Задержка развития речи и массаж: можно ли и как делать самостоятельно — советы, техники, отзывы


Что такое массаж для развития речи?

Как он поможет улучшить речь ребенка?

Какие виды речевого массажа можно делать дома самостоятельно, а какие нужно доверить специалисту?

На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.

  • Массаж ладошек для развития речи
      Приемы пассивного массажа
  • Приемы активного массажа
  • Массаж лица для развития речи
      Массаж лба
  • Массаж щек
  • Массаж рта
  • Массаж подбородка
  • Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития
  • Кем проводится логопедический массаж при ЗЗР?

    Все процедуры отличаются способами выполнения, и зонами воздействия. Что касается логопедического массажа, то его основная задача — развитие артикуляционных мышц, улучшение состояния нервов. Таким образом производится массаж исключительно в области ротовой полости, языка. Его часто назначают детям, в возрасте 4-5 лет, при диагностике ЗРР. Обычно комбинируется с другими видами массажа и артикуляционной гимнастики.

    Кем проводится логопедический массаж при ЗЗР:

    • Для того чтобы проводить речевой массаж, необходимо использовать зонд или пальцы. Обычно проводится логопедом или родителями. Обратите внимание, что должны быть подстриженные ногти, на руках не должно быть украшений.
    • Чаще всего проводится такая манипуляция в перчатках. Стоит отметить, что любой массаж при ЗРР назначается исключительно неврологом. После обследования ребенка, доктор может выписать направление к логопеду.


    У доктора

    Предоставление услуги в нашей клинике

    Прежде чем приступить к самой процедуре массажа ребенка обследуют с целью определения показаний/противопоказаний и определения интенсивности, количества сеансов и техники процедуры.

    Процесс оказания услуги включает нескольких этапов:

    1. Знакомство и сбор анамнеза. Проводится опрос родителей об образе жизни ребенка, его увлечениях и интенсивности систематических нагрузок. Выслушиваются жалобы самого подростка.
    2. Осмотр. Врач визуально и пальпаторно определяет наличие проблем: искривление позвоночника, отложение солей в области шейно-воротникового отдела, состояние мышечного тонуса.
    3. Диагностика. По результатам опроса, осмотра и полученным анализам ставится точный диагноз. При необходимости назначается дополнительное обследование (для исключения противопоказаний к проведению процедуры).
    4. Назначение лечения. После выявления причин патологии, постановки правильного диагноза и исключения заболеваний, выступающих основными противопоказаниями к проведению массажа, рекомендуется соответствующая терапия: продолжительность процедуры, количество сеансов, интенсивность воздействия и техника.
    5. Массаж. Процедура у школьников длится от 15 минут. Лечебно-профилактический курс составляет от 10 до 20 сеансов. Повторный цикл обычно проводится через полгода (с целью закрепления полученных результатов).

    Как проводится массаж ладошек для развития речи малыша?

    Довольно эффективно справляется с ЗРР массаж ладошек. Обычно его проводят самостоятельно родители, или дети. Разделить его можно на активный и пассивный. Пассивный выполняется родителями или доктором, в результате массажа прорабатываются участки на ладонях и пальцах детей. Массируется как наружная, так и внутренняя часть ладони, а также область до локтя. Достаточно всего 15 минут, чтобы размять эти зоны. Для того чтобы ребенок спокойно воспринимал выполнение массажа, его осуществляют в игровой форме, дополняя стихами и потешками.

    Пока ребенок маленький, родители самостоятельно выполняют этот массаж. Как только малыш освоит технику осуществления подобного массажа, он может делать его самостоятельно.

    Массаж ладошек для развития речи малыша:

    • Необходимо гладить руки ребенка с наружной и внутренней стороны. Для этого прикосновения должны быть очень легкими, и как бы щекотливыми. Родители щекочут ладонь ребенка.
    • Сорока-белобока. Это всем известная потешка, в ходе которой пальцем выполняются спиралевидные движения в области внутренней стороны ладони.
    • Метель. Необходимо кисти рук поглаживать зигзагообразно. При этом рассказывать стихотворение про метель.
    • Улитка. Во время проведения этого упражнение ладони не просто поглаживает, а тщательно массируют, пощипывают.


