Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква — это то, что мы пишем и видим, а звук — это то, что мы слышим и произносим.
Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них — это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши» пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у».
Классификация звуков в русском языке
Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами.
Ключевых гласных звуков, которые находятся под ударением, существует всего шесть:
- А;
- У;
- О;
- Э;
- Ы;
- И.
Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:
- способу образования;
- месту;
- по степени участия шума и голоса.
Если говорить о соотношении шума и голоса при образовании согласных, то классификация выглядит таким образом:
- сонорные и их мягкие пары (р, м, л) и «й» без пары;
- шумные (звонкие и глухие);
- шипящие (щ, ч, ш и ж).
При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ — только мягкими.
Занятия по постановке звука «ш»
Без игры в обучении малыша не обойтись. Сначала нужно проверить внимательность и чёткость восприятия. Произносите в произвольном порядке слова с буквой «ш» и без неё. Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда он слышит слова, в которых есть звук «ш».
Обязательно похвалите малыша за его успехи.
Попросите ребёнка изобразить при помощи руки шипящую змею, которая должна дойти по нарисованному лабиринту к цели.
Вспомните вместе где ещё можно слышать шипящие звуки – шуршание опавшей листвы под ногами, шипение кошки, шорох испуганной мышки, шелест листьев на ветру.
Для закрепления звука используйте сначала слоги и слова, а затем скороговорки, детские стихи и чистоговорки. Большую помощь в автоматизации произношения окажут картинки, изображающие предметы, в названии которых есть буква «ш».
Начинать обучение правильному произношению звука «ш» нужно с артикуляционных упражнений. Затем при помощи игр и занятий можно закрепить достигнутый результат.
Особенности шипящих звуков
Шипящие при произношении имеют свои особенности. Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.
Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с [gj], [‘zj] и другими звуками.
Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь», например:
- мужь;
- нессши;
- часъ;
- уюти и пр.
Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».
В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:
- тревожь;
- шить;
- жир;
- рожь и т. д.
Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».
Проверка правильности произношения
Проверить правильность произношения звуков ребенком, родители могут самостоятельно. Для этого существуют разные тесты. Можно использовать ту же методику, при помощи которой логопеды оценивают речь малыша на первом приеме: попросить выговаривать слова или слоги, содержащие шипящие звуки (например, шум, школа, пришел, шмель).
Для правильного произношения Ш язык должен быть похож на ковшик, располагаться в центре ротовой полости, не выпирать вперед. Важно, чтобы кончик был направлен кверху.
Проверка должна проводиться поэтапно:
- первый этап – общая проверка. Нужно попросить ребенка произнести пару легких предложений, в которых будут слова с буквой (например, «зимой следует носить шарф», «кошка поймала мышку»). Далее требуется перейти к произношению отдельных слов (опушка, шапка, хорошо, каша);
- второй этап – проверка звука Ш изолированно. Уделяется внимание слогам. Необходимо попросить малыша произнести «ОШ», «ША», «ОШО», «УШУ». Это позволит выяснить, насколько хорошо ребенку дается произношение звука. Бывает, что при такой проверке обнаруживаются проблемы с гласными звуками. Поэтому рекомендуется разнообразить слоги;
- третий этап – проверка в отдельных слогах с глухими и звонкими согласными.
Для проверки произношения разных звуков существуют специальные карточки с яркими картинками. Они продаются в детских магазинах. Благодаря таким карточкам тест можно будет провести в виде приятной игры.
Примерные задания по теме шипящих согласных
Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:
- он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
- научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
- развивать у них письменную речь и связную устную;
- использовать при обучении новые информационные технологии.
После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).
Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.
Далее предлагается работа с учебником следующего характера:
- детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
- выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
- предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
- предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.
Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями. Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:
- какие предметы изображены на рисунках;
- какие названия содержат шипящие звуки;
- какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие — мягкими.
Интересные стихи для детей про букву «Ш»
Буква Ш совсем простая, Как забор стоит, прямая, Но Шипит, Шумит, ШурШит, Шепеляво говорит, Будто выпало два зуба, Как её учить я буду?
Автор: Аношина В.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква Ш шары купила — Полетать на них решила.
Автор: Красникова И.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква Ш — мыШаткам Мама свяжет Шапки И соШьет треуШки, Чтоб не мерзли уШки.
Автор: Зеленая К.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква Ш — Шипящая, Иногда — Шуршащая, Часто — Шелестящая, Изредка — Шкварчащая.
