Цель: Знакомство со звуком и буквой «Ж».
Задачи:
- Закреплять умение определять первый звук в словах.
- Упражнять в звукобуквенном анализе слов ЖУК, ЖАБА;
- Развивать мышление, воображение, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук;
- Воспитывать умение выслушивать товарищей, уважать их мнение.
Оборудование: карточка-буква «Ж», счетные палочки, игрушки (мяч, жук, жаба), «сухой бассейн» с гласными буквами, мольберт с предметными картинками (банан, апельсин, груша, журавль, ромашка, одуванчик, жираф,
жук, цапля, аист, ласточка), ребусы, раздаточный материал (схемы, буква Ж), цветные карандаши.
Ход занятия.
Ι. Организационный момент. Дети стоят полукругом. Логопед: — Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Превращения». Я превращу вас во что-то или в кого-то, а вы постарайтесь изобразить это жестами, мимикой или движениями (жук, жаба, жадина). Кого называют «жадиной»? Как «жадина» скажет про картинки, расположенные на мольберте?
(мой) банан, (мой) апельсин, (моя) груша, (мой) журавль.
(моя) ромашка, (мой) одуванчик, (мой) жираф.
(мой) жук, (моя) цапля, (мой) аист, (моя) ласточка.
Игра «Назови лишнее». Логопед: — На ряды картинок посмотрите, лишнюю картинку в них назовите: (журавль, жираф, жук). Подумайте и скажите, чем похожи названия картинок? (в названии картинок слышится звук «Ж» в начале слова).
ΙΙ. Основная часть.
1. Игровое упражнение «Как жужжит жук?»
Логопед: — Кто так жужжит: ж-ж-ж-ж? (показ игрушки жук). Пожужжите как жуки. (Уточнение произношения звука «Ж»).
— Дайте характеристику звуку «Ж» (согласный, твердый, звонкий). Есть у него мягкий братец? (нет).
2. Игра «Первый звук пропал» (с мячом).
Логопед: — Жук хочет поиграть с вами в игру. Постарайтесь угадать слова, из которых исчез первый звук «Ж» (*ара, *ало, *ук, *аба, *адина, *аворонок). Кому мяч бросаю, тот и отвечает.
ΙΙΙ. Динамическая пауза. Логопед проговаривает скороговорку «Жук»:
Жук упал, и встать не может,
Ждет он — кто ему поможет.
Кинезиологическое упражнение «Перекрестные движения».
Затем предлагает детям изобразить жуков, которые лежат на спине, лапками вверх и выполняют ими перекрестные движения (попеременное соприкосновение колена правой ноги с локтем левой руки и колена левой ноги с локтем правой руки).
ΙV. Знакомство с буквой.
1. Логопед: — Жук хочет познакомить вас с его любимой буквой. (Появление буквы «Ж»).
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук: ж-ж-ж-ж. –
— Из скольких элементов состоит буква?
2. Выкладывание буквы счетных палочек.
3. Игра «Дружба». — К букве «Ж» любят ходить в гости гласные буквы, которые спрятались в «сухом бассейне» (из фасоли). Вы гласные буквы найдите и с буквой «Ж» подружите. Что получилось, скажите? (жа, жо, жу, же, жё, жи)
4. Логопед: — У жука есть подружка. Кто она? Отгадайте, прочитав буквы в порядке убывания букв: от большой буквы к маленькой. (жаба).
5. Логопед: — Они приготовили для вас ребусы.
Первый ребус «Найди слово в слове». (В слове ЖАВОРОНОК: жар, ворон).
Второй ребус «Соедини правильно». Детям предлагается работа с раздаточным материалом:
Логопед: — Назовите звуки по порядку в названиях картинок (жук, жаба). Подберите подходящую звуковую схему и соедините ее линией с картинкой. Раскрасьте звуковую схему слов цветными карандашами (согласно звуковой характеристике).
V. Рефлексия «Заштрихуй букву».
Логопед: — С какой буквой мы познакомились? (Ж). Друзья буквы «Ж» дарят вам ее. Заштрихуйте ее прямыми горизонтальными линиями.
Прощание с жабой и жуком.
Конспект урока обучения грамоте по теме «Знакомство с буквой Ж»
Урок обучения грамоте с использованием ИКТ «Звук [ж]. Буквы Ж, ж»
Разделы:
Начальная школа
Цель
познакомить с новым согласным звуком и буквами.
