Имя Лилии Зиновьевны Арутюнян (Андронова) хорошо известно всем, кто так или иначе сталкивался с проблемами заикания: логопедам, педагогам, врачам, а также людям, страдающим расстройствами речи. Сегодня ее называют легендой российской логопедии.
Лилия Зиновьевна получила образование в МГПИ им. Ленина: в 1952 г. окончила дефектологический факультет, в 1974 г. — аспирантуру (подготовила и защитила кандидатскую диссертацию). Многолетняя работа с заикающимися позволила ей не только изучить особенности этого речевого нарушения, но и разработать инновационную методику его лечения. Это методика «Устойчивой нормализации речи заикающихся».
Лилия Зиновьевна всегда совмещала научную деятельность с активной практической работой: она руководила специализированным Речевым центром и заведовала кафедрой логопедии Самарского педагогического института, много лет работала в Польше как практикующий логопед, а с 2007 г. начала преподавать в качестве профессора кафедры логопедии МГГУ им. Шолохова. И сейчас, продолжая научный труд, Лилия Зиновьевна работает с людьми у которых заикание в нашем Речевом , который назван в ее честь. Благодаря методике Л.З. Арутюнян мы достигаем в своей работе небывало высоких результатов, но методика продолжает совершенствоваться по сей день.
Особенности методики Л.З. Арутюнян (Андроновой)
Заикание является одним из самых распространенных речевых расстройств, признаки которого заметны даже человеку без специальных знаний. Заикание бывает разной степени тяжести и иногда проявляется настолько сильно, что лишает человека возможности полноценно общаться, выражать свои мысли, и. как следствие, не дает выбирать профессию по душе, мешает личной жизни, не дает человеку чувствовать себя счастливым. А бывает, что повторения отдельных слогов, паузы во время речи выглядят довольно безобидными, но даже такие незначительные проявления могут вызывать глубокие переживания. мешать полностью раскрыться и реализоваться, добиться успеха в жизни. Вот почему сегодня ни у кого нет сомнений в том, что от этого расстройства речи нужно избавляться, желательно в детстве и безвозвратно.
Разрабатывая свою методику лечения заикания, Л. З. Арутюнян (Андронова) как логопед – практик имела возможность наблюдать сотни разнообразных случаев заикания, что помогло систематизации симптомов и выявлению их причин. Выделенная ею «триада компонентов» заикания образует замкнутый круг, который необходимо «разорвать», чтобы справиться с болезнью.
- Спазматические задержки (челюсть зажата, зубы стиснуты и звуки буквально проталкиваются через губы, язык, гортань).
- Спазматические задержки в свою очередь приводят к страху перед трудными звуками и появлению навязчивых мыслей («я не смогу произнести это слово», «у меня не получится заговорить с этим человеком») и ощущению волнения и тревоги во время речи.
- Рано или поздно (обычно уже в младшем школьном возрасте) появляется естественное желание скрыть дефект речи, поэтому заикающийся начинает упрощать высказывания, откладывать или полностью избегать общения …
Необходимость говорить порождает страх, а страх усугубляет проявления заикания. Возникает «замкнутый круг» симптомов, который постоянно повторяется. Лечение по методу Л.З. Арутюнян (Андроновой) направлено на то, чтобы вместо устойчивого патологического состояния заикливой речи сформировать не менее устойчивую привычку говорить плавно,
Ноу-хау методики — синхронизация речи с движениями пальцев: ведущая рука, «обученная» специальным образом, поддерживает новый стереотип речи и речевого поведения. Он закрепляется в ходе функциональных тренировок и в дальнейшем действует на уровне подсознания. Методика запатентована (см. патенты на сайте) и действенна для пациентов с разными степенями и причинами заикания, адаптирована для всех возрастов: от детей-дошкольников до взрослых людей.
