4.Стихи для дифференциации свистящих и шипящих звуков. (ш, ж, с , сь. з)


Стишки про букву Х, четверостишья

Хорошо уметь читать, Букву Х нам надо знать, Хлеб, хлопушка, хоровод, Буква Х к себе зовёт.

*** Буква Х захохотала: «Хоть и холодно зимой, Я на санках не устала Ехать с горки ледяной».

*** Буква X, ты хохотушка И хорошая хвастушка! Хоровод мы заведем, Дружно, весело споем.

*** Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка.

*** Ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверёк.

*** Хоть куда у хрюшек хор! В нем Хавронья -дирижёр. А в хорошую погоду Хрюшки водят хороводы.

Цели и задачи

Главной целью при постановке звуков [х] и [х`] является формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения, умения различать их между собой и не путать с ранее изученными звуками и буквами, а в дальнейшем правильно употреблять Х в письменной речи.

К поставленным задачам относится в первую очередь развитие фонематического слуха, это способствует четкости речи. Сперва мы учим ребенка выделять звук [х] в начале, конце и середине слова, узнавать его не только отдельно, но и в слоге, фразе, предложении. С помощью пословиц и поговорок удастся закрепить произношение звуков [х] и [х`], развить память, мышление и воображение, сделать процесс обучения менее утомительным.

Загадки на букву Х

Захомячил хомячок Зерна в щеки-рюкзачок, И до хатки поспешил, Чтоб никто не рассмешил. Пощекочем хомяка, Пусть нам скажет букву… (Х) *** «Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» — Так хохочет буква …

Автор этой загадки Н.Пунько, ее нужно продолжить по рифме, подставив нужную букву Хомяк, смешной зверёк хомяк, Урок не учит натощак. Летит от зёрен шелуха, Хомяк так учит букву …

В этой загадке нужно сначала отгадать слова, о которых идет речь, а затем — букву, на которую начинаются эти слова. У слоненка смеха ради Буква спереди и сзади, Букву ту в печи пекут, На станке из ниток ткут.

Ответ: буква Х (хобот, хвост, хлеб, холст)

С ёлок буква опадает, Ночью спящих кур хватает, Нарисует ваш портрет И легко изменит цвет.

Ответ: буква Х (хвоя, хорек, художник, хамелеон)

Рассказы, тексты на букву (звук) Х

Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется.

Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним.

В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях.

Затем ребенок сам рассказывает рассказ.)

Хомяк.

Тихон очень хотел, чтобы ему подарили (хомяка).

И вот наконец они с папой поехали на Птичий рынок и купили (хомячка).

Этот (хомячок) был хорошенький зве­рёк с пушистым мехом.

Тихон попробовал кормить (хомячка) сахаром, хлебом, халвой.

Хлеб (хомячок) съел, а сахар и халву да­же не попробовал.

Подарок.

«Папа, я хочу подарить маме (духи), — сказал Захар.— Дай мне денег».

« (Духи) я сам маме подарю. А ты ей лучше нарисуй хорошую картинку»

Рассказы-задачи.

Михаил собирал орехи. С одной ветки он собрал 5 орехов, а с другой 4 ореха. Михаил решил сорвать ещё орех и уронил 3 ореха. Сколько орехов осталось у Михаила?

Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

  1. Мама уехала на ра­боту в Химки.

Что сделала…? Куда…?

«Будь хозяйкой, Нина, пока меня нет»,— ска­зала мама перед ухо­дом.

Что сказала…? Когда…?

И Нина стала хозяй­ничать.

Что стала…?

Она убрала сахар и хлеб в сервант, чтобы не было мух.

Что…? Для чего…?

Маленькая хозяйка смахнула крошки и пыль, подмела пол.

Кто…? Что сделала…?

Придёт мама, похвалит Нину и скажет: «Хо­рошая у меня хозяюш­ка».

Что скажет…?

  1. Дядя Пахом взял Петю на охоту.

Кто…? Куда…?

Приехали охотники ра­но утром и пошли на глухариный ток.

Кто…? Что сделали…? Куда…?

«Подходить к глухарям надо очень тихо»,— сказал дядя Пахом.

Что сказал…?

Дядя Пахом охотник необычный — вместо ружья у него кинокамера.

Кто…?

Как только глухарь слетел на мох и начал токовать, дядя Пахом стал снимать.

