Алгоритм постановки свистящих звуков
Мария Карманова
Алгоритм постановки свистящих звуков
Алгоритм работы на этапе постановки свистящих звуков
НАЗ ДПЗ ПНП АГ СПЗ ИПЗ
Звук (С)
Звук твердый, глухой, согласный; щелевой, язычно-зубный, по месту резонирования – ротовой.
Особенности артикуляции: губы растянуты в улыбке; зубы сближены на расстоянии 1мм; кончик языка упирается в нижние резцы; спинка языка выгнута, и по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя направляется к резцам; боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов; небная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так как образует препятствие для выдоха воздуха через нос; голосовые связки разомкнуты; воздушная струя узкая, холодная, сильная. Отсутствие звука:Аномалии в строении: прогения, прогнатия, отсутствие передних зубов, редкие зубы; нарушение фонематического слуха.Упражнения для губ: «Заборчик»
,
«Улыбочка»
,
«Оскал»
.
Упражнения для языка: «Лопаточка»
,
«Накажем непослушный язычок»
,
«Чистим зубки»
,
«Качели»
,
«Вкусное варенье»
,
«Трубочка»
.
Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?»
,
«Султанчики»
.По подражанию: перед зеркалом показываем ребенку правильную артикуляцию
звука «С»
. Просим ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку
«ветерок»(сильную воздушную струю)
– слышится
звук «С»
.
От исходного «И»
: просим ребенка произнести
звук «И»
, сблизить зубы,
«выключить»
голос и пропустить по языку сильную воздушную струю.
«Как течет водичка»
,
«Насос»
,
«В чайнике кипит вода»
.
Межзубный сигматиз:
Кончик языка находится между верхними и нижними резцами. Воздушная струя слабая, рассеянная. Прямой открытый прикус, вялость кончика языка, аденоидные разращения, макроглосия, отсутствие резцов.Упражнения для губ: «Заборчик»
,
«Оскал»
.
Упражнения для языка: «Чистим зубки»
,
«Качели»
,
«Вкусное варенье»
,
«Горка»
,
«Желобок»
,
«Трубочка»
.
Упражнения для выработки воздушной струи: «Сдуй ватку»
,
«Загони мяч в ворота»
. От исходного
«И»
.
«Летит большой и маленький самолет»
,
«Шарик лопнул»
,
«Холодный ветерок»
.
Боковой сигматизм:
Кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий»
звук. Может быть односторонним и двусторонним.
Боковой открытый прикус, наличие стертой формы дизартрии, парез мышц языка, макроглосия.Упражнения для укрепления боковых краев языка: «Желобок»
,
«Трубочка»
.
Упражнения для выработки воздушной струи: «Сдуй ватку»
,
«Султанчики»
,
«Дуй в трубочку»
.
Упражнения для языка: «Качели»
,
«Вкусное варенье»
,
«Лопаточка»
,
«Маляр»
,
«Горка»
— для правильной артикуляции. Поэтапный способ
постановки звука (По Рау)
.4 этапа:
1 этап: выработка широкого распластанного языка;
2 этап: зажимание языка между зубами и пускание воздушной струи;
3 этап:закрепляем межзубное произношение:
кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка;
4 этап: формирование за зубного произношения (механизм: язык ставится за зубы)
.
«Сдувается шарик»
,
«Холодный ветерок»
,
«Прокололи колесо»
.
Носовой сигматизм:
Корень языка поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое не смыкается с задней стенкой глотки, передняя часть языка не участвует, а воздушная струя уходит в носовую полость. Слышится звук, похожий на Х, но с гнусавым оттенком.
Короткий маленький язычок; отсутствие или раздвоение маленького язычка; повышенный мышечный тонус языка; напряжение задней части спинки языка.
Дифференциация дыхания: (носовое — ротовое: вдох носом — выдох ртом и наоборот, только ртом — только носом).
Упражнение для языка:
«Шарик»
,
«Футбол»
(для продвижения языка вперёд,
«Лопаточка»
,
«Иголочка»
,
«Змейка»
Упражнение для формирования направленной воздушной струи: «Буря в стакане»
,
«Задувание свечки»
,
«Кто дальше загонит мяч»
.
Поэтапный способ постановки звука (По Рау)
.4 этапа:
1 этап: выработка широкого распластанного языка;
2 этап: зажимание языка между зубами и пускание воздушной струи;
3 этап:закрепляем межзубное произношение:
кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка;
4 этап: формирование за зубного произношения (механизм: язык ставится за зубы)
.
«Сушим белье»
,
«Подул сильный ветер»
.