Методика Фрейзера
Первое, что Вам необходимо понять – это то, что причина заикания заключается в Вашем страхе. И чем больше Вы стараетесь не заикаться, тем больше заикаетесь. Отбросьте панику, прекратите истерику, примите собственные дефекты речи, как данность. Признайте свои недостатки и прекратите их стесняться. В большинстве случаев, как только человек ставит собеседника в известность о том, что он заикается, половина проблем отпадает сама собой, а то и все разом. Если нет, со второй половиной можно бороться по программе самостоятельной коррекции речи.
Для начала проведите экспериментальное упражнение, которое позволит Вам почувствовать уверенность в успешности излечения. Оно даст немедленную помощь, хотя и не будет иметь продолжительного эффекта.
Эксперимент
Суть упражнения заключается в так называемом «медленном старте», говоре в медленной, протяжной манере. «Скользите» около секунды по первому звуку каждого из слов, а потом спокойно продолжайте протягивать слоги и слова. Несколько удлиняйте практически все гласные и согласные звуки, замедляя переход от одного к другому. Таким образом, речевые органы друг с другом соприкасаются очень легко, расслабленно. Не будет ни дыхательных прерываний, ни повторений звуков.
Гласные звуки растягивать легко, а вот с согласными нужно будет потренироваться в одиночестве. Произносите взрывные согласные, такие как «д», «т», «б», «п» медленно легко соприкасаясь мышцами языка и рта. Например, произнося слово «кот»: на звуке «к» — легкое соприкосновение и медленный переход на гласную «а». Не прекращайте практиковаться, пока не выработаете сноровку. Произносите звуки слов перетеканием, неразрывно, пытаясь прикрепить окончание одного слова к началу следующего.
Говорить на публике, со скоростью 30 слов в минуту первое время Вам будет неловко. Но пусть Вас это не смущает, скажите собеседнику правду, что так Вы пытаетесь избавиться от заикания – он поймет и поддержит Вас. Поверьте, что со стороны Ваша речь выглядит, не настолько медленно, как Вам кажется. Постепенно Вы увеличите скорость до нормального общения. Когда Вы ощутите определенные успехи – приступайте к основным правилам избавления от заикания.
12 правил, как избавиться от заикания:
№1. Говорите медленно. В любой ситуации научитесь говорить неторопливо, выговаривая тщательно каждое слово, вне зависимости от того, что заикаетесь ли Вы в данный момент или нет. Привыкните к этому. Запомните: нельзя напрягаться во время разговора.
Не старайтесь выпалить мысль до того, как запнетесь – так Вы запнетесь наверняка, а Ваша быстрая речь, даже и без заикания так и останется непонятой. Рекомендуется делать небольшие паузы во время разговора между предложениями или фразами. Так Вы ослабите напряжение мышц. В любом случае речь, которая состоит из коротких законченных фраз, разделяющихся паузами, звучит хорошо даже в устах человека с «без проблемными» речевыми функциями.
Практикуйтесь по 10 минут ежедневно. Просто читайте вслух или расскажите своему отражению в зеркале какую-то историю, но обязательно неторопливо и взвешенно. Большинство заикающихся боятся пауз смущения. Поэтому научитесь делать паузы специально, так Вы сможете держать речь под собственным контролем (это чувство Вам понравится), а случайные паузы перестанут волновать.
Возьмите за правило первое время записывать на аудионоситель свою речь, например, разговор по телефону. Потом Вы прослушаете ее и сами сможете оценить ошибки, сделать соответствующий вывод, понять, почему это произошло, и исправить их. Если есть возможность записать видео – еще лучше!
№2. Заикайтесь легко. О «медленном старте» мы уже говорили, используйте его, не выдавливайте из себя слова. Сложные словоформы, слова, произносить которые Вы боитесь, начинайте говорить протяжно, нараспев. Пытаясь «выталкивать» слова, Вы зажимаете губы или плотно прижимаете к небу язык, преграждая тем самым путь потоку воздуха. Это все равно, что наливать воду из закупоренной бутылки. Не зажимайте губы, не напрягайте язык и челюсти – заикайтесь спокойно, расслабленно, со знанием дела. Вы оцените разницу.
