Конспект занятия «Дифференциация шипящих и свистящих согласных»

  • Твёрдые и мягкие согласные звуки
  • Звонкие и глухие согласные звуки
  • Шипящие и свистящие согласные звуки
  • Буква и звук Й

В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:

БукваЗвукиБукваЗвуки
Б[б], [б’]П[п], [п’]
В[в], [в’]Р[р], [р’]
Г[г], [г’]С[с], [с’]
Д[д], [д’]Т[т], [т’]
Ж[ж], [ж’]Ф[ф], [ф’]
З[з], [з’]Х[х], [х’]
Й[й’]Ц[ц]
К[к], [к’]Ч[ч’]
Л[л], [л’]Ш[ш]
М[м], [м’]Щ[щ’]
Н[н], [н’]

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука в транскрипции обозначается [‘ ].

Классификация согласных звуков

По уровню шума:

По уровню шума
Сонорные— преобладает голос, уровень шума незначительный — [л], [м], [н], [р], [й];
Шумные — значительный уровень шума.

Шумные делятся на:

  • звонкие (сочетание шума и голоса) — [в], [д], [з] и др.
  • глухие (только шум) — [ф], [т], [с] и др.
По твердости
Твердые[л], [д], [с], [ж], [ц], [ш] и др.
Мягкие[л,], [д,], [с,], [ш,], [ч,], [й] и др.

Среди звонких согласных насчитывается 9 звуков, в которых голоса больше, чем шума. Это сонорные звуки.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Тема «Звуки и буквы в русском языке» не будет сложной, если ученики сразу разберутся в материале. Научившись самостоятельно анализировать звуковую сторону речи, школьники внимательно относятся к правильному написанию слов, что приводит к качественному повышению их знаний. Взрослому будет несложно совместно с ребенком закрепить изученный материал. Делать это можно практически в любое время: на прогулке, в поездке, в разговоре и т.п. А помогут специальные словесные игры. Придумать словесного дублера, заменив один звук; составить слово, в котором все произносится только твердо или, наоборот, только мягко; придумать слово, в котором букв больше, чем звуков… Вариантов игр — множество, ребенок и сам может стать автором такого развлечения. Польза от словесных игр и свободного владения материалом обязательно скажется на уроках!

Определение

Сонорные звуки – это звонкие согласные звуки, в которых голос доминирует над шумом. Слово «сонорный» происходит от латинского – «sonorous», что в переводе на русский значит – «звонкий». Группа сонорных включает в свой состав восемь парных по мягкости – твердости и один мягкий непарный: [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [й].

Сонорные звуки, как правило, образуются при участии легких, голосовых связок, губ, языка, нёба. Зубы в их образовании не участвуют. По месту и способу образования они бывают: губно-губные – [м], [м’]; язычно-губные – [н], [н’]; язычно-небные – [л], [л’], [р], [р’], [й’]. По силе звука все они являются звонкими.

Запоминаем

А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки – всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой – с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию – кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами – красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

Непарные звонкие сонорные звуки

Как было отмечено выше, все сонорные относятся к звонким согласным звукам. В отличие от большинства звонких согласных, сонорные звуки не имеют пар по глухости. Если другие согласные, как например, [д], [д‘], [б], [б‘], [з], [з‘] и другие имеют парные глухие [т], [т‘], [п], [п‘], [с], [с‘], то сонорные звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’] такой пары среди глухих согласных не имеют. Все сонорные звуки по этому признаку – непарные. Они ни в какой позиции не оглушаются: ни в конце слова, ни перед глухими согласными. Всегда произносятся звонко – с голосовой силой, а обычные парные согласные в конце слова и перед глухим согласными произносятся глухо.

Это легко проверить в сравнении:

«дом»: до

[м] – «мороз»: моро[с]; «день»: де[н’] – «медь»: ме[т’]; «поломка»: поло[м]ка – лодка: ло[т]ка; «долька»: до[л’]ка – «редька»: ре[т’]ка.