Когда…? Кто…?

Другой глухарь токовал на куче хвороста, третий на каком-то старом дереве.

Кто…? Где…?

После «охоты» Петя и дядя Пахом варили уху и пили чай с сухарями.

Когда…? Кто…? Что делали…?

  1. Наде Хмельковой купили книгу.

Кому…? Что…?

В ней очень хорошие стихи про муху-цокотуху.

Какие…? Про кого…?

И теперь Надя всем рассказывает про ве­сёлую муху-цокотуху.

Кто…? Как…?

  1. У охотника были две собаки.

У кого…? Что…? Кто…?

Одна, Вихрь, хорошая, сильная, с пушистым хвостом.

Какая…?

Другая с виду худая, хилая, с кривыми но­гами, по кличке Ухват.

Какая…?

Пошёл охотник на охо­ту с Вихрем и Ухватом.

Кто…? Куда…? С кем…?

У Ухвата нюх хоро­ший, сразу взял след — и не ушла от него хитрая лиса.

А Вихрь только носился, распушив хвост, только дичь распугивал.

Кто…? Как…?

  1. У Коли Тихонова папа и мама — худож­ники.

Коля часто ходит с ни­ми на выставки, рассматривает картины известных художников.

Что делает…? Какие картины…?

Коля Тихонов любит рисовать и тоже хочет стать художником.

Кто…? Кем хочет…?

Недавно была выставка юных художников; на ней рисунки Коли Тихонова получили премию.

Что…? Чьи…?

  1. Захар и Коля играли в хоккей на переходной дорожке.

Кто…? Во что…? Где…?

Они мешали всем прохожим, но с дорожки не уходили.

Кому…? Что делали…?

— Хотите по-настоящему играть в хоккей? — спросил дворник дядя Тихон.— Приходите с лопатами за дом, зальём каток. Вот там и будете играть в хоккей»

Что сказал…?

  1. У Харитона отец работает зоотехником на звероферме.

У кого…? Кем…?

Там выращивают зверей с ценным мехом.

Кого выращивают… Кто…?

Один детёныш хорька остался без матери.

Кто…? Кого…?

Отец Харитона принёс хорька домой и поло­жил к котятам.

Пришла кошка, обню­хала хорька и покор­мила молоком.

Что сделала…? Кого…?

Стал хорёк гибким, кра­сивым зверьком с пу­шистым мехом.

Каким стал…?

Харитоше не хотелось отдавать хорька, но отец отнёс его на зве­роферму.

Кому…?

Хомяк-хвастун

Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собирались хомяки, чтобы послушать его удивительные истории.

— Хотите верьте, хотите нет,— начинал Хомяк,— а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод — хуже нашего! Только я вылез, смотрю — стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хо­рошенько и забросил на самую верхушку дерева».

— Ух ты! — восхитились хомяки.

— Иду себе дальше. Снег под ногами — хруст-хруст. Смотрю — лежат две большущие змеи и спят. Храпят на всю Африку. Я ти­хонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом… я…

— Что, что потом?! — Взмолились хомяки.— Да не тяни же ты!

— Хорошенькое дело! — обиделся хвастунишка. — Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?!

Г. Юдин

Поросёнок

Хрюкал во дворе Поросёнок. Никому покояне давал. Подошёл к нему Цыплёнок и говорит:

— Что это ты, Поросёнок, всё хрю да хрю. Голова уже от твоего хрюканья болит. Повизжал бы лучше тоненьким голоском — пи-пи-пи|

Поросёнок отвечает ему хриплым голосом:

— Да я ноги промочил. Вот и охрю-охрю-охрюп!

Победитель

Жили-были петух, хохлатки и их детки — пушистые цыплятки. Около их дома всё ходили и кружили хорёк и хитрая лиса. Но петух зорко охранял свою семью. Один раз вывела хохлатка цыплят погулять, а хорёк тут как тут. Закудахтала хохлатка: «Кудах-тах-тах! Ко мне, детки, ко мне!»

Все цыплятки побежали и спрятались под мамиными крыльями. Только самый малень­кими не успел. Его схватил хорёк. Но тут подлетелпапа-петух, закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хищник, бросил цыплёнка, скок за кусток — и нет его. А петух-победитель закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!»

