Домашние задания на звук Л для родителей разработаны в комплексе и содержат многочисленные игры и упражнения. Данные занятия Вы можете скачать у нас на сайте одним файлом (смотреть ниже).
Это 20 занятий с различными заданиями:
- артикуляционная гимнастика для звука «Л»;
- автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях;
- пересказ и составление рассказов с опорой на мнемодорожки и сюжетные картинки;
- заучивание веселых стихотворений;
- повторение и заучивание чистоговорок;
- интересные задания по бродилкам, раскраскам, играм и упражнениям с опорой на наш сайт logoped-online.by
Каждое занятие расположено на 2-х листах форматом А4. Распечатать можно на двух листах, так и на одном — с каждой стороны страница. Итого, 20 листов — 20 полноценных занятий для отработки звука «Л».
Занятия разработаны с опорой на наш сайт logoped-online.by. На сайте вы найдете красочные иллюстрации, мнемодорожки, игры и упражнения в помощь к распечаткам.
Инструкции прилагаются.
Каждое занятие содержит комплекс артикуляционных упражнений для звука «Л». В начале все упражнения представлены в картинках и с описанием. Далее описания прилагаются только к новым упражнениям. Упражнения артикуляционной гимнастики необходимы для подготовки речевого аппарата, поэтому выполняйте их. И Ваш малыш заговорит быстрее!
В каждом занятии вы также найдете много разнообразного речевого материала. Картинки к речевому материалу можно найти по представленным ссылкам или QR — кодам. Зайти можно со смартфона по специальному приложению. Переходя по ссылкам или кодам вы попадаете на сайт и выполняете те же задания, но уже с помощью картинок. Все это сделано для того, чтобы сделать занятия максимально интересными и комфортными для малышей.
Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они лучше располагаются в пальчиках ребенка.
И главное правило — следите за тем, чтобы ребенок говорил звук «Л» правильно!!!
На сайте представлена сокращенная версия комплекса занятий по закреплению звука «Л». Полную версию вы сможете получить, написав на адрес электронной почты
Задания и упражнения на автоматизацию звука [л]
Подборка заданий и упражнений на автоматизацию звука [л]
Переодетые буквы
Буква Л любит переодеваться в разную одежду. Ее бывает трудно узнать. Давай попробуем узнать ее в разных нарядах. Называй все буквы Л и подчеркивай их.
Найди букву на картинке
Буква Л решила поиграть с тобой в прятки. Найди все буквы Л на картинках, покажи их пальчиком и назови.
Балаболки
Буква Л хочет тебе рассказать о своих подружках-балаболках. Они все время что-то болтают. Для того чтобы разговаривать с ними, попробуй запомнить их язык.
ЛА-ЛА-ЛО ЛЫ-ЛЭ-ЛА ЛЭ-ЛЫ-ЛЭ ЛА-ЛЫ-ЛО ЛЫ-ЛЫ-ЛА ЛОЛЫ-ЛА ЛУ-ЛЫ-ЛЭ ЛУ-ЛО-ЛА
Комната Л
Это комната Л. Найди в комнате предметы, в названиях которых есть звук Л. Назови все эти предметы, а потом раскрась их.
Загадки звука Л
Перед тобой
стеллаж
Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем — на нижней и в конце — на остальных. А теперь Л будет задавать тебе вопросы. Постарайся правильно ответить на них.
Что находится между яблоком и луком? Что находится слева от куклы и над яблоком? Что находится под луком и справа от ложки? Что находится между лопаткой и молотком? Что находится под юлой и над вилкой?
Игра «Скажи наоборот»
Л хочет с тобой поиграть в игру «Скажи наоборот». Л будет называть тебе картинки и говорить, какими они бывают, а ты должен будешь сказать
наоборот.
Например:
молоко бывает горячее, а бывает холодное.
Волшебник бывает добрый, а бывает … (злой). Волк бывает сытый, а бывает … (голодный). Лошадь бывает черная, а бывает… (белая). Бокал бывает пустой, а бывает … (полный). Волосы бывают темные, а бывают … (светлые). Человек бывает пожилой, а бывает … (молодой).
Вагончики
У Л гостили друзья. Пришла пора их провожать, приехали они на
вокзал
и забыли, кто в каком вагоне едет. Помоги им сесть на свои места. Гостей со звуком Л в начале слова посади в первый вагон, со звуком Л в середине слова — в средний вагончик, со звуком Л в конце слова — в последний вагон. Нарисуй стрелочку от пассажира к вагончику, в котором он будет ехать.
Поход в лес
Л с друзьями в лесу. Посмотри внимательно на левую картинку и назови всё со звуком Л. А теперь посмотри на правую картинку и скажи: что дети забрали с собой, а что забыли в лесу?