Губно-зубной парасигматизм:
Произносятся подобно звукам «Ф»
и
«В»
(
«фушка»«кофынка»
,
«вабор»
). Нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении
звука «С»
. Вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух. Недостаточно сформирован артикуляционный уклад. Органические факторы
(прогнатия — дефект прикуса; большие губы и зубы)
.
Нарушение фонематического слуха.
Упражнение на развитие фонематического слуха: «Поймай звук»
(с-ф)
.
Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [ф] (правильная артикуляция звуков)
.
Опускание и поднимание нижней губы.
Упражнения для губ: чередование
«Оскал»
и
«Рупор»(отрабатывается умение удерживать губы в широкой улыбке)
.
Упражнения для языка:
«Желобок»
(укрепление боковых краёв языка,
«Лопаточка»
,
«Горка»
,
«Накажем непослушный язычок»
,
«Вкусное варенье»
,
«Качели»
.
Упражнение для формирования направленной воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?»
, упражнение с
«султанчиками»
, со снежинками, с бабочками, с листиками и т. д., подвешенными на нитке. Разложение артикуляции.
От исходного «И»
.
«Чья песенка?»(ветерок поет с-с-с, ежик поет ф-ф-ф)
.
Призубный парасигматизм:
Кончик языка упирается в края верхних резцов, боковые края примыкают к верхним коренным зубам. Воздушная струя – толчкообразная. Вместо звуков «C»
,
«З»
слышатся
звуки «Т»
и
«Д»
,например: суп —
«туп»
, фасоль –
«фатоль»
, самолет –
«тамолет»
.
Закрытый прикус.
Недостаточно сформирован артикуляционный уклад.
Нарушение фонематического слуха.
Упражнение на развитие фонематического слуха: «Поймай звук»
(с-т)
.
Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [т] (правильная артикуляция звуков)
.
Упражнения для губ:
«Оскал»
(отрабатывается умение удерживать губы в широкой улыбке,
«Заборчик»
,
«Улыбочка»
—
«Трубочка»
.
Упражнение для языка:
«Лопаточка»
(умение удерживать язык широким, распластанным,
«Накажем непослушный язычок»
,
«Чистим зубки»
,
«Качели»
,
«Вкусное варенье»
,
«Желобок»
(укрепление боковых краёв языка,
«Горка»
.
Упражнение для формирования направленной воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?»
, упражнение с
«султанчиками»
, со снежинками, с бабочками, с листиками и т. д., подвешенными на нитке. От исходного
«И»
.
«Веселый ручеек»
.
Шипящий парасигматизм свистящих:
Губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Кончик языка поднят к альвеолам, спинка резко выгнута по направлению к твердому небу, боковые края языка прилегают к коренным зубам, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное «Ш»
или
«Ж»
: собака –
«шябака»
, замок –
«жямок»
. Нарушение фонематического слуха.
Недостаточно сформирован артикуляционный уклад.Упражнение на развитие фонематического слуха: «Поймай звук»
(с-ш)
.
Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [ш] (правильная артикуляция звуков)
Упражнение для губ: «Заборчик»
, чередование
«Улыбочка»
—
«Трубочка»
.
Упражнение для языка:
«Лопаточка»
,
«Накажем непослушный язычок»
,
«Качели»
,
«Вкусное варенье»
,
«Почистим зубки»
,
«Горка»
.
Упражнение для формирования направленной воздушной струи: «Забей мяч в ворота»
,
«Султанчики»
,
«Чей мяч улетит дальше»
. От исходного
«И»
.
«Загадка про ветерок»
,
«Сказка про ветерок»
.
Обследование и диагностика
Сначала логопед слушает, как звучит речь ребенка, затем смотрит на работу органов речи, проверяет подвижность языка, тонус губ и щек. После этого проводит краткий опрос родителей об речевом развитии ребенка и сопутствующих заболеваниях. Выясняет, не стоит ли на учете где-либо, каких специалистов посещал и какие обследования проводились. Все это нужно не для пустого любопытства, а чтоб прояснить общую картину и причины дефекта.
В ходе обследования выясняется:
- звук искажается или он отсутствует вообще
- есть смешение с другими звуками
- нарушена ли слоговая структура и фонематический слух
- есть ли проблемы с иннервацией речевой мускулатуры
- нет ли аденоидов
- состояние прикуса
Все это влияет на способы и приемы постановки звука С, логопед всегда исходит из того, что уже есть на данный момент.
Примеры свистящих языков
По состоянию на 2022 год в мире было зафиксировано около 70 свистящих языков. Самым известным и изученным местом обитания свистящей общины стал Ла Гомера — один из нетуристических Канарских островов. Сильбо Гомеро первым из свистящих языков получил статус живого наследия ЮНЕСКО, он имеет и наибольшее число носителей — около 20 тысяч.