  • Согласные Р, Л, М, Н, Й называются — сонорными.
  • Все только звонкие, непарные согласные помогает запомнить фраза:

ЛИМОН — РАЙ!

Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие, непарные согласные звуки.

Твердые сонорные звуки Сонорные звуки, за исключением звука [й’], имеют пару по твердости: [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’]. В определенных позициях могут произноситься и мягко, и твердо: «лось»: [л]ось – «соль»: со[л‘]; «моль»: [м]оль – «мель»: [м’]ель; «дно»: д[н]о – «день»: де[н‘], «рысь»: [р]ысь – «дверь»: две[р‘]. Звук [й’] ни при каких условиях твердо не произносится, не имеет пары по твердости: «яйцо» – [й’ай’цо]. Он только мягкий. По своему звучанию он самый близкий из сонорных звуков к гласным звукам, особенно близок к – [и]. Иногда его даже называют «и – краткое»
Звонкие сонорные согласные звукиВсе сонорные только звонкие звуки, глухих звуков среди них не имеется!!!
Глухие сонорные звукиСреди сонорных глухих звуков нет!!!
Шипящие сонорные звукиШипящих сонорных звуков не бывает!!!

Свистящие и шипящие звуки: постановка и автоматизацияпрезентация по логопедии

Слайд 1

Свистящие и шипящие звуки: постановка и автоматизация

Слайд 2

Артикуляция звуков Свистящих [ с ] – согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый [ з ] – согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый [ с ’] , [ з ’] – мягкие [ ц ] – согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, твердый — губы улыбаются — зубы сближены — кончик языка упирается в нижние резцы, спинка умеренно выгнута, боковые края изнутри прижаты к верхним коренным зубам, посредине языка образуется желобок, через который проходит холодная струя выдыхаемого воздуха. При [ ц ] кончик языка за нижними резцами, а спинка смыкается с альвеолами и после взрыва воздуха опускается в положение звука [ с ] . Шипящих [ ш ] – согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый [ ж ] – согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый [ щ ] – согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, мягкий [ ч ] – согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, мягкий — губы вытянуты в широкую трубочку — зубы на расстоянии 3-4 мм -широкий кончик языка в форме чашечки поднят к передней части твердого неба, но не касается их. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. — воздушная струя теплая При [ щ ] кончик языка поднят как при [ ш ] , но не к передней части твердого неба, а к альвеолам, образуя в этом месте сужение. При [ ч ] широкий кончик языка в форме чашечки поднят к верхним альвеолам, в первый момент артикуляции образует с ними смычку. Во второй момент – отходит в положение, близкое к звуку [ ш ] , образуя два физиологических сужения.

Слайд 3

Недостатки произношения свистящих звуков Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом , замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом . Сигматизмы — Межзубный сигматизм (кончик языка оказывается в положении между зубами) — Губно-зубной сигматизм (нет улыбки, ребенок смыкает нижнюю губу с верхними резцами, появляется призвук [ ф ]) — Боковой сигматизм ( боковые края языка не прижимаются к коренным зубам, язык узкий, воздушная струя идет не по центру, а по бокам языка) — Носовой сигматизм (струя выдыхаемого воздуха идет через носовые ходы) — Призубный сигматизм ( язык упирается в сомкнутые зубы, слышится звук типа взрывного [ т ] , при звонком – [ д ] ) — Шипящий сигматизм (язык принимает артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный [ щ ] )

Слайд 4

Недостатки произношения свистящих звуков Парасигматизмы Замена [ с ] на [ с ’] ( сюмка , сяпоги ) – излишне поднята спинка языка Замена [ с ] на [ т ] ( тумка , автобут ) – спинка языка образует смычку с небом Замена [ с ] на [ з ] ( зумка , запоги ) Замена [ с ] на [ ш ] (шумка, шад ) Замена [ с ] на [ х ] ( хумка , хад ) [ з ] – [ з ’] , [ з ] – [ д ] , [ з ] – [ с ] , [ з ] – [ ж ] , [ з ] – [ г,х ] , [ з ] – [ в,т,ц ] [ ц ] — [ т ] , [ ц ] – [ с ] , [ ц ] – [ ч ] , [ ц ] – [ щ ] , [ ц ] – [ с ’] , [ ц ] – [ ш ]

