение словаря по теме «Человек. Части тела», формирование пространственных представлений и ориентации на листе бумаги.
Ход: Ребята, давайте посчитаем части тела «Громозеки» и предметы в его комнате.
(Один нос, два носа, три носа ….
Одно дерево, два дерева, три дерева… и т.д.)
2. Игра «Где что стоит?»
Цель: закрепление употребления предлогов «НА», «С», « ПОД», «ОКОЛО», «В», «ИЗ», «ЗА», «ПЕРЕД» и т.д.;
Ход: Ребята, давайте посмотрим как расставил в своей комнате мебель и предметы «Громозека» (Что стоит в верхнем левом углу?, Где лежит мяч?, Что выше – мяч или стол?, Где лежит тот мяч? Где лежит кольцо? Откуда Громозека возьмет кольцо? и т.д.
3. Игра «Большой маленький»
Цель: формирование и закрепление навыка образования уменьшительно ласкательных суффиксов, развитие зрительного восприятия, отработка навыка употребления существительных во множественном числе.
Ход: Ребята, у Громозеки дома есть большие предметы — для него и есть маленькие – для его деток. Давайте попробуем их отыскать.
(У Громозеки стол, а у его ребенка? (столик) А у его детей? (столики) и т.д. )
4. Игра «Жадина»
Цель: формирование и закрепления навыка согласования местоимений с существительными в числе и роде.
Ход: Дети, давайте поиграем с Громозекой в «Жадину»
(Громозека – это чье кольцо? Ребенок – это мое кольцо! Громозека – это чей карандаш? Ребенок – это мой карандаш и т.д.)
5. Игра «Сыщики»
Цель: автоматизация звуков «Р» «Л» в словах, дифференциация звуков «Р» и «Л» в словах, развитие зрительного восприятия и внимания, развитие навыка звукового анализа и синтеза, формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с числительными.
Ход: Найди предметы в названии которых есть звук «Л». Сосчитай их. Определи место звука Л в слове. Посчитай сначала слова в названии которых есть звук «Р», потом «Л».
(Ложка. Одна ложка, две ложки, три ложки ….
Одна вилка, две вилки …; один глаз, ит.д)
6. Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Цель: развитие связной речи, составление предложений; формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с прилагательными.
Ход: Расскажи какие предметы ты видишь в комнате у Громозеки? Опиши их. Составь предложения из трех слов; из четырех слов; с маленьким словечком (предлогом) «НА» и т.д.
7. Игра: «Что изменилось?»
Цель: развитие зрительного восприятия и памяти, развитие связной речи, составление предложений, закрепление употребления предлогов «НА», «С», « ПОД», «ОКОЛО», «В», «ИЗ», «ЗА», «ПЕРЕД» и т.д.;
Ход: Дети внимательно рассматривают картины, затем логопед убирает их и выкладывает из маленьких карточек фрагмент, но поменяв что-то местами. Задача детей вспомнить что не так и составить предложение, в котором назвать правильное место предмета, возможно используя разные предлоги.
(Логопед кладет картинку с изображением стола, а на стол помещает розу. Ребенок должен построить предложение – «На столе лежало кольцо, а не роза» и т. п.)
8. Игра «Сравни»
Цель: развитие связной речи, составление предложений с противопоставлением, формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с числительными, развитие зрительного внимания.
Ход: Ребята давайте сравним человека и «Громозеку» и построим предложения с маленьким словечком «А». (У человека один нос, а у Громозеки пять носов, у человека пять пальцев, а у громозеки четыре пальца и т.д. )
Здесь описаны далеко не все понятия, категории и темы, которые можно отработать с детьми с помощью этого пособия. Ваша фантазия поможет применить его во многих других вариантах.
Полный текст материала Авторская дидактическая игра «Громозека» смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.
Автор: Буховцова Ольга Леонидовна → Публикатор 16.10.2015 0 4954 361 | Комментировать |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Вход | Регистрация
Есть мнение? Оставьте комментарий
Ребенка называют «жадина-говядина»: работа над ошибками родителей
Прогулки и походы в детский сад могут превратиться в настоящее испытание, если твой малыш наотрез отказывается делиться с детьми своими игрушками. Но не спеши называть ребенка жадиной и винить себя за то, что ты его избаловала. Давай разберемся, почему он так себя ведет и можно ли это исправить?
Поставь себя на его место
Когда ребенок не хочет делиться игрушками или сладостями с другими, родители обычно чувствуют неловкость и даже стыд за него. Ведь так неприятно слышать, когда ему говорят: «Ну и жадина! Играй тогда один». А ребенка как жалко: он же тоже переживает из-за того, что с ним никто не хочет дружить. И как тут быть? Постарайся взглянуть на ситуацию глазами своего малыша — и ты увидишь, что такому поведению есть вполне объяснимые причины.
✓ Во-первых, совсем маленький ребенок может не понимать, что ему вернут его вещь. Он просто видит, что у него больше нет машинки — и расстраивается из-за этого.
✓ Во-вторых, у него уже может быть негативный опыт. Например, отданную на время игрушку приходилось возвращать с боем, или же другой малыш случайно ее сломал. Неудивительно, что он больше не хочет так рисковать. Бывает и сами родители отбирают какие-то вещи у ребенка (сладости или мелкие детали — из соображений безопасности), при этом не особо утруждая себя разъяснениями.
✓ В-третьих, возможно, ему особенно дорога именно эта кукла, которую у него просят, и он не готов с ней расставаться. И его можно понять, ведь у каждого из нас есть любимые вещи, которые мы не хотим одалживать даже близким друзьям.