Автор: Иванов С.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Рассмотри внимательно, Поразмысли не спеша, И отыщешь обязательно Шесть вещей на букву Ш!
Автор: Шибаев А.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Я спроШу у малыШа: «Что у нас на букву Ш?» Он ответит: «Знаю, папа — Школа, Шарики и Шляпа».
Автор: Манфиш А.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Не будите малыШа, — Шепчет тихо буква Ш, — Не ШурШите в доме, МыШки, — Не тревожьте сон малыШки.
Не Шумите, Ветры, в чаще — Отдыхают дети наШи. Утром, Солнце, не спеШи — Сказки смотрят малыШи, Ш-Ш-Ш…
Автор: Гарг Т.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
До чего же хороШа И полезна Буква Ш! Без неё ты даже каШей Не накормиШь малыШа.
Не поедеШь, не пойдёШь, Не поеШь и не попьёШь, На гармоШке не сыграеШь И частуШки не споёШь.
Не сумееШь Шапку сШить, ПоспеШить и рассмеШить! Что ж, давайте не спеШа, Мы напиШем Букву Ш!
Автор: Манжос Н.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шутит с нами шалунишка Шимпанзе по кличке Тишка. Шарфик с вешалки стянул, Шапку уронил под стул.
Автор: Пунько Н.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква Ша шипит шипелкой, Шелестит Ша шелестелкой, Шебаршит в чулане мышью, Кошкой шмыгает по крыше.
Автор: Мельник Н.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шьёт больШущщим острым Шилом, Шубки теплые ШинШилла. Шьёт ШинШилла от дуШи, Шибко Шубки хороШи.
Автор: Смайлз Д.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шалунишка белый миШка Шапку снял и снял ШтаниШки, Шарфик тёплый развязал — Школу дважды прогулял.
Автор: Лаврова Т.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шёлк прядёт всем Шелкопряд, Из Шелков шмель Шьёт наряд. Шелкопряд Шелка прядёт, Шелковичну нить снуёт.
Автор: Маршалова Т.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шмель Штанишки замарал, Шмель Штанишки постирал. А пока Штаны сушились — В Шалаше он сладко спал.
Автор: Целищев С.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шу-шу-шу — шуршала мышь, Шу-шу-шу — шумел камыш, Дятел шустрый, шалунишка, Шелушил шестую шишку.
Что за шорох? Слышат уши, Кто-то дышит глуше, глуше, Кто-то машет выше, выше, Кто-то шепчет: «Тише, тише».
Автор: Дергунова Т.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Змея шипит,шипит,шипит, Полгода учит алфавит, Устала бедная уже, А знает только букву — Ш-Ш-Ше.
Автор: Чудинова Н.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
ШЛЯПА ШАПКЕ говорит: — У тебя кошмарный вид! Посмотри — мои поля — ШИРОКИ, словно земля. ШЕПЧЕТ ШАПКА ей в ответ:
Хороша ты! Спору нет, ШАЛЬ, в комоде что лежит, Всё ж красой тебя затмит. Тут мышь из ШКАФА мчится с визгом: — Я дырку в ШАЛИ той прогрызла!
Автор: Терешкова Г.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шорох слышен еле-еле, камыши шептали елям: «Настоящий шум пороши ненавязчивый, хороший!»
Автор: Долгих Е.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
ШиШка упала на миШку, МиШка подумал: «ГлупыШка!» А ШиШка подумала: — МиШка! Нельзя обижаться на ШиШку!
Автор: Шушарина С.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шубу новую шиншилла Для дочурки-крошки шила, А сынишке-шалунишке Лишь заштопала штанишки.
Автор: Уханова И.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
МыШь лазит в Шкаф исподтиШка. В Шкафу меШок и два горШка. В горШках пШеница и пшено, В меШке лапша. В Шкафу темно.
Автор: Плохих И.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шили мыши шубку Саше, Также Мише, Ксюше, Маше. Сшили на шестые сутки Малышам четыре шубки.
Автор: Полякова Л.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
ШурШали, Шумели уШастые Шапки, СтаруШки закутались в Шали и Шляпки, Шипела Шубейка: потиШ-Ш-е, потиШ-Ш-е, Ведь Шуберта вальс исполняют на крыШе! И Шмыгали мыШки, и щурились коШки,
А выШе кружили Шутливые моШки. И Штопал Шарпей* Шерстяные носки, И в клеточку Шорты поШил от тоски, Зашпилил Шипом Шелковистую Шторку, И съел Шоколад, Шаурму и касторку.