Слайд 5

Недостатки произношения шипящих звуков Те же, что и при свистящих звуках, кроме шипящего, но есть щечный сигматизм (произнесение звука сопровождается раздуванием щек ) и нижнее произношение шипящих звуков. Парасигматизмы (замены) [ ш ] — [ с ] , [ ш ] – [ с ’] , [ ш ] – [ т ] , [ ш ] – [ х ] , [ ш ] – [ ф ] [ ж ] – [ з ] , [ ж ] – [ з ’] , [ ж ] – [ д ] , [ ж ] – [ г ] , [ ж ] – [ в ] [ щ ] – [ т ’] , [ щ ] – [ с ’] , [ щ ] – [ ш ] [ ч – т ’] , [ ч ] – [ щ ] , [ ч ] – [ т ] , [ ч ] – [ х ]

Слайд 6

Этапы работы над любым звуком подготовительный этап постановка звука его автоматизация в слогах, словах, фразах, предложениях и рассказе дифференциация с заменяемым или смешиваемым звуком

Слайд 7

Подготовительный этап Развитие фонематического слуха введение эмоционального образа звука материализация его в виде картинки разбор артикуляционных характеристик звука разбор фонетических характеристик звука Формирование правильного уклада артикуляционных органов с помощью комплекса артикуляционной гимнастики для нижнего уклада : удержание кончика языка за нижними зубками сопротивление кончика языка расслабление спинки языка поднимание и опускание спинки языка выработку длительной, плавной воздушной струи

Слайд 8

Способы постановки звуков подражание механическая помощь (используются специальные логопедические зонды) смешанный (подражание + механическая помощь) обходной (с опорой на сохранные или уже исправленные звуки)

Слайд 9

Комплекс упражнений для свистящих звуков «Заборчик» Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 1 до 10. «Трубочка» Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз. Чередовать «Заборчик» — «Трубочка» «Накажем непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: « пя-пя-пя », а потом покусать зубами: « тя-тя-тя ». «Блинчик» Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 1 0 . «Остудим блинчик» Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

Слайд 10

Комплекс упражнений для свистящих звуков «Почистим нижние зубки» Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево — вправо, нижняя челюсть не двигается ( зубы можно чистить и снаружи и внутри). «Горка» («Катушка», «Киска сердится») Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки). «Трубочка» из языка. «Волшебная палочка» Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или спичку) и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее.

Слайд 11

Комплекс упражнений для шипящих звуков «Накажем непослушный язычок» «Блинчик» «Остудим блинчик» «Вкусное варенье» Воображаемое варенье слизывается язычком с верхней губы вертикально ориентированными движениями. То есть язык двигается сверху вниз и в рот, а не вдоль губы. Рот при этом приоткрыт, губы сомкнуты вокруг языка. «Чашечка» Исходное положение – «блинчик», рот округло приоткрыт (челюсть опущена, губы образуют букву О). Язычок следует оторвать от нижнего неба, приподнять его боковые края и удерживать в таком положении 10 секунд. Можно представить, что язычок – это сосуд с водой, которую нельзя расплескать. «Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Слайд 12

Комплекс упражнений для шипящих звуков «Качели» Рот открыт, губы в полуулыбке, зубы видны. Язычок расслаблен, лежит на нижнем небе, упираясь кончиком в тыльную сторону нижних зубов. Каждые пять секунд язык меняет положение, упираясь кончиком в верхние зубы и обратно. Челюсть и губы остаются при этом полностью неподвижными. «Почистим верхние зубки» Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней (внешней) стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. «Ириска» Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Слайд 13