Потренируйтесь нарочито напрягать и расслаблять речевые мышцы – овладейте над ними контролем. Практикуйте экспериментальное упражнение хотя бы по 5 минут в день, наедине с собой. Кроме этого, попробуйте каждый вечер, например, стоя у зеркала моделировать разнообразные жизненные ситуации, особенно уже знакомые Вам, те, когда Вы ощущали проблемы с речью. Проиграйте ее еще раз, но в расслабленном состоянии.
Выполнение этого правила поможет снизить напряжение и стресс при разговоре, что качественно улучшит Вашу речь.
№3. Долой притворство. Перестаньте притворяться, что Вы не заикаетесь. Маскарад не помогает, а лишь затрудняет общение. Пытаясь скрыть собственное заикание, Вы только увековечиваете его. Сообщите слушателям, что Вы заикаетесь и примите факт, что сейчас Вам доведется немного позаикаться. Избавившись от стыда и смущения навсегда – Вы избавитесь от заикания!
Конечно, это непросто, но это может полностью изменить Ваши представления о проблеме речи и позволит более здорово, целостно и объективно относиться к ее решению. Не бойтесь ранить свое самолюбие, если Вы долго боялись раскрыться и тщательно пытались скрыть эту проблему, Вы скорее испытаете гордость за себя от собственной храбрости. Подойдите к этому с юмором, сообщите, например: «сейчас будут небольшие запинки из-за технических неисправностей» — это ослабит возможное напряжение и создаст атмосферу непринужденности.
№4. Избавьтесь от вредных привычек. Вы наверняка знаете, какие жесты, движения тела, выражения лица или мимики свойственны Вам во время заикания. Если нет, понаблюдайте за собой у зеркала, спросите близких – такие движения есть у всех заик. Избавьтесь от них – это будет первым шагом избавления от автоматических рефлексов, которые сопровождают заикание. Эти движения – побочные признаки заикания, освободившись от которых Вы станете лучше говорить. Во всяком случае, первое время, Вы будете вынуждены тщательно контролировать свои движения, а это отвлечет Вас от мыслей о том, как Вы говорите, заикаетесь ли. За это время речевой аппарат привыкнет к нормальному произношению звуков, автоматически настроится на речь без заикания.
Если избавиться от вредной привычки сложно, начните ее контролировать. Для начала делайте эти движения специально, в моменты, когда не заикаетесь. Затем немного меняйте способ движения на более медленный или в другом направлении. Научитесь делать это осознанно, т.е. управлять своей привычкой, и Вам будет по силам сдерживать ее или изменять.
Например, если Ваша голова дергается вправо во время заиканий, попробуйте общаться с друзьями по телефону стоя у зеркала и контролируя процесс. Сначала специально дергайте ею на словах без запинок, но медленнее. Во время заикания старайтесь сместить акцент и заставьте ее дергаться влево. Вы очень скоро поймете, что ощущение беспомощности Вас покинуло, что Вы больше не раб, а хозяин своих привычек. Тогда Вы избавитесь от них без труда.
№5. Не бойтесь трудностей. Не нужно избегать произношения трудных слов, стремиться заменить их другими или просто откладывать сложный разговор. Привычка избегать слов только усилит страх и усугубит проблему. Многие специалисты-логопеды считают, что это самое важное в лечении заикания, способное дать потрясающий эффект даже в очень сложных случаях. Не питайте свои страхи, не давайте себе время для раздумий, научитесь говорить то, что Вы хотите и тогда, когда хотите!
Если Вы довольно часто прибегали к подобным ухищрениям, начните с уже известного Вам приема – научитесь делать это специально. Составьте список слов или проблем, от которых Вам бы хотелось отстраниться и методично их отработайте. Составьте речь из нелюбимых слов, используйте их нарочно, продолжайте даже заикаясь. Вам полезно много разговаривать. Попробуйте говорить больше в стрессовых, сложных ситуациях. Изыскивайте каждый день одну такую ситуацию и вступайте в разговор. Идите атакой на собственные страхи.