Автоматизация звука Л в словах
Письмо
Сочини вместе с Л письмо ее бабушке. В этом тебе помогут картинки. Я начну предложение, а ты его закончишь.
Колдунья на балу… что делает? Плакса в комнате… что делает? Плот по воде…? У Милы каблук…? Малыш по полу…? Клоун лукаво…? Болтунья на лавке…? На балу колдует… кто? В комнате плачет…? По воде плывет…? У Милы сломался…? По полу ползает…? Лукаво улыбается…? На лавке болтает…?
Подбери картинку
Назови все картинки в окошках. Найди подходящую картинку, назови ее и помести в пустое окошко (нарисуй стрелочку от картинки к окошку). Объясни, почему ты так сделал.
Половинки
Злой волшебник утащил половинки картинок со звуком Л. Скажи, половинки каких предметов утащил волшебник? Например:
половинку луны, половинку яблока.
А теперь дорисуй предметы, чтобы они стали целыми.
У Л есть знакомый волшебник. Сегодня он не выспался и написал письмо, в котором все перепутал. Помоги волшебнику исправить ошибки в письме, а потом найди подходящую картинку.
Волшебник
- На луне небо.
- Мама сделала свеклу из салата.
- Холодильник в колбасе.
- На платке голова.
- Калач съел Славу.
- Яблоко выжало сок из Милы.
- Волны плывут по лодке.
Мила в гостях
(цепной текст) Мила ездила в гости в
село.
Послушай об этом рассказ и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.
Мила поехала в село к тете Клаве. У тети Клавы была лошадь. На лошади каталась Мила. Для Милы тетя Клава купила удобное
седло.
Ленивый Павел
(пересказ по серии картинок) У звука Л есть знакомый мальчик Павел. Он — лентяй. Любит
сидеть сложа руки.
Послушай рассказ о нем и постарайся запомнить.
Павел вышел на улицу, сел на лавку. Сидел на лавке и глядел на солнышко. Напекло ему голову. Зашел Павел домой. Сел на стул. Сидел и глядел в потолок. Посидел на стуле, встал и сел на лошадку-качалку. Сидел на качалке и глядел на пол. Встал с качалки, походил, походил и сел на пол. На полу и уснул. Так Павел целый день
бил баклуши.
Котенок Шалун
(пересказ по серии картинок) Л побывал в гостях у своей подружки Лады и нарисовал об этом картинки. Теперь он хочет рассказать тебе о своих друзьях: Ладе и ее котенке. Попробуй запомнить этот рассказ. Будь внимателен! Л перепутала все картинки. Пожалуйста, пронумеруй их правильно и перескажи рассказ Л.
У Лады был милый котенок. Он был белолапый, белолобый, белохвостый и очень шаловливый. Лада гладила котенка и поила его молоком из голубой плошки. Когда Лада садилась учить букву Л, котенок шалил. Он катал по полу клубки для вязания. Потом котенок уставал и ложился спать на мягкую теплую подстилку под столом.
Найти, покажи и назови букву Л
Упражнение «Пароход».
Рассмотри картинку. Как гудит пароход?
(Л-л-л…)
Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Л-Л-Л…
Упражнение «Песенки».
Белочка решила научить всех зверей в лесу правильно произносить её любимый звук Л. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Белочкой. Постарайся не ошибаться.
Упражнение «Скажи наоборот».
Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком Л. Повтори предложения целиком, выделяя звук Л. Справиться с заданием тебе помогут пары картинок.
У берёзки ствол тонкий, а у дуба — … (толстый)
Заяц трусливый, а лев — …
(смелый)
Суп горячий, а эскимо — …
(холодное)
Собака сытая, а волк — …
(голодный)
Воздушный шар лёгкий, а гиря — …
(тяжёлая)
Великан сильный, а Дюймовочка — …
(слабая)
Марфушка грубая, а Настенька — …
(ласковая)
Упражнение «Найди слово».
Назови картинки, выделяя звук Л. Найди слова, в которых звук Л находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом — названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.
Упражнение «Волшебная дорожка».
Помоги ласточке долететь до своего гнёздышка. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке из облаков. Составь предложения с прочитанными словами.
Упражнение «Слоговое лото».
Помоги Ладе собрать необычный букет. Прочитай записанные на цветах слоги и составь из них слова. Справиться с заданием тебе поможет цвет лепестков. Вместе с Ладой составь предложения с получившимися словами.