Задачи:
- дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;
- способствовать развитию внимания, фонематического слуха;
- способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым.
Оборудование:
- карточки: “согласные”, “гласные”;
- предметные картинки – солнышки для рефлексии,
- карточка с буквами Ж, ж;
- портрет жука для домашнего задания,
- карточки со скороговорками.
Техника:
- компьютер,
- медиапроектор,
- экран,
- колонки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
— Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
— Чтобы сегодня у вас всё получилось, нужно приготовить свой организм. Сделаем массаж головы: разотрём ладошки и тёплыми пальчиками помассируем голову. Вымоем руки, стряхнём. Снова разотрём ладошки и погладим ушки, чтобы внимательно слушали. Помассируем край ушей. Отогнём верхний край и отпустим. Опять вымоем руки и стряхнём. Подышим: вдохнём и на выдохе скажем отрывисто “и-и-и-и…”.
— Какое у вас настроение?
2. Введение в тему урока
(презентация 1)
— Ребята вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать.
Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку (СЛАЙД №3)
— Он живёт в лесу дремучем, Сам он круглый и колючий. Угадайте, это кто же? Ну конечно, это (Ёжик).
— Узнать его нам просто, Узнать его легко: Высокого он роста И видит далек (жираф).
-Длинноногий, длинношеий Длинноклювый, телом серый, По болотам ходит-бродит, Там лягушек ищет, ловит (журавль)
— Как можно назвать всех одним словом?
-Произнесите все слова. Чем все слова похожи? ([ж])
-А это кто? (СЛАЙД№4)
3. Постановка учебной задачи
— Как вы думаете, почему во всех словах есть один и тот же звук?
— Как бы вы назвали наш урок?
— Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?
4. Характеристика звука [ж].
— Как узнать какой звук? (СЛАЙД №5)Составление плана.
РАБОТА В ПАРАХ:
— Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж] (артикуляция)
— Что нужно сделать, чтобы сказать этот звук?
— Какой это звук? (согласный)
— Что ещё нужно знать про звук? (слушаем в наушниках)
— Как произносится звук? (звонко)
— Послушаем, как произносится звук в словах. Игра “Поймай звук”.
ПРАВИЛА: Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте. Будьте внимательны.
- Пиджак, рубашка, майка
- Шарф, жилет, шапка
- Шорты, бриджи, штаны
- Брюки, носки, джинсы
— Где услышали звук, как он произносится? Как можно назвать одним словом?
Расскажите, что узнали про звук [ж]?
— Про звук мы узнали, можно познакомится и с буквой, с помощью которой он записывается. (СЛАЙД №6).
Почему же нет буквы? Я думаю, что жуку будет приятно послушать стишок, а мы немного отдохнём.
Физминутка.
На лужайке, по ромашкам Жук летал в цветной рубашке: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо на ветру качаюсь, Низко, низко наклоняюсь.
5. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.
— Вот и буква Ж. На что похожа буква? (СЛАЙД №6)
Эта буква широка и похожа на жука. И при этом точно жук издаёт жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак)
— У нас в комнате тоже есть буквы Ж. Найдите их (дети расходятся по классу, ищут
буквы, заранее спрятанные учителем в разных местах; можно спрятать и буквы Х, К).
— Жук на ромашке оставил нам слоги. Прочитаем их. (СЛАЙД №7)
— Жук нам показал только одну букву. Но у буквы Ж есть пара (показ карточки Ж, ж)
Когда слова начинаются с большой буквы Ж?
Проверим ваши знания. Поиграем в игру “Большая -маленькая”.
ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.
—Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.
6. Закрепление.
— Ребята, жук нас с буквой познакомил, слоги показал, а как называется жук, мы и узнали. Хотите узнать? Об этом можно прочитать в скороговорке (СЛАЙД №8).
— В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.
Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада. (Буклет садоводу-огороднику ,приложение 1)
7. Итог урока
— Как назывался наш урок? Почему?
8. Рефлексия
-Продолжите предложения (СЛАЙД №9)
— Подарите жуку солнышко: если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке и всё у вас получилось, подарите солнышко того цвета, в названии которого есть звук [ж]. Рисунок 1.
А если не совсем довольны своими ответами, солнышко того цвета, в названии которого нет звука [ж].