№6. Смотрите в глаза. Не отворачивайтесь в сторону, не избегайте прямых взглядов в глаза собеседника. Естественный, непрерывный контакт поможет снизить чувство смущения или стыда. Постарайтесь научиться, не отводить взгляда во время заикания, начните с родственников и друзей. Такое межличностное общение всегда происходит успешнее, этим приемом пользуются хорошие ораторы и известные политики.
Прорепетируйте разговор со своим отражением, смотрите в свои собственные глаза, сымитируйте сильное заикание и не отрывайте взгляда. Делайте это, пока не получится.
Затем позвоните кому-нибудь и продолжайте смотреть в отражение своих глаз. Не нужно фиксировать немигающий взгляд, смотрите естественно.
№7. Не останавливайтесь. Продолжайте говорить, даже если запнулись. Не зацикливайтесь на неудачном звуке, не возвращайтесь на неудавшиеся слова, не прерывайте дыхания. Если ожидаете заикания, на каком-то сложном слове, произнесите его медленно и плавно. Важно поддерживать постоянный поток воздуха, несущего Вашу речь.
№8. Говорите с интонацией. Когда предыдущие правила стали Вам удаваться, переходите на разговор, окрашенный эмоциональными красками, говорите с интонацией, мелодично, с ударениями на смысловых словах. Старайтесь отходить от монотонности, меняйте громкость и темп речи. Потренируйтесь, используя какие-нибудь речевки, они, как правило, насыщенны интонационными и эмоциональными составляющими.
№9. Работа с нормальной речью. Последите за тем как Вы говорите нормально, когда не заикаетесь. Какие делаете движения, какое положение принимаете. Эти моменты – Ваши ориентиры для успешного общения. Они поднимут Вашу уверенность. Прокручивайте их в памяти, специально имитируйте, когда думаете, что можете начать заикаться. Полюбите себя таким и лелейте это чувство, позволяя ему почаще «выбираться» наружу.
№10. Говорите! И еще раз говорите, делайте это как можно больше и чаще. Практикуйтесь при любой возможности, идите на контакт, высказывайте свое мнение, делитесь своими мыслями, сделайте телефон Вашим другом. Просто позвоните в магазин, узнать есть ли у них какой-то товар. Хватит молчать, Вы и так делали это слишком долго.
№11. Проанализируйте свое заикание. Изучите его беспристрастно – Вы уже готовы к этому. Определите, что именно Вы делаете неправильно, что происходит с речевыми мышцами в этот момент. Поняв, что именно не так, Вы сможете избавиться от неправильных и ненужных движений артикуляционного аппарата. Когда Вы будете в состоянии оценить происходящее, Вы узнаете много нового, раскроете тайны Вашей проблемы, поймете, как избавиться от заикания раз и навсегда.
Скопируйте эти движения, сравните их с правильными. Произнесите слово с заиканием, повторите несколько раз, отметив все особенности, а затем произнесите его же без заикания. Задержите речевой блок, заикайтесь, пока не поймете, как именно это происходит, пока не сможете сымитировать этот спазм самостоятельно, по собственному желанию. Вам в помощь опять может пригодиться зеркало или же видеозапись. Выясните, как двигаются мышцы рта, языка, гортани, что именно Вам мешает говорить не запинаясь.
Со временем Вы выясните, что эти движения являются однотипными, что заикаетесь Вы по шаблону. Вы наверняка сильно напрягаете губы в момент заикания и делаете массу излишних движений речевыми мышцами. Теперь Вы сможете избавиться от них так же, как на четвертом этапе избавились от побочных вредных привычек (жестов, мимики), сопровождавших дефекты речи. Ведь заикание — это то, что Вы делаете с собой сами, это то, что Вы способны сами же изменить.
