Как развивать речь малыша: игры, скороговорки, пособия, активная гимнастика


Как развивать речь ребенка

Мы про­дол­жаем раз­го­вор о раз­ви­тии речи ребенка, нача­тый в пер­вой части ста­тьи, посвя­щен­ной этой проблеме.

Дви­же­ния орга­низма и орга­нов, участ­ву­ю­щих в вос­про­из­ве­де­нии речи, имеют еди­ные меха­низмы, поэтому раз­ви­тие мел­кой мото­рики рук напря­мую вли­яет на раз­ви­тие речи. Именно по этой при­чине паль­чи­ко­вая гим­на­стика для раз­ви­тия речи малы­шей должна занять проч­ное место в ваших заня­тиях с ребенком.

Тре­ни­ровка дви­же­ний паль­цев как бы под­го­то­вит плат­форму для даль­ней­шего раз­ви­тия речи. Начать тре­ни­ро­вать паль­чики ребенка вы можете уже в тече­ние пер­вых 5 месяцев.

А теперь давайте посмот­рим, как можно помо­гать сво­ему ребенку осва­и­вать род­ную речь, учить его пра­виль­ному про­из­но­ше­нию, постро­е­нию фраз и оформ­ле­нию мыслей.

Помните: заня­тия должны про­хо­дить в мак­си­мально лег­кой, весе­лой и игро­вой форме. Тогда они и при­не­сут реаль­ную пользу, и доста­вят насто­я­щее удо­воль­ствие вам обоим.

Ком­плекс мер по раз­ви­тию речи (для про­ве­де­ния в домаш­них условиях):

  • Раз­ви­тие мел­кой моторики
  • Рече­вая гимнастика
  • Лого­рит­мика

Мы не упо­ми­наем здесь такие направ­ле­ния работы по раз­ви­тию речи, как лого­пе­ди­че­ский мас­саж, спе­ци­аль­ные упраж­не­ния на отра­ботку раз­лич­ных зву­ков, на раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха и неко­то­рые дру­гие. Они явля­ются обла­стью при­ме­не­ния исклю­чи­тельно про­фес­си­о­наль­ных зна­ний и уме­ний. Здесь лучше дове­риться спе­ци­а­ли­сту, а не пытаться спра­виться с этой зада­чей самостоятельно.

Посо­бия для раз­ви­тия мел­кой моторики:

  • Мат­решки
  • Бар­хат­ная бумага
  • Пла­сти­лин
  • Моза­ика
  • Шну­ровки
  • Фасоль, горох
  • Ман­ная крупа
  • Соле­ное тесто
  • Счет­ные палочки
  • Раз­но­цвет­ные прищепки
  • Бусины
  • Тря­почки с при­ши­тыми пуговицами
  • Тра­фа­реты
  • Мас­саж­ный мячик
  • Дере­вян­ные конструкторы

Мел­кая моторика:

  • Пас­сив­ная гим­на­стика — мас­саж для раз­ви­тия мел­кой моторики.
  • Актив­ная гим­на­стика — игры для раз­ви­тия мел­кой мото­рики: стихи и потешки, паль­чи­ко­вые игры, паль­чи­ко­вый театр.

Как продолжить обучение ребенка

Что же происходит дальше? А дальше мы учим ребенка пользоваться тем, что он накопил, то есть правильно и складно выражать свои мысли — объяснять, доказывать, выстраивать логику повествования и сочинять. Это уже более сложный процесс, выходящий за рамки бытовой речи и имеющий отношение к словесному творчеству. Здесь берут свои истоки будущие сочинения.
Начнем данный этап с азов — умения составить небольшой рассказ о любом живом и неживом объекте или предмете. В будущем подобного рода информация пригодится вашему первокласснику для подготовки докладов: ведь очень часто именно неумение правильно распорядиться большим объемом информации приводит к тому, что ребенок затрудняется начать повествование, составить рассказ по картинке. Этот процесс сравним с вопросом из взрослой жизни: «Как дела?», когда можно долго и разнообразно говорить на предложенную тему, но большинство ограничивается ответом: «Нормально». Воспользуемся схемами — этими универсальными картами, которые являются четкими пошаговыми инструкциями и не дают сбиться с верного пути словотворчества, в тоже время, избавляя от повторов и запинок в речи.