Постановка свистящих звуков По подражанию ( используется показ правильной артикуляции) [ С ] — игра «Насос», песенка воды, легкий ветерок [ З ] – звенит комарик, муха или оса [ Ц ] – песенка синички, «Тихо, дети расшумелись!» От опорных звуков Звук [ с ] — от [ и ] – петь звук, а потом пустить холодный ветерок — от та-та-та, тя-тя-тя , ти-ти-ти – и пустить холодный ветерок Звук [ з ] от звука [ с ] , контроль голосовых связок Звук [ ц ] аффрикат, от состоит из двух звуков: т – с, т-с, тс, ц Смешанный способ Губы растянуть в улыбку, прикусить широкий язык зубами, произнести «т-т-т» и пустить ветерок. При удлинении выдоха звук [т] переходит в звук [с]. Нужно зондом проложить по средней части языка «желобок». После правильного выдоха язык постепенно заводят за зубы. Выполнить упражнение «Забор», произнести «и-и-и»; затем упражнение «Холодный ветер» — « с-с-с », придерживать кончик языка зондом ( иииииииссссссс ).

Слайд 14

Постановка свистящих звуков Механический способ 1. При межзубном сигматизме ребенку предлагается широкий кончик языка опустить за нижние зубы и «пустить» длинный легкий ветерок. Если звук [ с ] произноситься недостаточно четко, то специальным зондом или кончиком шпателя нажать на кончик языка, несколько опустив его за нижние резцы. 2. При губно-зубном сигматизме произносить звук [ с ] при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов. Если ребенок не может воспроизвести это положение органов артикуляции сам, то логопед придерживает нижнюю губу ребенка, обнажая резцы. 3. При боковом сигматизме добиваются правильно звучания [ с ] при межзубном положении языка, затем переводят кончик языка за нижние резцы.

Слайд 15

Постановка свистящих звуков Механический способ 4 . Призубный сигматизм исправляется 2-ми способами: — Легким нажимом шпателя (зонда) на кончик языка опустить его за нижние зубы, чтобы образовать выход для воздуха через межзубную щель. — Предложить ребенку держать язык между резцами, широко распластав его. При таком положении языка ребенок, выдыхая воздух, ощущает его струю на кончике языка, производя звук, похожий на межзубный [с], затем, слегка нажимая шпателем на распластанный язык, на его кончик, следует постепенно отодвигать его за нижние резцы. 5. При шипящем сигматизме предлагаем ребенку подуть на язык в межзубном положении. Рекомендуется как можно дольше задерживаться на стадии межзубного произношения звука [ с ] в слогах, словах, фразах. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно происходит автоматически.

Слайд 16

Постановка свистящих звуков Механический способ 6. При устранении носового сигматизма необходимо формировать правильный выдох через середину ротовой полости, д ифференцировать носовой и ротовой выдох. Затем ребенку предлагается подуть на язык в межзубном положении. Автоматизируют межзубный звук в слогах, словах, а затем уже устраняют межзубный сигматизм . Для произнесения звука [ з ] логопед предлагает ребенку во время произнесения звука [ с ] включить голос. При постановки звука [ ц ] ребенку предлагается произносить подряд звуки [ т ] и [ с ] сначала медленно, а затем ускоряя темп, добиваясь слитного перехода от звука [ т ] к [ с ] (тс – ц ), следим, чтобы ребенок не произносил ТЭС или ТЫС. Автоматизировать начинаем с обратных слогов АЦ, ОЦ, УЦ. Мягкость звуков [ с ’] и [ з ’] достигается механическим путем, отодвигая кончик языка назад, в глубь рта. Поднимается спинка языка.