Упражнения для звука Л в домашних условиях
Классические упражнения:
- Лошадка на улице. Изображаем широкую улыбку, показываем зубы, приоткрыв рот. Воспроизводим языком цоканье копыт. Начинать нужно медленно, а со временем постепенно наращивать темп.
- Лошадка – шпион. Усложненный вариант первого упражнения. Действия те же, но издавать характерное цоканье нельзя. Важно! Подвижная челюсть должна быть зафиксированной, работает только язык.
- Перо. Подготовьте легкое перышко перед началом занятий. Попросите малыша улыбнуться, слегка приоткрыть рот, аккуратно прикусить кончик языка. Теперь ему нужно выдохнуть так, чтобы образовалось два воздушных потока. Силу и направление дыхания проверьте с помощью пера.
- Сладости. Малышу следует приоткрыть рот, улыбнуться и показать зубки. Плоский кончик языка нужно положить на нижнюю губу и оставить в таком состоянии на 10 секунд. Пока ребенок выполняет первое задание, возьмите его любимую сладость и намажьте ею его верхнюю губу. Попросите малыша слизать лакомство широким языком с помощью движения «вверх-вниз» (а не из бока в бок). В последующие разы использовать сладости не обязательно.
- Пароход. Малышу следует проимитировать звук парохода в домашних условиях. Для этого нужно произносить букву «Ы» со слегка приоткрытыми губами. Чтобы упражнение было эффективным, следите за положением языка: кончик опущен, корень приподнимается к небу.
- Расческа. Звук Л поставить с помощью этого упражнения очень просто. Попросите малыша неплотно сомкнуть зубы и попытаться протолкнуть между ними язык, как бы расчесывая его.
- Качели. Ребенку нужно покачать языком из стороны в сторону, упирая его в щеки.
Когда тренировки начнут приносить первые результаты, нужно начинать отрабатывать произношение твердого и мягкого звука Л у ребенка. Для этого вместе с ним проговаривайте слова с нужной буквой:
- в начале слова: лава, ладушки, лампа, лодка, лыжи;
- в середине слова: голова, золото, потолок, валун, улыбка;
- в стечении согласных: облако, глаза, глобус, пазлы, клубника;
- в конце слова: футбол, канал, сокол, пепел, металл.
Думаете, как еще можно научить ребенка говорить Л? Почаще пойте вместе с ним незаурядные песенки на «ла-ло-лу» и читайте стихи, в которых часто встречается необходимая буква (например, «Люлю-бай» из сборника стихов «От Ась до Язь» Т. Маршаловой). Другой интересный вариант – развивающие тренажеры от BrainApps. Игры на мышление, внимание и память позволят ребенку в игровой форме получать новые знания и повышать уровень интеллекта. Совместив речевую гимнастику, домашние упражнения и тренажеры от BrainApps, звук Л начнет выговариваться у ребенка правильно очень быстро.
Целесообразность логопедических занятий
Некоторые родители не задумываются над тем, как научить ребенка говорить букву Л. Они не считают дефект чем-то серьезным, но во взрослой жизни он станет основой комплексов и переживаний.
Важно! Нарушения речи лучше исправлять в дошкольном возрасте, тогда на процесс уйдет немного времени.
Открытое занятие по речевому развитию в старших группах
Если родители не знают, как правильно научить ребенка выговаривать букву Л и Р, то им стоит обратиться к специалисту. Логопед сможет исправить эту проблему и выработать нужное произношение.
Сколько надо занятий на постановку звука [л]
Нельзя однозначно сказать, сколько потребуется уроков для устранения дефекта. Иногда постановка звука занимает одно занятие, в другой ситуации потребуется больше 30-40 встреч.
Все зависит от особенностей ребенка, его мотивации и заинтересованности родителей. Научиться произносить звук [л] не так легко, так как дошкольник привыкает к определенному стереотипу. В силу возраста малышам еще сложно воспринимать учебную деятельность.
Как проходит индивидуальное занятие по постановке звука [л]
Постановку звука логопед проводит только после того, как ученик хорошо выполняет артикуляционную гимнастику. Комплекс выполняют строго перед зеркалом. После занимаются дыхательной гимнастикой и выполнением заданий на речевой слух.
Как проходит индивидуальное занятие автоматизация звука [л]
Логопед проводит индивидуальные занятия по автоматизации звука [л] только после вызова изолированного произношения. На таких уроках специалист развивает лексико-грамматический строй речи, фонетико-фонематический слух.
Для этого используют разные игры и тренажеры. Современные логопеды применяют компьютерные игры. Родители обязательно участвуют в процессе и дома выполняют задания специалиста.
Важно! Длительность урока для дошкольного возраста — примерно 25 минут. Обязательно проводятся физические минутки для переключения деятельности.