Развитие мышления у детей дошкольного возраста. Каким человек вырастет, какими качествами характера будет обладать, насколько активным будет его мыслительный процесс – закладывается в детстве. Дошкольный период особенно важен. В это время идет интенсивное развитие организма, физическое и психическое, закладывается основа индивидуума.
Особенности развития мышления у ребенка дошкольного возраста
Развитие мышления у детей дошкольного возраста. В дошкольный период зарождаются разные типы мышления, причем одно становится основой для появления другого. Зависят же особенности мышления от появившегося опыта и знаний, которые постигает ребенок на пути своего взросления.
Так, предпосылки мыслить, понимать закладываются с самых первых месяцев жизни. Первая погремушка в жизни ребенка, первые действия с предметами, окружающими малыша – все имеет значение в устанавливании связей между человеком и предметом. Случайные действия могут порождать интерес и попытки повторить эти действия снова. К примеру, услышав, что погремушка издает звуки, малыш будет трясти ее снова, чтобы повторить процесс.
У маленького ребенка мышление не может быть осознанным, оно просто идет как следствие восприятия действительности. И только когда ребенок начинает ходить, получает двигательную активность, мышление тоже активно развивается. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется два года. Причем изначально мышление становится следствием практического действия. Без осознанной работы мозга. Интеллект начинает развиваться, когда ребенок получает возможность что-то творить, создавать в ходе игр и развивающих, познавательных занятий. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.
Что такое мышление?
Существует много определений этого понятия, но, по сути, все они сводятся к одному: мышление — процесс познания через обобщения, опосредованное отражение действительности. То есть это знания, которые мы получаем не от органов чувств, а с помощью мыслительного процесса.
Можно привести простой пример: мы смотрим на кипящий чайник и точно знаем, что вода в нем очень горячая. Нам не нужно измерять ее температуру с помощью специальных приборов, не нужно пробовать воду рукой. Мы помним, как выглядит кипящая вода, и, обобщив свои знания и распространив их на конкретный чайник с водой, делаем вывод. Так устроен процесс мышления.
Рассмотрим основные мыслительные операции, которые помогают процессу познания.
- Анализ — это мыслительная операция разложения изучаемого объекта на составные части, свойства или характеристики. Анализ помогает выделить определенные свойства предмета, необходимые нам в том или ином случае. Их может быть сколько угодно. К примеру, как можно описать яблоко? Оно круглое, красное, съедобное.
- Синтез — противоположная анализу операция, когда на основе общих черт предметы или явления объединяются в группы. В нашем примере: нечто красное, круглое и съедобное — что это может быть? Яблоко? Да, но не только — очевидно, под описание попадут и помидор, и слива, и конфета соответствующей формы.
- Обобщение — это объединение различных предметов или явлений в одну группу на основе общего признака. К примеру: несколько предметов разной формы — яблоко, банан и груша — можно объединить в группу «Съедобные». А яблоко, красный бант и пожарная машина — в группу «Красные предметы».
- Сравнение. Тут все просто: предметы или явления, имеющие общий признак, сопоставляются друг с другом. Яблоко такое же красное, как и пожарная машина, но значительно меньше. Общий признак — цвет, отличие — размер.
- Конкретизация. На основе общих признаков можно определить конкретные предметы. В нашем случае: красные предметы — яблоко, пожарная машина, бант. Съедобные продукты: банан, яблоко, груша, помидор.
- Аналогия. Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения). Зная характеристики одного яблока, можно сделать вывод обо всех яблоках в корзине.
К операциям мышления также относят:
- Абстрагирование — когда, изучая предмет, необходимо сконцентрироваться на одном его свойстве, игнорируя остальные. К примеру, мяч и апельсин — круглые предметы, на этом их сходство заканчивается. Но если нам нужно назвать именно предметы, имеющие форму шара, от остальных свойств апельсина и мяча можно абстрагироваться.
- Классификацию — это распределение предметов по каким-то признакам. Например, мы можем распределить предметы по форме (круглые и нет); цвету (красные и нет), признаку «съедобное или несъедобное». Мысленная классификация помогает упорядочить знания о предмете.
- Систематизацию — расположение объектов в определенном порядке. Например, все красные предметы можно выстроить по размеру: пожарная машина — яблоко — бант.
Процесс обучения, получения любых новых знаний, как правило, включает в себя совершение человеком одновременно нескольких таких мыслительных операций.
