Детальным изучением и развитием речи занимается наука логопедия. Термин, обозначающий это направление научного познания, греческого происхождения, он был образован слиянием двух слов: «речь» (logos) и «воспитание, обучение» (paideia). Таким образом, сам термин раскрывает суть логопедии и ее направленность.
Помимо воспитания речи, эта наука, являясь одной из отраслей специальной педагогики, уделяет особое внимание дефектам речи, причинам их возникновения, их механизмам, симптомам и протеканию. Логопедия изучает патологические отклонения речевого развития и речевой деятельности с целью нахождения новых методов и программ обучения лиц с подобными дефектами для постановки правильной речи.
Объектом изучения логопедии являются лица, у которых диагностированы любые речевые отклонения (кроме физиологических недостатков). Как и любое другое направление научного изучения, логопедия имеет собственные принципы, задачи, методы и программы обучения индивидуумов с выявленными расстройствами речевой деятельности.
Когда зародилось направление
История логопедии не имеет точной даты возникновения, а насчитывает несколько тысячелетий. Можно выделить четыре этапа развития данного направления (самостоятельного на сегодняшний день) коррекционной педагогики. Как демонстрирует тенденция развития отрасли, она формировалась на основании знаний, полученных медициной и педагогикой, а потому имеет непосредственную связь с ними.
Научное познание речевых расстройств и нахождение методов для их коррекции началось не так давно, когда медицине стали известны основные механизмы анатомического и физиологического аспектов, благодаря которым человеку удается осуществлять речевую деятельность. Примерно в середине 19 столетия появились первые заметки относительно теории расстройств речи, автором которых был врач-невропатолог П. Брок. Немногим позднее свой научный труд с описанием центра сенсорной стороны речевых возможностей опубликовал другой невропатолог – К. Вернике.
Рекомендуем: Заикание: причины и лечение
Обе эти работы стали причиной многочисленных споров и дискуссий относительно механизмов, обеспечивающих систему речи. Стоит заметить, что этот научный конфликт стал отличным предлогом для сбора новых данных и знаний о возможных нарушениях речевой деятельности человека.
В связи с этим постепенно стали появляться результаты исследований речевых нарушений, которые проводили с экспериментальной целью не только невропатологи, но и лингвисты, психологи, физиологи, педагоги и другие специалисты.
Таким образом, логопедия как наука, зарождалась постепенно, на фоне развития и совершенствования других наук. И теперь, являясь самостоятельной отраслью коррекционной педагогики, логопедия не изолирована от других направлений. Более того, она тесно взаимодействует с прочими направлениями научного познания индивидуумов.
На просторах России прорывом в становлении логопедии стало событие, когда государство решило оказывать помощь детям с речевыми отклонениями. В не таком далеком 1917 году были изданы особые декреты о необходимости включения дошкольных и школьных учреждений (в т.ч. частных) в общую систему просвещения советского народа.
Рекомендуем: Наука дефектология
Согласованием этих документов занимались ведущие советские инстанции. Благодаря этим декретам, побуждающим правительство вплотную заняться вопросом оказания помощи детям с дефектами речи (в т.ч. аномальными), в области организации воспитательного и обучающего процессов было положено начало кардинальным изменениям.
Статья на тему: » Глоссарий логопедических терминов в помощь учителям, воспитателям, родителям».
Глоссарий логопедических терминов в помощь учителям, воспитателям, родителям
Автоматизация звук
а – этап коррекции неправильного звукопроизношения, следующий за этапом постановки нового звука, направленный на формирование правильного произношения звука и введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, самостоятельную речь.
Аграмматизм
– нарушение понимания и употребления грамматических средств языка.
Аграфия
– расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.
Алексия
– полная неспособнось или потеря способности овладения процессом чтения.
Артикуляционный аппарат
– совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляции); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого неба, губ, щек, нижней челюсти, зубы.
Гаммацизм
– нарушение произношения звуков Г, ГЬ.
