Автор популярных книг по психолого-педагогической диагностике детей Стребелева Е.А. окончила МГПИ им. Ленина. Получив специальность на дефектологическом факультете, она много лет проработала воспитателем и методистом специализированного детского сада, затем преподавала на кафедре олигофренопедагогики в МГПИ.
Она внесла бесценный вклад в развитие методики по работе с умственно отсталыми детьми, по диагностике отклонений в развитии дошкольников.
В 1999 году ей вручили Президентскую премию за вклад в области образования. По психолого-педагогической диагностике Е. А. Стребелева написала более 50 трудов, многие из которых пользуются большой популярностью, являются настольными книгами логопедов, психологов и врачей.
Диагностика по тестам
Простые упражнения и тесты разработаны на основе многолетних исследований и наблюдений, которые позволили создать метод Е.А. Стребелевой по психолого-педагогической диагностике развития детей, не имеющей аналогов. Именно ввиду его результативности данный способ работы с детьми получил такое одобрение в отзывах многих родителей о результатах работы по принципам этой методики.
Упражнения включают разнообразные тесты, объяснения о том, как их проводить, таблицы, в которые заносятся результаты для анализа. Эти таблицы впоследствии исследуются. На их основании делается вывод, есть ли у ребенка отклонения в развитии. Ранняя диагностика по Стребелевой Е.А. помогает вовремя выявить отставание, заняться обследованием, скорректировать состояние малыша с помощью лечения и дополнительных занятий.
В книге «Дети-сироты» по психолого-педагогической диагностике учителя, дефектологи, невропатологи, воспитатели учреждений найдут методику, которой можно воспользоваться для определения уровня развития детей, оставшихся без родителей.
Диагностика по Стребелевой Е.А. маленьких детей особенно актуальна: чем меньше ребенок, тем быстрее можно поправить проблемы развития, предупредить появление отклонений или уменьшить их. Ни в каком другом возрасте нельзя так эффективно скорректировать проблемы развития.
Данным вопросом также занимались выдающиеся дефектологи Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная и другие.
Влияние взрослых на развитие детей
За основу принято положение о том, что ребенок развивается в процессе деятельности, усваивая общественный опыт. В дошкольном возрасте это игры, они способствуют развитию моторики, речи, мышления и восприятия, подражанию действиям взрослых.
Способность перенимать навыки и опыт от взрослых является критерием успешного развития, и может учитываться при диагностике Стребелевой Е.А. с целью выявления задержки психического развития. Поэтому так важна обстановка, в которой развивается ребенок, когда формируется его личность и отношения к миру, социальное поведение.
Говоря о психотерапии, автор отмечает, что повышенная конфликтность, невротическая агрессивность часто связаны с неблагополучной обстановкой, в которой растет малыш. Групповая и индивидуальная работа с родителями имеет важное значение для корректировки развития детей. Психолого-педагогическая диагностика по Е.А. Стребелевой помогает разобраться не только с проблемами в развитии ребенка, но и с тем, что нужно изменить взрослым, которые его окружают, в своей жизни. Только комплексный подход поможет максимально развить ребенка с учетом его здоровья и потенциала.
Задачи диагностики
Психолого-педагогическая диагностика Стребелевой Е.А. ставит целью выявление отклонений, своевременную профилактику и корректировку. Она помогает выявить причины их появления и степень тяжести нарушений, сделать прогноз, определить индивидуальную программу работы, давать рекомендации по изменению условий воспитания родителям.
При этом учитываются биологические и социальные факторы становления личности, а также то, что в каждом возрасте их баланс различается. То есть важно здоровье ребенка, полноценная деятельность нейро-анатомических и физиологических структур, обеспечивающих работу мозга и его развитие с помощью социальных взаимодействий, активного развития в процессе игр, обучения, подражания взрослым, особенностями характера и нервной системы.
На первом этапе для малышей важнее взаимодействие со взрослыми. А уже по мере роста — способность к подражанию, она является одним из важных критериев, который учитывается при диагностике по Стребелевой в раннем возрасте. На смену подражанию и в его процессе проявляются возможности в реализации самостоятельных идей в творчестве. Поэтому в самом раннем возрасте так важен эмоционально-физический контакт для малыша, вызывающий «комплекс оживления», который постепенно заменяется предметным и речевым общением. Но каждый шаг организовать невозможно.