Типы мышления: этапы развития ребенка
Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:
- предметно-действенный, который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей от 1 до 2 лет.
- наглядно-образный, который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для детей от 3 до 4 лет.
- словесно-логический, поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.
Предметно-действенное мышление
Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.
Наглядно-образный тип мышления
Когда малышу исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление, наглядно-образное просто становится его продолжением.
Словесно-логическое мышление
В пятилетнем возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию, дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни, дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.
Абстрактно-символическое
При этом мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен другим, если тот обладает такими же характерными признаками.
Творческое мышление (креативность)
Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Математика
Чтение
Окружающий мир
Логика
Английский язык
Анаграммы
Возраст: от 5-6 лет
Анаграммы — это перестановка букв в слове, в результате которой получается новое слово. Например, сон — нос, ракаск — краска. Анаграммы хорошо подходят для детей, уже умеющих читать.
Такие задания повышают концентрацию внимания и скорость мышления, а также развивают зрительную память.
Таблицы Шульте
Возраст: от 5 лет
О таблицах Шульте слышали многие родители. Эти упражнения пользуются большой популярностью, так как повышают концентрацию внимания и в лёгкой игровой форме развивают память. Задача ребёнка проста — найти по порядку числа или буквы, расположенные в таблице случайным образом. Размеры таблицы бывают разные в зависимости от возраста и подготовки малыша (обычно от 3×3 до 16×16).
Упражнение «Слушай и считай»
Возраст: 6-8 лет
Ещё одно отличное упражнение на распределение внимания. Вы читаете предложение, постукивая при этом карандашом или ручкой по столу. Ребёнку нужно запомнить и текст, и количество ваших ударов. Если малыш начинает легко справляться, усложняйте задачу, постепенно увеличивая количество ударов.
Упражнения и игры на развитие мышления у детей дошкольного возраста
Чтобы мышление активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия, экскурсии, встречи со специалистами, а также обычные игры с детьми.
Развитие образного мышления у дошкольника
Для развития образного мышления подойдут игры, где будут задействованы «серые клеточки». К примеру, взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой изображены различные предметы, однако всех их можно назвать одним словом. Это могут быть предметы посуды, различные животные, предметы одежды, мебели, транспорт.
Другой хороший вариант – пазлы. Чтобы собрать картинку из множества элементов, нужно представить ее целой, уделять внимание отдельным деталям, искать общее на иллюстрации, чтобы получить целостность изображения.
Можно предложить сыграть в игру «Все по полочкам». В этой игре из кучи совершенно разных предметов нужно находить только те, которые соответствуют конкретным признакам.
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
Для развития логического мышления помогут как устные игры, так и с использованием наглядных материалов.
Хороши такие устные игры как:
- «Сочиняем сказку»
В этой игре взрослый начинает сказку, а задача ребенка ее закончить.
- «Да и нет»
Игра с наводящими вопросами, на которые второй игрок дает ответ: «Да» или «Нет». Задача – в итоге отгадать задуманный первым игроком предмет.
- «Ассоциация»
В этом упражнении предлагается подобрать слова по ассоциации: Платье – лето, шуба… (зима);
белка – дупло, медведь… (берлога) и т.д.
С использованием наглядных материалов:
- Составлять фигуры из счетных палочек.
- Играть в «лабиринт» на картинке, помогая персонажу пройти путь.
- По иллюстрациям придумывать историю.
Развитие творческого мышления
Творческое мышление невозможно без воображения и умения ребенка оперировать образами. Можно предложить ребенку следующие игры и упражнения:
- найти в кляксе знакомые образы,
- из нескольких разных деталей создать какой-либо предмет,
- на разных картинках находить одни и те же признаки,
- угадать, что за предмет, по устному описанию.
- рисовать с помощью нетрадиционного рисования.
Развитие пространственного мышления
Для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающем мире, нужно развивать пространственные навыки. Для этого подойдут игры:
- со спичками, когда нужно из созданных фигур построить новые,
- с чертежами, когда ребенку предлагается, например, поиграть в пирата и найти клад, следуя плану,
- упражнение «Дальше — ближе», когда ребенку предлагается передвигать предметы на близкое и дальнее расстояние по просьбе родителя или воспитателя,
- с закрытыми глазами, следуя указаниям педагога, нужно прочертить линию на листе бумаги.