Грамматический строй речи
– строение слова и предложения, присущее данному языку.
Двуязычие
– одинаково совершенное владение двумя языками.
Дизартрия
– нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата.
Дисграфия
–специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в стойких ошибках.
Дислалия
– нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия
– частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Иннервация
– обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.
Каппацизм
– недостаток произношения звуков К, КЬ.
Лексико – грамматический строй речи
– включает в себя лексику и грамматику.
Назализация
– приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.
Общее недоразвитие речи (ОНР)
– нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя речи, недостаточность словаря, нарушение слоговой структуры слова.
Фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
– нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Прикус
– взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти при смыкании.
Просодика
– мелодико – интонационная сторона речи.
Саливация
– обильное слюноотделение.
Словарь активный
– наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.
Словарь пассивный
– запас понимаемых слов.
Спонтанная речь
– непроизвольная.
Тембр
– индивидуальная окраска голоса.
Язык
– важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.
Основные понятия
Нарушениями речевой деятельности, которыми занимается логопедия, считаются отклонения в работе мышц речевого аппарата, нарушения в произношении звуков или интонации, недоразвитость речи, патологическое развитие на фоне заболеваний и другие аномалии.
Подобные дефекты изучаются и определяются специалистами различных научных областей. В ходе изучения дефектов речи каждое отклонение рассматривается в соответствии с целями, задачами и методами каждого из научных направлений.
Значение логопедии при этом – исследование расстройства с целью его предупреждения, а также устранения при помощи особых программ коррекционного воспитания или обучения. Поэтому логопедия считается ответвлением именно специальной педагогики. Ее структуру на сегодняшний день составляют:
- Дошкольная и школьная логопедия.
- Логопедия для детей подросткового возраста.
- Логопедия для взрослых.
Теоретические основы логопедии позволяют исследовать этиологию нарушений речевой деятельности посредством эволюционно-динамического метода в сочетании с принципом единства диалектических, биологических и социальных аспектов развития речевого аппарата.
Исходя из этого определяются задачи логопедии:
- Изучение индивидуальных особенностей речи для каждой формы речевых отклонений.
- Выявление симптоматики, характера развития и степени отклонения речевой деятельности.
- Определение тенденций развития детей с отклонениями речи.
- Выявление связи между речевым нарушением и формированием психического, физического здоровья и становлением личности.
- Исследование формирования речевого аппарата у детей с различными дефектами развития при наличии у них отклонений речи.
- Выявление природы появления нарушения, его механизма действия, сопутствующих симптомов, а также структуры.
- Разработка педагогических и других методов познания расстройств речевой деятельности.
- Систематизация полученных практических и теоретических знаний для создания основы, позволяющей усовершенствовать методы исследования речевых дефектов.
- Разработка новых методов, приемов и принципов, позволяющих предотвратить и устранить нарушения.
- Формулирование и постановка новых, актуальных вопросов, связанных с организацией программ по оказанию соответствующей помощи лицам с речевыми нарушениями.
Представленные выше задачи данного научного направления рассматривают нарушения речевой деятельности с точки зрения:
- Теории – изучения расстройств речи с целью получения возможности разрабатывать новые методы для профилактики, выявления склонности к отклонениям и их преодоления.
- Практики – применение профилактических мер, методов для выявления и устранения отклонений в речевом аппарате.
Как можно увидеть, теоретическая сторона и практический опыт логопедии тесно связаны, что позволяет осуществлять комплексный научный подход к решению проблем дефектов дикции.
Осуществляя свою непосредственную научную деятельность, эта отрасль опирается на основные принципы логопедии:
1. Принцип системности – рассматривает речь как уникальную систему с собственной сложной структурой, компоненты которой изучаются отдельно для получения общей картины возможностей и строения речевого аппарата.
2. Принцип комплексности – учитывает закономерности и специфические особенности развития индивидуумов при наличии у них речевых дефектов.