Автор: Цветикова О.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шубку, Шапку, Шарф, ШтаниШки Баба Шура сШила миШке, Чтобы миШка не замерз, В стужу в Шапку прятал нос.
Автор: Лебедева Н.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Мыши шили кошке Машке Шарф широкий шерстяной. Кошке Дашке три рубашки, Шесть штанишек с бахромой.
Шили в приданное шали, Складывая в сундуке, Чтобы кошки не мешали шкодить им на чердаке.
Автор: Птица С.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шу-шу-шу — шуршала мышь, Шу-шу-шу — шумел камыш, Дятел шустрый, шалунишка, Шелушил шестую шишку.
Что за шорох? Слышат уши, Кто-то дышит глуше, глуше, Кто-то машет выше, выше, Кто-то шепчет: «Тише, тише».
Автор: Дергунова Т.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шторм сегодня бушевал? Или, может, страшный шквал, Налетев на шхуну в море, Шлюпки с палубы сорвал?
Нет, Совсем, ни шторм, ни шквал! Просто шкипер, Взяв штурвал, Самолично шхуну к пирсу Час назад пришвартовал!
Автор: Шандра И.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Как бесстраШный наШ малыШ В тиШине услыШал мыШь. МыШь ШурШала — он поШёл, Шесть мыШат в Шкафу наШёл.
Автор: Воробьева Е.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Школьник, школьник, ты — силач: Шар земной несешь, как мяч.
Автор: Самуил Маршак
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шапки и шарфики очень нужны. Шапки и шарфики очень важны, Чтоб не отмерзли ушки У шаловливой девчушки.
Автор: Горюнова И.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шарик — маленький щенок, Красный шар поймать не смог.
Автор: Дитковская И.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шоколад
Шоколад простой на вид Каждого разоблачит. Признавайся, будь же смел, Видит каждый, ЧТО ты ел.
Автор: Слуцкая Л.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Школьник, школьник, ты силач: шар земной несёшь, как мяч. Мышонок и Мышь Мышонку шепчет мышь: — Ты что шуршишь, не спишь! Мышонок шепчет мыши: — Шуршать я буду тише.
Автор: А. Капралова.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Лягушки
У речушки, вдоль опушки, мимо вспаханных полей шли ленивые лягушки в гости к бабушке своей.
Автор: И. Демьянов.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шишки у Мишки
Бросил палку кверху Мишка. — Падай в шапку с ёлки, шишка! Шишка — хлоп по голове. Стало шишек сразу две.
Автор: Е. Петрищева.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шарфик
Шёл я лесом и боялся… Чей-то шарфик мне попался. Сразу лес нестрашным стал. — Эй, кто шарфик потерял?!
Автор: Г. Виеру.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Кошкин вагон
Кошка, кот и шесть котят ехать в Кошкино хотят. Сели кошки у окошек. Восемь окон — восемь кошек.
Просят у проводника восемь плошек молока. Проводник Гав-гав смущён. Вход собакам запрещён!
Автор: А. Строило.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Мышь как мышь Мышь как мышь, Сама с вершок! Влезла мышка на мешок.
Позвала к себе мышат. Пусть крупою пошуршат! Пошуршать бы пошуршали! Только кошки помешали…
Автор: Г. Лагздынь.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шорох, шептанье, шумок под окном, шлёпанье лёгкое… Кто это — гном? Шшш! Там за шторами, возле окна шустрым мышонком шуршит тишина.
Автор: В. Лунин.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Я лишний. Окапывали вишни. Сергей сказал: — Я лишний. Пять деревьев, пять ребят.
Я напрасно вышел в сад. А как поспели вишни, бежит Серёжа в сад. — Ну нет, теперь ты лишний! — Ребята говорят.
Автор: А. Барто.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
У нас в квартире. На лестнице нашей ребятишек не счесть: Катя, Миша и Саша, и Машенька есть. Два Пети живут на втором этаже. Там жил ещё третий, но вырос уже.
И в нашей квартире ребята растут. Кроватки четыре — их четверо тут. Четыре пальтишка и восемь галош… Дружней ребятишек нигде не найдёшь!
Автор: З. Александрова.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Про большого малыша.
Не шумит в реке камыш, Не шуршит под полом мышь. В этот час такая тишь! Только слышно:
— Спи, малыш. У большого шалаша Слон качает малыша, А мамаша не спеша
Шубку шьёт для малыша. На широком мшистом пне шьёт и порет при луне… Будет шубка хороша
у большого малыша! Я про шубку напишу, но сперва слонов спрошу: «Сколько меха закупили на шубейку малышу?!»
