Родители всегда ждут с особым трепетом первые слова ребенка. Обычно к 2 годам большинство детишек начинают разговаривать, однако так бывает не всегда. В практике логопедов часто встречаются случаи, когда ребенок не разговаривает в 2 года, хотя понимает обращенную к нему речь.
Это вызывает беспокойство родителей, они обращаются к специалистам, пытаясь выяснить причину, почему ребенок не разговаривает в 2 года.
Все специалисты сходятся в едином мнении: в 2 года еще рано бить тревогу о том, что ребенок не говорит. В этом возрасте, возможно некоторое отставание в речевом развитии даже у вполне здоровых детей, которое в будущем может быть скомпенсировано.
Однако, если проблема родителей действительно волнует, стоит разобраться, есть ли у ребенка задержка речевого развития, речевое расстройство или он развивается нормально.
Признаки задержки речевого развития в 2 года:
- Ребенок не хочет разговаривать, т.е. не стремится повторять слова за взрослыми;
- Малыш не реагирует на просьбы взрослых повторить слова;
Только если у ребенка наблюдаются перечисленные признаки, можно говорить о задержке речевого развития.
Если он старается повторять слова взрослых по-своему: мычит, лепечет на своем языке, реагирует на обращенную к нему речь, ребенок развивается нормально.
Родителям стоит лишь помочь ребенку начать говорить, стимулируя его развитие при помощи игры и занятий. Если у ребенка есть признаки задержки речевого развития следует разобраться, какие за этим кроются причины.
Почему ребенок не говорит в 2 года
Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:
- Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
- Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
- Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.
Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:
- Моторная алалия
- Сенсорная алалия
- Дизартрия
- Афазия
Моторная алалия
Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.
Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.
Признаки речевого нарушения:
- Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
- Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
- Имеет очень скудный словарный запас.
- Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
- Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.
Сенсорная алалия
Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи. При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.
Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.
Признаки данной патологии:
- Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
- Низкий интеллект.
- Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
- Замена букв.
- Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
- Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.
Дизартрия
Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.
На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.
Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.
Афазия
Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.
Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.
Физиологические причины
К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:
- Нарушения слуха.
Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.
- Недоразвитие речевого аппарата.
Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.
- Генетическая предрасположенность.
Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.
Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.
Психологические причины
- Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
- Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.
Случай из практики: на приеме у детского психолога мама рассказывает, что дочка начала разговаривать в 2 года 2 месяца. Однако после того, как они развелись с мужем, ребенок перестал общаться с близкими. Девочка стала молчаливой, «забыла» слова, которые раньше произносила. Сейчас ребенку 2 года 8 месяцев, и она не разговаривает. В этом случае ребенок явно пережил стресс, в связи с разводом родителей, что сказалось на его развитии. При стрессе важно как можно быстрее помочь пережить его. Лучше обратится к детскому психологу, который в игровой форме поможет сбросить ребенку накопившееся напряжение.
- Еще одной психологической причиной, не говорит в возрасте 2 лет, может стать отсутствие должного внимания к нему. В таких семьях родители мало проводят времени с детьми, мало общаются, не побуждают к разговорам и совместной развивающей деятельности.
Ребенку 1,5 года — молчит, но все понимает.
Разделы
Вопрос логопеду:
Уважаемая Анна Владимировна! Очень рассчитываю на Вашу консультацию по такому вопросу: Моей доченьке уже полтора года, она говорит единственное слово «АЛЁ» (алло), и то не часто. Ни «мама», ни «папа», ни «баба» — ничего! Не говорит «дай», да и вообще ничего не просит — ни есть, ни пить, при необходимости сама пробует достать (да и это редко, в основном просто начинает капризничать, а я уж догадываюсь, в чём дело). Не повторяет за нами, не имитирует звуки животных (му-у, гав-гав и прочее). При этом ребёнок хорошо слышит, так как откликается на имя, даже если зову из соседней комнаты, бежит на звук телевизора, пугается резких звуков (у соседа ремонт, когда сверлят стены, начинает плакать). Значение слов «на», «дай», «нельзя» понимает прекрасно. Речевое развитие отстаёт с самого рождения — гуление после 3-ёх месяцев, да и то скудновато, слоги и лепет после 10 месяцев. Пальчиковые игры не переносит, отдёргивает руку и уходит. С года занимаемся развитием мелкой моторики — перебираем (трогает и разбрасывает) крупы, макароны, бусы и пуговицы. Любит книжки, охотно слушает (яркие картинки и несколько строчек текста на странице, если текста больше, чем картинок — переворачивает на другую страничку). Где-то после года появилась речевая активность в виде тарабарщины (ничего осмысленного, а главное, ни за одним из предметов или действий не закреплено какое-либо даже «тарабарское» слово). Правда, когда-то после 11 месяцев дочка чётко произносила «А-а-а» при высаживании на горшок. Потом и это пропало. Теперь в ходу единственный осознанный звук «АЛЁ», при этом имитирует разговор по телефону (прижимает руку к уху) и далее произносит очередную тираду непонятных звуков. К нам никак не обращается (лишь когда плачет, может произнести ма-ма-ма-ма), но в ответ на вопрос «Где мама (папа, брат, кот)?» поворачивает голову к искомому человеку. Эмоционально сохранна, смеётся, радуется родным и друзьям, обижается, плачет — всё вовремя. Нашего невропатолога я уже замучила, мы прошли три курса реабилитации (родилась недоношенной, в 33 недели, негрубо отставала и в моторном развитии, но к году догнала сверстников), сейчас стоим в очереди на следующий (массаж речевых зон, парафин, лазер на те же речевые зоны). Может, действительно не стоит волноваться, а надо подождать? Но так страшно упустить время, ведь иногда не всё можно восстановить именно из-за бездействия. Я возлагала большие надежды на садик (все утверждают, что там-то и начнёт наша девочка говорить), но с садом мы, что называется, пролетели. Теперь вот ищу консультацию профессионала-специалиста, а не советов от бабушек на скамейке. Заранее спасибо, очень надеюсь на ответ.(Екатерина)
Ответ: Уважаемая Екатерина, Вы правильно сделали начав бить тревогу раньше. Судя по вашему письму у девочки действительно есть проблемы с речью, которые можно и нужно начать устранять даже в столь раннем возрасте.
