Критические периоды речевого развития
Мария Чечелева
Критические периоды речевого развития
Критические периоды в развитии речевой функции
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.
В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств)
отрицательно влияют на все психическое
развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.
В развитии речевой функции выделяют три критических периода:
1 период
приходится на первые два года жизни ребенка, когда появляются предпосылки речи и начинается ее активное формирование. В это время наиболее интенсивно развиваются корковые речевые зоны, в частности,зона Брока,критический период который приходится на возраст 14- 18 месяцев. Даже незначительные неблагоприятные факторы,действующие в этом периоде, могут отразиться на речевом развитии.
2 критический период-
трехлетний возраст ребенка. На этом этапе развитияпроисходятсущественные изменения: развивается связная речь,начинается переход от ситуативной к контекстной речи,что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы с переферическими механизмами речи и другими функциями. Однако в связи с их незрелостью может возникнуть некоторая рассогласованность в работе нервной системы,эндокринной,сосудистой системах, что приводит к изменениям в поведении ребенка, проявляющихся в негативизме,упрямстве и определяет ранимость речевой системы. По этим причинам может развиться заикание,наблюдается отставания речевого развития. Заикание может также возникнуть из-за возрастной неравномерности созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и других психических функций.
3 критический период –
возраст 6-7 лет. Связан с подготовкой ребенка к школе и с началом обучения в ней. Основная его особенность состоит в том,что возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Если к ребенку предявлять в это время повышенные требования,то происходят своего рода срывы нервной деятельности,которые могут стать причиной возникновения заикания
Названные критические периоды являются предраспологающими условиями для возникновения речевых расстройств. Они могут иметь как самостоятельное значение,так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами: генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и др.
Этапы развития речи детей
Знание основных этапов развития речи поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы ребенка. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.
Первый год жизни крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.
Первый этап (0 – 3 мес.)
Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, прослеживания взглядом за взрослым. Уже в этом возрасте можно активизировать развитие ребенка, т.к. с появлением комплекса оживления ребенок начинает нуждаться в постоянном общении. Нужно предлагать ребенку игрушки, разные по форме и цвету, громко звучащие, чаще играть с ним, передвигая игрушки, воспитывая зрительное сосредоточение и двигательные хватательные действия.
Кстати, чтобы успокоить малыша, необязательно прибегать лишь к соске, ведь когда он ее сосет, он полностью отвлечен от окружающего мира.
Второй этап (3 – 6 мес.)
К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д.
Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.
При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет– воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает. В этот период маме следует с радостью многократно повторять за ребенком отдельные слоги и слова, правильно озвучивая их, помогая находить соответствующие этим словам предметы.
Третий этап (6 – 10 мес.)
От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)
Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и то же слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» — это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».
От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…).
К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.
Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» — корабль, «петЕнька» — печенька, «бадядя» — помада.
К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» — перчатки, «копатка» — лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.
В последующие годы ребенок активно наращивает как пассивный словарь (развивается понимание речи), так и активный словарь (это тот запас слов, который ребенок использует в речи). В норме к 5 годам у него должны быть сформированы все стороны родной речи: лексика, грамматика, звукопроизношение и фонематическое восприятие. Ребенок должен обладать достаточно богатым словарным запасом, уметь связно рассказать о каком-то событии из жизни или пересказать сказку, рассказ, причем сделать это грамотно, соблюдая согласование слов во фразах, окончания слов и пр. Свободная речь пятилетних детей, будь то пересказ услышанной или придуманной самим истории или размышления о чем-то важном для ребенка, включает сложноподчиненные предложения с правильно выстроенными причинно-следственными связями. «Мне подарили морскую свинку, потому что я очень хотела своего домашнего питомца. Она сама не сможет прокормиться, поэтому за ней надо ухаживать. Она громко пищит, когда мы приходим домой, потому что она так радуется».
Взрослые вносят значимый вклад в развитие речи у детей от 3 до 5 лет и их коммуникативных навыков, если грамотно, заинтересованно и, главное, постоянно общаются с ребенком, комментируют и четко проговаривают свои и его действия, поощряют его к рассказыванию, объясняют различные ситуации и явления.
Закономерности нормального речевого развития по А. Н. Гвоздеву
В основе предложенной схемы – особенности появления у детей частей речи и грамматических категорий. А. Н. Гвоздев выделяет два этапа:
- использование аморфных слов;
- овладение грамматическими категориями.
Логопеды при построении коррекционной работы опираются на данные закономерности онтогенетического развития речи.