№12. Коррекция блоков. Приступайте к избавлению от ненужных и неправильных действий Вашего речевого аппарата. Существует три способа такой коррекции, которые исправляют ошибки, провоцирующие заикание, учат, как избавиться от заикания непосредственно в момент необходимости:
- 1. Стирание;
- 2. Выход из тупика;
- 3. Установка.
Стирание.
Этот прием пригодится непосредственно в момент блока, сильного сбоя речи:
- 1) Слово, на котором запнулись необходимо закончить. Произнести его до конца, прибегая к уверткам, не уклоняясь от его произнесения.
- 2) Как только Вы его произнесли, сделайте паузу.
- 3) Постарайтесь максимально расслабить речевые мышцы, в особенности мышцы гортани. Пусть язык просто вяло лежит во рту, Ваши губы должны быть свободны, челюсть слегка приоткрыта. Ощутите, что напряжение проходит, а дыхание нормализуется. Научитесь делать это за доли секунды.
- 4) Вспомните, что произошло и проанализируйте ситуацию. Что Вы не так сделали, что было неправильно?
- 5) Вспомните, как можно медленным произношением исправить этот звук.
- 6) Представьте, как Вы это делаете, произнесите его в уме – легко и свободно, изменяя тем самым саму модель заикания. Возможно, Ваш собеседник и потеряет интерес к беседе, но Вас это не должно беспокоить. Не торопитесь, продолжайте готовиться к дальнейшему разговору.
- 7) Теперь Вы на самом деле готовы произнести это слово, исправив все недостатки.
- Делайте это медленно и плавно. И главное — сохраняйте дыхание, для того, чтобы продолжить медленно переходить от звука к звуку.
Не переживайте, что это может занять много времени, для этого вполне достаточно 2-3 секунд. Пусть Вас не смущает некоторая искусственность произношения слов, на которых Вы запинаетесь. Окружающие достаточно умные люди и поймут, что Вы пытаетесь справиться с проблемой, а это достойно уважения.
Выход из тупика.
В этом варианте коррекции ошибок, нужно не делать паузу, не останавливаться, чтобы начать сначала, как в «Стирании». Напротив, продолжайте заикаться, одновременно замедляя свою речь, нарочито протягивая звук. Так Вы стабилизируете звук, не собьете дыхания, остановите дрожание мышц, превращая повторения в один протяжный звук.
Проделав это, Вы осознаете, что можете самостоятельно контролировать длительность блокировки речи, мягко «выходить» из тупиковой ситуации. Старайтесь удерживать заикание, пока не почувствуете, как берете контроль в собственные руки. На этом этапе уже нужно понимать, как корректировать движения мышц. Прекратите протягивание звука и приступайте медленно корректировать движение речевых мышц. Если не получается это сделать, вернитесь к технике «Стирания».
Установка.
Освоив все вышеприведенные методы и способы выхода из блока, принимайтесь к установочной коррекции. Этот метод позволит в дальнейшем предотвращать заикание предупреждать его появление. Лучший способ того, как избавиться от заикания – предотвратить его.
Чувствуя приближение заикания, сделайте паузу, чтобы спланировать собственные действия. Используйте накопленный опыт, до того как заикание произойдет:
- 1) Как уже говорилось – сделайте паузу. Успокоиться и мысленно прорепетируйте произношение этого слова. На это уйдет пара секунд максимум.
- 2) Постарайтесь расслабить мышцы речевого механизма. Почувствуйте, как напряжение уходит.
- 3) Теперь вспомните механизм заикания на этом звуке и Ваши ответные действия.
- 4) Вспомните, как Вы во время тренировок справлялись с этими ошибками, как управляли речевыми мышцами.
- 5) Прокрутите это в уме. Произнесите про себя все слово медленно, плавно, неторопливо.
- 6) Нормализуйте дыхание и произнесите слово без заикания, копируя действия и ощущения произведенные мысленно один в один.
- 7) слово произносите мелодично, слегка преувеличивая коррекцию. Обращайте внимание на свои положительные ощущения, а не на звучание слова.
