Подражание — один из основных способов усвоения общественного опыта маленького ребенка. Таким путем он усваивает бытовые навыки и овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого. Научить особого ребенка подражать — одна из важнейших задач начального обучения, так как специального обучения подражание развивается чрезвычайно медленно, что сказывается на усвоении необходимых ребенку практических умений.
Подражание – это повторение движений взрослого или его действий с предметами, происходящих на виду у ребенка. Взрослый показывает, а ребенок повторяет.
Ребенку легче подражать движениям, чем действиям с предметами. Он не может достаточно точно воспроизвести направление движения и его размах. Тем более ему трудно воспроизвести действие с предметом, которое часто состоит из нескольких последовательных этапов. Например, чтобы накормить куклу, нужно взять ложку и держать ее за черенок, поднести к тарелке, затем к лицу куклы и т.д. Ребенок не сможет проследить за очередностью операций в этом сложном действии, если оно выполняется взрослым быстро и без выделения каждого этапа. Поэтому показ должен проводиться медленно, с фиксированием того или иного момента и обозначаться словом.
Если ребенок не подражает данному движению или действию с предметом, взрослый должен взять его руки в свои и совместно произвести нужное действие, а затем предложить это повторить самостоятельно по подражанию.
«Птички»
Цель.
Учить ребенка подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.
Ход игры.
Взрослый приглашает ребенка подойти к нему. «Делай, как я. Полетим как птички». – говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая за собой ребенка. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) Делай так». (Стучит рукой по полу.) Ребенок повторяет. Игра повторяется 2-3 раза. Если ребенок не повторяет действий самостоятельно, то взрослый берет его руки в свои и выполняет движения совместно с ребенком «рука в руке».
«Прокати мяч»
Цель.
Учить ребенка подражать действиям взрослого с предметом.
Ход игры.
Взрослый садится у одного края стола, ребенок у другого. Между собой и ребенком взрослый ставит воротца, берет
мяч и говорит: «Делай как я», прокатывает его через воротца к ребенку. Тот должен прокатить мяч обратно.
Консультация «8 простых советов дефектолога родителям»
Кристина Краснояружская
Консультация «8 простых советов дефектолога родителям»
8 простых советов дефектолога родителям
• Говорите с ребенком. Ребенок лучше понимает обращенную речь, если она описывает происходящее вокруг события. Поэтому необходимо сопровождать свои действия словами.
• Озвучивайте ситуацию, но только если ребенок видит и слышит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активен. Если ребенок плохо и мало говорит, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию. Естественно, говорить нужно четко!
• Не употребляйте слишком длинные фразы. Не перегружайте ребенка, предлагая ему сразу несколько незнакомых слов.
• Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с кем-то играет, назовите несколько раз этот предмет коротко и четко.
• Поддерживайте желание ребенка вступать с вами в контакт. В те моменты, когда вы говорите с ним исключайте другие раздражители (громкую музыку, звуки телевизора)
и давайте ребенку возможность слышать вас и себя.
• Многие родители пытаются угадать желания своего малоговорящего ребенка. В таких ситуациях у ребенка нет необходимости произносить что-либо, достаточно только жеста. Жест-это тоже общение, но не стоит останавливаться на этом уровне.
• Специально создавайте такие игровые ситуации, в которых ребенку нужно отвечать на ваши вопросы и самому задавать их. Развивайте, стимулируйте диалог.
• Не забывайте радоваться успехам ребенка, пусть даже сначала самым маленьким. Говорите о том какой он молодец.
Как провести выходной день вместе с детьми?
Выходной день – это день для отдыха, для общения с детьми. Устройте детям интересный выходной. Пусть он войдет в традицию, что бы было интересно и увлекательно, воспользуемся несколькими идеями.
1. Творите!
Придумайте с ребенком поделку-аппликацию. Вспомните и об известном оригами. А можете просто сшить куколке платье или юбку. Или смастерить из спичечных коробков робота.
2. Рисуйте!
Попросите вашего ребенка нарисовать семью. Я думаю, вас обрадует полет его фантазии!
3. Настольные игры
Для обучения счету, очень рекомендую игру «магазин»
. Если вы учите цифры-в игровой ситуации, все это пройдет быстрее и веселее.
4. Прочитайте книгу или вместе посмотрите хороший детский фильм (при этом обязательно обсудите его с ним)
.
5. Устроить субботник.