Аморфные слова-корни
А. Н. Гвоздев начинает рассматривать усвоение родной языковой системы с года и 8 мес., когда у малыша уже есть первые слова. Данный этап делится на два подпериода, в каждом из которых имеются свои особенности.
- Однословный – малыш использует только отдельные слова, которые выступают в качестве предложений. Некоторые из них служат для выражения его желаний, ощущений. В это время он активно использует мимику и жесты. Первые слова не имеют четкой грамматической формы: он использует их в одном звуковом образе в разном контексте («би» − автомобиль, едем и т. д.).
Большую часть составляют имена существительные, звукоподражательные комплексы и лепет. Всего в словаре ребенка в этот период около 29 подобных аморфных слов. Он четко произносит гласные, губно-губные, переднеязычные, заднеязычные, СЬ, ЛЬ. Слоговая структура состоит из одного ударного слога или двух одинаковых.
- Второй подпериод характеризуется объединением слов в одну фразу, но она аграмматична. Появляются несклоняемые существительные и глаголы в форме повелительного наклонения («пей», «дай» и т. д.). Слоговая структура усложняется: малыш усваивает произношение двусложных слов. Появляется Хь, Ц, Й, иногда он может опустить звук в начале или конце слова. Также малыш осваивает произношение стечения согласных, которые появляются в середине некоторых слов.
В этот возрастной период формируются предпосылки для успешного овладения ребенком составляющих языковой системы. Он начинает употреблять самые простые формы частей речи и звуки с несложными артикуляционными укладами.
Усвоение грамматической структуры предложения
Этот большой период начинается с 1 г. 8 мес. и длится до 6 лет. Ребенок усваивает все грамматические навыки; слоговая структура и звукопроизношения к 5-6 годам оказываются полностью сформированными. Дети активно занимаются словотворчеством. Данное явление обусловлено попытками овладеть нормами родного языка, не зная грамматических правил.
Первый период
Первые формы слов (1 г. 8 мес. – 2 г.). Малыш соединяет 3-4 слова в предложение. Он овладевает навыком согласования существительного в именительном падеже с глаголом, появляются начальные признаки прилагательного подчинения. Сама фразовая речь характеризуется аграмматичностью.
Начинает склонять слова по падежам (именительный, винительный, предложный); добавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы; появляются новые наклонения глаголов; часто опускает приставки.
В этот период появляются первые прилагательные, но ребенок их использует без согласования с существительным. Появляются наречия, местоимения (о себе говорит в 3-м лице); частицы. В трехсложных словах ребенок опускает предударный слог, а в четырехсложных слоговая структура чаще всего сохраняется.
Появляются артикуляционные уклады Н, Т, Д. Большая часть стечений согласных замещается одной фонемой.
Второй период
С 2-х лет до 2 г. 6 мес. происходит усвоение окончаний, в состав предложений добавляются союзы. Из распространенных ошибок – замена окончаний и их употребление в рамках одного значения. Появляются суффиксы, дательный, творительный падежи. Начинает склонять глаголы по лицам, временам, но может смешивать род.
Увеличивается количество прилагательных, но при их использовании ребенок нарушает нормы согласования. Форму множественного числа использует только в именительном падеже. Происходит усвоение личных местоимений; наречий, которые используют для сравнения. Появляется больше предлогов и сложных союзов.
В сложных словах чаще всего встречается опускание предударных слогов и приставок. Ребенок часто смешивает в речи схожие фонемы. Стечение согласных остается неусвоенным, но некоторые группы он произносит правильно.
Третий период
От 2,6 мес. до 3-х лет малыш усваивает служебные части речи. Структура предложения усложняется, появляется навык подчинения слов. Но ребенком еще не освоена категория рода. Практически освоены все основные падежные окончания, но в них чаще встречается влияние О. Усваиваются суффиксы, обозначающие увеличение.
Ребенок свободно пользуется всеми формами возвратных глаголов, приставок. Но иногда он их может смешивать. Начинает применять навыки согласования при построении предложений. Появляются формы кратких причастий. Ребенок путает притяжательные местоимения. Верно употребляет предлоги и большую часть союзов.
Редко встречается искажение слоговой структуры, чаще всего в незнакомых словах. Формируются артикуляционные уклады шипящих звуков; усваивается произношение стечения согласных.