Рекомендуем: Дислексия — это
3. Принцип развития – при проведении коррекционной и логопедической деятельности предполагает определение основных этапов, задач и выявление осложнений, связанных с ближним окружением лица.
4. Принцип рассмотрения речевых нарушений на фоне психического состояния индивида и его аспектов.
5. Принцип деятельностного подхода – для организации логопедической программы воспитания или обучения ребенка с нарушениями дикции ведущей является его непосредственная деятельность (игры, обучение, практика).
6. Принцип ортогенетических особенностей.
7. Этиопатогенетический и симптоматический принцип.
8. Принцип, принимающий во внимание структуру дефектов дикции.
9. Принцип обходного пути – рассматривает возможность сформировать новый принцип функционирования речи «мимо» компонента, который и является нарушением.
10. Общие дидактические принципы.
Стоит отметить, что основу научного метода составляют логопедические принципы общедидактические, а также специальные (принципы развития, систематизации приемов и взаимосвязанности). Они являются практическим подкреплением теории Р.Е. Левиной относительно комплексного подхода к осуществлению логопедической деятельности, который учитывает особенности индивида (в двигательной, сенсорной, волевой и эмоциональной сферах).
Словарь логопедических терминовматериал по логопедии на тему
Словарь логопедических терминов
А
Автоматизация (звука) – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Агнозия –нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.
Аграмматизм –нарушениепонимания и употребления грамматических средств языка.
Адаптация –приспособление организма к условиям существования.
Акалькулия –нарушение счета и счетных опреаций как следствие поражения различных областей коры головного мозга.
Алалия –отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Алексия –невозможность процесса чтения.
Аморфные слова –это грамматически неизменяемые слова-корни, «аномальные слова» детской речи – слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова), слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию), контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов).
Амнезия –нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение образовавшихся в прошлом представлении и понятий.
Анамнез – совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.
Анкилоглоссия –укороченная подъязычная связка.
Антиципации –способность предвидеть проявление результатов действия, «опережающее отражение», например, преждевременная запись звуков, входящих в конечных двигательных актов.
Апраксия –нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющихся следствием параличей и порезов, а относящихся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.
Артикуляция –деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Артикуляционный аппарат –совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Атаксия –расстройство/отсутствие координации движений.
Атрофия –патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ (обусловленные расстройством их питания).
Астения –слабость.
Асфиксия –удушье плода и новорожденного – прекращение дыхания при продолжающейся сердечной деятельности вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра.
Аудиограмма –графическое изображение данных исследования слуха с помощью прибора (аудиометра).
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Основные формы афазии:
- акустико-гностическая (сенсорная) – нарушение фонематического восприятия;
- акустико-мнестическая – нарушение слухоречевой памяти;
- семантическая – нарушение понимания логико-грамматических конструкций;
- афферентная моторная – кинестетическая и артикуляторная апраксия;
- эфферентная моторная – нарушение кинетической основы серий речевых движений;
- динамическая – нарушения последовательной организации высказывания, планирования высказывания.
Афферентный кинестетический праксис – это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады (позы), которые часто называют также речевыми кинестезиями или артикулемами.
Афония –отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха. Афония возникаем в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.
Б
Баттаризм — нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются.
Брадилалия –патологически замедленный темп речи.
Брока Центр –участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи (ответственный за экспрессивную речь).
В
Высказывание — единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.
Вербальный — словесный.
Визуальное общение — зрительный контакт.
Вернике Центр –область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, обеспечивающий понимание речи (ответственный за импрессивную речь).
Г
Гаммацизм –недостаток произношения звуков [Г], [Гь].
Гемиплегия –паралич мышц одной половины тела.
Гиперкинез –автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.
Гипоксия –кислородное голодание организма.Гипоксией у новорожденныхназывают патологию плода, развившуюся во время беременности (хроническая) или родов (острая) вследствие кислородной недостаточности. Недостаток обеспечения кислородом плода в начале беременности может стать причиной задержки или нарушений развития плода, а на поздних сроках затрагивает нервную систему малыша, что может существенно повлиять на речевое развитие.
