Пассивный и активный словарный запас ребенка
Словарный запас любого человека состоит из пассивной и активной части. К активному запасу относятся те слова, которые мы употребляем в своей разговорной речи и письме, к пассивному – слова, которые мы знаем (узнаем на слух или при прочтении), но сами не используем.
У малышей все точно так же, и вы это не раз наблюдали. Примеров может быть масса: вы спрашиваете кроху: «А где бабушка?», и он показывает пальчиком на соответствующего члена семьи или переводит и останавливает на ней взгляд – это значит, что слово «бабушка» уже есть в его пассивном словарном запасе, несмотря на то, что он его пока не произносит.
Этапы работы по развитию активного и пассивного словаря детей. Часть 1
Светлана Шумакова
Этапы работы по развитию активного и пассивного словаря детей. Часть 1
Развитие лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребенок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические категории — части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие – лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений. Помимо собственно лексического значения, слова имеют эмоционально-экспрессивную окраску.
При работе над развитием лексической стороны речи логопеду необходимо учитывать многоаспектность слова и предусматривать несколько на-правлений работы над ними:
— работать над расширением объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;
— уточнять значение слов;
— работать над развитием умения отличать правильно и неправильно произносимые слова;
— работать над развитием пассивного словаря, т. е. накоплением в памяти слов, которые умеет узнавать и понимать ребенок;
— работать над систематизацией слов, которыми располагает ребенок, группировать их по разным признакам;
— работать над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям (синонимами, антонимами)
;
— работать над смысловой сочетаемостью слов;
— работать над активизацией словаря, совершенствованием процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Процесс усвоения слов родного языка происходит поэтапно. В его основе лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. Виды предложений постоянно усложняются. На I этапе развития речи ребенок пользуется только отдельными словами – это этап однословного предложения. Основная задача логопедического воздействия на I этапе обучения заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются их игрушки (кукла, машинка, пирамида и т. п.)
;
части тела (ноги, руки, голова и т. д.)
; предметы одежды
(пальто, шапка, рубашка и т. п.)
; предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается
(стол, стул, чашка, ложка)
; отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни
(вода, земля, солнце, цветы)
названия животных, которых ребенок
часто видит.
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, идет, прыгает, играет, умывается, одевается, раздевается, поливает, говорит, рисует). Кроме того, ребенок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди, но этот словарь может ограничиваться названиями только тех действий, которые ребенок неоднократно наблюдал (читает, пишет, стирает, гладит и т. д., или действий, совершающихся дома, на улице (машина едет, самолет ле-тит, листья падают, телефон звонит)
. У
детей с недоразвитием речи глагольный пассивный словарь меньше предметного пассивного словаря. Поэтому если дети знают названия предметов, некоторых животных и т. д., то необходимо начать обучать их понимать названия действий, а также понимать вопросы,задаваемые по поводу происходящих действий: где? куда? что? откуда? кому? для кого? В работе с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный лексикон словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.
Материалом для проведения занятий могут быть игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда, продукты питания и т. д.
Ответственным моментом в логопедической работе с детьми на I этапе будет создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах («ам»
,
«му»
,
«ко-ко»
).
Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я де-лаю»
.
В итоге логопедической работы на I этапе формирования устной речи дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко)
. У
детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых рече- звуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослых.
II этапобучения предполагает следующие основные задачи:
1) научить детей правильно строить двухсловные предложения типа: обращение+повеление; повеление +название предмета;
2) заучивать отдельные обиходные словосочетания;
3) произносить ударный слог слова;
4) расширить объем понимания чужой речи.
Одно из главных условий логопедической работы с детьми, которым не-доступно элементарное словоизменение, — проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи.
Желательно, чтобы дети на этом этапе научились различать количество предметов (много-мало-один, величину (большой – маленький, вкус (сладкий — соленый, а также их пространственное расположение, если эти предметы находятся в привычных для ребенка местах. Если ребенок упорно не соотносит цвет или величину с их словесным обозначением, то надо ограничиться сличением предметов по их цвету и ли величине, отложив работу по запоминанию названий цвета на более поздние сроки.
Особое внимание следует обратить на обучение детей различению грамматических форм единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов. На данном этаперекомендуется использовать следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительном наклонении. Необходимым условием является многократно проговаривание детьми усвоенных слов.