Хитрая лиса

Ехал старик на санях и вёз рыбу. А хитрая лиса учуяла, что рыбкой пахнет. Легла она дорогу и притворилась мёртвой. Старик увидел её, обрадовался: «Вот старухе будет хороший меховой воротник на зиму».

Схватил лису за хвост, а она не шелохнётся. Положил тогда старик лису в сани и дальше поехал. А лисичка тихонько рыбку за рыбкой на дорогу бросает, а потом и сама спрыгнула.

Подъехал старик к избе: «Эй, старуха, пойди, погляди, какой я тебе воротник привёз». Старуха увидела пустые сани, схватилась за ухват и кричит: «Ты что, насмехаться надо мною вздумал!» Тут только старик понял, что лиса его пе­рехитрила.

Чем пахнет весна (В сокращении)

Мой отец уехал работать в колхоз. Мама сказала:

— Когда запахнет весной, мы тоже поедем.

А я и не знаю, чем пахнет весна. Не запомнил с прошлого года. Вот стало солнышко пригревать. Небо высокое и голубое. Я говорю:

— Пахнет весной?

— Нет,— отвечает мама.— Весна ещё только голос подаёт.

Наконец растаял весь снег. На перекрестках торгуют весенними цветами. Мама купила букетик подснежников. Они синенькие такие, на коротких ножках. Мама понюхала подснежники и говорит:

— Вот теперь настоящей весной запахло! Пора ехать!

Я тоже понюхал. Оказалось, пахнут подснежники совсем не цветами и не зелёной травой да листьями. Обыкновенной землёй пахнет весна.

Петух (В сокращении)

Большой петух как хозяин разгуливал по двору. Ни кошке Мурке, ни собаке Жучке нет от него проходу: на всех набрасывается, всех Клюёт. Мичук побежал в огород за луком. Петух перья взъерошил, хвост распушил, того гля­ди, клюнет. Заплакал Мичук:

— Мама! Мама! Петух дерётся!

Мама прогнала петуха. Нарвал Мичук лука на огороде и только открыл калитку, как петух опять к нему. Захлопнул калитку Мичук и стал звать маму. Шёл мимо Ваня и спросил:

— Ты чего кричишь?

— Домой хочу, а петух не пускает.

— Эх ты, трусишка,— засмеялся Ваня,— если петуха боишься, сидел бы дома. — Как его не бояться, ведь он дерётся.

Но Ваня смело подошёл к петуху, замахал на него руками и петух не тронул его.

— Теперь ты иди,— крикнул Ваня. Вышел Мичук за калитку. Петух к нему. А Мичук закричал на петуха:

— Кыш! Кыш!

Петух повернулся и ушёл к своим курам.

— Никогда не надо показывать, что боишь­ся,— сказала Ваня.— Ведь пугают тех, кто бо­ится.

Макс Майн

Дровосек и орех

(Перевод с сербохорватского Л. Кондращенко)

Однажды пошёл дровосек в лес и решил отдохнуть под большим орехом. Лежит и говорит:

— Чудесный орех! Какая под ним приятная прохлада!

Орех подумал: «Вот какой добрый человек, надо его обязательно угостить!» И один большой орех упал дровосеку прямо в руки. Съел его дровосек и говорит:

— В самом деле замечательное дерево! До чего же сладок его плод!

Орех послал ему ещё один плод. Тут орех упал прямо на колени дровосеку. Съел дровосек и второй орех и говорит:

— Расчудесный орех! Как приятно пахнет еголиства!

Ореховому дереву и это было приятно. И еще три ореха полетели в сумку дровосека. Тогда дровосек подумал и говорит:

— А ведь у этого дерева и ствол неплохой! Можно было бы срубить его и смастерить из него отличную мебель.

Как только услыхал это орех, задрожал от страха. И тут сорвался один орех с самой верхушки и — бац! — дровосеку по голове. За ним полетел второй, третий — стали падать орехи на дровосека, как град. Набили дровосеку шишек на голове. Он даже топор свой за­рыл… И не мог найти его никогда.