В группу риска развития гипоксии могут привести следующие факторы:
- наличие анемии, ЗПП, а также серьезных заболеваний дыхательной или сердечно — сосудистой системы у будущей мамы;
- нарушения в кровоснабжении плода и в родовой деятельности, гестоз, переношенная беременность;
- патологии плода и резус-конфликт матери и малыша;
- курение и прием алкоголя беременной женщиной.
Также о кислородной недостаточности свидетельствует зеленый цвет околоплодных вод.
Если у врача есть подозрения на гипоксию, он может принять решение о необходимости кесарева сечения. Новорожденный с тяжелой степенью кислородного голодания реанимируется, а с легкой степенью получает кислород и лекарственные средства.
Голос — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
-высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.
-диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.
-полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.
-тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса, характерное для каждого человека.
-поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.
Д
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисфония — (dis-phone-расстройство голоса; греч.) расстройство голоса.
Дыхание — условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.
-грудное — дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают обьём грудной клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется.
-ключичное — короткое, поверхностное дыхание.
-брюшное — дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьём грудной клетки.
З
Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет. С 3 лет и старше несформированность всех компонентов речи квалифицируется как ОНР (общее недоразвитие речи).
Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Звукоподражания –условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.
Защитные механизмы -совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм.
И
Импрессивная речь –восприятие, понимание речи.
Иннервация –обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.
Инсульт –вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы. Геморрагический инсульт обусловлен кровоизлиянием в головной мозг или его оболочки, ишемический инсульт обусловлен прекращением или значительным уменьшением кровоснабжения участка мозга, тромботический инсульт обусловлен закупоркой сосуда мозга тромбом, эмболический инсульт обусловлен закупоркой сосуда мозга эмболом.
Интонация — (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.
-интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.
К
Коммуникация — (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми.
Коррекция произношения — исправление недостатков произношения.
Каппацизм –недостаток произношения звуков [К], [Кь].
Кинестетические ощущения –ощущения положения и движения органов.
Компенсация –сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Контаминация –ошибочное воспроизведение слов, заключающиеся в объединении в одно слово слогов, относящимся к различным словам.
Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.
Л
Ламбдацизм –неправильное произношение звуков [Л], [Ль].
Лексикон — словарный запас.
Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.
Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.
Логичность речи — коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.
Логопедия –наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логофобия — (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.
Логопедический массаж — одна из логопедических техник, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.
Логоррея – безудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющий пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи. Наблюдается при сенсорной афазии.
Логоритмика –это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмика — форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Локализация функций –согласно теории системной динамической локализации высших психических функций мозг рассматривается как субстрат, состоящий из дифференцированных по своим функциям отделов, работающих как единое целое. Локальный – местный, ограниченный определенной областью, участком.
М
Макроглоссия –патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При М. наблюдаются значительные нарушения произношения.
Микроглоссия –аномалия развития, малые размеры языка.
Модуляция голоса –изменение высоты голоса, при снижении слуха М. г. нарушается, что делает речь монотонной.
Мутация голоса –изменение голоса, наступающее в результате возрастных изменений в голосовом аппарате (13-15 лет).
Мутизм –прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.
Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса.
Мимика — совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то.
Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.
Моторика — совокупность двигательных реакций.
Мнемоника — приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций.
Н
Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосообразующего аппарата.
Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Нейропсихология – наука о мозговой организации высших психических функций человека. Н. изучает психологическую структуру, мозговую организацию неречевых ВПФ и речевой функции. Н. изучает нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от характера поражения мозга (локального, диффузного, межзональных связей), а также диагностику этих нарушений и методы коррекционно-восстановительной работы.
Навык — автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Невербальные средства общения — жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.
Недоразвитие речи — см. Общее недоразвитие речи.
О
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Отраженная речь – повторенная за кем-либо речь.