Что же представляет собой схема рассказа? Кто → К какой группе относится → Описание → Где живет → Чем питается → Какую пользу приносит → Особенности

Например, вот какой рассказ о собаке можно составить по данной схеме:

«Собака — это домашнее животное. Внешний облик собаки зависит от породы. Таксы — маленькие, с длинным телом, вытянутой мордой и длинным хвостом. Лапы у них короткие. Эти собаки предназначены для охоты на лис в узких норах. Боксеры имеют приплюснутую морду, широкую грудь, крепкие лапы — это бойцовская порода. В деревнях собаки живут на улице в конуре. В городах собак держат в квартирах. Они питаются мясом, специальным кормом. Издавна собака была другом и незаменимым помощником человека. Она помогала ему сторожить дом, пасти овец, охотиться на волков, лис, птиц, спасала человека и на воде, и в горах. Есть специальные собаки-поводыри для слепых».

Подобная схема действует и для неживых предметов. Что → К какой группе относится → Части → Из чего сделан → Для чего нужен

После того, как ребенок научился составлять рассказы-описания, можно переходить к следующему этапу — обучению составления рассказов по серии картинок. Здесь важно умение выстроить логическую цепочку: разложить картинки в правильном порядке, ведь все наши действия в обычной жизни совершаются по неким схемам.

Важно донести до ребенка, что картинки и происходящие на них события — это не абстрактные истории, а то, что окружает малыша в повседневной жизни. Пусть ребенок отождествит себя с главным героем. Расскажет, что бы он почувствовал, сказал и сделал на месте персонажа. Пусть даст свое имя и имена своих друзей нарисованным детям.

Пусть малыш расскажет правила игры в прятки, салочки, что нужно сделать, чтобы почистить зубы, вскипятить воду в чайнике или спуститься на первый этаж.

Очень важно расширять кругозор ребенка, рассказывать обо всем, что его окружает — это в значительной степени поможет обогатить словарный запас вашего малыша и быстрее развить полноценную грамотную речь. Старайтесь бывать с вашим ребенком в разных местах, перепробовать как можно больше разных дел, поиграть в самые разные игры. Например, если малыш ни разу не был на рыбалке, он не сможет сочинить рассказ о веселых приключениях мальчишек-рыболовов на речке, так как здесь действуют свои законы, своя терминология.

Затем мы учим ребенка составлять рассказы по картинке. Подключим воображение и превратим одну картинку в серию из трех, мысленно представив начало, а потом и концовку нашего рассказа.

И последний этап — наиболее сложный — это умение составить рассказ-описание природы по картинке. На первый взгляд, здесь нет ни действия, ни героев, только один лес. Но, закрыв глаза и шагнув из реальности в самую чащу воображаемого леса, обнаруживаешь, что жизнь здесь бьет ключом. Чтобы не заблудиться в этой чаще, на помощь нам придет, опять же, схема-описание примет времен года.

День и Ночь → Погода → Растительный мир → Мир птиц, зверей, насекомых.

Вот пример рассказа об осени, составленного по данной схеме:

«Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. В начале осени стоят погожие дни. Это время называют „бабье лето“. Но потом небо хмурится, затягивается тучами и целыми днями моросит нудный дождик. Дует пронзительный холодный ветер. Деревья наряжаются в расписные одежки — желтые, красные, оранжевые, пурпурные. Дунет ветер — и посыплется с деревьев разноцветный дождь из листьев. Осень — пора листопада. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные готовятся впасть в спячку, нагуливают жирок, делают запасы еды на зиму. Белки, зайцы меняют свои летние шубки на зимние».

Пассивная гимнастика (массаж)

Лучше, если тех­нику мас­сажа вам пока­жет опыт­ный про­фес­си­о­нал, однако самые про­стые при­емы вы можете осво­ить сами.

Мас­саж выпол­ня­ется одной рукой, дру­гая при­дер­жи­вает мас­си­ру­е­мую кисть. Про­дол­жи­тель­ность сеанса — 3 – 5 минут; про­во­дится несколько раз в день.