Другим важным фактором развития является стихийное восприятие окружающего мира, событий, людей, которые влияют на его представления и выводы, формирование психики. Важно помнить, что в дошкольном возрасте развиваются все психические функции, закладывается фундамент познавательных способностей, элементы воли, самооценка, складываются устойчивые схемы личного реагирования на различные ситуации, формируется система ценностей. В процессе становления их можно корректировать, а с возрастом это сделать значительно труднее, и часто — невозможно.
Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента
Всего в группе | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | ||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | ||
Экспериментальная группа | 24 | 5 | 20,8 | 6 | 25 | 13 | 54,2 |
Контрольная группа | 29 | 4 | 13,8 | 11 | 37,9 | 14 | 48,3 |
Как показывают результаты исследования, высокий уровень сенсорных представлений о цвете был выявлен у 4 дошкольников контрольной группы – 13,8% и у 5 дошкольников экспериментальной группы – 20,8%.
Средний уровень сенсорных представлений о цвете был выявлен у 11 дошкольников контрольной группы – 37,9% и 6 дошкольников экспериментальной группы – 25 %.
Низкий уровень сенсорных представлений о цвете был выявлен у 14 дошкольников контрольной группы – 48,3% и 13 дошкольников экспериментальной группы – 54,2%.
Как видим, результаты показали, что у большинства детей низкий уровень сформированности сенсорных представлений о цвете.
Похожие записи:
- Экспериментальное исследование развития связной речи у дошкольников с ОНР Диагностика связной речи у детей осуществляется с помощью доступных для…
- Из опыта работы по диагностике и формированию творческого воображения Исследования творческого воображения — диагностика и его формирование у детей…
- О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
- Особенности формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста. Задачи формирования сенсорных…
Принципы диагностики
Диагностика детей раннего возраста по Стребелевой Е.А. основана на ряде принципов, которые позволяют получить объективную оценку состояния ребенка и дать правильные рекомендации для его развития.
- Принцип комплексного подхода означает, что ребенок должен быть всесторонне обследован для выяснения особенностей развития и поведения, состояния эмоциональной сферы, интереса к познавательному процессу. То есть диагностика развития должна являться частью комплексного обследования. Если есть основания предполагать, что проявляются нарушения в психическом развитии, должны быть применены также методы изучения истории развития ребенка, наблюдения за его поведением, играми, а также делается упор на патопсихологическое, нейрофизиологическое исследование и другие.
- Принцип целостно-системного обучения предполагает исследование связей между психическими нарушениями и причинами, их вызывающими, установление самых главных и менее значимых.
- Принцип динамического изучения предполагает рассмотрение состояния ребенка в настоящем, а также в динамике, с учетом влияния развития при использовании специальной корректирующей программы.
- Принцип качественного анализа особенно важен. Все полученные данные должны учитываться во взаимодействии психического развития ребенка и особенностей его личности. В нем отмечается его личное отношение к заданиям, к результатам выполненных работ, характеру ошибок. Чтобы получить объективную картину, в диагностике важно сочетать количественный и качественный подходы.
Для оценки принятия задания учитывают согласие ребенка его выполнять, а также интерес малыша к самому тесту и общение со взрослыми во время его выполнения. Притом ребенок может пытаться сделать его самостоятельно, путем проб и ошибок, с помощью зрительной ориентировки, подражания или бессистемных действий, не отвечающих свойствам предметов. Если он может действовать по инструкции, учитывать свойства материалов, соизмерять свои усилия с учетом их хрупкости можно говорить об адекватных действиях.
При выполнении задания можно учесть обучаемость ребенка, если он выполняет его по подражанию с помощью вспомогательных жестов взрослого или речевых советов.
Однако и здесь для получения объективной оценки нужно соблюсти ряд условий. Показывать для повторения, как выполнять задание, можно не более трех раз, а речью можно оценивать ход событий и обозначать цели.
Если ребенок переходит в результате обучения от неадекватных действий к адекватным, можно говорить о его развитии, в то время как отсутствие способности выполнения задания говорит о нарушении эмоционально-волевой сферы, сниженном интеллекте. Нормальный ребенок заинтересован в результатах, он расстраивается, если ничего не получается, радуется успехам.
