Кто такой дефектолог
Определение 1
Дефектолог — это специальный педагог, который проводит коррекционные занятия с детьми, имеющими различные отклонения развития.
Определение 2
Дефектология – это наука, которая появилась на стыке педагогики и медицины, однако специалист дефектолог не является врачом.
Дефектолог является коррекционным педагогом, основная задача которого заключается в организации коррекционного воспитательного и образовательного процессов для детей имеющих ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ). Дефектолог осуществляет коррекционную деятельность не только в ДОУ, но и в школах, социальных и реабилитационных центрах, поликлиниках. Работать дефектолог может не только в индивидуальном порядке с конкретным ребенком, но и с группой детей.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В настоящее время в дефектологии выделяют следующие отрасли:
- Олигофренопедагогика – осуществляет коррекционную работу с детьми, имеющими различные интеллектуальные нарушения (задержка психического развития, умственная отсталость и т.п.).
- Сурдопедагогика – осуществляет коррекционную работу с детьми, имеющими различные проблемы со слухом.
- Тифлопедагогика – занимается коррекционной работой с детьми, имеющими нарушения зрения.
- Логопедия – осуществляет коррекционную работу с детьми, которые имеют разнообразные речевые нарушения.
Работа дефектолога в детском саду весьма разнообразна, а ее содержание и направление зависят от конкретных нарушений, выявленных у воспитанников. В отличие от детского сада в общеобразовательной школе педагоги-дефектологи встречаются намного реже, так как они работают в основном в специализированных школах, с детьми с ОВЗ. В общеобразовательной школе с детьми работают основном логопеды и психологи.
Ещё одной из важнейших сторон работы дефектолога является привитие детям необходимых бытовых и социальных навыков. Так как ребенок, имеющий интеллектуальную недостаточность, плохо адаптируется к жизни, а дети, имеющие нарушения зрения (слепота) не может ориентироваться в пространстве. Помочь справиться с этими проблемами, и призван дефектолог.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Дефектолог в детском саду, его обязанности 490 ₽ Реферат Дефектолог в детском саду, его обязанности 230 ₽ Контрольная работа Дефектолог в детском саду, его обязанности 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Особенности профессии
Специалист выполняет обязанности психолога и дефектолога. Важно не просто скорректировать интеллектуальные способности ребенка, но и найти причину их возникновения, которые условно делятся на два вида.
- Физические: врожденные патологии мозга, нервной системы, слуха, зрения.
- Психологические: проблемы, связанные с воспитанием, психологическими травмами.
Особенностью дефектологии является то, что коррекции подлежат все дети, независимо от причины имеющихся нарушений. При грубых патологиях, не подлежащих лечению, проводится поддерживающая терапия.
В своей работе дефектолог тесно контактирует с психологом. Для повышения эффективности занятий и привлекательности своей кандидатуры на рынке труда педагоги получают дополнительную специальность психолога. Это позволяет им лучше понимать детей, составлять индивидуальные программы в зависимости от потребностей и особенностей развития ребенка.
Работать психологом-дефектологом может только стрессоустойчивый человек, умеющий разграничивать работу и личную жизнь. Часто пациентами становятся дети из неблагополучных семей, имеющие серьезные психологические проблемы. Такой ребенок трудно поддается лечению, требует особого внимания и заботы.
Работа дефектолога с детьми в детском саду
Работа дефектолога в деском саду заключается в том, чтобы воспитывать, обучать, знакомить с окружающим миром, расширять кругозор, приобщать к общечеловеческой культуре и много другое. Перечень деятельности дефектолога в детском саду весьма обширен. Непосредственно для каждого ребенка педагог самостоятельно подбирает направления коррекционной работы. Выбор зависит от общего уровня развития ребенка, его возраста и выявленного у него вида нарушения.
Замечание 1
Общей целью работы дефектолога в детском саду является формирование у каждого ребенка устойчивой мотивации к обучению.
Работа дефектолога в детском саду включает в себя следующие этапы:
- Первый этап – всестороннее обследование, направленное на изучение всех сторон развития ребенка. Например, педагог устанавливает, как ребенок вступает в контакт, каков у него рабочий темп, обследуется понимание устных инструкций, слуховое и зрительное восприятие.