Автор: И. Демьянов.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Бабушка
У бабушки нашей хватает забот: для Тани с Наташей вяжет и шьёт. — Читает им книжки, поёт перед сном, гулять ребятишек ведёт вечерком.
Автор: 3. Александрова.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пекарь
Я песок мешаю с глиной, как муку. На горячем камне к ужину пеку:
крендель для матрёшки, клоуну — лепёшки, пряники для мишки, заиньке — коврижки.
Автор: Г. Ладонщиков.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пугливые камыши
Я сижу и слушаю, не дыша, шорохи шуршащего камыша. Камышинки шепчутся: — Ши, ши, ши!
Что вы тихо шепчете, камыши? Разве так шушукаться хорошо? А в ответ шуршание: — Шо, шо, шо!
Я хожу по берегу и кричу: — С вами я шушукатьcя не хочу! Я спою над речкою и спляшу! Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша! Камышинки шепчутся: — Ша, ша, ша! Словно просят шёпотом:
— Не пляши! До чего пугливые камыши!
Автор: В. Орлов.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
— Воробей, чего ты ждёшь? Крошек хлебных не клюёшь? — Я давно заметил крошки, Да боюсь сердитой кошки.
Автор: А. Тараскин.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки — будто луговые. Ромашки, ромашки — прямо как живые.
Автор: М. Пляцковский.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шалунишка наш Павлушка! Потрошит малыш подушку! И рубашка, и штанишки – Всё в пушинках у малышки!
Автор: И. Лопухина.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шапка, варежки и шуба, Пряжка, ремешок, штаны… Так укутан – даже губы Из-под шарфа не видны!
Автор: И. Лопухина.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шмель продаёт шары воздушные. Шары такие непослушные! Шары шуршат и в небо рвутся, А шелковинки-нитки рвутся.
Автор: Г. Сапгир.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шмель шнырял, шуршал в шалфее, Шмель ужасный шум затеял, Столько дел он натворил – Даже шершня разбудил.
Автор: А. Пудваль.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш И дождь шуршит И мышь, шурша, В нору спешит.
А там тихонечко шуршат Шесть шустрых маленьких мышат. Но все вокруг возмущены: — Как расшумелись шалуны!
Автор: А. Усачёв.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шмель и шершень шумно жили, На машинке швейной шили Шубки, шапочки, штаны Небывалой ширины.
Автор: В. Кожевников.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шипела Шубейка: потиШ-Ш-е, потиШ-Ш-е, Ведь Шуберта вальс исполняют на крыШе! И Шмыгали мыШки, и щурились коШки, А выШе кружили Шутливые моШки.
И Штопал Шарпей* Шерстяные носки, И в клеточку Шорты поШил от тоски, Зашпилил Шипом Шелковистую Шторку, И съел Шоколад, Шаурму и касторку.
Автор: М. Придоров
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
«Ш» – такая шалунишка, На забор похожа слишком, Укрепили только вот, Тот забор наоборот.
Автор: Ирис Ревю
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква «Ша» совсем простая, Как забор стоит, прямая, Но Шипит, Шумит, ШурШит, Шепеляво говорит, Будто выпало два зуба, Как её учить я буду?
Автор: Вера Антошина
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
ШАШЛЫК люблю и ШОКОЛАД, чем больше их – тем больше рад. Жаль, что их вместе есть нельзя… Иль всё ж попробовать, друзья?
Автор: Вера Антошина
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шершень – родственник осе, А осу же знают все, Шершень лишь осы крупнее, Да и жалит он больнее.
Гнезда шершня – как бумага, Им дождей опасна влага, Потому он прячет их В дуплах теплых и сухих.
Автор: Михаил Метелев
Работа со скороговорками
Скороговорки — это отличная разминка для детей, которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.
Предложите ученикам прочитать вслух хором несколько скороговорок подряд. Причем первый раз это нужно делать медленно, а затем постепенно увеличивать темп произнесения.
Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.
Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.
О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.
Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.
Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?
Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.
Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:
- замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
- замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
- замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
- шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
- вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
- вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.
Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.
Типичная ошибка: Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.
Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки. Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.
Варианты неправильного произношения звука «Ш»
В идеале звук «Ш» должен произноситься четко и довольно звонко (несмотря на то, что это глухой согласный). Дети дошкольного возраста могут по-разному изменять этот звук в своей речи. Логопеды выделяют следующие возможные отклонения:
- Межзубное произношение. Если малыш слишком сильно выдвигает язык вперед, в речи слышится шепелявость (звук «Ш» звучит как «Ф»).