В итоге II этапа обучения дети должны усвоить место ударения в за-ученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и желательно трехсложных слов. В понимании речи дети должны соотносить предметы с их функцией, названной взрослым, узнавать знакомые предметы по описанию главных их признаков, уметь показом или в доступной словесной форме ответить на вопросы косвенных падежей, поставленные, логопедом к деталям сюжетных картин.
На III этапе обучения дети должны научиться согласовывать подлежащее и сказуемое в третьем лице единственного и множественного числа на-стоящего времени изъявительного наклонения. Запас этих обиходно-разговорных глаголов невелик,но некоторые из них дети должны правильно употреблять в нескольких формах: инфинитиве, повелительном наклонении и в изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа.
Работа над слоговой структурой слов завершается усвоением ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов. Допустимы нарушения звукопроизношения. Понимание речи включает понимание некоторых грамматических форм слов, несложных рассказов, коротких сказок.
Логопедическая работа IV этапа направлена на то, чтобы научить детей составлять простые предложения разных типов из 3-5 слов. При этом необходимо научить выражать связь между словами с помощью окончаний с правильным фонетическим оформлением. В конструкциях, состоящих из косвенных падежей с предлогами, дети могут опускать предлоги. С помощью вопросов логопед исправляет порядок слов в предложении, следит, чтобы ребенок, составляя предложение, употреблял глагол в нужной форме, согласуя в числе и лице с существительным.
С четвертого этапа начинается обучение детей словоизменению, кото-рое будет продолжаться и на последующих этапах. Формирование грамматических форм существительных и глаголов, а затем и остальных частей речи обеспечивается тем, что различные формы одного и того же слова противопоставляются друг другу. Для этого противопоставления необходимы определенный лексический запас и определенная последовательность грамматических противопоставлений.
Исходя из данных онтогенеза речи, рекомендуется начинать интенсивное обучение словоизменению при накоплении 100 – 150 слов-названий предметов и около 40-50 названий действий (глаголов)
. Внимание
детей надо обратить на концы слов, при изменении которых дети сохраняют интонационно-ритмический рисунок, т. е. количество слогов в изменяемом слове.
Если на первых этапах выполнения заданий однословные ответы детей вполне допустимы, то в дальнейшем от ребенка требуется проговаривание всего предложения с правильным грамматическим оформлением. Детям с общим недоразвитием речи трудно оформить грамматически правильно второе, зависимое от глагола слово, чем первое,например: «Девочка гонит козу прут (ом)
».
Чем больше дети составляют предложений по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам, развернуто ответят на вопросы, тем быстрее подвинутся в своем речевом развитии. Поэтому вне занятий необходимо использовать любую предметную ситуацию, любой сюжет картины,о которых можно спросить: кто (что)
это? что он
(она)
делает? чем? кому? где? куда? и т. д.
На IV этапе усложняется работа над слоговой структурой слов, в отрабатываемые слова вводятся стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся. Отработанные стечения согласных звуков затем вводятся в слова, которые обязательно проговариваются детьми по слогам.
Важна работа по заучиванию стихов. Начинать ее следует со стихов в 2 строчки с обязательной опорой на предметные или несложные сюжетные картинки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании их содержания, для чего к картинкам поставить соответствующие вопросы.
Если дети научились отвечать на вопросы, составлять предложения по демонстрируемым действиям и несложным сюжетным картинкам, выучили несколько двустиший, можно начать их обучение элементам пересказа (2-4 предложения)
. Однако на этом
этапе обучение связной речи не выделяется в самостоятельную задачу вследствие скудного словарного запаса.
В итоге логопедической работы на IV этапе дети овладевают разговорнобытовой речью, т. е. она приобретает коммуникативную функцию.
Как помочь малышу в формировании словарного запаса?
Как вы уже поняли, словарный запас ребенка начинается с пассивной части, а он, в свою очередь, формируется с самого рождения, поэтому:
⇒ общайтесь с малышом. Разговаривайте не только между собой, но и целенаправленно с ним. Проговаривайте слова четко, медленно, предложения стройте максимально правильно и не «глотайте» окончания;
⇒ комментируйте все вокруг. Идете с крохой на кухню, расскажите, что вы сейчас будете делать, а взяв в руки какой-либо предмет, обязательно скажите его название, цвет, форму;
⇒ не подменяйте разговорную речь телевизором или радио. Ребенку для освоения языка нужна «живая» среда.