Вы пишите о том, что у ребенка было отставание в речевом развитие еще в раннем возрасте. Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета, его необращенность к взрослому — все эти признаки являются симптомами речевых нарушений. Бедность интонации (от латинского «громко произносить», сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, темп, тембр, ритм, интенсивность и логическое ударение на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а так же экспрессий и эмоций) иногда компенсируется выразительностью мимики, глаз. А в вашем случае девочка прибегает к капризам, по интонации которых мама в силах понять чего же ребенок хочет в данный момент.
Словарь у таких детей накапливается медленно, первые слова могут появится к трем-пяти годам (в норме к 1,5 годам). Речь в этом случае характеризуют невнятность, скомканность, аграмматичность, свернутость.
Продолжайте развивать мелкую моторику рук, потому что центры, ответственные за движение руки и артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба), находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве друг от друга, следовательно массируя и развивая пальчики, тем самым способствуете и развитию артикуляционной моторики. Если дочь не переносит пальчиковые игры типа: «Сорока-белобока», «Ладушки» и т.д., обратитесь к более продвинутым видам игр. Возьмитесь рисовать пальчиковыми красками, как пальцами, так и всей ладонью. Начните лепить из соленого теста, оно менее токсично для ребятишек раннего возраста, которые так и норовят все попробовать на язык. Так же могу посоветовать Вам игры с пальчиковыми куклами и куклами-наперстками, это занятие очень увлекает маленьких детей. Бесспорно, необходимо найти хорошего логопеда, для работы с ребенком, который поможет наладить эмоциональный контакт Вам с Вашей же девочкой, способствующий развитию активной речи малышки.
Вы пишите о нежелании девочки повторять за взрослыми слова, звуки, имитировать звуки животных. Именно речевое подражание и является самым важным и эффективным приемом в работе с неговорящими детьми. Это естественный период в развитии детской речи как в норме, так и в случае речевых нарушений.
Необходимо создавать такие условия, в которых у ребенка возникнет желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Для этого нужно наладить эмоциональный контакт с ребенком (поиграйте с малышкой в «простейшие» игры, которые приведут ее в состояние активности — физической, веселья — эмоционального и спокойствия — душевного), поместить его в ситуацию успеха (хвалить, даже за малейшие достижения, если же ребенок не ответил на Ваш вопрос, сказать, что он молодец, ведь он старался изо всех сил, в следующий раз у него обязательно получиться).
Подражание речи взрослого происходит в несколько этапов: — Повторение аморфных слов. Это те самые звуки и слоги, которые в речи ребенка несут смысловую нагрузку (у-у-у, ж-ж-ж, ав-ав, би-би, бух, мяу, ням-ням, ду-ду, куп-куп, буль-буль и пр.). Помимо правильно произносимых простых слов, типа мама, папа, дай, на и пр., могут так же присутствовать «аномальные слова». Они делятся на слова-фрагменты (например, молоко — «моко», машина — «сина»), слова-звукоподражания (например, ам-ам — кушать, топ-топ — гулять, му- корова, мяу — кошка, бух — упал и пр.) и контурные слова, в которых правильно произносится ударения и количество слогов (например, «тититики» — кирпичики, «патина» — машина, «мапата» — лопата). Так же в речи детей могут присутствовать слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты (в данном письме они названы тарабарщиной). Такую автономную речь ребенка закреплять и поддерживать нельзя. Так же не следует повторять за малышом воспроизводимые им слова-заменители, взрослый должен давать ребенку образцы ПРАВИЛЬНОЙ речи. — Повторение слов. В начале это короткие слова, типа: мама, папа, дай, на, киса, утя и т.д. На этом этапе возможно использование в речи «облегченных слов» (не кошка, а киса). Особое внимание следует уделить усвоению ребенком глаголов, т.к. именно они играют важную роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-действий, тем выше уровень ее развития у ребенка. — Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например, Вот ложка. Там мяч. Где мама?
