Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка.
Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.
Пойте песни малышу в течение дня (детские и взрослые)
С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.
Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки
Разговаривайте с ребенком, как со взрослым
Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…
Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.
Когда нужно обратиться к логопеду
Следует обратиться к логопеду, если:
• до 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;
• ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет — идите к логопеду прямо сейчас);
• ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;
• ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» — «пуговица», «гебимот» — «бегемот», «пепитан» — «капитан»;
• ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;
• ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).
Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия — нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами — обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.
Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша
Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:
– «Привет кукла! Тебя как зовут?» – «Меня зовут Маша» – «Привет. Маша! А я мама Оля» – «Привет, мама Оля! А это кто?» – «А это у нас девочка Настенька»
И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.
Играйте в ритмические музыкальные игры
Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.
Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.
Как стимулировать речевую активность у детей с ЗРР. Игры и упражнения
Авторы: Ирина Горелова, Анна Иванова
Задержке речевого развития (ЗРР) часто сопутствуют агрессия, тревожность, трудности с социализацией. В статье – приемы, которые помогут решить эти проблемы и стимулировать речевую активность у детей.
В последние годы в детский сад часто поступают дети с задержкой речевого развития (ЗРР). Дети легко взаимодействуют с гаджетами, но не говорят. Планшет, телефон, телевизор не слышат, не задают вопросов, не стимулируют искать ответ, и говорить ребенку незачем.
Задержка развития речи ведет к замедлению темпа интеллектуального развития, так как память, внимание, восприятие, мышление, воображение, целенаправленное поведение развиваются с прямым участием речи. Это может тормозить и искажать психическое развитие ребенка.
Важно Напоминайте родителям, что для изменений нужно время и терпение, не надо форсировать события; если речевых изменений долго нет, надо обратиться к специалистам.
Маленьким детям нужна наглядность.
Чем старше ребенок, тем меньше нужно показывать и больше побуждать действовать по слову взрослого. Если ребенок не разговаривает или говорит мало, нужно предлагать ему занимательные игры с предметами и картинками.
Что делать в семье.
Родители должны больше разговаривать с ребенком, побуждать использовать слова, предложения, обеспечить чувство психологической защищенности, информативную и доступную по возрасту предметно-игровую среду.
Расскажите родителям, что до 5 лет интенсивно развивается мозг, и это влияет на развитие речи. Помочь развитию мозга можно, если ребенок будет больше гулять в течение светового дня, делать физические упражнения, находиться в хорошо проветренных помещениях, желательно с ароматами хвои или цитрусовых, менять деятельность, есть разнообразную пищу, не переутомляться. Также важно, чтобы родители не курили при ребенке и он не вдыхал запах сигаретного дыма.
Упражнение «Массаж мозга»
Ребенок каждый день за час или полчаса до завтрака 5 минут активно полощет рот кипяченой водой комнатной температуры. Взрослый при этом приговаривает: «Просыпаются щеки, просыпаются губы, просыпается язык! Просыпайся, ум! Пробуждайся, речь!»
Что делать в детском саду
Чтобы активизировать малоговорящих детей, нужно предлагать им задания, которые учитывают их склонности, эмоции. Воспитатели должны предусматривать в календарном плане занятия с рассказами детей о любимой игрушке и т. п.
Задание к теме «Рассказ о любимой игрушке»
Ребенок может нарисовать ее или заранее принести в детский сад и показать детям и воспитателю. Взрослый помогает вопросами: «Как зовут твою игрушку? Умеет ли она лаять? Как она злится? Как радуется?».
Папки с картинками, альбомы, книги в речевом уголке группы следует менять в соответствии с темой недели. Вывешивать лучше крупные картины, так как это активизирует желание рассказывать.
Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики
Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано/ Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.
Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:
- игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки);
- рисование и письмо;
- аппликация и лепка;
- игры с пуговицами и петельками;
- игры с ленточками;
- игры-шнуровки;
- игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее);
- игра на клавишных инструментах;
- простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками);
- игры с прищепками.
Способы стимулирования речевого развития ребенка
Екатерина Ивашутина
Способы стимулирования речевого развития ребенка
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 12 общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
«Способы стимулирования речевого развития ребенка»
Автор работы: воспитатель Ивашутина Е. А.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2021
Способы стимулирования речевого развития ребенка.
