Задание 3. Виды продуктов.
Игра «Продовольственный магазин».
а) Логопед объясняет ребенку, что существуют разные виды продуктов в зависимости от того, из чего они приготовлены: рыбные , мясные , молочные, растительные и др.
— Что делают из молока? (Из молока делают масло). Что дает курица? Расскажи по картинкам.
Ребенок рассматривает картинки и называет вид продуктов по образцу (Масло, молоко, сыр, творог — это молочные продукты питания, так как они сделаны из молока).
— Назови мясные, рыбные, молочные, растительные продукты питания.
— Какие хлеболулочные, кондитерские изделия ты знаешь?
Можно совершить ознакомительную экскурсию в продуктовый магазин.
б) Логопед предлагает ребенку, как бы пробивая чек в кассе, назвать продукт и отдел, в котором этот продукт продается (Дайте мне, пожалуйста, батон белого хлеба из хлебного отдела).
лексическая тема Продукты питания
Тема: «Продукты питания»
Цели:
расширить представления детей о продуктах питания и их значении, для здоровья человека;
учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе;
практическое усвоение категории творительного падежа;
учить дошкольников грамматически правильно строить предложения из 4-5 слов; развивать умения самостоятельно задавать вопросы, участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого этикета;
развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.
Оборудование:
картинки с изображением продуктов питания (суп, щи, каша, котлеты, чай, кофе, масло, молоко, сыр, сметана, творог, хлеб, печенье, колбаса, сосиски, торт, вафли, пирожные, конфеты), картинка с изображением повара и пекаря, панно, указка, мяч.
Ход занятия
1.Оргмомент
Сядет тот, кто назовёт то, что мы едим? (Хлеб, сосиски, масло, колбаса и т. д.)
2. Постановка учебной цели
Д/и «Покажи и назови»
Покажите и назовите предмет.
Назовите, одним словом все эти предметы? (Продукты питания).
Сегодня мы поговорим о продуктах питания.
3. «Вопрос-ответ»
Назовите профессию человека, который готовит еду (пищу)? (Повар, пекарь)
Что может приготовить повар? (Щи, кашу, котлеты, суп)
Что может испечь пекарь? (Хлеб, пирожные, печенье, вафли, торт).
Кто готовит дома? (Мама, бабушка, папа…)
4. Знакомство с видами продуктов питания
(молочными, мясными и хлебо-булочными изделиями)
Из чего пекут хлеб, батоны, бублики…? (Макароны, пироги, печенье и т.д.)
Продуктыиз муки называются – мучные продукты питания.
Отгадайте загадку: «Жидкое, а не вода, белое, а не снег» (Молоко)
Давайте назовем продукты из молока (Из молока делают творог, сметану, масло, кефир).
Продукты из молока называются – молочные продукты питания.
Из чего делают колбасу, сосиски, котлеты? (Из мяса)
Продукты из мяса называются – мясные продукты питания.
5.Пальчиковая гимнастика
а)Отхлопывание ритма ладонями по столу.
б) Чередование положения руки: кулак-ладонь-ребро.
в) Воспроизводить различные положения руки: колечко-цепь-щепоть.
6
.
Д/и «Назови ласково»
(с мячом)
Каша, котлета, сосиска, вафля, конфета, молоко, хлеб.
7. Динамическая пауза
Проводится игра с речевым сопровождением «Маша и медведь».
Дети
(
идут по кругу на внешней стороне стопы, имитируя походку медведя).
Сяду на пенёк, съем пирожок.
Машенька
(грозит пальчиком).
Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
Игра повторяется 2-3 раза. Роль Машеньки исполняют разные дети.
8. Д/и «Скажи какой, какая, какие, какое?»
Задание 1. Формирование обобщающего понятия «продукты питания».
Логопед беседует с ребенком о том, что такое продукты (Продукты — это то, что человек употребляет в пищу).
Предлагает ему раскрасить только продукты и назвать лишние предметы (нож, ложка).
Ребенок отвечает на вопрос, почему раскрашенные предметы называются продуктами (молоко, мясо — это продукты, потому что из них готовится еда).
— Что у хозяйки? Раскрась только продукты питания. Назови предметы по образцу. Какие предметы лишние?
— Почему эти предметы называются продуктами?
Задание 2. Производство продуктов питания.
а) Логопед рассказывает ребенку, что людям разных профессий нужно много потрудиться, прежде чем продукты питания попадут на стол.
Он последовательно разбирает каждую кортинку и объясняет ребенку процесс производства хлеба (Трактор вспахал поле. Поле засеяли семенами пшеницы и т.д.). При этом упоминаются профессии: хлебороб, тракторист, камбайнер, пекарь и т.д.
— Как появился хлеб? Расскажи по картинкам.
В заключение логопед объясняет ребенку, что хлеб надо беречь.
б) Логопед объясняет ребенку, что можно приготовить из пшеницы.
— Какие продукты питания производят из пшеничной муки? Расскажи по картинкам.
— Что еще делают из пшеницы?
Ребенок, глядя на картинки, составляет предложения по образцу (Из пшеницы делают белый хлеб, торт, пирожнки, крендели).