Четвертый период
В 3-4 года в детской речи все реже встречаются аграмматичные предложения. Ребенок активно занимается словотворчеством. Окончание -ОВ продолжает влиять на склонение. Возникают затруднения в согласовании прилагательных среднего рода. Появляется сравнительная степень у прилагательных и наречий, частица БЫ. Произносительная сторона сформирована полностью.
Пятый период
Период от 4-х до 6-ти лет характеризуется усвоением практически всех грамматических форм частей речи. Ребенок испытывает затруднения в составлении предложений со словом «который».
Границы всех перечисленных этапов – примерные, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от условий речевой среды, в которой он растет. Благодаря знанию этапов онтогенетического развития речи можно определить, как идет процесс усвоения компонентов языка. Учитывая онтогенетические, психические особенности, логопеды составляют коррекционную работу.
Дошкольный этап
Дошкольный период характеризуется наиболее интенсивным языковым развитием детей. Это качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно использовать все части речи, навыки построения слов формируются постепенно. Процесс овладения языком настолько динамичен, что дети с хорошим уровнем языкового развития с 3 лет не только свободно общаются с помощью грамматически правильных простых предложений, но и используют многие виды сложносочиненных предложений, союзы и родственные слова:
- Я нарисую зеленым цветом, потому что она постоянно болеет;
- У меня будут длинные волосы вокруг ушей, потому что они — мое искушение;
- Мы все превратимся в сосульки, когда подует злой и сердитый ветер.
В это время происходит более сложное использование слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словообразования. В возрасте пяти-шести лет высказывания детей довольно длинные, и в них улавливается определенная логика представления.
В дошкольном возрасте происходит постепенное разделение языка и непосредственного практического опыта. Ребенок уже способен воспринимать язык вне ситуации, теперь возникает потребность передать взрослому впечатления, полученные вне контакта с ним, сообщить об увиденном или пересказать услышанное. В соответствии с этой потребностью начинает развиваться монологическая речь, хотя связные высказывания дошкольника вначале еще имеют характеристики ситуативности. Диалогическая речь дошкольников совершенствуется в игровой деятельности, они используют ее для планирования, координации своих действий, регулирования отношений во время игры. К концу дошкольного периода дети владеют простейшими формами адресной ориентации в выборе слов и формулировании мыслей. Использование языка в новых функциях требует правильной фонетической, лексической и грамматической формулировки.
В это время процесс овладения фонетической артикуляцией завершается: Нормально развитый ребенок в возрасте пяти лет способен произносить все звуки родного языка, воспроизводить слова различной слоговой структуры и звукового состава. Ошибки произношения обычно встречаются в словах, которые необычны и незнакомы детям (Rabaratorium — лаборатория). Неправильное произношение слова дошкольником может быть связано не столько с недостатками фонематического восприятия или трудностями произношения, сколько с желанием понять форму слова, чтобы мотивировать звук (надувной — одуванчик, паутина — паутина).
Объем активного словаря дошкольника быстро растет, достигая 3,5-4 тысяч слов в возрасте 6-7 лет. Индивидуальные различия могут быть значительными даже в этом возрасте, а словарный запас некоторых детей может достигать 12 тысяч слов. В словарном составе речи детей наблюдаются качественные изменения: увеличивается доля слов с обобщенным значением, используются слова всех типов, слова используются более дифференцированно в соответствии с их значениями, увеличивается запас синонимов, антонимов, многозначных слов. Однако процесс развития словесных значений в этом возрасте еще не завершен, поэтому часто возникают ситуации, когда ребенок неправильно понимает слово, особенно когда оно употребляется в переносном смысле, а также неправильное использование слов в речи ребенка.
Дети дошкольного возраста используют в речи разнообразные типы предложений, включая многие виды сложных, все грамматические формы. Усвоение системы словообразования продолжается, и хотя в начале этого периода еще встречаются ошибки в образовании словоформ из-за незнания нормативных вариантов (репа — репа, ружье с ударением на последний слог — ружье, чистить — чистить, обод — оборвать, курица — цепь, жесть — жесткий), ребенок постепенно начинает следовать норме.
Наиболее активным в языке ребенка-дошкольника является процесс овладения словообразовательной системой русского языка. К трем годам устанавливается только владение суффиксами субъективной оценки (уменьшительный, ласкательный, увеличительный), остальные словообразовательные средства осваиваются позже, и это ярко проявляется в самостоятельном образовании детьми слов по продуктивным словообразовательным моделям — словообразование: пуховая ступа; Не вижу, где рвется кофта; Твои поцелуи уколы; гнется береза; рябой петух; Теперь и клоуны ходят вверх ногами?