Цель: Привлечение родителей к стимулированию речи у ребенка с помощью разнообразных методов и приемов.
Задачи:
— Изучить динамику развития речи детей раннего возраста в онтогенезе, признаки благополучного и неблагополучного развития ребенка;
— Изучить методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей раннего возраста;
— Познакомить родителей с подготовленным материалом по развитию речи детей раннего возраста.
— Подготовить методический материал, картотеки с играми для родителей.
Ожидаемый результат:
Согласованность действий воспитателя и родителей для успешной работы по развитию речи у детей раннего возраста. Подобраны методы и приемы, направленные на речевое развитие детей раннего возраста. Значительное улучшение речевой активности детей раннего возраста к концу учебного года.
Динамика формирования речи в онтогенезе
Ребенок в возрасте 1 год 6 мес. – 2 года 2 мес. говорит двухсловными предложениями. Ребенок, общаясь со взрослым, объединяет два слова, например дай пи (дай пить, папа нет (папы нет дома)
и т. п.).
В возрасте 1 года 9 мес. – 2 года 6 мес. наблюдается активный рост словаря (ребенок спрашивает как это называется)
.
В возрасте 2 года 4 мес. — 3 года 6 мес. появляются грамматические формы слова (ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)
В возрасте 2 года 6 мес. – 3 года 6 мес. происходит словотворчество (ребенок сочиняет свои слова, но при этом использует законы родного языка). Проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом.
Речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые»
. Речь мальчика характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий, действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто
«на своем языке»
Признаки благополучного развития речи у ребенка
— Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
— У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
— Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
— Ребенок охотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
— Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
— Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
— Ребенок развивается с задержкой.
— Ребенок перенес тяжелые заболевания.
— У ребенка есть неврологические заболевания.
— Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
— Когда ребенок слышит просьбу «Повтори»
или
«Скажи еще раз»
, он молчит, стиснув зубы или уходит, как будто Вас не слышал.
— Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к Вам за помощью («самостоятельный»
ребенок).
— Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
— Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одном, понятном ему языке. На замечания «скажи еще раз лучше»
не реагирует.
— Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка.Особенно эффективна специально организованная деятельность взрослого с детьми в сенситивный для речи период: в возрасте от 1,5 до 3 лет, когда идет активное становление речевой функции. Именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом. Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности ребенка.
Диалог-образец.
Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.
– Что я взяла? – Чашку.
– Что это такое? – Чашка.
– Что поставила? – Чашку и т. д.
Разговор с самим собой.
Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?»
,
«Вот платье»
,
«Платье на стуле»
,
«Платье красивое»
,
«Таня наденет платье»
и т. п.
Параллельный разговор.
Взрослый описывает все действия ребёнка: что он трогает, видит, слышит.
Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
Постарайтесь не спешить сразу выполнить желание малыша. Дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим»
,
«глупым»
:
«Я не понимаю,что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?»
.
«Непонятливость»
взрослого будет первым мотивом,
стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.
Распространение.
Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению.
Ребёнок: «Сок»
.
Взрослый: «Да, сок»
,
«Яблочный сок очень вкусный»
,
«Сок наливают в кружку»
.
Выбор.
Альтернативные вопросы,типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?»
,
«Что ты будешь пить – молоко или чай?»
. В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после
речевых реакций.
Ролевая игра.
Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон»
,
«Поезд»
,
«Магазин игрушек»
и др.
стимулируют речевое развитие малышей.
Музыкальные игры.
Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай»
,
«По кочкам»
и др.
стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.
Поручения.
Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу…»
.
Опосредованное общение.
В процессе игр («День рождения»
,
«Дочки-матери»
и т. п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям:
«Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай»
,
«Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай»
.
Замещение.
Игры, типа «Представь, что мы…»
или
«Угадай, что я делаю»
, вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию
речевых средств, стимулируют его речевую активность.
Ролевая игра.
Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон»
,
«Поезд»
,
«Магазин игрушек»
и др.
стимулируют речевое развитие малышей.
Похвала.
Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.
Стимулирование речевой активности ребенкадостигается за счет использования разнообразных методов и приемов:
Выделяются три группы методов:
— словесные,
— наглядные,
— практические.
Словесные методы.
