Проектный метод в работе учителя-логопеда ДОУконсультация по логопедии (старшая группа)


Проектный метод в работе учителя-логопеда ДОУконсультация по логопедии (старшая группа)

Повышение потенциальных возможностей полноценного развития речи детей через проектную деятельность.

Подготовила:

Учитель-логопед МДОУ «ДС №16»

высшей квалификационной категории

Борздова А.В.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Особенно остро эта проблема заметна педагогам коррекционной направленности. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Поиск путей решения этих проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Тем самым удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности. Метод проектов успешно зарекомендовал себя во многих образовательных учреждениях. Метод перспективен, он дает возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, делать выводы, формирует творческое мышление, логику, инициативность, коммуникативность. Этот метод предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Наш современник — психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу, что новые формы их со-деятельности, со-творчества позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом. И таким источником, по мнению многих педагогов, является совместная проектная деятельность, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.

Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А главные преимущества метода проектов в работе логопеда — значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное- помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам. Ведь всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневно жизни, в образовательном процессе. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к умственной деятельности, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Важным моментом в работе логопеда является установление доверительных взаимоотношений с ребёнком – это уже гарантия успеха.

Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел —» реализация -» рефлексия. А саму структуру проекта принято обозначать пятью «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.

Этапы реализации метода проектов.

Первый этап реализации метода проектов это целеполагание, при котором воспитатель помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Второй этап — разработка проекта: план деятельности по достижению цели.

Практическая часть — это третий этап реализации проекта.

Подведение итогов и определение задач для новых проектов — заключительная составляющая проекта.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей , музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Одно из достоинств технологии проектирования состоит в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Частным, конкретным результатом работы в проекте дошкольников могут быть рисунок, его описание, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль и т.д. Ребенок учится самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, понимание, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон. У него формируется подлинная активность и самостоятельность в понимании своей речевой патологии и стремлении к ее исправлению. Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную и педагогическую компетентность в области коррекционной деятельности.

Главные преимущества этого метода в работе логопеда — значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику самостоятельности, возможности сотрудничества, интеллектуального и творческого саморазвития.

Исходя из выше сказанного, я пришла к выводу о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда — решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Работая над проектом, я выработала определенную последовательность:

Первый этап – выбор темы.

Выбор темы я осуществлю вместе с детьми.

На данном этапе я:

1) ставлю перед собой цель, исходя из потребностей интересов ребёнка;

2) вовлекаю дошкольников в решение проблемы;

3) намечаю план движения к цели;

4) обсуждаю план с родителями;

5)обращаюсь за рекомендациями к специалистам ДОУ;

6)вместе с детьми и родителями составляю план – схему проведения проекта;

7)собираю информацию, материал.

Второй этап – реализация проекта.

Реализацию проектов осуществляю через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную) .

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Третий этап – презентация проекта.

Стараюсь, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольника, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача, которую решаю на данном этапе это: создание условий для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.)

Последовательность моей работы над проектом на данном этапе:

1) провожу презентацию проекта (праздник, занятие, досуг);

2) подвожу итоги (выступаю на педсовете, родительском собрании, обобщаю опыт работы)

Четвёртый этап – рефлексия.

Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализ допущенных ошибок, оценки своих достижений.

На данном этапе я обсуждаю с детьми не только то, чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Таким образом, дети могут самостоятельно проанализировать свою деятельность.

Интересной в моей практике оказалась работа над проектом «Логопедические тропинки». Это долгосрочный проект, рассчитанный на весь год обучения ребенка. Он состоит из мини проектов, которые взаимопроникают друг в друга. При этом стараюсь не забывать, что ребёнок является неотъемлемой частью этих соседствующих, пересекающихся, взаимно заинтересованных мини миров.

«Логопедические тропинки» – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценно развитой речи. Мини проект «Сказка о Веселом Язычке» направлен на развитие артикуляционной моторики. Задача мини проекта «Послушный ветерок» — развитие правильного речевого дыхания. Развитию фонематических процессов поможет мини проект «Рифмушки». Мини проект «Трудные звуки» направлен на усвоение правильного звукопроизношения. С помощью мини проекта «Умные пальчики» я развиваю мелкую моторику рук детей, которая имеет большое значение в становлении речи.

