Неврозоподобное заикание
Неврозоподобное заикание появляется исподволь и развивается постепенно обычно в период активного формирования фразовой речи. Типична преимущественная локализация судорог в артикуляционном аппарате: губах, языке и мягком небе. Более резко они проявляются при произнесении таких согласных звуков, как «б», «г», «п», «д», «т» и «к». Речевая активность обычно повышена, характерна тахилалия. Зачастую неврозоподобное заикание появляется на фоне выраженной дислалии или существующей в стертом виде дизартрии. В отдельных случаях наблюдается общее недоразвитие речи.
Обычно речевые движения детей с органическим заиканием недостаточны по силе и объему, в результате чего их речь монотонна и невыразительна, характеризуется приглушенным произношением звуков. Часто такие дети сопровождают свою речь стереотипными движениями (активной жестикуляцией, иногда — кривляньями). Параллельно, как правило, наблюдается однообразие и некоторая скованность движений, недостаточность мелкой моторики, бедная мимика, элементы дисграфии и дислексии. Обнаруживаются синкинезии. Недостаточная быстрота и ловкость при выполнении двигательных актов делает ребенка неуклюжим и нерасторопным. В психической сфере отмечается импульсивность, инертность, эйфоричность, трудности переключения, истощаемость и быстрая утомляемость. Не характерна фиксация на собственном дефекте речи, логофобия отсутствует. Вместе с тем, у ребенка нет и особого стремления избавиться от речевого дефекта. Кроме того, преодолению заикания мешает незрелость эмоционально-волевой сферы.
Неврозоподобное заикание отличается относительным постоянством интенсивности речевых нарушений. Его сила не зависит от внешних психо-эмоциональных факторов, не наблюдается характерного для неврозоподобной формы усиления заикания в незнакомой обстановке или при контакте с малознакомыми людьми. Неврозоподобное заикание нарастает в связи с психомоторным возбуждением и большой речевой нагрузкой. Некоторое ухудшение речи может отмечаться при переутомлении и после перенесенных соматических (острый гастрит, цистит, гломерулонефрит и пр.) или инфекционных (корь, ветряная оспа, ОРВИ, грипп, ангина и т. п.) заболеваний.
В возрасте 12-15 лет возможно присоединение невротических симптомов в виде тревожности и логофобии в присутствии посторонних. Происходит снижение речевой активности, появляется фиксация на сложнопроизносимых звуках. Обнаруживается усиление заикания в психологически некомфортной атмосфере, однако оно носит непостоянный характер. Заикание принимает волнообразное течение, поскольку зависит от психического и физиологического состояния ребенка.
Основная информация
Современная наука определяет две разновидности заикания: невротическое и неврозоподобное. В первом случае болезнь связана с психологической травмой и может появиться у человека любой возрастной категории.
Вторая разновидность появляется из-за нарушений в работе церебральных структур, по этой причине неврологи-практики характеризуют его как органическое. Обычно эта разновидность развивается на этапе активного формирования функций речи — это происходит в возрасте 3-4 лет.
Если говорить о более старшем возрасте, то симптомы, связанные с наличием речевого дефекта, также могут развиваться. Такой случай будет более характерен для логоневроза. По этой причине ряд авторов определяют неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями как обособленную разновидность болезни, называя ее смешанным заиканием.
Диагностика заболевания
Осмотр ребенка неврологом определяет симптомы рассеянного резидуального неврологического типа, признаки церебрастенического синдрома и различные нарушения моторики. Характерно слабое чувство ритма и несогласованность содружественности движений.
В обследование речи с целью диагностики входит диагностика устной речи и слухоречевой памяти, изучение письменной речи (дети школьного возраста). Чтобы выявить эту патологию необходимы инструментальные обследования.
Для выявления признаков гидроцефалии проводится рентгенография черепа, Эхо-ЭГ — для выявления внутричерепной гипертензии, ЭКГ для выявления нарушений, которые укажут на наличие органических изменений. Также проводятся КТ или МРТ головного мозга для того, чтобы исключить ряд заболеваний, которые также могут быть причиной развития этого заболевания.