В развитии речи детей огромную помощь оказывают элементы устного народного творчества. С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь. Использование песенок, потешек, прибауток, стихов положительно влияют на настроение детей. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.Например: «Петушок – петушок…»
,
«Ладушки – ладушки…»
,
«Идет коза рогатая…»
,
«Пошел котик на торжок»
,
«Чики – чики – чикалочки»
. Увидев картинку потешки,
ребенок вспоминает текст, начинает проявлять активность в речи. Очень важно поддерживать такие попытки детей к эмоциональному отклику, выполнению движений и речевой активности. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном и тактильном контакте (прикосновение, поглаживания, способствует насыщению потребности в ласке.
Развитие артикуляционного аппарата происходит при использовании специальных упражнений. Их можно использовать в любое свободное время. Звукоподражание эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например поезд едет – чух – чух – чух; петушок поет — ку – ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т. д.
Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных поэтов начинается с раннего возраста. А. Барто «Игрушки»
, З. Александрова
«Раз, два, три, четыре, пять!»
, В. Берестов
«Большая кукла»
, Е. Чарушин
«Курочка»
, Л. Толстой
«У Розки были щенки»
, Л. Павлова
«У кого какая мама?»
Мир сказок, коротких и эмоционально окрашенных имеет также большое значение для
развития речи детей. «Курочка Ряба»
,
«Репка»
,
«Теремок»
,
«Колобок»
Художественную литературу можно читать в удобные для общения отрезки времени в течение дня (во время общения с
ребенком в домашних условиях, на прогулке, в процессе самостоятельной деятельности детей).
Также в течение дня можно использовать упражнения на развитие речевого дыхания:
«Сдуй снежинку»
,
«Бабочка, лети»
,
«Задуй свечу»
, выдувание мыльных пузырей и др. Эти упражнения
способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
Наглядные методы.
Наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т. д. ; наблюдение в природе; экскурсии на огород, детские площадки, скверы, парки и т. д. ; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.
Практические методы:
К группе практических методов относится игровой.Этот метод предусматривает использование игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. игра и игровые приемы максимально удовлетворяют потребность ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.Настольно-печатные игры: «Большой – маленький»
,
«Чей домик?»
,
«Детеныши животных»
и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и
речевую активность детей.
Эффективным методом развития речи детей являются пальчиковые игры способствующие развитию мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движением кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу.
Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация)
в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере;
развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.
Пескотерапия – это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице. Игры с песком помогают раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивать мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Игры с песком создают благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.
Использованная литература.
1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов/О. А. Белобрыкина. –Ярославль: «Академия развития»
,
«Академия К»
, 1998. – 240 с.
2. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому интересно/ О. Е. Грибова. – М.:Айрис-пресс, 2004. – 48 с.
3. Максаков А. И. Тумакова Г. А. Учите,играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада – 2-е изд., испр. и доп. / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М.:Просвещение, 1983. – 144 с. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)
. М.:Просвещение, 2007. – 225 с.
4. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит/Т. А. Ткаченко. –СПб: Детство-пресс, 1999. – 112 с.
5. Чумакова И. Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3)
года//дошкольное воспитание. – 2012. — №12. С. 67 – 71
6. https://www/1/urok.rucategorits/19/articles/19685
7. https://infourok/ru/stimulirovanie-rechi-detey-rannego-vozrasta-igrovie-metodi-i-priemi-rechevogo-razvitiya-1047567/html
Сочиняйте свои стихи и рассказы (для мам деток от 1,5 лет)
Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»
Интересная статья об этапах развития речи ребенка и как ее стимулировать….
Этапы развития собственной/экспрессивной речи ребенка.
Этапы развития собственной речи ребенка: Крики — возникают с рождения Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей. Рост словаря ребенка от года и старше1год -5-9 слов 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов) 2 года от 50 до 200 слов 3 года от 800 до 1000 слов 3,5 года — 1100 4 года 1600 — 1900 5 лет 1900 — 2200 Развитие фразовой речиПоявление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до двух лет Появление и развитие предложений — с двух лет К трем годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы «почему?» «когда?», использует практически все части речи, предлоги и союзы. Использует единственное и множественное число К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы. Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций. Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения. *** Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков: а) раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот; б) среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’; в) позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц. *** Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации. *** Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов, *** После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.