Я строю свою работу так, чтобы каждую такую «тропинку» ребенок

«прошел» осознанно, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно- логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Участие старших дошкольников в проектах разного вида, творческий характер их деятельности, её привлекательность для каждого ребёнка, открывают для маленького человека новое, интересное и неизведанное.

Знания, приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого проекта, становятся личным достоянием каждого ребёнка, той движущей силой, на которой взращивается личность. Обучение с коррекционной направленностью приобретает форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка, результаты которой интересуют его гораздо больше, чем просто полученная от педагога информация. И речь формируется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и интереснее.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в коррекционно-образовательный процесс такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Дает равные стартовые возможности каждому ребёнку, независимо от имеющихся у них проблем, чтобы каждый из них шёл по жизни смело и уверенно, чувствовал себя полноценной и полноправной личностью.

Логомаг

В дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. Дети могут задумывать и реализовать исследовательские, творческие проекты.

Важнейшим образовательным ориентиром, в соответсвии с ФГОС, является развитие детской самостоятельности (инициативности, самостоятельности и активности). Для этого педагогам рекомендуется:

-проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним,

-создавать условия для принятия ребенком ответсвенности и проявления эмпатии к детям и взрослым;

-обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;

-обсуждать с родителями целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОУ и включать членов семьи в совместное взаимодейтсиве по достижению этих целей.

Содржание проектной деятельности планируется в соответсвии с возрастом ребенка.

Старшая группа

Проектная деятельность входит в область «Познавательное развитие» и предполагает

в старшем возрасте:

-создание условий для реализации детьми проектов трех типов :

*исследовательских

*творческих (индивидуального характера)

-организация презентации проектов;

-формирование у детей представления об авторстве проекта;

В подготовительной к школе группе:

—создание условий для реализации детьми проектов трех типов :

*исследовательских

*творческих

-формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации;

-поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников;

-содействовать творческой деятельности индивидуального и группового характера;

-в работе над нормативными проектами поощрять обсуждение ситуаций и отрицательных последствий;

-помогать детям в символическом отображении ситауции, проживании её основных смыслов и выражении их в образной форме.

Работа над проектов, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов

:

-постановка цели;

-поиск форм реализации проекта;

-разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

-организация развивающей познавательной предметной среды;

-определение направлений поисковой и практической деятельности;

-организация совместной с педагогами, родителями и детьми творческой поисковой и практической деятельности;

-работа над частями проекта и его коррекция;

-коллективная реализация проекта и его демонстрация.

Имеено проектный метод создает условия для проявления у детей таких качеств, как инициативность, жизнерадостность, любопытство, стремление узнавать новое и проявлять свою индивидуальность, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

Интересы детей выступают как материал для достижения целей образовательной работы – развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами. Благодаря использованию метода проектирования в совместной деятельности, дети приучаются к умению разумно и творчески относиться к действительности, быть инициативным и самостоятельно принимать решения.

С 2014 года я продолжила внедрение проектной деятельности в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения №33. Деятельность учителя-логопеда на логопункте отличается от работы в группах компенсирующего вида.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте являются индивидуальные занятия, продолжительностью 15-20 мин. и подгрупповые – продолжительностью 20-35 мин. (в соответствии с сеткой занятий специалиста). Групповая работа не предполагается.

Основными задачами логопедической службы являются:

— выявление воспитанников, имеющих нарушения в речевом развитии;

— осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;

— формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

— воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;

— реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи;

— взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей.

Изучив и проанализировав большое количество источников информации, был сделан вывод, что использованию проектной деятельности в условиях логопункта уделяется небольшое внимание. Учителя-логопеды используют на логопункте, в основном, тематические проекты, мотивируя это отсутсвием групповых занятий лексического содержания.

Результатом первого информационно-аналитического этапа явилось создание картотеки по теме самообразования.

Рассмотрев общие основания использования проектирования в дошкольной практике, намечен проект «Такие нужные звуковички»,

основной целью которого стало
формирование навыков самоконтроля поставленных звуков речи у детей.
С целью поддержания детской инициативы детям было предложено самостоятельно придумать имя звуковичка и его образ. Имя звуковичка должно было содержать автоматизируемый звук. Оказалось, что большинство детей ассоциируют образ звуковичка с гномиками из сказочной звуковой страны, но детьми были предложены и другие образы: девочка Рая, тигренок Игрунок, машинка Груня, пингвиненок Шкипер и другие.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Проектная деятельность создает условия для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей в вопросах коррекции недоразвития речи у детей, а так же обеспечивает право родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Анкетирование

родителей было направлено на изучение отношения родителей к организации коррекционной работы на логопункте ДОУ, выявление трудностей в закрепление логопедического материала, а так же на поиск путей создания более эффективного процесса коррекции речи.