Обратная связь — процесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.
Органы артикуляции — губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
П
Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.
Парафазия –нарушения речевого высказывания, проявляющиеся в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и письменной речи.
Патогенез –механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.
Персеверации –циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.
Пренатальный период –относящийся к периоду перед рождением.
Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.
Пауза — остановка в течении речи.
Подвижность голоса — способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.
Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.
Паралингвистика — вокальные возможности голоса.
Просодика — мелодико-интонационная сторона речи.
Р
Распад речи –утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.
Рефлекс– в физиологии – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.
Растормаживание –прекращение состояния внутреннего торможения в коре больших полушарий головного мозга под влиянием посторонних раздражителей.
Растормаживание речи у детей –активизация развития речи у детей с задержкой речевого развития.
Растормаживание речи у взрослых –восстановление речевой функции у безречевых больных.
Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:
—звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;
-ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;
-тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;
-физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;
-фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.
Речевой такт — (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые обьединены смыслом.
Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.
-внешняя — речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной;
-внутренняя — речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.
Ритм речи — последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.
Риторика — теория и мастерство гармоничной речи.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба. Различают открытую, закрытую и смешаннуюринолалию.
Ринофония — изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.
Ротацизм –расстройство произношения звуков [Р], [Рь].
Сенсорный –чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.
С
Саморегуляция — процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками.
Сила голоса — зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.
Синтагматическое ударение — основное слово речевого такта.
Сигматизм –расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.
Синдром –закономерное сочетание признаков (симптомов), имеющих общий патогенез и характеризующих определенное болезненное состояние.
Симультанный –одновременный.
Соматический –термин, применяемый для обозначения разного рода явлений в организме, связанных с телом, в противоположность психике.
Сопряженная речь –совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.
Судороги –непроизвольные сокращения мышц, возникающие при эпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях. Судороги характерны для состояния возбуждения подкорковых образований, могут быть вызваны рефлекторно.
Клонические судороги характеризуются быстрой сменой сокращения и расслабления мышц. Тонические судороги характеризуются длительным сокращением мышц, что вызывает продолжительное вынужденное напряженное положение.
Сукцессивный –последовательный.
Т
Тахилалия –нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду), родственное по своей природе баттаризму. В отличие от последнего, тахилалия представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.
Тремор –ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.
Темп речи — скорость речи, может измеряться количеством слов в единицу времени.
Техника общения — способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения.
Техника речи — совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи.
У
Ударение — различают:1) грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-то слога в слове); 2) фразовое (передаётся подьёмом или снижением всего контура предложения); 3) синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей интенсивностью).
Уздечка — подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки.
Ф
Фонетико-фонематическое недоразвитие –нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонема — звук речи. В русском языке — 42 фонемы.
Фонематический анализ и синтез –умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
Фонематический слух –тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фониатрия –раздел медицины, изучающий проблемы зубов и патологии голосовых связок и гортани, приводящие к нарушениям голоса (дисфония), методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону. Нарушение голосообразования может возникать также вследствие определённых психологических расстройств. Решение некоторых проблем фониатрии тесно связаны с проблемами логопедии.
Фониатр –врач, специалист по проблемам голосовых связок и занимается их лечением, а так же профилактикой заболеваний.
Фонация — голосообразование.
Х
Хиттизм — недостаток произношения звука [ Х ].
Ц
Церебральный –мозговой, принадлежащий головному мозгу.
Ч
Чистота речи — чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.
Э
Экспрессивная речь –активное устное и письменное высказывание.
Экстирпация (гортани) –удаление.
Эмбол –циркулирующий в крови субстрат, не встречающийся в нормальных условиях и способный вызвать закупорку кровяного сосуда.
Эмбол речевой – одно из наиболее частотных до заболевания слово, часть слова или короткое словосочетание, многократно повторяемое больным при попытке говорить. Является одним из речевых симптомов моторной афазии.