1. Активный словарь в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепетных слов и лишь небольшого количества общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированны.
2. Пассивный словарь шире активного, однако понимание речи вне ситуации весьма ограниченно. Фразовая речь почти полностью отсутствует.
3. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована.
Дети, находящиеся на уровне лепетной речи, нуждаются в большой подготовительной речевой работе, прежде чем приступить к систематическому овладению школьными предметами. Такую дошкольную подготовку дети могут получать в приготовительном классе при логопедической школе.
В школьном возрасте дети вовсе не говорящие или находящиеся на уровне лепетной речи встречаются сравнительно редко, в тех случаях, когда неблагоприятно складываются условия бытового общения (неблагоприятная речевая среда, характерологические особенности ребенка и др.). Чаще всего к 7-8 годам дети достигают второго уровня речевого развития.
Второй уровень речевого развития
характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется не только с помощью жестом, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искажённых в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств. Приведем рассказ Вити М., 8 лет, по серии картин «Два козлика».
«Ижая уска дашечка. Козики дустрета и начеса бадася. Бадаиси, бадаиси, упа воду». (Лежала узкая дощечка. Козлики идут навстречу и начали бодаться. Бодались, бодались и упали в воду.)
Как видно из примера, запас общеупотребительных слов становится довольно разнообразным, в нем ясно различаются слова, обозначающие предметы, действия, а нередко и качества. На этом уровне дети уже пользуются личными местоимениями, изредка предлогами и союзами в элементарных значениях. Появляется возможность более или менее развернуто рассказать о хорошо знакомых событиях, о семье, о себе, о товарищах. Но недоразвитие речи выступает еще очень отчетливо или даже резко: незнание многих слов, неправильное произношение звуков, нарушение структуры слова, аграмматизм, хотя смысл рассказанного понять можно даже вне наглядной ситуации. Так, вместо слова чистить мальчик говорит: «Пальто шотком стряхает»; слово дворник заменяется объяснением «Такой дядька пометает дволь».
Полезно ли для речи изучение языков
Раннее изучение языков помогает становлению речи ребенка, если этот процесс приносит радость родителям и малышу. Поэтому переходить нужно на тот иностранный язык, который больше всего нравится и лучше всего знаешь.
Дети-билингвы с рождения начинают говорить раньше, если с ним активно общаются оба родителя.
«Изучение второго языка я часто сравниваю с обучением плаванию, — поясняет Ольга. Если ребёнок начинает осваивать это занятие в 3–4 месяца, то к трём годам он уже будет прекрасно самостоятельно плавать. Тогда его можно начинать учить кататься, скажем, на лыжах. А если отдать в бассейн только в три года, то, конечно, этот процесс займёт намного больше времени, и параллельные занятия разными видами спорта могут вызывать определённые трудности. Так и с языками».
Сколько слов должно быть в активном словаре ребенка?
Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выглядят следующим образом:
Таким образом, если в год ребенок в норме произносит не более 10 слов, то словарный запас ребенка в 3 года составляет уже около 1000 слов. Словарный запас ребенка 5 лет уже около 2000 слов, а словарный запас ребенка в 6 лет — около 3500 слов. Не стоит паниковать, если вы вдруг обнаружили, что ребенок говорит меньше слов, чем в норме. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Есть дети, которые начинают говорить ближе к 2 годам, при этом всё понимают уже в 1-1,5 года.
Если все же у вас есть сомнения или вопросы относительно развития вашего малыша, для собственного спокойствия проконсультируйтесь со специалистом. Хорошую динамику дает включение веселых игр на развитие словарного запаса, а также пальчиковая гимнастика и массаж ладошек. Очень важную роль играют положительные эмоции: поход в зоопарк, аквапарк и творческое совместное времяпровождение с родителями.
Где брать новые слова?