Для того чтобы сделать правильный вывод о его состоянии, нужно учесть, были ли у него возможности для развития, соответствовал ли микроклимат в семье и были ли нормальными условия жизни. На основе ранней диагностики Стребелевой можно составить индивидуальную коррекционную программу развития ребенка, дать родителям советы по воспитанию, сделать педагогический прогноз.
Аналитическая справка. Диагностика детей в разновозрастной группе по методике Е.А.Стребелевой
Аналитическая справка
По результатам диагностики образовательного процесса и детского развития детей раннего возраста в группе №4 «…»
г.Симферополяза
2020-2021 учебный год
В соответствии с годовым планом работы МБОУ «СОШ-ДС …..» на 2021/2022 учебный год, с целью выявления уровня развития интереса к познавательным задачам, целостного восприятия предметного изображения, обеспечения личностно-ориентированного подхода в коррекционной и образовательной работе с детьми в дошкольном учреждении с 14 по 25 сентября 2022 года была проведена психолого-педагогическая диагностика детей по методике Е. А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего возраста».
-Воспитатель: Власенко М.В.
-Возраст детей: 4-6 лет.
-Списочный состав:16 детей.
-Мальчиков 15.
-Девочек 1.
Методика позволяет оценить следующие психологические параметры: 1. Принятие задания.
2. Адекватность его решения.
3. Обучаемость во время диагностического обследования.
4. Отношение к результату своей деятельности.
В разновозрастной группе №4 на начало года было диагностировано 16 детей, что составляет 100 % .
Первая подгруппа (возраст 4-5 лет) диагностировано 3 человека и составила 18%. Вторая подгруппа (возраст 5-6 лет) диагностировано 9 человек составила 57%. Третья подгруппа (возраст 6-7 лет) диагностировано 4 человека составила 25%.
Стартовая диагностика познавательного развития детей возраста 4-5 лет (3 человека) по методике Е. А. Стребелевой показала следующие результаты:
1 группа -1 чел.- 30% 2 группа- 0 чел.- 0 % 3 группа -2 чел.- 70 % 4 группа- 0 чел.- 0 %
Стартовая диагностика познавательного развития детей возраста 5-6 лет (9 человек) по методике Е. А. Стребелевой показала следующие результаты:
1 группа -0 чел.- 0% 2 группа- 1 чел.- 11 % 3 группа- 6 чел.- 67 % 4 группа- 2 чел.- 22 %
Стартовая диагностика познавательного развития детей возраста 6-7 лет (4 человека) по методике Е. А. Стребелевой показала следующие результаты:
1 группа -0 чел.- 0% 2 группа- 0 чел.- 0 % 3 группа- 2 чел.- 50 % 4 группа- 2 чел.- 50 %
По итогам проведения диагностики по методике Е. А. Стребелевой были получены общие показатели для группы детей возраста 4-7 лет:
1 группа -1 чел.- 6% 2 группа- 1 чел.- 6 % 3 группа- 10 чел.- 63 % 4 группа- 4 чел. — 25 %
Первую группу составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству с взрослыми. Не понимая цель задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно.
Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии.
Вторую группу составляют дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерным оказываются хаотические действия, а в дальнейшем — отказ от выполнения задания. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения, самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.
Третью группу составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.
Четвертую группу составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практического ориентирования. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.
Выводы. Проанализировав результаты познавательной диагностики детей раннего возраста группы № «» можно сделать вывод, что анализ результатов диагностики в начале учебного года показывает стабильную динамику развития детей по всем видам деятельности. В основном показатели реализации образовательной программы дошкольного образования находятся в пределах среднего уровня.
Рекомендации.
(Что планируется делать в течение года)
1. Продолжать вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по всем образовательным областям.
2. В течение года продолжать развивать речевые и коммуникативные умения детей в непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми на основе комплексного подхода.
3.Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности .
4. Продолжать развивать и расширять словарный запас, учить общению с педагогами, сверстниками.
5. Развивать у детей игровые навыки. Закреплять умение договариваться в игре со сверстниками.
6. Продолжать развивать самостоятельность. Ответственность, трудолюбие.
Оценка выполнения задания
Если после выполнения заданий ребенок набирает 34-40 баллов, считается, что у него нет отклонений.
Четыре балла ставится за тест, который ребенок сразу начинает выполнять самостоятельно или сотрудничая со взрослыми.