Сейчас язык сильбо гомеро играет важную роль в повседневной жизни острова. Его преподают в школах, он используется для привлечения внимания туристов — в некоторых ресторанах официанты передают детали заказа именно свистом.
Подростки иногда подрабатывают и устраивают для приезжих целое шоу, умудряясь адаптировать свист для других языков. Однако с момента начала пандемии коронавируса, от подобных практик пришлось отказаться — класть пальцы в рот стало небезопасно. Теперь школьники не практикуются в свисте сами, а слушают записи.
Старшее поколение отмечает, что им труднее понимать молодежь, которая обучается свисту в школе, а не на пастбищах. Для них такой свист слишком изящен и выверен, а словарный запас богаче и разнообразнее. Пожилые жители острова Ла Гомера вспоминают, как использовали сильбо, чтобы предупредить местных о прибытии полиции. В недавнем румынском триллере «Свистуны» Корнелиу Порумбою сильбо используется гангстерами в качестве секретного кодового языка.
На греческом острове Эвбея в деревне Антия говорят на сфирийском, звучание которого напоминает птичьи звуки. Сфирия — один из самых исчезающих и редких языков в мире. Большинство носителей языка — фермеры и пастухи.
Сейчас население деревни составляет 37 человек, но большинство из них потеряли зубы, поэтому не могут свистеть. В 2022 году на сфирийском свободно говорили только 6 человек. Местные жители всеми силами стараются сохранить свой язык — организуют занятия, пишут в местную администрацию с просьбой открыть школу и приглашают ученых для записи звучания языка. О сфирийском языке ученые узнали только в 1969 году, когда в горах недалеко от Антии разбился самолет. Члены поискового отряда услышали, как пастухи разговаривали на свистящем языке. Дальность общения на сфирийском может достигать 4 километров.
В Мексике для свиста используют Сочиапанский чинантекский и масатекский. Теоретический диапазон свиста может достигать двух километров, однако жители предпочитают общаться на коротких расстояниях и для них это скорее способ социализации, а не вынужденный инструмент.
Жители мексиканских общин используют свист для разговора на рынке — эта ситуация уникальна для свистящих языков. Другой удивительный факт — в Мексике свистом общаются исключительно мужчины, хотя женщины обычно понимают, о чем идет речь.
На севере Турции в деревне Кушкёй говорят на «языке птиц». Он используется в этой местности на протяжении многих веков и насчитывает около 10 000 носителей. В 2022 году он наравне с сильбо гомеро был включен в список устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, нуждающегося в охране. Каждый год в деревне проводится фестиваль, посвященный традициям, истории и культуре птичьего языка. С недавнего времени его начали изучать в начальной школе и турецком университете Гиресуна на факультете туризма.
У народа хмонг, проживающего в предгорьях Гималаев во Вьетнаме, есть своя версия свистящего языка, который используется охотниками и фермерами. Однако у него есть и другое популярное применение — язык ухаживания. Хотя сегодня это редко практикуется, молодые люди использовали свистящий язык хмонгов в качестве языка флирта. Парни бродили по деревням, насвистывая стихи, чтобы привлечь внимание девушек. Если девушки отвечали взаимностью, это могло стать началом отношений.
***
Стремительное развитие технологий значительно снизило потребность в свисте, однако в высокогорных территориях покрытие сети всё еще дает сбои. Пожилые обитатели «свистящих» общин стараются передать свои знания молодежи, участвуют в фестивалях, посвященных языковым традициям и часто игнорируют мобильные телефоны, предпочитая общаться проверенным методом. Подростки прибегают к свисту значительно реже, но всё же периодически тренируются и интересуются древним навыком. Для них это способ сблизиться с историей и понять истоки местных традиций. Время от времени пригождается еще одна важная особенность свиста — так можно быстро передать информацию, которая не предназначена для чужих ушей. Так или иначе, свистящие языки остаются уникальным явлением, многие загадки которого еще предстоит раскрыть.
Учимся правильно произносить звук [з]
Производство звука[з] отличает от звука [с] лишь тем, что включается голос. Чтобы вызвать интерес у ребенка можно показать, а потом попросить ребенка воспроизвести, как звенит комарик: з-з-з-з-з-з-з. Для наилучшего закрепления ощущения можно руку ребенка положить сначала на горлышко взрослого, а потом на свое, и произнести попеременно звуки [с] [з], тогда ребенок ощутит силу голоса – при [з] «моторчик заработал в горле». Постановка [з] чаще всего происходит по подражанию взрослому.
Когда появляется изолированный звук [з], начинаем работу по его автоматизации по той же схеме, что у звука [с]: в слогах, словах, фразах и т.д. Встречаются такие случаи, когда ребенок оглушает [з] и говорит вместо него [с]. Здесь нужно поработать над фонематическим слухом ребенка, возможно он плохо слышит эти звуки и не различает. В случае трудностей также возвращаемся к тактильным ощущениям: рука на горлышке.