Драган Лукич

Посиди тихо-тихо

Мама принесла Тихону черепаху. Черепаха сразу спряталась в свой домик-панцирь и затихла. Тихон решил, что черепахе холодно, завернул её в мамин халат и отнёс на кухню. Но черепаха никак не хочет вылезать из своего домика-панциря. «Наверно, она есть хочет»,— подумал Тихон. Он вытащил черепаху из маминого халата и дал ей халвы. «Не хочешь халвы? Тогда вот тебе хлеб и булка, а вот ещё сахар. Тоже не хочешь? Что же тебе, черепаха, дать? Может, поймать тебе муху?»

Тут пришла домой мама. «Мама, черепахе холодно, и она не хочет ничего есть». — «Нет, — говорит мама, — черепахе не холодно. Просто она боится. Ты посиди тихо-тихо, и она вылезет из своего домика. И кормить её нужно не хлебом, сахаром, мухами и не халвой».

А вы, ребята, знаете, чем нужно кормить черепаху?

Составление рассказа по теме.

  1. Дядя Захар был необычным охотником. Он «охотился» на зверей и птиц с фотоаппа­ратом. А находить их в лесу ему помогала со­бака по кличке Муха.

Придумайте рассказ о том, как Муха по­могла дяде Захару найти в лесу медведя, как «охотник» фотографировал медведя, и как Муха помогла ему спастись от опасного зверя.

  1. В тёплый летний день дядя Захар ор­ганизовал поход сельских ребят в город. Его сын, шестилетний Михасик, уговорил отца взять его с собой. Шли в основном лесом. И по дороге Михасик отстал от отряда и заблудился.

Расскажите о том, как и почему это слу­чилось, как Михасик бродил по лесу, как его, в конце концов, разыскали, и чем закончился этот поход.

Скороговорки с буквой Х

Осип охрип, а Архип осип. Охрип Осип, а осип Архип. Осип Архип, а Осип охрип. Архип охрип, а Осип осип.

Вставай, Архип, петух охрип!

Захар сахар запасал. Закрома им заполнял. Захаровы закрома засахарены сполна.

Хвалю халву.

VN:F [1.9.8_1114]

please wait…

Rating: 3.6/5 (7 votes cast)

VN:F [1.9.8_1114]

Rating: -1 (from 1 vote)

Стихи про букву Х, 3.6 out of 5 based on 7 ratings

Задания для дошкольников — печатная буква Х

Научиться писать печатную Х детям помогут следующие задания:

  • сложить букву Х при помощи пальцев;
  • нарисовать ее в воздухе;
  • попробовать сложить Х при помощи раздаточного материала (спички, палочки);
  • аккуратно по клеточкам нарисовать Х в прописи.


Пишем в прописях.
Можно рассказать стихотворение: «На лужайке дом стоит, ну а путь к нему закрыт». При этом ребенок должен изобразить двумя руками крышу дома, а затем закрытый путь — скрестить руки.

Автоматизация звука х

Автоматизация [х] происходит строго после того, как ребенок научился произносить его изолированно, слышать в слогах и не путать с другими звуками. Следует произносить текст громко и четко, выделяя голосом автоматизируемый звук. При необходимости повторить несколько раз. Закрепление должно происходить в начале, середине и конце для лучшего усвоения и запоминания материала.

Для автоматизации произношения звука [х] в начале слов произносим громко и четко: хвост, холодильник, хобот, хоккей, храм, хата, хлеб.

Для автоматизации произношения звука [х] в середине нужно растягивать [х], повторяя несколько раз следующие слова: вахта, шахта, пихта, яхта, засуха, лоханка, сахар.

Для автоматизации произношения звука [х] в конце произносят следующие слова: мох, шорох, в закромах, дух, цех, мех.

Значение незнакомых слов нужно обязательно объяснить ребенку, иначе такие задания будут неэффективными.

Также необходимо объяснить ребенку, что звук [х] может слышаться там, где есть буква Х, и там, где ее нет, и привести в качестве примера фразу «Пух мягкий».

Когда ребенок познакомился с буквой Х, научился различать звук [х] в слогах и предложениях, нужно дать характеристику звука и объяснить, к какой группе он относится:

  1. Согласный.
  2. Твердый.
  3. Глухой.
  4. Заднеязычный.