Три балла ребенок получает, если он контактирует со взрослым, выполняет задание только после обучения, действует адекватно.
Два балла ставят, когда ребенок стремится достичь цели, действует адекватно, но самостоятельно справиться не может и после обучения.
Один балл ребенок получает за неадекватные действия, непонимание цели задания.
Диагностика умственного развития детей раннего возраста
ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(Е.А. Стребелева)
Методика разработана для диагностики детей 2—2,5 и 2,5 — 3 лет. Для детей второй подгруппы в некоторых заданиях стимульный материал усложняется и его объем увеличивается. Для обработки результатов используется качественно-количественный анализ. В процедуре проведения диагностики предусмотрен этап обучения.
Качественные показатели — способы выполнения заданий:
1) неадекватно действует;
2) понимает цель, но самостоятельно действует без учета свойств и качеств предметов, то есть хаотично; в условиях обучения действует адекватно, но самостоятельно не выполняет даже после обучения:
- самостоятельно выполняет задание после обучения;
- сразу самостоятельно выполняет задание.
Задание 1. Лови шарик!
Цели исследования: установление контакта с взрослым, оценка понимания словесной инструкции, умение прослеживать взглядом движущийся предмет.
Оборудование: желобок, шарик.
Процедура. Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза.
Обучение. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (до 2-х), как это надо делать.
Оценка действий. Принятие задания, желание играть с взрослым, отношение к игре, к результату.
Задание 2. Спрячь шарики!
Цели исследования: выявление практической ориентировки на величину, наличие соотносящих действий.
Оборудование: 2 коробочки четырехугольной формы одинакового цвета с крышками такого же цвета и формы, но разные по величине, 2 шарика (для второй подгруппы — по 3 коробочки и шарика).
Процедура. Перед ребенком 2 коробочки и крышки к ним на некотором расстоянии. Педагог кладет большой шарик в большую коробку, а маленький — в маленькую и просит ребенка спрятать шарики, то есть накрыть коробки крышками. При этом не объясняется, какую крышку надо брать.
Обучение. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой накрываем большую коробку, а маленькой — маленькую». Таким образом, в процессе диагностики педагог показывает способ действия и фиксирует в слове свойство предметов (величину), на которое должен ориентироваться ребенок. После обучения предлагается выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий. Принятие задания, способы выполнения, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к результату.
Особенности развития до 3 лет
Жизнь малыша полна приключений и удивительных открытий. Как только он начинает ходить, зависимость от взрослого уменьшается, он принимается рьяно осваивать окружающее пространств, изучать предметы. Он получает с каждым днем все больше навыков, с помощью которых учится пользоваться вещами, и уже на третьем году жизни у него определяется ведущая рука и согласованность действий обеих рук. Видя новый предмет, он интересуется, что с ним можно сделать. Занимаясь разными игрушками, он узнает цвета, формы, вес, развивает тактильные ощущения.
Если ему предложить выбор по образцу, то вначале он учитывает форму, величину, а затем цвет. На втором-третьем году жизни интенсивно развивается речь в процессе общения и специальных занятий. В раннем возрасте ребенок интенсивно учится общаться и проявлять эмоции, говорить, воспринимать информацию, делать выводы, двигаться.