Мас­саж вклю­чает в себя сле­ду­ю­щие типы движений:

  • Погла­жи­ва­ние — совер­ша­ется в раз­ных направлениях;
  • Рас­ти­ра­ние — отли­ча­ется от погла­жи­ва­ния боль­шей силой дав­ле­ния (рука не сколь­зит по коже, а сдви­гает ее);
  • Виб­ра­ция — нане­се­ние частых уда­ров кон­чи­ками полу­со­гну­тых пальцев;
  • Мас­саж с помо­щью спе­ци­аль­ного мячика — мячи­ком нужно совер­шать дви­же­ния по спи­рали от цен­тра ладони к кон­чи­кам паль­цев; прак­ти­че­ский совет: мячик нужно исполь­зо­вать твер­дый, то есть он не дол­жен легко дефор­ми­ро­ваться (тогда воз­дей­ствие будет максимальным);
  • Сги­ба­ние-раз­ги­ба­ние паль­цев — пальцы изна­чально сжаты в кулак, каж­дый по оче­реди раз­ги­ба­ется и мас­си­ру­ется со сто­роны ладони кру­го­выми дви­же­ни­ями от осно­ва­ния к кончику.

Активная гимнастика: игры для развития речи с помощью мелкой моторики

Посо­бия для игр:

  • Бабочки из цвет­ной бумаги
  • Листочки из цвет­ной бумаги
  • Вер­тушка
  • Ват­ные шарики
  • Бумаж­ный кораблик

Игры для детей от 2 месяцев:

  • Вот какие раз­ные. Ребенку вкла­ды­вают в руку раз­лич­ные по фак­туре и форме пред­меты. Малыш дол­жен схва­тить пред­мет и удер­жать его неко­то­рое время. Такое упраж­не­ние раз­ви­вает не только мото­рику, но и так­тиль­ные ощу­ще­ния. Хорошо, если вы будете при этом ком­мен­ти­ро­вать про­ис­хо­дя­щее: «Этот шарик глад­кий», «Этот ежик колю­чий» и т. д.

Игры для детей от 9 месяцев

  • Сбор­ные мат­решки. Сна­чала нужно соби­рать одну куколку, затем посте­пенно услож­нять игру; после 2 лет это должна быть уже трой­ная матрешка.
  • Пира­мидки. Для начала нужно исполь­зо­вать клас­си­че­скую пира­мидку, раз­мер колец кото­рой умень­ша­ется к вершине.
  • Обведи по кон­туру. Нужно сде­лать кар­точки с изоб­ра­же­ни­ями извест­ных малышу пред­ме­тов, напри­мер домика, дерева, машинки, и обкле­ить их кон­туры бар­хат­ной бума­гой. Суть игры: взрос­лый ведет паль­чик малыша по кон­туру и назы­вает пред­мет. Потом кон­тур обкле­и­вают буси­нами или горо­ши­нами и повто­ряют игру.
  • Чашки-ложки. Ребе­нок пере­сы­пает лож­кой сахар или ман­ную крупу из одной чашки в дру­гую. Можно также пере­кла­ды­вать рукой фасоль, горох или орехи.
  • Лепка из пла­сти­лина. Начи­нать надо с цилин­дра, а со вре­ме­нем услож­нять зада­ния: шарик, мор­ковка, змейка.

Во время про­ве­де­ния игр не забы­вайте ком­мен­ти­ро­вать свои дей­ствия и объ­яс­няйте ребенку все, что вы делаете.

Игры для детей от 1 года:

