Можно понять волнение родителей, которые вдруг обнаруживают, что их ребенок – дошкольник плохо или совсем не произносит некоторые звуки родного языка. В этом случае перед ними встает проблема, как научить ребенка правильному звукопроизношению? Допустимо ли это в домашних условиях? Специалисты утверждают, что родители могут многое сделать, чтобы помочь дошкольнику овладеть правильным звукопроизношением. Нужно лишь иметь определенные знания: о причинах плохого произношения, путях исправления, способах обучения правильной дикции.
Причины плохого звукопроизношения
По логопедическим нормативам правильное произношение должно сформироваться к среднему дошкольному возрасту. Однако даже у старших дошкольников наблюдаются нарушения дикции. Специалисты приводят данные о том, что труднее всего детям дается произнесение шипящих звуков: ш, ж, ч, щ. Несовершенство дикции может проявляться в неверном произнесении звука, замене одного на другой (машина-масына), его пропуске. Специалисты выделяют основные причины плохого произношения. К ним относятся строение речевого аппарата, недостаточное развитие фонематического слуха, восприятия, отношение родителей.
Особенности физиологии
- малоподвижность артикуляционного аппарата;
- неправильно сформированный прикус,
- короткая уздечка языка,
- высокое нёбо.
Несформированность фонематического восприятия
- дошкольник не различает на слух отдельные звуки, замещает их.
Неправильное поведение взрослых
- слишком долгое время дают соску малышу, особенно в тот период, когда происходит становление речи (ранний возраст);
- продолжительное использование соски приводит к формированию неправильного прикуса, влияющего на произношение многих звуков, особенно шипящих;
- намеренное искажение речи взрослыми, чтобы, по их мнению, стать понятным малышу;
- недовольство дикцией дошкольника и требование говорить внятно, не обучая при этом правильной артикуляции;
- возможное нарушение слуха, не замеченное родителями.
Как можно проверить речь дошкольника в домашних условиях?
Определив, что дошкольник не умеет говорить шипящие, родители должны обратиться к специалисту. В домашних условиях они также могут обследовать речь ребенка, чтобы понять, какие именно шипящие искажаются. По логопедическим правилам обследование начинается с отдельного произнесения определенного звука, затем идет произнесение его в слогах, словах, и только потом в предложениях. Например:
- Родитель, предлагая малышу воспроизвести шипящие ш, ж, ч, щ, медленно и внятно произносит их. Интереснее предложить игровую форму в виде речевых упражнений: «Змея зашипела: ш-ш-ш», «Пчелка зажужжала: ж-ж-ж».
- Для проверки состояния звука в слогах малыша побуждают повторять слоги, например, ши-жи, ча-ща, жу-шу, чу-щу, аш-аж, ач-ащ, щи, чух, кыш, вжик. При этом проверяемые звуки должны стоять в начале слога, середине, конце.
- На следующем этапе идет проверка произнесения звука в словах. Для заинтересованности используются картинки, где нарисованы предметы на заданный звук (шишка, жираф, шалаш, чайник, щука и прочие). При этом можно использовать логопедический наглядный материал, а можно подобрать вместе с ребенком картинки в детских книжках. Главное, чтобы они соответствовали определенным правилам: шипящие должны четко звучать в словах, стоять в начале слова, середине, конце (шуба, машина, камыш). По такому же принципу подбираются слова с другими шипящими: жук, ружье, лыжи и т. д.Хорошо, если обследование будет проходить в виде игровых упражнений. Например, «Как назвать ласково (птица-птичка, коза-козочка, жук-жучок, зима-зимушка, солнце-солнышко)? »
- Последний этап предполагает проверку звука в предложении, в котором подобрано несколько слов с проверяемым шипящим. Этой цели хорошо служат чистоговорки, например, «Тише, мыши, не шумите! Кота с кошкой не будите!» Подойдут для обследования шипящих классические скороговорки: «Шла Саша…», «Кукушка кукушонку…»
Важно! При обследовании ребенка нужно попытаться определить причину неправильного произношения, чтобы понять, что повлияло на искажение дикции.