Диагностика детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
Выполнила: студентка группы 4 БПО-ДШИ Глушкова Татьяна Олеговна
Возраст | Направления диагностики | Диагностический инструментарий | Требования к проведению диагностики |
Ранний возраст | 1.Понимание словесной инструкции. 2.Ориентировка ребёнка на величину. 3.Зрительное восприятие. 4.Целостное восприятие. | МЕТОДИКИ СТРЕБЕЛЕВОЙ Е.А. Представленные методики (10 заданий) позволяют изучить возможности проявлений умственного развития ребенка в разных его аспектах. Поскольку многие обследуемые дети раннего возраста не владеют речью, либо владеют ею в недостаточном объеме, большинство предлагающихся заданий имеет невербальную форму, а результаты их выполнения оцениваются по действиям ребенка. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудностей, от наиболее простых к более сложным. Лови шарик! задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым, на оценку понимания им словесной инструкции и умения прослеживать взглядом двигающийся предмет. Спрячь шарики! задание направлено на выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия соотносящих действий. Разбор и складывание матрешки (двухсоставной) задание направлено на выявление уровня развития ориентировки ребенка на величину предметов, а также на выявление наличия у него соотносящих действий. Разбор и складывание пирамидки задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, наличие и характер соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук. Парные картинки задание направлено на выявление уровня развития у ребенка фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста. Цветные кубики (восприятие цвета) задание направлено на выявление сформированности зрительного восприятия цвета. Разрезные картинки задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки. Конструирование из палочек (треугольник, молоточек) задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умение ребенка действовать по подражанию, по показу. | • перед началом обследования устанавливаем устойчивый положительный контакт с ребенком; • во время обследования поддерживаем интерес ребенка к выполняемым заданиям; • различные виды помощи ребенку строго дозируем и обязательно фиксируем в протоколе обследования; • каждый вид задания начинается с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения; • предлагаем ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития; • продолжительность тестирования не превышает 20 минут, при первых признаках утомления переход на другой вид работы; • индивидуализирую последовательность предъявляемых заданий (легкие/трудные, вербальные/невербальные, учебные/игровые), чередую задания с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический); • при предъявлении многозвеньевых инструкций используем несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматриваю повторное поэтапное предъявление задания (делю инструкции на отдельные смысловые звенья). |
Дошкольный возраст | 1. Сенсорное развитие. 2. Умственного развития (обучаемость в процессе, принятие задании, способы выполнения заданий). 3. Познавательная сфера ( может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели) 4.Эмоционально-волевая сфера ( правила поведение, оценка своих результатов и т.д.) | Для выявления уровня развития зрительного восприятия используется ряд методик: — Включение в ряд (методика А.А. Венгер). — Коробка форм. — Сгруппируй картинки (по цвету и форме). — Сложи разрезную картинку. Ценной особенностью этих методик является то, что во всех заданиях предусмотрена возможность оказания детям строго дозированной помощи; предлагаются параметры оценки действий ребенка; результаты оцениваются в баллах. Устойчивость внимания, возможности переключения, исследуются с помощью методики «Простое кодирование» Пьерона-Рузера и «Корректурная проба» Э.Ландольта. Согласно последней методике можно выразить уровень концентрации внимания с помощью индекса точности. K=S*S/n Где S – число строк таблицы, проработанных ребенком; n – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний, лишних знаков). Для изучения особенностей памяти выбраны методики: А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти, Джекобсона по выявлению способности к запоминанию, М.С. Бернштейна «Узнавание фигур», направленная на проверку уровня развития памяти, А.Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание», с помощью которой устанавливается, владеет ли ребенок логическими способами запоминания. -Методика «Конструирование предметов» Детям была предложено собрать картинку из четырех частей, разрезанных по горизонтали и вертикали из четырех частей, разрезанную по диагоналям. — Матрешки (4-составные), (выявляются понимание инструкции и цели задания, использование помощи, разумность действий, учет размеров матрешки); -доски Сегена (позволяют выявить координированность, ловкость движений, состояние мелкой моторики пальцев рук); -кубики разной величины (исследуется сформированность понятия величины предметов); — Лото (позволяет проследить характер мыслительных операций); — Группировка предметов (модифицированная методика У.В. Ульенковой) — выявление способностей к классификации предметов; — Подбери фигуру к предмету (модифицированный вариант методики Л.А. Венгера) — изучение уровня сформированности перцептивных действий; выявление способности соотносить предмет с эталоном, уровня сформированности знаний о формах; выявление способности к переносу усвоенного перцептивного действия в новые условия. — Исключение не подходящих к группе предметов (модифицированный вариант) — исследовать способность видеть в объектах их существенные признаки, делать на этой основе необходимые обобщения; выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями. — Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л. А. Венгера); — Сложи разрезную картинку (из трех частей); — Достань тележку (со стержнем; адаптированный вариант методики С. Л. Новоселовой); — Мозаика (исследуются наличие интереса, волевые усилия, пространственная ориентировка, способность к переносу показанного способа действия, воображение, мелкая моторика); -Методика: «Чего не стало?»(модифицированная методика С.Д.Забрамной); -Методика:«Что изменилось» (модифицированная методика С.Д.Забрамной); | • перед началом обследования устанавливаем устойчивый положительный контакт с ребенком; • во время обследования поддерживаем интерес ребенка к выполняемым заданиям; • различные виды помощи ребенку строго дозируем и обязательно фиксируем в протоколе обследования; • каждый вид задания начинается с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения; • предлагаем ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития; • продолжительность тестирования не превышает 20 минут, при первых признаках утомления переход на другой вид работы; • индивидуализирую последовательность предъявляемых заданий (легкие/трудные, вербальные/невербальные, учебные/игровые), чередую задания с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический); • при предъявлении многозвеньевых инструкций используем несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматриваю повторное поэтапное предъявление задания (делю инструкции на отдельные смысловые звенья). |
Как проявляется отставание
Если у ребенка есть проблемы и отставание в развитии, то это проявляется в движениях и играх. Действия такого малыша часто нецеленаправленны, отсутствует интерес к игрушкам. Вместо того, чтобы поинтересоваться, что это и для чего это, он может взять игрушку, чтобы бросить ее, не исследуя. Походка и движения часто не скоординированы. Также наблюдается отсутствие интереса к результатам, которое может проявиться на уроках рисования, в играх.