  • Силь­ные ладо­шки. Ребе­нок сжи­мает рези­но­вые игрушки. Самое луч­шее — рези­но­вый ежик: иголки воз­дей­ствуют как массажер.
  • Моза­ика. Сна­чала нужно выкла­ды­вать про­стые фигуры: дорожки, цве­точки, квад­ра­тики, — а затем пере­хо­дить к более слож­ным: домики, машинки, елочки.
  • Кон­струк­тор. Вели­чина дета­лей и слож­ность кон­струк­ции зави­сят от воз­раста малыша: начи­нать нужно с самых круп­ных дета­лей и с самых про­стых кон­струк­ций, напри­мер с постро­е­ния башенки.
  • Бусины. Вели­чина бусин также зави­сит от воз­раста ребенка. Сна­чала вме­сто бусин можно исполь­зо­вать шарики от пира­ми­док с круг­лыми дета­лями и нани­зы­вать их на тол­стый шну­рок; затем раз­мер дета­лей нужно посте­пенно умень­шать, пере­ходя к насто­я­щим буси­нам. Для упраж­не­ния исполь­зу­ются уже нани­зан­ные бусы сред­ней вели­чины. Цель — научить ребенка выкла­ды­вать из бус кон­туры пред­ме­тов. Напри­мер, можно выло­жить круг, квад­рат, сер­дечко, спи­раль и т. д.
  • Шну­ровки. Так как шну­ровки бывают раз­ными по содер­жа­нию, имеет смысл обыг­рать про­цесс шну­ро­ва­ния — напри­мер, попро­сить ребенка сшить пла­тье для мамы (шну­ровка-пуго­вица) или зашну­ро­вать обувь (шну­ровка-боти­нок).
  • Вол­шеб­ный под­нос. На под­нос тон­ким слоем насы­пают манку и про­во­дят паль­чи­ком ребенка по крупе. Затем малышу пока­зы­вают, как рисо­вать раз­лич­ные фигуры. В воз­расте 2 – 3 лет можно рисо­вать цифры и буквы.
  • Раз­но­цвет­ные при­щепки. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка само­сто­я­тельно при­щеп­лять при­щепки, а чтобы игра была инте­рес­ной, можно делать это по тема­ти­че­скому прин­ципу: лучики — к солнцу, иголки — к ежику, дож­дик — к тучке, травку — к земле. Конечно, для этого вам сна­чала пред­стоит сде­лать заго­товки. Это довольно слож­ное зада­ние для ребенка. Не пытай­тесь добиться резуль­тата сразу. Для начала возь­мите руки крохи в свои и выпол­ните упраж­не­ние вме­сте с ним.
  • Золушка. Нужно сме­шать белую и крас­ную фасоль и попро­сить ребенка разо­брать ее по цвету.
  • Забав­ные кар­тинки. По листу кар­тона рав­но­мерно рас­пре­де­лите пла­сти­лин и пока­жите ребенку, как с помо­щью горо­шин выкла­ды­вать рисунки.
  • Счет­ные палочки. Пока­жите малышу, как с помо­щью счет­ных пало­чек выкла­ды­вать раз­лич­ные фигурки. Жела­тельно, чтобы счет­ные палочки были не глад­кие, а реб­ри­стые: это слу­жит допол­ни­тель­ным мас­са­жем для пальчиков.
  • Малень­кий скуль­птор. Лепка из теста (рецепт теста: 1 ста­кан муки, 1/2 ста­кана соли, немного воды). Пре­иму­ще­ство теста перед пла­сти­ли­ном в дан­ном слу­чае заклю­ча­ется в том, что поделки впо­след­ствии можно исполь­зо­вать в каче­стве игрушек.
  • Застегни пуговку. Вам пона­до­бятся два кусочка плот­ной ткани. На один из них нашейте три пуго­вицы раз­ного диа­метра, во вто­ром про­режьте соот­вет­ству­ю­щие по раз­меру петли. Сна­чала пока­жите малышу, как надо засте­ги­вать пуговки, ком­мен­ти­руя свои дей­ствия: «Боль­шую пуго­вицу мы встав­ляем в боль­шую петельку, сред­нюю пуговку — в сред­нюю, а малень­кую — в малень­кую». Затем возь­мите руки ребенка в свои и повто­рите упраж­не­ние. После этого можно пред­ло­жить малышу само­сто­я­тельно попро­бо­вать застег­нуть пуго­вицы. Не наста­и­вайте, если кроха не захо­чет или у него не будет полу­чаться. Это очень слож­ное упраж­не­ние, и для его успеш­ного выпол­не­ния тре­бу­ется тренировка.
  • Тра­фа­реты. Начи­нать реко­мен­ду­ется с тра­фа­ре­тов для внут­рен­ней обводки (ребенку легче обво­дить внутри, чем сна­ружи) и с самых про­стых форм (круг или квад­рат). Прак­ти­че­ский совет: вы можете при­об­ре­сти гото­вые тра­фа­реты, но лучше изго­то­вить их самим. Дело в том, что боль­шин­ство стан­дарт­ных тра­фа­ре­тов имеет малень­кую тол­щину, и ребенку неудобно их обво­дить, так как каран­даш все время соскаль­зы­вает. Поэтому тра­фа­реты должны быть доста­точно объ­ем­ными. Хоро­ший выход — выре­зать их из куска лино­ле­ума или обув­ной коробки.