Звукопроизношение
Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби — бах — все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит «тутите мутити» или » дати ляпака». Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно. Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук «с» ребенок может говорить «басака» Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: «молоко? сейчас дам» Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук «С» обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков. Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам. Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации. О диагнозе ЗРР — задержка речевого развития. Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в два года. По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически. По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двухсоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка — есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова. Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку «разговориться»
СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧИ РЕБЕНКАУважаемые родители, вы познакомились с этапами развития собственной речи ребенка. Возникает вопрос, что делать, если малыш не укладывается в приведенные нормы? Прежде всего, вы должны сказать о своих опасениях своему педиатру. Возможно, врач сочтет нужным назначить дополнительные обследования малыша. Безусловно, одним из первых должно быть обследование слуха. Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка. Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно. Примечание:
После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной/экспрессивной речью обслуживает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого.
Стимуляция гуленияПривлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда. Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам. Повторяйте звуки, которые произносит ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи. Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки. Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления. Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении. Стимуляция лепетаИграйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами. Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам. В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а_________, получились слоги ба-ба-ба. Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками. Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени. Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы. Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки. Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания. От лепета к лепетным словамНиже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции. ШАГ1 Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» — положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал) — Шаг 2. стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: «Кто пришел, кто это, позови маму». Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами «Как Ваня упал? Бах!» Ориентировочный возраст — с года до полутора лет Шаг 3. Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его «речевую продукцию» 1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл) 2. имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла) Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.: МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га Шаг 4. Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов Слово звукоподражание Барабан бам-бам-бам Упал бах, бабах Качаться, качели кач-кач Дождик кап-кап Гусь га-га-га лягушка ква-ква Дай, дать? дай Собака ав-ав Ворона кар-кар Спать а-а-а, бай-бай Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному. Шаг 3 и 4 — приблизительно в полтора года Шаг 5 Появление слов взрослого лексикона: Бабака (собака) Титики (часики) Моти (смотри) Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком» Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала) Приблизительный возраст начала этого этапа -год 8 месяцев. Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»* Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит «Большая», говорит «аяя» и все довольны, вместо слова «трактор», говорит «такта», или «тата» и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста. Есть дети, которых я бы назвала максималистами «или все или ничего». Похоже, что они думают так: » Я не умею говорить «большая», и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию». Что делать? Мы не можем попросить «скажи «аяя», предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами
. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать «кусочек взрослого слова. Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым. • Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!» • Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка • Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа. • Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га» • Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного) • Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком. • Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке: 1. Знакомый слог 2. новый слог 3. новый слог (тот же) 4. знакомый слог 5. Знакомый слог. Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их. * Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово «вылетит» непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно. Помните, что все это должно быть интересно и привлекательно для ребенка. Удачи.
__________________
ПРАГМАТИКА или социально-психологический аспект развития речи