Примерные задания по теме шипящих согласных
Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:
- он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
- научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
- развивать у них письменную речь и связную устную;
- использовать при обучении новые информационные технологии.
После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).
Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.
Далее предлагается работа с учебником следующего характера:
- детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
- выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
- предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
- предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.
Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями. Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:
- какие предметы изображены на рисунках;
- какие названия содержат шипящие звуки;
- какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие — мягкими.
Порядок постановки шипящих
Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих. Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному. По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ. Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.
Загадки-добавлялки на шипящие звуки Ш — Ж — Ч — Щ
Отработка шипящих звуков с помощью загадок.
Цель: автоматизация и дифференциация шипящих звуков. Задачи: 1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать шипящие звуки в своей речи, употреблять их правильно. 2. Разнообразить с помощью загадок работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей. Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз из своей копилки загадки-добавлялки на шипящие звуки. Данный речевой материал способствует формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивает память, внимание, мышление. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям. Содержание Дети очень любят отгадывать загадки и я это использую на своих занятиях. Эти загадки я использую на этапах автоматизации и дифференциации шипящих звуков. Если ребенок затрудняется с отгадкой, то можно ему показать картинку-отгадку. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок четко произносил отрабатываемый звук. Дополнительно можно попросить ребенка определить место шипящего звука в слове, разделить слово на слоги. Можно так же предложить малышу выучить загадки и загадать их своим друзьям. Звук «Ш» Голове зимою зябко. Пригодится в стужу … (шапка)
Наливаю квас в графин. Молоко налью в …
(кувшин)
Положу я вещи в шкаф: Тут рубашки, рядом — …
(шарф)
Молоко лакает кошка, Не нужна ей даже …
(ложка)
Среди всех зверей малышка Эта серенькая …
(мышка)
Форма школьная у Оли. Ей пора учиться в …
(школе)
Где же наши малыши? Их закрыли …
(камыши)
Строим дружно домик наш. От дождя спасет …
(шалаш)
Я учусь стрелять весь день. На шкафу висит …
(мишень)
Любит пшенку петушок. Дам ему пшена …
(мешок)
Во дворе у детворы Разноцветные …
(шары)
Новенькие шины У моей …
(машины)
Жарким летом на опушке Куковали две …
(кукушки)
Хорошо лежать старушке На перине и …
(подушке)
Полежал на солнце уж И сказал: «Мне нужен …»
(душ)
Стало в норке тесновато: Подросли уже …
(мышата)
Я не стал есть шоколадку, Угощу потом …
(лошадку)
У нее четыре ушка, А зовут ее …
(подушка)
Разобиделся наш мишка, Ему в лоб попала …
(шишка)
Звук «Ж» «Нужно спать! — сказала мама. — Вот держи, твоя … «
(пижама)
Очень твердые коржи, Дайте острые …
(ножи)
Мне, дружок мой, покажи Где живут в лесу …
(ежи)
Желтый клен. Зима все ближе. Покупай коньки и …
(лыжи)
Перерос он даже шкаф, Потому что он …
(жираф)
На камнях лежат ужи, А на льдинах кто? …
(моржи)
Каждый день я утром ем Нежный ежевичный …
(джем)
Всюду лужи. Нет дорожек. Ежедневно льется …
(дождик)
У медведицы — ребенок. Неуклюжий …
(медвежонок)
Можно все узнать из книжек: Рыжий гриб зовется …
(рыжик)
Вяжет бабушка жакет. Вяжет внучка что?
(жилет)
Дождик шел и вырос вмиг Гриб съедобный — …
(дождевик)
Посадил кусты садовник: Ежевику и …
(крыжовник)
Женя — лучший мой дружок. У него в руках …
(флажок)
Мимо елок и сосенок Скачут конь и …
(жеребенок)
На дубу, среди ветвей, Видно много …
(желудей)
Мне сказал однажды папа: — Может в луже жить … Кто?
