Когда ребенок должен начать говорить предложениями?
В норме формирование речи у ребенка проходит несколько стадий: крик, гуление, лепет, а уже с 11-12 месяцев жизни малыш начинает произносить первые слова. Он начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом. К этому времени у ребенка уже формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. К 1,5 годам словарный запас увеличивается до 40-70 слов, а в 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов. В среднем, в возрасте 2-х лет ребенок начинает говорить предложениями. Сначала они состоят из двух слов (мама дай, ляля бух и т.д.), а затем — из трех-четырех.
Конечно же, каждый ребенок развивается строго индивидуально, и вполне могут существовать незначительные задержки в развитии речевых функций, которые еще не являются отклонением, а зависят исключительно от самого ребенка, его темперамента или наследственности. Но если вы наблюдаете, что ваш ребенок довольно долго не говорит предложениями, или у него были пропущены предыдущие стадии формирования речи — это может свидетельствовать о задержке психоречевого развития (ЗПРР).
Задержка психоречевого развития
Причин развития ЗПРР довольно много, среди наиболее распространенных:
- Болезни матери во время беременности или тяжелые роды;
- Внутриутробная гипоксия плода, травмы ребенка при родах (травма шейного отдела позвоночника и/или центральной нервной системы);
- Тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
- Психо-эмоциональная травма в раннем возрасте;
- Неблагоприятная обстановка в семье или неправильное воспитание (побои, ссоры, отсутствие любви и заботы со стороны родителей или же, наоборот, чрезмерная опека).
Кроме того, что ваш ребенок старше 2-х лет не говорит предложениями, симптомами попутно указывающими на наличие задержки речевого развития являются:
- ограниченный словарный запас ( до 3-х лет ребенок в норме должен знать 1200-1500 слов);
- неохота идти на речевой контакт, даже с родными;
- ребенок говорит слишком медленно или наоборот быстро, глотая окончания слов;
- не может повторить за взрослым фразу;
К 5-летнему возрасту у ребенка окончательно созревает речевой аппарат, губы, нёбо и язык приспосабливаются к трудным звукам, и возраст ребенка выдает только его звонкий голос. Поэтому, если вы заметили у своего ребенка симптомы ЗПРР, крайне важно чем скорее обратится к невропатологу за консультацией. В этом случае чем раньше вы начнете лечение — тем лучшего результата вы достигните.
Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?
Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы. Для него очень важно читать по губам. Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса.
Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.
Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.
Боль в ухе у ребенка — это не всегда отит. Какие могут быть другие причины?
Боль в ушах – довольно частый недуг в детстве. Одно из заболеваний, предвещающих боль в ухе, — средний отит — по статистике поражает 75% детей в возрасте до 5 лет, причем наиболее расположенными к нему являются дети до 2 лет.
Услышав от ребенка: «У меня болит ухо», родитель обычно очень обеспокоен, ведь малыш не может достоверно определить точное место и масштаб боли. Боль в ухе может быть вызвана и наружными отитами.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО… Внутреннее ухо не иннервируется ощущениями, поэтому дискомфорт, связанный с ним, не причинит боли. Какие могут быть причины боли в ухе у ребенка? Вот самые частые из них:
1. Боль, связанная с заболеваниями уха (первичная оталгия)Первичная оталгия – это боль в ушах, вызванная заболеванием перекатывающегося уха. Обычно боль бывает резкой, сильной, нарастающей, локализующейся в ухе, а с исчезновением болезни боль уменьшается.
Причины боли в ухе, связанные с заболеваниями уха:
- острый средний отит;
- острый пузырно-геморрагический средний отит;
- обострение хронических воспалительных процессов уха;
- сдавливание уха;
- самопроизвольный разрыв барабанной перепонки;
- механические травмы, ожоги, обморожения;
- восковые пробки;
- бактериальное воспаление наружного слухового прохода;
- осложнения после ветрянки и опоясывающего герпеса;
- воспаление хрящевой ушной раковины;
- гематомы и посттравматические абсцессы ушной раковины;
- запущенные опухолевые процессы.
Среди вышеперечисленных причин преобладает острый средний отит. Это воспаление развивается внезапно и сопровождается наличием выделяемого гноя – следствие вирусных или бактериальных инфекций верхних дыхательных путей. Также причиной может быть нарушение функции евстахиевой трубы.
Отит может быть острым или хроническим. Также говорят об экссудативном (когда жидкость накапливается) и слизистом воспалении (когда жидкость имеет консистенцию слизи). Чаще всего он сопровождается жалящими болями, повышением температуры тела, нарушением сна, выделениями из уха.
2. Вторичная оталгия – когда боль в ухе вызвана другим заболеваниемВторичная оталгия, то есть боль в ушах, являющаяся следствием заболеваний, не связанных напрямую с органами слуха. Этот тип боли менее сконцентрирован в одном месте и более интенсивен, медленнее нарастает и возвращается.
Причины боли в ухе, не связанные с органом слуха:
- острое воспаление миндалин и осложнения в виде перитонзиллярного абсцесса;
- травмы вокруг гортани;
- воспаление, вызванное пищеводно-гортанным рефлюксом;
- заболевания височно-нижнечелюстного сустава;
- воспаление слюнных желез;
- воспаление зубов;
- воспаление дна ротовой полости;
- неопластические состояния носоглотки.
Воспаление миндалин – самая частая причина боли в ушах у детей, которая не зависит от самого уха.