✓ И, в-четвертых, ему может просто не нравиться человек, с которым ему предлагают поделиться. Представь, как бы ты поступила, если бы случайная знакомая попросила дать ей поиграть в игры на твоем смартфоне. Стала бы ты соглашаться? Вряд ли! Вот и твой малыш воспринимает подобные просьбы от окружающих примерно так же.
Права ребенка в детском саду
Ошибки взрослых
Всем нам хочется, чтобы наши дети были добрыми, отзывчивыми и нравились окружающим. Поэтому родители переживают, когда их ребенок проявляет жадность.
К сожалению, это нередко подталкивают взрослых к ошибкам, которые еще больше усугубляют ситуацию. Чего же не надо делать, если ты хочешь научить ребенка быть более щедрым?
✓ Ни в коем случае не стыди его и не называй жадиной. Любые ярлыки в такой ситуации — это давление на ребенка. Они словно говорят ему «Будь хорошим, иначе мама не будет тебя любить». Не заставляй малыша делиться, ведь доброту и щедрость невозможно воспитать насильно.
Очень важно всегда быть на с✓тороне своего ребенка и не ставить интересы чужого малыша выше, чем родного. Ребенок должен знать, что ты его поддерживаешь, тогда он сможет расслабиться и перестать так активно защищать свою собственность.
✓ Если он просит вернуть ему игрушку, не уговаривай его позволить другому малышу поиграть еще немножко. Если ребенок не может получить свою вещь обратно по первому требованию, то как он поймет, что делиться — безопасно?
Учим на своем примере
Для того, чтобы воспитать в ребенке щедрость, необходимы два условия.
Первое — личный пример родителей. Малыш должен видеть, что члены его семьи делятся друг с другом приятными вещами и получают от этого удовольствие. Так он поймет, что щедрость — это естественное поведение по отношению к тому, кто тебе нравится, и что оно вызывает в ответ симпатию и благодарность.
Второе важное условие — уважение к чужой собственности. По-настоящему щедрым можно быть только тогда, когда ты знаешь, что никто не отнимет твое и не возьмет без спроса. Поэтому важно, чтобы ребенок с детства приучался к тому, что не только он без согласия родителей, братьев или сестер не может брать их вещи. Но и окружающие должны спрашивать его разрешения, а при необходимости — уговаривать или меняться с ним, но только не забирать его «собственность» против его воли.
Делимся по правилам
К сожалению, дети не всегда способны договориться друг с другом, поэтому на детской площадке или в гостях малышу может понадобиться твоя помощь. Если ты видишь, как другой ребенок просит у твоего маленького собственника машинку, помоги детям найти общий язык. Если твой малыш не хочет делиться, предложи им поменяться игрушками, но не настаивай. Пусть дети знают, что «нет» — это тоже ответ, и они имеют на него полное право. Если же твой ребенок согласен на обмен, предложи детям, а также родителям второго ребенка следующие правила:
1 Установите время, на которое дети меняются игрушками. Конечно, малыши могут еще не понимать, что значит «пять минут», но стоит потихоньку приучать их к понятию времени. К тому же такая граница важна не только и не столько для детей, сколько для тебя и второго родителя.
2 Обязательно проговорите, что если один из детей захочет вернуть свою вещь до истечения этого срока, нужно будет ее отдать.
3 Объясните детям, что с чужими вещами необходимо обращаться особенно аккуратно и бережно.
Ученые говорят…
Дело в возрасте. Такие чувства, как справедливость и отзывчивость, начинают проявляться у детей примерно к 7 годам. Обычно больше всего жадничают самые младшие дети в семье. А единственные — оказываются более щедрыми.fgпраh
Предотвращаем конфликты
Чтобы твоему ребенку было легче общаться со сверстниками, постарайся предотвратить детские ссоры или загасить их, не дав разгореться.
Когда вы собираетесь на детскую площадку или в гости, постарайся убедить ребенка не брать с собой свои самые любимые игрушки, которые он точно не захочет никому давать. Поясни, что на прогулке или в поездке они могут потеряться или поломаться — не лучше ли оставить их дома, в безопасности?
Если же вы ждете гостей, попроси ребенка убрать с видного места те вещи, которые ему очень дороги. Но при этом попроси подумать, какие игрушки он готов предложить своему другу для игры или временного обмена.
Но что делать, если ссора все же назревает: дети буквально рвут куклу на части, не желая уступать ее друг другу? Постарайся их отвлечь, предложив им другие игрушки или какое-нибудь увлекательное занятие, лучше — совместное. Возможно, познакомившись с другим ребенком поближе, твой малыш станет более сговорчивым.
Эксперт: Александра Волохова, психолог
Пальчиковая гимнастика
Капустка Мы капустку рубим — рубим, Мы капустку солим — солим, Мы капустку трем — трем, Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)
Овощи У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой». Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого. Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина — молодец! Показывают большой палец.
Сколько грядок в огороде? В огороде у Федоры Растут на грядках помидоры, А на грядке у Филата Много разного салата. У бабушки Феклы Четыре грядки свеклы. У дядюшки Бориса Очень много есть редиса. У Маши и Антошки Две гряды картошки. Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.
«Урожай» Рад, два, три, четыре, пять — Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками Поможем урожай собрать. Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща В ней звук Т пришел на грядку. Тыква — вот, а вот — томат. Здесь — капуста, здесь — салат, Тмин, картошка, артишок И петрушки корешок. Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками Будем есть мы до весны.
Логоритмические упражнения (координация речи и движения)
Картошка Мы картошку накопали, Огурцы с гряды сорвали, Выдернули всю морковку, Срезали капустку ловко И в корзине от земли Вам в подарок принесли. (Приседания, наклоны, имитация движений.)
Огород Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.) Мы пришли на нашу грядку. Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.) Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.) Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.) И петрушки корешок. (Руки опустить.) Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.) Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)
Лексическая тема «Овощи. Огород»
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.