Массаж
Самая большая сложность при постановке в случаях межзубного и бокового сигматизма. Тут основной упор делается на массаж, потому что причина патологического рефлекса чаще всего лежит в неправильном прикусе и нарушении иннервации, либо по отдельности, но чаще идет в одном флаконе. Основной упор делается на массаж, дизартрия без него никогда не исправляется в полной мере. В этом случае свистящие звуки ставятся самыми последними, после того, как исправлены все другие.
Ну и обязательно нужна консультация с ортодонтом, поскольку неправильный прикус плохо влияет не только на произношение, но на все здоровье в целом, ведет к заболеваниям ЛОР-органов, остеохондрозу шейных позвонков, поскольку неправильно формируется лицевой скелет, а следовательно вся костно-мышечная система в целом. При проблемах с прикусом массаж тоже очень помогает. Язык, как орган без костей, очень эластичный и может принять любую форму.
На этом заканчиваю писать эту статью, но тема коррекции свистящих звуков будет продолжена, следите за новостями, подписывайтесь на обновления блога, чтобы быть всегда в курсе. Пишите в комментариях свои замечания и предложения, делитесь своим опытом. Скидывайте ссылки на статьи своим друзьям и знакомым на форумах и в соцсетях, чтобы обсудить с ними проблемы развития речи детей. Всего хорошего, успехов!
Можно еще прочитать: постановка звука ш постановка звука р
Механическая помощь
Если язык не удерживается за зубами, а выпрыгивает, то нужна механическая поддержка. Удерживать язык ребенка в позе горки можно с помощью:
- пальца (предварительно помытого)
- зонда массажного либо специального постановочного
- зубочистки (отломив острый край)
- спички (не серной головкой)
- ватной палочки
параллельно отрабатывая гимнастику:
- трубочку языком
- блинчик
- чистим нижние зубы
- расчесываем язык
- катаем катушку
- заборчик — трубочка губами
дыхательные упражнения:
- сдуть ватку с языка между губ
- между зубов
- с горки
- спичку с горки
голосовые
- тянуть звуки И, А, Э в положении горки
массаж языка и губ
Затем все эти отработанные по отдельности навыки соединяются, держать ребенку язык и сдувать ватку. Он держит горку, тянет “иииии”, затем добавляет “ссссс” — иногда свистящие лучше ставятся в обратных слогах — АС, ИС, ЭС, ЫС, можно и УС и ОС, но при этом надо четко делать губами “трубочку-заборчик”. Если сначала “сссс”, а потом “ииии”, то будет СЬ, что тоже не страшно, от него потом не сложно поставить и твердый звук, прижимая зондом спинку языка.
Какие способы существуют при сигматизме?
Детки, которые страдают сигматизмом и парасигматизмом, также могут быть обучены правильности произношения. Для этого необходимо подбирать логопедические упражнения на звук, которые подойдут в конкретном случае.
Межзубный сигматизм
Постановка звука при таком нарушении заключается в том, чтобы продемонстрировать малышу, как правильно располагаются органы речи во время произношения звука «С». Если у ребенка не получается подражать взрослому, то проводят постановку с механической помощью.
Боковой сигматизм
В этом случае потребуется провести подготовку органов речи, чтобы активизировать деятельность мышечных тканей боковых сторон язычка. В итоге у малыша должно получиться поднятие боков до их полного соприкосновения с боковыми зубами.
Потом можно прибегнуть к упражнению, при котором понадобится дуть на переднюю часть речевого органа, потом на его кончик, а затем, спрятав язык за челюстью.
Носовой сигматизм
Таким деткам нужно выполнять следующее упражнение. Необходимо долго и протяжно воспроизводить букву «Ф». Просунуть широкий кончик язычка между нижней губой и верхними резцами и подуть на него, произнося звук «Ф» и потихоньку убирая орган за нижние резцы.
Призубный парасигматизм
Постановка звука при данном нарушении речи производится только путем демонстрации правильного расположения органов. Также упор делают на тактильные ощущения. Ребенок подносит ладонь ко рту, если струя воздуха идет верно, то чувствуется холод. Можно поставить звук от мягкого «Сь».
Следует помнить, что нельзя прекращать занятия, как только ребенок смог правильно воспроизвести звук, даже если больше не наблюдается нарушения. Поставленное произношение следует обязательно закреплять с помощью стихов, скороговорок, рассказов и прочих произведений.
Таким образом, постановка звуков очень важна для речи человека. Поэтому при наличии трудностей с воспроизведением этой буквы следует обязательно обратиться к специалисту и регулярно выполнять упражнения.