Это, конечно, общение с родителями и прочими близкими взрослыми, а затем и добавившееся общение с другими детьми. Важны и интересные игры и занятия — расширяя кругозор, мы пополняем словарный запас. Что это значит? В совсем юном возрасте каждое новое ощущение записывается только что созданной нейронной связью в мозге младенца. Со временем все то, что он уже узнал и будет выхватывать из окружающего мира всё в больших количествах, станет отражаться в словах. Семейные традиции и праздники, прогулки и сказки.
«Источниками обогащения лексикона подрастающего человека может стать всё вокруг. Здесь главное условие, чтобы родитель объяснял, называл и показывал. А в перспективе — и отвечал на многочисленные вопросы», — объясняет Ольга.
Новые ощущения
Во-первых, всё тактильное. Пальчиковые краски и различные поверхности. Шерсть домашних питомцев и шершавые языки, море и песок, камушки и желуди, еловые веточки и еда. Пластилин и конструктор. Это неиссякаемый источник. А еще звуки, запахи и все-все-все: музыка и новые песни, например, колыбельные. Вкусы еды и запахи цветов — все это рождает новые связи, новые мысли и требует слов, стимулируя ребёнка.
Книги, рассказы и игры
Родители, читающие сказки и стихи, придумывающие потешки и поющие песенки — это очень полезные родители. В дело идут также полные энтузиазма бабушки, тёти, старшие братья и сестры. Стихи желательно выбирать соответствующие возрасту, а книжки с яркими и понятными картинками.
Путешествия и знакомства
Даже если пока младенец только смотрит на всё и гулит, новые места и люди все равно возбудят в нем дремлющий дух исследователя. Главное в таких поездках все рассказывать и показывать ребёнку, давать потрогать то, что интересно. И не расстраиваться, если кирпичный забор вызвал больше энтузиазма, чем местная достопримечательность.
Братья и сестры
В большой семье младшие дети обычно разговаривают лучше и начинают говорить раньше, потому что часто общаются со старшими братьями и сестрами.
Эмоции
Найдите то, что вызывает симпатию у ребенка. Собака, чайник и мультиварка с огоньками, пара маминых резиновых сапог — если человек в восторге, то вы все делаете правильно. А от бури эмоций недалеко и до словесного её выражения.
Пополнения словаря ребенка различными видами частей речи
В период от года до трех ребенок запоминает следующее:
- как зовут близких;
- как называются игрушки;
- как обозначаются бытовые предметы (еда, посуда, гигиенические принадлежности и др.)
- природные явления;
- времена года;
- легкие названия растений и животных
Лексикон ребенка в этом возрасте еще не пополнен словами, позволяющими внятно выразить оценку или эмоции.
К четырем-пяти годам речь малыша уже наполнена бОльшим объемом слов, он совершенно иначе оперирует понятиями, уже усвоенными. Что запоминает дошкольник в это время:
- Обозначение чувств (печальный, счастливый, сердитый и пр.)
- Качественные характеристики предметов (низкий, холодный, легкий и др.)
- Как верно создать уменьшительно-ласкательную форму слова (сыночек, папочка)
- Однокоренные слова: (грач-грачонок; кот-котенок-котейка)
К пяти-шестилетнему возрасту дошкольник уже, как правило, усвоил около трех тысяч и более слов, он знает следующее:
- Обозначение времени – дни, недели, часы, минуты и пр.
- Обозначение пространства – право, лево, вбок и пр.
- Простые и сложные числительные
- Название народов, стран, обозначение общественных явлений – труд, государство и пр.
Быстрее всего ребенок увеличивает запас глаголов и существительных, медленнее – прилагательных. Поскольку именно эта часть речи придает разговору образность и насыщает его, взрослые должны уделять внимание описательным и качественным характеристикам предметов и явлений.
Как происходят первые слова
Каждая мама с нетерпением ждет первых слов малыша. К процессу ожидания, как правило, подключается вся родня: мама, папа или баба — какое же слово будет первым? Обычно в этом поединке выигрывает тот, кто чаще стоит над кроваткой ребенка, смотрит внимательно в его глазки и четко повторяет: «па-па» или «ма-ма». В результате ребенок произносит заветное слово, и вся семья отмечает историческое событие! Ребенка купают в овациях, а он, довольный, продолжает лепетать волшебные звуки, вызвавшие столько положительных эмоций у взрослых людей. Если вы будете продолжать в том же духе — смотреть в глаза ребенка, четко произносить новые слова и так же эмоционально радоваться каждому новому — то наверняка удивитесь динамике развития речи вашего малыша.