9. Домашнее задание
— На память вам жук дарит свой портрет. К сожалению цветной бумаги не было, поэтому портрет черно-белый. Если вы захотите, закрасьте те части, в которых есть буква Ж. Если не ошибётесь, у вас получится цветной портрет жука и вы увидите какой разной может быть буква Ж.
рисунок 2.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цель: Знакомство со звуком и буквой «Ж».
Задачи:
- Закреплять умение определять первый звук в словах.
- Упражнять в звукобуквенном анализе слов ЖУК, ЖАБА;
- Развивать мышление, воображение, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук;
- Воспитывать умение выслушивать товарищей, уважать их мнение.
Оборудование: карточка-буква «Ж», счетные палочки, игрушки (мяч, жук, жаба), «сухой бассейн» с гласными буквами, мольберт с предметными картинками (банан, апельсин, груша, журавль, ромашка, одуванчик, жираф,
жук, цапля, аист, ласточка), ребусы, раздаточный материал (схемы, буква Ж), цветные карандаши.
Ход занятия.
Ι. Организационный момент. Дети стоят полукругом. Логопед: — Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Превращения». Я превращу вас во что-то или в кого-то, а вы постарайтесь изобразить это жестами, мимикой или движениями (жук, жаба, жадина). Кого называют «жадиной»? Как «жадина» скажет про картинки, расположенные на мольберте?
(мой) банан, (мой) апельсин, (моя) груша, (мой) журавль.
(моя) ромашка, (мой) одуванчик, (мой) жираф.
(мой) жук, (моя) цапля, (мой) аист, (моя) ласточка.
Игра «Назови лишнее». Логопед: — На ряды картинок посмотрите, лишнюю картинку в них назовите: (журавль, жираф, жук). Подумайте и скажите, чем похожи названия картинок? (в названии картинок слышится звук «Ж» в начале слова).
ΙΙ. Основная часть.
1. Игровое упражнение «Как жужжит жук?»
Логопед: — Кто так жужжит: ж-ж-ж-ж? (показ игрушки жук). Пожужжите как жуки. (Уточнение произношения звука «Ж»).
— Дайте характеристику звуку «Ж» (согласный, твердый, звонкий). Есть у него мягкий братец? (нет).
2. Игра «Первый звук пропал» (с мячом).
Логопед: — Жук хочет поиграть с вами в игру. Постарайтесь угадать слова, из которых исчез первый звук «Ж» (*ара, *ало, *ук, *аба, *адина, *аворонок). Кому мяч бросаю, тот и отвечает.
ΙΙΙ. Динамическая пауза. Логопед проговаривает скороговорку «Жук»:
Жук упал, и встать не может,
Ждет он — кто ему поможет.
Кинезиологическое упражнение «Перекрестные движения».
Затем предлагает детям изобразить жуков, которые лежат на спине, лапками вверх и выполняют ими перекрестные движения (попеременное соприкосновение колена правой ноги с локтем левой руки и колена левой ноги с локтем правой руки).
ΙV. Знакомство с буквой.
1. Логопед: — Жук хочет познакомить вас с его любимой буквой. (Появление буквы «Ж»).
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук: ж-ж-ж-ж. –
— Из скольких элементов состоит буква?
2. Выкладывание буквы счетных палочек.
3. Игра «Дружба». — К букве «Ж» любят ходить в гости гласные буквы, которые спрятались в «сухом бассейне» (из фасоли). Вы гласные буквы найдите и с буквой «Ж» подружите. Что получилось, скажите? (жа, жо, жу, же, жё, жи)
4. Логопед: — У жука есть подружка. Кто она? Отгадайте, прочитав буквы в порядке убывания букв: от большой буквы к маленькой. (жаба).
5. Логопед: — Они приготовили для вас ребусы.
Первый ребус «Найди слово в слове». (В слове ЖАВОРОНОК: жар, ворон).
Второй ребус «Соедини правильно». Детям предлагается работа с раздаточным материалом:
Логопед: — Назовите звуки по порядку в названиях картинок (жук, жаба). Подберите подходящую звуковую схему и соедините ее линией с картинкой. Раскрасьте звуковую схему слов цветными карандашами (согласно звуковой характеристике).
V. Рефлексия «Заштрихуй букву».
Логопед: — С какой буквой мы познакомились? (Ж). Друзья буквы «Ж» дарят вам ее. Заштрихуйте ее прямыми горизонтальными линиями.
Прощание с жабой и жуком.
Следующая > |