(жаба)
Звук «Ч» Потерпи чуть-чуть, не плачь. Быстро вылечит зуб …
(врач)
Рыбаку речной бычок Вдруг попался на …
(крючок)
Нынче солнечно и жарко, И кричит над морем …
(чайка)
Положу в горшочек гречку И варить поставлю в …
(печку)
Чай лечебный из ромашки Наливай в большие …
(чашки)
— Чем накормим курочку? — Мы дадим ей …
(булочку)
Он объездил много стран. Очень прочный …
(чемодан)
До чего я невезуч: Потерял очки и …
(ключ)
Чаю просит дать начальник: — Лучше черный! Полный …
(чайник)
В конуре собачки Жучки Нет ни дверочки, ни …
(ручки)
Этой ночью на бочок Повернулся …
(кабачок)
У дочурки увлеченье: Нам печет она …
(печенье)
Сушит солнце, как в печи, Из песочка …
(куличи)
Звук «Щ» Опущу я в речку руку, Чтоб поймать на ощупь …
(Щуку)
В ящик складываю вещи. В нем хранятся даже …
(клещи)
Залетел жужжащий шмель И забился сразу в …
(щель)
В огороде поищи Овощей на борщ и …
(щи)
Дождь не страшен вам вообще, Если вы в своем …
(плаще)
Вот и кончился апрель. В мае щиплем мы …
(щавель)
Этот жук зовется «хрущ». Он нещадно портит …
(плющ)
В рощу я вчера пошел. На лещине пел …
(щегол)
В лодку удочку тащи: Мощно плещутся …
(лещи)
Утащил хрящ в уголок, И грызет его …
(щенок)
Беспощадный он злодей, Этот сказочный …
(Кощей)
Что в бою вас защитит? Защитит надежный …
(щит)
Неприятнейшая вещь: В чаще леса дремлет …
(клещ)
Прищепит к веревке цепко Вещи новая …
(прищепка)
Рыщет в роще хищный волк. Он зубами щелкнул …
(щелк)
Рекомендуем посмотреть:
Загадки о животных с ответами для детей 4-6 лет Загадки о цветах, грибах и ягодах с ответами для детей 5-8 лет Загадки с ответами для детей старшей группы детского сада на тему «Жители леса» Экономические загадки с QR-кодом для детей 5-7 лет
Похожие статьи:
Детские загадки с ответами
Загадки-обманки для детей 4-5 лет с ответами
Загадки о природе для детей 4-5 лет с ответами
Популярные загадки для детей 5-6 лет с ответами
Как правильно работать над становлением звуков?
При постановке шипящих помощь логопеда несомненна. Только специалист профессионально обследует речь, выявит нарушения и предложит рекомендации по их исправлению в домашних занятиях. Сделать это нужно как можно быстрее, так как нарушения в произношении мешают общению детей, тормозят подготовку к грамоте, способствуют появлению сопутствующих проблем, например, психологических комплексов, от которых придется избавляться в дальнейшем.
Логопеды отмечают, что зачастую проблема при произнесении шипящих заключается в том, что ребенок не может правильно владеть речевым аппаратом. Именно поэтому работу над каждым звуком необходимо начинать с артикуляционной гимнастики. Выполняют ее с помощью зеркала, чтобы увидеть и понять работу челюсти, ротовой полости. В дальнейшем это положительно повлияет на совершенствование фонематического слуха, следовательно, и на звукопроизношение.
Первый этап работы над шипящим является подготовительным, во время которого следует выполнять особые упражнения (для дыхания, губ, языка). Они помогут отработать точные движения артикуляционного аппарата, подготовиться к постановке тех или иных звуков. Выполняются в виде игровых упражнений, которые несложно провести в домашних условиях.
