Пальчиковые и жестовые игры
Зачем развивать мелкую моторику, и каким образом она связана с развитием речи? Дело в том, что формирование речи зависит от слаженной работы обоих полушарий головного мозга. Мозговые центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому развитие мелкой моторики стимулирует и развитие речевых навыков.
Если нет анатомических дефектов в строении речевого аппарата, малыш к 2-2,5 годам должен уметь соединять два или три слова для выражения своей мысли или желания.
Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Это очень увлекательная игра с ребенком, который уже хорошо понимает речь взрослых. То есть, имеет достаточный пассивный словарь и развитое слуховое внимание. Например, родитель рассказывает о каком-то животном, а малыш должен озвучить это животное:
- Родитель: «На лугу пасутся коровы».
- Ребенок: «Мууу, мууу».
- Родитель: «В гости к нам зашел щенок».
- Ребенок: «Гав-гав».
Сначала малыш просто повторяет за мамой, а потом будет самостоятельно произносить нужные звуки. Можно купить книжку «Стихи-болтушки», где собраны стихотворения, побуждающие детей к имитации звуков мира и разговорчивости.
Чтение книг
Цель развивающих детских игр — побуждать детей произносить звуки и слова, и совместное чтение книг хорошо в этом помогает. Книжки покупайте с яркими картинками, чтобы они привлекали и заинтересовывали ребенка. Показывайте на рисунок и спрашивайте: «Кто это?». В начале вам придется самим отвечать на свой вопрос, но со временем ребенок начнет называть изображенных в книжке зверей или предметы.
Список книг для детей 1-2 года:
- С. Маршак «Стихи и сказки для самых маленьких»;
- А. Барто «Игрушки»;
- Е. Карганова «И громко, и на ушко»;
- Сборник стихотворения и сказок;
- Большая книга сказок и стихов для самых маленьких.
Список развивающих книг для детей 1-2 года:
- Моя первая книга;
- Первый учебник малыша;
- другие подобные.
В этих детских книжках есть картинки с изображением деталей одежды, посуды и других бытовых предметов. Ребенок учится узнавать и называть предметы, действия
Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка
Современные психологи поддерживают раннее развитие детей буквально с пеленок. Одной из систем раннего развития является методика Домана. Мнения о ней противоречивые, но у каждого свой взгляд на этот процесс. Например, некоторые родители считают, что нужно показывать ребенку настоящие предметы, а не изображенные на картинке. Но современные исследования убедительно доказали, что развитие детей невозможно без развития мозга. А мозг не видит разницы между виртуальным и реальным. Поэтому изображенный на картинке предмет он воспринимает так же, как и настоящий.
Подход к методике Домана должен быть разумным и творческим одновременно. Не нужно показывать детям все карточки подряд: выбирайте те, которые согласуются с его сегодняшним состоянием и пониманием. Например, познакомив малыша с каким-либо изображением на карточке, закрепите эту информацию реальным предметом — дайте потрогать стол или др. Это обусловлено тем, что невостребованная информация забывается очень быстро. Если вы показали на карточке кенгуру, приведите малыша в зоопарк. Пусть он увидит кенгуру настоящих размеров, познакомится с животным ближе. Ваша цель — закрепить пройденный материал.
На заметку! Прежде чем изучать с детьми какую-нибудь тему, убедитесь, что они готовы к восприятию данной информации.
Поэтому нужно показывать малышам на карточках именно те предметы, которые он может увидеть дома или на улице, в магазине или в больнице. То же самое относится к животным и птицам, цветам и деревьям. Можно сто раз показывать малышу пальму, но она для него так и останется чем-то непонятным: в нашей стране пальмы можно увидеть только на черноморском побережье. А вот банан для малыша реален: его можно купить в магазине.
Речевая игра с малышами 10. Какие бывают кастрюли.
Идея речевой игры – Анастасия Ш.
Рассмотрите разные кастрюли – большие и маленькие, настоящие и игрушечные. Какие они?