Сборник игр и упражнений для развития речи детей дошкольного возраста

Содержание

1. Информационная справка

2. Рецензия на методическое пособие «Играем и развиваем речь»

3. Введение

4. Развитие речи младших дошкольников

5. Развитие речи дошкольников среднего возраста

6. Развитие речи старших дошкольников

7. Значение дидактических игр для развития речи детей

8. Значение сюжетно-ролевой игры для развития речи детей

9. Заключение

10. Список литературы

11. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

12 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни

13. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

14. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Сюжетно-ролевые игры

15. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Конспекты занятий

Введение

Речь человека — это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Детский сад — это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры. В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В связи с этим вопросы развития речи очень актуальны.Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе. Речь детей развивается стремительными темпами, и в норме уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно общаться.

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением. Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей, способствующее постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на учебную. В работе с детьми дошкольного возраста используются различные игры для развития связной речи.

Дидактические игры способствуют развитию связной речи, всех свойств ума, стимулированию познавательной активности и формированию учебно-познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей.

Дидактические игры, развивая связную речь дошкольников, способствуют формированию словарного запаса детей, активизируют детскую поисковую активность в форме грамматики, воспитывают у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.

Игре принадлежит огромная роль в физическом, умственном, нравственном и эстетическом воспитании детей. Ещё известный педагог В.А. Сухомлинский говорил:«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра осуществляет познавательное развитие детей, способствует расширению и углублению представлений об окружающем, совершенствует внимание, память и мышление.

Сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности детей. У детей к пяти годам сформированы такие способы построения сюжетно-ролевой игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Что же происходит с игрой в старшем возрасте? В старшем возрасте расширяется тематика для игр, увеличивается количество играющих детей, дети умеют договариваться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Возникают устойчивые (групповые) игровые группировки.

В сюжетно-ролевой игре:

1. Совершенствуется диалогическая речь.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге бывает труднее, чем строить монологические высказывания. Участие в диалоге требует слаженных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность.

2. Возникает потребность в связной монологической речи.

Новые потребности общения с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем речи, в результате чего речь становится связной.

Сюжетно-ролевая игра является той самой речевой ситуацией, где происходит целенаправленное обучение диалогической речи. Она направлена на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Развитие речи младших дошкольников

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами, он переходит к речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится речь. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактом с окружающим миром людей, вещей и природы.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

Ведь развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.

Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “апиед“ вместо велосипед), неправильное ударение и пр. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Необходимо обращать внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учить детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Ведущая линия развития речи детей младшего возраста – это воспитание звуковой культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование грамматического строя речи.

Игры и упражнения, направленные на: — Звукоподражание —

«Чей это голос?», «Кто как говорит».
— Нахождение предмета, ориентируясь на его признаки и действия —
«Угадай игрушку», «Про кого я говорю».
— Выделение и обозначение признаков предмета —
«Скажи какой», «Исправь ошибку», «Кто больше увидит и назовёт».
— Соотношение предметов с разными характеристиками —
«Сравни кукол», «Кто лучше похвалит».
— Ознакомление с противоположностями —
«Куклы рисуют и гуляют», «Куклы: веселая и грустная».
— Закрепление представления об обобщающих словах —
«Назови одним словом».
— Подбор глаголов —
«Кто, что умеет делать?», «Закончи предложение», «Добавь слово».
— Придумывание окончания рассказа —
«Расскажи про Олю и зайчика», «Козлята и зайчик».

Развитие речи дошкольников среднего возраста

В возрасте 4–5 лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово «растение» включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. Но такое обобщение по-прежнему строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым, словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует.Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентаций: Обучающие — формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность; Развивающие — развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии. Дидактические игры для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становиться чище, отчётливей. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер. Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Ведущая линия развития речи детей данного возраста – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук», «слово».