- Носовое произношение («Ш» превращается в «Х») возникает, когда корень языка поднимается к твердому нёбу и воздух проходит через получившуюся между ними щель.
- Свистящее произношение (замена «Ш» на «С»).
- Мягкое произношение («Ш’» вместо «Ш») происходит из-за того, что язык прижимается к нижним передним зубам.
- Если язык упирается в верхние резцы, возникает звук «Т».
- Воздушный поток может проходить между щекой и коренными зубами, в результате чего слышно хлопок или хлюпанье. Ребенок точно произносит звук «Ш» неверно, если в этот момент его щеки раздуваются.
Иногда малыши могут довольно чисто произносить звук «Ш» при неправильном положении органов артикуляции. Поэтому необходимо проследить, каким именно способом ребенок извлекает звук.
Свистящие звуки: с чего начать постановку
Обычно постановка звуков начинается с фонемы С. Первый этап подготовительный. Ребёнку нужно показать картинку со звуком. Можно нарисовать эту фонему, слепить, смастерить из подручных материалов. Объяснить, как язык располагается во время произношения С (кончик упирается в нижние зубы). Желательно не говорить, что вы учите именно звук С, лучше называть фонему, например, «холодный ветер». Дальше проводится артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков (упражнения Л.А. Комаровой)
- «Улыбка»
– растянуть губы в улыбке и удерживать в таком положении. Зубы не видны. - «Заборчик»
– улыбнуться, чтобы были видны зубы. Зафиксировать положение губ на несколько секунд. - «Птенчик»
– широко открыть рот. Язык лежит во рту спокойно. - «Наказать непослушный язычок» – приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и произносить «пя-пя-пя…».
- «Лопатка»
— расслабленный язык положить на нижнюю губу. Заносить «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык. - «Трубочка»
– высунуть язык и постараться загнуть его края вверх, чтобы получилась «трубочка». Подуть в «трубочку». - «Варенье»
– медленно облизать языком верхнюю губу, потом нижнюю по кругу. - «Чистим зубы»
– кончиком языка «чистим» нижние зубы с внутренней стороны (слева направо, сверху вниз). Следим, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. - «Часики»
– открыть рот, уголки растянуты. Кончик языка перемещается вправо – влево. - «Змейка»
– узким языком пытаться «укусить» ладонь, подставленную перед ртом. Язык выдвигается вперёд и убирается обратно. Важно не касаться губ и зубов. - «Конфета»
– губы сомкнуты. Язык упирается по очереди то в левую щёку изнутри, то в правую. - «Футбол»
– на столе соорудить ворота из кубиков, положить ватный шарик перед ребёнком. Широкий язык лежит на нижней губе. Со звуком Ф подуть на язык, стараясь сдвинуть ватный шарик. Следить, чтобы щёки не надувались.
Обязательно выполнять упражнения на развитие воздушной струи. Самые простые: выдувать мыльные пузыри, задувать свечку, дуть на бумажный кораблик, сдувать ватку со стола.
Способы постановки звука С
Хорошо поставленный звук С позволяет быстро исправить произношение З и Ц, а также шипящих фонем. Чтобы получить С, нужно упереться кончиком языка в нижние зубы, губы растянуть в улыбке и подуть. Если приблизить ладонь тыльной стороной ко рту, то чувствуется холодный поток воздуха («холодный ветер»).
Первый способ постановки звука – по подражанию. Перед зеркалом предложить ребёнку улыбнуться, показать зубы («заборчик») и подуть на «заборчик». Язычок лежит внизу. Также можно представить, что вы качаете насосом колёса машины. Изображайте вместе с ребёнком будто качаете шины и произносите «с-с-с».
Если по подражанию не удаётся поставить звук, то пробуем механический способ. Тут поможет палочка для роллов, ватная палочка или палец ребёнка (естественно, заранее нужно помыть руки). Просим малыша открыть рот. Обратите внимание на язык: иногда спинка выгнута вверх. Аккуратно придавите язычок палочкой или пальцем малыша, чтобы получился желобок, через который должен проходить воздух. Малыш прикрывает рот, при этом сохраняет губы в улыбке, старается дуть. Получается «с-с-с». Какое-то время ребёнок может придавливать язык пальцем, пока не научится удерживать правильную артикуляционную позу.
Автоматизация С
После закрепления отдельного звука С, начинается этап автоматизации фонемы в речи ребёнка. Для всех звуков автоматизация идёт по одной схеме:
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке. С нами уже более 30 000 подписчиков!