- Второй этап — разбивка детей на группы, в зависимости от полученных результатов обследования. В том случае, если ребенок не способен работать в группе (например, аутисты), то для них занятия будут проводиться индивидуально.
- Третий этап – непосредственно коррекционная работа, по индивидуально составленным планам.
Проведение дефектологом занятий осуществляется в следующих направлениях:
- Ознакомление с окружающим миром – направлено на формирование представлений о мире, природе, животных и явлениях; развитие ответственности и внимательности за собственные действия.
- Развитие элементарных математических представлений – педагог знакомит детей с величиной и формой предметов, а также их иными характеристиками.
Большое внимание дефектолог уделяет сенсомоторному развитию у детей. С детьми проводят пальчиковые игры, конструирование с использованием различных по размеру деталей, обследование разнообразных необычных предметов, природных материалов и т.д.
Помимо работы с детьми, дефектолог проводит работу и с их родителями. Работа с родителями проводится в форме консультаций (групповых и индивидуальных), беседы, разговора и т.д.
Замечание 2
Приемы и методы работы дефектолога зависят от вида и степени нарушения. Коррекционный образовательный процесс строится на основании особенностей нарушения.
При работе с детьми, имеющими проблемы со слухом, работа дефектолога направлена на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире. При тугоухости проводится коррекционная работа по сохранению и развитию коммуникативных навыков, при глухоте детей обучают языку жестов.
Работа с детьми, имеющими проблемы со зрением, направлена так же на их успешную адаптацию в обществе. Для этого дефектолог учит детей по специальным книгам, при работе с которыми детям предоставляется возможность сформировать необходимое представление об окружающем мире и научиться читать.
Еще одним немаловажным направлением является работа по формированию у детей навыков самообслуживания. Это связано с тем, что зачастую родители стремятся во всем помогать ребенку, порой даже делая за него большую часть работы и тем самым лишая его возможности быть самостоятельным и обслуживать себя самому.
Самостоятельность и самообслуживание имеют большое значение для дальнейшей успешной жизнедеятельности ребенка. Не всегда рядом с ребенком (подростком) смогут быть взрослые, именно поэтому важно привить жизненно необходимые навыки. К таким навыкам относятся – самостоятельно одевание, уборка за собой игрушек и вещей, умение вымыть руки и лицо, приготовить чай и т.д.
Замечание 3
Таким образом, работа дефектолога в детском саду заключается в организации эффективного коррекционного образовательного процесса в зависимости от вида нарушения у ребенка; формирование необходимых навыков для успешной адаптации и социализации в современном обществе.
Цели и задачи
Коррекционный психолог-дефектолог выполняет следующие задачи:
- исследование уровня интеллекта у ребенка, особенностей физического и умственного развития;
- разработка индивидуальной программы обучения;
- развитие памяти, мышления, стимуляция мозговой деятельности;
- развитие навыков общения, устранение скованности, стеснения;
- устранение логопедических проблем, помощь в постановке звуков;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- помощь в социализации ребенка, принятии недостатков тела и ума;
- консультация родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка.
Главной целью специалиста является устранение психологических преград на пути к интеллектуальному развитию. Для этого организуется совместная работа с родителями, что позволяет комплексно подойти к проблеме.
Чтобы выполнять поставленные задачи, педагог должен уметь:
- быстро находить общий язык с ребенком, формировать с пациентами доверительные отношения;
- находить слабые места пациента, причины психологических нарушений;
- обучать чтению и письму нетрадиционными способами;
- работать с детьми разных возрастов.
Работа сложная, но интересная. Подходит такая профессия только тем, кто искренне любит детей, готов мириться с шалостями и капризами маленьких пациентов.
Для психологов есть много других направлений работы.
Счёт до ста
Ученица второго класса с задержкой психического развития (ЗПР), начала посещать два раза в неделю групповые занятия учителя-дефектолога. Ходила без желания, не умела считать до ста, но скрывала это, утверждала, что хорошо считает.
Уже на четвёртом занятии она научилась считать до 100. Успех повысил мотивацию учиться: на следующие уроки ребёнок ходил уже с удовольствием.