Поняла, что нужно поговорить еще об одном важном аспекте развития речи. О нем часто забывают, считая его само собой разумеющимся, по этой же причине не сразу написала и я. Это так называемая прагматика речи или ее социально-психологический аспект. Все это в полной мере относится и ко взрослым, но говорить мы будем только о начале формирования речи. Прежде всего вспомним о том, что речь возникла и развивается в общении, то есть в диалоге. В диалоге обычно участвуют двое, один из которых говорит, другой слушает и потом отвечает, то есть существует некая очередность обмена сигналами. Внимание: когда один просит другого повторить за ним что-то — это уже не диалог!!! Итак, что нужно, чтобы ребенок заговорил: У ребенка должна возникнуть потребность/заинтересованность/необходимость в общении. Все помнят анекдот про мальчика, который в 7 лет сказал, что каша не досолена и не говорил раньше, потому что все было в порядке. Оба собеседника должны быть настроены на одну волну, то есть сосредоточены на одной теме. Если ребенок принес мяч, чтобы поиграть, а мама спрашивает не хочет ли он на горшок — это яркий пример того, что может мешать ребенку вновь обратиться ко взрослому. ( я пишу мама, потому что папы в этом случае обычно более адекватны, если им приносят машину они играют в машину, а не начинают вытирать ребенку нос ) То, о чем идет речь должно быть в поле интересов ребенка Речь ребенка развивается в деятельности, обычно совместной со взрослым. Если это игра, которая интересна ребенку, например, бросать мяч в мусорную корзину и кричать «Бах!», то есть больше шансов на собственную речевую активность ребенка, чем в том случае, когда он по настойчивой (очень настойчивой просьбе ) сортирует предметы. Очень важно не упускать из виду значимость неречевых средств общения: взгляда, паузы, мимики, жестов, движений, темпа, тембра и громкости голоса. Взрослый и сам должен активно использовать их и принимать их от ребенка в качестве ответа. Если на ваш вопрос о том, чем бы вам заняться, ребенок принес книгу — это и есть его ответ. «Будем читать?» уточняете вы и садитесь за книгу. Важна благожелательность слушающего взрослого, его способность к пониманию и правильной интерпретации любых сигналов ребенка. Например, малыш принес лопатку, с которой он ходит гулять. Если понятно и доброжелательно прокомментировать его просьбу и ответить ребенку он снова и снова будет инициировать общение. Взрослый собеседник должен ясно представлять себе речевые возможности ребенка: с одной стороны — уровень понимания им речи, а с другой — представлять себе, как ребенок сможет ответить, то есть знать его экспрессивный словарь. Если взрослый знает, что в словаре ребенка нет нужного слова, то он должен предложить ребенку другие формы ответа. Например, вопрос «Что ты хочешь: яблоко или грушу?», в том случае, когда у ребенка в словаре нет этих слов, не только не имеет смысла, но и ставит ребенка в позицию неуспеха. Если же вы держите в руках яблоко и грушу, то малыш с радостью ответит вам жестом,а значит диалог состоится. Вы может в дополнение прокомментировать его выбор и дать ему желаемое. Все, о чем я написала, можно коротко охарактеризовать, как наличие у ребенка ОТЗЫВЧИВОГО собеседника и АДЕКВАТНОЙ ситуации.
Понимание речи/ развитие импрессивной речи
Уважаемые родители. Появилось много вопросов по развитию понимания обращенной речи. Что такое понимание речи? Это соотнесение субъекта, объекта, качества, действия итд со словами их обозначающими. Последовательность работы над пониманием речи Основное правило, которое совершенно необходимо соблюдать для успешного развития понимания речи: соотнесение слова и того, что оно означает, должно быть максимально очевидным для ребенка. Начинаются занятия с того, что ребенка учат понимать слово в определенной ситуации. Обычно это слова -существительные, затем глаголы, затем простые признаки, например большой и маленький. Знакомство происходит постепенно, лучше в специально организованной игре, потом закрепляется в быту. Самая удобная и интересная игра — это прятки. Во время этой игры происходит многократное появление и исчезновение объекта например, игрушки с одновременным называнием. Все это помогает малышу соотнести слово и предмет/члена семьи/ домашнего любимца. Опишу последовательность накопления словаря
: Существительные• Предмет предъявляется и называется. • Ребенка знакомят с назначением предмета. • Организуется игра, во время которой предмет называется неоднократно, например, прятки. (Вот мячик! Спрятали мячик. Нет мячика! Где мячик? Вот мячик! Бросай маме мячик) • Ребенок по слову находит предмет при выборе из двух. • Ребенок находит предмет по просьбе, выбирая его из большего количества предметов. • Для формирования понятия, ребенку предъявляются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения. • Название предмета включается в игры, песенки, начинается работа над включением слова в активный словарь малыша. Глаголы• Знакомство ребенка с действием, или с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголом «ест». • Организуется игра, во время которой это действие многократно обыгрывается и называется (мишка ест, зайка ест, мальчик ест) . • Ребенок выбирает одно из двух действий (мишка ест – мишка спит). Обычно проводится по простым лаконичным сюжетным картинкам. • Выбор из большего количества вариантов. • Включение слова в быт и игры. • Включение слова в активный словарь. Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике.
ПредложенияВиды простых предложений: Инструкции: Дай мне мишку. Описания: Дай мне большого мишку. Вопросы: Ты хочешь мишку? Отрицания: Это мишка? (показываете зайку) Примеры возможных вопросов: • Хочешь…? • Что ты хочешь? (выбор из двух) • Где …? • Какой…? (большой или маленький) • Кто не спит? Уровни сложности предложений. Сложность предложений зависит от количества слов, влияющих на понимание (так называемые, ключевые слова). 1 уровень: Оборудование: мишка и зайка. Варианты просьб: «где зайка», «Где мишка» Примечание: здесь и далее подчеркнуты слова несущие информацию. 2 уровень: Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка. Варианты инструкций: «Причеши зайку», «Причеши мишку», «Покорми зайку», «Покорми мишку». 3 уровень: Оборудование: зайка большой и зайка маленький, мочалка, полотенце Инструкции типа: «Вытри ручки большому зайке». 4 уровень: Оборудование: зайки и мишки двух размеров, коробки двух цветов. Инструкции типа: «Положи большого мишку в красную коробку». Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень дается на специальном занятии, а уже знакомый используется в бытовых ситуациях. Аналогичная работа проводится по картинкам и фотографиям.