- в прямых слогах (са, со, су);
- в интервокальной позиции (аса, осо, усу);
- в обратных слогах (ас, ос, ус);
- со стечением согласных (ста, сто, сту);
- в словах (звук в начале слова, в середине и в конце: сад, оса, пас);
- в предложениях (Соня катается на санках);
- в стихах и чистоговорках (Са-са-са – вот летит оса);
- в спонтанной речи (пересказ текста, описание картинки).
При успешной постановке С, получить звук З несложно: нужно «подключить» связки. Предложите ребёнку «позвенеть» как комарик. Поднимите указательный палец вверх, делайте вращательные движения и издавайте звон «з-з-з». Важно показать малышу отличие С и З. Прислоните ладонь ребёнка к своему горлу и произнесите «с-с-с» – горло спокойное. А теперь скажите «з-з-з» – горло дрожит. Пусть ребёнок проделает то же самое на себе.
Для звука Ц нужны две фонемы Т и С. Для начала просим малыша говорить «т-с, т-с, т-с» и постепенно наращивать скорость произнесения, пока не получится Ц.
Каждый поставленный звук отрабатывается по схеме, описанной выше. После учим ребёнка произносить мягкие фонемы (С’, З’). Когда свистящие закрепились в речи малыша, приступаем к постановке шипящих.
Как проверить произношение ребенка?
Часто бывает так, что первыми на проблемы со звукопроизношением у малыша указывают воспитатели, педагоги или люди, которые впервые слышат, как кроха разговаривает. Родителям иногда сложно заметить особенности речи их ребенка, так как в результате постоянного общения, мы привыкаем к тому, как говорит малыш. Заметить трудности в произношении звука «Ш» в домашних условиях можно двумя способами:
- Наблюдение. Этот вариант диагностики требует довольно продолжительного времени и усиленного внимания со стороны взрослых.
- Упражнения. С помощью различных заданий (с постепенным усложнением уровня сложности), Вы сможете проверить, как ребенок произносит звук «Ш».
- Змейка. Попросите кроху озвучить, как шипит змея («ш-ш-ш-ш-ш»).
- «Повтори слоги». Начните с сочетаний двух букв («ша», «ши», «шу», «иш», «ош» и так далее), затем используйте сочетания из трех букв («у-шу», «а-ша», «э-шэ», «о-шо» и другие). Самыми сложными являются сочетания с согласными (например, «кши», «шка», «шки», «сши», «пши»).
Произносите все звуки четко и с выраженной артикуляцией. Дети часто перенимают от взрослых неправильное произношение, поэтому родителям необходимо пристально следить за чистотой собственной речи.
- «Назови слово». Для этого упражнения необходимо заранее подготовить карточки с изображением известных крохе предметов, в названии которых есть нужный Вам звук. Примеры слов: шея, шапка, мышка, машина, ландыш, шишка, шуба, калоши, кошка, шуршит, шершавый, шар и так далее.
- Словосочетания и предложения со звуками «Ш». Это самый высокий уровень сложности, так как, чтобы правильно произнести предложения, нужна хорошая артикуляция. Примеры: «кошка бежит за мышкой», «шла Саша по шоссе», «шершавая шишка», «Мама сшила мне штанишки», «Даша надела теплый шарф», «Миша шлепает по лужам».
Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:
Упражнения для развития речевого аппарата
При правильном произношении звука «ш» язык должен занимать во рту определённое положение. Он широко распластан, а кончик поднят к твёрдому небу, и образует с ним щель за верхними зубами. Боковые края языка прижимаются к верхним резцам.
Как научить ребёнка говорить букву «ш» дома — делать с ним гимнастику для язычка
Если малыш не может правильно выговаривать звук, нужна артикуляционная гимнастика. Для домашних занятий используют специальные упражнения, которые тренируют речевой аппарат. Ребёнок должен выполнять их перед зеркалом, чтобы видеть как у него получается повторять то, что показывает мама:
- «заборчик» – малыш должен сомкнуть зубы и показать маме, какой у него получился «заборчик»;
- «трубочка» – ребёнок вытягивает губы вперёд трубочкой, затем быстро чередует упражнение «трубочка» и «заборчик»;
- «ленивый язычок» – язык нужно высунуть изо рта и положить на нижнюю губу, полностью при этом расслабив;
- «ковшик» – расслабленный язычок подгибаем вверх и заводим за верхние зубы, дуем на него, при этом получается звук «ш».