Этап 1. Тренировка дыхания
Артикуляционная гимнастика предполагает тренировку дыхания, отработку движений губ и языка. Для нее родители могут использовать общепринятые логопедические игры, а могут сами придумать подобные. Чтобы заинтересовать дошкольника, его можно привлечь к подготовке таких игр: вырезать из легкой бумаги снежинки, пропеллеры к самолетикам, кораблики, разноцветные осенние листики. Главное, чтобы взрослый сам был увлечен процессом, тогда и ребенок будет с интересом выполнять упражнения.
Задания для развития дыхания
- «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
- «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
- Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».
Речевой материал:
На опушке
Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках — букашки. Недалеко речушка. У речушки камыши.
Шахматы и мыши
Два мышонка шумели и шутили на опушке. У каштана мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, ни шёпота. Увлекли мышат шахматы.
Шуба для Пушка
Маша и Наташа шьют котёнку Пушку шубу. Пушок недоволен. Он шипит: «Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шубка подходит».
Хорошо в деревне
Хорошо летом в деревне. Проснулись Машенька с бабушкой пораньше, взяли лукошки и пошли в лес. Хорошо дышится свежим воздухом. Вышли бабушка с Машенькой на опушку. Бабушка присела отдохнуть, а Машенька наблюдала за пташками и слушала кукушку. Радуется Машенька: хочешь, рвёшь ромашки и плетёшь венки, хочешь, ловишь бабочек или просто лежишь на травке!
Пушинка
Нашу кошку зовут Пушинка. Дедушка назвал её так за пушистую шёрстку. Красивая у нас кошка, но непослушная. Раз пришла бабушка с рынка и принесла в кувшине сметану. Пушинка учуяла сметану. Когда бабушка ушла с кухни, Пушинка запрыгнула на большой стол и съела всю сметану.
Плюшевый мишка
У Алёши есть плюшевый мишка. У мишки гладкая бархатистая шкурка, а ушки на макушке. Дедушка купил Алёше большую машину. Алёша катал мишку в кузове. А потом решил: пусть будет мишка шофёром. И теперь мишка ездит в кабине.
Маша и Наташа
Наша Наташа — школьница. В этом году она пошла в первый класс. А Маша младше Наташи. Но Маша умеет шить. Швейную машину Маше подарил дедушка Паша. А бабушка Даша подарила Маше шкатулку. В шкатулке у Маши хранятся иголки, нитки, шпульки и катушки.
Этап 2. Гимнастика для артикуляционного аппарата
Упражнения для губ
Для разминки губ можно использовать логопедические упражнения:
- «Удивимся-посмеемся». Дошколенок делает поочередно широкую и узкую трубочку губами. Широкая трубочка находятся в состоянии «о», «узкая» ‒ «у». Вслух ничего не произносятся, работают только губы.
- «Трубочка-улыбка». Поочередно ребенок то широко улыбается, то делает движение губами по типу звука «о».
Упражнения для языка
Для тренировки языка также используются классические упражнения:
- «Вкусное варенье», в котором язычком облизывается нижняя губа то влево, то вправо.
- Для упражнения «Скачет лошадка» нужно «поцокать» языком, имитируя шаг лошади.
- «Слоник – лягушка»: губы попеременно имитируют то хобот слона, то улыбку лягушки.
- «Веселые качели»: кончиком языка дотянуться до верхних зубов, затем опуститься к нижним.
- «Тик-так»: кончиком языка, имитируя движения часов, двигаться влево и вправо с разной скоростью.
- «Краски»: «раскрашиваем нёбо» язычком.
Все упражнения выполняются до 10 раз, но необходимо следить, чтобы малыш не утомлялся и занимался с интересом.
Дошкольник быстрее овладеет правильным произношением шипящих при четком проведении подготовительного этапа, поэтому им пренебрегать не стоит. Длительность таких занятий будет зависеть от индивидуального развития ребенка, состояния его артикуляционного аппарата. Специалисты советуют продлить их, если улучшение не произошло после трех занятий.