    Активные точки

    Преимущества обращения в клинику «А-Медия»

    Массаж шейной области для детей школьного возраста – оптимальное средство для борьбы с усталостью, предотвращения заболеваний позвоночника.

    У нас работают только высококвалифицированные врачи, имеющие значительный практический опыт в данной области.

    Наши специалисты в совершенстве знают и владеют всеми приемами и массажными техниками и могут найти «подход» к любому ребенку, даже самому несговорчивому и «закрытому», а также к его родителям.

    Если ваш ребенок стал часто жаловаться на усталость, недомогание, у него появились проблемы с усидчивостью, снизилась успеваемость в школе, то, может, вам необходимо обратиться к специалисту-мануалу? Запишитесь на прием в нашу клинику – совместными усилиями мы исправим ситуацию и вернем ваше чадо к активной жизни!

    Как проводится массаж лица при ЗРР?

    При осуществлении процедуры доктор воздействует на лоб, щеки, подбородок ребенка. Обычно в этой области осуществляются поглаживания, вибрация, растирания и даже постукивания.

    Как проводится массаж лица при ЗРР:

    • Для того чтобы выполнить массаж лба, необходимо проводить его по массажным линиям. Для этого необходимо кончиками пальцев, очень легким прикосновением, двигаться двумя ладонями от середины лба к височной части. Упражнение выполняется сразу двумя руками. Далее, необходимо массировать лоб от бровей до верхней части лба. Получаются зигзагообразные движения.
    • При выполнении массажа щек, необходимо растирать вдоль линий, от уголков губ к вискам. Как и в первом случае, необходимо осуществлять движения сразу двумя руками. Далее, необходимо выполнять поглаживающие движения от виска, затрагивая область скул, и по направлению к нижней челюсти, спускаясь к области ключицы.
    • Растирают верхнюю губу от средины, к уголкам рта. Движения должны быть круговыми, или зигзагообразными. Проводят точно такие же упражнения с нижней губой.
    • Часто выполняют массаж подбородка, осуществляя круговые движения по спирали, по направлению от подбородка к уголкам рта.


    Довольный ребенок

    Как проводится массаж воротниковой зоны при ЗРР?

    При ЗРР довольно эффективным является массаж шеи, лопаток, ключиц. Он назначает не только для стимуляции, но и общего улучшения состояния организма. Дело в том, что частой причиной ЗРР, является родовая травма, а также зажатие нерва в области шеи. Это позволяет улучшить кровообращение в области головного мозга, тем самым стимулировать развитие речевого аппарата. В ходе массажа все мышцы, а также мозг насыщаются кислородом. Это происходит из-за стимуляции зоны, отвечающей за речь.

    Как проводится массаж воротниковой зоны при ЗРР:

    • Обычно сеанс массажа не очень длительный, всего 20 минут. Обратите внимание, что он выполняется без боли и сильного надавливания. Состоит примерно из 20 сеансов. Рекомендует повторять через 2 месяца. При выполнении массажа, ребенка выкладывают на живот, руки при этом находятся вдоль туловища. Начинается массаж с легких поглаживаний, движений сверху вниз, в области шеи.
    • После этого можно усилить нажим, и выполнять растирающее движения в этой зоне, но уже тремя фалангами пальцев. После этого проводится массаж мышцы, которая находится между шеей и плечами. Необходимо прорабатывать не только шею, но и верхнюю часть спины.
    • Стоит отметить, что довольно полезным является логопедический, речевой массаж, но, чтобы он давал хороший результат, его стоит комбинировать с дыхательной и голосовой гимнастикой.