Игры и упражнения, направленные на: — Развитие слухового восприятия, интонационной выразительности речи —

«Найди первый звук», «Как слово звучит», «Громко-шепотом», «Как говорит Таня?».
— Обогащение словарного запаса (подбор синонимов, однокоренных слов, многозначных слов) —
«Кто больше слов скажет», «Кого можно гладить», «Шишка», «Как сказать по-другому», «Какие бывают иголки».
— Формирование грамматического строя речи —
«Кто это ползёт», «Кто заблудился?».
— Развитие связной речи (составление сказки, совместного рассказа, творческого рассказа) —
«Приключения Маши в лесу», «Расскажем про белочку», «В гостях у лесника».

Развитие речи старших дошкольников

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка.Всё чище становиться произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счёт названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Всё чаще в речи ребёнка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные, например не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк – это дикие звери, а корова, лошадь, кошка – домашние животные. Дети используют в своей речи отвлечённые существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь. Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок ещё далёк от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) – существительные (вход-выход),прилагательные (хороший -плохой), наречия (быстро-медленно), глаголы(говорит-молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь?- Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный) наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? — быстро, хорошо, медленно, чётко, тихо, громко и т.д.), близкие по смыслу слова-синонимы(ходить-идти, шагать, топать, вышагивать и др.).

В дошкольном детстве, естественно, для ребенка не заканчивается процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно, передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни. Основная особенность развития речи у детей в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок переходит к сознательному овладению речью.

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют, что такое звук, слово, предложение.

Игры и упражнения, направленные на: — Уточнение представления о звуковой, слоговой и смысловой стороне слова —

«Что такое звук, слово, предложение?», «Едем, летим, плывём», «Найди слова», «Картина- корзина».
— Обогащение словарного запаса (подбор синонимов, антонимов, сходных по звучанию слов) —
«Что вы видите вокруг?», «Скажи какое», «Найди точное слово», «Это правда или нет?», «Назови одним словом», «Высокий — низкий».
— Формирование грамматического строя речи —
«Кто у кого», «Один-много».
— Развитие связной речи —
«Составь описание», «Придумай рассказ», «Скажи точнее».

Значение дидактических игр для развития речи детей

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка.

Имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.

Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»

А.С. Макаренко

Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности − одно из важнейших средств гармоничного формирования и воспитания детской личности.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры развивают речь детей:

— пополняется и активизируется словарь;

— формируется правильное звукопроизношение;

— развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

В основу всех видов игр по развитию речи должно быть положено два требования: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

Виды дидактических игр:

Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития речи детей

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в формировании личности ребёнка, в его психическом развитии. Сюжетно-ролевая игра — это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются по собственной инициативе, берут на себя роли, сами определяют сюжет игры, распределяют игровой материал, выполняют те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание они берут из окружающей жизни. Отражают в игре дети те моменты, которые привлекли особый интерес, внимание. Конечно же, все это возможно лишь при условии, что дети уже в достаточной мере с помощью педагога овладели игровой деятельностью.

Развивающее значение игры очень огромно и многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, формируются взаимоотношения между детьми, происходит становление самооценки и самосознания, развивается мышление, речь, воля, чувства, способность к моделированию.

Игра обогащает детей знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Она позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.

Именно игра дает детям возможность научиться тому, как надо учиться… Игра является подготовительным этапом развития ребенка, переходным моментом для включения его в учебу. Играя с детьми, организуя и направляя их игры, мы помогаем раскрыться их природным способностям. Создавая новые и все более сложные игровые ситуации, мы продвигаем развитие детей вперед.

Сюжетно — ролевая игра — обучающая игра, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение дошкольников в различных речевых ситуациях. Сюжетно — ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Современный мир не стоит на месте, появляются все новые и новые профессии. Окружающий мир ребенка разнообразен и интересен малышу. Поэтому необходимо уделять больше времени игре с малышом, а не занятиям, которые он успешно освоит в школе, если его научить играть. Играть необходимо с интересом и получением необходимой информации для дошкольника. Сам ребенок не научится правильно играть, говорить: всему этому должны научить мы, взрослые. Ведь для этого необходимо порой правильно, четко произнести слово, задать несложный вопрос и помочь построить ответ. Тогда у наших детей будет хорошо развита диалогическая речь, умственные способности, любовь, забота к ближнему.

Сюжетно — ролевая игра — ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Ролевая игра — активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими детьми осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.

«Дом — Семья», «Детский сад», «Школа», «Библиотека», «Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница», «Ветеринарная лечебница», «Аптека», «Магазин», «Швейное ателье», «Фотоателье», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Строительство», «Зоопарк», «Цирк», «В кафе», и другие.