Совершенствуясь в техниках коррекции, Вы сможете добиться уверенности в собственных силах, в способности контролировать, быть хозяином своей речи.
Наверх
Работа Центра
Под руководством автора методики Лилии Зиновьевны Арутюнян (Андроновой) в «Арлилии» работают профессионалы высокой квалификации, получившие специальное образование у автора и имеющие значительный практический опыт.
Обратившись в Речевой центр, вы уже на первой консультации узнаете, как достичь устойчивой нормализации речи. Специалисты дадут вам не только общие, но и индивидуальные рекомендации, зависящие от возраста пациента, «стажа» и причин недуга. Лечение осуществляется по одной из разработанных программ, индивидуально или в мини-группе. Описание программ смотрите на нашем сайте. Основной курс — это 11 дней занятий по 8 часов каждое для взрослых или 15 занятий по 1,5–2,5 часа каждое для детей (в зависимости от возраста), в ходе которых происходит формирование правильных речевых навыков в сопровождении пальцев руки. На этом этапе пациенты уже могут говорить не заикаясь, однако спонтанная речь временно ограничивается. Постепенно временные ограничения снимаются. Последующие микрокурсы позволяют закрепить достигнутое, добиться выразительной, нормальной по темпу речи, в любой ситуации общения без использования пальцев руки.
Какой бы серьезной ни была проблема, в «Арлилии» помогут ее решить. Специалисты центра уверены, что заикание исправимо полностью и навсегда.
Чтобы записаться на консультацию, пожалуйста, заполните нашу анкету, и мы сами свяжемся с вами. Если в Вашем городе есть наше отделение, то на анкету ответит специалист филиала.
Причины заикания
Есть 2 типа причин заикания. Первые создают предрасположенность, так называемую «почву» для развития болезни. Вторая группа причин представляют из себя «толчки» к развитию, причины.
Предрасполагающие причины
Достаточно стечение одного, из ниже приведенных, неблагоприятных условий и сильного раздражителя (стресса) для развития заикания у ребенка.
Очень много зависит от родителей. Если у родителей имеется, так называемая Невротическая отягощенность, куда входят инфекционные, неврологические и другие заболевания, которые негативно влияют на функции нервной системы, то все эти факторы могут отразиться и на ребенке. Инфекции могут передаться, а повышенная раздражительность негативно повлиять на психическое состояние ребенка.
Очень много зависит от родителей.
Когда мы оцениваем причины развития, важно посмотреть назад, в период до, во время и после родов. Нужно изучить наличие родовых травм, инфекций, асфиксии и других факторов, которые могут повлиять на функционирование головного мозга. Не менее важно изучить и семью ребенка, ведь вполне вероятно, что и среди его кровных родственников могут встречаться люди страдающие заиканием.
Что же касается организма ребенка, то тут необходимо обратить внимание на его неврогенные особенности и конституциональную предрасположенность. К группе этих причин можно отнести повышенную ранимость и раздражительность, ночные кошмары, энурез, заболевания нервной системы. Конечно не стоит забывать и том, что ребенок может проходить этап в котором присутствуют возрастные анатомические и физиологические особенности работы центральной нервной системы.
Ну и конечно одно из самого важного — ребенок не должен чувствовать себя ущемленным в семье, не должен сталкиваться с отчуждением и непониманием со стороны родителей. Важно добиться того, чтобы у малыша было достаточно положительных эмоций, которые он получал бы со своими родителями.
Производящие причины
Довольно часто заикание развивается на фоне органических (физических) заболеваний головного мозга, которые приводят к нарушениям в речедвигательном аппарате.
Часто заикание развивается на фоне инфекционных и физических заболеваний.
Инфекционные процессы, сопровождающиеся развитием энцефалитов и менингитов, могут приводить к истощение нервной системы и ослаблять центры, отвечающие за движения речедвигательного аппарата (корь, коклюш, менингококковая инфекция).