    Принцип выбора методов физиотерапии при задержке речевого развития

    Задержка речевого развития не всегда связана только с проблемами речевого аппарата, часто это проявления нарушений со зрением, слухом, нервной системой, это могут быть последствия негативного влияния во время внутриутробного развития, а также если была диагностирована натальная травма. Назначается физиотерапия при задержке речевого развития, если в раннем детстве ребенок перенес травмы или определенные вирусные заболевания, инфекции, и такие факторы спровоцировали осложнение.

    Какой можно использовать массаж при ЗЗР у детей 3 лет?

    Для детей возрастом 3 года, обычно используется массаж зоны воротника, реже артикуляционная гимнастика. В этом возрасте самое главное — развивать мелкую моторику рук, воздействуя на центры, находящиеся на ладошках и кистях рук.

    Какой можно использовать массаж при ЗЗР у детей 3 лет:

    • Поэтому оптимальным вариантом является приобретение колючих шариков, мелких прищепок, и крупы. Чаще давайте ребенку перебирать крупу, играть с ней. Необходимо, чтобы активные точки на пальцах ребенка постоянно были задействованы. Это стимулирует развитие головного мозга, тем самым улучшая речь ребенка.
    • Помните, наиболее эффективным в возрасте 3 лет является массаж шеи. Он позволяет улучшить кровообращение в головном мозге, тем самым улучшая общее самочувствие ребенка.
    • Лучше всего выполнять массаж только после консультации с доктором, и демонстрации упражнений опытным массажистом. Дело в том, что при достаточно сильном нажатии, можно навредить ребенку.


    Массаж зондом

    Как проводится логопедический массаж языка в домашних условиях?

    Очень эффективным в борьбе с ЗРР является логопедический массаж языка. Он может проводиться как специальным зондом, так и зубной щеткой. Проводится с использованием перчаток, безворсовых салфеток, а также чистой зубной щетки с силиконовыми ворсинками.

    Как проводится логопедический массаж языка в домашних условиях:

    • Изначально выполняется поглаживание языка вдоль, потом от центра вправо и влево. Выполняется с небольшими перерывами, так как удерживается все время кончик языка, что приводит к постоянному слюнотечению и дискомфорту у ребенка.
    • Мягкие поглаживания необходимо выполнять без сильного надавливания, так как ворсинки щетки могут быть достаточно жесткими и неприятными. Ни в коем случае нельзя причинять болезненных ощущений у ребенка.
    • В ходе массажа часто выполняются похлопывающие и постукивающие движения. Для этих целей лучше всего использовать зубную щетку с силиконовым ворсом, а не стандартную, из капрона.
    • Это помогает сделать массаж ощутимым, и воздействовать на точки, которые находятся на языке. Это позволяет стимулировать мышцы языка, улучшать его работу, что помогает в воспроизведении некоторых шипящих звуков, которые трудно даются ребенку.


    Схема массирования языка

    Необходимость физической нагрузки и массажа для детей с задержками психоречевого развития или РАС

    Необходимость физической нагрузки и массажа для детей с задержками психоречевого развития или РАС Пониженная сенсорная чувствительность.

    Дети с пониженной чувствительностью в ответ на сенсорные стимулы иногда демонстрируют пассивную реакцию. Кажется, что они игнорируют стимуляцию, поскольку они никак не реагируют на нее. При контакте со стимулами, на которые обычно реагируют остальные люди, они не обращают внимания. Например, когда вы зовете ребенка по имени, он будто не замечает, что к нему обращаются. Вы можете позвать ребенка по имени несколько раз подряд, но кажется, что он ничего не слышит. Вам приходится громко произносить имя ребенка несколько раз или вставать прямо перед ним, иначе он не поймет, что вы говорите с ним. Другой симптом пониженной сенсорной чувствительности – ребенок «громкий», активный, постоянно в движении, что называется «шило в попе». Такой ребенок своим поведением постоянно требует внимания от родителей, других детей, старается получить от вас какую-то форму телесного контакта – приходит обниматься, любит, когда его массируют, любит сильные физические стимуляции в виде бега, прыжков, закутывания в одеяло. На детской площадке старается поиграть на всем имеющемся детском оборудовании: горке, лестнице, кольцах, веревках, бревнышках. Возможно, вы замечали у своего ребенка пониженную реакцию на боль. Такие дети редко могут заплакать от падения, или их расстройство носит необычный, крайне кратковременный характер. Или другой пример пониженной сенсорной чувствительности – бесстрашие. Ребенок может вести себя неосторожно с острыми предметами, тянет руки под очень горячую воду, ему сложно объяснить, что несоблюдение правил пешеходного движения может привести к трагедии на пешеходном переходе и т.д. Классический симптом низкой сенсорной чувствительности – это гипочувствительность к прикосновениям и поиск стимуляции с помощью глубокого давления. Часто это связано с плохим осознанием своего тела, быстрой утомляемостью, неверным приложением силы при движениях.