Игры для развития речевого подражания.
— Послушай стихотворение про самолет: Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.
Давай поигрем в самолетики! Полетели в небо самолеты, загудели: «У-У-У!». Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У.
Подобно этой игре, играем в «Паровозы»(ту-ту), «Пароходы»(ы-ы-ы), «Машины» (ж-ж-ж) и т.д. А так же адаптировать любые другие детские стихи, добавив несложные аморфные слова (бух, бом-бом, би-би, гоп-гоп,мур-мур, ой-ой-ой, ай-ай-ай, прыг-скок, ля-ля-ля и т.д.)
В заключении хочется добавить, в своем блоге я выкладывала статью под название «Разговорим «молчуна» от 1,5 до 3 лет», говорила о необходимости постоянного общения с ребенком. Хочется дать эдакий двусмысленный совет: говорит надо много, но мало, т.е. взрослый общается с ребенком постоянно, но при этом использует в своей речи короткие фразы, из 2-4 слов. А вот логопедическая шутка «Повторение — мать заикания», тут не уместна, т.к. именно неоднократное повторение , многократное проговаривание бытовых ситуаций или же созданных искусственно (игры, занятия) принесут положительный результат.
Вот как примерно должен быть выстроен ваш разговор с ребенком:
Умывание.
— Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо — вот так. Набери воду в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенькой стала.
Построим дом.
— Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик? Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. какой будет домик — большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубик. Теперь ты ставь. ставь вот сюда…
Желаю терпения, фантазии и успехов.
С уважением, Анна Арнаутова.
Ответ консультанта опубликован 13.07.2009
логопеду →
Что делать если ребенок не говорит
Если у ребенка отсутствуют серьезные патологии, в силах каждого родителя помочь своему малышу начать разговаривать. Ниже приведены рекомендации специалистов, которые помогут разговорить самого молчаливого карапуза.
Советы логопедов
- Побуждайте ребенка к общению. Старайтесь больше разговаривать с малышом. Называйте предметы, которые видите вокруг, старайтесь проговаривать ребенку слова медленно и четко.
- Старайтесь общаться с ребенком правильно, не коверкая слова.
- Поощряйте и хвалите малыша за любые звуки, и пробы произнести слова.
- Задавайте открытые вопросы: кто нарисован на картинке? Как зовут эту куклу? Какого цвета эта машина?
- Не торопите его с ответом. Дождитесь ответа малыша, не перебивайте его, опережая с ответом на заданный вопрос.
- Старайтесь больше читать малышу книги и рассказывать сказки. Это обогатит его словарный запас и будет способствовать речевому развитию.
- Пойте простые песенки. Напевание песен вместе с малышом также положительно скажется на развитии его речи.
- Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Старайтесь уделять упражнениям ежедневно 10-15 минут. Этого времени будет достаточно для того, чтобы малыш научился управлять своими губами и язычком.
- Учите малыша правильно дышать. Правильное речевое дыхание поможет ему научиться верно произносить звуки, а затем слова. Речевой вдох нужно производить носом, речевой выдох – ртом.
Ребенок 2 года не реагирует на слова, что делать
Конечно, лечить! Первой и одной из главных задач родителей является устранение причины, вызвавшей отклонения (в первую очередь, это касается семей с неблагоприятной обстановкой). Очень важными моментами в лечении является внимательность к ребенку, моральная поддержка и терпение, ведь коррекция – сложный и кропотливый процесс.
В “Медицинском центре Берсенева” проводится комплексное лечение. Специалистами клиники составляется индивидуальная программа лечения и коррекции заболевания для каждого ребенка. В программу входит комплекс реабилитационных мероприятий, которые проводятся детским неврологом, массажистом и логопедом. Также в лечении принимают участие психолог, рефлексотерапевт и обязательно родители.
Кроме стандартных процедур, в комплекс входит логопедический массаж, метамерная рефлексотерапия, и уникальный метод центра — метамерный точечный массаж. Также родители получают специально разработанную программу упражнений и тренировок в домашних условиях индивидуально для каждого ребенка.
Если вы обнаружили у ребенка симптомы патологии, не стоит гадать на тему «ребенку 2 года не слушается, что делать?». Обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Чем раньше вы начнете лечение данного заболевания, тем больше шансов у ребенка на полное выздоровление. Записаться на консультацию к детскому неврологу вы можете по телефону контакт-центра или по телефону детского отделения.