Проект «Город Букв» — всё о букве «Х» для 1 класса

Цель проекта: Познакомиться со всеми буквами русского алфавита и выбрать свою самую любимую букву. Нарисовать и рассказать о её характере, а также поведении в Городе Букв, узнав о ней из произведений учебника «Литературное чтение». Сделать макет буквы, подготовить доклад для выступления и презентацию с иллюстрациями.
План выполнения проекта:

  1. Моя любимая буква
  2. Сделаем макет буквы из картона.
  3. Характер буквы «Х».
  4. Стихотворения о букве «Х».
  5. Загадки о букве «Х».
  6. Текст о букве «Х» для Музея букв.
  7. Пример готовой презентации.

Доклад к проекту

Я выбрала для Музея букв — букву «Х». Так как она моя самая любимая. Об этой букве различные писатели сказали много интересного.

С буквы Х начинается слово Хлеб, который лежит к обеду на столе в стихотворении В. Данько.

Буква Х является согласной и её нельзя петь.

В стихотворении С. Маршака с буквы Х начинается слово Хорёк, которое означает хитрое животное, утащившее из автобуса цыплёнка.

Также с этой буквы начинаются слова Хорошо, Хитрость, Хохот, Хвост, Хобот.

Интересные игры

Можно самостоятельно придумать интересные игры и упражнения для лучшего запоминания материала ребенком. Для совсем маленьких учеников можно нарисовать на большом листе алфавит вразброс и попросить поискать Х, а затем ждать, кто первым ее найдет.


Игра с буквой Х.

Также можно дать задание найти в комнате вокруг себя предметы на букву Х (холодильник, халат, хурма и т.д.). Можно поиграть в ассоциации и поделиться друг с другом, кому из вас что напоминает Х.

Интересную игру можно устроить с большим количеством детей: пусть каждый делает одно действие на букву Х (хохотать, храпеть, хрустеть, хватать, хвалить, хлопать).

С детьми постарше хорошо получится провести игру, в которой каждый придумывает слово на букву Х и объясняет его значение, хорошо подойдет эта игра для детей с творческим потенциалом.

Упражнения с буквой для детей

Далее можно переходить к упражнениям с Х. Нужно правильно и грамотно подобрать задания, чтобы ребенок не потерял интерес к изучаемой теме. Вначале можно представить картинки с изображением предметов и животных, названия которых начинаются на букву Х (хомяк, хорек, хлеб, хижина), затем можно попросить ребенка самостоятельно придумать несколько слов на заданную букву.

Существует интересное упражнение на поиск звука и буквы: ребенку дается картинка, на которой изображены предметы (стул, стол, чайник, хлеб, хорек, лампа и халат); задача ребенка — найти все предметы, которые начинаются на Х.

Можно дать карточки с изображением нескольких предметов (храм, яхта, мех) и попросить ребенка определить, в начале, середине или конце слова спрятался [х].

Популярной игрой, развивающей внимательность, является произношение фраз и предложений, в которых ребенок должен узнать [х] на слух и хлопнуть в ладоши столько раз, сколько этот звук был произнесен.

Сказки про букву

Чтобы дать ребенку немного отдохнуть, но провести это время с пользой, можно рассказать ему сказку про букву, которую мы учим. Например: «Жила-была одна буквочка, веселая, хорошая, постоянно смеется. Она любит хлеб, холодец и совсем не любит холод. Она любознательна, умна и хочет все знать! Дома эта буква ходила в халате, и жили у нее хомяк с хорьком».

В конце родитель говорит, про какую букву была эта сказка, но лучше спросить у ребенка, проверив, как он запомнил и усвоил предыдущий материал.

Еще одним популярным упражнением являются загадки, пословицы и поговорки.

Загадки являются эффективным заданием для развития воображения и логики. Примеры:

  1. Хоботом крутит, серый, как мышь, с большими ушами (слон).
  2. Клюшкой ты точнее бей, ведь играем мы в (хоккей).
  3. Сегодня в доме никто не спит, ведь наш сосед все время (храпит)

Загадки могут варьироваться от самых легких до сложных в зависимости от возраста ребенка. Пусть дошкольник попробует придумать собственную загадку.

Существует много пословиц и поговорок, произношение которых не только закрепит изучаемую букву, но и поможет развить речевой аппарат, а речь сделает более четкой. Примеры:

  1. Хвастун видал, как медведь летал.
  2. Хвост голове не указка.
  3. Характер закаляется в труде.
  4. Хлеб — всему голова.

Значение всех пословиц и поговорок нужно обязательно объяснить ребенку и проверить, как он понял новый материал.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]