Заключение

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Основная педагогическая задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для овладения детьми дошкольного возраста продуктивной речевой деятельностью. Как развивать речевое общение ребенка? Это учить его разговаривать. Говорить — это, значит, владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательными к ним. Дошкольный возраст — возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки речевых привычек и способностей.

Особенно отчетливо связь речевого и умственного развития проявляется при формировании связной речи, которую отличают содержательность, логичность, последовательность. Чтобы связно рассказать о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, опираться на существенные свойства этого объекта, устанавливать различные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо подбирать адекватные для выражения той или иной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.

Дидактическая игра, как форма обучения детей, содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, в ходе игровой деятельности у детей происходит обогащение и активизация словаря.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. В каждой игре заложен потенциал развития словарной деятельности. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Таким образом, дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

Эффективность постоянного применения дидактических игр при развитии речи детей дошкольного возраста очень высока. Теория и практика использования дидактической игры в учебно-воспитательном процессе является одной из самых актуальных тем современной педагогики дошкольного воспитания.

Применение дидактических игр на этапе развития речи не только обосновано, но и необходимо с целью всестороннего развития речи детей дошкольников, и, как следствие этого, рост качественных показателей развития речи детей дошкольного возраста.

Я рекомендую использование дидактических игр воспитателям для развития речи детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: 2009.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М: 2008.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. — М.: 2009.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: 2010.

5. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2009. №»9 .

6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. — М.: 2007.

7. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М.: 2008.

8. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М. : 2008.

9. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: 2012г.

Пальчиковый театр

Паль­чи­ко­вый театр — это увле­ка­тель­ная игра, которая:

  • Сти­му­ли­рует раз­ви­тие мел­кой моторики;
  • Зна­ко­мит ребенка с такими поня­ти­ями формы, цвета, размера;
  • Помо­гает раз­ви­вать про­стран­ствен­ное вос­при­я­тие (поня­тия «справа», «слева», «рядом», «друг за дру­гом» и т. д.);
  • Раз­ви­вает вооб­ра­же­ние, память, мыш­ле­ние и внимание;
  • Помо­гает раз­ви­вать сло­вар­ный запас и акти­ви­зи­рует рече­вые функции;
  • Фор­ми­рует твор­че­ские спо­соб­но­сти и арти­сти­че­ские умения;
  • Зна­ко­мит с эле­мен­тар­ными мате­ма­ти­че­скими понятиями.

Для детей в воз­расте 1 – 2 года (на при­мере сказки «Коло­бок»):

  • Сна­чала позна­комьте ребенка с пер­со­на­жами сказки. Пред­ло­жите малышу рас­смот­реть и потро­гать фигурки. Затем наденьте по оче­реди каж­дый пер­со­наж себе на палец и опи­шите его.
  • Позна­комьте ребенка с назва­нием каж­дого пальца на руке. Напри­мер, можно ска­зать так: «На ука­за­тель­ном пальце у меня сидит Колобок».
  • Затем разыг­райте перед малы­шом сказку. Наденьте пер­со­нажи себе на пальцы и скре­стите руки в замок. Начи­найте рас­ска­зы­вать сказку, под­ни­мая пальцы с дей­ству­ю­щими лицами по ходу дей­ствия. Напри­мер, сказку «Коло­бок» можно начать рас­ска­зы­вать сле­ду­ю­щим обра­зом. Под­ни­мите вверх палец с пер­со­на­жем «бабка». Ска­жите малышу о том, что сего­дня этот герой будет выпе­кать Колобка. Рит­мично посту­ки­вайте друг о друга осно­ва­ни­ями ладо­ней, не рас­цеп­ляя паль­цев. При этом гово­рите: «Бабушка тесто заме­ши­вает». По такому же прин­ципу обыг­райте появ­ле­ние каж­дого персонажа.