«Почему именно «папа», «мама» и «баба»? Звуки, составляющие данные слова, относятся к губно-губным и губно-зубным. Они образуются с помощью губ и голоса и легче всего даются ребёнку. Чтобы у младенца также легко появлялись передне-язычные, средне-язычные и задне-язычные звуки, добавьте упражнение «лошадка»: весело цокайте вместе с ним», — поясняет Ольга Иванова.
Расширение словарного запаса с помощью игр и заданий
Как работает механизм обогащения лексикона ребенка? Малыш сначала слышит слово, затем понимает, что оно означает, запоминает и только потом начинает применять его на практике. На этой схеме построены почти все игры и задания для пополнения словарного запаса малыша.
«Проводник». Игра строится на доверии взрослого к ребенку. Спутник просит малыша побыть его сопровождающим. Он закрывает глаза и позволяет малышу рассказать обо всем увиденном на прогулке или дома. Ребенку при этом напоминают, что нужно максимально подробно и точно описать все, что он видит вокруг. Дополнительным условием может стать просьба не употреблять одни и те же слова.
«Игра в мяч». Такие упражнения развивают словарный запас и логику, обобщают знания в области лексических групп. Например, ведущий кидает мяч, при этом каждый поймавший должен назвать новое животное. Тот, кто не смог этого сделать – выбывает из игры. Такую же игру можно устроить с названиями фруктов, растений, овощей и пр.
Вариант этого же задания «кто где живет?». Ведущий бросает мяч, спрашивая: «Кто живет в океане?», «Кто живет на дереве?», «Кто живет в лесу?». Дети отвечают по очереди, придумывая все новых обитателей вышеназванных мест. Такое упражнение помогает расширению словарного запаса и развитию знаний об окружающей среде.
«Большой – маленький». В данном упражнении дошкольник формирует слова с уменьшительно-ласкательным значением. Ведущий произносит «мама», ребенок отвечает «мамочка»; ведущий бросает мяч, произнося «стол», ребенок бросает обратно, говоря «столик» и так далее. Это не самое простое задание, поэтому малышам дается время подумать над ответами.
Вариант игры с мячом «Съедобное-несъедобное». Ведущий называет то, что можно есть, дети – то, что нельзя, и наоборот.
«Посылка». Каждый игрок получает устную «посылку» (по секрету ведущий сообщает ему одному, что в ней лежит). Участники описывают свою посылку так, чтобы другие догадались, что в ней
«Аналогии». Дети учатся выводить «словарные формулы». На бумаге пишется: «кошка – животное, воробей-?» Задача ребенка – отнести слово к определенной тематической группе.
«Закончи предложение». Взрослый говорит фразу, но не заканчивает ее, а ребенок придумывает финал. Например: «Кот запрыгнул на стол, и….»; «Катя проснулась, подошла к окну и увидела…». Чем старше ребенок, тем разнообразнее будут истории. Из таких предложение можно сочинить вместе с малышом целую сказку.
Постановка звука «Л» — самостоятельно и с логопедом
«Найди предмет». Взрослый загадывает букву, малыш находит предметы, которые с нее начинаются.
«Подбери слово». Взрослый называет прилагательное, а ребенок ищет к нему существительное. Например, твердым может быть стол и хлеб. Мягким – одеяло и кот. Затем правила меняются. Ведущий говорит существительное, участник подбирает прилагательное. Сахар – сладкий, рассыпчатый; снег – мокрый, холодный.
При выборе игр и заданий следует учитывать темперамент ребенка. Подвижным дошкольникам понравится игра в мяч, спокойным детям подойдет упражнение описательного характера, когда нужно анализировать явления, называть предметы и рассказывать об увиденном.
Эти и другие игры, которые можно придумать самостоятельно, не только пополнят речевой багаж малыша, но и повысят его самооценку, повеселят его. Большинство из таких заданий отнимают не более пятнадцати минут и могут быть проведены по дороге в сад, на прогулке, дома. Специалисты рекомендуют заканчивать игру прежде, чем сам ребенок попросит об этом. Тогда ему захочется продолжить ее и завтра, и через день.