Используйте разные характеристики кастрюль при чтении стихотворения. Например, если нарисовать на игрушечной кастрюле хитрые подмигивающие глаза и улыбающийся ротик – то это кастрюля – хитрюля. Может быть кастрюля – малышка (самая маленькая кастрюлька в Вашем доме). И когда Вы играете с ней, то меняете слова так: «Кастрюля – малышка нам кашку сварила…». Может быть добрая кастрюля – как ее назвать? Кастрюля – добрюля! Малыш может сам выбирать, какая кастрюля будет ему варить кашку и называть ее характеристики.
Читая стихотворение во время игры, можно заменить и блюдо — кашу можно заменить на супчик, компотик, гречку, омлетик. («Большая кастрюля омлетик сварила», «Малышка – кастрюля пюре нам сварила» и так далее по конкретной ситуации, в которой сейчас находится малыш).
Ну и конечно же накрываем кастрюльку во время «варки» платочком.
Дыхательная гимнастика
Эти упражнения с ребенком можно начинать делать в возрасте 1,5 годика (плюс-минус пару месяцев).
Громко-тихо. Нужно имитировать какое-нибудь животное, например, медведя или кота. Большой медведь/кот произносит звуки громко, а маленький медвежонок/котенок — тихо. Животных можно менять, чтобы ребенку было интересно участвовать в этой игре.
Фея. Если ребенок знаком со сказками и понимает, кто такие волшебники, можно с ним поиграть в магию. Попросите его взмахнуть «волшебной палочкой» (любой карандаш) и произносить звуки «ма, мо, му, мы», имитирующие магическое заклинание.
Колесо и насос. Мальчишки любят эту игру, особенно если уже понимают немного в машинах. Сначала нужно изобразить колесо руками (сцепить пальцы обеих рук и крутить ими). Затем изобразить, что шина сдулась (медленно положить руки на плечи — правую на левое, левую на правое) и произносить звук «шшшшш».
После этого нужно попросить малыша накачать колесо. Имитируем соответствующие движения (как будто держим насос в руках) и сопровождаем свои действия звуком «ссссссс». Если папа или мама водят машину, ребенок хорошо знаком с этими манипуляциями. Если малыш не имеет представления о колесах и насосе, упражнение не выполняем.
Дровосек — развивающее упражнение для мальчиков. Имитируем рубку дров. Произносим звук «ух», когда воображаемый топор опускается на полено.
Речевая игра с малышами 10. Угадай на ощупь, на вкус, по запаху
Игра придумана Ириной Н. для своего малыша.
Знакомим малыша с предметами (овощами, фруктами). Вам заранее до игры нужно будет приготовить для малыша несколько натуральный овощей и фруктов (хорошенько вымойте их). И эти же овощи и фрукты в нарезанном на кусочки виде.
Как играть в эту речевую игру:
Кастрюля-хитрюля. Нам каши сварила. Из чего? (задумчиво) (радостно) Из морковки сочной! Где морковка? Малыш среди 2-3 объектов ищет морковку, находит ее и подает маме. Даем ему попробовать кусочек морковки на вкус, на запах.
Кастрюля-хитрюля. Нам каши сварила. Из чего? (с хитринкой) (удивленно) Из петрушки душистой? Где петрушка? Ах, как пахнет! (Малыш находит среди подготовленных к игре предметов и подает петрушку, и мама нюхает и дает понюхать малышу)
Из чего же еще? (смотреть удивленно на малыша, пусть подскажет) Из чего ты хочешь кашку (супчик..), из грибочка или яблочка? (ласково) Из грибов или яблок? (серьезно) Например, ребенок хочет добавить в кастрюльку яблоки.
Давай сварим компот из яблок.
Кастрюля – хитрюля.
Нам компот сварила.
Из чего? Из яблок! Где у нас яблоко? Найди яблоко (ребенок находит среди предметов яблоко) Вот яблоко! Оно большое или маленькое? Зеленое как огурчик или желтое как цыпленок?