Дифференциальная диагностика
Неврозоподобное заикание проявляется невротическими симптомами, а невротическое может характеризоваться признаками микроорганики.
Благодаря неврологическому обследованию можно отличить органическое заикание от тех нарушений речи, которые выступают как синдромы других заболеваний, когда расстройство плавности речь связано с нарушениями в работе артикуляционной мускулатуры.
Иногда есть необходимость отличить неврозоподобное заикание от так называемого спотыкания, которое отличается нечеткой и ускоренной речью, в которой пропускаются или переустанавливаются некоторые звуки и слоги. Вторая ситуация часто наблюдается у детей с синдромом гиперактивности.
Патогномоничная особенность спотыкания заключается в том, что речь становится лучше при прочтении незнакомого текста, и наоборот, ухудшается при прочтении знакомого.
Лечение заболевания
Неврозоподобное заикание относится к междисциплинарным болезням, для лечения которых необходимо наблюдаться сразу у нескольких специалистов разного профиля (невролог, логопед, психолог). Лечение осуществляется с помощью ноотропов, а также метаболических и рассасывающих препаратов. Чтобы снизить внутричерепное давление, обычно прописываются мочегонные средства и раствор магния сульфата. Если проводится комплексная терапия, то допускается использование гомеопатических средств.
Чтобы уменьшить интенсивность проявления речевых дефектов, необходимы постоянные занятия с логопедом, направленные на коррекцию дизартрии и коррекцию дислалии. Нельзя выносить на второй план занятия с психологом, так как они тоже играют значимую роль в процессе терапии.
Занятия с психологом должны быть направлены на психомоторное развитие ребенка. Если болезнь имеет смешанный характер, имеет место применение методов психотерапии. В случае необходимости психотерапию можно дополнить применением седативных средств и антидепрессантов.
Можно ли вылечить заикание у ребенка?
Лечение заикания, в особенности неврозоподобного его типа, это длительный процесс. Обычно он занимает около года, но в дальнейшем требует постоянного динамического наблюдения у невролога и приема назначенных фармакологических препаратов.
Своевременное обращение к врачу и тщательное соблюдение всех его рекомендаций дают благоприятный прогноз лечения заикания.
Однако, согласно данным ВОЗ, у 1% детей патология может сохраниться, несмотря на усилия врачей и родителей. В данной ситуации эффективным будет помощь психолога, помогающая наладить общение и управлять эмоциональным состоянием.
Что такое заикание у детей?
Заикание – это речевое нарушение, возникающее вследствие генетической или неврологической дисфункции нервной системы ребенка.
Согласно характеру нарушений, специалисты выделяют два основных типа логоневроза, а именно:
- тонический, сопровождающийся появлением пауз в речи или растяжением определенного звука;
- клонический, проявляющийся, как повторение звуков, слогов или слов;
- смешанный.
В зависимости от этиологии различают следующие формы заикания:
- неврозоподобная, включающая затрудненную артикуляцию (нарушение произнесения слов, чтения и письма);
- невротическая, при которой появление и выраженность трудностей произношения связаны со стрессовой ситуации.
К возникновению речевого невроза могу привести любые отклонения от норм развития речи ребенка, как задержка развития речи, так и избыток новых слов.
Что делать если у ребенка заикание?
При появлении первых признаков заикания у ребенка нужно обратиться к врачу и пройти всестороннюю диагностику. На основе полученных результатов, педиатр направит на лечение к профильному специалисту.
Если нарушение речи невротического характера, то ведущие специалисты в терапии – это детский психолог и невролог.
При неврозоподобном заикании основным врачом будет логопед-дефектолог, нередко при дополнительной помощи невролога.
Поскольку коррекция заикания носит комплексный характер, помимо занятий с врачами, значимое место в терапии патологии занимает помощь родителей.
Эффективными способами помощи родителей в преодолении заикания у ребенка являются:
- создание комфортной и доброжелательной атмосферы дома;
- соблюдение режима дня с обязательным 10-часовым сном;
- размеренный темп учебы;
- оздоровление и закаливание ребенка (витамины, гимнастика, улучшающая координацию, дыхание и работу сердечно-сосудистой системы);
- внятная, спокойная, неторопливая речь родителей;
- отсутствие резких жестов и повышения голоса у родителей;
- поддержка тактильным контактом, похвалой;
- возможность у ребенка говорить в комфортном ему темпе и др.