Уверена, что и соседские ребятишки с удовольствием присоединятся к игре-кто больше всех соберет листьев или снега во дворе.
А что же делать зимой? Можно сообща построить снежную горку. Или залить каток.
6. Лепка для детей из теста
Лепка для детей из теста не менее увлекательное занятие. Соленое тесто-довольно приятное на ощупь, а главное полностью натуральный материал для лепки. Его нужно сделать дома самостоятельно. Для этого смешайте 1 стакан муки и стакана мелкой соли, а затем добавить стакана горячей воды. Можно добавить красители пищевые. Вам придется немного потратить времени, но зато такое тесто может хранится в течении 2 недель в холодильнике.
7. Пальчиковый театр
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют в пальчиковый театр, создавая интересные представления по мотивам любимых сказок. Пальчиковые куклы могут быть изготовлены из любых подручных материалов. Можно даже нарисовать лица героев прямо на пальцах. Игра в кукольный театр не только развивает у детей мелкую моторику рук, но так же влияет на их дикцию и артистизм.
8. Домашние обязанности
Обязательно поручайте ребенку домашнюю работу. Домашние обязанности ребенка позволят воспитать собранного и ответственного человека. Но и ребенок должен видеть, что в ответ на его старания, и вы прилагаете свои усилия. Ребенку будет важно очень полезно научится ответственности. Обязанности ребенка не должны быть сложными. Но по мере роста и развития, ему можно поручить все более и более ответственные занятия. Такое доверие с вашей стороны сделает ребенка счастливым, а отношения в вашей семье близкими и дружными.
Как бы вы не решили провести выходной день, самое главное-это то, что вся ваша семья весь день будет вместе и на семейном климате это отразится только благоприятным образом
Документы для работы учителя-дефектолога
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», с «Концепцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание, образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с интеллектуальной недостаточностью. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, кто наиболее в этом нуждается.
Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений.
Нормативной основой разработки рабочей программы являются: 1. «Закона об образовании РФ» (10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ); 2. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерств юстиции РФ); 3. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 20 июля 2011г. № 2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011г. Министерство юстиции РФ); 4. Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 № 2562); 5. Письма Минобразования РФ от 04.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных коррекционных образовательных учреждений I – VIII видов» с изменениями от 26.12.2000 г. 6. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91) 7. Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 — 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.4.1. 2791 -10 8. Устав образовательного учреждения
Медленно думает. Плохо понимает причинно-следственные связи
Нормальное развитие ребенка напрямую зависит от полученного опыта. Когда родители развивают ребенка, рассказывая ему, как устроен мир и причины тех или иных действий — расширяют кругозор, а затем дают посильные задания, ребенок приобретает опыт и развивает мышление.
Чтобы установить причинно-следственные связи, ребенок постоянно задает вопросы, интересуется обо всем на свете. К четырем годам ребенок спокойно может ответить на простые вопросы: как прошёл день? Чем занимались в садике? Понравилось ли рисование? Ребенок сможет построить развернутое предложение.
Требуется помощь, если:
- ребенок закатывает истерики при непонятной ему ситуации, вопросе
- во время занятий или игр, при старой инструкции, но новых предметах, не понимает, что нужно делать. Приходиться заново объяснять правила
- плохо отвечает на вопросы
- ребенок нервничает, не может выразить свои эмоции
- давая задание ребенку, требуется пауза, чтобы ребенок осознал, понял задание. А так же повторение несколько раз одного и того же, т. к. большая часть информации «пролетит мимо ушей»
- ребенок постоянно просит помощи, не хочет проявлять самостоятельности
Не подчиняется правилам, закатывает истерику
После двух лет у ребенка, который развивается нормально, начинает формироваться волевое поведение. Для достижения определенных целей, ребенок преодолевает препятствия, совершает определенные действия. Развитие таких качеств напрямую зависит от реакции взрослых.
Если они постоянно учат ребенка правилам, нормам поведения, то ребенок растет послушным, умеет ждать, подчиняться, следовать режиму. Он вырастет общительным, любознательным и спокойным.
Стоит обратить внимание и попросить помощи специалиста, если:
- ребенок долгое время добивается цели криком
- не умеет ждать
- родители не могут приучить ребенка к режиму
- ребенок не подчиняется правилам
- малыш терпит неудачу, то сразу теряет интерес и бросает начатое
- ребенок выражает протест всякий раз, когда родители пытаются привлечь его к выполнению задания: кричит, кидает предметы, падает на пол, напрягает или расслабляет мышцы всего тела
Как проходят занятия
— Во-первых, я обследую ребенка, выявляю речевые нарушения. Дальше определяю план коррекционной работы с конкретным пациентом, — пояснила И. Куневич.
