Ваше здоровье. Скажи «мама», или Почему ребенок не говорит? Логопед советует, как помочь маленькому молчуну


Когда ребенок должен начать говорить предложениями?

В норме формирование речи у ребенка проходит несколько стадий: крик, гуление, лепет, а уже с 11-12 месяцев жизни малыш начинает произносить первые слова. Он начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом. К этому времени у ребенка уже формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. К 1,5 годам словарный запас увеличивается до 40-70 слов, а в 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов. В среднем, в возрасте 2-х лет ребенок начинает говорить предложениями. Сначала они состоят из двух слов (мама дай, ляля бух и т.д.), а затем — из трех-четырех.

Конечно же, каждый ребенок развивается строго индивидуально, и вполне могут существовать незначительные задержки в развитии речевых функций, которые еще не являются отклонением, а зависят исключительно от самого ребенка, его темперамента или наследственности. Но если вы наблюдаете, что ваш ребенок довольно долго не говорит предложениями, или у него были пропущены предыдущие стадии формирования речи — это может свидетельствовать о задержке психоречевого развития (ЗПРР).

Задержка психоречевого развития

Причин развития ЗПРР довольно много, среди наиболее распространенных:

  • Болезни матери во время беременности или тяжелые роды;
  • Внутриутробная гипоксия плода, травмы ребенка при родах (травма шейного отдела позвоночника и/или центральной нервной системы);
  • Тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
  • Психо-эмоциональная травма в раннем возрасте;
  • Неблагоприятная обстановка в семье или неправильное воспитание (побои, ссоры, отсутствие любви и заботы со стороны родителей или же, наоборот, чрезмерная опека).

Кроме того, что ваш ребенок старше 2-х лет не говорит предложениями, симптомами попутно указывающими на наличие задержки речевого развития являются:

  • ограниченный словарный запас ( до 3-х лет ребенок в норме должен знать 1200-1500 слов);
  • неохота идти на речевой контакт, даже с родными;
  • ребенок говорит слишком медленно или наоборот быстро, глотая окончания слов;
  • не может повторить за взрослым фразу;

К 5-летнему возрасту у ребенка окончательно созревает речевой аппарат, губы, нёбо и язык приспосабливаются к трудным звукам, и возраст ребенка выдает только его звонкий голос. Поэтому, если вы заметили у своего ребенка симптомы ЗПРР, крайне важно чем скорее обратится к невропатологу за консультацией. В этом случае чем раньше вы начнете лечение — тем лучшего результата вы достигните.

Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?

Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы. Для него очень важно читать по губам. Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса.

Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.

Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.

Боль в ухе у ребенка — это не всегда отит. Какие могут быть другие причины?

Боль в ушах – довольно частый недуг в детстве. Одно из заболеваний, предвещающих боль в ухе, — средний отит — по статистике поражает 75% детей в возрасте до 5 лет, причем наиболее расположенными к нему являются дети до 2 лет.

Услышав от ребенка: «У меня болит ухо», родитель обычно очень обеспокоен, ведь малыш не может достоверно определить точное место и масштаб боли. Боль в ухе может быть вызвана и наружными отитами.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО… Внутреннее ухо не иннервируется ощущениями, поэтому дискомфорт, связанный с ним, не причинит боли. Какие могут быть причины боли в ухе у ребенка? Вот самые частые из них:

1. Боль, связанная с заболеваниями уха (первичная оталгия)Первичная оталгия – это боль в ушах, вызванная заболеванием перекатывающегося уха. Обычно боль бывает резкой, сильной, нарастающей, локализующейся в ухе, а с исчезновением болезни боль уменьшается.

Причины боли в ухе, связанные с заболеваниями уха:

  • острый средний отит;
  • острый пузырно-геморрагический средний отит;
  • обострение хронических воспалительных процессов уха;
  • сдавливание уха;
  • самопроизвольный разрыв барабанной перепонки;
  • механические травмы, ожоги, обморожения;
  • восковые пробки;
  • бактериальное воспаление наружного слухового прохода;
  • осложнения после ветрянки и опоясывающего герпеса;
  • воспаление хрящевой ушной раковины;
  • гематомы и посттравматические абсцессы ушной раковины;
  • запущенные опухолевые процессы.

Среди вышеперечисленных причин преобладает острый средний отит. Это воспаление развивается внезапно и сопровождается наличием выделяемого гноя – следствие вирусных или бактериальных инфекций верхних дыхательных путей. Также причиной может быть нарушение функции евстахиевой трубы.

Отит может быть острым или хроническим. Также говорят об экссудативном (когда жидкость накапливается) и слизистом воспалении (когда жидкость имеет консистенцию слизи). Чаще всего он сопровождается жалящими болями, повышением температуры тела, нарушением сна, выделениями из уха.

2. Вторичная оталгия – когда боль в ухе вызвана другим заболеваниемВторичная оталгия, то есть боль в ушах, являющаяся следствием заболеваний, не связанных напрямую с органами слуха. Этот тип боли менее сконцентрирован в одном месте и более интенсивен, медленнее нарастает и возвращается.

Причины боли в ухе, не связанные с органом слуха:

  • острое воспаление миндалин и осложнения в виде перитонзиллярного абсцесса;
  • травмы вокруг гортани;
  • воспаление, вызванное пищеводно-гортанным рефлюксом;
  • заболевания височно-нижнечелюстного сустава;
  • воспаление слюнных желез;
  • воспаление зубов;
  • воспаление дна ротовой полости;
  • неопластические состояния носоглотки.