Многие ЛОР-болезни (ларингиты, ангины, синуситы) приводят к изменению тембра и интонации голоса, что также негативно отражается на формирование речи.
Психические травмы, сопровождающиеся сильным страхом либо испугом.
Весомой причиной является неадекватное воспитание ребенка. Сюда можно отнести повышенную требованность от ребенка в обучении, формирование феномена «примерного» поведения.
Отрицательное, негативное отношение родителей к ребенку (суровость, злость, строгость).
Не менее важной причиной является неожиданное потрясение ребенка, которое может быть как положительным, так и отрицательным (“чрезмерное” возбуждение, стрессовые ситуации в школе, стрессовые ситуации в семье).
Одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке
В случае обучения ребенка в раннем возрасте нескольким языкам, что приводит к повышенной нагрузке на различные центры головного мозга.
Подражание людям с заиканием.
Симптомы
Главный симптомом заикания — судороги (ненормальное сокращение мышц речевого аппарата) в процессе речи. Их длительность может занимать от 1-2 до 12-13 секунд, а в отдельных тяжелых случаях достигать 80 и более секунд.
Будьте внимательны к своему ребенку и помогайте ему побороть илл предотвратить развитие заикания.
У детей с заиканием также нарушается последовательность в произношении отдельных слов, дети теряют ход мысли из-за выраженных пауз, испытывают эмоциональные переживания и, как следствие, приобретают черты характера “неполноценного” человека.
Остановимся более подробно на чувстве собственной неполноценности, так как данный симптом во многом определяет дальнейшее развитие и течение заикание у ребенка. Данное чувство еще называют «болезненной фиксацией» заикающегося.
Выделяют три степени «болезненной фиксации»:
- Первая ст. (дети ощущают себя комфортно, при этом у них не отмечаются стеснения, стыд из-за дефекта в речи).
- Вторая ст. (дети теряют чувство комфорта, испытывают умеренное стеснение, стыд из-за дефекта в речи, пытаются замаскировать его)..
- Третья ст. (выраженная концентрация на своем дефекте речи, испытывают выраженное стеснение, стыд. Обычно данная степень отмечается у детей старшего школьного возраста).
Эффективность лечения заикающихся детей напрямую зависит от степени «болезненной фиксации». Чем выше фиксированность, тем менее благоприятный прогноз логопедической работы.
Существуют три степени заикания:
- незначительная — заикание появляется только при возбуждении (выраженных эмоциях), при быстрой речи.
- умеренная — в покое и в обычной обстановке не заикаются; только при выраженных эмоциях появляется заикание.
- выраженная — заикаются постоянно.
Лечение и прогноз
На сегодняшний день лечение таких детей включает в себя не только медицинское, но и педагогическое воздействие.
- Применение лекарственных препаратов. В лечении заикания могут применяться огромное количество различных групп препаратов. Остановимся на наиболее часто встречающихся из них:
- 1.Ноотропы (пирацетам, пантогам, пантокальцин, фенибут).
- 2.Седативные препараты (валериана, фенибут, глицин, персен, афобазол, адаптол, ново пассит). Стоит отметить, что многие ноотропы совмещают в себе также и седативное действие.
- 3. Витамины, в особенности витамины группы В (комбилипен, комплигам В, ларигама).
Один из методов лечения — занятия с логопедом.
Методик по преодолению заикания у детей огромное количество, как и групп препаратов, которые могут применяться в отдельных случаях. Многих из вас интересует вопрос: «А можем ли мы помочь ребенку самостоятельно, в домашних условиях и не бегая по врачам? Можно ли полностью вылечить заикание у ребенка?». Существуют отдельные методики, позволяющие улучшить произношение и прочее, занимаясь дома, но они также подбираются специалистом. Что касается прогноза, то тут нет однозначного утверждения. Можно считать, что чем младше ребенок, чем жизнерадостнее и позитивнее его поведение, чем меньше сопутствующих психопатологических расстройств, чем слабее проявления судороги, тем прогноз лучше.