В арсенале педагога много интересных пособий, инновационных разработок для развития артикуляционной и мелкой моторики, дыхательной и пальчиковой гимнастики, игровые методички для стимуляции речевого развития, пособия по коррекции письма и чтения у учеников младших классов.
— Во-вторых, я стараюсь подробно консультировать родителей и в случае необходимости провожу с ними обучающее занятие. На таких занятиях мама сидит рядом с ребенком и смотрит (иногда документирует), как я работаю с малышом. В конце занятия я рассказываю, что и для чего делала. Было много случаев, когда я, осматривая артикуляционный аппарат ребенка, могла сразу же поставить звук, и все уходили довольными. Но только при неорганических нарушениях, — поделилась И. Куневич.
Ребенок «находиться в своем мире»
В раннем и дошкольном возрасте ребенок может так увлечься какой-то игрой, деятельностью, что может отключиться от окружающего мира. И это нормально, если только его можно переключить на что-то другое, едва коснувшись или заговорив с ним.
Не пропустите: Как поставить и закрепить звук К и Кь
Обязательно следует обратиться к специалисту, если:
- ребенок плохо реагирует на прикосновения
- нельзя достучаться до ребенка, пока чем-то занят
- вызывают интерес только игрушки, которые звучат, двигаются, светятся
- ребенок постоянно играет в одни и те же монотонные игры: бросает игрушки, бегает по квартире, кружиться, расставляет предметы в ряд. При попытке взрослых переключить на начинает нервничать, пытается вернуться снова в свою игру
- ребенка не интересует, что происходит вокруг него
- малыш не подражает взрослой деятельности
Трудности с движением
При нормальном развитии ребенок постоянно двигается, прыгает, бегает, требует внимания. И это правильно — энергия требует выхода. Затем ребенок устает и садиться играть в спокойные игры. Со временем он учиться самостоятельности и нормам поведения (нельзя кричать в общественных местах, переворачивать мебель, отвлекать взрослых, если они очень сильно заняты и т. д.).
Требуется помощь специалиста, если:
- ребенок без прерывно двигается, не испытывает усталости. Не спит днем, а когда ложиться спать ночью — устраивает скандалы и истерики
- тело ребенка находиться в постоянном движении, не может усидеть на месте. Ребенок всё время машет руками, ногами. Попытки усадить, занять спокойными играми оборачиваются очередным скандалом.
Стоит обратить внимание, если ребенок плохо перемещается в пространстве — натыкается или задевает, опрокидывает мебель.
- на просьбу убрать за собой игрушки — устраивает истерику, убегает. В данном случае наблюдается повышенный тонус мышц и постоянное возбужденное состояние головного мозга ребенка (мозг требует постоянного движения, иначе нервные импульсы перестанут поступать в его разные отделы).
Не пропустите: Сложные дефекты у детей
Отказывается говорить или говорит «на своем языке»
Ребенок познает речь на основе ролевых, сюжетных игр, разного рода познавательной деятельности. К трем годам у ребенка примерно формируется словарный запас из 700-1000 слов. Даже при нормальном развитии ребенок может путать окончания, род. Но к 5-6 годам эти ошибки постепенно исчезают.
Стоит обратиться к дефектологу, если:
- ребенок отказывается говорить. На просьбу повторить слово или фразу, начинает баловаться, капризничать, переключается на что-то другое
- не может повторить за взрослым движения языка и губ — проблемы с артикуляторным аппаратом. Ребенок «говорит на своем языке»
- ребенок использует только одно слово, при общении
- говорит заученными фразами, не знает при какой ситуации говорить какие слова
- плохо запоминает новые слова
Не пропустите: Как мотивировать ребенка
В чем заключается работа детского дефектолога
Учитель-дефектолог И. Куневич работает с пациентами возрастной группы от 1 года до 18 лет.
— Мои основные задачи — это первичный и профилактический прием, диагностика, консультативно-коррекционные занятия, — рассказала специалист. — Последнее подразумевает не только постановку звуков, но и развитие всех компонентов речевой системы: словарный запас, грамматический строй речи, артикуляционную и мелкую моторику, просодику, связную речь, развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, мышления, звукового анализа и синтеза слов.