Для успешного обучения счёту до ста были подключены помимо слуха, зрения и речи, ещё осязание и движение.
Учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя занятия по этим предметам осуществляются в коррекционном процессе). Воздействие направлено на причину возникшей трудности, что позволяет преодолеть или ослабить недостатки психического и физического развития.
Когда нужно обратиться к дефектологу
На проблемы с развитием ребенка указывают психологи при плановом обследовании и поступлении в детский сад. Чаще всего у детей диагностируют задержку речевого развития. Связана она с неврологическими заболеваниями, но возможны и психологические причины.
Психолог-дефектолог детский консультирует по следующим вопросам.
Трудности с движениями.
Возможно два варианта — гиперактивность и гипоактивность. В первом случае ребенок постоянно в движении, машет руками и ногами даже во время отдыха, трудно засыпает. При гипоактивности, наоборот, ребенок мало двигается, апатичный при подтвержденном физическом здоровье и хорошем самочувствии.
Неумение играть в игры.
К трем годам ребенок должен научиться играть самостоятельно с игрушками и другими детьми. Если малыш психует, кричит во время игры, не может сконцентрироваться на одной деятельности на 10 и более минут, то нужна помощь специалиста.
Агрессивное поведение.
Если ребенок старше 3 лет ведет себя агрессивно, отказываясь от игр и учебы, то у него есть психологические проблемы.
Медленное умственное развитие.
При оценке интеллектуального развития нужно опираться на усредненные рамки, позволяя своему ребенку развиваться чуть медленнее. Помощь специалиста требуется при серьезных отклонениях от рекомендованной нормы. Например, если в 5 лет ребенок не знает названий цветов, животных, трудно запоминает имена близких.
Медленное речевое развитие.
Обратиться к дефектологу стоит при отказе ребенка отвечать на заданные вопросы, низком словарном запасе.
Родителям оценивать развитие собственных детей трудно, поэтому рекомендовано регулярное обследование у невролога и психолога для своевременной коррекции.
Согласно общепринятым стандартам логопед, дефектолог-психолог требуется в следующих случаях:
- в 7 месяцев малыш не реагирует на обращенную к нему речь, не берет игрушки;
- в год не «лепечет»;
- в 2,5 года не знает простых слов, не может составить предложения из 2-3 слов;
- в 3 года течет слюна, есть проблемы с артикуляцией;
- в 5 лет не составляет предложения;
- заикается;
- отстает в умственном развитии, отсутствует желание обучаться;
- имеет заболевания психики, нервной системы;
- имеет болезни слуха или зрения.
Многие проблемы решаются только у невролога. Но даже при подтвержденных неврологических проблемах не помешает консультация дефектолога.
«Стало легче»
В школу поступил десятилетний ребёнок-инвалид с ТМНР. До этого детские учреждения не посещал. У него тяжёлые интеллектуальные и другие нарушения в развитии. Не сформированы первоначальные коммуникативные навыки, не говорит, поведение неадекватное, не понимает инструкции и рисунка, не сформированы многие элементарные представления.
С родителями было согласовано удобное для ребёнка расписание обучения в школе. Занятия проводились индивидуально с высокой степенью включенности мамы. У учителя-дефектолога почти каждый урок открытый. Индивидуальная форма занятий позволяет подобрать действенные подходы, максимально учесть особенности обучающихся с ТМНР, создать ситуацию успеха каждому ребёнку. Это повышает их мотивацию к обучению и познавательную активность.
Через полгода коррекционно-развивающих занятий и домашних упражнений появилась положительная динамика развития. Невролог на очередном осмотре заметил: «Что с ребёнком? Появился осмысленный взгляд, нормальное поведение». Через год ученик начал говорить, работать с простыми карточками, выполнять инструкции.
Мама о результате занятий с дефектологом: «Стало легче дома и в общественных местах, теперь можно зайти с ним в магазин».
Среди окружающих его в школе детей и взрослых, в начале, было опасение, непонимание. Сейчас отношения изменились, на толерантные и доброжелательные. С ребёнком общаются, здороваются за руку.
Необучаемых детей нет. Любому ребёнку можно помочь продвинуться в развитии.