Этиология –причина возникновения болезни или патологического состояния.
Экспрессия — (expressio-выразительность; латин.) сила проявления чувств, переживаний.
Эмпатия — сочувствие человеку.
Эфферентный кинетический праксис – это способность произносить серии звуков речи. Эфферентный артикуляционный праксис принципиально отличается от афферентного тем, что требует способности совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую. Эти переключения сложны по способу исполнения. Они предполагают овладение вставными фрагментами артикуляционных действий — коартикуляциями, которые представляют собой «связки» между отдельными артикуляционньши позами. Без коартикуляций слово произнести невозможно, даже если каждый звук, входящий в него, доступен для воспроизведения.
Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.
Я
Язык — важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.
Какие варианты и приемы использует наука
Методы, которые использует эта отрасль науки, позволяют осуществлять основную логопедическую практическую деятельность, подкрепленную теоретическими знаниями. Все методы логопедии, как показала практика, могут быть разделены на группы:
1. Методы организации процессов изучения речевых механизмов (сравнение, комплексное изучение, исследование в динамике).
2. Эмпирические (основанные на приобретенном опыте) методы. В частности, это наблюдение, эксперимент и изучение в психодинамике. Также к ним относится метод биографический, основанный на сборе, систематизации и анализе данных, и праксиметрические примеры по рассмотрению деятельности речи.
3. Методы, связанные с анализом и обработкой посредством ЭВМ данных, полученных в ходе применения количественного и качественного методов.
4. Методы интерпретации, изучающие пути применения теории на практике в отношении изучаемых явлений.
Консультация «Понятие о логопедии»
Людмила Минеева
Консультация «Понятие о логопедии»
Термины и понятия логопедии
Логопедия — наука, изучающая людей с речевыми нарушениями, разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.
Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию)
; включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи; в этой системе различают периферический и центральный отделы. В состав периферического отдела речевого аппарата входят органы голосообразования, дыхания, артикуляции, а также относящиеся к ним чувствительные центры. Центральный отдел речевого аппарата находится в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо–физиологическими дефектами речевого аппарата.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.Различают: моторная афазия (утрата способности произвольной речи без нарушения артикуляции)
; сенсорная афазия
(утрата способности понимания речи)
.
Нарушение голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Истерический мутизм – это внезапная и полная потеря голоса при невозможности реализации даже шепотной речи.
Афония – отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи.
Голосовые складки смыкаются не полностью.
Дисфония – частичное расстройство,нарушение голоса проявляющиеся в расстройствах основных акустических характеристик: высоты, силы и тембра.
Фонастения (слабый голос)
– нарушения голоса выражающееся в быстрой утомляемости, прерывании, осечках. Неприятные субъективные ощущения. Является профессиональным заболеванием.
Патологическая мутация – нарушение акустической характеристики голоса.
Нарушение резонанса появляется в виде гипо (аденоиды, полипы, искривление носовой перегородки)
и гиперназальности
(ринолалия)
.
Нарушения высоты голоса монотонный, тремолирующий, немодулированный, низкий, фальцет.
Нарушения тембра голоса хриплый, грубый, гортанно-резкий, глухой, металлический, диплофония, «квакающий»
, писклявый, назалированный.
Нарушения силы голоса афония, слабый, иссякающий, слишком громкий.
Темп речи — это одно из выразительных средств устной речи,которое зависит от 2-х параметров: от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых звуков и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.
Брадилалия – это патологически замедленный темп речи.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Баттаризм (парафазия)
– это неправильное формирование фразы в следствии нарушения речевого внимания, темпа речи.
Полтерн (спотыкание)
– это патологически ускоренная речь, прерывистость темпа несудорожного характера
(запинки, спотыкание, необоснованные паузы)
.
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики)
и смысловой стороны
(лексики, грамматики)
речи.
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислексия — это частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения (пропуски букв, слогов, слов и замены перестановки их, пропуски предлогов, союзов, замещение слов одного другим, пропуски строчек).