ПОМНИТЕ! Когда боль в ушах связана с заболеванием, поражающим другую часть тела, другие симптомы обычно развиваются раньше или параллельно.
Что должно беспокоить? Как отреагировать? В случае с маленькими детьми сложно объективно определить уровень боли, а иногда даже ее точное местоположение. Поэтому задача родителей – внимательно осмотреть ухо на предмет возможных гнойных выделений или наличия инородного тела.
Если помимо боли в ухе вы не замечаете других симптомов, дайте ребенку обезболивающее в дозе, соответствующей возрасту и весу. При этом необходимо внимательно наблюдать за ним. Если боль не исчезнет или появятся какие-либо из следующих симптомов, обратитесь к своему терапевту, который при необходимости назначит подробные анализы или направит к ЛОР-специалисту.
Тревожные симптомы:
- любые образования;
- абсцессы;
- деформации и асимметрии;
- отсутствие полного диапазона движений языка, открывания рта, открывания глотки;
- нарушения тембра голоса;
- охриплость;
- увеличение лимфатических узлов;
- тошнота, рвота.
Дисфункция языка: как влияет на зубы
Привычка дышать ртом, в том числе во сне, приводит к усилению дисфункции языка. Ребенок начинает чаще высовывать язык (а язык – сильнейшая ротовая мышца), прикладывать дополнительные усилия и давить языком на зубы.
Что будет происходить с зубами, если развивается такая привычка?
- Может сформироваться диастема – промежуток между передними зубами.
- Могут нарушиться контакты зубов во фронтальном отделе, тогда появится открытый прикус – достаточно сложная для исправления патология: она наносит заметный вред состоянию зубов, так как вся нагрузка приходится на жевательные зубы в боковых отделах.
Открытый прикус у ребенка
- Передние зубы могут ротироваться (поворачиваться вокруг своей оси) или образовывать протрузию – наклон вперед.
Зубы у детей достаточно податливы, так как ребенок растет, размеры его челюстей и место в ряду зубов постоянно увеличиваются. Поэтому тех усилий, которые оказывает язык, вполне достаточно для того, чтобы сдвинуть зубы, а вот вернуться назад к правильному положению самостоятельно они уже не смогут.
Еще одна проблема
Помимо ортодонтических нарушений, прибавятся трудности с произношением звуков. Логопедическая коррекция рассчитана на правильное строение зубов и функционирование языка, поэтому занятия с логопедом будут очень долгими и малоэффективными, если не устранить основную причину плохой дикции.
Речевое развитие от 0 до 12 месяцев
Врач педиатр и детский невропатолог оценивают развитие малыша в соответствии с существующими нормами:
- к 6 месяцам ребенок начинает лепетать и гулить;
- в год умеет произносить несколько простых слов.
Но не всегда развитие ребенка соответствует «стандарту». На то, когда кроха научится говорить, влияет ряд факторов:
- протекание беременности и родов;
- методы воспитания;
- половая принадлежность.
В большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. И дефекты речи диагностируются у мальчиков чаще. Также важна генетическая детерминированность: если родственники страдали речевыми нарушениями, то риск их появления у ребенка увеличивается.
Поводом обратиться к логопеду-дефектологу является непонимание малышом 1,5 лет простых слов и полное отсутствие речи в 1,9 лет.
Многие родители гордятся, что малыш в год-полтора говорит длинными предложениями, имеет большой запас слов. Но это слишком большая нагрузка для несформированной нервной системы крохи. Следует больше гулять с ребенком на свежем воздухе, отдыхать, минимизировать информационный поток.
Что делать, если ребенок не говорит
Многие молодые родители думают, что развитие речи малыша – это очень сложно и трудно. Но есть и простые действия, которые ребенок может делать дома каждый день играючи.
Чтобы помочь развиться артикуляционному аппарату или укрепить его, можно слизывать с блюдца варенье, облизывать мороженое или леденец, кусать яблоко или грызть морковку, перекладывать кусочек еды во рту от одной щеки к другой. Когда ребенок ест, то тренируются все органы, необходимые для хорошей артикуляции. Еще полезно полоскать рот и пить через трубочку, дуть на свечку и посылать друг другу воздушные поцелуи, выдувать мыльные пузыри и дуть на белые головки одуванчиков.
Для развития мелкой моторики можно собирать бусы, перекладывать двумя пальчиками мелкие предметы и т.п.
Для развития слуха ребенка можно поиграть в «Угадай звук», то есть издавать звуки разными предметами, а ребенок должен угадывать, что как звучит; можно вместе петь песенки. Когда малыш совсем маленький, то важно, чтобы он видел ваше лицо, ваш рот, когда вы разговариваете с ним.
Все эти несложные игры помогают подготовить артикуляционный аппарат, развить речь ребенка, создают эмоционально положительную обстановку, что помогает малышу развиваться.
К какому врачу обратиться
Если вы замечаете, что речевое развитие ребенка отстает от сверстников, то не откладывайте в долгий ящик посещение следующих специалистов: отоларинголога, невролога, логопеда и/или дефектолога, психолога. Данные врачи составят индивидуальный план занятий ребенка, смогут подобрать тот вид терапии, который максимально подойдет именно вашему малышу.
Главное – делать задания, которые будет давать специалист, систематически, а не раз в месяц. Именно система приводит к хорошему, устойчивому результату.