Слайд 17

Постановка шипящих звуков По подражанию ( используется показ правильной артикуляции) [ Ш ] — как шипит гусь, змея, шуршим как камыш [ Ж ] – жужжит пчела, жук [ Щ ] – песенка щетки щ-щ-щ . [ Ч ] – песенка паровозика чччч . От опорных звуков Звук [ ш ] — от [ с ] – произносить звук [ с ] и поднимать язык вверх. — от [ р ] – произносить этот звук громко, потом шепотом, остановить вибрацию самостоятельно или шпателем. Звук [ щ ] от звука [ ш ] , передвинув язык вперед, ближе к зубам. Звук [ ч ] аффрикат, от состоит из двух звуков: т ’ – щ , т ’ — щ , т ’ щ , ч Смешанный способ Губы округлены и слегка выдвинуть вперед, язык в форме «чашечки» за верхние зубы, пустить теплый ветерок, придерживая язык зондом или шпателем..

Слайд 18

Постановка шипящих звуков Механический способ Ребенок произносит несколько раз звук [ с ] и логопед вводит под язык шпатель (зонд). С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего звука [ ш ]. 1. При межзубном сигматизме ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произнести с придыханием [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка. 2. При губно-зубном сигматизме ставят [ ш ] по подражанию, используя зрительный контроль. Следят, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (губы можно придерживать пальцем). Возможен механический прием от [с]. 3. При боковом сигматизме используется механическая помощь (зонд, плоская, узкая, слегка выгнутая ручка от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад – к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить [с] (передние зубы все время видны).

Слайд 19

Постановка шипящих звуков Механический способ 4 . При призубном сигматизме вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух [ ш ] – [т], на основе тактильных ощущений по воздушной струе ([ ш ] – длительная, [т] – толчкообразная). Проводятся упражнения для длительной направленной воздушной струи. Постановка как при исправлении губно-зубного сигматизма . 5. При шипящем парасигматизме учат сопоставлять и различать [ ш ] – [ щ ] на слух, вырабатываются умения поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед – назад). Постановка от [с] механическим приемом (отодвигают язык назад). 6. При свистящем парасигматизме учить сопоставлять и различать [с] — [ ш ] на слух, различать разницу струи воздуха ([с] – холодная, [ ш ] – теплая); отрабатывать движения широкого языка вверх; чередование движений широкого языка за нижние – верхние зубы; чередование движений губ (улыбка – трубочка). Постановка по подражанию или смешанным способом.

Слайд 20

Постановка шипящих звуков Механический способ 6. При устранении носового сигматизма вырабатывается умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; различать на слух звучание [ ш ] при носовом и ротовом произношении, сначала отрабатывается звук [с], затем механическим путем ставится [ ш ]. 7. Щечное и нижнее произношения устраняются механическим и смешанным путем. Для произнесения звука [ ж ] логопед предлагает ребенку во время произнесения звука [ ш ] включить голос. Нужно помнить!!! Ставя любой звук, не следует называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.

Слайд 21

Постановка звука Щ Звук [ щ ] часто появляется в речи ребенка автоматически после постановки звуков [Ш] , [Ж] и [Ч] . 1.От звука [ с ’] . Произнося [ с ’] , приподнять язык вверх и вытянуть губы вперед. Шпателем (зондом) придерживать кончик языка вверху. 2. От слога ась . Произнося ась , язык поднять вверх и пустить отрывистую сильную струю воздуха, нажимая на щеки. Шпателем (зондом) придерживать кончик языка вверху. 3. От звука [ ш ] . Произнося [ ш ] , продвигать язык чуть вперёд, ближе к зубам. 4. От звука [ ч ] . Попросите ребенка произнести звук [ч] протяжно и обратить внимание на то, какой шипящий звук он слышит. Слышится долгий звук [ щ ] . Постановка звука Ч 1. От звука [ т ’] . Ребёнок произносит звук [ т ’] , при этом кончик языка шпателем (зондом, черенком ложки) чуть отодвигается назад. 2. От слога ать . Ребенок произносит слог ать и в это время, подложив шпатель под передний край языка, поднять его вверх к альвеолам. 3. При многократном произнесении ребенком слога ти нажимать большим и указательным пальцами на щеки, прижимая их к коренным зубам. Будет слышаться чи .

Слайд 22

Автоматизация свистящих и шипящих звуков

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]