    Как помочь своему ребенку привести сенсорную сферу в порядок?

    Как помочь им развиваться быстрее и лучше? Детям с пониженной сенсорной чувствительностью (ПЧ) нужны «спринтерские» занятия, которые смогут быстро активировать их сенсорные системы. Разнообразная музыка, быстрое раскачивание на качелях, активные физические упражнения повышают уровень реакции на стимулы. Делайте все возможное, чтобы вовлечь своего ребенка в двигательные занятия, даже если он предпочитает сидеть и играть на компьютере. Например, можно купить ребенку игровые приставки, которые требуют играть стоя и имитировать движения. Если у ребенка нет диетических ограничений и аллергии, попробуйте подавать более острую и хрустящую еду с сильными запахами (чеснок/лук), чтобы увеличить сенсорное возбуждение. Попробуйте обнаружить экспериментально, что именно мотивирует его, и предоставляйте ему возможность работать ради вознаграждения.

    Игровая физическая стимуляция и массаж.

    Обязательным сопровождением вашего ежедневного общения с ребенком должен стать массаж.

    Массаж тела ребенка должен происходить в ненавязчивой для него, доброжелательной форме и может стать приятным дополнением вечера для всей семьи, собравшейся возле телевизора. Массаж для повышения тонуса кожи и мышц проводится теплыми руками энергичными растирающими и, затем, разминающими движениями вдоль мышечных волокон:

    1) От пальцев ног вдоль по стопе – голень – не прикасаясь к коленной чашечке, вверх по бедрам спереди и сзади

    2) От пояснично-крестцового отдела вдоль позвоночного столба (не прикасаясь к костям позвоночника) – легкое разминание задней поверхности шеи – легкое поглаживание волосяной части головы.

    Ответной реакцией на массаж следует легкое покраснение кожи.

    Так как особенности каждого ребенка индивидуальны, и нарушения сенсорной сферы могут варьироваться от легкой до тяжелой степени, вы можете обратить внимание на то, что кожа ребенка не отвечает покраснением на движения ваших рук, а сам ребенок дает вам понять, что тактильные прикосновения слишком слабые для него. В таком случае, увеличьте либо время массажа, либо силу воздействия. Но в любом из этих случаев, ориентироваться нужно ТОЛЬКО НА САМОЧУВСТВИЕ РЕБЕНКА.

    Игры и вспомогательное игровое оборудования для дома:

    Важно отметить, что имея в домашнем обиходе оборудование для стимуляции сенсорно-моторной сферы, вы заметно облегчаете ребенку его задачу получить сенсорную стимуляцию самостоятельно.

    Примеры такого оборудования:

    1. Надувной мяч (фитболл) в диаметре от 45 до 65 см. Используется для тренировки вестибулярного аппарата, развитие координации, ловкости, тренирует тело работать с пространством и неустойчивой платформой, укрепляет мышечный корсет.

    2. Шведская стенка. Веревочная лестница. Кольца. Гамак из сетки. Мини-батут.

    3. «Сухой бассейн». Обычный надувной бассейн, небольшого диаметра, наполненный маленькими пластиковыми мячиками.