Иногда наблюдается слабое развитие навыков опрятности и самостоятельности, плохо работает артикуляция, различение звуков. Начинают разговаривать такие дети только в три года, зачастую это происходит по той причине, что нет интереса к окружающему миру, отсутствует достаточная эмоциональность, что заметно даже по лицу.
Диагностика познавательного развития для ребёнка 3-4 лет по методике Стребелевой Е.А.
Карта познавательного развития ребёнка 3-4 года.
1. Фамилия, имя, отчество ребёнка
2. Дата рождения _________________ дата поступления в группу
3. Сведения о родителях ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Данные анамнеза
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Заключение ПМПК
6. Сотрудничество со взрослыми
Сентябрь | Январь | Май |
Легко вступает в контакт | ||
Инициативен или пассивен при общении | ||
Общение неустойчивое | ||
Избирательное общение | ||
Избирательный негативизм |
I
Познавательное развитие
1. Выявление уровня игры.
«Поиграй» | Сентябрь | Январь | Май | |||
Проявление интереса к игрушкам | ||||||
Наличие интереса к одной игрушке | ||||||
Характер действий с ними: Адекватные/неадекватные | ||||||
Специфические/неспецифические манипуляции | ||||||
Предметно-игровые действия | ||||||
Сюжетная игра | ||||||
Действия по подражанию. |
2. Выявление уровня развития практической ориентировки на форму (умения пользоваться методом проб при выполнении практических задач).
«Коробка форм» | Сентябрь | Январь | Май |
Принятие и понимание задания. | |||
Способы выполнения: -хаотичные действия; целенаправленные пробы | |||
Обучаемость | |||
Отношение к результату своей деятельности |
3. Выявление уровня развития ориентировки на величину.
«Разбери и сложи матрёшку»(4-х составную) | Сентябрь | Январь | Май |
Принятие и понимание задания. | |||
Способы выполнения: -хаотичные действия; целенаправленные пробы | |||
Обучаемость | |||
Отношение к результату своей деятельности |
4. Выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.
«Сложи картинку» (из трех частей) | Сентябрь | Январь | Май |
Принятие и понимание задания. | |||
Способы выполнения: -хаотичные действия; целенаправленные пробы | |||
Обучаемость | |||
Отношение к результату своей деятельности |
5. Выявление умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходства и различия.
«Найди пару» | Сентябрь | Январь | Май |
Принятие и понимание задания. | |||
Умение анализировать и сравнивать изображения на картинке. | |||
Обучаемость | |||
Отношение к результату своей деятельности |
6. Выявление уровня развития предметного рисунка.
«Нарисуй» | Сентябрь | Январь | Май |
Принятие и понимание задания. | |||
Уровень сформированности интереса к рисованию | |||
Формирование предпосылок к рисованию: умение держать карандаш | |||
Наличие предметного рисунка | |||
Отношение к результату своей деятельности |
7. Выявление понимания сюжетного изображения, уровня развития связной речи.