Уровни те же, только вместо выполнения действий ребенок выбирает одну из предложенных картинок. 1 уровень: Предъявляются картинки: «Мишка -собачка», ребенку постарше можно предлагать эти слова в предложении «
Мишка ест», «Зайка ест». Вопросы: «Покажи: Мишка ест». 2 уровень предполагает два ключевых слова. Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест», «Мальчик причесывается». Инструкции направлены на выбор ожной картинки, например, «Мальчик ест» 3 уровень: Предъявляются картинки: «Мальчик надевает шапку», «Девочка надевает шапку», «Мальчик вешает шапку», «Мальчик надевает куртку». Инструкции направлены на то, чтобы найти: «Мальчик надевает куртку». 4 уровень: Предъявляются картинки: «Мальчик надевает синие ботинки», « Девочка надевает синие ботинки», «Мальчик чистит синие ботинки», «Мальчик надевает синие сапоги», «Мальчик надевает желтые ботинки». Инструкция предлагает найти картинку: «Мальчик надевает синие ботинки». Работая над освоением каждого уровня необходимо использовать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например: • Принадлежность: «Помой папину тарелку». • Перемещение объекта: «Положи ложку в коробку», «Поставь тарелку на стол». • Передача предмета: «Дай мяч Коле» • Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «Причеши папу», «Погладь куклу». • Вопросы: «Где стоит сумка?» • Отрицания: «Покажи девочку, которая не спит».
__________________
Играйте в пальчиковые игры
Пальчиковые игры — это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:
Тише-тише, тише-тише! Погулять выходят мыши! А за ними рыжий кот, Лапкой – хлоп!
И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.
Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.
Всех родителей, которые переживают о развитии речи своих деток и мечтают «разговорить» их в увлекательных развивающих играх, мы будем рады видеть в Онлайн-школе развития речи по методике Тепляковой. Там мы подробно разберем эти и многие другие приемы (игры на развитие речи: ритмические, ролевые, на мелкую моторику, артикуляционная гимнастика и т.д.)
Веселых игр и радостного общения вам с малышом!
Посмотрите видео Екатерины Кес «Формирование личности ребенка»
P.S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.
Ольга Теплякова Проект “Галка-Игралка”
Развитие речи в норме
В широком смысле речевое развитие начинается с момента рождения и не прекращается на протяжении всей жизни. Однако особенно активно оно протекает в раннем детстве.
Уровень речевого развития ребенка принято отслеживать в динамике. Для каждого возрастного этапа существуют определенные нормы, ориентируясь на которые родитель может оценить успешность овладения речью.
- 11 месяцев — ребенок может произносить три «лепетных» слова, соотнося их при этом с каким-либо конкретным объектом.
- 12 месяцев — понимает несложную инструкцию, дополненную жестами.
- 15 месяцев — может произносить шесть слов и понимать инструкцию уже без жестов.
- 18 месяцев — словарь расширяется до 7—20 слов; ребенок по просьбе может указать на часть тела (хотя бы одну).
- 22 месяца — произносит фразы, состоящие из двух слов; указывает на три части тела.
- 2 года — расширение словаря до 50 слов; может составить предложение из двух слов; понимает инструкцию, подразумевающую два действия.
- 2,5 года — адекватное использование местоимений «я», «мне», «ты»; зарождается представление о том, что означает слово «один».
- 3 года — словарный запас включает порядка 250 слов; ребенок умеет составлять предложения из трех слов, по просьбе может назвать свое имя, возраст и пол, а также выполнить простые указания (например: «Положи игрушку в коробку»).
Детей, устойчиво отстающих от нормы на один возрастной этап, включают в группу риска. Ребенок в возрасте 2,5 лет, не использующий в своей речи фразу, нуждается в консультации детского невролога и логопеда.