    4. Готовые производственные модули детских «тоннелей», «домиков», «палаток».

    5. Кресло-мешок. Специальный комковый или шариковый наполнитель таких мешков мягко стимулирует рецепторы кожи, а комфортное расположение в кресле дает ребенку (и даже взрослому) отдохнуть, расслабиться, успокоить нервную систему.

    5. Различные мелкие приспособления для самомассажа: «колючие» мячики (лучше брать твердые), эспандер для разработки силы рук, валики и ролики для массажа, массажные коврики с «камушками» или наклеенными на плотную основу плоскими пуговицами без острых краев.

    Всегда помните о том, что основой благополучия, здоровья и развития вашего ребенка служит ваша информированность о способах помощи ребенку, активная родительская позиция и поддержка. Желаем успехов!

    Массаж шейно-воротниковой зоны при ЗРР: отзывы

    Необходимо, чтобы массаж у ребенка ассоциировался не с чем-то болезненным, а с приятными манипуляциями. Существует масса техник, которые будут восприниматься ребенком не как лечение и процедуры, а развлечения, игры.

    Массаж шейно-воротниковой зоны при ЗРР, отзывы:

    Наталья. Делала массаж своему сыну, ему 5 лет. Скоро в школу, но имеются проблемы с речью. Невролог назначил такой массаж. В кабинет к доктору сын ходить не стал, постоянные истерики. Делала дома курсами. После 2 курсов появились улучшения.

    Вера. С речью у моей дочери были серьезные проблемы. Основная причина — родовая травма в шейном отделе. Знакомая порекомендовала массаж воротниковой зоны. Нанимали массажистку, которая приходила домой. Эффект заметен, но кроме массажа мы занимались артикуляционной гимнастикой.

    Елизавета. Люблю своего сына, вкладываю в него много средств и времени. Заговорил очень поздно, поэтому в 6 лет имеются проблемы с речью. Постоянно делаем массаж шеи, верхнего отдела спины, лица. Ходим к логопеду, постепенно речь улучшается.


    Массаж лица
    Много полезных статей для развития детей можно найти на нашем сайте:

    • Чистоговорки для детей: лучшая подборка
    • Детские игры от 6 лет на развитие слуха и восприятия
    • Развивающие игры для детей от 5 лет
    • Развивающие игры для детей от 1 года
    • Поговорки и пословицы для детей дошкольного возраста

    Можно смело комбинировать массаж со стихами, потешками. Можете рассказывать популярную басню, например “Ехали медведи”, и массировать воротниковую зону малыша. Старайтесь также проработать каждый позвоночник в области шейного отдела.

    Для чего логопедами назначается массаж

    Логопедический массаж — специальный метод коррекции артикуляции с воздействием на определенные участки тела (лицо, лоб, щеки, нос, рот, подбородок, воротниковая зона, область шейных позвонков, надключичные ямки, верхние мышцы плечевого пояса).

    Педагоги, логопеды и дефектологи уверяют, что упражнения при грамотном воздействии:

    • нормализуют работу малоподвижных мышц;
    • повышают амплитуду артикуляционных движений, делая их произвольным;
    • корректируют состояние при параличах мышц, порезах, судорогах, гиперкинезах;
    • улучшают функции сосудов, эластичность мышечных волокон;
    • благотворно воздействуют на нервную, мышечную систему;
    • устраняют отклонения в образовании звуков;
    • стимулируют кинетические движения;
    • увеличивают силу и длительность выдоха;
    • нормализуют мелкую моторику, артикуляционный аппарат;
    • снижают проявления дизартрии, заикания.

    Справка!

    Дефекты речи у ребенка важно корректировать своевременно, иначе в будущем они станут препятствием на пути к развитию, взрослению. Массаж должен проводить обученным специалистом, особенно малышам до 1 года. Хотя некоторые приемы можно освоить родителям самостоятельно, чтобы проводить дома в комфортных условиях.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]