«Сюжетные картинки» | Сентябрь | Январь | Май |
Принятие и понимание задания. | |||
Уровень развития связной речи: — отсутствие активной речи; — наличие или отсутствие фразовой речи, понятной или малопонятной для окружающих; — речь, состоящая из отдельных слов или отражённая. |
Заключение__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка с помощью таблиц
Именно для выявления реальной картины была разработана система упражнений для диагностики раннего развития по Стребелевой Е.А. у детей в возрасте 2-3 лет. По этой системе предусматривается заполнение таблицы, в которой есть колонки 2-2,5 и 2,5-3 года. Также в ней предлагаются различные простые задания. Например, собрать и разобрать матрешку из 2-3 куколок, сложить пирамидку из трех колец, сложить пазлы из 2-3 деталей, выбрать кубики по цвету. Некоторые занятия дублируются по типу, чтобы исключить влияние субъективных факторов
Предлагается найти парные картинки, нарисовать дорожку или домик. Ребенок может нарисовать каракули, черкать что-то с определенной целью, нарисовать линии, напоминающие картинку, или выполнить задание.
Для каждого задания есть инструкция, помогающая поставить оценку. Например, ребенок может разобрать и сложить матрешку, сделать это, подражая взрослому, пытаться самостоятельно справиться, но не может сопоставить размеры, тянет матрешку в рот или использует для стучания и бросания. Это считается относительной нормой.
Отзывы многих родителей убеждают в том, что проведение по методике Е.А. Стребелевой диагностики развития детей поможет вовремя обнаружить недостатки в формировании конкретных навыков, оценить их, дать им характеристики, а далее выбрать или составить правильно программы для корректировки состояния, дать рекомендации по обращению к специалистам. Задания даются по принципу от простого к сложному, поэтому проводить их надо именно в том порядке, в каком они указаны в таблицах.
Набравшие по итогам выполнения заданий 10-12 баллов относятся к первой группе, 13-23 — ко второй, 23-33 — к третьей, 34-40 — к четвертой.
Рекомендации по развитию по итогам тестирования
Детям первой и второй группы рекомендуется увеличить физические нагрузки, включающие разнообразные движения для общего развития, укрепления мышц спины, координации и равновесия. Им требуется большее количество занятий со взрослыми, эмоциональное общение и контакт. Также им нужно научится работать по образцу и словесной инструкции, больше заниматься упражнениями и играми, развивающими моторику, ведущую руку, согласованность движений, стимуляцию речи.
Другие таблицы и задания по ранней диагностике Стребелевой Е.А. предлагаются для детей в возрасте от 3 до 5 лет. В это время ребенок получает новый толчок в развитии, буквально перегружен открывающейся ему информацией, знаниями, желанием поделиться ею с окружающим миром, но испытывает при этом еще определенные трудности, связанные с ограничениями со стороны родителей, недостаточно развитыми движениями и речью. Дошкольники в возрасте от трех до пяти постепенно осваивают способность мыслить, сопоставлять события, поступки, обдумывать действия в уме, а не только наглядно-предметным образом.
Именно в этом возрасте предметы и связанные с ними действия меньше интересуют ребенка, чем предметы и связанные ними человеческие взаимоотношения. Появляются соответствующие игры, которые требуют несколько участников.
Это время для развития наглядно-образного мышления, памяти, формирования социальных установок. Ребенок может действовать не по образцу, а по словесной инструкции, речь становится из сопровождающей события в планирующую.
Для диагностики по Стребелевой Е.А. предлагаются соответствующие таблицы для детей 3-4 лет, 4-5 лет, многие тесты похожи на те, которые были рассмотрены выше, но предложены в более сложном варианте. Их выполнение поможет дать правильные советы по развитию ребенка и вовремя принять меры по его корректировке.
Использование тестов позволяет не упустить бесценное время, когда даже детей, отстающих в развитии по разным причинам, можно с помощью упражнений и создания теплой атмосферы доверия подтянуть, и других таких периодов в жизни человека нет. Диагностика Стребелевой Е.А. вызывает положительные отзывы воспитателей, врачей, педагогов.
Назначение методики
Диагностика направлена на определение уровня развития:
- Предметно-игровых действий
- Восприятия формы, величины, цвета
- Целостного восприятия предметного изображения
- Наглядно-действенного и наглядно образного мышления
- Предметного рисунка, понимания сюжетного изображения
- Связной речи
- Сформированности количественных представлений
- Умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходства и различия
- Умения действовать целенаправленно, ориентируясь на образец
Методика рекомендована специалистам психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), психологам и дефектологам дошкольных общеобразовательных учреждений.