Воспаление миндалин – самая частая причина боли в ушах у детей, которая не зависит от самого уха.

ПОМНИТЕ! Когда боль в ушах связана с заболеванием, поражающим другую часть тела, другие симптомы обычно развиваются раньше или параллельно.

Что должно беспокоить? Как отреагировать? В случае с маленькими детьми сложно объективно определить уровень боли, а иногда даже ее точное местоположение. Поэтому задача родителей – внимательно осмотреть ухо на предмет возможных гнойных выделений или наличия инородного тела.

Если помимо боли в ухе вы не замечаете других симптомов, дайте ребенку обезболивающее в дозе, соответствующей возрасту и весу. При этом необходимо внимательно наблюдать за ним. Если боль не исчезнет или появятся какие-либо из следующих симптомов, обратитесь к своему терапевту, который при необходимости назначит подробные анализы или направит к ЛОР-специалисту.

Тревожные симптомы:

  • любые образования;
  • абсцессы;
  • деформации и асимметрии;
  • отсутствие полного диапазона движений языка, открывания рта, открывания глотки;
  • нарушения тембра голоса;
  • охриплость;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • тошнота, рвота.

Дисфункция языка: как влияет на зубы

Привычка дышать ртом, в том числе во сне, приводит к усилению дисфункции языка. Ребенок начинает чаще высовывать язык (а язык – сильнейшая ротовая мышца), прикладывать дополнительные усилия и давить языком на зубы.

Что будет происходить с зубами, если развивается такая привычка?

  • Может сформироваться диастема – промежуток между передними зубами.
  • Могут нарушиться контакты зубов во фронтальном отделе, тогда появится открытый прикус – достаточно сложная для исправления патология: она наносит заметный вред состоянию зубов, так как вся нагрузка приходится на жевательные зубы в боковых отделах.


Открытый прикус у ребенка

  • Передние зубы могут ротироваться (поворачиваться вокруг своей оси) или образовывать протрузию – наклон вперед.

Зубы у детей достаточно податливы, так как ребенок растет, размеры его челюстей и место в ряду зубов постоянно увеличиваются. Поэтому тех усилий, которые оказывает язык, вполне достаточно для того, чтобы сдвинуть зубы, а вот вернуться назад к правильному положению самостоятельно они уже не смогут.

Еще одна проблема

Помимо ортодонтических нарушений, прибавятся трудности с произношением звуков. Логопедическая коррекция рассчитана на правильное строение зубов и функционирование языка, поэтому занятия с логопедом будут очень долгими и малоэффективными, если не устранить основную причину плохой дикции.

Речевое развитие от 0 до 12 месяцев

Врач педиатр и детский невропатолог оценивают развитие малыша в соответствии с существующими нормами:

  • к 6 месяцам ребенок начинает лепетать и гулить;
  • в год умеет произносить несколько простых слов.

Но не всегда развитие ребенка соответствует «стандарту». На то, когда кроха научится говорить, влияет ряд факторов:

  • протекание беременности и родов;
  • методы воспитания;
  • половая принадлежность.

В большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. И дефекты речи диагностируются у мальчиков чаще. Также важна генетическая детерминированность: если родственники страдали речевыми нарушениями, то риск их появления у ребенка увеличивается.

Поводом обратиться к логопеду-дефектологу является непонимание малышом 1,5 лет простых слов и полное отсутствие речи в 1,9 лет.

Многие родители гордятся, что малыш в год-полтора говорит длинными предложениями, имеет большой запас слов. Но это слишком большая нагрузка для несформированной нервной системы крохи. Следует больше гулять с ребенком на свежем воздухе, отдыхать, минимизировать информационный поток.

Что делать, если ребенок не говорит

Многие молодые родители думают, что развитие речи малыша – это очень сложно и трудно. Но есть и простые действия, которые ребенок может делать дома каждый день играючи.

Чтобы помочь развиться артикуляционному аппарату или укрепить его, можно слизывать с блюдца варенье, облизывать мороженое или леденец, кусать яблоко или грызть морковку, перекладывать кусочек еды во рту от одной щеки к другой. Когда ребенок ест, то тренируются все органы, необходимые для хорошей артикуляции. Еще полезно полоскать рот и пить через трубочку, дуть на свечку и посылать друг другу воздушные поцелуи, выдувать мыльные пузыри и дуть на белые головки одуванчиков.

Для развития мелкой моторики можно собирать бусы, перекладывать двумя пальчиками мелкие предметы и т.п.

Для развития слуха ребенка можно поиграть в «Угадай звук», то есть издавать звуки разными предметами, а ребенок должен угадывать, что как звучит; можно вместе петь песенки. Когда малыш совсем маленький, то важно, чтобы он видел ваше лицо, ваш рот, когда вы разговариваете с ним.

Все эти несложные игры помогают подготовить артикуляционный аппарат, развить речь ребенка, создают эмоционально положительную обстановку, что помогает малышу развиваться.

К какому врачу обратиться

Если вы замечаете, что речевое развитие ребенка отстает от сверстников, то не откладывайте в долгий ящик посещение следующих специалистов: отоларинголога, невролога, логопеда и/или дефектолога, психолога. Данные врачи составят индивидуальный план занятий ребенка, смогут подобрать тот вид терапии, который максимально подойдет именно вашему малышу.

Главное – делать задания, которые будет давать специалист, систематически, а не раз в месяц. Именно система приводит к хорошему, устойчивому результату.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]