Также дома с ребенком выполняются речевые занятия. На данных занятиях необходимо использовать материал (книги, фильмы, игры, поделки), на основе которого проводится последующая беседа. В ходе беседы родители мягко корректируют речь, не заостряя внимание на её дефектах.
Речевые занятия строятся по принципу «постоянно, посильно и постепенно», то есть от простого высказывания до развернутого ответа. Крайне важно занятия проводить регулярно в течение 3-4 месяцев, преодолевая страх перед речью.
Причины появления болезни
Неврозоподобное заикание отличается от невротического тем, что оно никак не связано с какой-либо травмирующей психику ситуацией. Оно объясняется функциональными изменениями центральной нервной системы, которые появляются из-за какой-либо органической патологии головного мозга. Она может быть спровоцирована негативными влияниями на формирующийся организм ребенка в антенатальный период, родовой травмой, различными болезнями в постнатальном периоде. На момент появления заикания органические изменения церебральных структур, как правило, носят резидуальный или остаточный характер.
К триггерам, которые способны повлиять на появление такого заболевания, относятся тяжелые болезни, перенесенные родителями (чаще всего это инфекционные или нервно-психические заболевания), вредоносное влияние на организм беременной женщины (здесь могут быть производственные факторы, курение, токсикомания, наркомания, воздействие медикаментов), осложнения в период беременности и родов.
Важную роль играют наследственные показатели, которые становятся основой склонности к заиканию на генетическом уровне. Ученые отмечают, что у детей, страдающих неврозоподобным заиканием есть родственники с речевыми отклонениями.
Когда проходит заикание у детей?
Согласно наблюдениям специалистов, признаки патологии нарастают при утомлении, особенно в осенне-зимний период года. Степень выраженности заикания напрямую зависит от окружающей среды, в которой в данный момент находится ребенок. Так, утром и в комфортной ситуации нарушение речи может не проявляться, но в обществе сверстников оно значительно усиливается.
Известно, что дети не заикаются, находясь наедине с собой, читая стихи и распевая песни.
Если у ребенка речевой невроз был спровоцирован временным фактором (ссора родителей, внезапный резкий звук и др.), то не исключено, что в течение месяца он самоустранится. В некоторых случаях возможен рецидив заикания, который впоследствии также исчезает.
Однако, когда нарушение воспроизведения речи самостоятельно не проходит, необходимо обратиться за профессиональной помощью врача.
Признаками, свидетельствующими о необходимости записи на консультацию к детскому логопеду или неврологу, служат:
- нарушения речи у ребенка в возрасте старше 4 лет;
- длительность расстройства плавности и непрерывности речи более 3 месяцев (важно вести календарь появления/исчезновения нарушений, где каждый рецидив служит новой точкой отсчета);
- лицевой нервный тик при разговоре;
- наследственный фактор заикания.
Как лечится заикание у детей?
Для лечения логоневроза у детей используются многочисленные терапевтические приемы. Подбор тактики лечения выполняется врачом, исходя из особенностей патологии речи и психики ребенка.
Наиболее популярными методиками нормализации речи при заикании являются:
- режим молчания (4-6 дневный период безречевого общения при помощи специальных сигналов. Он эффективен для купирования судорог речевого аппарата, стимулирующих новые судороги);
- логопедическая ритмика – это коррекционное сочетание музыки, речи и движения, предусматривающее многократное повторение вырабатываемых двигательных навыков;
- дыхательная и артикуляционная гимнастика для тренировки артикуляционных органов и развития речевого дыхания;
- улучшение мелкой моторики, как способа стимуляции нервных центров в мозге (зоны, отвечающие за речь и движение расположены очень близко);
- массаж;
- голосовые упражнения для нормализации речевой моторики и др.
Для устранения мышечного и психического напряжения при заикании используются техники релаксации, которые способствуют эмоциональной устойчивости и концентрации. Нередко назначаются лекарственные препараты, успокаивающие нервную систему и расслабляющие мышцы структур речевого аппарата.