Для детей в воз­расте 2 – 4 лет (на при­мере сказки «Коло­бок»):

  • Поин­те­ре­суй­тесь у ребенка, пом­нит ли он сказку «Коло­бок». При необ­хо­ди­мо­сти напом­ните ему.
  • Затем попро­сите малыша выста­вить пер­со­на­жей на столе в порядке их появ­ле­ния в сказке. При этом попро­сите дать харак­те­ри­стику каж­дому из них по прин­ципу: «Бабка — ста­рая, доб­рая забот­ли­вая; Коло­бок — круг­лый румя­ный, озор­ной» и т. д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Напри­мер: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встре­тился ему на пути?»
  • Затем разыг­райте перед малень­ким зри­те­лем сказку с помо­щью паль­чи­ко­вого театра.
  • В конце попро­сите ребенка само­сто­я­тельно разыг­рать перед вами сказку, исполь­зуя паль­чи­ко­вый театр. При необ­хо­ди­мо­сти под­ска­зы­вайте ему.

И напоследок — общение с ребенком

В дошкольном возрасте естественная среда обитания ребенка — это игра, поэтому превратите учебу в игру. Занимайтесь, то есть общайтесь на прогулке, по дороге в сад, магазин. Не сидите дома за столом, как в школе: просто дайте ребенку полистать книгу, и то задание, которое его заинтересует, выполните вместе. Если ваш ребенок мотивирован на учебу, то, наоборот, можно поиграть с ним в школу. В любом случае, руководствуйтесь индивидуальными особенностями вашего ребенка, найдите к нему подход, и он ответит вам заинтересованностью, восприимчивостью и понятливостью.

Внимательно выслушивайте ребенка, не перебивайте и не торопите его, не ругайте и не сравнивайте с другими. Занимайтесь в то время, когда у ребенка хорошее настроение, когда он выспался и не голоден.

Русский язык, как и любой другой, требует регулярности, поэтому лучше заниматься каждый день по 15-20 минут, чем один раз в неделю по часу. Когда наши дети, начинают изучать иностранный язык — мы понимаем, что только регулярные занятия могу гарантировать результат и эффективность, изучение русского языка и развитие речи также не является исключением и требует системного подхода.

Уже с малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Язык не только одно из важнейших средств коммуникации, но и живой материал, имеющий свой цвет, форму и вкус. Нам предстоит открыть это детям, научив их творить в рамках определенных законов. Это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

Советуем почитать:

  • Т.Ю. Бардышева, Т.А. Чохонелидзе «Пересказы и рассказы».
  • Т.А. Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша».

Пальчиковые игры для развития речи

Суть заня­тия на паль­чи­ко­вую мото­рику состоит в том, чтобы научить ребенка с помо­щью паль­цев изоб­ра­жать какие-то пред­меты или живых существ. При этом все дви­же­ния паль­цев должны объ­яс­няться малышу. Это помо­жет ребенку разо­браться с такими поня­ти­ями, как «сверху», «снизу», «пра­вый», «левый» и т. д. После того как ребе­нок научится сам выпол­нять упраж­не­ния, можно попы­таться разыг­рать сценки или неболь­шие сказки, рас­пре­де­лив роли между собой и вашим малень­ким акте­ром (напри­мер, встреча ежика и зай­чика в лесу). Вот несколько при­ме­ров таких упражнений.

  • Паль­чи­ко­вая игра “Зай­чик”. Ука­за­тель­ный и сред­ний пальцы выпрям­лены, осталь­ные сжаты в кулак. Чело­ве­чек. «Бегаем» ука­за­тель­ным и сред­ним паль­цами по столу. Паль­чи­ко­вая игра “Ежик”. Руки сце­пить в замок, пальцы одной руки и боль­шой палец дру­гой выпря­мить. Кошка. Соеди­нить сред­ний и безы­мян­ный пальцы с боль­шим, ука­за­тель­ный и мизи­нец под­нять вверх. Коза рога­тая. Ука­за­тель­ный и мизи­нец выпрям­лены, боль­шой палец — на согну­тых безы­мян­ном и сред­нем. Бабочка. Руки скре­стить в запя­стьях и при­жать ладони тыль­ными сто­ро­нами друг к другу, пальцы пря­мые; ладони с пря­мыми паль­цами совер­шают лег­кие дви­же­ния в запя­стьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы пра­вой и левой руки сло­жить колеч­ками, под­не­сти их к глазам.

Кроме этих при­ме­ров, вы сами можете при­ду­мать мно­же­ство инте­рес­ных и зани­ма­тель­ных упраж­не­ний для ребенка для раз­ви­тия речи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]