Родители были проинформированы о системе работы над звукопроизношением (информация в уголке логопеда, практикум по работе над звукопроизношением, оформление стенда «Любимые звуки», индивидуальные беседы),

были созданы условия для решения поставленных задач, поощрение родителей и детей за участие в проектной деятельности и внимательное отношение к индивидуальному самовыражению детей (награждение дипломами за участие в проектной деятельности).

Особенно интересной явилась такая форма презентация детьми своих проектов

, как самостоятельное проведение занятий со своими Звуковичками в подгруппе детей, объединенных по сходности нарушения звукопроизношения. Дети копировали учителя-логопеда, стараясь четко и эмоционально вести путешествие, строго следили за произношением автоматизируемых звуков. На дальнейших занятиях дети уже самостоятельно выбирали, с кем они сегодня будут играть. Интересными были и высказывания детей о важности проектной деятельности.

Таким образом, проект «Такие нужные звуковички» способствовал не только автоматизации поставленных звуков, но и совершенствованию всех сторон речи ребенка, становлению детской инициативы и самостоятельности, развитию партнерских отношений и умения работать «в команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Список литературы

1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.: Мозаика-Синтез, 2014.-368 с.

2.«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»/ письмо от 14 декабря 2000г. №2

3.О.И Давыдова. Проекты в работе с семьей.-Сфера, М.-2012

В связи с обновлением содержания дошкольного образования, необходимость корректировки методов реализации программы встала особо остро. Для увеличения эффективности работы требуется нахождение новых подходов и форм обучения и воспитания разносторонней личности ребенка, вовлечение всех полноправных участников в педагогический процесс: специалистов, воспитателей, родителей, детей. Только в совместной деятельности ребенка и взрослого, где ребенок выступает, как партнер возможно добиться высоких результатов.

Опираясь на многолетний опыт, мы пришли к выводу о необходимости разработки коррекционно-развивающих проектов, которые обеспечат эффективную работу учителя-логопеда, специалистов и воспитателя с учетом интересов ребенка, а также повысят мотивацию к дальнейшему получению знаний и умений. Этот метод или форма познания окружающего мира дает ребенку возможность, используя различные виды деятельности (познавательно-исследовательскую, игровую, творческую и т. д) обогащать свой жизненный опыт. Развиваясь, ребенок постепенно может выявить проблему, осмыслить цель и выбрать пути решения. Воспитывая самостоятельность, желание познать себя и окружающий мир ребенок получает шанс быть реализованным в жизни, возможность достичь поставленной цели.

В разработке программы группы участвовали музыкальный руководитель, руководитель по физическому развитию, учитель-логопед, воспитатели. Построить работу решили в виде лексико-тематических проектов разной продолжительности: короткосрочные, долгосрочные и т. д. в зависимости от лексической темы и объема работы.

В рамках проекта, удачно интегрируются различные виды деятельности: аппликация, рисование, лепка, познавательное, речевое развитие и т. д. Проект по лексической теме рассчитан, в основном, на одну неделю, в течение которой все участники (специалисты, логопед, воспитатели, родители, дети) всесторонне познают и исследуют данную тему. Метод проекта позволяет активно включаться в исследовательскую работу всех участников непрерывно-образовательной деятельности, развивать коммуникативные навыки, развивать умение видеть проблему и находить пути решения её, устанавливать партнерские отношения.

В результате в рамках проекта были достигнуты более эффективные показатели развитияв различных областях:

— коррекция и развитие всех компонентов речи детей (звукопроизношение, лексико-грамматический строй, слоговая структура, анализ и синтез, связная речь, просодика);

— развитие продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка);

— развитие коммуникативности;

— развитие самостоятельности и самореализации.

Вывод: Совместная исследовательская, познавательная, творческая работа учителя-логопеда и воспитателей, родителей и детей, специалистов в рамках проекта способствует более эффективному воспитанию, развитию и коррекции речи и развитию всесторонней личности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]